Перейти к содержанию
Ашина Шэни

Генеалогия правителей Онгутов

Рекомендуемые сообщения

11 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Как раз таки весьма удачный: китайский прекрасно показывает нам, насколько может поменяться фонетика языка.

Я не об изменениях фонетики того или иного языка веду речь. Вопрос намного уже, не о фонетике вообще, а о йоканье-джоканье.

11 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Поэтому ничего удивительного в том, что у нынешних монголов нет джоканья.

У них вроде бы нет ни того, ни другого, потому что это не характерное и незнакомое их языкам явление.

На вскидку, калмыки, буряты и халхасцы не говорят Япония-Жапония, ящик-жащик, есөн-жесөн (9), жаран-йаран (60) и т.п., как это у нас в тюркских языках обычное явление.

11 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Что же до "чисто тюркского феномена", жду от вас цитат филологов что это действительно так. Не вижу причин, по которым другие народы не могут йокать и джокать.

Пожалуйста, приведите тогда примеры в каких языках это есть еще.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 hours ago, АксКерБорж said:

На вскидку, калмыки, буряты и халхасцы не говорят Япония-Жапония, ящик-жащик, есөн-жесөн (9), жаран-йаран (60) и т.п., как это у нас в тюркских языках обычное явление.

Пожалуйста, приведите тогда примеры в каких языках это есть еще.

Моя позиция: у монголов такое явление раньше было, но оказалось утраченным со временем. Точно так же как китайские слоги со временем утратили все согласные в конце, кроме н. Здесь видимо у монголов произошел фонетический переход с дж/й на з: например среднемонгольское джарлиг/йарлиг у них теперь звучит как зарлиг. 

Примеров в других языках я к сожалению не знаю. Впрочем, "чисто тюркский феномен" это ваше заявление, а значит и бремя доказательств тут лежит на вас. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

АКБ знает все о монголах. ))) 

Монголы таки йокают, правда не все западные буряты эхириты потомки средневековых икиресов вполне себе йокают. 

зургаан-йоргоон, жил-ел, жалга-елга, жаргал-ергал. Рядом с ними из тюрков только якуты были, но они по-моему не йокали. 

Да в Юаньши джалаиров записал как ялаир. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 hours ago, АксКерБорж said:

У них вроде бы нет ни того, ни другого, потому что это не характерное и незнакомое их языкам явление.

АКБ, мне видимо теперь придется всякий раз у вас требовать цитаты что "у монголов современных чего-то там нет". Потому что это уже не первый раз когда вы делаете заявления "у современных монголов нет того и сего", а потом выясняется благополучно что у них все это есть:

32 minutes ago, reicheOnkel said:

АКБ знает все о монголах. ))) 

Монголы таки йокают, правда не все западные буряты эхириты потомки средневековых икиресов вполне себе йокают. 

зургаан-йоргоон, жил-ел, жалга-елга, жаргал-ергал. Рядом с ними из тюрков только якуты были, но они по-моему не йокали. 

Да в Юаньши джалаиров записал как ялаир. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, Ашина Шэни said:

“Эта святая книга четырех Евангелий была завершена в 1609 году греков (т.е. 1298 году), в девятый месяц адар (март), в воскресенье гимна восхищению (четвертое вокресенье поста)… Она написана была с превеликими усилиями и прилежанием для праведной Сары Верующей, по имени Араоль, знаменитой среди королев, сестры прославленного среди бойцов и героя среди воинов, Георгия, великого короля христиан, также зовущегося Гаотан ван, короля Онгутов”.

из сирийского ватиканского манускрипта 622 - хризографического манускрипта, написанного для онгутской принцессы Араоль

[Borbone, Pier. Some Aspects of Turco-Mongol Christianity in the Light of Literary and Epigraphic Syriac Sources //Journal of Assyrain Academic Studies, Vol. 19, no. 2, 2005 - p.18]

оригинал манускрипта

yaCwkhf8Cr0.jpg

Любопытный манускрипт. Предполагается, что набожная принцесса Араоль заказала его у христианских священников, те его заготовили где то в Месопотамии. Борбоне пишет нам, что хризографические манускрипты делали, чтобы торжественно читать и использовать во время крупных религиозных церемоний. Добавляет, что Араоль видимо насмотрелась на всякие буддийские сутры, писанные золотыми чернилами, и ей захотелось чего то похожего.

Полная публикация текста у того же Борбоне, но увы на итальянском.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Об Араоль: она была второй дочерью онгутского хана Айбуки и сестрой его преемника Георгия/Коркыза. Она стала женой монгольского принца Алтан Буки, бывшего сыном Мангалы, внука императора Хубилая. Ее христианское имя было Сара.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Momyn said:

Не ужели имя Сара нынешних казашек отклик тех времен или общеавраамическое.

Общеавраамическое. Это и еврейское, и христианское, и мусульманское женское имя. Мою праапашку тоже звали Сара (умерла недавно дожив до 90 с лишним, иманды болсын).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Ашина Шэни сказал:

Общеавраамическое. Это и еврейское, и христианское, и мусульманское женское имя. Мою праапашку тоже звали Сара (умерла недавно дожив до 90 с лишним, иманды болсын).

Довольно таки распространенное имя, причина думаю созвучие с казахским Сары - светлая, белая. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо @Ашина Шэни за ценную информацию. О гипотетической связи Шато/Онгутов/Белых Татар и казахского рода Жагалбайлы подробнее тут: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.02.2017 в 21:59, Ашина Шэни сказал:

 

Трудно не усмотреть некой параллели между именами онгутских принцев Айбуки и Кюнбуки и сыновей мифического Огуз-хана: Ай-хана и Кюн-хана

https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/frametext3.htm

Возможно оригинальную частицу "бука" убрали у сыновей Огуза в рамках отречения от тенгри-несторианской веры предков и перехода в ислам.

Тем не менее, просматривается общий тюркский "тенгри-несторианский" корень Онгутов, Кайи-Канглы, Баят и в целом ранних Огузов. 

К слову, в генеалогии Османа таки проскочил один предок по имени Кызыл-бука. https://en.wikipedia.org/wiki/Gündüz_Alp

P.S. Но совпадения на этом не заканчиваются: имя отца Алакуш - тегина переводится как " пестрый сокол", а у детей Кюн-хана (по РАДу) или лишь у Кайи (по Абу-л Гази) онгоном был "белый сокол" или "кречет", соответственно. У двух сыновей Гёк-хана также онгон сокол: у Байандур - белый сокол (по Абульгази), у Беджене - пестрый сокол.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Возможно ранние Османы были тенгри-несторианцами: https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=476634

Возможно Кайи (сын Кюн-хана и туркменское племя) - ветвь тюрков Канглы, среди которых было много несторианцев: https://eurasica.ru/forums/topic/41-каи/?do=findComment&comment=476640

Ранние Сельджуки скорее всего были несторианцами: https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=474677

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Солнце и Луна - это "два Светлых Дворца" согласно древнеуйгурской манихейской Хуастванифт, т.е. манихейские святыни. Они же кстати и лодки, корабли, т.е. с ними связаны названия кимак, кипчак, конырат и наверное даже сельджук и салчиут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Солнце и Луна - это "два Светлых Дворца" согласно древнеуйгурской манихейской Хуастванифт, т.е. манихейские святыни. Они же кстати и лодки, корабли, т.е. с ними связаны названия кимак, кипчак, конырат и наверное даже сельджук и салчиут.

Так онгуты были несторианцами, по крайней мере с 11 века. Сельджуки ранние тоже скорее всего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.01.2025 в 12:05, Бозбет Шыны сказал:

Трудно не усмотреть некой параллели между именами онгутских принцев Айбуки и Кюнбуки и сыновей мифического Огуз-хана: Ай-хана и Кюн-хана

https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/frametext3.htm

Возможно оригинальную частицу "бука" убрали у сыновей Огуза в рамках отречения от тенгри-несторианской веры предков и перехода в ислам.

Тем не менее, просматривается общий тюркский "тенгри-несторианский" корень Онгутов, Кайи-Канглы, Баят и в целом ранних Огузов. 

К слову, в генеалогии Османа таки проскочил один предок по имени Кызыл-бука. https://en.wikipedia.org/wiki/Gündüz_Alp

P.S. Но совпадения на этом не заканчиваются: имя отца Алакуш - тегина переводится как " пестрый сокол", а у детей Кюн-хана (по РАДу) или лишь у Кайи (по Абу-л Гази) онгоном был "белый сокол" или "кречет", соответственно. У двух сыновей Гёк-хана также онгон сокол: у Байандур - белый сокол (по Абульгази), у Беджене - пестрый сокол.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Возможно ранние Османы были тенгри-несторианцами: https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=476634

Возможно Кайи (сын Кюн-хана и туркменское племя) - ветвь тюрков Канглы, среди которых было много несторианцев: https://eurasica.ru/forums/topic/41-каи/?do=findComment&comment=476640

Ранние Сельджуки скорее всего были несторианцами: https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=474677

Любопытно, что в Огуз-наме со страной Хитай ассоциируется лишь племя Ягма (Япарлы), но не Карлук и не Чигиль (которых легче связать с Онгутами через Шато и/или несторианство). Полагаю, что Карлуки в мусульманской среде Огузов претерпели "ребрендинг", встроившись в генеалогию мифического Огуз-хана. А Чигили просто считались "тюрками неверными" или "всеми тюрками к востоку от Джейхуна" по Кашгари.

4. Япарлы 126, т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма 127.

Когда во время [одного] сожжения он допустил ошибку, [Огуз] был вынужден наказать его. Существовал суровый ветер, который дул со стороны Хитая (Китая). Этот ветер, который именовался Сам  128 Сюйрек , очень беспокоил [людей]. Ему (Ягме) сказали: «Ты садись на месте, откуда дует этот ветер, и перекрой его отдушину. Этим преследовалась цель его гибели и поэтому его и послали туда. [В настоящее время в этой стране туркменов из его рода нет. Они живут только в стране Хитаи] 129. [Его рода] тамга: онгон — орел 130, доля мяса — передняя правая лопатка.

127 Племя Ягма обитало по-соседству с карлуками и чигилями на землях современной Киргизии и вместе с этими племенами стало именоваться киргизами.

https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/frametext3.htm

Впрочем не следует забывать и слов Кашгари о Чигилях в понимании Огузов:

Цитата

По сообщению Махмуда Кашири, гузы (огузы) называли всех тюрок к востоку от Джейхуна (возможно, Сыр-Дарья, хотя по мнению В.В. Бартольда, здесь следует видеть Аму-Дарью) чигилями. Сам же Махмуд Кашгари, объясняет «то значение, которое получило у огузов слово чигиль только тем, что город Чигиль, где жила одна из ветвей этого народа, находился близ Тараза, то есть современного Аулие-Ата (ныне Тараз), и что с этим городом рано ознакомились огузы, как одним из самых западных восточно-турецких городов. Две другие ветви чигилей жили в деревнях близ Кашгара и в долине реки Или, в местности около города Куяса».

Также история Карлуков претерпела известную бифуркацию в конце 9 века:

Цитата

Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов. Правитель Самарканда объявил «священную войну». В конце IX века Саманиды захватили Испиджаб, напали на Тараз. После длительной осады город пал, население приняло ислам[8]. Ставка кагана перенеслась из Тараза в Кашгар[3][7].

История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана — чигилями и ягма — и Карлукский каганат перестал существовать[7][8].

Карлукский ябгу создал здесь свое государство, положившее основу для рождения Караханидского каганата.[13]

О связи племени Кайи (Кайы) с Карлуками и/или Канглы: https://eurasica.ru/forums/topic/41-каи/?do=findComment&comment=476714

Вехи падения несторианства: https://eurasica.ru/forums/topic/6243-несторианство-в-китае-и-центральной-азии/?do=findComment&comment=476277

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Так онгуты были несторианцами, по крайней мере с 11 века. Сельджуки ранние тоже скорее всего.

Я писал о том, что Күн (Солнце) и Ай (Луна) - самые главные манихейские святыни, "Два Светлых Дворца" согласно древнеуйгурской манихейской Хуастванифт, ибо манихейство - учение Света. Государственной религией Уйгурского каганата (государства токуз-огузов) было как раз манихейство и солярный символ сокола как полиэтноним Уйгурского каганата тоже внедрил манихейский адепт Богук.

Т.е. не думаю что Күн (Солнце) и Ай (Луна) связаны с несторианством, которое тоже конечно исповедывали номады. 

Религии были разные, менялись с течением времени и само манихейство (религия "хамелеон") имело особенность мимикрировать под разные верования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...