Steppe Man Опубликовано 30 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2019 халха-татары проживают во восточных аймаках Монголии . 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 30 мая, 2019 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2019 Только что, Steppe Man сказал: халха-татары проживают во восточных аймаках Монголии . Это и есть настоящие -Йоста татары. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 30 мая, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 мая, 2019 5 minutes ago, mechenosec said: Это и есть настоящие -Йоста татары. Да . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 30 мая, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 мая, 2019 Quote Даян хаан нь 3 хатантай. Сурвалжид бичснээр тэдгээр 3 хатадын нэр нь ондоо байдагч гэсэн адил нэрний салаа утгууд байдаг. Мандухай сэцэн хатан: 7 хүү, 1 охинтой. Жимсгэнэ хатан: Уругудын Оручи шигүшийн охин[1]. Зарим түүхэнд Самар тайху, Сүмэр тайху, Самур гэх мэтээр бичдэг нь ондоо дуудлага бололтой. Даян хаанд Гэрболд, Гэрсэнз нарыг төрүүлсэн. Хүсэй хатан: Ойрадын Хэрээ Хучигарын охин[2]. Даян хаанд Чин тайж, Гэрэ од нарыг төрүүлж өгсөн. Тэр өөрийн 11 хүүдээ харъяат аймгуудаа хуваарилж олгосон нь бөгөөд отгон хүү Гэрсэнзд Халх түмний 7 хошуу ногдсон нь Халх 7 хошууны эхлэл болжээ. Даян хаан өөрийн 11 хүүдээ дараах аймгуудий хувьдан өгсөн. Үүнд: Төрболд: Цахар түмний Үзэмчин, Сөнид, Хуучид, Аохан зэрэг отгууд Улсболд: Залуудаа үхсэн. Барсболд Сайн Алаг хаан: Ордос түмэн, Түмэд түмэн Арсболд: Түмдийн долоон отог Очирболд: Цахарын Хишигтэн отог Алчболд: Өвөр Халхын 5 отог Гэрболд: Цахарын Найман (Цахар), Урад отгууд Арболд (Алиболд?): Хар гэр, Шарай гол Гэрэ од: Хар Татаар Чин тайж: Цагаан Татаар Гэрсэнз жалайрын хунтайж: Ар Халхын аглагийн 13 отог Төрөлт гүнж: Халх Жаруудын Баасан тавнанд гэргий болон очсон. Зарим сурвалжид түүнийг Гэгээн гүнж хэмээн нэрийддэг. https://mn.wikipedia.org/wiki/Батмөнх_Даян_хаан 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 30 мая, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 мая, 2019 Племя татар Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви. Все то племя [состояло] из семидесяти тысяч домов [или семей]. Места их кочевий, стоянок и юртов были [точно] определены в отдельности по родам и ветвям вблизи границ областей Хитая. Их |S 32| же основное обитание [юрт] есть местность, называемая Буир-наур 403. Большую часть времени они были народом, повинующимся и платящим дань хитайским императорам; постоянно некоторая часть из них восставала и бунтовала, и хитайские государи для противодействия им снаряжали войска и снова приводили [их] к повиновению. Они также враждовали и ссорились друг с другом, и долгие годы длилась война между этими племенами и происходили битвы 404. (Говорят, [что], когда племена татар, дурбан, салджиут [в тексте салджиун] и катакин 405 объединились вместе, они все проживали по низовьям рек. [102] По слиянии этих рек образуется река Анкара-мурэн 406. Река эта чрезвычайно большая; на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун. Границы [его расселения] в настоящее время соприкасаются с [пропущено название страны]. Та река [Анкара] находится вблизи города по имени Кикас 407 и в том месте, где она и река Кэм 408 сливаются вместе. Город тот принадлежит к области киргизов. Утверждают, что эта река [Анкара] течет в одну область, по соседству с которой находится море. Повсюду [там] серебро. Имена этой области: Алафхин, Адутан, Мангу и Балаурнан. Говорят, что лошади их [тамошних народов] все пегие [ала]; каждая лошадь сильная, как четырехгодовалый верблюд; все инструменты и посуда [у населения] из серебра. [В этой стране] много птиц. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 мая, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 31 мая, 2019 река Халхын гол. Quote § 175. Между тем Чингис-хан, двинувшись с Далан-Нэмургеса вниз по течению Халхи, произвел подсчет войска. По подсчету оказалось всего 2600 человек. Тогда 1300 человек он отрядил по западному берегу Халхи, а 1300 человек Уруудцев и Манхудцев - по восточному берегу реки. По дороге продовольствовались облавами на дикого зверя. У Хуил-дара еще не зажила рана, и сколько Чингис-хан его не удерживал, он все продолжал скакать за зверем. Тут рана его снова открылась, и он скончался. Тогда Чингис-хан тут же и предал его прах погребению при реке Халхе на Орнаунском полугорье, в скалах. § 176. Зная, что в низовьях Халхи, в том месте, где она впадает в Буюр-наур, кочует племя Терге-Амельтен-Унгират, он отрядил к ним Чжурчедая с Уруудцами и дал такой наказ: 'Если они помнят свою песнь: Мы Унгиратское племя С давних времен знамениты Красою и статностью дев... если помнят, то обойдемся с ними по-хорошему. Если же они выкажут непокорство, то будем биться!' Мирно вступил к ним Чжурчедай и мирно был принят. А потому Чингис-хан никого и ничего у них не тронул. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 мая, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 31 мая, 2019 Quote § 176. Зная, что в низовьях Халхи, в том месте, где она впадает в Буюр-наур Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 23 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 23 июня, 2019 Татары (племя) [править | править код] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к навигацииПерейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Татары (племя) Современное самоназвание татар Численность и ареал Монголия Бурятия Внутренняя Монголия Язык монгольский, бурятский Религия буддизм, шаманизм Входит в монгольские народы Родственные народы джалаиры, меркиты, кереиты, найманы Происхождение монгольское Тата́ры (монг. татар) — монгольское племя, обитавшее на северо-востоке Монголии[1]. Их кочевья занимали районы озера Буйр-Нур и реки Халхин-Гол, южнее реки Керулен, а также часть Внутренней Монголии. В настоящее время этническая группа в составе некоторых монгольских народов[2][3]. Содержание 1Этноним 2История 2.1Татары в составе Монгольского государства 3Татарские роды 4Современность 5Примечания Этноним[править | править код] По версии итальянского францисканца Джованни Плано Карпини, приведённой в книге «История Монгалов, именуемых нами Татарами», этноним «татар» происходит от названия одноименной реки: «Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый — Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям»[4]. В версии брата Бенедикта содержатся дополнительные сведения: «Моал [по-тартарски] — земля, монголы — означает [имя] жителей земли. Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает [по-латыни] "тащить", а тартар — "тянущий"»[5]. В послании 1241 г. император Фридрих II замечает: «И нам неизвестно, по месту или по происхождению называются они Тартарами». Фома Сплитский, со ссылкой на тех, «кто с особым вниманием исследовал этот предмет», сообщает: «Название же тартары не является собственным именем народа, но они зовутся так по названию какой-то реки, которая протекает в их краях; или же, как считают некоторые, тартар [по-монгольски] означает ‘множество’» (Фома Сплитский. XXXVII). Сведения Фомы Сплитского, знакомого с донесениями францисканской миссии 1245 г., отражают ученые споры второй половины XIII в. В частности, он цитирует книгу брата Иоанна, когда пишет: «Их страна расположена в той части света, где восток соединяется с севером, и упомянутые племена на своем родном языке называют себя монголами» (Фома Сплитский. XXXVII)[5]. История[править | править код] Жужаньский каганат. Период появления этнонима «татар». Согласно Рашид ад-Дину, татары были «покорителями и владыками большей части [монгольских] племен и областей, [выдаваясь своим] величием, могуществом и полным почетом». «Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви. Все то племя [состояло] из семидесяти тысяч домов [или семей]»[6]. В. В. Трепавлов пришел к выводу, что утверждение о прежнем могуществе и известности татар восходит к временам Жужаньского каганата и прочих монгольских кочевых объединений. Этноним татар С. Г. Кляшторный возводит к имени кагана кочевых жужаней Татань (Юйцзюлюй Датань), ставшего обозначением нового народа. Согласно реконструкции С. Е. Яхонтова, иероглифическое написание датань произносилось в V в. н. э. как *dadar/*tatar. «Отуз татары» — та самая группа племен, входивших ранее в государство жужаней, которая сплотилась в 20-е гг. V в. вокруг Датаня/Татара[7]. Шивэй. Общемонгольский период (VI—VII вв.). Предки татар в это время принадлежали к южным шивэям, известным в качестве племени улохоу. Поскольку татары отождествляются с шивэями, то подразумевается их монголоязычие[7]. Шивэй-татары (VIII—IX вв.). В рунических надписях были известны в качестве токуз и отуз-татар. В районе Буир-Нура обитали хэйчэчжэ-шивэи, тележные шивэи. В истории династии Тан, где рассказывается о падении Уйгурского каганата, упоминаются хэйчэзцы (чернотележники) шивэи, которых считают тождественными татарам. Именно к ним бежал Уцзю-каган, собрав все остатки Уйгурского каганата[7]. Расселение монгольских племен в X—XII веках. Татары в составе цзубу. Татарское великодержавие (X—XI вв.). В X—XI вв. под именем цзубу татарские племена осваивают всю территорию Монголии. Махмуд Кашгари, живший в XI в., называет обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном «Татарской степью». Согласно С. Г. Кляшторному и М. Горелику, татары с X—XII вв. обитали вдоль Великой Китайской стены от Синьцзяна до Маньчжурии[7]. В киданьских источниках татары были известны как цзубу. В начале XI в. часть шивэй ушла от киданей на юг, к горам Иньшань, затем распространились на запад до реки Керулен. В этот период татары обитали вдоль всей Китайской стены вплоть до Джунгарии. В татарский союз племен цзубу входили кереиты, найманы, меркиты[7], джалаиры и другие монголоязычные племена[8]. Буир-нурский период (XII в.). Татары выделились в качестве отдельного племенного союза в результате распада цзубу. Именно татары способствовали распаду государства Хамаг-монголов и улуса Есугея[7]. В XII в., после того как татары на некоторое время захватили политическую гегемонию в степях, татарами стали называть все степное население от китайской стены до сибирской тайги. Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части[9]: Белые татары — кочевники, живущие южнее пустыни Гоби, вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Чёрные татары жили в степи и занимались скотоводством. В число чёрных татар включались кереиты. Дикие татары — южносибирские племена охотников и рыболовов. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами. К числу "диких" племен, т. е. охотников и рыболовов, относились древние урянхаи, уги[9] (мохэ)[10], а также другие многочисленные и разрозненные лесные племена[9]. Дикие татары в дальнейшем были известны как хойин-иргэн[11]. Кроме вышеназванных групп также в литературе упоминаются следующие объединения: Водяные[12] (приморские)[13] татары. Они упоминаются у П. Карпини как су-монгал[4] и отождествляются с племенем усуту-мангун и алакчинами. Исследователи название водяные татары связывают с приангарскими[14], приаргунскими и приамурскими татарами[13]. С водяными татарами связано упоминание татарского города Алакчин[14]. У Абульгази имеются следующие сведения: «есть большой город, вокруг которого находится поблизости множество селений, где располагались в большом числе кочевые племена. Их лошади были велики... Все они были пеги по цвету, других не имелось. Недалеко от этого города, называемого Алакчин, имелся серебряный источник, поэтому все котлы, блюда и вазы... были из серебра»[15][16]. Ю. А. Зуев считал, что город Алакчин располагался в истоках Ангары либо в районе восточного побережья оз. Байкал[15]. Восточные татары. Под именем восточных татар в китайских источниках упоминались монголоязычные дауры и их соседи тунгусо-манчьжуры[17][18]. Татары в составе Монгольского государства[править | править код] Монгольская империя в 1207 г. Согласно «Сокровенному сказанию», племя татар было одним из самых могущественных врагов Чингисхана. В 1202 году Тэмуджин выступил против татар, и в результате этого похода татары были разгромлены[19]. Однако вопреки распространенному мнению о том, что все татары были казнены, за исключением малолетних детей, татарские воины упоминаются в Западном походе Батыя. В армии Чингисхана татары служили в качестве боевого авангарда, отчего в Европе именем татар стали обозначать монгольских воинов и племена. Победное имя татар шло впереди монгольских войск[20]. Это известие укрепилось в Европе еще со слов папских послов П. Карпини и Г. Рубрука, побывавших в Монгольской империи, и венгерского монаха Юлиана. Они с удивлением поведали, что татары — это не имя завоевателей, а покоренного народа. Так Г. Рубрук узнал, что татары представляли собой одно из племен, живших рядом с монголами и способствовавших возвышению Чингисхана, которых он «повсюду посылал вперед… и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали «Вот идут татары»»[21][7]. С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. одна часть «девяти татар» вошла в состав центрального мингана, перешла к Бортэ-хатун, а другая отошла к западному тумену, попала под власть татарского Их Хутакт-нойона. В XIV–XVI веках большая часть татар находилась в Восточной Монголии под властью Батумунху Даян-хана и его потомков. Внуки Даян-хана — Төгс тайджи и Цээлэй правили татарским племенем; Баяндара, сын Барсболда, управлял белыми татарами[22]. Большинство из них обосновалось в Южной (Внутренней) Монголии[3]. Татарками по происхождению были Есугэн и Есуй — супруги Чингисхана. Также татарского происхождения был Шиги-Хутуху — высокий чиновник, сын знатного татара, усыновленный матерью Чингисхана Оэлун. Будущий Чингисхан был назван в честь пленённого Есугеем татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого Есугей победил накануне рождения сына[23][24]. Хотя Рашид ад-Дин не включал татар в число так называемых коренных монголов, в ряде источников к дарлекин-монголам принято причислять все монголоязычные племена, не относившиеся к нирун-монголам. В их число входят татары, кереиты, меркиты, ойраты, найманы, баргуты и другие монгольские племена[25]. Татарские роды[править | править код] Традиционно принято считать, что татары состояли из девяти крупных родов. Согласно Аюудайн Очиру, во второй половине XII в. татары обитали в Восточной степи и бассейне р. Халх гол и состояли из следующих родов: тутуклиуд (тутагуд), алчи, куйн, биркуй, терат, камаши, ниучи, буйрагуд и айрагуд[2]. В литературе встречаются и другие родовые имена татар: тутукулйут[6] (тутуклиуд, тутагуд[2], дутаут[23], тутухлигуд[26]) алчи[6] чаган[6] (цагаан татар[26], белые татары[2]) куин[6] (куйн[2], чжуин[23], жүйн[27], хүйтэн[26]) терат[6] (дарид)[26] баркуй[6] (биркуй)[2] камаши (камачи)[6] ниучи[28] нераит[6] хойин[6] (лесные татары)[12] буйрагуд[2] (буйрууд)[23] айрагуд[2] (айриуд)[23] алухай[23] дорбен-татар[23] (известно, что татары были в союзе с племенем дурбан)[29] Согласно Б. З. Нанзатову, следующие современные бурятские роды имеют татарское происхождение[3][29]: шошолог — потомки рода тутуклиуд тэртэ — потомки рода терат саганы, расселённые по Иркуту и Китою[30], один из хонгодорских родов тункинских бурят[31] Современность[править | править код] Ныне в Монголии татары (татари) проживают в составе халха-монголов в сомоне Матад Восточного аймака и сомоне Асгат Сүхбаатарского аймака[32]. На территории Внутренней Монголиипроживают носители родовых имен татар, татаруд, цаган татар (белые татары), айригуд, буйригуд[33][34]. Согласно Б. З. Нанзатову, потомки татар также проживают среди бурят. Согласно его исследованиям, бурятский род тэртэ — потомки татарского рода терат, другой бурятский род шошолог — потомки татарского рода тутуклиуд. Этнонимы шошолог и тутуклиуд сводятся к понятию “имеющие правителя”, но тутуклиуд — мирного (т. е. в мирное время), а шошолог — военного (т. е. в военное время). Часть средневековых приангарских татар-тутуклиутов могла сменить этноним по двум причинам: либо со сменой общинно-кочевого периода военно-кочевым, либо в связи с преследованием Чингисханом татарских племен. По второй причине татары-тутуклиут могли трансформировать этноним на близкий по значению и скрыться от преследований. Близкий сюжет о былой многочисленности шошолоков и почти полном уничтожении племени врагами упоминают устные предания данного рода[3]. Род чочолиг также отмечен в составе баргутов[35]. Также в числе потомков татар Б. З. Нанзатовым названы саганы, расселённые по Иркуту и Китою[30], один из хонгодорских родов тункинских бурят[31]. В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: татар, татаар, цагаан татар, тэрт, тэртэ, шошолог, шошоолог, шошлог, алши, айраг, айраг боржигон, айраг боржигин, буйр, буйргууд, буйрууд, буйруут, тутаг, хуйд, хуйн, хуйт, хүйн, хүйтэн[36]. В состав хазарейцев входят племена, имеющие татарское происхождение: татар, алчин[37]. Племя татар участвовало в этногенезе ряда монгольских и тюркских народов: халха-монголов, бурят, баргутов, хазарейцев, как сказано выше, калмыков, узбеков, казахов, ногайцев, татар и крымских татар, которые унаследовали этноним. После вхождения государства Дешт-и-Кипчак в состав Монгольской империи, кыпчаки, отчасти смешавшись с татарами, переняли их самоназвание, после чего данный этноним закрепился за двумя тюркскими народами (татарами и крымцами), которые являются потомками кыпчаков. Вполне возможно, что племя татар участвовало в этногенезе чулымцев, хакасов, шорцев и телеутов. Эти народы используют в качестве этнонима термин татар (тадар), некоторые из них пользуются и другими этнонимами, например, чулым (у чулымцев), шор-кижи (у шорцев) и теленнет, байат-пачат (у телеутов). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 8 июля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 8 июля, 2019 Quote Монгол аймагтай зэрэгцэн түүхийн тавцанд үзэгдсэн Татар аймаг Жужаны хаан Датаний үеэс Төв Азийн нүүдэлчдийн түүхэнд тэргүүлэх үүрэгтэй болж иржээ. Ялангуяа Уйгурын хаант улс мөхөж, уйгуруудын садан токуз огузууд 860-аад онд Монгол орноос нүүж явсаны дараа 1000-аад он хүртэл Төв Азийн нүүдэлчдийг татарчууд толгойлжээ. Хятаны цэрэг 994-999 онд Монголыг довтолж аймаг улсуудыг нь захираад Татарыг Зүбү гэж нэрлэв. Зүбүчүүд (татарчууд) XI-XII зуунд Хятан, Алтан улстай дайтаж, найрамдах зэргээр идэвхтэй харилцсаар Чингис хааны үе хүрчээ. XII зууны төгсгөлд татарчууд Чингис хаанд ялагдаж, 1206 онд тунхагласан Их Монгол улсын бүрэлдэхүүнд багтсан. Үүнээс хойш Татар (Дада, Тартар) нэрийг гол төлөв харь улсын бичгийн мэргэд л түүх судартаа дурдах болсон. Үүний жишээ бол Мин улсын хүмүүс “монгол” гэдгийг “Монголын нууц товчоон”, “Хуа и и юй” толь бичигт дан “татар” гэж орчуулж Татар нэрээр Монголыг нэрлэж байсан явдал юм. Мин улсын түүхийн 327-р бүлгийн эхэнд Татар (Дада/Дадань, 韃靼) бол Юань (元)-ий үеийн Монгол (Мэнгү, 蒙古)-ын удам гэж тэмдэглэжээ. Мөн сурвалжид Монголын хаан Гүнтөмөрийг 1402 онд хөнөөж хаан ширээ булаасан Гуйличи өмнөх “Юань” хэмээх улсын цолоо халж “Татар/Дадань” гэж цоллосон гэжээ. Татар нэр дорно дахинд ийнхүү хадгалагдаж үлдсэн төдийгүй XIII-XIV зууны үеийн монгол хэлт аймгуудын өрнө зүг чиглэсэн тархалтын хамт бас өрнө зүгт түгжээ. Судрын чуулганд Татар нэрийг бүр Магриб (одоогийн Марокко, Алжир, Тунис) хүртэл мэддэг байсан гэж тэмдэглэсэн. Татар нэр хамгийн их хадгалагдаж үлдсэн газар бол Алтан ордны улсын бүрэлдэхүүнд багтаж байсан нутгууд болно. XV зууны үеэс Казань, Крым, Сибирийн татар гэсэн нэрүүд түүх сударт үзэгдэж эхэлжээ. Гэвч Татар нэр зүүсэн эдгээр нутгийн ард иргэд нь эртний булгар, фин-угор, кипчак аймгуудын үр сад бөгөөд ихэнх нь түрэг хэлтнүүд юм. Эртний сурвалжит Монголын Татар аймагтай угсаа гарвалын холбоо хамаарал байхгүй. Харин XV-XVI зууны үед холбогдох монгол сурвалжийн мэдээгээр татарчууд уугуул Монгол орондоо бусад монгол хэлт аймгууд дунд оршиж байжээ. Ойрадын Эсэн тайшид мэхлэгдэж 1453 онд хороогдсон Агбаржин жинонгийн хүү Харгуцагийн хүү Баянмөнхийг гуравтай байхад нь (1454) Ойрадаас нууж авч гарч Монголд хүргэхэд, Ойрадын Өгэдэй баатрын эгчтэй гэрлэсэн Татарын Тохи баатар тус болсон байна. Мандуул хаан Баянмөнх Болох жинон хоёрын дунд яс хаясан Уйгудын Исмал тайш 1483 онд Батмөнх Даян хаанд ялагдсаны дараа 1486 онд Ойрадтай нэгдэж их хааныг цэрэглэв. Даян хаан Исмал, Ойрадын нэгдсэн хүчтэй байлдахдаа Горладын Тогучи шигүси нарын 17 сайдыг тэргүүнд илгээжээ. Тэдний дунд Татарын тарган хар, шар Батулад гэсэн хоёр сайдын нэр дурдагддаг. 1510-аад онд төрсөн Арболд (Албур), Убсанз Чин тайж Батмөнх хаан Цагаан татар (Цахарын Цагаан татар), Хар Татар (Асуд Юншээбү) хоёрыг өгчээ. Хожим Цахарын Цагаан татар (Цахарын Хуучид)-т Барсболдын Баяндара Нарин тайж (1512 онд төрсөн), Хар татар буюу Асуд, Юншээбүд Бодидара (1514 онд төрсөн) нар эзэн суусан гэж Монголын түүхүүдэд өгүүлдэг. Гэрсэнз Жалайр хунтайж (1513-1549)-ийн гутгаар хүү Ноонох үйзэн (1534 онд төрсөн) ноёны дэд хүү Абагу мэргэний Онгхуй хатнаас хөх бичин жил (1584) Рахули тайж, Самур, Раши хоёр авхай төрсөн гэж Шар туужид бичжээ. Тэнд Онгхуй хатанг Татарын Татай гэдэг хүний охин гэж тэмдэглэжээ. XV-XVI зууны үеийн Монголын түүхэнд Татарыг ийнхүү хэдэнтээ маш тодорхой дурджээ. Эндээс үзвэл татар нар халх, өвөр монгол, ойрадуудын дунд тархан сууж байсан нь илэрхий байна. Тэд нараас төрийн хэрэгт тусалж явсан нэр хүндтэй сайдууд төрж байжээ. Бүр тусгай отог болж байжээ. Эдгээр Татар нь Чингис хааны үеийн татарчуудын удам юм. (Б.Батсүрэн) https://mongoltoli.mn/history/h/1036 У Батмунхе Даян хана были татарские военачальники по имени Татарын Тарган Хар и Шар Батулад. Они воевали против ойратов . Чахарские хуучиды есть белые татары.А черные татары есть асуты и юншеебу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 8 июля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 8 июля, 2019 Quote Дагуурын үүсэл гарал Кидан улсын өвөг дээдэс болох Чишахан найман хоохдийн хойч ор хүүхэд нь өсөөөр найман аймаг болон хувиагджээ. Сунмо -гийн хооронд Хятадын Юүжү мужийн Мөеэшаны хэмээх газарт, Киданы өвөг эцэг Чишаханы байгуулсан тахилгыг сүм байдаг ажээ. Чишахан-ы найман хүүхэд нь зүүн Хуанхэ-гийн баруун тал Түхэгийн хойт талаар нутаглаж байжээ. Энэ найман хүүхдийн нэгийг Дагуур гэж нэрэлдэг. Түүний уул нэр нь Да-хэ гэдэг байжээ. Дагуур нь эрт дээр үед тодорхой түүхэн тэмдэглэлгүй,урлаг соёлын талаар ч хөгжөөгүй нэгэн аймаг байсан ажээ. Гэвч Ⅻ зууны үед, Чингис хаан говь манханы арын олон аймгуудыг түвшитгэн тогтоосны дараа, түүний дотор Дагуурын Санжий-Хараа хэмээх хаан Балжуна гэдэг далайн өмнө тал дахь нийслэлдээ сууж байдаг байсан. Энэхүү Балжуна гэдэг далай бол одоогийн Баргын Орчон голын баруун өмнө талд бий буйр нуур бөгөөд XII XIII зууны үед Татар аймгууд нутаглаж байжээ.Үүнээс үзэхэд эртний Татар бол өнөөгийн Дагуур угсаатан мөн болно гэж мичжээ. Мөн Хятадын “Лүн Ша Чжи Лү” гэдэг номд Дагуур бол Юань улсын цэргээс үлдсэн ард мөн гэжээ. Ер нь Дагуур бол газар зүй, үг яриа, шашин шүтлэг, зан суртахууны талаар тан улсын үеийн Татар болон Юань улсын Татарын үлдэгдэл аймаг мөн гэжээ. Татарын төрлийг орчин үед, Хятадын ном сударт “Болсон Татар “, “Түүхий Татар”, “Хар Татар”, “Цагаан Татар” гэх мэтээр хувиарлан бичдэг байжээ. Гэхэд “Монгол Татарын тэмдэглэл” хэмээх номд Дагуурыг “Цагаан Татар” гэж бичжээ. “Шинэ Юань улсын түүх”-д, Татар, Ойрад, Бүргүд, Буриад нар цөм “Цагаан Татар” мөн гэж бичсэн байна. Тэрчлэн Японы эрдэмтэн Енэям Чанвү “Монгол орон ба Монголчууд” гэдэг номдоо Кидан үндэстэн бол Монгол угсаатны холимог ястан мөн гэж бичжээ. Дагуурын эрдэмтэн Марсээгийн бичсэн “Хөлөнбуйрын олон ардад ятган сануулах бичиг”-т, Дагуур угсаатан бол эртний үеийн хуучин Монголын үлдэгдэл мөн (Марсээ”Хөлөнбуйрын олон ардад ятган сануулах бичг”-ийн 13 дахь тал) гэж бичсэн байна. Дауры также считается потомками древних татаров. Quote Согласно ряду исследователей, часть родов хамниган имеет даурское происхождение. Основным населением, давшим Урульгинской степной думе этническую привязку, были дауры. Именно на территории Урульгинской степной думы происходил этногенез ононских хамниган[14]. Хамниганские роды дуликагир (дулигад), колтагир (кельтегир), баягир (баягид), почегор (почегир), луникер (луникир), баликагир, челкагир, чемчагир (чимчинут), вакарой (украинский), шунинский, казейский (кайзойский) происходят из даурского племени нелигуд (нелиуд)[15][16][17]. В составе рода вакарой упоминается ветвь вакагил[18], в составе рода луникер — ветвь сенкагир[17]. По мнению Б. З. Нанзатова, уляты, далаты, долоты, залтуты, канцелюты в составе хамниган имеют даурское происхождение[19]. Дауры известны в составе баргутов. Носители родового имени дагуур барга проживают в сомоне Цагаан-Овоо Восточного аймака Монголии[10]. В Монголии носители родовой фамилий Дагуур проживают в Улан-Баторе и аймаках Булган, Орхон, Сэлэнгэ, Хувсгел, Архангай[20]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дауры татарин Хорлогиин Чойбалсан. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хорлогийн_Чойбалсан Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 сентября, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 25 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 25 января, 2020 Quote Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Победное имя татар шло впереди монгольских войск, но со временем татары оказались истреблены, так как всегда использовались в боевом авангарде(9 часть) Автор: Василий Ушницкий Сайшиял утверждает, что татары были самым сильным племенем Монголии до возвышения Чингисхана. Аймаки, соединившиеся с татарами, тоже назывались татарами. Внутри союза татары постоянно грабили слабые племена, эксплуатировали их [Сайшиял, 2006, с.90]. В 1195 г. татары и цзиньцы (чжурчжэны) окончательно поссорились из-за добычи, награбленной во время совместного похода против монгольских аймаков. Татары мгновенно двинули войска и окружили императорскую армию. Полководец Ван Чинсэн воспользовался оплошностью татар, глухой ночью вырвался из окружения. Татар стали преследовать войска другого чжурчжэнского полководца Ван Анкуве, именно к этому времени подоспели войска союзников Цзиньской империи Ван-хана и Чингисхана. В лагере убитого ими татарского царя нашли золотую колыбель, покрывало, украшенное дорогими камнями [Сайшиял, 2006, с.91-92]. Еще два сражения дали неукротимые татары Чингисхану, сражались с ним и в лагере его противника Джамухи. В местности Далан-Нэмургес были разгромлены четыре татарских аймака. Их в бой вел вождь белых татар Алгудор. Третье сражение также происходило в этой местности. Поскольку враг был свирепым, то Чингисхан приказал войскам в случае отступления, возвращаться на место в случае контратаки, грозя смертной карой. После боя победители всех мужчин убили, женщин и детей отдали в качестве рабов и слуг семьям монголов [Указ.соч. с.100]. Татары, хоть и были противниками Чингисхана, были насильно включены в его армию и служили в качестве боевого авангарда, отчего в Европе именем татар стали обозначать монгольских воинов и племена. Победное имя татар шло впереди монгольских войск, но со временем татары оказались истреблены, поскольку в сражениях их всегда посылали вперед [Юрченко, 2006, с.32]. Это известие укрепилось в Европе еще со слов папских послов П.Карпини и Г.Рубрука, побывавших в Орде, и венгерского монаха Юлиана. Они с удивлением поведали, что татары – это не имя завоевателей, а покоренного народа. Так Г.Рубрук узнал, что татары – это было одно из племен, живших рядом с монголами и способствовавших возвышению Чингисхана, которых он «повсюду посылал вперед… и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут татары». Но в недавних частых войнах все они были перебиты» [Измайлов, Исхаков, 2007, с.170]. Удивительно, но в якутских преданиях сохранились сведения о насильном включении их предков в состав монгольского войска: «Из отрывочных и темных преданий, сохраняющихся между якутами, видно, что они когда-то будто бы жили в Барабинской степи, потом перешли к верховьям Енисея, а затем ушли за Байкал, откуда их вытеснил Чингисхан или сами они отделились от него: они составляли один из передовых отрядов, и Чингисхан всегда употреблял их, не жалея, во время сражений в дело первыми, от чего якуты в численности весьма уменьшились; предчувствуя, что, если истребление их пойдет и далее так быстро, что они все будут перебиты, они ушли на север, оставив Чингисхана и нынешнюю Забайкальскую область» [Овчинников, 1897, с.130]. И.Л.Измайлов заявляет, что внимательное чтение источников заставляет полагать, что даже сам разгром буир-нурских татар не носил такого тотального характера, как пишется в ССМ и в «Сборнике летописей». Есть сведения о тысячах, сформированных из татар, а алчи-татары занимали довольно высокое положение в клановой иерархии. Тот факт, когда имя татар, вырезанных кто был выше колеса, вдруг распространилось на всех монголов, породил ряд глубокомысленных догадок, как и когда остатки татар вдруг стали именоваться монголами. Механизм этого камуфляжа западными путешественниками и современными историками объясняется просто. Татары должны были нападать первыми, поэтому их грозное имя распространилось на все завоеванные монголами страны, так и включенные в состав монгольской армии вспомогательные подразделения из покоренных народов [Измайлов, 2011, с. 38-55]. Однако и китайские источники говорят о том, что Чингисхан и весь его народ из черных татар, что имя монгол им навязал Чингисхан, в память об уничтоженном им воинственном народе. Сведения о стране Анкара-мурен Рашид ад-Дин приводит в разделе о племени буир-нурских татар, где рассказывается о бегстве остатков татар в дельту Ангары, где она «течет в одну область, по соседству с которой находится море». Этот эпизод разные исследователи даже связывали с Ледовитым океаном. Но как объяснил А.В.Харинский, средневековые авторы ошиблись, указывая, что Ангара течет в море, вместо слова вытекает, так как Ангара берет начало из Байкала и течет в обратном направлении [Харинский, 2003, с. 106]. По предположению А.А.Семенова – автора примечаний «Сборника летописей», в данном случае речь идет о левобережных притоках Ангары, которые впадают недалеко от ее истоков, т.е. недалеко от Байкала [Примечания, с.102]. По мысли Б.Р.Зориктуева, несуразность с истоком Ангары и повествованием о племени татар возникла из-за существования промежуточной фразы, выпавшей из текста. Рассказ об обитателях Ангары был введен в раздел о татарах, чтобы рассказать об экспедиции отправленного Сорхухтани-беги в поисках серебряной страны в Приангарье [Зориктуев, 2011, с. 148]. Однако и в других источниках также можно найти сведения о местожительстве татар именно на территории Прибайкалья. Например, в «Кратких сведениях о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй Тина упоминается водный народ (Usuirgan ‘водный народ’). «Прямо на север – да-та [они племя урсутов] и меркиты, прямо на юг - сихи» [Юрченко, 2002а, с. 153]. Таким образом, урсутами называли именно татар. Как утверждает автор «Истории татар», сочинения XIII в. Ц.де Бридиа: «Выступил в землю соседнюю, прилегающую к ним со стороны востока, которая ими же называется Су-Моал, то есть водные монголы, ведь су по-татарски означает aqua (вода). Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает на латыни trahere (тащить), а тартар - trahens» (тянущий)» [Юрченко, 2002а, с. 100-101]. В сравнении в якутском языке слово тардар – означает тянуть, есть приток Лены по имени Таатта, по названию этой реки свое имя получил Таттинский улус. Этот улус происходит от рода дьохсогон (жексогон), основанного батулинским тойоном Кээрэкээн, перекочевавшего в 30-х гг. XVII в. с острова на Средней Лене в р.Таатта. В Трогирском кодексе один раз употреблен термин Tatar ‘по мнению иных, татар [по-монгольски] означает множество’. Брат Салимбене Пармский, передавая свой разговор с Иоанном де Плано Карпини, пишет: «И сказал он нам, что они называются не тартары, а таттары», и поэтому в своей хронике брат Салимбене далее использует «таттары» вместо «тартары». В книге Плано Карпини о тартарах (татарах) также говорится о том, что «су-монголы, то есть водные монголы; сами же они именовали себя тартарами по названию некой реки, которая протекает через их землю» [Юрченко, 2006, с.508]. Так, название татар, тартар связывается с племенем су-монгал или «водные монголы» [Юрченко, 2002а, с.154]. Таким образом, водные монголы и были татарами и наоборот. Бизли, приводя большой сравнительный этимологический материал по вопросу о происхождении всех обозначений племени монголов, замечает, что «к су-монголам преимущественно применялось название татар в отличие от великих монголов или монголов, собственно» [Алексеев, 2006, с.15]. Название усуту-мангун можно восстановить как водяные, речные монголы. Тем более, Рашид-ад-Дин четко говорит, что они считаются монгольским племенем, не отличаясь от них по образу жизни. Западноевропейские путешественники в своих записках отразили этническое самосознание средневековых монголов, согласно которому они состояли из трех народов: йека-монголов, су-монголов или татар и меркитов [Карпини, Рубрук, 1997, с.43]. Название «су-монгол» происходит от тюркского слова «су»-вода, присоединенного к племенному названию «монгол», что можно перевести как «водяные монголы» или иначе «монголы вод» [Карпини, Рубрук, 1997, с.383]. Прежде всего, начнем с загадочных усуту-мангунах. Схожие названия имеются и в других источниках. Следовательно, нам сначала надо разобраться в сложном переплетении сведений разных источников, историографических неточностей и локализации данных племен. В ССМ среди «лесных племен», покоренных Джучи, есть урдууты и урсуты. Таким образом, в разноязычных источниках XIII в. встречаются различные обозначения сходного этнонима в территории Прибайкалья, этимологически связанного с названием воды – суу в тюрко-монгольских языках. Возможно, все эти схожие названия племен усу-ирган или урсут, а также усухань и усы Юаньских источников, а также усуту-мангун Рашид-ад-дина относятся к обозначению одного и того же народа. Во всяком случае, во всех этих названиях имеется лексема усу, уу, относящейся к обозначению воды. Водяные (су) моголы или татары также упоминаются в работах китайских и европейских путешественников в Монголию XIII в. [Карпини, Рубрук, 1997]. В XII–XIV вв. в Южном Приангарье появляется народ, придерживающийся обычая закапывать умерших вместе с конем и коровой, в точности так, как это делали якуты в XVI–XVIII вв. Потом в конце XIV в. обитатели усть-талькинской археологической культуры в полном составе переселяются на Среднюю Лену [Николаев В.С., 2000]. По мнению В.С.Николаева, усть-талькинцы - это исторические туматы. С этим мнением не согласен А.В.Харинский, отводящий данную культуру племени усуту-мангун. По нему, имя племени усуту-мангун в сочинении Рашид-ад-Дина сравнимо с именем четырех областей «пеголошадников» – Мангу [Харинский, 2003]. Термин мангун считается вариацией этнонима мангол, предки монголов занимались охотой и рыболовством, то окружающее население по роду занятия называло их усуту-мангол, что значит «водяные монголы» [Зориктуев, 2011, с. 54]. В книге Плано Карпини о тартарах (татарах) также говорится о том, что «су-монголы, то есть водные монголы; сами же они именовали себя тартарами по названию некой реки, которая протекает через их землю» [Юрченко, 2006, с. 508]. Не исключается русское происхождение слова «моголо, монголо» от слова могила, тем более данное слово отсутствует в словаре Э.К.Пекарского. Однако по свидетельству европейских путешественников, слово моал (могол) в татарском языке обозначало землю, а монгол – означал имя жителей земли [Юрченко, 2002, с. 108]. Сяо Хун проводил опросы о прошлом монголов и узнал, что монголы - это давно истребленный народ, проживавший к северо-востоку от чжурчжэней и воевавший с империей Цзинь. Сами монголы называли себя татарами и приняли имя монгол в память об этом воинственном народе [Мункуев, 1965]. Безусловно, во взаимоотношении имен монголов и татар кроется какая-то тайна, раскрытие его пролило бы свет на истинное происхождение монголов. Возможно, именно татары Буир-Нура, потом Ангары назывались монголами, а имя татар было надэтничным, оно обозначало всех монголоязычных степняков тогдашней Монголии. Дискуссионной проблемой является наличие приангарских татар. Помимо Рашид-ад-Дина [Рашид-ад-Дин, 1952] о группировке татар на Ангаре свидетельствует Абульгази – автор XVII в. [Абульгази, 1906], пользовавшийся и другими древними источниками. По его свидетельству, приангарские татары, они же алакчины, славились своими серебряными изделиями. Это тем более интересно, что в раннюю эпоху, в VII в. н.э., в китайских источниках упоминаются бома. Тюркским эквивалентом их названия было слово ала [Зуев, 1962, с.108–116]. По А.В.Харинскому, имя племени усуту-мангун сравнимо с именем четырех их областей – Мангу [Харинский, 2003]. В интерпретации Ю.А.Зуева название области Мангу превращается в Мюнггю – обозначения «серебра» в тюркских языках. Это название уже близко к имени крупнейшего якутского улуса Мэнгэ, которое воспроизводится от близкого слова - мэнгэ ‘вечный’. Рашид ад-Дин, характеризуя область Ангары, где проживали усуту-мангуны, пишет: «Повсюду там серебро» [Зуев, 2002, с.135]. Усуту-мангунов Б.З.Нанзатов и другие авторы отождествляют с монгольским племенем мангытов [Нанзатов, 2008, с.397]. Если следовать этому предположению, то Прибайкалье может являться прародиной еще одного большого народа ногайцев-мангытов. Однако усуту-мангуны - жители Приангарья - и мангыты – монгольское племя - являлись племенами различной этнической принадлежности. Если внимательно прочитать русский перевод труда Рашид-ад-Дина, то вроде бы получается, что усуту-мангуны – это отдельное монгольское племя, проживавшее далее по Ангаре вслед за четырьмя областями серебряной страны и «пеголошадников». Получившее широкую известность в историографии имя алакчинов появилось от компилятивной работы Абульгази (автор XVII в.), где обитатели Ангары впервые получили имя алакчинов [Абульгази, 1906]. Но данная его гипотеза является явным заимствованием из сочинения Рашид-ад-Дина, упоминающего о четырех областях «пеголошадников». Согласно сочинению Абульгази, довольно много родов татар в XIII в. жило на Ангаре. В устье реки на берегу моря стоял большой город; вокруг него было много селений, стада и табуны пасущегося скота были многочисленны. Этот город они называли Алакчин. Близ него были серебряные рудники; у его жителей котлы, чашки, блюда были сделаны из серебра [Абульгази, 1906, с.40]. Из описания четырех областей «пеголошадников» вытекает, что жители Ангары были оседлой народностью, а не кочевым племенем. Этноним алакчин явно связан с названием племени алчи-татар, в женском роде будет алчин-алакчин. Следовательно, именно алчи-татары проживали в легендарной стране Алакчин – расположенной в Приангарье. Отсюда можно выразить скепсис по поводу преемственности между бома-алатами и более поздними алакчинами и также булагатами. https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:8055 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 25 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 25 января, 2020 Quote в «Кратких сведениях о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй Тина упоминается водный народ (Usuirgan ‘водный народ’). «Прямо на север – да-та [они племя урсутов] и меркиты, прямо на юг - сихи» [Юрченко, 2002а, с. 153]. Таким образом, урсутами называли именно татар. Оросуды тоже татары? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 25 января, 2020 Поделиться Опубликовано 25 января, 2020 1 час назад, Steppe Man сказал: Оросуды тоже татары? Согласно ССМ в переводе Козина это русские.... селяви Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 25 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 25 января, 2020 27 minutes ago, башгирд said: Согласно ССМ в переводе Козина это русские.... селяви Quote § 262. Basa Subeetai-Baaturi: umereši—Kaŋlin, Kibčaut, Baĵiğit, Orosut, Maĵarat, Asut, Sasut, Serkesut, Kešimir, Bolar, Lalat—ede harban nikan aimaq qarin irķen-tur ķurtele, Idil ĵayaq usutan muret ketulun, Kiwamen kermen balağasun-tur ķurtele — Subeetai-Baaturi ayalaulba. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 25 января, 2020 Поделиться Опубликовано 25 января, 2020 2 часа назад, Steppe Man сказал: Оросуды тоже татары? Беда в том что - Вода у монголов и тюрков звучит похоже, у тюрков только нет спереди буквы - У. Для европейцев это почти непреодолимая тонкость. Отсюда и вся проблема с Су - монголами, которые были на самом деле - Усу - монголами, водяными монголами, или татарами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 26 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2020 10 hours ago, mechenosec said: Беда в том что - Вода у монголов и тюрков звучит похоже, у тюрков только нет спереди буквы - У. Для европейцев это почти непреодолимая тонкость. Отсюда и вся проблема с Су - монголами, которые были на самом деле - Усу - монголами, водяными монголами, или татарами. Я не встречал монгольский термин гол-река в оригинале ССМ.Там горхи( ğoroqan),мөрөн(muren ) и усун(usun ).Это говорит о том,что язык ССМ -один из диалектов монгольского. мурен или мөрөн в сов.монгольском очень большая река.По сов.монгольски только Селенгу можно назвать муренам.В ССМ Туул,Онон.Керулен называются муренами.Туула мурен ,Онон мурен,.. Горхи -маленькая речка в сов.монг.А усун или усан переводится с монгольского как водяной.В ССМ есть местности Ариг Усун,Сохог Усун,Хачир Усун. Видимо термин усун по языку ССМ-речной местность. Как говорил АКБ ,что в казахском есть слово озен-река. Монгольское усун и казахское озен одно слово? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 26 января, 2020 Поделиться Опубликовано 26 января, 2020 11 часов назад, mechenosec сказал: Су - монголами, которые были на самом деле - Усу - монголами, водяными монголами, или татарами. 5657 су— „войско”. Махмуд ал-Кашгарй Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 26 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2020 16 minutes ago, башгирд said: 5657 су— „войско”. Махмуд ал-Кашгарй И слово бандан тоже монголизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 26 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2020 су-сунгах монг. /тянуть,протягивать/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 26 января, 2020 Поделиться Опубликовано 26 января, 2020 11 минут назад, Steppe Man сказал: су-сунгах монг. /тянуть,протягивать/ 5874 [сӳ] — [„повиноваться, подчиняться”; „присылать”] Махмуд ал-Кашгарй 1су 1) — вода 2) — река, ручей 2сӯ = 1су 1) — вода 2) — болезнь у верблюдов 3) — река 3су — (употребляется только во множественном числе) сулар — время, граница ахшам суларында — под вечер 4су — страна 5сӯ = саҕ, сау 1) — здоровый 2) — трезвый 6сӯ — охлаждаться, делаться холодным 1суа = 6сӯ 2су'а — мазать, натирать «Опыт словаря тюркских наречий» В. В. Радлов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 26 января, 2020 Поделиться Опубликовано 26 января, 2020 4 часа назад, Steppe Man сказал: Я не встречал монгольский термин гол-река в оригинале ССМ.Там горхи( ğoroqan),мөрөн(muren ) и усун(usun ).Это говорит о том,что язык ССМ -один из диалектов монгольского. мурен или мөрөн в сов.монгольском очень большая река.По сов.монгольски только Селенгу можно назвать муренам.В ССМ Туул,Онон.Керулен называются муренами.Туула мурен ,Онон мурен,.. Горхи -маленькая речка в сов.монг.А усун или усан переводится с монгольского как водяной.В ССМ есть местности Ариг Усун,Сохог Усун,Хачир Усун. Видимо термин усун по языку ССМ-речной местность. "Гол" - речная долина: Худайн гол - долина реки Куда, Эргунэ гол - долина реки Аргунь. (Эргунэ-кон --- фактически Эргунэ-гол, РАД неточно перевел, вернее предположил по описанию местности). Иногда "гол" называют и русло реки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 26 января, 2020 Поделиться Опубликовано 26 января, 2020 Абулгази утверждает, что название племени произошло от имени предка - Татар-хана жужаней: Аланча-Хан имел двух сынов близнецов, из которых один назывался Татар 19, а другой Могул, или лучше сказать, Мунгл, которым он разделил свои земли, когда себя увидел при кончине своей жизни 20. 18. Все Татары говорят, что они произошли от Турка большого сына Иафетова. И как они думают, что Иафет прежде своей смерти определил его быть главным над всею своею фамилиею, что ему и надлежало некоторым способом как большому сыну; того ради величают они себя благороднейшими, нежели других народов соседных, про которых думают, что они произошли от других сынов Иафетовых. По крайней мере, сие есть подлинно, что они всегда назывались Турками, и несли сие имя по самое то время, как Чингис-Хан подверг все поколения сего народа под свою державу; тогда нечувствительно имя Турков пропало у них, и стали они называться Татарами, под которым именем и мы их знаем ныне. 19. От сего то владельца Татарское поколение взяло свое имя, а не от реки называемые Тата, как многие Истории говорят: понеже совершенно ведомо есть ныне, что нет реки во всем Азийском Норде, которая бы так называлась. Здесь же объясняется почему РАД и другие монголоязычных называют тюрками - по имени одного из предков Турка (Тюрка). Тюрки - надплеменное название татар, монголов, найманов, меркитов, кереитов и т.д. Это гораздо раньше тюркютов и турков-сельджуков, от которых произошло название тюркоязычных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 26 января, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2020 Quote Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен. Quote “Шинэ Юань улсын түүх”-д, Татар, Ойрад, Бүргүд, Буриад нар цөм “Цагаан Татар” мөн гэж бичсэн байна. В истории Нового Юаня- татар, ойратов, баргудов/буркут? /и бурят также называют белыми татарами. Также японский ученый Эниам Чангву в своей книге «Монголия и монголы» писал, что киданский народ является смешанной этнической группой Монголии. Татары-баркуй это баргуты или буркуты? В нашем Засагтханском аймаке есть барга-халхи ,которые отличаются от Буйрнурских баргутов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 27 января, 2020 Поделиться Опубликовано 27 января, 2020 19 часов назад, Steppe Man сказал: Татары-баркуй это баргуты или буркуты? В нашем Засагтханском аймаке есть барга-халхи ,которые отличаются от Буйрнурских баргутов. В монгольском шежире не фигурируют баргуты? Которая от Марал Гоа и Борте Чинэ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться