Перейти к содержанию
Zake

Связь образования казахского проекта Джанибека и Керея с последующими поколениями карататар Рума, т.е. монголов из бывшего Улуса Хулагу, которых переселил Тимур в Могулистан. Прототип Алача-хана - чагатаид Султан-Ахмад хан. Дулати-фальсификатор?

Рекомендуемые сообщения

33 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zake Потому что нету лексики "КАЗАК" со значением часового в других тюркских языках. Мы можем сравнить АДАК-АЗАК-АЙАК, потому что оно существует в тюркских языках, а КАДАК-КАЗАК не существует.

И не должно быть, ибо изначально было малораспространенным. Где это слово есть кроме КК, у вас есть данные? Базовое слово - ҚАДАҚ, а в Кодекс попал ротацированный вариант Д~З ҚАЗАҚ. Да и сейчас ҚАДАҚ в виде "охранник" используется только в хакасском языке, хотя и логично этимологизируется. В других тюркских языках множество других названий для "охранник".

Вот и всё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Bir bala сказал:

@Zake Это не согласно источникам, это согласно интерпретации этого этнонима самими летописцами, которые знать не знали кто такие казахи на тот момент. Эти дебильные значения даже по контексту не подходят.

Вот возьмем к примеру момент из "Таварих Гузида Нусрат Наме" Мухаммеда Шейбани.

Из рукописи "ТГНН" видно, что даже по контексту смысл "кочевого образа жизни" или "период лишения престола" больше подходит, чем ваши "беглецы или бродяжничество". Так как чингизидам или другим правителям и султанам приходилось вести образ жизни их подданных (т.е. не в городе, а в степи), то и летописцы применяли в отношении этнонимы их подданных. То есть казахов. Казаклык буквально означает "жить, как казах".

 

large.2.png.90c30f71d28eb76ec8a843d31bfcebef.png

Например "период лишения престола" как правило  и связан с ҚАЗАҚЛЫҚ, т.е. бегством, одиночеством, отрывом от коллектива, скитаниями, лишениями и т. д. 

Также қазақлық связан и с разбоями, налетами и в целом с "молодечеством". 

Вы это еще не поняли? Сложно для вас?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake 

1 час назад, Zake сказал:

И не должно быть, ибо изначально было малораспространенным. Где это слово есть кроме КК, у вас есть данные? Базовое слово - ҚАДАҚ, а в Кодекс попал ротацированный вариант Д~З ҚАЗАҚ. Да и сейчас ҚАДАҚ в виде "охранник" используется только в хакасском языке, хотя и логично этимологизируется. В других тюркских языках множество других названий для "охранник".

Вот и всё.

Я удивляюсь, как вы в своей головушке все это выдумываете? Малораспространенность, такое слово только в этой рукописи и т.д. Вы в своей голове объединили этноним казак и слово кадагалау, которые имеют совершенно разную этимологию в одно слово. А теперь бред несете про то, что в рукопись попала ротацированный вариант, а не ротацированный вариант не попал. Можете дальше нести бред, лично я устал вам все опровергать. Вы даже наплевали на Махмуда Кашгари.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Bir bala сказал:

@Zake 

Я удивляюсь, как вы в своей головушке все это выдумываете? Малораспространенность, такое слово только в этой рукописи и т.д. Вы в своей голове объединили этноним казак и слово кадагалау, которые имеют совершенно разную этимологию в одно слово. А теперь бред несет про то, что в рукопись попала ротацированный вариант, а не ротацированный вариант не попал. Можете дальше нести бред, лично я устал вам все опровергать. Вы даже наплевали на Махмуда Кашгари.

Моя умная головушка  связала ҚАДАҚ и ҚАЗАҚ на основе известного феномена тюркской ротации Д~З а также 100%-ой идентичности лексических значений ("часовой; охранник").

На М. Кашгари я очень даже не наплевал) У него очень много примеров ротации Д~З. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.08.2022 в 21:45, Zake сказал:

Вы всё перечислили, кроме самых главных причин.

Ведь согласно Дулати Худайдад сообщил Улугбеку:

Мы посчитали уложение Чингиза плохим, целиком отказались от него и стали следовать закону шариата

Это были еще времена Вайс-хана. А для того, чтобы окончательно внедрить ислам могульские ханы заставляли кочевников жить оседло в вилайетах. Понятно, почему моголы постоянно возмущались/бунтовали и уходили в разные стороны. 

Моголы, т.е. кочевники Джете хотели продолжать жить по  йусуну, т.е. по закону и обычаям предков. (В той степени насколько  это можно было совместить с исламом). Такую возможность им и давали как раз  казахские джучиды. Отсюда и нарицательное название уйсын (йусун) и эпоним Майкы Уйсын или "Первый законник" Майкы по Валиханову. 

Бабур писал  другое: могулы и знамя окропляли кумысом и чингизовские установления у них действовали. 

https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext4.htm

По могольскому обычаю распустили знамена. Хан сошел с коня. Перед Ханом воткнули в землю девять знамен. Один могол привязал к кости из передней ноги быка длинную белую холстину и держал ее в руке; еще три длинных холстины привязали к трем знаменам ниже кутаса 236 и пропустили их концы под древки знамен. На конец одной [116] холстины наступил ногой Хан, на конец холстины, привязанной к другому знамени, наступил я, а на конец третьей холстины — Султан Мухаммед Ханике. /100б/ Тот могол, взяв в руки бычью кость с привязанной к ней холстиной, что-то сказал по-могольски, смотря на знамя, потом сделал знак. Хан и все те, кто стоял подле него, принялись кропить кумысом в сторону знамени. Все разом задули в трубы и ударили в барабаны, воины, стоявшие в рядах, как один, испустили боевой клич. Все это проделали три раза, а потом сели на коней и с криками обскакали вокруг лагеря.

Среди моголов установления Чингиз хана до сих пор таковы, как их учредил Чингиз хан. [Бойцы] правого крыла стоят на правом крыле, левого крыла — на левом крыле, середины — в середине; все из рода в род стоят на местах, указанных в ярлыке [Чингиза]. На правом и на левом крыле постоянно происходили раздоры между родами Чарас и Бекчик из-за того, кому выходить на край. В то время беком тумана Чарас был Кашка Махмуд, очень смелый был человек. Беком тумана Бекчик, который славился среди прочих туманов, был Айуб, [сын] Якуба. Из-за того, кому выходить на край, они дрались, обнажали друг на друга сабли. В конце концов, кажется, решили, что в кругу для облавы выше будет стоять один, и в боевом строю на край будет выходить другой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну еще один важная характеристика от Бабура - это честность и справедливость могулистанского Алача-хана. Этого вкупе с его харизматичностью, смелостью,  стремлением к соблюдению древних кочевых адатов и наличием побед над калмаками было достаточно, чтобы его имя сохранилось вовек.

https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext4.htm

Младший хан, мой дядя, был чудной человек, крепко разивший клинком, самовластный и смелый. Из оружия он больше всего полагался на саблю и говаривал: «Шестопер 242, палица, кистень, секира, топор раз ударив, поражают в одно место, а сабля, как ударит — рассечет с головы до ног». Он никогда не расставался со своим острым клинком; клинок либо висел у него на поясе, /103б/ либо находился в руке. Выросши на далекой окраине, [Младший] хан был несколько неотесан и грубоват в речах...

...Так как [Младший] хан вырос в окраинных землях, то шатер, в котором он жил, был скромный, казацкий. Дыни, виноград, принадлежности конской сбруи — все лежало тут же в шатре, где он жил...

...Младший хан славился своей справедливостью и честностью, но его моголы, оставленные в Оше, Маргинане и других, покорившихся мне крепостях, вопреки надеждам народа, начали творить жестокости и насилия...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.09.2024 в 20:58, Zake сказал:

Таким образом, согласно сведениям Ибн Арабшаха часть переселенных румских карататаров ушла к Едиге и при этом Ибн Арабшах почему-то посчитал, что им улыбнулась удача и в этом роде. Так же у него читаем, что румские карататары, которые остались служить у Тимура сразу после его смерти дали Едиге захватить Хорезм, а их предводитель тимуровский сановник Аргуншах бежал оттуда. Полагаю, что охранявшие Хорезм румские карататары тоже в итоге перешли к Едиге, потому что их следы теряются.

По логике эта отделившаяся группа румских карататар после смерти Едиге должна была быть возле его сыновей. И скорее всего оказалась возле старшего сына Мансура. Но при этом основной массив румских татар остался там в Могулистане и про них после смерти Тимура в источниках вообще ничего нет. 

Все они по плану Тимура должны были выполнять роль буфера и пограничной службы между узбеками Дешта, могулами и государством Тимура.

Как мы видим, Хорезм карататары спокойно "сдали" Едиге. Что творилось в Могулистане и как они выполняли свои пограничные функции для потомков Тимура из источников совершенно не ясно, ибо само название "карататар" пропадает, но в том же регионе через несколько десятилетий появляется народ под названием "казах".

Поэтому те "наемники" которые были у Барака и Мансура и о которых писал Улуг-Мухамад османскому султану это скорее всего и были эти переселенные карататары. В начале 15 века переселили 40 тыс семей, плюс ойраты из Ирана. Уже писал, что примерно выходим на искомые 200 тыс населения казахов Керея и Джанибека, т.е. я говорю о порядке цифр! Откуда-то такие данные появились же у Дулати?

Я вот думаю, что ядро войск старшего сына Едиге Мансура и Барака, когда они захватывали престол, скорее всего были эти ильханские переселенцы. У Мансура гипотетически они могли оказаться по наследству от Едиге, а Барак  мог задействовать их с одобрения своего патрона Улугбека. Когда в итоге Мансур и Барак проиграли борьбу за престол, то Барак уверенно пошел на юг, к Улугбеку и требовал "пастбища Сыгнака", т.е. зимовки Сырдарьи. (Почитайте соот-щие источники про ценность зимовок на Сыре, там действит-но могла прокормиться целая армия!)  У Барака под управлением оказался целый народ и он пытался для него "выбить" материальную базу в виде зимовий вдоль Сыра, т.е. дело не только  "постройке" Уруса в Сыгнаке и самом Сыгнаке, который безусловно был мощным торговым сухим портом. Тем самым Барак убедил  ильханских переселенцев, что он сможет их всех прокормить, что у него есть зимовки по праву,  чтобы они ориентировались только на него, т.е. урусидов, а не на тимуридов.  Поэтому связь казахских жузов с Сырдарьей совершенно логичная. 

Напомню, речь идет о "первых казахах" ( т.е. беглых, изгнанных, "потерявшихся", "заблудившихся", скитающися румских карататарах или ильханских монголах) Едиге, Барака, Керея, Джанибека.

P.S.

https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Isfachani/framepred.htm

Ибн Рузбихан, рассказывая о них, употребил два термина, очевидно подразумевая родственные узбекские племена, сгруппировавшиеся вокруг Шайбани-хана и Бурундук-хана. На одной из страниц он пишет: “Шайбани-хан острием покоряющего мир меча отогнал узбеков-казахов (***) от предмета их алчности” и “узбеки из рода казахов (***) отбивались от войск — шибанитов, стреляя из луков". В другом месте он связывает казахов с монголами, говоря, чт,о “казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами”.

Среди всех узбеков Рузбихани связывал именно казахов с татарским войском Чингизхана, которых упоминали арабы и персы. В Иранзамине (Улус Хулагу) монголы и были известны под  именем татары или карататары. Про других узбеков он такое не писал

Я вот думал, насчет силового ресурса Мансура и принимая во внимание сведения Ибн Арабшаха

У Идику было около двадцати детей, каждый из них был подчиненным маликом (принцем) и у каждого была своя отдельная область (владение) и в их подчинении свое войско

Целых двадцать сыновей со своими владениями и воинами!  Из этих двадцати как минимум половина, ну хорошо треть амбициозные, т.е. желающие "беклярбекствовать" и рулить как их отец.

Поэтому не уверен, что Мансур даже будучи старшим из сыновей обладал очень большим ресуром. Поэтому ему требовался хан-партнер, а иначе он подтянул бы просто чингизида "марионетку", "куклу" без ресурса, т.е. Мансур обьективно не мог идти по пути своего отца Едиге, ибо ресурсы были не те.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому те, ильханские каратары которые ушли к Едиге вообще не факт что были у Мансура, так как они могли быть в орбите других двадцати (вернее девятнадцати) сыновей Едиге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У самого Барака ресурсов тоже не было. Ресурсы были у его патрона-звездочета, но к сожалению придворные летописцы подробно не расписали в чем заключалась его помощь. Может чтобы не фиксировать на бумаге то глупое положение, в котором действительно оказался звездочет? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Возможно, хара-татарскими по происхождению племенами были кызылбашские племена румлу и шамлу.

Цитата

Главной военной опорой Сефевидов стали тюркские кочевые племена Азербайджана и Малой Азии, где шиизм был формой оппозиции кочевников Османскому государству.
Сначала было семь племен: шамлу, румлу, устаджлу, текелю, афшар, каджар, зулкадар. Все эти племена имели разное происхождение. Например, племена румлу и шамлу, согласно преданию, происходили от пленников Малой Азии (Рум - Анатолия, румлу, происходящий из Анатолии) и Сирии (Шам - Сирия, шамлу происходящий из Сирии), угнанных Тамерланом после битвы под Анкарой в 804 г.х./1402 г. и переданных им сефевидскому шейху Садруддин-и Муса (по верному преданию, Ходжа Али Сияхпуш), и которые были освобождены и поселены в Азербайджане (Иран),1 и в знак благодарности они самоотверженно служили в свите султан Джунайда и султан Хайдара - предков Исмаила Сефеви.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Zake сказал:

У самого Барака ресурсов тоже не было. Ресурсы были у его патрона-звездочета, но к сожалению придворные летописцы подробно не расписали в чем заключалась его помощь. Может чтобы не фиксировать на бумаге то глупое положение, в котором действительно оказался звездочет? 

Перед походом в Китай Амир Тимур дал ему (звездочету) Джете, а также прилегающие районы с запада, т.е. Сайрам, Ташкент и т.д. И как раз на этих плацдармах были размещены переселенные ильханские кара-татары и ойраты, которые должны были по тимуровской задумке сдерживать возможные вторжения (в Маверанахр) со стороны ордынцев (узбеков) и могулов. К слову Амир Тимур больше всего видимо опасался возможного обьединения узбеков и могулов, как это было в случае альянса Тохтамыша и Камаратдина, Инка Тура. Поэтому и переселил в этот регион относительно "инородный" элемент, который видимо по его задумке, должен был быть лояльным только его семье.

https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Serefeddin_2/frametext11.htm

Сахибкиран Ташкент, Сайрам, Ашпару, область Джете до границ Китая дал царевичу Улугбек Мирзе. И Андижан, Тараз, Кашгар и Хотан дал царевичу Ибрахим Султану и дал обоим знаки, отметил династийной тамгой

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.09.2024 в 17:00, Rust сказал:

Возможно, хара-татарскими по происхождению племенами были кызылбашские племена румлу и шамлу.

 

У Самарканди в одной рукописи были сведения о неких "туркмен кара-татарах", которые убежали в Махан (Иран). 

В другом месте (рукопись С 442, стр. 335) Абд-ар-раззак упоминает под 808 (= 1405/06) годом о приходе бежавших из Мавераннахра «туркмен кара-татар» в Махан, где правил эмир Черкес. Туркменами кара-татары, очевидно, называются потому, что, живя в малой Азии, приняли тюркский язык

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В 10.09.2024 в 20:58, Zake сказал:

https://vostlit.narod.ru/Texts/rus7/Isfachani/text3.htm

ибо мощь и полное бесстрашие казахского войска, которое в минувшие времена, в начале выступления Чингиз-хана, называли татарским войском, известна и упомянуты на языке арабов и не арабов. 

https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Isfachani/framepred.htm

Ибн Рузбихан, рассказывая о них, употребил два термина, очевидно подразумевая родственные узбекские племена, сгруппировавшиеся вокруг Шайбани-хана и Бурундук-хана. На одной из страниц он пишет: “Шайбани-хан острием покоряющего мир меча отогнал узбеков-казахов (***) от предмета их алчности” и “узбеки из рода казахов (***) отбивались от войск — шибанитов, стреляя из луков". В другом месте он связывает казахов с монголами, говоря, чт,о “казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами”.

The terrible ferocity and violence of the army of the Qazaqs, who, previously, at the 
time of the appearance of Chingiz Khan, were called the army of the Tatars (laškar-i 
tatar), are well known and mentioned by the Arabs and the Persians

Quoted from Joo-Yup Lee, 2013, p. 184; also see Mihmān-nāma-yi Buḫārā, 1974, p. 217.

Из работы Джу Юп Ли этот текст Рузбихани можно перевести немного по другому, нежели в русском переводе:

"Ужасная свирепость, жестокость, буйность КАЗАХСКОГО войска, которых ранее, еще во времена  Чингиз-хана называли ТАТАРСКИМ войском (лашкари татар) ХОРОШО ИЗВЕСТНА и УПОМИНАЕТСЯ АРАБАМИ и ПЕРСАМИ".

Т.е. почему Рузбихани подчеркнул, что свирепость и жестокость ИМЕННО КАЗАХСКОГО войска (в прошлом татарского) хорошо известна и упоминается АРАБАМИ и ПЕРСАМИ? 

Я тут не понимаю стандартную отсылку казахов к монголам Чингиза у комментаторов.  А что узбеки-шейбаниды и мангыты не являлись их потомками? Почему про них не упоминали арабы и персы?

Здесь эту мысль Рузбихани можно трактовать так: Жестокость и свирепость казахов, которых в прошлом называли татары, хорошо знали и упоминали арабы и персы, потому что они с ними контактировали, ибо они и есть ильханские карататары.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.09.2024 в 14:31, Zake сказал:

@Bir bala

Тут вам и Челеби и Дулати и сами казахи через Андреева И.Г. обьясняют значение (семантику) термина қазақ. Обратите внимание, здесь нет речи об  этимологии!

https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Celebi_Sejfi/text1.phtml?id=12726

Временами они живут мирно, иногда вступают в междоусобные распри. Побежденный не может более оставаться в пределах своего вилайета и удаляется прочь в степь. В былые времена предки казахских ханов потерпели поражение в борьбе за обладание Бухарой и Ташкентом и были вынуждены бежать в степь, где и остались. На основании этого обстоятельства им было дано название казак.

https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm

Так как они [Кирай и Джанибек] сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа 194, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их и прозвали казахами, и прозвище это закрепилось за ними.

194. В Л (стр. 245) после слова «народа» следует дополнение: *** — «в пустынях разрозненно и в растерянности».

http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/Andreev/text1.htm

"Хотя ж киргис-кайсаками они пишутся, и их так называют, но собственно на вопрос каждой киргисец просто себя именует “хазак”, которое имя значит по истолкованиям от них же из рода разумных людей “беглый” или “потерявшийся”"

Из работы Джу Юп Ли сведения М.Х.Дулати о том, почему закрепилось название "қазақ".

(Qazaqlïq, or Ambitious Brigandage, and the Formation of the Qazaqs, стр 36)

Because they escaped and separated from the mass of their people at first 
and for a while remained destitute wandering aimlessly, they were called 
qazaqs and this nickname was fixed to them
(chūn īshān avval az ān mardum-i bisyār gurīkhta judā shudand va muddatī bī sāmān va sargardān 
mī-būdand īshān-rā qazāq guftand īn laqab bidīshān muqarrar shud)

Перевод по смыслу:

Поскольку сперва они убежалиотделились от массы своего народа и некоторое время находились в лишениях и бесцельном (растерянном) скитании,  их называли "қазақ" и это прозвание сохранилось за ними.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из работы Джу Юп Ли приведу еще одно определение соционима "қазақ", 15 век. Но здесь не применительно к казахскому этносу.

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Jan_Długosz

Joannis Dlugossii, Annales seu Cronicae incliti Regni Poloniae, 243–44

"Large Tatar army collected from fugitives, expellees, and robbers, whom they call in their language cossacks"

"Большая татарская армия была собрана из беглецов, изгнанников и разбойников, которых они на своем языке называют казак".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я открыл эту тему еще в 2021 году. Сейчас, спустя 3 года, решил систематизировать записи и сформулировать резюме в виде некой форумной любительской статьи или эссе.  Постараюсь изложить без нудных лонгридов, потому что бОльшая часть вопросов уже обсуждалась в этой и других связанных темах форума. 

Название эссе

"Образование Казахского ханства"

Структура:

1. Предисловие. О чем эта работа? 

2. Каноническая версия образования Казахского ханства, основанная на сведениях М.Х.Дулати

3. Критика сведений М.Х. Дулати.

4. Авторская версия образования Казахского ханства.

4.1. Кто такие румские карататары (ильханские монголы) и иранские ойраты

4.2. Суть сепаратных переговоров Амира Тимура с румскими карататарами накануне Ангорской битвы.

4.3. Переселение ильханских монголов в Могулистан в начале 15 века. Зачем это было нужно Амиру Тимуру?

4.4. Урусиды Коирчак и Барак как ставленники семьи Амира Тимура

4.5. Урусиды в Могулистане. Образование Казахского ханства.

4.6.Фольклорные данные.

5. Заключение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства"

1. Предисловие. О чем эта работа?

В данной работе я хочу обратить внимание читателей на другую версию истории создания Казахского ханства. Я уверен, что в официальной истории образования Казахского ханства вообще нет фундамента, несмотря на то, что изучением истории занимались и занимаются образованные и профессиональные ученые.  Потому что все эти теоретизированные рассуждения и концепции о времени бегства или откочевки Керея и Джанибека от Абулхаира основаны на нескольких предложениях М.Х. Дулати, который был апологетом враждебного казахским урусидам клана чагатаида Абдрашит-хана. Историки не обратили внимание на объективную этнополитическую ситуацию накануне образования Казахского ханства в Могулистане. В частности, никто из казахских историков не обратил внимание на то,  что в 15 веке в Могулистан был переселен Амир Тимуром целый народ карататаров и ойратов из Ближнего Востока, последующие поколения которых на мой взгляд и послужили ядром образования Казахского ханства. Кроме того, историки стараются не замечать фактов, связанных с тем, что потомки Урус-хана (Коирчак, Барак) были креатурами, ставленниками Амир Тимура и его семьи, причем Барак-хан умер в Могулистане, откуда он вел войны со своим бывшим патроном (покровителем) Улугбеком. Основной  целью является побудить новые поколения историков относиться критически к сведениям М.Х.Дулати и других летописцев, которые как правило всегда являются чьим-то апологетами и пересмотреть канонический взгляд на историю Казахского ханства с учетом предоставленных данных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства"

2.Каноническая версия образования Казахского ханства, основанная на сведениях М.Х.Дулати

- Основана исключительно на сведениях М.Х.Дулати, который описал Керея и Джанибека как беглецов от Абулхаир-хана, которым дал приют Есен-Буга-хан в западном Могулистане.

- Есть мнение, что Керей и Джанибек отделились от Абулхаира после сокрушительного поражения последнего от калмаков в 1457 г. Джу Юп Ли приводит данные Минши Лу о посольстве Джанибек-хана в Мин в 1451 году и полагает, что побег Керея и Джанибека был до 1451 года.

- Историк Сабитов Ж. считает что Керей и Джанибек, будучи малолетними, прибыли к могульскому хану Есен-Буге после смерти Барак-хана в Могулистане.

-Несмотря на несогласие в мелких деталях, историки в целом полагаются на "Тарихи Рашиди" как на достоверный источник касательно образования Казахского ханства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства". 

3. Критика сведений М.Х.Дулати


Как писалось ранее, вся история формирования Казахского ханства в Могулистане беглецами урусидами Кереем и Джанибеком  базируется только на одном источнике "Тарихи Рашиди".
Однако исследователи при изучении истории образования Казахского ханства не учитывают того, что историографы Абулхаир-хана и в целом авторы шейбанидских источников при очень подробном описании событий, связанных с именем Абулхаира, ни разу не говорят о Керее и Джанибеке, как о противниках Абулхаира и об их откочевке. Ни в одном сочинении шейбанидского круга нет даже намека на конфликт Абулхаир-хана с Кереем и Джанибеком. Причем столкновения с другими джучидами описаны подробно, с указанием  соратников Абулхаир-хана в битве с каждым врагом (джучиды Мустафа, Махмуд-ходжа, Ахмед, Махмуд, поход на Хорезм, помощь тимуриду Абу Сеиду, битва с Уз-Тимур-тайши и т.д.). В этой связи встает вопрос: насколько тесно вообще они пересекались в своей жизни с друг другом?

Непонятно, почему исследователи не уделяют должного внимания биографиям предыдущих поколений предков Керея и Джанибека. Ведь известно, что после смерти Уруса, его сын Коирчак и внук Барак были в орбите семьи Тимура и являлись их креатурами, ставленниками. В конце жизни Барак-хан вторгся и захватил присырдарьинский регион и окрестный западный Могулистан, которые входили в удел внука Тимура Улугбека, а не могульских чагатаидов. Эти пограничные с тимуридами территории Барак-хан использовал как плацдарм для ведения рейдов в Маверанахр. Там же в Могулистане Барак-хан и умер согласно релевантным тимуридским источникам. Куда делись  дети и близкие после его смерти? Логичнее предположить, что урусиды вынуждены были остаться на месте, нежели вырабатывать более сложные и натянутые конструкции, дескать урусиды из Могулистана ушли в Дешт-Кипчак, потом из Дешт-Кипчака опять бежали в Могулистан. Чтобы избежать обвинений в таких натянутых и не совсем логичных конструкциях, историки, на наш взгляд, стараются переносить место гибели Барак-хана куда-то подальше от Могулистана в Дешт-Кипчак, всецело полагаясь на поздние фольклорные источники типа К. Джалаири.

Или например, канадский историк Джу Юп Ли в своей работе про казахов (стр 102) честно приводит сведения о гибели Барак-хана в Могулистане "However, Barāq Khan also failed to  found an Urusid dynasty since he was killed by one of his foes in Moghulistan 
in 1428–29", но дальше просто переходит на откочевку его детей и родственников от Абулхаира из Дешт-Кипчака в Могулистан, не считая нужным разъяснять эту щекотливую ситуацию. Я, конечно же, считаю, что урусиды после смерти Барак-хана остались в Могулистане (подробную аргументацию читайте в следующих разделах).

В этой связи становится понятным, почему сведения Дулати о конфликте и  бегстве урусидов от Абулхаира не находят подтверждения в источниках шейбанидского круга. Вообще нужно ставить вопрос в следующей плоскости:  а вообще урусиды Керей, Джанибек и Абулхаир пересекались ли в своей жизни? На мой взгляд, могло быть только некое  "шапочное знакомство", обусловленное тем, что урусиды почти с рождения или малых лет жили в Могулистане, а Абулхаир владычествовал в Дешт-Кипчаке. 

Тогда почему М.Х. Дулати назвал Керея и Джанибека беглецами? Почему он название "қазақ" с семантикой "беглый", "изгнанный" использовал в отношении урусидов и подвластного им народа? Я думаю, что все дело в подвластных урусидам номадах Могулистана (Джете). Для этого нужно понимать что в Могулистане после эпохи Тимура, т.е. в периоде, предшествующем формированию Казахского ханства, изменилась этнополитическая ситуация. Джете всегда был большой головной болью и экзистенциальной опасностью для Амира Тимура, поэтому он совершил туда больше 10 разорительных походов и только таким образом смог подчинить себе Могулистан. Более того, Тимур по итогам Ангорской битвы с Баязидом Молниеносным переселил в Джете (Могулистан) 30-40 тыс семей из Рума. Кроме них, были переселены отдельной группой иранские ойраты в Ашпару и окрестности Ташкента. С учетом того, что западная граница Могулистана доходила до Ташкента,
то и  иранские ойраты были размещены в западном Могулистане. Тем самым,  Тимур пытался купировать вечную угрозу с севера, т.е. со стороны узбеков-ордынцев и могулов, путем заселения Могулистана потомками воинов Улуса Хулагу, которые по его задумке должны были стеречь рубежи государства Тимура в пограничном Могулистане. Кроме того, эти ближневосточные номады должны были участвовать в походе Тимура в Китай. 

Таким образом, в эпоху Тимура в Могулистане произошли большие или тектонические изменения. В Улусе Хулагу была представлена та же самая палитра тюрко-монгольских племен, что и в Улусах Джучи и Чагатая. Несмотря на общее тюрко-монгольское происхождение и даже общее родоплеменное происхождение, общую кочевую культуру, традиции, чингизидские законы и адаты, они в течение полтора века обитали в другом отдаленном ближневосточном регионе и поэтому требовалось какое-то время для их адаптации в среде моголов Джете.
Как раз к этим изгнанным, переселенным из своей родины и скитавшимся на чужбине, то есть в Могулистане ильханским монголам и ойратам подходил термин "қазақ" в значениях "беглый", "изгнанный", "запутавшийся". Причем они были изгнаны, переселены или депортированы во времена жизни Коирчак-хана и его сына Барак-хана!

Я считаю, что М.Х. Дулати умышленно утаил переселение ильханских монголов и ойратов в Могулистан в 15 веке, а также борьбу Барака с внуком Тимура Улугбеком, фактическим "владельцем" Джете и смерть Барака в Могулистане. Конечно, можно допустить, что он жил гораздо позже всех этих событий и поэтому не мог обладать достоверной информацией. Но здесь удивляет другое, если часть казахов и кыргызов даже в 19 веке помнили о своем исходе из Ближнего Востока в 15 веке, то неужели М.Х. Дулати не слышал об этом? Дело в том, что могульский хан Абдрашит, после прихода к власти устроил гонения дулатам, которые долгое время были ведущим, топовым племенем в Могулистане. М.Х. Дулати находясь на чужбине, скорее всего лелеял мечту вернуться на родину предков и надеелся на милость могульского хана, в частности об этом говорят используемые в его работе стихи:
"У меня немного слов для тебя,
Как смеет Хайдар говорить о тебе?
Океан величия — шах 'Абдаррашид,
Он является горой Каф могущества,
О твоем могущественном сане, о государь,
Продолжать говорить значит докучать тебе"
В "Тарихи Рашиди" пишется, что автор посвятил свою работу чагатаиду Абдрашит-хану, злейшему врагу казахских ханов. М.Х.Дулати:
"Эта история была названа “Та'рих-и Рашиди” (“Рашидовой историей”) по трем обстоятельствам. ..Третье — то, что в настоящее время могольским ханом является 'Абдаррашид хан 6а, и эта история составляется в его честь и для него".
Средневековый интеллектуал М.Х. Дулати пользовался хорошими средневековыми источниками, в первую очередь тимуридскими, где черным по белому было написано как о переселении целого народа из Ближнего Востока в Могулистан, так и о войне между Бараком и Улугбеком, а также о смерти первого в Могулистане.
Поэтому на мой взгляд, М.Х. Дулати, будучи апологетом Абдрашит-хана, умышленно принизил ранг враждебных ему казахских чингизидов, показав их "бездомными бродягами", которых приютил, пригрел могульский хан Есен-Буга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства".

4. Авторская версия образования Казахского ханства.

4.1. Кто такие румские карататары (ильханские монголы) и иранские ойраты?

- Румские карататары, они же ильханские монголы являлись обитателями бывшего государства Хулагидов или Ильханата, который включал в свой состав обширные территории Ближнего Востока и Турции (Рума). Государство Хулагу было создано в 1256 году внуком Чингисхана Хулагу, по итогам Ближневосточного похода монголов в 1256—1260 годах. Ближневосточная военная кампания, проведенная во второй половине 1250-х гг. как общее
имперское мероприятие, была одной из самых крупных военных операций монголов.

- Во время вступления на престол  Газан хана (1295—1304 гг.) был принят ислам.

-  После смерти ильхана Абу Саида в 1335 году начался период марионеточных ханов и постепенный распад государства Хулагу. По состоянию на конец 14 века ильханские монголы были в подчинении у османского султана Баязида Молниеносного.

-Отдельно нужно выделить иранских ойратов, кторые занимали земли Восточной Анатолии и Ирака. Их влияние в первую очередь было связано с всесильным ильханскими наместником Аргун-ака, его сыном Наурузом и  потомками. Даже после ухода большого количества ойратов в Египет (10-18 тыс человек) в конце 13 века в постильханском периоде они оставались одной из самых сплоченных и мобилизованных племенных групп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства".

4. Авторская версия образования Казахского ханства.

4.2. Сепаратные переговоры Амира Тимура с румскими карататарами накануне Ангорской битвы.

Суть сепаратных переговоров Амира Тимура и карататар накануне Ангорской битвы с Османским султаном Баязидом Молниеносным сводилась к следующему:

- Тимур апеллировал к родству и общему происхождению Тимура  и каратар, дескать "притоки одной реки", "ветви одного дерева", что каратары ближе к Тимуру чем другие

- о том, что предки карататаров не по своей воле пришли в Анатолию и нашли здесь свою Родину (речь идет о завоевательной ближневосточной кампании Хулагу)

- о том, что Тимур не понимал каким образом карататары будучи потомками "падишахов Турана" стали рабами потомка рабов Ибн Усмана (т.е. Баязида Молниеносного)

- о том, что карататары должны стать хозяевами Рума и поэтому они должны перейти на сторону Тимура. 

-но пока они  не должны вызывать подозрений у Баязида Молниеносного. Позже во время битвы они должны будут предать Османского султана и перейти на сторону Тимура.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства".

4. Авторская версия образования Казахского ханства

4.3. О переселении Тимуром ильханских монголов в Могулистан в начале 15 века. Зачем это было нужно Тимуру?


Во время Ангорской битвы карататары перешли на сторону армии Тимура и тем самым решили исход битвы. Но по итогам этой битвы Тимур решает переселить карататар в Могулистан. Ибн Арабшах подробно описал, как Тимур обьяснял каратарам почему нельзя им оставаться в Анатолии: "Ваши поступки по отношению к их отцу перекрыли дорогу согласия с ними. По правде говоря, вам нет пути-дороги там, где проходил их отец" т.е. дескать дети  Баязида не дадут им житья в Руме.
Понятно, что это было удобной отговоркой для Тимура чтобы не выполнять свои обязательства.

Тезисно перечислим основные причины переселения ильханских монголов (карататар) в Джете/Могулистан в 1403 году:

- Тимур совершил порядка 10 походов в Могулистан и даже после полного подчинения моголов Тимуру они продолжали оставаться угрозой с севера для государства Тимура

-Тимур делал  завоевательные походы в Золотую Орду, потому что ордынцы  исторически были угрозой для владений Тимура в Маверанахре

- Больше всего Амир Тимур опасался альянса ордынцев и могулов, как это было в случае с альянсом Тохтамыш-хана и могульских эмиров Камаратдина и Инка-Тура

- Все это усиливалось такими личными чертами характера Тимура, как крайняя подозрительность и недоверие ко всем

- исходя из работы Ибн Арабшаха нужно подчеркнуть особую страсть Тимура ко всяким перестановкам кадров и перемещениям людей для целей выстраивания необходимого политического баланса

- исходя из источников видно, что переселенных румских карататар и иранских ойратов Тимур расселил на северных рубежах своей территории, т.е. приграничных территориях Могулистана и Средней Азим для того, чтобы они обеспечивали безопасность от возможных вторжений ордынцев и моголов

- согласно Ибн Арабшаху часть переселенных румских карататаров присоединилась к Едиге. Но основной массив румских карататар и иранских ойратов остался в Могулистане, где примерно через несколько десятилетий образовалось Казахское ханство.

- Тимур именно во время похода в Рум запланировал завоевательную компанию в Китай, против императора Мин, которого чагатаи презрительно называли "свиньей", так как он пытался взыскать дань с Тимура

- Таким образом, румские каратары были необходимы Тимуру как лояльные только ему воины, для обеспечения безопасности северных рубежей Маверанахра, а также для участия в завоевательной кампании в  Китай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства"

4. Авторская версия образования Казахского ханства

4.4. Урусиды Коирчак и Барак как ставленники семьи Тимура


-  Урус-хан (потомками (правнуками) которого являлись основатели Казахского ханства Керей и Джанибек) правил Улусом Джучи и восточной частью Улуса Джучи с 1368 по 1377 год (с перерывами). В конце своей жизни он вступил в схватку с Амир Тимуром, но неожиданно скончался.

- Сын Урус-хана Коирчак был возле Амир Тимура в период единоборства с Токтамышем (в 90-х годах XIV в.). Его Тимур держал при себе, намечая его кандидатом на престол улуса Джочи на место Токтамыша. После поражения Токтамыша у р. Терек в 1396 г. Тимур поспособствовал чтобы Койричак стал ордынским ханом

  - Койричак был ставленником Тимура, своих сторонников в Дешт-Кипчаке не имел и только благодаря Тимуру овладел властью. С ним считались только пока с ним рядом находился Тимур. Си уходом Тимура,  подданные Коирчака видимо начали переходить к его могущественным конкурентам. Не имевший своих сторонников в Золотой Орде и исключительно полагавшийся на внешний ресурс (войска Амира Тимура) сын Уруса Коирчак был ожидаемо низложен.

- Биография Барак-хана до 1419 года неизвестна. Логично предположить, что он был рядом со своим отцом Коирчаком, ставленником Амира Тимура и соответственно  с раннего возраста соприкасался с семьей Амира Тимура. Согласно тимуридским источникам (Әбдразақ Самарканди) Барак-хан заручился поддержкой Улугбека для захвата золотоордынского трона.

- Барак-хан после своего поражения в борьбе за ордынский престол перегруппировался в приграничные земли с Амир Тимуром, т.е. земли Средней Азии и Могулистана. Из содержания тимуридских источников мы понимаем суть претензий Барак-хана к своим патронам тимуридам: Барак-хан в 829 г. (1426 г.) требовал от Улугбека Сыгнак и его окрестности (ценнейшие зимние пастбища вдоль Сырдарьи) как бывшие владения своего деда Урус-хана.

- Барак-хан со второй половины 1426 года и примерно до октября 1427 года осуществлял рейды в Маверанахр и вел войну с тимуридами Улугбеком, Мухамедом Джуки, Байсункаром и Шахрухом.

-Последнее сообщение о Барак-хане в тимуридских источниках датируется 832 годом (11 Х 1428 — 29 IХ 1429), где сообщается о его смерти в Могулистане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства"

4. Авторская версия образования Казахского ханства

4.4. Урусиды Коирчак и Барак как ставленники семьи Тимура

В связи с деятельностью урусида Барак-хана, возникают следующие вопросы:

1. Какую помощь Барак-хану мог оказать его патрон-покровитель Улугбек, для того чтобы он мог захватить ордынский престол?

2. Могла ли часть переселенных Тимуром румских карататаров, выполнявших функции охраны северных рубежей государства тимуридов, участвовать в кампании Барака по захвату ордынского престола?

-  Барак-хан в какой-то мере расчитывал на ресурс Мансура, сына Едиге. Но вряд ли Мансур обладал всеми военными  ресурсами своей семьи, ибо согласно данным Ибн Арабшаха у Едиге было 20 сыновей, многие из них были очень амбициозными, со своими войсками и были беклярбеками других чингизидов, конкурентов Барака.  Поэтому речь скорее всего идет именно об эффективном сотрудничестве, то есть объединении ресурсов Мансура и Барака для достижения общей цели.

-  Барак-хан, будучи ставленником семьи Тимура,  как и в свое время его отец Коирчак, мог расчитывать только на военный ресурс семьи Тимура. Напомним, что Амир Тимур перед походом в Китай отдал Улугбеку область Джете, Ташкент, Сайрам, Ашпару. Так кого мог отправить на помощь Бараку Улугбек, который в том числе курировал Могулистан, а так же присырдарьинский регион (Сайрам и т.д.)?

-  В первую очередь, какую-то часть переселенных карататар, которые были как раз размещены на границах с Дешт-Кипчаком и Могулистаном.  Поэтому ядром войск старшего сына Едиге Мансура и Барака могли быть эти ильханские переселенцы. Ведь как раз о неких "наемниках" Барака и Мансура и писал Улуг-Мухамад османскому султану. 

- Когда в итоге Мансур и Барак проиграли борьбу за престол, то Барак уверенно пошел на юг, к Улугбеку и требовал "пастбища Сыгнака", то есть зимовки вдоль Сырдарьи. Из соответствующих источников ("Записки Бухарского гостя" и т.д.)мы знаем про ценность зимовок на Сыр-дарье, потому что там действит-но могла прокормиться целая армия! У Барака для целей захвата ордынского трона под управлением временно могла  оказаться часть карататарского улуса и он видимо пытался для них "выбить" материальную базу в виде зимовий вдоль Сыр-Дарьи.

- Таким образом, дело не только в самом Сыгнаке, как таковом, который безусловно был мощным торговым сухим портом. Дело в том, что Барак-хан скорее всего убедил  ильханских переселенцев, что он, внук Уруса , сможет их всех прокормить, что у него есть зимовки по законному праву,  чтобы они ориентировались только на него, а не на тимуридов.

- Барак-хан ориентировался на часть этих переселенцев в борьбе за ордынский престол, с позволения самого Улугбека.  При этом понятно, что Улугбек никак не мог предположить, что  Барак обрушится на него самого, а румские переселенцы будут ориентироваться на Барака и урусидов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Образование Казахского ханства"

4. Авторская версия образования Казахского ханства.

4.5. Урусиды в Могулистане. Образование Казахского ханства.

Зададимся вопросом: после того, как убили в Могулистане Барак-хана в 1428-1429 г.,  что предприняли его дети, родственники и окружение?

- Нужно учитывать, что в Дешт-Кипчаке у урусидов изначально никакой базы и поддержки не было, кроме ресурса едигеида Мансура. После смертельной вражды и бойни с едигеидами этого ресурса тоже не осталось. Поэтому в Дешт-Кипчаке было много врагов, в первую очередь конкуренты-чингизиды и едигеиды.

- Ситуация усугубляется тем, что примерно в это время (1428-1430) в Дешт-Кипчаке свирепствовала чума и моровая язва

- В стандартную практику тимуридов входило включение наследников вчерашних врагов в орбиту своего влияния в целях безопасности. Для тимуридов, несмотря на вероломство  Барак-хана (с их точки зрения), после его смерти наследники-урусиды с даже подконтрольными им переселенцами-каратарами, были удобными и лояльными и менее опасными соседями, нежели хищные узбеки Дешта.

- Поэтому является логичным, что дети, родственники Барак-хана в Джете продолжали ориентироваться на переселенцев Западного Могулистана и вступили во взаимовыгодную коллаборацию (союз) с местными чагатаидами.

Таким образом, данные  китайских и мусульманских источников 15 и начала 16 века позволяют сделать следующую трактовку событий касательно раннего этапа Казахского ханства:

- После смерти Барака его наследники остались в Западном Могулистане вместе с подвластными ильханскими переселенцами

-Тимуридам выгоднее было сохранить статус-кво и не перестраивать сложившуюся конфигурацию сил в Могулистане, так как рейды ордынских узбеков начиная с 1430-г. были гораздо большей угрозой для Маверанахра и Хорасана

-Де-факто на Западный Могулистан не распространялась даже номинальная власть слабых могульских ханов, так как ранее этот регион контролировал Улугбек, а позже Барак и его наследники

- Урусиды Керей и Абу Саид были инкорпорированы во властную вертикаль Могулистана и были представлены на уровне могульских эмиров тоуму, которые отправляли посольство в Мин.

- Младший сын Барак-хана Джанибек отправлял посольство в Мин из узбекского владения Ашпара в Могулистане, причем указан его монарший статус "ван" -"хан". Де-факто Казахское ханство существовало в Западном Могулистане еще до 1453 года

-Казахские урусиды и могульские чагатаиды вступили в политическую унию или союз, где скорее всего формальное верховенство принадлежало могульским чагатаидам

-Посланники Касыма представляли свой народ Минскому двору как бывших выходцев из "Самарканда" (империя Тимура), которые живут отдельно на узбекской территории, северных горах, в 20 днях пути от Самарканда и управляются Касым-ханом. Только одно это сообщение ставит жирный крест на общепринятой гипотезе об откочевке Керея и Джанибека со своими сторонниками из Дешт-Кипчака

- В минских документах вообще не используется термин "қазақ". Более того, термин "узбек" использовался только в отношении казахских ханов Джанибека и его сына Касыма. В отношении Узбекского Абулхаира и его внука Шейбани термин "узбек" не использовался.

- Минские документы хорошо дополняют мусульманские источники и соответствуют общей канве событий в Могулистане

- Политический союз казахских урусидов с могульскими чагатаидами сменился кровопролитными войнами при могульском Абдрашит-хане, которому посвятил свою работу М.Х.Дулати. Причем это война была обусловлена, скорее не личностными характеристиками Абдрашит-хана, а затянувшимся политическим кризисом и междоусобицами в Казахском ханстве после смерти Касым-хана, чем решили воспользоваться соседи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...