Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

1.    Насчет бабушки Абая, нас в школе учили что она каракалпачка. А я то учился в каз. школе при Союзе. Да щасс другие времена, в школах и ВУЗах историю не до конца  учят, например: историки Казахстана старается мало информироват про историю остальных биев кроме троих этнических казахов, состоявшихся в Совете Биев при Каз. Ханстве. То есть историки старается больше освещать про свойх, а про других мало-мало информироват. Учителя мои по историй, литературы и языка из старых школов и ВУЗов КазССР, они без користьних мысли учили нас.
2.    Я про казахских серги арабек или аналогических видов носовых украшение не слишал и не видел.
3.    Казахи – мужчины носивший серги, оны рыцары степи – Сери (сері), то есть барды. Они любимцы народа и избалованные типи, батыры. Сери – имели весомий место в казахском обществе, сними советовались и считались выщий общество Каз.Ханство. Казахские рыцары - Сери, это отдельное тема.
4.    Некоторые каракалпакские батыры и барды (жырау, баксы) тоже носили серги. Например про карпкалпакском поэт – лирик, бард – бахсы и моллы Аженияза (XIX в.) говориться что он носил сергу, а он то выпускник Хивинского медресе. А также в легендах народа говориться что <Устюртский хан> каракалпаков Худайберген хан кунград (? – 1924) носиль гулпак и сергу, он был зверский убить сотрудниками НКВД в г. Кунград.
 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Polat said:

1.    Насчет бабушки Абая, нас в школе учили чот она каракалпачка. А я то учился в каз. школе при Союзе. Да щасс другие времена, в школах и ВУЗах историю не доконса учят, например: историки Казахстана старается мало информироват про историю остальных биев кроме троих биев этнических казахов состоявшихся в Совете Биев при Казахском Ханстве. То есть историки старается больше освещать про свойх, а про других мало-мало информироват. Мой учителя по историй,   литературы и языка старый школы и ВУЗов КазССР, они без корисних мысли учили нас.
2.    Я про казахских серги арабек или аналогических видов носовых украшение не слишал и не видел.
3.    Казахи – мужчины носивший серги, оны рыцары степи – Сери (сері), то есть барды. Они любимцы народа и избалованные типи, батыры. Сери – имели весомий место в казахском обществе, сними советовались и считались выщий общество Каз.Ханство. Казахские рыцары - Сери, это отдельное тема.
4.    Некоторые каракалпакские батыры и барды (жырау, баксы) тоже носили серги. Например про карпкалпакском поэт – лирик, бард – бахсы и моллы Аженияза (IXX в.) говориться что он носил сергу, а он то выпускник Хивинского медресе. А также в легендах народа говориться что <Устюртский хан> каракалпаков Худайберген хан кунград (? – 1924) носиль гулпак и сергу, он был зверский убить сотрудниками НКВД в г. Кунград.
 

Спасибо, Полат, очень помог, а то уже засомневался - почудилось что ли, ведь, то ли читал, то ли слышал, не мог вспомнить.

Про мужскую серьгу, честно признаться, не знал, хотя Ажинияз всем известный каракалпакский шайыр (поэт) 19 века, автор стихов "Еллерим бардур". Он сам был лидером Бозатауского восстания, с этой точки зрения, он еще и батыр. Жестоко преследовался хивинскими властями, бежал в Туркмению, позже был сослан в казахские степи, оттуда ушел в Татарстан, и в конце жизни вернулся в Каракалпакию, где и умер. За весь период своих скитаний не переставал писать стихи.

А вообще, обычай носить носовую серьгу (арабек) скорее всего идет из глубокой древности. Тут говорится про девушку, умершую еще до н.э. Головной убор (саукеле) девушки идентичен с нынешним национальным женским головным убором, также называемым саукеле. Найдены и украшения. 

http://karakalpakiya.ru/blog/k-voprosu-sopostavleniya-materialov-arheologii-i-etnografii-v-obryadnosti-karakalpakov/

Quote

 

Истоки обычаев и верования, связанные с бусинами, с древнейших времен бытуют у предков каракалпаков и казахов Приаралья. Жетиасарская  культура, следы которого отмечены в регионе древних Северных протоков Сырдарьинской дельты Куандарьи и Прокуандарьи известны памятниками  VII в  до.н.э, VIII в. н.э., и считается своеобразнейщим из культур Средней Азии и  Казахстана. В могильнике Жетиасар расположенного на берегу Куандарьи, в  кургане № 27, относящемуся к VII веку до н.э., раскопано захоронение молодой девочки (судя по наличию молочных зубов и толщины костей не старше 13-15 лет), ростом не более 150 см, с очень узким тазом, кости стоп разрушены. К западу от черепа на супе лежал разбитый пополам подквадратный в сечении кусок мела, рядом с ним речная раковина белого цвета, галька, проволочная бронзовая серьга, на черепе покойной сохранились остатки головного убора из темно-красной ткани полусферической формы, металлических бляшек. Украшения располагались в несколько рядов вдоль нижнего края головного убора (обрывок ремешка, обломок проволоки вплотную нанизанными на ней цилиндрической формы деревянными бусами, две красные нити (11. с. 51).

Несомненно, приведенные данные важны для нас, в том плане, что описанные фрагменты одежды напоминают нам каракалпакский женский головной убор «Саукеле».В культуре каракалпаков, узбеков и других соседних народов, есть элементы захоронения девушек или молодых неженатых в свадебной одежде. (8. с.72-73).

Одним из ювелирных украшении женщин детородного периода является “арабек”, носовая серьга украшенная бирюзовой вставкой.

Бирюза встречается также и в традиционной одежде и прическах девушек   каракалпачек, и в конном убранстве каракалпаков. Женщины в XVIII веке носили на руках медные и серебряныебраслеты с бирюзовой или ячменной вставкой. Серьги в ушах, типа «арабек», носят серебряные, массивные, но как и  браслеты, очень грубой обработки. И  зачастую в виде подвесок к ним служат  русские серебряные монеты. Иногда серьги имеют такую тяжесть, что помимо  ушки, подвязывается ниткой вокруг всего уха. Иногда  носят  серьгу,  продетую  через  одну  из  ноздрей.  Девушки  заплетают волосы  в мелкие косы, а женщины  же  прячут их под платками, или  выпускают две сплетенные косы (10. С.245).  Уместно отметить что П.П.Иванов упоминая о прическах женщин каракалпаков перечисляет женские украшения — серебряные  браслеты с бирюзой, а так же арабеки. Описанные выше традиции почти полностью совпадают с росписью на  стенке и крышке гипсового оссуария из  Ток-калы (VII-VIII вв.н.э,) (6. С.96. Рис.27).


 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 minutes ago, кылышбай said:

сколько читаю в сети про каракалпакскую кухню - везде конина присутствует

Если в Вики так указывается, то возможно в каких-то районах едят, лично я не знал, что мясо лошади съедобно, хотя побывал во всех районах Республики. Кстати, Полат утверждал, что в прошлом каракалпаки ели конину, но в документах середины 18 века упоминается, что Шайбак хан по случаю известий от Карасакала, для великой радости зарезал быков (почему не лошадей?!). 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 5/20/2018 в 21:43 Polat написал:

1.    Насчет бабушки Абая, нас в школе учили что она каракалпачка. А я то учился в каз. школе при Союзе. Да щасс другие времена, в школах и ВУЗах историю не до конца  учят, например: историки Казахстана старается мало информироват про историю остальных биев кроме троих этнических казахов, состоявшихся в Совете Биев при Каз. Ханстве. То есть историки старается больше освещать про свойх, а про других мало-мало информироват. Учителя мои по историй, литературы и языка из старых школов и ВУЗов КазССР, они без користьних мысли учили нас.
2.    Я про казахских серги арабек или аналогических видов носовых украшение не слишал и не видел.
3.    Казахи – мужчины носивший серги, оны рыцары степи – Сери (сері), то есть барды. Они любимцы народа и избалованные типи, батыры. Сери – имели весомий место в казахском обществе, сними советовались и считались выщий общество Каз.Ханство. Казахские рыцары - Сери, это отдельное тема.
4.    Некоторые каракалпакские батыры и барды (жырау, баксы) тоже носили серги. Например про карпкалпакском поэт – лирик, бард – бахсы и моллы Аженияза (XIX в.) говориться что он носил сергу, а он то выпускник Хивинского медресе. А также в легендах народа говориться что <Устюртский хан> каракалпаков Худайберген хан кунград (? – 1924) носиль гулпак и сергу, он был зверский убить сотрудниками НКВД в г. Кунград.
 

1) Эээ ссылку приведите - я смотрю каракалпаки в поисках своих корней готовы всех в каракалпаки записать :D

2) Ссылку ув. Кылышбай уже приводил

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад Kamal написал:

Если в Вики так указывается, то возможно в каких-то районах едят, лично я не знал, что мясо лошади съедобно, хотя побывал во всех районах Республики. Кстати, Полат утверждал, что в прошлом каракалпаки ели конину, но в документах середины 18 века упоминается, что Шайбак хан по случаю известий от Карасакала, для великой радости зарезал быков (почему не лошадей?!). 

 

Наверное дорогие были лошади. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад Zake написал:

Наверное дорогие были лошади. 

в западных и южных (непредгорных) областях РК, где климат сухой, тоже лошадей мало. каракалпаки в посл. пару столетий живут возле Арала и в дельте Амударьи. наверное поэтому к лошадям у них отношение более "туркменское")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, кылышбай said:

в западных и южных (непредгорных) областях РК, где климат сухой, тоже лошадей мало. каракалпаки в посл. пару столетий живут возле Арала и в дельте Амударьи. наверное поэтому к лошадям у них отношение более "туркменское")

Шайбак - хан Верхних каракалпаков, которые по данным Татищева были обильны скотом (в том числе лошадьми) ежели Нижние каракалпаки, само существование которых в основном держалось на земледелии. 

А вообще, я не хотел утруждать Полата (он еще не полностью здоров после тяжелой физической и душевной травмы), но помню его рассказ, что Айдос бий делал какое-то угощение из конины. Подробности к сожалению не знаю. С другой стороны, Полат по матери казах, к тому же по его словам в основном вырос среди родственников мамы, и естественно учился в казахской школе. Я учился в своей национальной школе, и казахский язык и литературу мы не изучали. Но кажется вспоминаю рассказ одного седобородого старика из Семипалатинска, который и сказал по поводу бабушки Абая, скорее всего это я и запомнил. Аксакал был очень разговорчив, видимо, в моем лице нашел внимательного слушателя и долго говорил, пока домочадцы вежливо не попросили отпустить меня к дастархану, накрытому специально для молодых парней. Он еще говорил, что казах, что каракалпак никакой разницы нет - мы один народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад Kamal написал:

Шайбак - хан Верхних каракалпаков, которые по данным Татищева были обильны скотом (в том числе лошадьми) ежели Нижние каракалпаки, само существование которых в основном держалось на земледелии. 

А вообще, я не хотел утруждать Полата (он еще не полностью здоров после тяжелой физической и душевной травмы), но помню его рассказ, что Айдос бий делал какое-то угощение из конины. Подробности к сожалению не знаю. С другой стороны, Полат по матери казах, к тому же по его словам в основном вырос среди родственников мамы, и естественно учился в казахской школе. Я учился в своей национальной школе, и казахский язык и литературу мы не изучали. Но кажется вспоминаю рассказ одного седобородого старика из Семипалатинска, который и сказал по поводу бабушки Абая, скорее всего это я и запомнил. Аксакал был очень разговорчив, видимо, в моем лице нашел внимательного слушателя и долго говорил, пока домочадцы вежливо не попросили отпустить меня к дастархану, накрытому специально для молодых парней. Он еще говорил, что казах, что каракалпак никакой разницы нет - мы один народ.

Этот аксакал рассказал вам, что бабушка Абая каракалпачка? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Аrсен said:

Этот аксакал рассказал вам, что бабушка Абая каракалпачка? 

О, Боже мой... Да конечно, когда ему представили меня как из Каракалпакстана и как живого каракалпака, он очень оживился и говорил о многом, даже бабушку Абая вспомнил. Я не пойму, в чем проблема? По большому счету бабушка Абая могла быть кем угодно, а что это меняет, думаете Абай больше не станет казахом? Он такой же казах, как и все нынешние казахи, сотканный из разных генетических и этнических элементов.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Kamal написал:

О, Боже мой... Да конечно, когда ему представили меня как из Каракалпакстана и как живого каракалпака, он очень оживился и говорил о многом, даже бабушку Абая вспомнил. Я не пойму, в чем проблема? По большому счету бабушка Абая могла быть кем угодно, а что это меняет, думаете Абай больше не станет казахом? Он такой же казах, как и все нынешние казахи, сотканный из разных генетических и этнических элементов.  

Просто есть сомнения. Потому что бабушка Абая сразу стала каракалпачкой в ваших рассказах из за споров о серьге в носу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 minutes ago, Zake said:

Просто есть сомнения. Потому что бабушка Абая сразу стала каракалпачкой из за споров с серьгой в носу.

Я не спорил, а писал что-то припоминаю и позже вспомнил, а Полат еще подтвердил. Мы же обсуждали это. Лично мне без разницы кто его бабушка, я лишь отметил свою косвенную осведомленность. Просто, вот эта серьга при имени Абая и подтолкнула погрузиться к воспоминаниям, а так я и  забыл про Абая, и даже про старика, и даже про серьгу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад Kamal написал:

Я не спорил, а писал что-то припоминаю и позже вспомнил, а Полат еще подтвердил. Мы же обсуждали это. Лично мне без разницы кто его бабушка, я лишь отметил свою косвенную осведомленность. Просто, вот эта серьга при имени Абая и подтолкнула погрузиться к воспоминаниям, а так я и  забыл про Абая, и даже про старика, и даже про серьгу. 

Вот поэтому и сомнения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, Zake said:

Вот поэтому и сомнения.

В чем сомнения, в моих словах или бабушке Абая? А почему бы всем сомневающимся не потрудиться и изучить генеалогию Абая, а заодно и заняться серьгой - где же она затерялась, что в трудах современных отечественных искусствоведов ее нет? Они что, вообще не слышали о ней?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад Kamal написал:

В чем сомнения, в моих словах или бабушке Абая? А почему бы всем сомневающимся не потрудиться и изучить генеалогию Абая, а заодно и заняться серьгой - где же она затерялась, что в трудах современных отечественных искусствоведов ее нет? Они что, вообще не слышали о ней?

Вот и потрудитесь, если сомневаетесь что раньше и  казашки носили серьги в носу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Zake said:

Вот и потрудитесь, если сомневаетесь что раньше и  казашки носили серьги в носу.

Да уж. Как говорит мой родной шурин - эх ты, моя такая-та тетя, как ты постарела!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад Kamal написал:

О, Боже мой... Да конечно, когда ему представили меня как из Каракалпакстана и как живого каракалпака, он очень оживился и говорил о многом, даже бабушку Абая вспомнил. Я не пойму, в чем проблема? По большому счету бабушка Абая могла быть кем угодно, а что это меняет, думаете Абай больше не станет казахом? Он такой же казах, как и все нынешние казахи, сотканный из разных генетических и этнических элементов.  

Думаю сходу придуманная версия с вашей стороны :D

Бабушка Абая Зере из рода Матай - Найман. Никак не каракалпачка, или из-за серьги в носу (по вашей версии казашки не носили серьги в носу, прошу доказать теперь вашу версию) вы приписали ее в каракалпачки?

Вы так не нервничайте, ведь казахи сами знают, что они "сотканные из разных генетических и этнических ЭЛЕМЕНТОВ". Но про бабушку Абая увы мимо. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Kenan said:

Что за разборки из-за серьги в носу? 

На старых фотках у казашек таких не видно. 

Я лично сообщил то, что услышал, а некоторые приняли это как личную обиду, мол, как я посмел, даже записали в воровство чужой истории. Им просто надо было предоставить материал и сказать что я ошибся. Ведь, читают же о чем я пишу, на что я указываю, а то что они вменяют мне в вину, будто я придумал какую-то версию, далеко от истины, думаю, они сами это прекрасно понимают. Просто, есть некоторые юзеры, у которых единственный аргумент во всех спорах это принять позицию "сам дурак", "не верю", "катись", и т.п.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Kenan said:

Что за разборки из-за серьги в носу? 

На старых фотках у казашек таких не видно. 

Кстати, скажите, Андреев авторитетный источник? Я думаю, авторитетнее все-таки отечественные этнографы и искусствоведы - это главное мое сомнение. Бабушка Абая это уже косвенное, она может быть кем угодно, если учесть, что у людей бывают как минимум две бабушки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, mechenosec said:

Это выражение по русски звучит совсем неприлично, неужели аж до каракалпаков докатилось? :lol:

Форум авторитетный, не мог же выразиться в прямом смысле. Кстати, шурин - русский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад Kamal написал:

Я лично сообщил то, что услышал, а некоторые приняли это как личную обиду, мол, как я посмел, даже записали в воровство чужой истории. Им просто надо было предоставить материал и сказать что я ошибся. Ведь, читают же о чем я пишу, на что я указываю, а то что они вменяют мне в вину, будто я придумал какую-то версию, далеко от истины, думаю, они сами это прекрасно понимают. Просто, есть некоторые юзеры, у которых единственный аргумент во всех спорах это принять позицию "сам дурак", "не верю", "катись", и т.п.

 

Вы хорошо себя чувствуете? 

Вам представили, что вы ошиблись с бабушкой Абая. И вы тут начали про какие-то обиды. Вы это про себя?

Вот вы спрашиваете, что Андреев авторитетный источник, а ваш аксакал авторитетный, который рассказал вам лично, что Зере каракалпачка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад Kamal написал:

Это точно. Каждая сторона обвиняла бы другую в воровстве. Кстати, у нас тоже есть катаганы-кияты. По версии ув. Пикмейкера, катаганы были знаменосцами. Правда ли это?

это в арысе Конырат?

10 часов назад Kamal написал:

Даже в 20 веке, большинство каракалпаков стали узбеками, что здесь такого - ассимиляция, мелкие осколки быстро растворяются. 

вы про часть аральцев, ставших хивинскими узбеками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...