Kamal Опубликовано 16 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2018 7 hours ago, АксКерБорж said: Что получается? Северный и восточный виды головного убора назывались "жаулык", потому что они состояли только из одного элемента, собственного из "ак жаулыка"? А юго-восточный и южный наверное в виду их подчеркнутой пышности состояли из двух элементов, из самого жаулыка и отдельно кимешека? Один из которых был белым платком, а второй навершием, тюрбаном? Может быть отсюда на юге существует 2 названия, жаулык и кимешек? По поводу кимешека http://ww.stanradar.com/news/full/10972-40-elementov-kyrgyzskoj-kultury-12-elechek-golovnoj-ubor-zamuzhnih-zhenschin.html Quote Слово кимишек (у қазақов и каракалпаков), возможно, это сокращение от «кийим элечек» – по крайней мере, так называли кыргызы элечек қазақских женщин. Другой женский головной убор каракалпаков дает возможное объяснение одной из деталей элечека. У каракалпаков женщины на тюбетейке носят «попек» - дополнительное украшение в виде кистевого шарика или кисти – причем незамужние девушки и девочки носят попек на левой стороне, а замужние - на правой стороне тюбетейки. Залью несколько вариантов из старинных фото каракалпачек: кстати, "жаулык" по-каракалпакски все же называется "орамал", хотя бабушка иногда говорила "жаулык". А "киймешек" как дополнительный элемент обязателен при замужестве, потом носили изредка, возможно по праздникам. То есть, по-моему мнению, и орамал (жаулык), и киймешек (нагрудник) - звено одной цепи, причем киймешек придает только торжественность женскому наряду. Один экземпляр каракалпакского киймешека хранится в московском музее искусства народов Востока, вот этот: http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1536-odezhda-karakalpakov.html Quote Обычным головным убором девушек и женщин был орамал — длинный кусок ткани, повязываемый на тюбетейку в виде чалмы. Способ повязки орамала имел локальные различия в разных районах. Орамал у пожилых женщин всегда был белый в отличие от ярких (главным образом красных) повязок молодых женщин. Лячак, распространенный у многих народов Средней Азии, каракалпакские старухи 'не носили. Красная шелковая турме, надевавшаяся поверх орамала (тоже в виде чалмы), считалась праздничным головным убором. Сейчас турме уже совсем не носят, а орамал повязывают в виде чалмы только пожилые женщины. Молодежь носит обычные платки, косынки и тюбетейки. Поверх турме, орамала или саукеле раньше надевали на голову и плечи жегде—халат-накидку, напоминающую по покрою узбекскую паранджу и туркменский халатик чырпы. Характерной чертой ее являются ложные рукава, очень длинные, закидываемые за спину, где они связываются специальными завязками. Для продевания кистей руки на уровне груди в полах жегде, как и в парандже, делают вертикальные прорезы. Ворот жегде обычно украшается вышивкой и шелковыми кистями, при этом на красных алачевых жегде встречается вышивка, швом и орнаментом напоминающая вышивку кимешека. Красные в полоску шелковые жегде (жипек жегде) входили в состав приданого девушки. Носили жегде с 15-летнего возраста, но в 35—40 лет надевали уже не красное, а белое ац жегде, с особой вышивкой — крестом и гладью. Бывали очень нарядные, сплошь расшитые ак жегде. Старухи же носили ак жегде без вышивки. В отличие от узбекской паранджи, жегде не сочеталось у каракалпаков с чачваном или другим закрывающим лицо покрывалом — каракалпачки никогда не закрывали лица. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 11 часов назад, Kamal сказал: По поводу кимешека "жаулык" по-каракалпакски все же называется "орамал", хотя бабушка иногда говорила "жаулык". А "киймешек" как дополнительный элемент обязателен при замужестве. То есть, по-моему мнению, и орамал (жаулык), и киймешек (нагрудник) - звено одной цепи, причем киймешек придает только торжественность женскому наряду. Ув. Kamal, ваши слова только подстегнули меня идти дальше в этом направлении. Единственное отличие, у вас кимешек это нижняя дополнительная часть жаулыка/платка, нагрудник, а в моей версии кимешек это верхняя дополнительная часть жаулыка/платка, а в представлении казахов южной половины страны (думаю ошибочное), что кимешек это сам жаулык/платок. Кимешек – самый подходящий глагол в казахском языке в качестве словообразовательного это "кию" (надевать), кимешек - букв. накидка. Думаю это и есть верхняя часть у некоторых видов этого головного убора, например, кыргызского элечека, южноказахского и юго-западноказахского кимешека, то есть не сам платок вокруг головы, лица, а его навершие в виде тюрбана, чалмы из длинной ткани, обматываемой вокруг и сверху жаулыка. Жаулык – самый подходящий (?) глагол в казахском языке в качестве словообразовательного это "жабу" (прикрывать [лицо]). Думаю это и есть сам белый платок надеваемый на голову с оставленным открытым лицом. Информация о конструкции кыргызского элечек подтверждает мою версию: "... Элечек - это женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком (АКБ у меня это жаулык); поверх всего - чалма из белой материи (АКБ: у меня это кимешек)." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 21 minutes ago, АксКерБорж said: Ув. Kamal, ваши слова только подстегнули меня идти дальше в этом направлении. Единственное отличие, у вас кимешек это нижняя дополнительная часть жаулыка/платка, нагрудник, а в моей версии кимешек это верхняя дополнительная часть жаулыка/платка, а в представлении казахов южной половины страны (думаю ошибочное), что кимешек это сам жаулык/платок. Да, как я писал, киймешек дополнительный элемент. К тому же, он был един для всех групп каракалпаков, лишь различаясь в узорах. А в остальном, сам платок назывался - орамал, жаулык, салле - наверное, в зависимости от местного говора (районов). К слову, в начале 20 века у каракалпаков еще не было более или менее единого языка, все было на уровне родоплеменного деления и язык южных каракалпаков сильно отличался от языка центральных, северных или юго-западных групп. Quote Кимешек — ритуальная одежда — вышивалась девушкой перед свадьбой в доме отца, а надевалась впервые в день приезда в аул будущего мужа, знаменуя этот переломный момент в ее жизни. Кимешек надевали на невесту женщины из аула жениха перед входом в его юрту. Готовя приданое, невеста, кроме красного кимешека для себя, должна была вышить и второй —белый кимешек— для матери своего жениха. Белые кимешеки делали из хлопчатобумажной ткани и вышивали крестом, причем орнамент часто располагался на их нагрудной части не горизонтальными, а вертикальными полосами. Белые кемешеки пожилых женщин среди семейных реликвий сейчас найти еще труднее, чем красные, которые хранятся с дней молодости у большинства пожилых женщин; еще в первые годы Советской власти они бытовали повсеместно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 15.06.2018 в 13:29, АксКерБорж сказал: И еще этого же типа. На фото казахи Павлодара и Омска: А здесь в жаулыке моя нагашы бабушка: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Наурыз в Павлодаре апашка в кимешеке Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Тоже Павлодар Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 8 минут назад, Аrсен сказал: Наурыз в Павлодаре апашка в кимешеке 6 минут назад, Аrсен сказал: Тоже Павлодар Всем и каждому понятно, что это самый обычный новодел как и с ханскими шляпами и халатами, основанный на постоянно транслируемой информации зомбоящика. На твоих фотках по своим формам самый типичный кыргызский элечек и южно-казахский кимешек. Нельзя никогда судить по новоделу и искусственным бутафориям и реконструкциям. Если следовать твоему примеру поиска по объявлениям, рекламе и ценникам на просторах интернета, то окажется что халха монголки носят татарский боктаг-гугу-бокка. Надо судить по старинным фотографиям нашего края какой жаулык характерен для севера. Кстати на нижней фотке мама моего одноклассника и мы лично знаем друг друга. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 2 минуты назад, АксКерБорж сказал: Всем и каждому понятно, что это самый обычный новодел как и с ханскими шляпами и халатами, основанный на постоянно транслируемой информации зомбоящика. На твоих фотках по своим формам самый типичный кыргызский элечек и южно-казахский кимешек. Надо судить по старинным фотографиям нашего края какой жаулык характерен для севера. Кстати на нижней фотке мама моего одноклассника. И вы считаете, что они не знают как правильно носить кимешек? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 4 минуты назад, Аrсен сказал: И вы считаете, что они не знают как правильно носить кимешек? Конечно не знают. Потому что жаулык в наших краях женщины не носят уже почти 100 лет. Последние были в первой четверти 20 века. Уверен что и у вас на юге так же. Историю, этнографию и даже краеведение им тоже незнакомо. Вся инфа черпается всеми из ТВ и с недавних пор из интернета, где долгие годы господствует все южное - культура, традиции, люди и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 6 минут назад, Аrсен сказал: И вы считаете, что они не знают как правильно носить кимешек? Напрасно ты раз за разом повторяешь кимешек, кимешек и нарочито игнорируешь название жаулык. С ув.Kamal'ом почти выяснили, что кимешек это набалдашник жаулыка (характерного платка), характерный для Кыргызстана, юга и юго-запада Казахстана. Поэтому головной убор правильнее называть жаулык. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Думаю все таки кимешек это: Ак жаулык - это одеваемый платок поверх кимешека Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 4 минуты назад, Аrсен сказал: Давно читал эту статью в интернете, ерунда полная. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 3 минуты назад, АксКерБорж сказал: Давно читал эту статью в интернете, ерунда полная. Ваши доводы не ерунда? Можете привести конкретные ссылки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Костюмы замужних казашек (Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Богатые казашки в дорожных костюмах (Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Замужняя казашка в национальном костюме (Алтай, Н.А. Ермолин, кон.XIX в.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 Замужние казашки в национальном головном уборе ("Туркестанский альбом", рис. В.В.Верещагина) С появлением первенца или, достигнув возраста 25-30 лет, женщина надевала головной убор замужней женщины, который не снимала до старости. Такие головные уборы имели территориальные различия, но всегда шились из белой ткани. На большей части Казахстана замужние женщины носили кимешек, который плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 15 минут назад, Аrсен сказал: Костюмы замужних казашек (Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.) Как известно, в альбоме С.М. Дудина (19 век) есть фотографии не только из Семиречья, но и из востока и северо-востока страны, а также из Кыргызстана и Средней Азии. Думаю натыбренные тобой фотки из северо-востока или востока. Вот если бы дал точную ссылку, то было бы другое дело. Вот эта фотография Самуила Дудина висит в интернете с подписью "Северо-восточный Казахстан, 1899 год": Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 4 минуты назад, Аrсен сказал: Замужние казашки в национальном головном уборе ("Туркестанский альбом", рис. В.В.Верещагина) Все верно, это юго-западный тип жаулыка с тюрбаном наверху. О нем у меня в начале темы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 7 минут назад, Аrсен сказал: Замужняя казашка в национальном костюме (Алтай, Н.А. Ермолин, кон.XIX в.) Этот вид жаулыка я уже заливал на первой странице темы, это чисто восточный, "наймано-керейский" тип жаулыка. Без кимешека (тюрбана). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 6 минут назад, Аrсен сказал: Думаю все таки кимешек это: Ак жаулык - это одеваемый платок поверх кимешека Жаулык одевался поверх головы, а не поверх какого-то головного убора. Важная деталь! Надо учитывать то, что название кимешек на севере неизвестно (думаю на востоке тоже), но известно на юге и юго-западе. Поэтому эту недостающую деталь на жаулыках северного и восточного типа надо искать на жаулыках южного и юго-западного типов. Получается, что: Жаулык - это сам белый платок, сшитый так, что остается только проем для лица; Кимешек - это своего рода тюрбан наматываемый на юге и юго-западе поверх жаулыка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 4 минуты назад, АксКерБорж сказал: Как известно, в альбоме С.М. Дудина (19 век) есть фотографии не только из Семиречья, но и из востока и северо-востока страны. Думаю натыбренные тобой фотки оттуда. Вот если бы дал точную ссылку, то было бы другое дело. Вы сами давайте ссылки на ваши фотки сперва, потом просите у других. Гляньте сам заливает, что хочет без ссылок у других требует! Это фото Дудина с его заметкой! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2018 1 минуту назад, АксКерБорж сказал: Жаулык одевался поверх головы, а не поверх какого-то головного убора. Важная деталь! Надо учитывать то, что название кимешек на севере неизвестно (думаю на востоке тоже), но известно на юге и юго-западе. Поэтому эту недостающую деталь на жаулыках северного и восточного типа надо искать на жаулыках южного и юго-западного типов. Получается, что: Жаулык - это сам белый платок, сшитый так, что остается только проем для лица; Кимешек - это своего рода тюрбан наматываемый на юге и юго-западе поверх жаулыка. Ссылки где? Это всего лишь ваше утверждение... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться