Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

20 hours ago, Джагалбайлы said:

Камал, доброго времени суток. Как каракалпаки называют/называли Арал? Есть ли упоминания Черного и Азовского морей в вашей истории? Улан и Жамбыл/Шамбыл земли нигде не фугируют, кроме Кёроглы?

Аральское море в разное время называлось по-разному, чаще всего носило название государств на чьей территории оно находилось - Хорезмское, Кердерское, Огузское и т.д. Нынешнее название скорее всего закрепилось из-за событий последней четверти 16 века, когда Амударья повернула свои воды по старому руслу. Первоначально Аралом назывался остров в дельте Амударьи, где после обводнения старого русла появились новые поселения, в частности ученые предполагают, что Арал это старое название города Кунград, где находилась резиденция правителей аральских народов, причем название "Аральцы" это не этноним, такого народа в истории не было. Населенный пункт Арал упоминается во многих источниках как хивинских, так и русских, в частности сам Абулгази хан (позднее - хивинский хан) первоначально утвердился ханом в городе Арал.

По поводу Черного моря, Крыма и т.д. упоминаются в народных преданиях. Про Жамбыл/Шамбыл ничего не могу сказать, разве что напоминает название моего любимого сорта дыньки "жамбылша".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, кылышбай said:

Айдос не ваш предок?

Он из рода Колдаулы, значит мой прямой предок. Но связаны ли мы с ним генетически, этого я незнаю. Дедушка всегда говорил Айдос Баба (предок), а Мамана просто называл Маман бий, хотя по статусу они были равными. Также перечислял имена линии Айдос баба, а Ерназар Алакоза называл его внуком (а может быть я неправильно понял, так как, Ерназар приходится ему внучатым племянником). Когда дед рассказывал все эти истории, мне всего было 6-7 лет, так что многого не помню. Хотя не уверен, но предполагаю, что у Айдоса скорее всего прямых потомков не осталось, слишком уж жесткую репрессию пережил род Колыдаулы, навряд ли кто-то из его непосредственных потомков выжил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад Kamal написал:

Он из рода Колдаулы, значит мой прямой предок. Но связаны ли мы с ним генетически, этого я незнаю. Дедушка всегда говорил Айдос Баба (предок), а Мамана просто называл Маман бий, хотя по статусу они были равными. Также перечислял имена линии Айдос баба, а Ерназар Алакоза называл его внуком (а может быть я неправильно понял, так как, Ерназар приходится ему внучатым племянником). Когда дед рассказывал все эти истории, мне всего было 6-7 лет, так что многого не помню. Хотя не уверен, но предполагаю, что у Айдоса скорее всего прямых потомков не осталось, слишком уж жесткую репрессию пережил род Колыдаулы, навряд ли кто-то из его непосредственных потомков выжил.

значит он из вашего рода но вы не знаете являетесь ли вы его прямым отпрыском или нет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 minutes ago, кылышбай said:

значит он из вашего рода но вы не знаете являетесь ли вы его прямым отпрыском или нет

Да, я Колдаулы-Кызылаяк.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 5/29/2018 at 9:39 PM, Джагалбайлы said:

Камал, доброго времени суток. Как каракалпаки называют/называли Арал? Есть ли упоминания Черного и Азовского морей в вашей истории? Улан и Жамбыл/Шамбыл земли нигде не фугируют, кроме Кёроглы?

Тут более подробно описываются события, связанные с Аралом. Только надо читать, чтоб что-то понять.

Вкратце:

http://www.academia.edu/6050002/Ягодин_В.Н._Хожаниязов_Г.Х._Амиров_Ш._Бендезу-Сармиенто_Х._Искандерова_А.Д._Комплекс_археологических_объектов_на_возвышенности_Крантау

Quote

 

С конца XVI– начала XVII вв. наступает новый этап истории Арала. Основной сток Амударьи осуществлялся через Приаральскую дельту, по старому, так наз. “Кердерскому руслу. Обводнялась после запустения в конце XIV–первой половины ХVI в. вся территория Приаральской дельты р. Амударьи, хотя отмечаются периодические прорывы амударьинских вод в Сарыкамыш. Письменные источники позволяют довольно точно определить прекращение стока Амударьи в Сарыкамыш и ее поворот в сторону Арала последней четвертью XVI в. В.В.Бартольд указал на то, что хивинский хан  историк Абулгази относит это событие к 986/1578 г. Факт изменения течения реки Амударьи отметил в 1582 г. османский автор [Бартольд, 1965 в, с.176]. Для данного этапа характерны высокие уровни Арала. Эта ситуация сохраняется до начала 60 гг. XX в., когда начинает развиваться современный Аральский кризис. Следствием всего этого стало стремление расселявшихся здесь каракалпаков к переселению на вновь обводненные земли в Приаральской дельте р.Амударьи. Её новое заселение, связанное в значительной степени с каракалпаками, происходит с начала XVII в., а может быть и несколько ранее и памятником этого периода на Южном холме Крантау является могильник Калмак-кала (АО-2). После нового обводнения в Приаральской дельте начинаются работы по строительству ирригационных систем. В 1602 году Араб Мухаммед хан (отец Абулгази хана) выше Токтау проводит канал до Кунграда. В то же время перестает обводняться Дарьялык в Присарыкамышской дельте Амударьи, и население из этих районов переселяется в более Южные части оазиса [Вайнберг, 1999, с.59]. Из-за маловодья в районе Гурганджа резиденция хакима города была временно перенесена на левый берег Амударьи, в местность, расположенную напротив Ток-калы, по всей вероятности в район старого Ходжейли [Гулямов, 1957, с.192]. В это время Приаральская дельта становится пристанищем некоторых царевичей  — детей Араб Мухаммеда, в междоусобных войнах боровшихся за хивинский трон. Один из претендентов на хивинский трон Хабаш султан в течение некоторого времени (1622 г.) располагался недалеко от Крантау на возвышенности Токтау. Все перечисленные события свидетельствуют о том, что уже в конце XVI–начале XVII вв. жизнь в районе Крантау возобновляется. Именно в это время на базе средневекового некрополя начинает складываться каракалпакский некрополь Калмак-кала, использовавшийся до XIX в. Каракалпаки в XVI-начале XVII вв. занимали необычайно разбросанную территорию.Один  из центров каракалпаков этого периода находился на Сырдарье, а другой продолжал еще оставаться значительно далее на северо-запад, по-видимому, между верховьями Яйка и Эмбы [Иванов, 1935, с.41]. Часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха, по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Аккалы (Адак) [Бердах, 1950, с.212; Тлеумуратов, 1968, с.8-10; Есбергенов, 1982, с.59; Толстова,1984, с.115-120; Бижанов, Хожаниязов, 2003,с.55-57]. Однако значительная часть каракалпаков в XVI-XVII вв. располагалась в бассейне среднего и нижнего  течения Сырдарьи, в области, которая по каракалпакской народной традиции называлась «Туркестаном». Здесь, как было установлено академиком Б.Ахмедовым, в 1578-1582 гг. каракалпаки под своим современным именем принимают участие в политической борьбе в Бухарском ханстве [Ахмедов, 1985, с.65]. Каракалпаки в 1598., как особая народность, жившая в окрестностях города Сыгнак, фигурируют в грамоте бухарского хана Абдуллы (1583-1598) [Иванов, 1935, с.33-35]. В конце XVI-начале XVII вв., в связи с усыханием Присарыкамышской дельты и упадком значения Ургенча и Вазира возрастает значение Приаралья и собственно дельты Амударьи, которая вновь обводняется после средневекового Аральского кризиса. Каракалпаки возвращаются на земли своих предков. Полагают, что расселение каракалпаков на территории Приаральской дельты Амударьи происходило  в три этапа: XVI, XVII и XVIII вв. и, согласно «Шежире» Бердаха, одна из основных групп сырдарьинских каракалпаков переселилась в низовья Амударьи в XVI в. [Есбергенов, Хошниязов, 1988, с.61-62]. По данным исторического фольклора, в XVI-XVII вв. переселяются в правобережные районы Амударьи также Куняргенчские каракалпаки [Есбергенов, 1982, с.59]. В  местности Арал, на берегу Аральского моря собираются три тысячи узбекских семейств, сходившихся туда в разное время: конграт, кыпчак, канглы и мангыт, которые затем стали именоваться «аральскими» [Задыхина,1952, с.325]. В результате в первой половине XVII в. в Южном Приаралье было образовано государственное объединение “ Аральское владение”. Время образования владения датируется 1625 г. [Задыхина, 1952, с.324-325; Есбергенов, 1995, с.25]. Его население каракалпаки и узбеки  были тесно связаны с соседними народами [Узбекистоннинг янги тарихи, 2000, с.27]. Правители Аральского владения вступили в тесную связь с суфийским орденом Яссави, пользовавшимся большим влиянием среди населения северного Хорезма. Пытаясь придать движению аральцев в известной мере религиозный характер и подчеркнуть свою преемственность от Суфи –старейшей кунградской династии правителей Хорезма (Хусейн суфи,Юсуф суфи, Ак суфии  и др.), Торемурад принял титул суфии ндрианов, 1958, с.70-71]. Аральское владение по свидетельству Гладышева и Муравина, в 1741г. занимало достаточно большую территорию. Аральцы жили вблизи Аральского моря, около реки Уллыдарьи по обе её стороны, от самого устья вверх: по правую сторону до речки Кулабий, а по левую  до Биштюбя [Поездка.., 1851, с.72]. Граница между Хивинским ханством и Аральским владением на левом берегу Амударьи проходила между Гурленом и Мангитом. В народе эту территорию издавна называют Майли шенгел” [Юсупов, 1993, с.79-92]. “Майли шенгел”, как пограничный район каракалпаков с Хивинским ханством отражен в трудах каракалпакского классика Бердаха Каргабай улы [Бердах,1950, с.251].Эта территория рассматривается как пограничный район Бланкеннагелем (1794 г.). Перечисляя города Приаралья, первым пунктом Хивинского владения на северной границе он называет Гурлен, расположенный в 20 верстах от Мангита [Григорьев, 1861, с.14]. К концу XVII в. в Арале, как и в Южном Хорезме,наблюдается широкое освоение земельных участков и постепенное оседание каракалпаков и аральских узбеков на землях, расположенных по естественным протокам и искусственным каналам. Сооружаются магистральные каналы, как, например, Эшим  (Исим на картах). К середине XVIII в. территории Приаральской дельты мы видим целую серию систем земледельческих оазисов, заселенных аральскими узбеками и каракалпаками, с центрами в Ак-Якыш на Даукаре и Шахтемир и Мангит  в средней части дельты. В 1747-1810 гг. территория Аральского владения расширяется к востоку до средней и нижней  дельты Сырдарьи. Население располагавшееся между Нижней дельтой Амударьи и Жанадарьей, называлось Каракалпак ели”, образуя единое  Аральское ханство [Камалов, 2001, с.26]. Абулгази, чтобы урегулировать отношения между узбекскими племенами и положить конец борьбе четырех враждовавших здесь племен (уйгуры-найманы, канглы-кыпчак, конграты-кияты, нукузы-мангыты), разделил большинство важнейших государственных должностей и званий между ними. Звания имели 4 представителя (по одному от каждого племени). В четыре крупных племенных объединениях  узбеков было влито 14 мелких родов, так называемых «он торт уруг». В это время в Аральском владении, как свидетельствуют источники, были четыре тюби (мангитского рода,

Кунградского рода, кипчакского рода и хожаэлинского рода, в них 32 рода). Наиболее мощные роды (Нукуз, Кият, Мангит, Кунград и др.) имели крепости и 2города:

1. Мангутского рода город Шахтемир;

2. Кунградского рода, возможно, город, Арал (Г.Х.);

3. Кипчакского рода;

4. Хожаэлинского рода [Поездка..,1861, с.20].

Деление каракалпаков на две части  арыс отражалось и на их расселении в Аральском владении. Арыс он торт уруг располагался на правом берегу, в бассейне протока (позже —канала) Кегейли на территории нынешних  Чимбайского, Кегейлийского и Нукусского районов Республики Каракалпакстан.Племена и роды арыса конграт были сосредоточены в северной части дельты, на землях, прилегающих к Аральскому морю (бывшие волости Ишмская, Таллыкская, Наупырская, Кокузякская), а также на левом берегу Амударьи, в нынешних Муйнакском, Кунградском и Ходжейлийском районах Республики Каракалпакстан [Жданко,1952, с.507-515]. Что касается названия  Арал”, то по этому поводу существует почти единое мнение. Так, В.Лохтин, ссылаясь на Абулгази, отметил, что место впадения реки получило название Арал в 1575 г.[Лохтин, 1879, с.48]. В.В.Бартольд считает, что Аралом первоначально называлась дельта реки и уже отсюда море, в которое впадала река, получило название Аральского [Бартольд, 1965, с.89]. Однако Арал, как населенный пункт, упоминается в связи с событием Хорасанского мятежа в 1628 г. [МИТТ, 1938, с.102-106]. В материалах посольства Флорио Беневени в 1725 г.отмечается, что в Арале и Хиве находятся 1500 русских пленников [Ахмедов, 1985, с.214]. На карте капитана Дубровина, составленной в 1729 г., указывается город Арал в провинции Аральский [Задыхина, 1952, с.325]. Муравин, побывавший в 1741 г. в Приаралье, упоминает об Аральском городке [Поездка..., 1851,с.2]. Самарский купец Рукавкин, проехавший по Средней Азии в 1753 г., утверждает, что у араллинцев есть городок, называемый Аралом. Город Арал,расположенный на берегу Аральского моря, упоминается в хивинских письменных источниках, в числе таких древних и средневековых городов Хорезма, как Ургенч, Кят, Вазир, Ианги Шахар, Тирсак, Питняк, Гандумкан, Хазарасп, согласно которым несколько раз разрушался, одно из них произошло во времена Абулгазихана (1644-1663 — Г.Х.)[Ахмедов, 1985, с.122-124]. Таким образом, первоначально Аралом назывался остров, а затем населенный пункт, возможно город, который был построен на этой территории. Название Арал” – это топоним. Григорьев прав, полагая, что никакого Аральского народа илиАраллинцев в этнографическом смысле никогда не было, а назывались так узбеки, поселившиеся в низовьях Амударьи, около Аральского моря, и составлявшие вместе с каракалпаками в разное время отдельное от Хивы владение, главным городом которого был Кунград [Григорьев, 1861, с.11] и Шахтемир. Не исключено, что город Арал находился на месте нынешнего старого Кунграда [Задыхина,1952, с.325]. В настоящее время известны имена нескольких правителей Аральского владения, одним из которых первым был Абулгази Бахадыр хан. Его коронация”, как правителя Аральского владения,происходила в 1643 г. в городе Арале. Аральским владением после Абулгази Бахадырхана управляли Мухаммед аталык (в 80-е годы XVII в.), Адина Мухаммед аталык [Гулямов, 1957, с.213], при Ядгар хане Ишим Султан [Камалов, 1968, с.65] и др. Правители Аральского владения не только боролись за свою независимость, но и не раз участвовали в феодальных смутах Хорезма. Аральские владения имели дипломатические, экономические и культурные связи с внешним миром, в частности с Россией, Бухарой, казахскими султанами. Например, в грамоте императрицы России Анны Иоановны (1693-1740), написанной на имя правителя владения Сатемир хана сына Муса хана от 16 июня 1731 года речь идет о восстановлении торговли между Аралом и Россией (ЦГАДА.Фонд397. Опись 1. Дело 314, с.416-417 по Шамамбетову и Юсупову, 1995, с.59). От имени Шахтемир хана Оразак батыр в 1732 г. 19 февраля был у Тевкелова и информировал о том, что правители Арала и его население желают входить в состав России [Камалов, Кощанов, 1993, с.132]. После завоевания в 1811 г.жанадарьинских каракалпаков хивинский хан мобилизовал все силы для разгрома тогдашнего центра араллинцев Кунграда и в 1812 г. хивинцы захватили город. Аральское владение продолжало существовать полузависимо от Хивы до середины  XIX в., но уже под названием Кунградского владения”. Правители кунградского владения Тюря суфи, Кутлымурат бий, хотя и назначенный ханом, пользовались почти полной независимостью, и все его вассальство ограничивалось уплатой налогов, и они были полновластными хозяевами в Кунграде. Такую же политику вел внук Тюря суфии по имени Мухаммед Фена. В1858 году он объявил себя даже независимым ханом от Хивы. Его владычество продолжалось до зимы 1859-1860 гг., когда он был убит и Кунград снова поступил под власть Хивинского хана Сейида Мухаммеда [Григорьев, 1861, с.13]. Кунград в начале августа 1859 г. окончательно присоединен к Хиве. Таким образом Аральско-Кунградское ( Аральское (1625-1811),  Кунградское (1812-1859) владение существовало более 200 лет как государственное образование каракалпаков и узбеков Южного Приаралья, которые наряду с Хивинскими и Бухарскими ханствами играли важную роль в политических событиях,происходивших в XVII-первой половине XIX вв. в Хорезмском оазисе и Средней Азии в целом [Хожаниязов, 2004, с.52-55]. В XVII-XVIII вв. район Крантау становится одним из крупных культовых и культурных центров каракалпаков в Правобережной части Приаральской дельты Амударьи. Первоначальным ядром его были, вероятно, впоследствии забытые объекты Акбилек Айым и Рустем баба, которые затем сменяются культами Имам ишан и Бектемир ишан”. У мазаров этих святых одновременно с паломничеством и зиаратом шло и обучение студентов. Информаторы сообщают, что здесь находились мечети и медресе Имам ишан и Бектемир ишан [Карлыбаев, 2002, с.23], которые содержались за счет прибылей от вакуфных земель, освобожденных от налогов. В документе, датированном 1851 г., содержится прямое указание на то, что земли принадлежащие людям Имам ишана, освобождаются от уплаты заката [Брегель, 1967, с.139]. Вокруг этих мечетей и медресе разрастаются обширные комплексы, которые включали кладбища и другие культовые сооружения. Это характерная картина для многих аналогичных культовым объектам нижней  дельты Амударьи того времени. Об этом свидетельствуют также и медресе, и мечеть другого крупного культового центра Приаральской дельты Ишан калы, мазар которой также располагался в середине кладбища[Жданко, 1960, с.169-170, рис. 18]. На крыше мазаров Крантау мы не встречаем рога, черепа рогатых животных или шесты, на верхнем конце которого устанавливалось рогообразное изображение из металла и др., характерные среди этнической группы конграт каракалпаков [Есбергенов, Хошниязов, 1988,с.88-93]. Это еще одно из доказательств того, что культовый центр Крантау в основном принадлежал и принадлежит до сих пор этнической группе каракалпаков он торт уру. Здесь и сейчас продолжают хоронить умерших, принадлежащих к этническим группам он торт уру: канглы, айтеке, кенегес, уйгыр и др. Среди них особое место занимают, конечно, первые две группы (канглы и айтеке). В данной связи необходимо заметить, что этногенез канглы может быть в определенной степени связан со средневековыми кангарами   населением  Кердера. Интенсивное разрастание кладбищ в северном направлении в середине ХIХ вв. связано с общим перемещением общественно-культовых сооружений на север. Именно в это время возникают мечети айтекинцев(Маркабай казы) и канглийцев (Ибайдулла ишан), а также безымянная мечеть. В это время мазар Калмак-кала, вероятно, прекратил свое существование,общественно-культовые сооружения Бектемир ишан и Имам ишан превращаются в поминально-мемориальные объекты.

 

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 5/30/2018 at 7:09 PM, кылышбай said:

значит он из вашего рода но вы не знаете являетесь ли вы его прямым отпрыском или нет

Вся проблема в том, что сперва нужно выяснить - какому роду Колдаулы относится сам Айдос бий, так как, я считаю, что в состав Колдаулы как и в состав каракалпакских Конратов, могли войти очень даже этнически разнородные элементы. Каждый из колдаулинских родов, зная, что входят в большой уру Колдаулы-Конрат, непременно считают Айдоса своим предком, то есть - кызылаяк, калмак, карасийрак, шилжуит и т.д, которые входят в этот род. Посему, думаю, что линия Айдоса пресеклась, всех его потомков уничтожили. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kamal сказал:

Вся проблема в том, что сперва нужно выяснить - какому роду Колдаулы относится сам Айдос бий, так как, я считаю, что в состав Колдаулы как и в состав каракалпакских Конратов, могли войти очень даже этнически разнородные элементы. Каждый из колдаулинских родов, зная, что входят в большой уру Колдаулы-Конрат, непременно считают Айдоса своим предком, то есть - кызылаяк, калмак, карасийрак, шилжуит и т.д, которые входят в этот род. Посему, думаю, что линия Айдоса пресеклась, всех его потомков уничтожили. 

Наверное, не этнически разные элементы, а просто разные "обособленные" подразделения (по Валиханову). Все таки все эти племена-роды скорее всего были из одной ментальной-языковой среды, если решили объединиться и т.д.

В целом согласен с вашим скепсисом. Неправильно буквально воспринимать шежире, дескать он твой предок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Zake said:

Наверное, не этнически разные элементы, а просто разные "обособленные" подразделения (по Валиханову). Все таки все эти племена-роды скорее всего были из одной ментальной-языковой среды, если решили объединиться и т.д.

В принципе да, ко времени Айдоса они уже представляли себя одним целым. Я лично не знаю, так как, в большом уру Колдаулы нет одноименного рода, Колдаулы как бы оболочка, объединяющая дюжину родов, а кого именно Айдос бий представляет, этого я точно не знаю. Вспоминаю рассказы деда, но конкретно ничего не могу вспомнить. Жаль, был один земляк Руслан, который утверждал, что он потомок Айдос бия, но он россиянин, откуда-то из Кавказа (город Геленджик). Кстати, род Колдаулы встречается у ногайцев, и род Голыдаглы - у турхменов, а также само собой разумеется и у узбеков есть такой род. Возможно, все они родственно связаны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Kenan said:

Чем ближе кочевые народы к очагам оседлых культур и народов, тем меньшее значение у родословной памяти. 

Не сказал бы, так как, все племена и рода упоминаемые Абулгази ханом в середине 17 века, все еще существуют среди каракалпаков, хотя они еще в те времена в основном уже были оседлыми и фактически зависели от оседлой культуры Хорезма. За почти что 400 лет ничего не забылось, помнят и строго делятся. Правда, все смешалось, но каждый по отдельности знает - с какого он рода. Думаю, оседлость или кочевничество не определяют родословную память, ведь, мои дети знают с какого я рода, тем самым себя же идентифицируют этим родом, а дальше передадут своим детям, а те своим и т.д. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Kamal said:

Не сказал бы, так как, все племена и рода упоминаемые Абулгази ханом в середине 17 века, все еще существуют среди каракалпаков, хотя они еще в те времена в основном уже были оседлыми и фактически зависели от оседлой культуры Хорезма. За почти что 400 лет ничего не забылось, помнят и строго делятся. Правда, все смешалось, но каждый по отдельности знает - с какого он рода. Думаю, оседлость или кочевничество не определяют родословную память, ведь, мои дети знают с какого я рода, тем самым себя же идентифицируют этим родом, а дальше передадут своим детям, а те своим и т.д. 

В кочевом образе жизни деление на родовые подразделения имеет практическую значимость. Каждому племени, роду и подроду принадлежали определенные кочевья и скот.
В случае привязанности и зависимости кочевников от оседлой среды, сужается терр. их расселения ближе к этой оседлой среде. Это значит что племена и рода теряют сплоченность и обособленность, и начинают смешиваться между собой. Может быть поэтому у вас племена двойные как кытай-кыпчаки? Но и это не все. Вхожденцев между родами становится больше, шежире и реальное родство по мужской линии решает меньше чем территориальная близость между кланами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 hours ago, Kenan said:

В кочевом образе жизни деление на родовые подразделения имеет практическую значимость. Каждому племени, роду и подроду принадлежали определенные кочевья и скот.
В случае привязанности и зависимости кочевников от оседлой среды, сужается терр. их расселения ближе к этой оседлой среде. Это значит что племена и рода теряют сплоченность и обособленность, и начинают смешиваться между собой. Может быть поэтому у вас племена двойные как кытай-кыпчаки? Но и это не все. Вхожденцев между родами становится больше, шежире и реальное родство по мужской линии решает меньше чем территориальная близость между кланами. 

Мое мнение на счет этого другое, считаю, что память о родоплеменной принадлежности зависит от менталитета. У нас ярко выраженный коллективизм, то есть, мы знаем обо всех наших ныне живущих родственниках - от прадеда до последнего внучатого племянника, и за всех в ответе, за всех переживаем, участвуем в их повседневной жизни, разделяем все радости и печали, никогда не оставляем престарелых родителей одних и также заботимся о родственниках-сиротах, одним словом - клановая взаимопомощь, хотя живем оседло. Родоплеменная память теряется, если человек более раскрепощен и о родственниках знают только своих родителей или детей, о которых заботятся, а остальные родственники как бы сами по себе. Здесь нет коллективизма, наоборот единоличность, каждый заботится только о своем благополучии, связь с остальными членами рода теряется, следовательно, принадлежность какому-либо роду, теряет практическую значимость, так как, нет необходимости нести ответственность за весь клан (род).  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Kamal сказал:

Мое мнение на счет этого другое, считаю, что память о родоплеменной принадлежности зависит от менталитета. У нас ярко выраженный коллективизм, то есть, мы знаем обо всех наших ныне живущих родственниках - от прадеда до последнего внучатого племянника, и за всех в ответе, за всех переживаем, участвуем в их повседневной жизни, разделяем все радости и печали, никогда не оставляем престарелых родителей одних и также заботимся о родственниках-сиротах, одним словом - клановая взаимопомощь, хотя живем оседло. Родоплеменная память теряется, если человек более раскрепощен и о родственниках знают только своих родителей или детей, о которых заботятся, а остальные родственники как бы сами по себе. Здесь нет коллективизма, наоборот единоличность, каждый заботится только о своем благополучии, связь с остальными членами рода теряется, следовательно, принадлежность какому-либо роду, теряет практическую значимость, так как, нет необходимости нести ответственность за весь клан (род).  

Имхо зависит от того, как давно осели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

можно традицию фиксирования жеты-ата отнести к элементам р.п. принадлежности? она нужна для предотвращения кровосмешения. интересно, есть ли у кого нибудь из "кочевых" соседей казахов этот запрет на кровосмешение до 7 колена? знаю что у таджиков на двоюродных женятся, а от них это пришло и к узбекам. а вот как обстоят с этим дела у каракалпаков, ногайцев, кыргызов, у тюрков Сибири, у монголов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, кылышбай сказал:

таджиков на двоюродных женятся, а от них это пришло и к узбекам

На любых двоюродных или на боле только?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Le_Raffine сказал:

На любых двоюродных или на боле только?

насчет родичей по отцу не уверен, но на боле точно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

У нас также 7 ата - до 7 колена. Однако заметил, что из-за религиозного влияния, точнее арабских традиций, начали говорить, что можно жениться на двоюродных по матери.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, кылышбай said:

можно традицию фиксирования жеты-ата отнести к элементам р.п. принадлежности? она нужна для предотвращения кровосмешения. интересно, есть ли у кого нибудь из "кочевых" соседей казахов этот запрет на кровосмешение до 7 колена? знаю что у таджиков на двоюродных женятся, а от них это пришло и к узбекам. а вот как обстоят с этим дела у каракалпаков, ногайцев, кыргызов, у тюрков Сибири, у монголов?

По линии отца табу, а по матери можно заключить брак, если не ошибаюсь, с детьми ее двоюродных братьев или сестер. В любом случае, если есть необходимость, это решают старшие. Лично знаю таких, которые друг-другу являются дальними родственниками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Нур-ад-дин сказал:

Калмыки были, каракалпаки были проездом к караногайцам на поселение но казахов не было) кроме тех,что с туркменами жили.

можно поподробнее про каракалпаков у караногайцев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, Kamal сказал:

Может быть те китай-кипчаки Бахты Герея?

Нур-ад-дин ишет про караногайцев. мне кажется при Бахты-Гирее их еще не было (этнонима караногай)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известно, что с 1930 по 1936 год Каракалпакстан непосредственно находился в составе РСФСР. В данной статье говорится о мероприятиях по развитию региона, о том, что многие пункты выполнены за столь короткий срок. Жаль, что половина мероприятий осталась не выполненной, которая и вовсе заморожена с вхождением ККАССР в состав УзССР в 1936 году.  

Кадровая политика РСФСР в Каракалпакстане в 1930-1936 гг.

20 июля  1930 г. Каракалпакская Автономная область вошла непосредственно в прямое подчинение центральных органов РСФСР. Постоянным представителем правительства Каракалпакстана в ЦИК РСФСР был назначен Касым Авезов. Была создана правительственная комиссия РСФСР по размежеванию ККАО и Казахской АССР. Возникли споры насчет выделения ККАО в существующих границах из Казахской АССР. Казахстан претендовал на Тамдынский район и Аральское побережье. В письме председателя Каракалпакского облисполкома К.Нурмухамедова в правительственную комиссию РСФСР по размежеванию ККАО и Казахской АССР от 2 ноября 1930г. подчеркивалось, что “эти претензии иной оценки не заслуживают, кроме как соображений коммерчески условных людей, а не политиков, исходящих из общей политики партии и правительства по национальному вопросу” [1].  Во время процесса непосредственного вхождения Каракалпакстана в состав Российской Федерации в высшем эшелоне власти Казахстана муссировались слухи об оставлении Тамдынского района Казахстану. Благодаря стараниям руководителей Каракалпакстана Касыма Авезова, Коптлеуа Нурмухамедова эта проблема была решена в пользу нашей республики. ЦК ВКП (б) и Средазбюро за период 1931 года направили в Каракалпакстан следующих работников: [2]

Заслушав доклад Облисполкома Каракалпакской АО Совнарком РСФСР 1 августа 1931 г. принял специальное постановление о хозяйственном и культурном строительстве области. Было подчеркнуто, что темпы развития хозяйственного и социально-культурного строительства Каракалпакстана отставали от общих темп развития остальных автономных республик и областей РСФСР. Слаба была техническая база по переустройству сельского хозяйства, недостаточно развита ирригационная система. Животноводство велось отсталыми методами и не было обеспечено соответствующей кормовой базой. Не были проведены мероприятия по улучшению породы скота и по внедрению ветеринарной помощи. Недостаточно были специализированные скотоводческие каракулеводческие колхозы. Колхозное строительство тогда значительно отстало от темпов совхозного строительства. Плохое дорожное строительство и недостаточно необходимая организация водного сообщения, особенно подъездных путей и железной дороги охарактеризовало народное хозяйство. Совнарком РСФСР справедливо отметил, что совершенно недостаточным является руководство и изучение хозяйства Каракалпакской АО со стороны республиканских органов Российской Федерации.

Отмечая значение Каракалпакстана в общей системе народного хозяйства СССР в качестве:

*                     одного из важнейших районов технических культур - хлопка;

*                     семеноведческой базы и экспортного значения люцерны;

*                     базы развития каракуловедчества;

*                     района добычи рыбы в Аральском море;

*                     возможности использования под технические культуры огромной земельной территории Совнарком РСФСР принял постановление, где указаны важнейшие мероприятия начиная с 1931 г.:

*                      произвести необходимые исследования по расширению Чимбайской ирригационной системы, обеспечивающие доведение орошаемой площади до 120 000 га; приступить к коренному переустройству ирригационной системы ККАО с перестройкой гидротехнических сооружений и судоходных вывозов, довести механизацию ирригационных работ до 30 %; обеспечить приспособление ирригационной сети к требованиям тракторной обработки; разработать проект правильного пользования Амударьинского водоема, выявить возможность поднятия уровня реки путем устройства дамбовых сооружений; соорудить гидростанцию в канале Кызкеткен Чимбайской ирригационной системы;

*                     построить новый хлопкоочистительный завод; организовать рисовый совхоз; освоить не менее 10 тыс. га новых площадей под кендырными совхозами; открыть четыре новых хлопковых машинотракторных станций, доведя мощность до 4 тыс. лошадиных сил;

*                     создать люцерновой совхоз площадью 10 тыс. га; установить производственное задание ККАО на 1932 г. по посевным площадям в размере 158 тыс. га, в том числе под хлопчатником - 85 тыс. га, под люцерной - 30 тыс. га; перевести на оседлость не менее 1000 бедняцко-середняцких хозяйств из кочевого и полукочевого населения; довести поголовья каракуловедческих овец до 45 тыс. голов; организовать овцеводческий колхоз грубошерстного направления;

*                     развернуть в ККАО лесокультурные, мелиоративные и пескоукрепительные работы; колодезное строительство в кочевых животноводческих районах;  форсировать развитие ветеринарных мероприятий, создать лабораторию  “Асколи”; приступить к организации тутовых плантаций не менее 1000 га для выкормки не менее 8000 коробок грени с продукцией в 204 тонны коконов;

*                     предложить ВСНХ РСФСР оказать содействие в постройке фосфоритного  и маслобойного заводов;  рыбоконсервного завода;

*                     включить в список дорог республиканского значения дорогу “Турткуль-Нукус-Чимбай-Аральское море” протяженностью в 355 км.; предусмотреть строительство железнодорожной магистрали Чарджоу-Александров-Гаи с 1933 г.; закончить постройку узколинейной железной дороги “Нукус-Аральское море”; изучить вопрос о целессобразности пуска ледокола и или судна ледокольного типа для обеспечения бесперебойного курсирования судов в зимнее время по Аральскому морю; пересмотреть установление воздушного сообщения по линии “Москва-Кунград-Чарджоу”; завести одну автомашину в ККАО;

*                     принять необходимые меры к скорейшей переброске в ККАО потребного количества рабочих кадров; организовать ветеринарный зоотехникум с ежегодным приемом 80 человек; открыть рыболовный техникум; школы ФЗО; проработать вопрос об открытии пединститута; обеспечить охват не менее 50 %  населения школами ликбеза;

*                     для выяснения целесообразности перенесения столицы ККАО в пункт Нукус послать специальную комиссию [3].

Многие пункты этого постановления были выполнены в 1932-1936 годах, многие оставались на бумаге. Оставались невыполненными планы создания фосфоритного завода, строительства железнодорожной магистрали Чарджоу-Александров-Гаи, узколинейной железнодорожной линии Нукус-Аральское море, пуск ледокола, воздушной линии Москва-Кунград-Чарджоу, зооветтехникума, рыболовного техникума. 25 февраля 1931 г. Средазбюро ЦК ВКП (б) по докладу Каракалпакского обкома в своем постановлении сигнализировало о слабом развертывании внутрипартийной работы, критики и самокритики. Бюро Каракалпакского обкома ВКП (б) ограничивалось кабинетным руководством при проведении этих мероприятий, чем воспользовались социально чуждые элементы (дело «Страховой кассы», «лечебной комиссии») [4]. Продолжалось «десантирование» из ЦК ВКП (б) руководящих работников для Каракалпакской автономной области и в 1932 году.

Важное значение на пути восстановления национальной государственности каракалпакского народа играло преобразование автономной области в автономную республику. Президиум ВЦИК РСФСР в 20 марта 1932 г. принял постановление о преобразовании ККАО в автономную республику. Вопрос об этом внес Исполком Каракалпакской автономной области. ВЦИК РСФСР постановил:

1. Каракалпакскую автономную область, в соответствии с волеизъявлением ее трудового населения, преобразовать в существующих границах в Каракалпакскую автономную советскую социалистическую республику, как федеративную часть в состав РСФСР.

2. Высшим органом власти на территории Каракалпакской автономной ССР, впредь до созыва ее республиканского съезда Советов, считать Каракалпакский облисполком. Которому поручить созыва первого Каракалпакского республиканского съезда советов для избрания ЦИК и организации аппарата власти.

3. Поручить Отделу Национальностей при Президиуме ВЦИК выработать и представить на утверждение Президиума ВЦИК проект Положения о государственном устройстве Каракалпакской автономной ССР [6].

2 марта 1932г. была образована организационная комиссия в составе К.Нурмухамедова (председатель), Д.Логинова (заместитель председателя), Досжанова (секретарь комиссии), К.Авезова, Черникова, Я.Жаналиева и Сергеева [7]. 11 мая  1932 г. ЦИК (председатель М.И.Калинин) и СНК РСФСР (заместитель председателя Т.Р.Рыскулов) утвердили Положение “О государственном устройстве ККАССР”. На первой сессии Советов Каракалпакстана (30 марта 1932 г.) был образован Центральный исполнительный комитет в составе: К.Нурмухамедова, Варначева, Маджитова, Насурлаева, Р.Ержанова, Рахмадуллина, К.Авезова, Т.Чурбанова, К.Алламбергенова, Д.Жаналиева, Ж.Сеитовой, К.Садуллаева, А.Ерманова, Досекеева, Ф.Усманова, Рамазанова, Альсберга, Мусаева, Морина, Д.Курбанова, Кошкарова, Абдуллина, Бекбаулиева, Айтешова, Черникова.             1 октября 1932 г. были приняты Законы ЦИК ККАССР “О Совете Народных Комиссаров ККАССР”, “О Регламенте заседаний Совета Народных Комиссаров ККАССР”, “О Центральном Исполнительном Комитете ККАССР, Президиуме и членах”, “Об амнистии в связи с преобразованием ККАО в ККАССР”. 3 декабря 1932г. Центральный Исполнительный Комитет ККАССР на второй сессии Советов подготовил Конституцию  республики. 21-23 апреля 1933 г. ответственный секретарь областной парторганизации  Т.Чурбанов, секретари Морин и К.Аллабергенов, председатель рабоче-дехканской инспекции области Я.Джаналиев, секретарь ЦИК ККАССР Р.Иржанов были исключены из рядов партии и привлекались к ответственности. 19 мая 1933 г. было распущено бюро областного комитета комсомола, а его первый секретарь Оразалы Косекеев исключен из рядов партии. Выехали из Каракалпакстана ряд руководящих деятелей: Ларькин, Сокольский, Епифанов, Карп, Киргизбаев, Эйхман, Фатов, Кириллов, Атаниязов, К.Адинаев, Т.Напесов. На У1 партконференции (1933) был избран новый состав Пленума Каракалпакского обкома ВКП (б): И.Алиев, Н.Сапаров, Файзинабад, Д.Курбанов, Ж.Жаксымуратов, Ф.Маткаримов, Шевченко, У.Ахмедов, Раджапов, А.Куленев, Г.Квачев, Метенин, Усманов, Айтешев, Бекмуратов, Ельтезеров, Бердимуратова, Логинов, ВАлиуллин, Даулетмуратов, Авезов, Бовгачинов, Ахмедов, Камалов, Т.Сафиев [8]. Высшее руководство Каракалпакстана, не соглашаясь с репрессиями, написало письма в вышестоящие инстанции. Умелыми руками работников ОГПУ эти действия были расценены как образование  групповщины “буржуазных националистов”. Так в историю вошли группы: “четверых” (К.Авезов, К.Аллабергенов, П.Тореев, П.Джаналиев); “десяти” (Ж.Рахматуллаев, Б.Тажиев, Х.Темирханов, Р.Матчанов, М.Нуржанов, Х.Абдихаликов, Д.Ишимбетов, А.Мамбедияров, К.Шамуратов). Им были уготованы ярлыки “врагов народа”. [9] 21 декабря  1934 г. второй съезд  Советов  ККАССР утвердил Конституцию Каракалпакской Автономной Советской Социалистической Республики. Конституция  состояла из 17 разделов и 109 статей.             Первый раздел Конституции ККАССР 1934 года включал ряд статей общего характера. Примечательно то, что в 6-й статье первого раздела констатировалось, что “государственным языком Каракалпакстана является каракалпакский язык, вместо с тем, гражданам, говорящим на других языках дается право говорить на съездах, в системе управления на родном языке”[10]. Справедливости ради отметим, что данная констатация в дальнейшем в следующих конституциях была сокращена до минимума и обобщена.             В первой Конституции ККАССР 1934 года имелись статьи, регулирующие взаимоотношения республики с СССР, Узбекистаном, Среднеазиатским Экономическим Советом. В Конституции СССР 1924 г. сказано, что верховным органом власти государства будет, как и в союзных республиках, съезд Советов (статья 8). На съезд Советов  СССР Каракалпакстан должен был избрать один депутат от 25 тысяч городских избирателей и один депутат от 125 тысяч аульских жителей (статья 9) [11. Выводы Каракалпакстану в 1930-1936-е годы пришлось существовать в ассоциации с Российской Федерацией. Осуществляя свою бытовую, фольклорно-художественную, ритуально-культурную жизнь в рамках своего языка, своей культуры, своих общественных учреждений, каракалпакский народ стремился иметь гораздо больший объем коммуникаций в школе, прессе, экономической и политической жизни на языке и в рамках культуры ассоциирующей нации, т.е. русской. Состояние ассоциированности не может реализоваться без преобладающего двуязычия и двухкультурности, а так как не каждому легко в совершенстве овладеть вторым языком и нормами другой культуры, оно неизбежно порождает у многих людей ощущение своей неполноценности и социальной недостаточности. Хотя и не обязательно, но очень часто такое состояние оказывается переходным к ассимиляции, к потере родного языка, культуры, национальной самобытности. Поэтому вполне понятно, что каракалпакский народ, находясь в составе Российской Федерации, достигнув определенного уровня  культурно-экономического развития, то есть, конкретно говоря, обзаведшийся своим контингентом интеллигенции, квалифицированными специалистами-профессионалами, имеющий достаточную численность, стремился выйти на уровень самодостаточной нации – развить свою национальную школу, сеть массовой коммуникации, всех культурных институтов. Каракалпакскому народу не удалось полностью реализовать все вышеуказанные цели при тоталитарном обществе. Переход с уровня народности на уровень нации происходил не в одночасье и не путем декретирования, а через длительное и постепенное изживание состояния  ассоциированности и накопления элементов самодостаточности – путь, на который  каракалпакскому народу потребовалось  много лет.

https://moluch.ru/archive/18/1817/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Kamal сказал:

Известно, что с 1930 по 1936 год Каракалпакстан непосредственно находился в составе РСФСР. В данной статье говорится о мероприятиях по развитию региона, о том, что многие пункты выполнены за столь короткий срок.

Скрытый текст

 

Жаль, что половина мероприятий осталась не выполненной, которая и вовсе заморожена с вхождением ККАССР в состав УзССР в 1936 году.  

Кадровая политика РСФСР в Каракалпакстане в 1930-1936 гг.

20 июля  1930 г. Каракалпакская Автономная область вошла непосредственно в прямое подчинение центральных органов РСФСР. Постоянным представителем правительства Каракалпакстана в ЦИК РСФСР был назначен Касым Авезов. Была создана правительственная комиссия РСФСР по размежеванию ККАО и Казахской АССР. Возникли споры насчет выделения ККАО в существующих границах из Казахской АССР. Казахстан претендовал на Тамдынский район и Аральское побережье. В письме председателя Каракалпакского облисполкома К.Нурмухамедова в правительственную комиссию РСФСР по размежеванию ККАО и Казахской АССР от 2 ноября 1930г. подчеркивалось, что “эти претензии иной оценки не заслуживают, кроме как соображений коммерчески условных людей, а не политиков, исходящих из общей политики партии и правительства по национальному вопросу” [1].  Во время процесса непосредственного вхождения Каракалпакстана в состав Российской Федерации в высшем эшелоне власти Казахстана муссировались слухи об оставлении Тамдынского района Казахстану. Благодаря стараниям руководителей Каракалпакстана Касыма Авезова, Коптлеуа Нурмухамедова эта проблема была решена в пользу нашей республики. ЦК ВКП (б) и Средазбюро за период 1931 года направили в Каракалпакстан следующих работников: [2]

Заслушав доклад Облисполкома Каракалпакской АО Совнарком РСФСР 1 августа 1931 г. принял специальное постановление о хозяйственном и культурном строительстве области. Было подчеркнуто, что темпы развития хозяйственного и социально-культурного строительства Каракалпакстана отставали от общих темп развития остальных автономных республик и областей РСФСР. Слаба была техническая база по переустройству сельского хозяйства, недостаточно развита ирригационная система. Животноводство велось отсталыми методами и не было обеспечено соответствующей кормовой базой. Не были проведены мероприятия по улучшению породы скота и по внедрению ветеринарной помощи. Недостаточно были специализированные скотоводческие каракулеводческие колхозы. Колхозное строительство тогда значительно отстало от темпов совхозного строительства. Плохое дорожное строительство и недостаточно необходимая организация водного сообщения, особенно подъездных путей и железной дороги охарактеризовало народное хозяйство. Совнарком РСФСР справедливо отметил, что совершенно недостаточным является руководство и изучение хозяйства Каракалпакской АО со стороны республиканских органов Российской Федерации.

Отмечая значение Каракалпакстана в общей системе народного хозяйства СССР в качестве:

*                     одного из важнейших районов технических культур - хлопка;

*                     семеноведческой базы и экспортного значения люцерны;

*                     базы развития каракуловедчества;

*                     района добычи рыбы в Аральском море;

*                     возможности использования под технические культуры огромной земельной территории Совнарком РСФСР принял постановление, где указаны важнейшие мероприятия начиная с 1931 г.:

*                      произвести необходимые исследования по расширению Чимбайской ирригационной системы, обеспечивающие доведение орошаемой площади до 120 000 га; приступить к коренному переустройству ирригационной системы ККАО с перестройкой гидротехнических сооружений и судоходных вывозов, довести механизацию ирригационных работ до 30 %; обеспечить приспособление ирригационной сети к требованиям тракторной обработки; разработать проект правильного пользования Амударьинского водоема, выявить возможность поднятия уровня реки путем устройства дамбовых сооружений; соорудить гидростанцию в канале Кызкеткен Чимбайской ирригационной системы;

*                     построить новый хлопкоочистительный завод; организовать рисовый совхоз; освоить не менее 10 тыс. га новых площадей под кендырными совхозами; открыть четыре новых хлопковых машинотракторных станций, доведя мощность до 4 тыс. лошадиных сил;

*                     создать люцерновой совхоз площадью 10 тыс. га; установить производственное задание ККАО на 1932 г. по посевным площадям в размере 158 тыс. га, в том числе под хлопчатником - 85 тыс. га, под люцерной - 30 тыс. га; перевести на оседлость не менее 1000 бедняцко-середняцких хозяйств из кочевого и полукочевого населения; довести поголовья каракуловедческих овец до 45 тыс. голов; организовать овцеводческий колхоз грубошерстного направления;

*                     развернуть в ККАО лесокультурные, мелиоративные и пескоукрепительные работы; колодезное строительство в кочевых животноводческих районах;  форсировать развитие ветеринарных мероприятий, создать лабораторию  “Асколи”; приступить к организации тутовых плантаций не менее 1000 га для выкормки не менее 8000 коробок грени с продукцией в 204 тонны коконов;

*                     предложить ВСНХ РСФСР оказать содействие в постройке фосфоритного  и маслобойного заводов;  рыбоконсервного завода;

*                     включить в список дорог республиканского значения дорогу “Турткуль-Нукус-Чимбай-Аральское море” протяженностью в 355 км.; предусмотреть строительство железнодорожной магистрали Чарджоу-Александров-Гаи с 1933 г.; закончить постройку узколинейной железной дороги “Нукус-Аральское море”; изучить вопрос о целессобразности пуска ледокола и или судна ледокольного типа для обеспечения бесперебойного курсирования судов в зимнее время по Аральскому морю; пересмотреть установление воздушного сообщения по линии “Москва-Кунград-Чарджоу”; завести одну автомашину в ККАО;

*                     принять необходимые меры к скорейшей переброске в ККАО потребного количества рабочих кадров; организовать ветеринарный зоотехникум с ежегодным приемом 80 человек; открыть рыболовный техникум; школы ФЗО; проработать вопрос об открытии пединститута; обеспечить охват не менее 50 %  населения школами ликбеза;

*                     для выяснения целесообразности перенесения столицы ККАО в пункт Нукус послать специальную комиссию [3].

Многие пункты этого постановления были выполнены в 1932-1936 годах, многие оставались на бумаге. Оставались невыполненными планы создания фосфоритного завода, строительства железнодорожной магистрали Чарджоу-Александров-Гаи, узколинейной железнодорожной линии Нукус-Аральское море, пуск ледокола, воздушной линии Москва-Кунград-Чарджоу, зооветтехникума, рыболовного техникума. 25 февраля 1931 г. Средазбюро ЦК ВКП (б) по докладу Каракалпакского обкома в своем постановлении сигнализировало о слабом развертывании внутрипартийной работы, критики и самокритики. Бюро Каракалпакского обкома ВКП (б) ограничивалось кабинетным руководством при проведении этих мероприятий, чем воспользовались социально чуждые элементы (дело «Страховой кассы», «лечебной комиссии») [4]. Продолжалось «десантирование» из ЦК ВКП (б) руководящих работников для Каракалпакской автономной области и в 1932 году.

Важное значение на пути восстановления национальной государственности каракалпакского народа играло преобразование автономной области в автономную республику. Президиум ВЦИК РСФСР в 20 марта 1932 г. принял постановление о преобразовании ККАО в автономную республику. Вопрос об этом внес Исполком Каракалпакской автономной области. ВЦИК РСФСР постановил:

1. Каракалпакскую автономную область, в соответствии с волеизъявлением ее трудового населения, преобразовать в существующих границах в Каракалпакскую автономную советскую социалистическую республику, как федеративную часть в состав РСФСР.

2. Высшим органом власти на территории Каракалпакской автономной ССР, впредь до созыва ее республиканского съезда Советов, считать Каракалпакский облисполком. Которому поручить созыва первого Каракалпакского республиканского съезда советов для избрания ЦИК и организации аппарата власти.

3. Поручить Отделу Национальностей при Президиуме ВЦИК выработать и представить на утверждение Президиума ВЦИК проект Положения о государственном устройстве Каракалпакской автономной ССР [6].

2 марта 1932г. была образована организационная комиссия в составе К.Нурмухамедова (председатель), Д.Логинова (заместитель председателя), Досжанова (секретарь комиссии), К.Авезова, Черникова, Я.Жаналиева и Сергеева [7]. 11 мая  1932 г. ЦИК (председатель М.И.Калинин) и СНК РСФСР (заместитель председателя Т.Р.Рыскулов) утвердили Положение “О государственном устройстве ККАССР”. На первой сессии Советов Каракалпакстана (30 марта 1932 г.) был образован Центральный исполнительный комитет в составе: К.Нурмухамедова, Варначева, Маджитова, Насурлаева, Р.Ержанова, Рахмадуллина, К.Авезова, Т.Чурбанова, К.Алламбергенова, Д.Жаналиева, Ж.Сеитовой, К.Садуллаева, А.Ерманова, Досекеева, Ф.Усманова, Рамазанова, Альсберга, Мусаева, Морина, Д.Курбанова, Кошкарова, Абдуллина, Бекбаулиева, Айтешова, Черникова.             1 октября 1932 г. были приняты Законы ЦИК ККАССР “О Совете Народных Комиссаров ККАССР”, “О Регламенте заседаний Совета Народных Комиссаров ККАССР”, “О Центральном Исполнительном Комитете ККАССР, Президиуме и членах”, “Об амнистии в связи с преобразованием ККАО в ККАССР”. 3 декабря 1932г. Центральный Исполнительный Комитет ККАССР на второй сессии Советов подготовил Конституцию  республики. 21-23 апреля 1933 г. ответственный секретарь областной парторганизации  Т.Чурбанов, секретари Морин и К.Аллабергенов, председатель рабоче-дехканской инспекции области Я.Джаналиев, секретарь ЦИК ККАССР Р.Иржанов были исключены из рядов партии и привлекались к ответственности. 19 мая 1933 г. было распущено бюро областного комитета комсомола, а его первый секретарь Оразалы Косекеев исключен из рядов партии. Выехали из Каракалпакстана ряд руководящих деятелей: Ларькин, Сокольский, Епифанов, Карп, Киргизбаев, Эйхман, Фатов, Кириллов, Атаниязов, К.Адинаев, Т.Напесов. На У1 партконференции (1933) был избран новый состав Пленума Каракалпакского обкома ВКП (б): И.Алиев, Н.Сапаров, Файзинабад, Д.Курбанов, Ж.Жаксымуратов, Ф.Маткаримов, Шевченко, У.Ахмедов, Раджапов, А.Куленев, Г.Квачев, Метенин, Усманов, Айтешев, Бекмуратов, Ельтезеров, Бердимуратова, Логинов, ВАлиуллин, Даулетмуратов, Авезов, Бовгачинов, Ахмедов, Камалов, Т.Сафиев [8]. Высшее руководство Каракалпакстана, не соглашаясь с репрессиями, написало письма в вышестоящие инстанции. Умелыми руками работников ОГПУ эти действия были расценены как образование  групповщины “буржуазных националистов”. Так в историю вошли группы: “четверых” (К.Авезов, К.Аллабергенов, П.Тореев, П.Джаналиев); “десяти” (Ж.Рахматуллаев, Б.Тажиев, Х.Темирханов, Р.Матчанов, М.Нуржанов, Х.Абдихаликов, Д.Ишимбетов, А.Мамбедияров, К.Шамуратов). Им были уготованы ярлыки “врагов народа”. [9] 21 декабря  1934 г. второй съезд  Советов  ККАССР утвердил Конституцию Каракалпакской Автономной Советской Социалистической Республики. Конституция  состояла из 17 разделов и 109 статей.             Первый раздел Конституции ККАССР 1934 года включал ряд статей общего характера. Примечательно то, что в 6-й статье первого раздела констатировалось, что “государственным языком Каракалпакстана является каракалпакский язык, вместо с тем, гражданам, говорящим на других языках дается право говорить на съездах, в системе управления на родном языке”[10]. Справедливости ради отметим, что данная констатация в дальнейшем в следующих конституциях была сокращена до минимума и обобщена.             В первой Конституции ККАССР 1934 года имелись статьи, регулирующие взаимоотношения республики с СССР, Узбекистаном, Среднеазиатским Экономическим Советом. В Конституции СССР 1924 г. сказано, что верховным органом власти государства будет, как и в союзных республиках, съезд Советов (статья 8). На съезд Советов  СССР Каракалпакстан должен был избрать один депутат от 25 тысяч городских избирателей и один депутат от 125 тысяч аульских жителей (статья 9) [11. Выводы Каракалпакстану в 1930-1936-е годы пришлось существовать в ассоциации с Российской Федерацией. Осуществляя свою бытовую, фольклорно-художественную, ритуально-культурную жизнь в рамках своего языка, своей культуры, своих общественных учреждений, каракалпакский народ стремился иметь гораздо больший объем коммуникаций в школе, прессе, экономической и политической жизни на языке и в рамках культуры ассоциирующей нации, т.е. русской. Состояние ассоциированности не может реализоваться без преобладающего двуязычия и двухкультурности, а так как не каждому легко в совершенстве овладеть вторым языком и нормами другой культуры, оно неизбежно порождает у многих людей ощущение своей неполноценности и социальной недостаточности. Хотя и не обязательно, но очень часто такое состояние оказывается переходным к ассимиляции, к потере родного языка, культуры, национальной самобытности. Поэтому вполне понятно, что каракалпакский народ, находясь в составе Российской Федерации, достигнув определенного уровня  культурно-экономического развития, то есть, конкретно говоря, обзаведшийся своим контингентом интеллигенции, квалифицированными специалистами-профессионалами, имеющий достаточную численность, стремился выйти на уровень самодостаточной нации – развить свою национальную школу, сеть массовой коммуникации, всех культурных институтов. Каракалпакскому народу не удалось полностью реализовать все вышеуказанные цели при тоталитарном обществе. Переход с уровня народности на уровень нации происходил не в одночасье и не путем декретирования, а через длительное и постепенное изживание состояния  ассоциированности и накопления элементов самодостаточности – путь, на который  каракалпакскому народу потребовалось  много лет.

 



https://moluch.ru/archive/18/1817/

жаль ... 

но зато сейчас на Устюрте и на дне Арала (на нашей стороне кстати все пробные скважины оказались без) нашли газ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

02.06.2018 в 19:49, Kamal сказал:

По линии отца табу, а по матери можно заключить брак, если не ошибаюсь, с детьми ее двоюродных братьев или сестер. В любом случае, если есть необходимость, это решают старшие. Лично знаю таких, которые друг-другу являются дальними родственниками.

в ваших говорах есть чокание?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...