Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Также неизвестно происхождение самого Абдал Гаффара, который дал толчок объединению каракалпаков. В некоторых статьях его показывают родственником Турсун хана, а по источникам того периода он как бы лжечингизид, то есть не настоящий Абдал Гаффар, тем не менее каракалпаки поставили во главе себя одного видного деятеля и нарекли Абдал Гаффаром, видимо, чтоб придать легитимность своему правителю. Но также может быть, что это (якобы самозванец) просто козни Есим хана, чтоб убрать узурпатора с престола. Короче, сведения на счет его персоны противоречивые и понять где правда, где ложь очень сложно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 7/2/2017 в 15:48, Kamal сказал:

Немножко не так, у меня личных обид за причиненный вред моим предкам со стороны кого-то ни было, нет. Это история, а в прошлом были свои правила совсем не похожие на современные взаимоотношения между народами. Я лишь хочу обратить внимание на некоторые неправильные истолкования тех или иных событий. А в силу того, что кто-то решил историю каракалпаков подчинить истории казахов, мы одной фразой решаем все проблемы изучения истории, казалось бы очень маленького, но причастного ко многим событиям прошлого, народа. Но такое решение академических умов, никого не смущает, кроме самих каракалпаков, которые нынче выступают как одинокий воин против огромной армии оппонентов. Вся проблема только в этом.

А если трезво оценить ситуацию, то одно только упоминание о каракалпакских ханах в источниках, которые не состояли в кланах правителей тогдашних казахов, бухарцев, хивинцев и т.д., уже твердо дает основание полагать, что у народа была совсем другая история, что народ жил своей жизнью, был готов разным политическим обстоятельствам в регионе, старался предпринять меры предосторожности в отношениях с соседями, старался опереться на союзников перед большой опасностью и т.д. Но, академики просто поставили нас в тупик, мол, ничего такого не было.  

Какой корыстный интерес,  например, был, как вы отметили у академиков  в этом вопросе?

Заметил на форуме, что у представителей почти всех народов жалобы подобного рода.

Одним словом форум фольков :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, Zake said:

Какой корыстный интерес,  например, был, как вы отметили у академиков  в этом вопросе?

Заметил на форуме, что у представителей почти всех народов жалобы подобного рода.

Одним словом форум фольков :)

Не корысть какой-нибудь, а отсутствие интереса к изучению истории, так как, мы нынче лишь маленькая кучка народа в южном Приаралье, а исторически обхватываем не только тот регион, где нынче проживаем. "Как объять необъятное?" как-то задумался наш соотечественник С. Камалов. По отрывочным сведениям, он также столкнулся с той проблемой, что я сейчас. Следы есть и среди ногайцев, и среди казахов, и башкир, и калмыков, и джунгар, и в Фергане, Бухаре, Сибири, и в Хиве само собой разумеется. 

А академики пошли по-простому пути - подчинить историю каракалпаков к истории казахов, якобы мы один и тот же народ. Везде говорится о том, что после отделения от Ногайской орды, каракалпаки подчинились казахским ханам ради спасения от натиска калмыков. А здесь, между прочим улавливается та логика, что со стороны калмыков действительно была агрессия против ногайцев в 20-е годы 17 века, почему бы эту агрессию не применить и против каракалпаков - решаются две проблемы сразу - отделение от ногайцев и уход каракалпаков к казахам-освободителям, к тому же, предположительно, на тот момент на стороне калмыков были и каракалпаки. А про ханов просто решили, что они поставлялись исключительно от казахских чингизидов. Но ведь каракалпаки выделились намного раньше и не страдали от набегов калмыков. Более того, если и были стычки с калмыками, то противники были достойны друг-другу. Например, в одной статье так и говорится, когда калмыки победили один небольшой отряд состоящий из 500 каракалпаков, 200 казахов и 50 башкир, то устроили большой праздник в честь первой победы над каракалпаками. Значит, до этого они только проигрывали битву с каракалпаками. И еще, не нужно забывать, что в самом начале 17 века, до угрозы калмыков против ногайцев, каракалпаки уже засветились в Туркестане, захватив много городов и сделав Ташкент своей столицей. Короче, неувязка налицо. А еще один источник про деятельность калмыцкого Аюки хана передает, что при его жизни каракалпаки, казахи и башкиры были объединены, а ханом для башкир выделили одного каракалпакского султана. Как же так, откуда у каракалпаков султан, если академики пишут, что сами каракалпаки были подчинены казахским ханам?!

Это не жалоба и никакой не фольк, а правильно поставленные вопросы, на которых я сам же и ищу ответы, так как, другим это неинтересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Kamal сказал:

Не корысть какой-нибудь, а отсутствие интереса к изучению истории, так как, мы нынче лишь маленькая кучка народа в южном Приаралье, а исторически обхватываем не только тот регион, где нынче проживаем. "Как объять необъятное?" как-то задумался наш соотечественник С. Камалов. По отрывочным сведениям, он также столкнулся с той проблемой, что я сейчас. Следы есть и среди ногайцев, и среди казахов, и башкир, и калмыков, и джунгар, и в Фергане, Бухаре, Сибири, и в Хиве само собой разумеется. 

А академики пошли по-простому пути - подчинить историю каракалпаков к истории казахов, якобы мы один и тот же народ. Везде говорится о том, что после отделения от Ногайской орды, каракалпаки подчинились казахским ханам ради спасения от натиска калмыков. А здесь, между прочим улавливается та логика, что со стороны калмыков действительно была агрессия против ногайцев в 20-е годы 17 века, почему бы эту агрессию не применить и против каракалпаков - решаются две проблемы сразу - отделение от ногайцев и уход каракалпаков к казахам-освободителям, к тому же, предположительно, на тот момент на стороне калмыков были и каракалпаки. А про ханов просто решили, что они поставлялись исключительно от казахских чингизидов. Но ведь каракалпаки выделились намного раньше и не страдали от набегов калмыков. Более того, если и были стычки с калмыками, то противники были достойны друг-другу. Например, в одной статье так и говорится, когда калмыки победили один небольшой отряд состоящий из 500 каракалпаков, 200 казахов и 50 башкир, то устроили большой праздник в честь первой победы над каракалпаками. Значит, до этого они только проигрывали битву с каракалпаками. И еще, не нужно забывать, что в самом начале 17 века, до угрозы калмыков против ногайцев, каракалпаки уже засветились в Туркестане, захватив много городов и сделав Ташкент своей столицей. Короче, неувязка налицо. А еще один источник про деятельность калмыцкого Аюки хана передает, что при его жизни каракалпаки, казахи и башкиры были объединены, а ханом для башкир выделили одного каракалпакского султана. Как же так, откуда у каракалпаков султан, если академики пишут, что сами каракалпаки были подчинены казахским ханам?!

Это не жалоба и никакой не фольк, а правильно поставленные вопросы, на которых я сам же и ищу ответы, так как, другим это неинтересно.

Из каракалпаков автохтоны Приаралья это только муйтены? Т.е. после распада Ногайской орды когда кк двинулись в регион Приаралье они здесь встретили только муйтенов? Или здесь были др племена?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Zake said:

Из каракалпаков автохтоны Приаралья это только муйтены? Т.е. после распада Ногайской орды когда кк двинулись в регион Приаралье они здесь встретили только муйтенов? Или здесь были др племена?

Муйтены и кияты входят к конратским Шуллукам, а они с кытаями последние переселенцы на Амударью. Видный представитель муйтенов Жийен жырау, автор исторического толгау "Разоренный народ", также был среди переселенцев. Но у него оставалась родня в бухарских пределах, поэтому перед самой смертью он отправился в обратный путь, по дороге заболел и умер. Так что, если муйтены и были автохтонами, то некоторая часть пришла все-таки с Сырдарьи. Также и по другим родам и племенам. Отсюда и близость аральцев к пришлым каракалпакам и быстрая ассимиляция. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Kamal сказал:

Муйтены и кияты входят к конратским Шуллукам, а они с кытаями последние переселенцы на Амударью. Видный представитель муйтенов Жийен жырау, автор исторического толгау "Разоренный народ", также был среди переселенцев. Но у него оставалась родня в бухарских пределах, поэтому перед самой смертью он отправился в обратный путь, по дороге заболел и умер. Так что, если муйтены и были автохтонами, то некоторая часть пришла все-таки с Сырдарьи. Также и по другим родам и племенам. Отсюда и близость аральцев к пришлым каракалпакам и быстрая ассимиляция. 

По у-хр эти муйтены отличаются от др племен/родов? Может по у-хр вы может сами прикидывали какие предположит-но могут быть с Вост Европы (черные клобуки?) , автохтонами Приаралья, какие явно пришлые с Востока (у-хр С, т.е. китаи, мангыты, конраты и т.д напр)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 minutes ago, Zake said:

По у-хр эти муйтены отличаются от др племен/родов? Может по у-хр вы может сами прикидывали какие могут быть автохтонами какие явно пришлые с Востока (у-хр С, т.е. китаи, мангыты, конраты и т.д напр)?

По генетике незнаю, а по-антропологически муйтены якобы отличаются от других каракалпаков своей большей европеоидностью, по крайней мере были такие утверждения самих каракалпаков. Моя мать муйтенка, но по сравнению с моим отцом-шатеном (колдаулы-конрат) более монголоиднее, правда, и отец тоже сильно отличается на фоне других каракалпаков. 

Сейчас трудно определить кто из нас автохтоны (аральцы), а кто из пришлых, все смешалось. Я в детстве как-то еще прислушивался к разговорам взрослых, по истории много говорили старики и если они также перевелись, то считай и концы в воду, все-таки, уже третье столетие как мы единый народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 minutes ago, Kamal said:

По генетике незнаю, а по-антропологически муйтены якобы отличаются от других каракалпаков своей большей европеоидностью, по крайней мере были такие утверждения самих каракалпаков. Моя мать муйтенка, но по сравнению с моим отцом-шатеном (колдаулы-конрат) более монголоиднее, правда, и отец тоже сильно отличается на фоне других каракалпаков. 

Сейчас трудно определить кто из нас автохтоны (аральцы), а кто из пришлых, все смешалось. Я в детстве как-то еще прислушивался к разговорам взрослых, по истории много говорили старики и если они также перевелись, то считай и концы в воду, все-таки, уже третье столетие как мы единый народ.

А кто они автохтоны аральцы? Какова их история и какие у них племена? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Kamal сказал:

И еще, не нужно забывать, что в самом начале 17 века, до угрозы калмыков против ногайцев, каракалпаки уже засветились в Туркестане, захватив много городов и сделав Ташкент своей столицей.

это до правления Турсун-хана или после смерти Ишим-хана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 hours ago, Kenan said:

А кто они автохтоны аральцы? Какова их история и какие у них племена? 

Автохтоны перечислены в родословной Абулгази от середины 17 века относительно населения хивинского ханства. В данном списке родов перечислены все ныне существующие рода, составляющие нынешних каракалпаков, кроме кытаев, а среди нынешних родов каракалпаков нет жалаиров. Известно, что основной состав каракалпаков влился к аральцам только в конце 18 века. Значит, можно предположить, если Абулгази перечислил автохтонных родов, то аналогичные же рода параллельно существовали и среди каракалпаков Туркестана, где на тот момент были кроме перечисленных и кытаи (отсутствующие среди родов Абулгази), и жалаиры (отсутствующие среди нынешних каракалпаков). Короче, фактически одни и те же племена и рода.

Quote

Узбеков он разделил на четыре части (гурух), которые называют «тупэ», а именно: одно тупэ составляют уйгуры (и) найманы, другое конграты (и) кыяты, третье — нукузы (и) мангыты и четвертое — канглы и кыпчаки. К ним присоединил он четырнадцать родов (уруг), которые и носили название «онтурт-уруг» (т. е. четырнадцать родов). Джелаиры и али-эли были присоединены к кыятам, кенегесы — к нукузам, а ходжа-эли к мангытам. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 hours ago, кылышбай said:

это до правления Турсун-хана или после смерти Ишим-хана?

Я имел в виду времена Абдал Гаффара. Впрочем, с этого источника, наверное будет более понятно:

Quote

Нам почти ничего неизвестно о внешнеполитической истории каракалпаков XVI в., но источники сообщают, что в конце этого века и в самом начале XVII в. (в 1603 – 1605 гг.) каракалпаки на время овладели бассейном р. Сырдарьи и Ташкентом и оттеснили казахов. Так, в «Мусаххир ал-билад» сообщается, что «после смерти Абдаллах-хана и Абд ал-Мумин-хана каракалпакский народ в Туркестане нарек Абд ал-Гаффаром человека, имевшего некоторое сходство с султаном Абд ал-Гаффа­ром, и посадил его на престол правления. Бахадур-хан и Ишим-хан, и казахские султаны, прибыв с войском из Ташкента и Сайрама, двенадцать дней сражались с Абд ал-Гаффар-султаном. На тринадцатый день казахи по­терпели поражение, а Абд ал-Гаффар захватил в свои руки вилайет Туркестан и Сайрам, и Ташкент, и Ахсы-кент, и Андиган и сделал столицей Ташкент. В 1012 году, соответствующем году барса, осенью, он выступил. В 1013 году, соответствующем году зайца, весной, он оставил Ташкент и разбил шатер на поляне Кара-Ка­мыш, находившейся в пол-фарсахе от ворот [города]. Бахадур-хан и Ишим-хан подошли из Ала-Тага к Таш­кенту с большим числом мужей с целью [нападения] на Абд ал-Гаффара, захватив одного человека, они расспро­сили у него об обстоятельствах Абд ал-Гаффара, и он рассказал обо всем. После того они спешно поскакали и на рассвете нагрянули на его шатер в Кара-Камыще. Абд ал-Гаффар спал. От конского топота он проснулся и в испуге выбежал из шатра. В тот миг появился Йшим-хан и громадной саблей пронзил ему брюхо».  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Kamal сказал:

Я имел в виду времена Абдал Гаффара. Впрочем, с этого источника, наверное будет более понятно:

значит еще до Турсуна (ташкентский хан катаганов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, кылышбай said:

значит еще до Турсуна (ташкентский хан катаганов)

У каракалпаков катаганы входят киятскому племени, скорее всего они также были в составе войск Абдал Гаффара, по крайней мере читал статьи, что Турсун хан и Абдал Гаффар родственники, и если не ошибаюсь даже братья. Правда, неизвестно, тот ли Абдал Гаффар был правителем каракалпаков или все-таки самозванец. А есть ли какие-нибудь сведения о родственной связи катаганов и киятов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Kamal сказал:

У каракалпаков катаганы входят киятскому племени, скорее всего они также были в составе войск Абдал Гаффара, по крайней мере читал статьи, что Турсун хан и Абдал Гаффар родственники, и если не ошибаюсь даже братья. Правда, неизвестно, тот ли Абдал Гаффар был правителем каракалпаков или все-таки самозванец. А есть ли какие-нибудь сведения о родственной связи катаганов и киятов?

катаганы и кыяты это нируны, оба потомки Бодончара. про связь Турсуна и Абдал-Гафара уверен asan-kaygy знает что нибудь. Абдал-Гафар был шибанидом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, кылышбай сказал:

катаганы и кыяты это нируны, оба потомки Бодончара. про связь Турсуна и Абдал-Гафара уверен asan-kaygy знает что нибудь. Абдал-Гафар был шибанидом?

нет катаганы потомки Бугу хатаги а кияты потомки Бодончара. Бугу хатаги Сальджиуд и Бодончар дети роба по имени Малих.

 

17 часов назад, Kamal сказал:

У каракалпаков катаганы входят киятскому племени, скорее всего они также были в составе войск Абдал Гаффара, по крайней мере читал статьи, что Турсун хан и Абдал Гаффар родственники, и если не ошибаюсь даже братья. Правда, неизвестно, тот ли Абдал Гаффар был правителем каракалпаков или все-таки самозванец. А есть ли какие-нибудь сведения о родственной связи катаганов и киятов?

если я не ошибаюсь Сабитов считает что Турсун хан двоюродный брат (по отцу ) Есым хану а  Абдал Гаффар кто он? шибанид?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, elimkaz сказал:

нет катаганы потомки Бугу хатаги а кияты потомки Бодончара. Бугу хатаги Сальджиуд и Бодончар дети роба по имени Малих.

Малих получается супруг Алтан-Гоа? Луч света

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, кылышбай said:

катаганы и кыяты это нируны, оба потомки Бодончара. про связь Турсуна и Абдал-Гафара уверен asan-kaygy знает что нибудь. Абдал-Гафар был шибанидом?

Я так думаю, что это изречения Ж. Сабитова

Quote

Долгое время у каракалпаков не было собственных ханов и они провозглашали ханами кого-либо из представителей своего народа и нарекали их именами давно уже умерших шейбанидских султанов. Так в 1578 году они провозгласили ханом лже-Шайхан-султана, в 1582 году лже-Барака-хана, в 1604 лже-Абдал-Гаффар-хана.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, elimkaz said:

нет катаганы потомки Бугу хатаги а кияты потомки Бодончара. Бугу хатаги Сальджиуд и Бодончар дети роба по имени Малих.

Значит, Малик был рабом? Эти строки Бердаха говорят о рабе?

Quote

 

Маликтин  углы-Разыхак                                                   Сын Малика Разых ак

Яшлыгында  койды  гулпак,                                              В молодости носил гулпак

Кийген  екен  кара  калпак                                                Носил он черную шапку

Шундан  “калпак”  болган  екен  (4. С.147).                     И стал он зваться каракалпак

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А нет ли в ССМ и других источниках о близости катаганов и киятов? Дело в том, что и катаганы, и кияты якобы были особо приближенными Чингизхана. И якобы сам ЧХ из киятов. И вообще, если каракалпаки после убийства Абдал Гаффара должны были рассредоточиться по разным родоплеменным структурам, то катаганы могли оказаться где угодно. Но к каракалпакам они влились только в составе киятов. Поэтому и был вопрос - замечены ли родственность киятов и катаганов ранее?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Kamal сказал:

Значит, Малик был рабом? Эти строки Бердаха говорят о рабе?

 

Причем тут Бердах? я ссылаюсь на ССМ: § 9.  Здесь-то Добун-Мерган и просил руки Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне, и таким-то образом Добун-Мерган женился. § 10. Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай. 

§ 12. Однажды, затем, Добун-Мерган взошел поохотиться на возвышенность Тогоцах-ундур. В лесу ему повстречался какой-то Урянхаец, который, зарезав трехлетку-оленя; готовил жаркое из его ребер, из верхних коротких рёбер.

§ 13. Добун-Мерган и говорит: «Дружище, дай на жаркое!» «Дам и тебе!» – отвечал тот и, оставив себе шкуру и лёгочную часть животного, остальное мясо трехлетки-оленя отдал Добун-Мергану.

§ 14. Завьючив оленину Добун-Мерган уехал. По дороге встречается ему какой-то бедняк, который ведет за собою, своего сынишку.

§ 15. На вопрос Добун-Мергана, кто он такой, тот отвечал: «Я – Маалих, Баяудаец («богатей»), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька».

§ 16. Тогда Добун-Мерган отделил и отдал ему половину оленьего стегна, а того мальчика увёл к себе домой; он-то и стал у него домашним работникам.

§ 17. Долго-ли, коротко-ли – Добун-Мерган скончался. После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак.

§ 18. Бельгунотай и Бугунотай, старшие сыновья, родившиеся еще от Добун-Мергана, стали втихомолку говорить про свою мать Алан-гоа: «Вот наша мать родила троих сыновей, а между тем при ней нет ведь ни отцовых братьев, родных или двоюродных, ни мужа. Единственный мужчина в доме – это Маалих, Баяудаец. От него-то, должно быть, и эти три сына». Алан-гоа узнала об этих их тайных пересудах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Kamal сказал:

А нет ли в ССМ и других источниках о близости катаганов и киятов? Дело в том, что и катаганы, и кияты якобы были особо приближенными Чингизхана. И якобы сам ЧХ из киятов. И вообще, если каракалпаки после убийства Абдал Гаффара должны были рассредоточиться по разным родоплеменным структурам, то катаганы могли оказаться где угодно. Но к каракалпакам они влились только в составе киятов. Поэтому и был вопрос - замечены ли родственность киятов и катаганов ранее?!

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

УПОМИНАНИЕ О ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕНАХ, ПРОЗВАНИЕМ КОТОРЫХ В ДАВНЕЕ ВРЕМЯ БЫЛО МОНГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ПЛЕМЕН, КАК ТО БУДЕТ ПОДРОБНО ИЗЪЯСНЕНО [НИЖЕ]

|S 59| Часть рассказов о них будет приведена в истории о Добун-Баяне и Алан-Гоа. Эти племена монголов состоят из двух отделов: монгол [мугул]-дарлекины и монгол [мугул]-нируны. Под монголами дарлекин имеются в виду монголы вообще, а под [монголами] нирун – те, которые происходят из непорочных чресел, т.е. из рода и чресел Алан-Гоа, предание о чем известно и распространено среди монголов.

Глава первая о тех, кого называют монгол-дарлекин. Они являются отраслями и племенами, ведущими свое происхождение от остатков монгольских племен нукуз и кият, некогда ушедших на Эргунэ-кун 767, [где] размножились. Были они [еще] до времени Добун-Баяна и Алан-Гоа.

Глава вторая о тех, которых называют монгол-нирун. Они – те племена, которые произошли из рода Алан-Гоа после кончины ее мужа, Добун-Баяна.

Алан-Гоа принадлежала к племени куралас, являющегося одной из отраслей монгол-дарлекинов. [Алан-Гоа], согласно мнению и утверждению монголов, после кончины [своего] мужа забеременела от луча света, и от нее появилось на свет три сына; и тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение [слова] нирун есть чресла. Указание на эти чистые чресла в том, что они [сыновья] произошли от [сверхъестественного] света.

Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении:

Первая – те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их рода [уруг], независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род.

Вторая – те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено [тайфэ], которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана.

Третья – те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее [153] потомка в шестом [колене], Кабул-хана, называют кият-бурджигин. Их происхождение таково: они народились от внука Кабул-хана, Есугэй-бахадура, отца Чингиз-хана.

Упоминание о тех тюркских племенах, которых называют нирун

Они суть племя из состава монгольских племен, происшедшее от возобновленного рода Алан-Гоа, ибо Алан-Гоа была из племени куралас, а племя куралас есть ветвь монгол-дарлекинов. По их мнению и утверждению, Алан-Гоа без мужа забеременела от [луча] света; у нее появились на свет три сына, и тех, кто происходит из рода и потомства этих трех сыновей, называют нирун, т.е. «чресла». Это |А 38а, S 74| намек на чистые чресла, ибо они зачаты от света. Племена, происходившие из рода Алан-Гоа и этих трех сыновей, суть трех родов: первые – те, что произошли от рода Алан-Гоа до шестого ее колена – Кабул-хана; их всех по вышеупомянутой причине называют нирун. Точно так же братьев Кабул-хана, их детей и потомков называют в совокупности племенем нирун. Распределение [дается] сообразно тому, что подтверждается [данными].

Племя катакин

Это племя – из нирунов. Оно ответвилось от старшего сына Алан-Гоа, имя которого Букун-Катаки. Во времена Чингиз-хана они восставали против него. По этой причине, [хотя] в каждом улусе их и много, но они не столь известны и славны. Из тех, которые почтенны, в эпоху Чингиз-хана был Укуджу-бахадур, эмир и предводитель, который стал заодно с Буюрук-ханом, найманом. Другие старшие эмиры, которые были в эту эпоху, следуют в таком распределении…….. [пропуск].

Племя салджиут

Это племя ответвилось от среднего сына Алан-Гоа, имя которого было Букату 935-Салджи. К их племени принадлежит много эмиров, однако значительное количество их было перебито вследствие того, что во времена Чингиз-хана они против него часто восставали. В настоящую эпоху из этого племени был один эмир, по имени Самукэ; несмотря на то, что он не был предводителем войска, однако Чингиз-хан несколько раз давал ему войско и посылал его по весьма важным делам. Так, например, один из эмиров Алтан-хана вместе с войском отпал от него и склонился на сторону Чингиз-хана. [Чингиз-хан] назначил этого Самукэ с войсками идти и привести [к себе] на службу того эмира вместе с [его] войском. [И он это выполнил]. После того, совместно с тем хитайским войском, которое подчинилось [Чингизу], он осадил город Джун-ду, который ныне называют Даир-зу 936, взял [его], забрал [179] добро, казну и эмиров Алтан-хана, которые были там. И несколько раз еще [Чингиз-хан] посылал его по делам великой важности. Этот Самукэ мрачнел и приходил в гнев от того, если кто-нибудь [при нем] произносил слово «коза» [буз], потому что в детстве он скотоложествовал с козою, а как бы то ни было, люди чуждаются каждого, кто скотоложествовал с козами. По этому поводу он подрался с Шики-Кутуку-нойоном и между ними дело дошло до полного отчуждения. Впоследствии они помирились и порешили впредь не употреблять этого слова. Какой-то другой человек сказал ему [Самукэ]: «Если ты произнесешь слово «коза», я тебе нечто дам!». Тот собственными устами произнес «коза». Кутуку-нойон узнал об этом и сказал [ему]: «Ты мне причинил столько неприятностей и столько ссорился со мною и мы уговорились, что впредь не будем произносить слова «коза»! [А теперь] ради какой-то ничтожной вещи ты говоришь [это слово] собственными устами и можешь [это] выносить?!». И Кутуку-нойон обнажил меч и погнался, чтобы его ударить. Удар пришелся по задней части седла и его не коснулся. Вмешались люди и розняли [их].

В областях Ирана к этому племени принадлежат: Шейх-Суинджи и его брат Балту-Суинджи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, elimkaz сказал:

§ 14. Завьючив оленину Добун-Мерган уехал. По дороге встречается ему какой-то бедняк, который ведет за собою, своего сынишку.

§ 15. На вопрос Добун-Мергана, кто он такой, тот отвечал: «Я – Маалих, Баяудаец («богатей»), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька».

§ 16. Тогда Добун-Мерган отделил и отдал ему половину оленьего стегна, а того мальчика увёл к себе домой; он-то и стал у него домашним работникам.

§ 17. Долго-ли, коротко-ли – Добун-Мерган скончался. После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак.

§ 18. Бельгунотай и Бугунотай, старшие сыновья, родившиеся еще от Добун-Мергана, стали втихомолку говорить про свою мать Алан-гоа: «Вот наша мать родила троих сыновей, а между тем при ней нет ведь ни отцовых братьев, родных или двоюродных, ни мужа. Единственный мужчина в доме – это Маалих, Баяудаец. От него-то, должно быть, и эти три сына». Алан-гоа узнала об этих их тайных пересудах.

Добун-мерген забрал сына Маалиха, но его сыновья Бельгунотай и Бугунотай потом обвиняют свою мать в связях не с ним, т.е. сыном Маалиха, а с самим Маалихом, который оказывается (с их слов) тоже стал жить у них. может тут пропущена информация о том, что после смерти Добун-мергена Маалих перебрался в дом Алан-гоа, к своему сыну, который там был слугой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...