Kamal Опубликовано 21 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2017 5 minutes ago, Samtat said: Меня не уговаривайте. Я солидарен с мнением Викторова. Ничуть. Это естественно, что у каждого свои интересы. Но все же мои версии более правдоподобны. Переселяться татарам в казахскую степь не было никакой надобности, а уфимских каракалпаков гнала в степь сама природа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 21 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2017 По мне доводы Викторова вполне убедительны, и сомнений у меня не вызывают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2017 23 минуты назад, Kamal сказал: Мишарские и казанские также могут быть и потомками тех же каракалпаков, более столетия назад ушедшие в уфимскую губернию, иначе, зачем им нужна была приставка "каракалпак". Они ведь, идентифицировали себя каракалпаками, хотя обозначались мишарскими и казанскими. И большую уверенность, что они изначально каракалпаки придают "алты авыллы", то есть, шесть арысов, которые все еще бытует среди каракалпаков в разных регионах Узбекистана. Но мы, отошли от этой структуры в связи с утратой жалаиров и стали "бес кала" (пять городов). Бес кала - так называли же низовья Амударьи (там эти 5 городов). Когда в источниках впервые появился этот термин, знаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 22 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2017 18 hours ago, Zake said: Бес кала - так называли же низовья Амударьи (там эти 5 городов). Когда в источниках впервые появился этот термин, знаете? А в источниках они есть, эти Бес-кала? Все эти аул, кала, арыс и т.д., есть синонимы слова эль (народ), а не буквально города, аулы и другие населенные пункты. И в аулах, и в городах живут люди, то есть, сообщество людей. В данном варианте "Бес-кала" подразумевают пять каракалпакских племен, связанные между собой такой родственной связью как единый этнос. Я ведь, давал сведения по поводу 5 звезд на флаге Каракалпакстана и почему они стали символом народа. Вы правильно пишете, что термин "Бес-кала" был известен в низовьях Амударьи. Именно там в 1855-56 годах каракалпаки объединились одной целью - свергнуть власть Хивы над собой и создать свое независимое государство, где объединились все пять племен. А ведь, тогда каракалпаки и действительно создали свое государство во главе со своим ханом, который поставил ультиматум хивинскому хану о прекращении дальнейших вооруженных столкновении и заключении дружественных отношений, как равный с равным. Только вот дипломатия подвела, в качестве главы каракалпакских послов был назначен ближайший друг хивинского хана, который, будучи подкупленный хивинцами, предрешил судьбу всего вооруженного восстания во главе с Ерназар Алагозем. Молодое государство просуществовав около года и пало из-за измены некоторых каракалпакских феодалов и мусульманского духовенства, но все же способствовало тому, что Хива все-таки предоставила каракалпакам полную самоуправляемость, то есть, автономию. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 22 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2017 6 минут назад, Kamal сказал: А в источниках они есть, эти Бес-кала? Все эти аул, кала, арыс и т.д., есть синонимы слова эль (народ), а не буквально города, аулы и другие населенные пункты. И в аулах, и в городах живут люди, то есть, сообщество людей. В данном варианте "Бес-кала" подразумевают пять каракалпакских племен, связанные между собой такой родственной связью как единый этнос. Я ведь, давал сведения по поводу 5 звезд на флаге Каракалпакстана и почему они стали символом народа. Вы правильно пишете, что термин "Бес-кала" был известен в низовьях Амударьи. Именно там в 1855-56 годах каракалпаки объединились одной целью - свергнуть власть Хивы над собой и создать свое независимое государство, где объединились все пять племен. А ведь, тогда каракалпаки и действительно создали свое государство во главе со своим ханом, который поставил ультиматум хивинскому хану о прекращении дальнейших вооруженных столкновении и заключении дружественных отношений, как равный с равным. Только вот дипломатия подвела, в качестве главы каракалпакских послов был назначен ближайший друг хивинского хана, который, будучи подкупленный хивинцами, предрешил судьбу всего вооруженного восстания во главе с Ерназар Алагозем. Молодое государство просуществовав около года и пало из-за измены некоторых каракалпакских феодалов и мусульманского духовенства, но все же способствовало тому, что Хива все-таки предоставила каракалпакам полную самоуправляемость, то есть, автономию. Насчет источников не знаю, поэтому и спрашиваю. Я в казахских газетах или книге это читал. Вообще это вроде как известное понятие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 22 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2017 9 minutes ago, Zake said: Насчет источников не знаю, поэтому и спрашиваю. Я в одной казахской газете давно это читал. Бес-калы в источниках нет, так как, не было 5 городов, а были те 5 племен. Просто каракалпаки по-разному произносят слово народ - аул, кала, арыс. Кстати, в своем письме китайскому императору от 1758 года, Кучук ходжа называет свой народ "Алты-кала" (шесть городов). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 22 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2017 14 minutes ago, Kamal said: Кстати, в своем письме китайскому императору от 1758 года, Кучук ходжа называет свой народ "Алты-кала" (шесть городов). Но Кучук ходжа до недавнего времени каракалпакам не был знаком и никто ничего не знал о его каракалпаках и о существовании его самого. Письмо всплыло в китайских архивах лет пять назад. Нам многое неизвестно о Верхних каракалпаках, так как, связь с ними была потеряна после 1725 года, а мы потомки только Нижних каракалпаков, смешавшихся с аральцами. Скорее всего часть каракалпаков Кучук ходжы осела в других областях Узбекистана, которые до сих пор сохраняют нерушимость тех "шести городов". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 22 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2017 23 hours ago, Samtat said: Они и были из числа татар, ещё были также казанские. Первые или вторые бежали к казахам, и их хан приютил беглецов, дав название кара калпаки. Хану скорее всего были нужны эти солдаты и он вынужденно скрыл их от российских властей выдав их за каракалпаков, то есть, заступился за них обманным путем. Если хан пошел на такой обман и русские этому поверили, то в источниках ни за что это не появилось бы. К тому же, если они были беглецами, то в Россию вряд ли вернулись бы. Обнаруженный в источниках об отводе каракалпакам земель в Саратовской области относится другому случаю переселения группы каракалпаков, которые месяцами жили в ожидании решения своих вопросов в Астрахани и которых в конце-концов приютили у себя ногайцы. Во-вторых, по другой волне переселенцев, если они на самом деле были татарами или мишарами и просто мирно перекочевали в казахские степи, то не было бы никакой необходимости приплюсовать им приставку "каракалпаки", так как, тут для хана Букеевской орды не было никакой необходимости за них заступиться. Короче, Викторин или Викторов что-то тут перемудрил в своих фантазиях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 25 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2017 Каразин Н,Н каракалпакская юрта Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 25 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2017 6 hours ago, Shymkent said: Каразин Н,Н каракалпакская юрта Не по теме, конечно, но раз уж выложили здесь, то у каракалпакской юрты высокие купола, данная юрта скорее всего аральско-туркменского типа или вообще туркменская. Все конструкции одинаковые кроме высоты, а главная особенность каракалпакской и туркменской юрт от юрт соседних народов, то это очень схожие шаныраки. Туркменская юрта. шанырак туркменской юрты из 11 спиц, бывают до 14-16 спиц каракалпакская юрта шанырак каракалпакской юрты из 8 спиц, бывают до 14-16 спиц. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 26 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2017 14 часов назад, Kamal сказал: главная особенность каракалпакской и туркменской юрт от юрт соседних народов, то это очень схожие шаныраки. у всех каракалпаков такие шаныраки? есть данные по шаныракам зарафшанских и ферганских каракалпаков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мемлекет Опубликовано 26 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2017 Вон Убушаев пишет, что Хальмг-калмык пошло от араб.перс."кальб" - "собака". Ногай тоже есть версия монг. "собака" Наверное у кара-калпаков больше шансов иметь этноним от этого слова как "кара кальб - кара-калп" - "настоящий-исконный собака-волк" ? И не надо сказки про калпаки придумывать ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 26 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2017 8 hours ago, кылышбай said: у всех каракалпаков такие шаныраки? есть данные по шаныракам зарафшанских и ферганских каракалпаков? На территории Каракалпакстан такие шаныраки, а у тех лично не исследовал и нет никаких источников. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 26 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2017 1 hour ago, Мемлекет said: Вон Убушаев пишет, что Хальмг-калмык пошло от араб.перс."кальб" - "собака". Ногай тоже есть версия монг. "собака" Наверное у кара-калпаков больше шансов иметь этноним от этого слова как "кара кальб - кара-калп" - "настоящий-исконный собака-волк" ? И не надо сказки про калпаки придумывать ))) Сказки никто не придумывает, но много народу не придают никакого значения каракалпакской истории. У всех чисто стереотипные мышления ввиду нашей нынешней малой численности, будто мы отродясь сторонились от евразийской истории находясь между песками Каракума и Кызылкума. Но на самом деле ареал прошлого распространения каракалпаков очень обширный, на что малая численность не способна. Вам, по каракалпакам нужно побольше читать и стереотипы отсеются. А по поводу собака-волк (ногай), Quote Выступая в 1988 г. в харабалинской районной газете, Исхак Хамзаевич Ильясов, выходец из рода «каракалпаков» с. Лапас, рассказывая о славной службе своих лапасских предков-мужчин в царской армии, утверждал. «Каракалпаки – истинные ногайцы, черпающие свои истоки прямо от летописных «чёрных клобуков». Жительница Ново-Кучергановки Гюльбану Миналиевна Неклюдова (Давлетшина), 1936 г. рожд., вспомнила рассказ своей бабушки Марьям Хасьяновны Абдрашитовой (1900-88), из рода переселенцев: «Наши родители приехали сюда откуда-то, а у мужчин шапки были большие чёрные. Себя называли каракалпаки мишары».И сейчас жители этого села себя обозначают как «другие мишари» («артык мишэрлэр»), хронологический расчёт показывает примерное совпадение времени переселения их предков с переездом «мишарей-каракалпаков» из казахской орды, а затем из близлежащего юртовского с. Солянка (II-ая пол. XIX в.) на нынешние места проживания. (Викторин В М.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мемлекет Опубликовано 26 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2017 1 час назад, Kamal сказал: Наоборот если с позиций Вашего языка получается из калб > калпак это втройне интереснее. Ведь если ногай действительно "собака", и имели к вам отношении, то почему и вам не зваться также, но на другой манер. Вон башкир тоже волк. Есть же логика ? Вон калмык-буддист от араб."калб" сложно понять. Напрашивается только вариант с "оКалмычиванием ногайцев" )))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alikhan Опубликовано 27 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 27 декабря, 2017 В 21.12.2017 в 23:31, Kamal сказал: Думаю, в период национально-территориального размежевания, люди сами не знали, что у них за национальность. Кем записали, тем и стали. Я б дополнил, (на мой взгляд) Вашу гениальною мысль! "национально-территориального размежевания" в СССР. После образования национальных республик и автономий в СССР, в каждой из них, вокруг каждого бюджетного корыта образовалась своя "элита". В задачи которой входило: - доказательство автохтонно́сти титульной нации, ее древности, ее исключительности и величия. В образовании, своя "школьная элита", которая под эгидой борьбы по ликвидации безграмотности, этим же, зомбировала каждого школяра, а уже эти грамотные, этим же, просвещали лишенных какой-либо грамоты свое домашнее старичье. А после развала СССР, вооще все съехали с катушек. Элита поделила все бабло, а кому его не досталось, делим оставшуюся автохтонно́сть и величие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 7 января, 2018 Поделиться Опубликовано 7 января, 2018 On 26.12.2017 at 7:39 PM, Мемлекет said: 1. Наоборот если с позиций Вашего языка получается из калб > калпак это втройне интереснее. 2. Ведь если ногай действительно "собака", и имели к вам отношении, то почему и вам не зваться также, но на другой манер. 3. Вон башкир тоже волк. Есть же логика ? 1. Не пойму, о чем речь 2. В одном сомнительном источнике каракалпаков называют старыми ногайцами, возможно, они были подданными темника Ногая. А в последующем ногаями стали называться более широкий круг народов. Ногаи распались в середине 16 века - Большие, Малые и Алтыаульцы. Если первые два все еще назывались ногаями, то Алтыаульцы уже не назывались ногаями. Значит, у нас было собственное имя. 3. Читал легенду, что какие-то племена последовали за волком и назвали себя башкир. Тут тоже много непонятного, например, разве волк на языке башкир так и переводится "башкир" или "башкорт"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 7 января, 2018 Поделиться Опубликовано 7 января, 2018 // 2. В одном сомнительном источнике каракалпаков называют старыми ногайцами, возможно, они были подданными темника Ногая. А в последующем ногаями стали называться более широкий круг народов. Ногаи распались в середине 16 века - Большие, Малые и Алтыаульцы. Если первые два все еще назывались ногаями, то Алтыаульцы уже не назывались ногаями. Значит, у нас было собственное имя. // А еще, если принять во внимание изречение "каракалпаки - истинные ногайцы, черпающие свои истоки от летописных черных клобуков", то и часть средневековых ногайцев является изначально каракалпаками, тем более в источниках есть сведения о переселении каракалпаков из бывшего Ногайского улуса в Поволжье в 14 веке. Так что, будем считать, что составляя общий политоним "ногайцы", каракалпаки выделились в собственное самоназвание ввиду политических обстоятельств 16 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вахит 999 Опубликовано 8 января, 2018 Поделиться Опубликовано 8 января, 2018 В 07.01.2018 в 16:27, Kamal сказал: 3. Читал легенду, что какие-то племена последовали за волком и назвали себя башкир. Тут тоже много непонятного, например, разве волк на языке башкир так и переводится "башкир" или "башкорт"? По одной из версий слово башҡорт означает главного волка, где баш — главный, а корт — волк. Корт это волк в некоторых языках огузской группы.. А башкирский язык первоначально был огузским в своей основе. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 8 января, 2018 Поделиться Опубликовано 8 января, 2018 9 minutes ago, Вахит 999 said: По одной из версий слово башҡорт означает главного волка, где баш — главный, а корт — волк. Корт это волк в некоторых языках огузской группы.. А башкирский язык первоначально был огузским в своей основе. Видимо, эта версия и засела у меня в памяти. У нас есть два названия волка - бөри и қасқыр, а бас или баш само собой разумеется - главный, старший. Про корт вроде не слышал, чтоб волка так называли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 8 января, 2018 Поделиться Опубликовано 8 января, 2018 1 час назад, Kamal сказал: Видимо, эта версия и засела у меня в памяти. У нас есть два названия волка - бөри и қасқыр, а бас или баш само собой разумеется - главный, старший. Про корт вроде не слышал, чтоб волка так называли. www. tuva. asiaЭлектронный информационный журнал«новые исследования ТУВЫ»№ 3 2014Касакы — «вражда», пословица «Касасы жау» — «истинный враг», есть также выражение Кас жауым — «мой истинный враг» (Казак тш TYC^ipMe сездт, 1999: 226).В древнетюркском языке отмечено слово курт (волк), сравните: этноним Башкурт, имя собственное Куртамет. По данной аналогии возникает Каскурт, отсюда современная форма каскыр '-волк'-, по составу следует трактовать '-истинный, лютый волк'-, в противовес общетюркскому бер1 '-волк'-, '-просто волк'-. Кроме того, кас продуктивен в составе этнонимов, топонимов и антропонимов: кассак (казак), кассэр (хазар), Казбек, Казкурт, Касон (Касансай, Ферг. долина), Касым и др. Фонетически взаимозаменяемость в казахском языке заднеязычных к/f, а также замена гласного (езулж) а& gt-ы (оба среднего ряда) не вызывает вопросов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 января, 2018 Поделиться Опубликовано 19 января, 2018 В Восточной литературе есть сборник архивных документов "К истории каракалпаков" в двух частях относительно 1722-1725 и 1742-1743 годов. В этом сборнике есть переписки каракалпакских ханов с русской администрацией, а также обращения к императору и императрице, доклады русских чиновников и т.д. Краткое содержание: 1. В первой части сборника можно ознакомиться положением каракалпаков на момент 1722-1725 годов. Главная фигура здесь Ишим Мухаммед, его действия и попытки заключить дружеские отношения с Россией. Интересен факт, что Ишим Мухаммед является главным ханом каракалпаков, а кроме него были улусные соправители в лице Султан Мурата (тот самый самозванец, что позднее был убит Карасакалом) и других биев, духовенства и военачальников. Под его протекцией также были бухарцы и аральцы. В документах есть упоминания, что бухарцы объявляли Ишим Мухамеду, что если он отдаст бухарцам своего сына в ханы, то те убьют своего сумасбродного хана. Правда, о том, что дал Ишим Мухаммед на их просьбу согласие или нет, в документах нет упоминаний, хотя, именно в период правления Ишим Мухамеда в Бухаре поменялась власть - вместо аштарханидов к власти пришли Мангыты, а есть ли в этом рука-помощи со стороны Ишим Мухамеда - вопрос для отдельного изучения. 2. В этой же части раскрываются те негативные моменты, когда не все каракалпаки понимали важность политики Ишим Мухамеда и стычки с русскими со стороны отдельных групп каракалпаков продолжались, а еще хуже - Мурат султан отговаривал народ и самого Ишим Мухамеда не дружить с Россией, а войти в дружбу с джунгарами, короче, в народе не было единого мнения, а некоторые бии просто убивали русских послов, если те приезжали в какой-то улус без грамоты и подарков. В документах четко не прослеживается полнота действий Султан Мурата, но сам факт, что при нападении джунгар в 1723 году погиб Ишим Мухаммед, а Султан Мурат вошел в союз с джунгарами, для меня дает такой намек, что скорее всего в гибели Ишим Мухамеда есть вина Султан Мурата, ведь, устранив его, он стал бы полновластным ханом каракалпаков под протекцией Джунгарского ханства. Также, думаю, что набеги Карасакала и Шайбака против Султан Мурата были местью за погибшего брата и отца. Не понятно одно, неужели Ишим Мухамед незнал, что Султан Мурат - самозванец?! Как бы не было, за ним последовали не все каракалпаки, а будем считать только третья часть, так как, одна часть (Нижние каракалпаки) сохранили свою независимость, другая часть была подчинена джунгарам силой (Верхние), скорее всего были и четвертые, и пятые... группы. После гибели Ишим Мухамеда, Нижние каракалпаки создают "Совет 1000 начальников" по требованию военного времени, а главным в этом Совете был Мурат Шейх (кипчак). Кстати, в Совет вошли и казахские военачальники, скорее всего при бегстве оказавшиеся среди каракалпаков. 3. Во второй части сборника собраны документы 1742-43 годов. Здесь главная фигура Каип хан, но и он полностью не контролирует ситуацией, среди каракалпакских племен по прежнему нет единогласия, а Султан Мурат все тянет Каип хана к джунгарам. Короче, положение критическое. К тому же, казахи в лице Абулхаира сильно опасались от каракалпакско-русской дружбы и делали все, чтоб отвратить русских от каракалпаков, они на самом деле думали, что подружившись с сильным соседом, каракалпаки непременно пойдут войной против них. Что касается ясака, якобы выплачиваемого казахскому хану со стороны каракалпаков, то таковых в документах нет. Есть упоминание, что по вхождению в русское подданство, каракалпаки освобождаются от торговой пошлины, равно как и казахи, думаю, вот этот момент некоторыми исследователями подразумевается как освобождение от ясака. 4. Племенной состав Нижних каракалпаков на момент 1742-43 годов: - конраты, кытаи, кипчаки и жалаиры. Какие племена были у Султан Мурата неизвестно и также неизвестно, какие племена у Шайбак хана были. В этих документах нет упоминаний о мангытах и кенегесах. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 января, 2018 Поделиться Опубликовано 20 января, 2018 14 часов назад Kamal написал: в период правления Ишим Мухамеда в Бухаре поменялась власть - вместо аштарханидов к власти пришли Мангыты, а есть ли в этом рука-помощи со стороны Ишим Мухамеда - вопрос для отдельного изучения. скорее всего в гибели Ишим Мухамеда есть вина Султан Мурата, ведь, устранив его, он стал бы полновластным ханом каракалпаков под протекцией Джунгарского ханства главная фигура Каип хан, но и он полностью не контролирует ситуацией, среди каракалпакских племен по прежнему нет единогласия, а Султан Мурат все тянет Каип хана к джунгарам. Короче, положение критическое. К тому же, казахи в лице Абулхаира сильно опасались от каракалпакско-русской дружбы и делали все, чтоб отвратить русских от каракалпаков Племенной состав Нижних каракалпаков на момент 1742-43 годов: - конраты, кытаи, кипчаки и жалаиры. интересные выводы получаются. осбенно про приход мангытов в Бухаре и про племена Нижних каракалпаков к 1743 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 20 января, 2018 Поделиться Опубликовано 20 января, 2018 On 20.01.2018 at 9:11 AM, кылышбай said: интересные выводы получаются. осбенно про приход мангытов в Бухаре и про племена Нижних каракалпаков к 1743 г. Да, нудно читать старорусский текст, но тем не менее вывел некоторые ключевые моменты (отсюда и выводы). Связаны ли мангыты с Ишим Мухамедом - под вопросом, а версия исходит из-за временных совпадений, всего лишь. По крайней мере по другим источникам один из Кучумовичей, в частности из поколения Шайбак Гирея был потомок по имени Аблязи, который к моменту 1742 года правил в Бухаре. Во второй части данного сборника есть названия племен, а также имена правителей и соправителей Нижних каракалпаков, приведены по таблице. Кстати, сейчас захожу на форум по старой программе, где данного источника почему-то нет, но он есть в новой программе (обновлял год назад), где я никак не могу войти на форум. Поэтому ниже приведу выписку из той таблицы: 1. Каип хан Ишимханов, а при нем его дети - Алтай, Вали, Габдурахман, Габдурахим, а также брат Губайдулла Ишимханов (морские каракалпаки). 2. Кипчакское племя (ябы), главный Мурат Шейх Ибакшейхов (указом императрицы произведен в тарханы), а при нем дети - Хелвет шейх, Чюман шейх, а также батыры Маман Уразаков и Аджимбет Яврубин (также называются морскими). 3. Конраты, главный Урускул хан, а при нем - старшина Суюндук бий Худайназаров, батыр Хусеин Ходжаназаров, Даша Мурат бий Валягабиев. 4. Китайское племя, главный Шамурат бий Худайназарбиев, а при нем султаны - Шуна, Герей, Бахти-Герей, а также Давлетбай батыр. 5. Жалаирское племя, главный Ишим бий Урусбиев. В данной таблице есть только эти имена и племена. Дальше должен быть большой список военачальников, но в данном сборнике их нет (список остальных имен есть в сборнике "Под стягом России"). Интересен еще один момент, что Каип хан в разных письмах по-разному называет численность Нижних каракалпаков - четыре сана, 40 тысяч, 40 тысяч дворов, 40 тысяч человек, но возможно, что татарские переводчики переводили по-разному. Это я к тому, что в документах упоминается численность войск около 40 тысяч, которые вооружены ружьями, сайдаками, копьями и саблями. Кстати, ружья и порох делали сами, а также покупали у хивинцев и бухарцев. Поэтому при численности населения 40 тысяч человек, такое же количество войск никак не вписывается. Тут должно быть численность населения намного больше чем 40 тысяч или каракалпаки нанимали вспомогательное войско из соседних ханств. Что касается племен Шайбак хана (Верхние), то в других источниках упоминается, что он живет в месте отцовском, то есть, в бывшей резиденции Ишим Мухамеда, а при нем в основном были китайские и кипчакские племена, которые скорее всего вместе с Шайбаком оказались под властью джунгар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 24 января, 2018 Поделиться Опубликовано 24 января, 2018 Разбираясь не судьбоносным для каракалпаков 18 веком: По историческим документам, после 1723 года каракалпаки разделились на три крупные группы - Нижние (Каип хан Ишимханов), Верхние (Шайбак хан Ишимханов) и каракалпаки-союзники джунгар (самозванец Султан Мурат), при этом подозревается, что со стороны Султан Мурата была измена, в результате чего погиб Ишим хан. Набеги Карасакала (Байбулата) и Шайбак хана против Султан Мурата имели место с целью наказания изменника, после чего, предположительно, остатки каракалпаков Султан Мурата присоединены Шайбак хану. По Нижним каракалпакам четко прослеживается родоплеменной состав (показано в сообщении выше), по Верхним предположительно - китай-кипчаки, а по каракалпакам Султан Мурата сведений нет. Есть еще один документ 1758 года, там упоминаются Кучук Ходжа и шестеро биев, имена которых не повторяются среди Нижних каракалпаков. В письме Кучук Ходжы упоминаются 60 тысяч семей подвластных ему, но если верить исследовательским данным, в оригинале письма, написанного самим Кучук Ходжа упоминаются "Шесть городов", а смысл этого слова могут быть только - шесть каракалпакских племен. Значит, среди Нижних каракалпаков были разрозненные племена, объединенные в более крупные четыре племени. Когда Кучук Ходжа писал свое письмо китайскому императору, среди Нижних каракалпаков события разворачивались совсем по-другому сценарию, поэтому с уверенностью можно сказать, что Нижние не подпадали под власть Кучук ходжы. Когда Нижние каракалпаки выдержали первые крупные нападения Абулхаира и Аблая, на некоторое время появилась пауза (затишье). В результате в среде каракалпаков начались разброд и шатание (жалаиры ушли к казахам, некоторые бежали в Бухару, Хиве, аральцам и т.д.), а среди биев шли "горячие споры" - под чье крыло упасть?! Но, также уверенно можно сказать, что о китайском опекунстве у Нижних каракалпаков и мыслей не возникало, так как, самые авторитетные бии предлагали уйти в Россию или Хиве. Тем не менее, несколько десятилетий, почти до конца 18 века, остатки народа пытались создать свое независимое существование у берегов Жанадарьи и Кувандарьи, а попытки Маман бия (кипчакское племя) вместе с Аральцами уйти под власть России не увенчались успехом, так как, сам он был убит по заказу Айдос бия, который повел каракалпаков к хивинцам. Было еще третье немаловажное лицо - Нуртай батыр, который не собирался никуда бежать и вместе с китайским племенем и конратскими шуллуками до последнего оказывал сопротивление против неприятеля. Вопрос - куда делись каракалпаки Кучук Ходжы?! И возможно ли через почти три столетия, найти хоть какую-то зацепку? Кстати, документ о Кучук Ходже (долго пришлось искать), а нашел только среди своих сообщений: Quote Загадки таинственного письма01.03.2013 |В Первом историческом архиве Китая ученые Института востоковедения обнаружили неизвестное письмо XVIII века каракалпакского бия Кучук Кожа, на котором стояла печать… казахского батыра Кабанбая. Но каким образом на письме каракалпаков оказалась печать нашего батыра? И кто такой Кучук Кожа, печать которого стоит рядом? И вообще, каковы обстоятельства появления этого доселе неизвестного и никем неизученного исторического документа?..Итак, начнем по порядку. Это письмо было написано каракалпакским бием Кучук Кожа в XVIII веке на чагатайском языке и направлено в Цинскую империю. Китайские архивариусы этот документ никак не прокомментировали, а только приложили к нему хранившийся рядом с ним все эти два века перевод письма на маньчжурский язык.В первую очередь, живой интерес вызвали, конечно же, печати. В них в переводе на маньчжурский говорится: «kucuk kohja temgetu» – «Печать Кучук Кожа» (надпись на печати слева) и «Habambai i temgetu» – «Печать Кабанбая» (надпись на печати справа). Сразу бросалось в глаза, что стиль этого письма, написанного на чагатайском, отличался от стиля писем, которые в те времена составляли в Казахском ханстве, или писем кашгарских уйгуров и кокандских узбеков. В архивных документах на маньнжурском языке, которые мы находили прежде, имя Каракерей Кабанбая указывалось, как «Habambai», как и в письме Кучук Кожа. Следовательно, была высока вероятность действительной связи каракалпакского письма с легендарным казахским батыром Кабанбаем. Но каким образом печать и имя нашего славного батыра связаны с каракалпаками и их бием Кучук Кожа? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, наши ученые сочли уместным сначала перевести исторический документ с маньчжурского на русский. Но вначале я решил представить транскрипцию письма в переводе на маньчжурский язык:abkai wehiyehe amban han de kucuk hojo uju jafaha. soltun bekeibi. esimbi. hara bi. hara minde bi. holmamat bi. ala najar bi amba ajige akūuhei hebešefi amba ejen han de aha ome hengkiљehe. /be inu amba ejen de hūsun akūmbuki. Ukaju bici. jafafi mejige bufi coohai kūwaran de benebuki. hara halbaki nukte ci elcin jihe. hambaba ilibufi yabubuhakū. ere bithe be/ baturujiyanggiyūn i elcin batur de afabuha. baturu jiyanggiyūn ulame abkai wehiyeheamba han de wesimbureo.. //А теперь перевод этого письма на русский язык:«Великому хануАбкайвехийехе, под началом Кучук Кожа – при поддержке Султан Бекей би, Есим би, Кара би, Қараменди би, Кұлмамет би, Алланазар би, все мы, стар и млад, единогласно бьем челом великому Ежен хану. Мы тоже могли бы услужить Ежен хану, в случае ежели имеются беженцы, мы бы доставили про них вести до вашего военного лагеря или можем взять в плен оных и вручить вам. Мы прибыли послами от каракалпакского народа, нам препятствует Кабанбай и не пропускает нас. Это письмо вручено послу батыру цзянцзюня – Батуру. Далее цзянцзюнь Батуру доставил бы наше послание великому хану Абкайвехийехе…».Читая перевод этого необычного письма, вспоминается еще один архивный документ времен Цинской империи – письмо на маньчжурском языке некоего Чебденжаба, написанное 1 дня 9 месяца 23 года по цяньлуньской летописи Цинской империи (или 2 октября 1758 года). Китайские архивариусы назвали его как «заявление заместителя цзянцзюня по правому флангу армии усмирения окраинных земель – Чебденжаба, именуемое «Кучук Кожа со своими подданными прибыл подчиниться нам, в связи с этим направляю имеющуюся переписку к сведению Его Величества». Факсимиле этого документа введен в «Сборник архивных документов по истории китайско казахских отношений в Цинский период» (І том), изданный нами совместно с Первым историческим архивом Китая. Транскрипцию и перевод заявления Чебденжаба на казахский язык мы опубликовали в книге «Китайские архивные документы по истории дипломатических отношений Казахского ханства и Цинской империи» (І том). В нем автор заявления Чебденжаб сообщает своему царю (Цяньлуню):«Я, раб, защищающий Вас, по имени Батуру, вернулся из Казахских земель и сообщаю следующее: «В ауле казаха Кабанбая встретил каракалпака по имени Кучук Кожа. И сказал мне Кучук Кожа: «Я возглавил 10 человек из каракалпакских аулов и обратился к Кабанбаю: «Ныне вы все общаетесь с великим ханом. В свое время у нас тоже были с ним торговые отношения, и мы пришли выразить желание всех жителей «также поддерживать отношения с ханом и вместе жить в мире и покое». К нашему счастью мы встретились с вами, послом от цзянцзюня батыра. Тогда мы [пользуясь случаем] преподносим письмо и хотим выразить желание от имени каракалпакского народа установить отношения с великим ханом. Надеемся, что цзянцзюнь батыр доведет послание до великого царя.Раньше казахи нас постоянно грабили, а с этих пор, когда мы общаемся с великим ханом, мы можем жить спокойно», – сказал он и тут же написал письмо, поставил печать, вручил мне. Я не знал такого языка письма и приказал переводчику прочитать. В письме было следующее: «Главенствующий 60 000 семьями каракалпаков Кучук Кожа, Султанбек би, Есимбай, Кара би, Корбота би, Халахмат би и Алданазар и подобные им стар и млад бьют челом: преклоняемся перед Абкайвехийехе ханом. Если [с вашей стороны] беглецы придут в наши края, то мы известим вас. Мы, каракалпакские послы, прибыли сюда, а Кабанбай не извещает Абкайвехийехе хана о нашей просьбе. Теперь наше письмо вручаем послу, охраняющего батыр цзянцзюня [его посла] и просим доставить это письмо Абкайвехийехе хану». После я, Батуру, показал письмо Кучук Кожа Кабанбаю, который сказал: «Это правда, что они хотят отношений с вами. Но их земля слишком далека, больно затруднительное дело – отправлять своего посла туда и обратно», и поверх письма, написанного Кучук Кожа, поставил и свою печать»...Я вместе со своим заявлением отправляю к сведению царя оригинал письма каракалпака Кучук Кожа... [23 год Цяньлунской летописи] 9 месяц1 день [отправлено это заявление]».Читая заявление Чебденжаба, убеждаешься, что действительно имеется прямая связь между ним и недавно обнаруженным нами каракалпакским письмом (в переводе на маньчжурский язык). Сведения, содержащиеся в письме, переведенном на маньчжурский язык,и сведения Чебденжаба о письме каракалпака Кучук Кожа в основном совпадают. Но нестыковки все же есть:а) «60 000 семей каракалпаков под главенством Кучук Кожа», указанные в заявлении Чебденжаба, не встречаются в самом письме Кучук Кожа, переведенном на маньчжурский язык; ә) Имена 6 человек (кроме Кучук Кожа), упомянутые в обоих документах, немного различаются. В чагатайском письме они изложены, как «soltunbekei bi», «esim bi», «hara bi», «hara minde bi», «holmamat bi» и «ala najarbi». В письме Чебденжаба, как «soltobekbei», «esembai», «harabei», «horbotabei», «halahmatbei» и «aldanajar».Впрочем, все эти различия вполне объяснимы. «60 000 семей каракалпаков под главенством Кучук Кожа», упоминаемые в письме Чебденжаба на маньчжурском языке, соответствуют письму самого Кучук Кожа, где «60 000 семей каракалпаков» записаны, как «6 городов каракалпаков». А тот факт, что имена Чебденжаб записал чуть иначе, также объясним: различия в восприятии и произношении иностранных для него имен привели в итоге к ошибкам в орфографии во время написания им заявления своему царю.Вывод один: недавно обнаруженное нами в Первом историческом архиве Китая неизвестное письмо на чагатайском языке и есть оригинал письма каракалпака Кучук Кожа, о котором говорится в заявлении Чебденжаба.Также доподлинно стали известны хозяева друх печатей. Если первая печать принадлежала написавшему указанное письмо каракалпакскому бию Кучук Кожа, то вторая (как сообщает своему императору Чебденжаб) действительно принадлежала одной из выдающихся личностей казахского народа того времени – Каракерей Кабанбай батыру. Обнаруженный нами оригинал письма Кучук Кожа на чагатайском языке и его перевод на маньчжурский китайские чиновники XVIII века по неизвестным нам причинам положили на хранение отдельно от заявления Чебденжаба. Хотя такие среднеазиатские письма, написанные, как правило, на чагатайском или тот монгольском языках, обычно хранились в качестве «дополнительного документа» вместе с заявлениями цинских сановников, ведь в них говорилось об одном и том же событии. В нашем же случае письмо каракалпака Кучук Кожа с печатью казаха Кабанбай батыра оказалось в стопке других документов, отдельно от заявления Чебденжаба, объяснявшего своему императору, о чем бьют челом каракалпаки (письмо Чебденжаба, как я уже говорил выше, мы обнаружили значительно раньше). В результате, спустя несколько веков, письмо Кучук Кожа превратилось для нас в неизвестный документ.Чебденжаб свое заявление написал «1 дня 9 месяца 23 года по цяньлуньской летописи», то есть 2 октября 1758 года. Исходя из этой даты, следует, что письмо каракалпакского бия Кучук Кожа с печатью Кабанбай батыра, вероятно, появилось в промежутке между концом августа и началом сентября 1758 года. В следующем пятничном номере «Казахстанской правды» мы продолжим разговор об этом необычном письме и попытаемся проанализировать события, в результате которых оно появилось. Бахыт ЕЖЕНХАНҰЛЫ,главный научный сотрудник, заведующий отделом Азии и Тихоокеанского региона Института востоковедения им. Р. Б.Сулейменова, доктор исторических наук (PhD) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться