Перейти к содержанию
Noion

Название дней недели и месяца у казахов, тюрков и монголов

Рекомендуемые сообщения

Казахские дни недели взяты из фарси

йекшамбе

Жексенбi

воскресенье

дошамбе

Дуйсенбi

понедельник

сешамбе

Cейсенбi

вторник

чахаршамбе

Сарсенбi

среда

панджшамбе

Бейсенбi

четверг

 джоме 

Жума(арабск)

пятница

шамбе

Сенбi

суббота

На казахском языке эти слова по казахски не несут никакого смыслового значение. Однако на фарси это имеет свой смысл на их языке - день недели начинался с Субботы-Шамбе. Счет шел начиная от Суббота и соответственно йекшамбе -  переводится как 1й день после субботы. дошамбе - 2й день после субботы. И так далее. Жума это новвоведение в дни недели в связи с исламизацией казахов и персов.

У турков немного схоже. Есть информация что турки говорили раньше на фарси и это отложилось. 

 Не могу найти источники по названиям месяца. Если у вас информация прошу поделится. 

Буду рад услышать у каких народов как называются ваши названия недели

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В обычной настоящей аульской жизни, по крайней мере, у моих родственников этих слов нет и они неизвестны. В книгах узнали про эти слова. 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас, в Монголии, обычно в разговоре используется нумерованные дни т.е.

Понедельник - нэг дэх өдөр - первый день.

Вторник - хоёр дах өдөр - второй день

Среда - гурав дах өдөр - третий день

Четверг - дөрөв дэх өдөр - четвертый день

Пятница - тав дах өдөр - пятый день

Суббота - зургаа дах өдөр, хагас сайн өдөр - шестой день, на половину хороший день :D (т.е. это был полу-рабочим днем, работали до 14::00 мне кажется, забыл млин)

Воскресенье - долоо дах өдөр, бүтэн сайн өдөр -  седьмой день, полностью хороший  день :D (т.е. полностью без работы - отдых)

 

 

 

И есть ещё официальное название дней недели которые заимствованы из тибетского языка, наверное после принятия буддизма-ламаизма.

Понеделник - Даваа - Луна

Вторник - Мягмар - Марс

Среда - Лхагва Меркурии

Четверг - Пүрэв Юпитер

Пятница - Баасан - Венера

Суббота - Бямба - Сатурн

Воскресенье - Ням - Солнце

Поскольку эти все названия планеты солнечной системы, то когда говорим о дней недели с этими названиями добавляем слово "гараг - планета".

Например: Четверг - Пүрэв гараг - планета Юпитер.  Здесь кроется маленькая хитрость если "гараг" - то название планеты в смысле дня недели, а если "гариг" - то имеется виду сама планета. :D

Бямба гараг - день Сатурн - Суббота

Сугар гариг - планета Сатурн.   В названиях самих планет используем санскритское название.

Интересно, до принятия тибетского ламаизма "научные- прородоведные" термины были в основном из санскритского языка.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.09.2019 в 12:15, RedTriangle сказал:

В обычной настоящей аульской жизни, по крайней мере, у моих родственников этих слов нет и они неизвестны. В книгах узнали про эти слова. 

 

Да, эти фарсизмы чужды в сельской местности. Поэтому народ сельской местности в наших краях до сих пор называет дни недели по-русски: "пәнеделнек", "ыпторнек", "шетберк" и т.д.  :)

И только два из семи персизмов используются, но слега по другим причинам, это:

Сәрсенбі - среда, мы говорим "сәрсенбі - сәтті күн" (среда удачный день для совершения делов и поездок).

Жұма - пятница, мы говорим "жұмалық" - еженедельные поминки по умершему.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 hours ago, АксКерБорж said:

 

Да, эти фарсизмы чужды в сельской местности. Поэтому народ сельской местности в наших краях до сих пор называет дни недели по-русски: "пәнеделнек", "ыпторнек", "шетберк" и т.д.  :)

И только два из семи персизмов используются, но слега по другим причинам, это:

Сәрсенбі - среда, мы говорим "сәрсенбі - сәтті күн" (среда удачный день для совершения делов и поездок).

Жұма - пятница, мы говорим "жұмалық" - еженедельные поминки по умершему.

Что нельзя сказать о каракалпаках. Я городской и всегда говорил биринши кун, екинши кун..., но мой дед под 100 лет, сельский житель, дни недели перечислял всегда по-фарси - дуйшамбе. шейшамбе, сарсамбе, пейшамбе, юма, шамбе, якшамбе (в литературном лишь слегка искажены, что перечислял в теме "дни недели"). По поводу Среды (сарсамбе) я не помню что он говорил, но день поминки он особо перечислял - "зиярат". Это слово, по-пуштунски переводится как "четверг" (зиярат). Именно четверг у нас считается поминальным днем, когда проводятся всякие религиозные ритуалы, которые в основном сводятся к тому, что жарят лепешки созбан.

Тут тема еще про названий месяцев, поэтому перечислю по-каракалпакски:

Каракалпакские официальные и традиционные названия месяцев в современной каракалпакской латинице:

Yanvar’ Da’liw
Fevral’ Hut
Mart Hamal
Aprel’ Sa’wir
May Jawza
Iyun’ Saratan
Iyul’ Ha’set
Avgust Su’mbile
Sentyabr’ Miyzan
Oktyabr’ Aqirap
Noyabr’ Qawıs
Dekabr’ Jeddi

Они соответствуют арабским названиям созвездий:

Yanvar’ Da’liw - - Водолей
Fevral’ Hut - - Рыбы
Mart Hamal - Овен
Aprel’ Sa’wir - - Телец
May Jawza - - Близнецы
Iyun’ Saratan - - Рак

Iyul’ Ha’set - - Лев

Avgust Su’mbile - - Дева
Sentyabr’ Mizan - - Весы
Oktyabr’ Aqirap - - Скорпион
Noyabr’ Qawıs - - Стрелец
Dekabr’ Jeddi - - Козерог
 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахские месяцы. Кто знает смысл названий? 

Қаңтар-январь

Ақпан-февраль

Наурыз-март - В Западном Казахстане в просторечье называют Амал.

Сәуір-апрель

Мамыр-май

Маусым-июнь

Шілде-июль

Тамыз-август ( созвучно с таммуз - евр.)

Қыркүйек-сентябрь

Қазан-октябрь

Қараша-ноябрь

Желтоксан-декабрь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

08.09.2019 в 02:25, Noion сказал:

Сәуір-апрель

 

Раньше у нас апрель называли "Көкек" (кукушка), даже на календарях печатали так.

Но постепенно как во всех сферах жизни к нам проникло из других регионов название "Сәуір".

 

08.09.2019 в 02:25, Noion сказал:

Ақпан-февраль

 

Могу лишь предположить, что первая часть "ақ" несет смысл "снежный". На северо-востоке Казахстана февраль считается буранным месяцем, то есть самым снежным.

 

08.09.2019 в 02:25, Noion сказал:

Тамыз-август ( созвучно с таммуз - евр.)

 

У нас говорят "тамызда түн суыйды" (в августе ночи становятся холодными) или "тамызда су суыйды" (в августе вода в реках и озерах становится холодной).

Возможно название связано со словом "тамызық" (ветки, щепки для растопки очага).

 

08.09.2019 в 02:25, Noion сказал:

Қыркүйек-сентябрь

 

У меня по поводу этого названия 2 версии:

 

1) Возможно название связано с осенним палом степи, чтобы вернувшись на эти пастбища весной не было гнуса и трава росла лучше.

Қыр - степь, күй - гореть, жечь, күйек - пал.

Чтобы не быть голословным приведу слова этнографа А.Н. Букейханова (Историко-этнографические труды. Павлодарский уезд. Алтыбаевская волость):

"... В старину нарочно выжигали летовки - джайляу, посылая для этого нарочно работников. В настоящее время перестали жечь степь, т.к. не остается корма, нечего жечь. Ныне если есть палы, то случайные, пущенные проезжими."

 

2) Возможно название месяца связано с названием древнего казахского/тюркского бараньего контрацептива "күйек" - войлочного фартука, которым издревле регулировали сезонность овечьего окота (на фото внизу). Его надевали баранам производителям (қошқарам) ближе к передним ногам для исключения досрочных беспорядочных половых связей с баранухами, когда отары кошкаров соединяли с отарами маток. Может быть поэтому месяц массового снятия фартуков и регулируемого оплодотворения овец вошло в современный календарь под названием "Қыркүйек"? Если время массового окота (сақман) это вторая половина февраля - начало марта, то время снятия фартуков в сентябре - октябре подходит к месту.

1b127ea81ee0.jpg

  • Like 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.09.2019 в 18:14, enhd сказал:

У нас, в Монголии, обычно в разговоре используется нумерованные дни т.е.

 

В монгольских названиях месяцев есть некоторые созвучия с нашими названиями:

 

У нас Апрель - Көкөк, у них Июнь - Хөхөө. 

Остальные созвучия очень отдаленные:

У нас Май - Мамыр, у них Аперль - Хужир.

У нас и у них Сентябрь - Қыркүйек и Гуруу.

У нас Январь - Қаңтар, у них Декабрь - Хэлбэтүр.

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

Раньше у нас апрель называли "Көкек" (кукушка), но постепенно как во всех сферах жизни к нам проникло из других регионов название "Сәуір".

 

Встречал инфу, что у казахов Монголии:

 

Көкек - не апрель, а март.

Мамыр - не май, а апрель.

Сентябрь не Қыркүйек, а Мизам (насколько мне известно, это персизм).

Қаңтар не январь, а декабрь.

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Noion сказал:

Казахские месяцы. Кто знает смысл названий? 

 

Если вам будет интересно, то я встречал еще и другие казахские названия месяцев - От жақпас, Отамалы, Сарша, Бірдің айы, Екі ағайынды.

И названия четырех сезонов года - Жылтоқсан (или Жылытоқсан?), Жазтоқсан, Күзтоқсан, Қыстоқсан.

А также животные названия месяцев:

Январь - Қоян (заяц)

Февраль - Ұлу (дракон, улитка)

Март - Жылан (змея)

Апрель - Жылқы (лошадь)

Май - Қой (баран)

Июнь - Маймыл (обезьяна)

Июль - Тауық (курица)

Август - Ит (собака)

Сентябрь - Доңыз (дикая свинья)

Октябрь - Тышқан (мышь)

Ноябрь - Бұқа (бык)

Декабрь - Барс (барс)

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Если вам будет интересно, то я встречал еще и другие казахские названия месяцев - От жақпас, Отамалы, Сарша, Бірдің айы, Екі ағайынды.

И названия четырех сезонов года - Жылтоқсан (или Жылытоқсан?), Жазтоқсан, Күзтоқсан, Қыстоқсан.

А также животные названия месяцев:

Январь - Қоян (заяц)

Февраль - Ұлу (дракон, улитка)

Март - Жылан (змея)

Апрель - Жылқы (лошадь)

Май - Қой (баран)

Июнь - Маймыл (обезьяна)

Июль - Тауық (курица)

Август - Ит (собака)

Сентябрь - Доңыз (дикая свинья)

Октябрь - Тышқан (мышь)

Ноябрь - Бұқа (бык)

Декабрь - Барс (барс)

 

Спасибо. Познавательно. Как думаете, когда это все ввели? Кто принимал решение? При ханах месяцы и недели как называли? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Noion сказал:

Спасибо. Познавательно. Как думаете, когда это все ввели? Кто принимал решение? При ханах месяцы и недели как называли? 

 

Я считаю, что персизмы дней недели и названий некоторых месяцев пришли к нам с юга и совсем недавно, наверно в 20 веке.

До этого в наших краях никто не считал месяцы или дни недели.

Отсчет был гораздо проще для кочевого скотовода: қыс - зима, жазғы тұрым - весна, жаз - лето, күз - осень, все они вместе - жыл, сутки/день - күн, несколько суток/дней - ...... күн, таңертен, таңатқанда  - утро, түс - полдень, кеш - вечер, түн - ночь и т.д. и т.п.   

Например, могли объяснить время своего рождения примерно так: "Қыстың аяғында күн жылына бастағанда жәйлауға көшердін алдында кешке жақын туыппын" - "Родился я вечером в самом конце зимы когда стало теплеть и народ готовился к кочевке на летние пастбища".

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Я считаю, что персизмы дней недели и названий некоторых месяцев пришли к нам с юга и совсем недавно, наверно в 20 веке.

Чем объяснить наличие персидских названий дней недели в текстах Кодекс Куманикса?

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Samtat сказал:

Чем объяснить наличие персидских названий дней недели в текстах Кодекс Куманикса?

 

Например?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.09.2019 в 15:05, АксКерБорж сказал:

Я считаю, что персизмы дней недели и названий некоторых месяцев пришли к нам с юга и совсем недавно, наверно в 20 веке.

До этого в наших краях никто не считал месяцы или дни недели.

 

Я действительно не верю, что например Чингизхан, Кушлукхан, Тугрулхан, Касымхан или Аблайхан говорили своему войску: "Сенбі, жексенбі күндері демаламып дүйсенбіде жорықпен ойратқа/қалмаққа шабамыз" (В субботу, воскресенье отдыхаем, а в понедельник идем походом на ойратов/калмыков). :)

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по некоторым ресурсам в интернете в карачаево-балкарском и чувашском дни недели взяты не из персидского.

Карачаево-балкарский язык:

  1. баш кюн   
  2. гюрге кюн   
  3. барас кюн   
  4. орта кюн   
  5. байрым кюн   
  6. шабат кюн   
  7. ыйых кюн

Чувашский:

  1. понедельник - тунти кун - день творения,
  2. вторник - ытлари кун - день всадника,
  3. среда - юн кун - день крови,
  4. четверг - кĕçнерни кун - младший день недели,
  5. пятница - эрне кун - день недели, эрне - неделя,
  6. суббота - шăмат кун - таки да,
  7. воскресенье - вырсарни кун - русский день.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Черт с ним с персами с их названиями дней недели.

А сам отсчет недель по 7 дням откуда и от кого? В том числе у балкарцев, карачайцев и чувашей? Да и у самих персов откуда это?

Почему не по 5, 10 или 30 дней? :)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, АксКерБорж said:

Черт с ним с персами с их названиями дней недели.

А сам отсчет недель по 7 дням откуда и от кого? В том числе у балкарцев, карачайцев и чувашей? Да и у самих персов откуда это?

Почему не по 5, 10 или 30 дней? :)

И кто вообще придумал такой календарь???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, Kamal сказал:

И кто вообще придумал такой календарь???

Персам от Шумеров передалось, у них если не ошибаюсь было семизначное деление недели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Nurbek сказал:

Судя по некоторым ресурсам в интернете в карачаево-балкарском и чувашском дни недели взяты не из персидского.

Карачаево-балкарский язык:

  1. баш кюн   
  2. гюрге кюн   
  3. барас кюн   
  4. орта кюн   
  5. байрым кюн   
  6. шабат кюн   
  7. ыйых кюн

Чувашский:

  1. понедельник - тунти кун - день творения,
  2. вторник - ытлари кун - день всадника,
  3. среда - юн кун - день крови,
  4. четверг - кĕçнерни кун - младший день недели,
  5. пятница - эрне кун - день недели, эрне - неделя,
  6. суббота - шăмат кун - таки да,
  7. воскресенье - вырсарни кун - русский день.

 

Шабат кюн наверное Еврейское влияние, ведь у Евреев в субботу Шабат. Они в этот день не работают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Turkmen Aday said:

Персам от Шумеров передалось, у них если не ошибаюсь было семизначное деление недели.

Мы ведь, незнаем наверняка, шумеры это придумали или египтяне, а может другие?! Но, названия передали персы это точно, вопрос - кто вообще календарь придумал, чтоб неделя делилась на семь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kamal сказал:

Мы ведь, незнаем наверняка, шумеры это придумали или египтяне, а может другие?! Но, названия передали персы это точно, вопрос - кто вообще календарь придумал, чтоб неделя делилась на семь?

Скорее всего Шумеры, они в нумерологии и в математике были доки, еще эта цивилизация которая тесно общалась с древними богами. Моя версия это Шумеры или Аккады.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Turkmen Aday said:

Скорее всего Шумеры, они в нумерологии и в математике были доки, еще этоцивилизация которая тесно общалась с древними богами. Моя версия это Шумеры или Аккады.

Не имею никаких знаний по этому поводу, не знаю как календарь создавался древними людьми. Но все же вблизи Нукуса есть некрополь Миздакхан, возможно воздвигнутый еще во времена зороастризма. Там, по народным преданиям есть Мировые часы, то есть, из полуразрушенного здания каждый год падает кирпич, а местное население их складывает по семь штук. А почему по семь, не 5 или не 10, тоже загадка. Думается, что это звено земного календаря. Только жаль, что названий падающим каждый год кирпичам не дают

Quote

Сколько ни ругал я показанный в прошлой части Нукус, а существование своё он оправдывает хотя бы тем, что рядом с ним находится Миздакхан - самый большой, древний и красивый из бесчисленных некрополей Великой Степи, по легенде начавшийся с могилы первочеловека - то ли зороастрийского Гайомарда, то ли знакомого нам всем Адама. Здесь на могилы кладут лестницы, один из гробов самопроизвольно разросся до 25 метров длины, с вершины кургана скатываются бесплодные женщины, земля уставлена пирамидками в 7 кирпичей, а на краю некрополя Мировые часы ведут обратный отсчёт до Конца Света. На мой взгляд, это самое впечатляющее место Узбекистана после трёх его древних городов, квинтэссенция сумрачного духа Хорезма.

...Найти какую-то достоверную информацию про Миздакхан очень сложно - вся его реальная история тонет в легендах, так что в какой-то момент уже и задаёшься вопросом, а была ли она вообще? Площадь некрополя измеряется десятками гектар, возраст - тысячами лет, само его название созвучно с именем Мазда (вернее, Ахура-Мазда - верховный светлый бог в зороастризме), а покоящийся под курганом Джумарт - с именем зороастрийского первочеловека Гайомарта. В принципе, Хорезм - одна из нескольких (по разным гипотезам, конечно) прародин зороастризма, так что почему бы и нет?

https://varandej.livejournal.com/779891.html

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Kamal сказал:

Не имею никаких знаний по этому поводу, не знаю как календарь создавался древними людьми. Но все же вблизи Нукуса есть некрополь Миздакхан, возможно воздвигнутый еще во времена зороастризма. Там, по народным преданиям есть Мировые часы, то есть, из полуразрушенного здания каждый год падает кирпич, а местное население их складывает по семь штук. А почему по семь, не 5 или не 10, тоже загадка. Думается, что это звено земного календаря. Только жаль, что названий падающим каждый год кирпичам не дают

 

Круто, я следующим летом поеду в Нукус к родственникам  еще и к мазарату Қосай аты, нужно зиараи сделать. Думаю можно будет и на Миздакхан сьездить.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Turkmen Aday said:

Круто, я следующим летом поеду в Нукус к родственникам  еще и к мазарату Қосай аты, нужно зиараи сделать. Думаю можно будет и на Миздакхан сьездить.

Кстати, у мазарата Косай ате я был. Мне еще местный смотритель (каракалпак) легенду рассказывал, что в данном мазарате лежит Ер-Косай, его могилу смыло с левого берега на правый, и местные каракалпаки заново похоронили его на правом берегу. Он был якобы адайцем, при переправе через Амударью погибла вся его семья, а его самого спасли левобережные туркмены. Один знатный туркмен женил его на своей дочери и от него пошли туркмен-адаи. Вам знакома такая легенда? 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...