Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахские уйсуны- потомки монгольского племени Баарин?

Рекомендуемые сообщения

18 минут назад, Alimuly сказал:

Сможете подтвердить? 

Насчёт алшынов и Джамухи Кенан уже ответил.

Читайте Гавердовского. 

Да, из алшынов  конкретно шомекеи помнили про Джамуку.

А что шомекеи уже не алшыны? 

Кенан такие вещи может и не знать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Zake сказал:

Уйсын Майкы это эпоним для каз. уйсынов, "обьединяющее" начало, точка отсчета . 

 

И здесь мы снова упираемся в острую необходимость этимологии оригинального имени или прозвища "Усун - Уйсун".

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Kenan сказал:

Что я не в состоянии понять? Да я не в состоянии понять почему вы считаете дулатов = доглатами Могулистанскими, если общие корни нирунов образовались задолго до ЧХ, а генетика говорит что дулаты это относ-но недавние потомки человека 13 века, такие же как албаны и др. уйсыны. 

 

Т.е. по вашему реальный предок Уйсынов - это баарин Усун, то почему назначили Майкы бия своим предком? Потому что Уйшин созвучно с Усуном? Или Майкы легендарнее Усуна? 

 

Майкы и есть Уйсын. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Корни маймак, майга идут из древнетюркского ?

 

Да, как правило, основной пласт монгольской лексики это древнетюркский язык. И это слово не исключение:

image.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Да, как правило, основной пласт монгольской лексики это древнетюркский язык. И это слово не исключение:

image.jpg

 

Как читается правильно  на латинице?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

И здесь мы снова упираемся в острую необходимость этимологии оригинального имени или прозвища "Усун - Уйсун".

 

К примеру, Рашид ад-Дин дает этимологию многим словам в своей летописи.

Надо смотреть написание имени-прозвища в оригинале.

Имхо, если корень "уй" (уйсун), то оно может семантически быть близким к другой Рашидовской этимологии слова уйгур (идущий вслед, присоединившийся, соединиться помогать, примкнувшие).

Близко к казахским словам с аналогичным корнем: "ұйым" , "ұймшыл" (сплачиваться вокруг кого-то, объединяться).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Zake сказал:

Как читается правильно  на латинице?

 

Что-то вроде "майғұқ".

Эдакий симбиоз казахского "маймақ" с халха-монгольским "майга". ;)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Что-то вроде "майғұқ".

Эдакий симбиоз казахского "маймақ" с халха-монгольским "майга". ;)

 

Значит все таки вы с Енхдом были правы.

Майкы Уйсын это и есть Майгук Уйсын/Майга Уйсын/Маймак Уйсын это кривоногий Уйсын. Корень от древнетюркского Майгук.

Все намного проще стало. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В шежире есть варианты, что Уйсын отец Майкы, где то наоборот Уйсын это сын Майкы. Не суть , так как в устном фольклоре немудрено запутаться, тем более столько столетий прошло. 

Судя по источникам и шежире имя этого легендарного  человека было Уйсын. 

А Майкы - это дополнительное  прозвище, характеризующее его проблемы с ногами (корень идет от древнетюркского "майгук", плюс отсюда монгольское "майга").

Таким образом в истории он остался как Уйсын Майкы или Майкы Уйсын (дословно кривоногий Уйсын)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Выходит Усун это неправильное написание?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Выходит Усун это неправильное написание?

 

В принципе почти идентично "уйсын". 

Но конечно это не "вода". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Если это имя, ув. Zake, то напрашиваются параллели с казахским/тюркскими именами аналогичной конструкции - Тоқтасын, Болсын (Босын), Жүрсін, Тұрсын и т.д.

Чисто предположение. Тогда Үйсін - пусть сплотит?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, Zake сказал:

Но конечно это не "вода". 

 

К приставке к некоторым средневековым татарским гидронимам, которая в русских переводах пишется на кириллице как "усун", у меня есть серьезные вопросы, я излагал их раньше, что этот не монгольское "вода", но тюркское/казахское "река"  (өсөн). -_- Монголы, в отличие от тюрков, реки не называют "водой" (су), а называют "мөрөн" (реки побольше) или "гол" (все остальные реки).

Но это я так, по ходу. Ответ на реплику кыпшаковеда про предка Улу джуза, водяного. К теме не относится.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Zake сказал:

+1000 

 

Ув. Zake, просьба впредь не плюсовать мои посты, потому что ваши плюсы пропадают зря в сотнях минусов от моих двух "друзей". Лучше используйте их с пользой, на посты других юзеров. Предложение от души. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валиханов в своей статье "Предания и легенды Большой Киргиз-Кайсацкой орды" писал, что уйсыны, ПО ИХ СЛОВАМ, "соединились"  в составе казахов вследствие распада Золотой Орды и Джагатайской Орды, так как внутренние беспокойства разьединили ЕДИНСТВО племен, некому было содержать властей и заботиться об обществе.

Причина указана четкая - это консолидация кочевых племен, пришедших в упадок Золотой Орды и Чагатайского улуса, под знаменем казахских джучидов  (во благо самих этих племен). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Zake сказал:

Валиханов в своей статье "Предания и легенды Большой Киргиз-Кайсацкой орды" писал, что уйсыны, ПО ИХ СЛОВАМ, "соединились"  в составе казахов вследствие распада Золотой Орды и Джагатайской Орды, так как внутренние беспокойства разьединили ЕДИНСТВО племен, некому было содержать властей и заботиться об обществе.

Причина указана четкая - это консолидация кочевых племен, пришедших в упадок Золотой Орды и Чагатайского улуса, под знаменем казахских джучидов  (во благо самих этих племен). 

То есть ваши уйсуни не имеют отношения к монголам -дарлекинам Хушинам? А также не имеют отношения к нирунам-Доглатам нойона Чагадая - Уртубу? Что вполне логично , улусы то были разные. Очень интересно, в любом случае мне близка ваша теория. Не надо доверять гаплам, как выяснилось в теме - Палео днк, и у Хунну, и у Монголов каких только гаплов не было, еще та каша -сборная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, mechenosec сказал:

То есть ваши уйсуни не имеют отношения к монголам -дарлекинам Хушинам? А также не имеют отношения к нирунам-Доглатам нойона Чагадая - Уртубу? Что вполне логично , улусы то были разные. Очень интересно, в любом случае мне близка ваша теория. Не надо доверять гаплам, как выяснилось в теме - Палео днк, и у Хунну, и у Монголов каких только гаплов не было, еще та каша -сборная.

Почитайте внимат-но всю эту ветку

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29.03.2020 в 13:34, Zake сказал:

Валиханов в своей статье "Предания и легенды Большой Киргиз-Кайсацкой орды" писал, что уйсыны, ПО ИХ СЛОВАМ, "соединились"  в составе казахов вследствие распада Золотой Орды и Джагатайской Орды, так как внутренние беспокойства разьединили ЕДИНСТВО племен, некому было содержать властей и заботиться об обществе.

Причина указана четкая - это консолидация кочевых племен, пришедших в упадок Золотой Орды и Чагатайского улуса, под знаменем казахских джучидов  (во благо самих этих племен). 

 

image.jpg

2.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ув. Zake, вам надо найти труд Потанина Г.Н., у него много ценного материала по казахским преданиям 19 века - про Чингизхана, про кереев, про Уйсуна и другие.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

В «Шежире» Бердаха следующим образом трактуется происхождение этого наименования: каракалпаки решили пригласить на ханствование в свой разоренный и распадающийся юрт Шынгыза, родившегося будто бы среди них, но изгнанного своими братьями в далекую страну.
Посланные на поиски Шынгыза 40 представителей «от элей и уругов», во главе с предком каракалпаков-конграт Майкы-бием, разыскали его и «подняли ханом»; но везти его в каракалпакский юрт надо было на арбе, которой у них не было. И вот — 

Конграт нашел одну оглоблю,
Мангыт нашел одну оглоблю,
Все остальные деревянные части
Поручено было найти другим;
Тогда Канглы стал мастерить,
Стуча, прикрепляя, построил арбу.
А Шуйыт шуй (чеку) вложил
Оттого стал называться Шуйыт.

На выстроенную таким образом арбу, в которую впрягли гнедую лошадь Майкы-бия (конгыр ат), сели Чингис-хан с Майкы-бием и отправились в каракалпакский юрт.
Эта легенда о постройке каракалп акам и арбы для Чингис-хана встречается не только у Бердаха; вариант ее был записан Беляевым в Нукусе в 1903 г. у неграмотного каракалпака.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может каракалпакских коныратов тоже объявить уйсунами, если у них предок по шежире Майкы би? 

Если серьезно, что делает Майкы би у коныратов в шежире? 

Почему именно они его помнили до 20 века как своего предка?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
37 минут назад, Zake сказал:

Может каракалпакских коныратов тоже объявить уйсунами, если у них предок по шежире Майкы би? 

Если серьезно, что делает Майкы би у коныратов в шежире? 

Почему именно они его помнили до 20 века как своего предка?

 

Он предок каракалпакских конуратов, а что так тебя удивляет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28.03.2020 в 22:12, artad сказал:

Может Старший жуз назвали обощенно "уйсынами" просто потому что он занимает территорию бывшего гос-ва Усунь, т.е. Семиречье?

Вроде со 2 века до н.э. древние усуни переселились в Семиречье и образовали там свое гос-во. Впоследствии многие племена оказавшиеся на территории Семиречья могли также называться уйсынами хоть и не имели к ним прямого отношения.

 

Любопытна заметка Валиханова («Извес. Рус. Геогр. Общ. 1861 г., ч. I, стр. 194) о народах, населявших Среднюю Азию в начале нынешней эры. Он говорит: «В числе народов, живших в Средней Азии во времена династии ханов, китайские летописи упоминают о шести племенах, отличавшихся голубыми глазами и рыжим цветом волос, которые Клапрот (Tableaux historiques de l’Asie, p. 82) и Абель Ремюза (Recherches sur les langues tartares, t. I, p. 306) считали народами индо-германского происхождения (по Клапроту: Nation Alano-Gothes; по Абель-Ремюза: Nation Gothique et Hindo scythiques). К числу этих народов принадлежали, между прочим, хакасы, впоследствии киликицы, т. е. киргизы и усунь, особенно поражавшие китайцев своим чуждым типом».В настоящее время, по Валиханову, в Джунгарии обитают два народа: буруты или настоящие киргизы (то, что мы называем кара-киргизы), и киргиз-кайсаки Большой орды, носящие собирательное имя уйсунь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Rust сказал:

Он предок каракалпакских конуратов, а что так тебя удивляет?

Почему именно конуратов? 

В частности, именно каракалп. конуратов, а не других?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...