Лимфоцит Опубликовано 22 февраля Поделиться Опубликовано 22 февраля 1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал: Аргументов вы конечно никаких не приведете. Сплошное голословие. Какая вам аргументация нужна ? Читайте источники Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 22 февраля Поделиться Опубликовано 22 февраля 2 минуты назад, Лимфоцит сказал: Какая вам аргументация нужна ? Читайте источники Как я и думал - ноль аргументации. Разговор окончен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 22 февраля Поделиться Опубликовано 22 февраля 10 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Итак, мы напали на след Огуз хана, человека из крови и плоти, последователя гок-тюрков, жившего в сер. 6 века! Перечислим всё, что мы знаем или почти знаем о его происхождении: 1) Он был внуком Диб Ябгу (Йавку, Бакуи). Очевидно это правитель некого эля в Западно-тюркском каганате (Иль Улугу по Абулгази). По родословной Диб Ябгу был сыном Могула или самим Могулом (Алинджа, Абулджа), внуком Тюрка. 2) Могул по Абу-л-гази был дедом Огуза. Однако могулами персы называли тюрков, живших за Аму-Дарьей: см. выше. 3) Отец Огуза - Кара-хан aka Ай-каган. Здесь я реконструирую его имя как "лунный бык" или "лунный як" (ай котуз) или типа того. Очевидно его имя связано с тамгой западно-тюркских шахов (рога быка+луна). 4) По описанию турфанской легенды Огуз был гибридом (ноги быка и тд.). Возможно это указывает на его смешанное происхождение. О матери Огуза ничего неизвестно. Возможно полное имя - Котуз Огуз (см. уйгурскую сказку)? У монгол есть гибриды яка и коровы "лунный хаймак" и "солнечный хаймак". 5) Мог ли Огуз быть сыном Котура (Котуза) из легенды Джувейни об уйгурском Буку-хане? 6) Огуз был современником Кадыр Касара. Имхо их имена оказались спустя 200 лет в списке лидеров токуз-огузских племен (на заре Уйгурского Каганата) 7) Ссора Огуза со своими родственниками вероятно описывает развал единого Тюркского каганата и междоусобицу в нач. 7 века. В начале VII века (603 год) Тюркский каганат в результате междоусобных войн и войн со своими соседями распался на Западный и Восточный каганаты. От ЗТК также отделился Хазарский каганат. Сравним Огуз хана и Кадыр Касара: Огуз Хан Кадыр Касар Дошёл до Волги в сер. 6 века, идя вслед за гок-тюрками (турфанская легенда) Жил во 2-й пол. VI века Вероятно впервые упомянут в книге 6 века, принадлжеащей визирю сасанидского правителя Ануширавана, Бузург-Мехрую (переведена с тюркского) Упомянутый в двух средневековых уйгурских эпитафиях (Тэсинская и Терхинская стелы, VIII век) Потомок Тюрка, внук (западнотюркского?) Ябгу/ Иль Улугу Вероятно, именно его фигура отражена в более поздних легендах о происхождении хазар от Хазара — внука Иафета. Хазар и Тюрк - внуки Яфета (см. например Бартольда) Вместе с вождём Беди Берсилом (правитель берсил?) погиб во время междоусобиц, охвативших Тюркский каганат после смерти его основателя — кагана Бумына (552 год). Вы Огуз-хана путаете и смешиваете его данные с его почти тезкой Угузом. То что монголы - старший род потомков Турка, однако, казахи говорили Гавердовскому. Вы согласны с тем что Огуз-хан вывозил награбленное добро на высоких повозках КАНЛЫ? Вы согласны с тем что китайцы те же высокие повозки назвали ГАОГЮЙ/ГАОЦЗЮЙ? Огуз-хан ушел на юг, оставив двоюродных/уйгуров на руководстве государством. Государство Гаогюй известно с 490 года. 5 век. В 540 году татары/жужань отомстили за высокие повозки. Кстати, Юэбань - не государство ли, завоеванное сяньбийцами? Мелкосопочник и Сырдарья. Завоеванные племена восстали под руководством Огуза. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 22 февраля Поделиться Опубликовано 22 февраля 19 часов назад, buba-suba сказал: 1) Вы Огуз-хана путаете и смешиваете его данные с его почти тезкой Угузом. 2) То что монголы - старший род потомков Турка, однако, казахи говорили Гавердовскому. 3) Вы согласны с тем что Огуз-хан вывозил награбленное добро на высоких повозках КАНЛЫ? Вы согласны с тем что китайцы те же высокие повозки назвали ГАОГЮЙ/ГАОЦЗЮЙ? 4) Огуз-хан ушел на юг, оставив двоюродных/уйгуров на руководстве государством. Государство Гаогюй известно с 490 года. 5 век. В 540 году татары/жужань отомстили за высокие повозки. Кстати, Юэбань - не государство ли, завоеванное сяньбийцами? Мелкосопочник и Сырдарья. Завоеванные племена восстали под руководством Огуза. 1) Не факт, что я их путаю. По-моему это один и тот же человек, другой из списка - Касар, родоначальник хазарского каганата. Касар и Огуз, Хазарский и Огузский каганаты - братья-близнецы. 2) "Казахи говорили Гавердовскому" звучит как что-то типа "бабка надвое сказала". 3) Да, эти высокие повозки Канглы - вассальное племя Кок-тюрков. Но их нельзя полностью отождествлять с более древними Гаоцзюй. Лишь по версии Эркоча мы можем предположить что Канглы - одна из поздних веток Гаоцзюй: Erkoç (2023) proposes that the Qaŋlï originated from among Tiele tribes (*Tägräk).[3] И кроме того Канглы это не Кангюй: https://eurasica.ru/forums/topic/872-кангюй-печенеги-канглы-баджанак/?do=findComment&comment=476613 4) Огуз-хан и огузы это в первую очередь "спин-офф" тюркского каганата. То есть он по очевидной логике не мог предшествовать Кок-тюркам и жить раньше 6 века. Кок-тюрки это и есть говорящий голубой волк в турфанско легенде И пару вопросов от меня: 1) Я так и не понял почему вы считаете Огуза монголом. Даже если вы его связываете (вполне справедливо) с Канглы, всё равно из этого никак не следует, что он предок монголов. 2) Как вы объясняете западнотюркский титул деда Огуза - Ябгу? Я считаю, что Огуз изначально родился на территории западно-тюркского каганата. Ведь те же канглы прикочевали в Семиречье и Туркестан еще на заре Тюркского Каганата. Теперь лишь надо сложить 1+1: Цитата Известный государственный деятель и историк государства Хулагуидов Фазлаллах Рашид-ад-Дин в своем историческом произведении «Сборник летописей» (Джами ат-Таварих) пишет о том, что древние канглы были частью древних огузов (туркмен). P.S. Кстати, в турфанской версии Огуз-наме нет и намека на то, что Канглы (Канга) были родственниками Огуза. Далее по теме: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 12 часов назад, Бозбет Шыны сказал: 1) Я так и не понял почему вы считаете Огуза монголом. Даже если вы его связываете (вполне справедливо) с Канглы, всё равно из этого никак не следует, что он предок монголов. https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/frametext1.htm Абулгази. Родословная туркмен Он [Алынджа-хан] тоже царствовал много лет. Страны (вilajатлар) и народы (il улуслар), [которые ему достались] от предков, умножились в числе. У него были сыновья-близнецы: имя одного из них — Татар, имя другого — Могол. 28 Когда их отец стал стар, он разделил свой юрт пополам и, отдав [его] двум своим сыновьям, скончался. После смерти Алынджа-хана |160| Татар и Могол царствовали, каждый в своем месте. У Могол-хана было четыре сына: имя старшего — Кара-хан, второй — Гyр-хан, третий — Кыр-хан, четвертый — Ур-хан. Могол-хан, передав свой юрт своему старшему сыну Кара-хану, отправился в страну, куда пойдут все. Кара-хан летовал в горах Ур-таг и Kop-таг; их теперь называют Улуг-таг и Кичик-таг. 29 Когда наступала зима, он зимовал в устье реки Сыр, |165| в Кара-кумах и в Бурсуке. 30 ------- У младших братьев Кара-хана было много детей;|235|никому и в голову не приходило, что они отложатся от Кара-хана. Все они пришли к Огуз-хану. Огуз-хан дал им имя уйгуры. 35 Уйгур — тюркское слово, значение его всем известно; оно значит: прилепившийся (jaпышгур). -------- В те времена, кроме илей, связанных с Кара-ханом, было [еще] много других илей. Каждый большой иль имел своего особого государя; малые или присоединялись к ним. Или Кара-хана, принявшие ислам, присоединились к Огуз-хану. Огуз-хан каждый год воевал с илями, обитавшими в могольском юрте, и [всегда] выходил победителем. В конце концов |255| он подчинил себе всех их. Те, которые спаслись бегством, отправились к татарскому хану и укрылись [у него]. Татарский народ в те времена обитал вблизи Джурджута. 39 Джурджут — большая страна [43] (jурт); в ней много городов и селений; находится она к северу от Хатая. Индийцы и таджики ее называют Чин-Мачин. 40 Огуз-хан пошел и напал на татар. Татарский хан с многочисленным войском выступил [против него]; они сразились. |260| Огуз-хан внезапно напал и разбил его [татарского хана] войско. В руки Огуз-ханова войска попало много добычи; для [ее] погрузки не хватило вьючного скота. Был [там] один хороший искусный человек; поразмыслив, он построил арбу. 41 Глядя на него, все построили арбы и, погрузив [на них] добычу, возвратились [домой]. Арбу назвали канк. 42 До этого не было ни ее самой [т. е. арбы], ни ее названия; ее назвали канк потому, что во время движения |265| она производит звук канк. Человека, построившего ее, прозвали Канклы. Весь иль Канклы — потомки того человека. Племянников Кара-хана - уйгуров/прилепившиеся/ - в 390 году китайцы назвали ЮАНЬХЭ. Огуз завоевал отцовский (могольский) юрт. Разбил и разграбил татар. Добро вывез на высоких телегах. Это и есть ГАОЧЕ китайских летописей. Государство, оставшееся после ухода Огуза, названо китайцами ГАОЦЗЮЙ (Гаогюй) - отправили посольство в Китай в 490 году (эта дата считается академкой возникновением государства). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля В 22.02.2025 в 09:39, Бозбет Шыны сказал: Таким образом, все эти выводы ставят под большое сомнение следующие утверждения: 1) Огуз хан был монголом. Нет никаких оснований так полагать, кроме наличия некоторых монгольских племен в составе Огузов. Наличие Кияна и Могула в сомнительной родословной - имхо слабый аргумент. 2) Огуз хан был гуннским Модэ. Эту версию всерьез уже нельзя рассматривать по многим причинам. 3) Огуз хан был уйгуром. Несмотря на то, что он стоял у истоков создания Токуз-огузов (как и Касар имхо), он никак не связан с правящей верхушкой Уйгурского каганата (уйгурами в узком смысле и яглакарами). Племя Огуза - скорее всего Салыр: https://eurasica.ru/forums/topic/591-огуз-хан/?do=findComment&comment=478969 Итак, 558 год: Огуз хан вместе с гок-тюрками достигает Волги и побеждает аваров. Ищем дальнейший историзм в турфанской легенде. Там указаны Индия, Тангут и вероятно Иран: Цитата Baraka. After that (33) along with the blue-furred, blue-maned, male wolf, he (Oğuг) went attacking the lanНs of SinНu, Tangut anН Shağam.110 After many battles and many wars, he took these, made them part of his own property and attacked and defeated them.111 May it not be left out of the story, may it become knowledge112 that there was a land in the south113 called Baraka114. There was a massive estate there, (and) it was a very hot country. (34) There were many game animals and fowl there and great amounts of gold, great amounts of silver and great amounts of treasure, and its pОoplО’s complОбions аОrО jОt black. This lanН’s Kağan was a Kağan by the name of Masar. Oğuг Kağan struck against him. There was a most brutal battle. Oğuг Kağan won and Masar Kağan fled. Oğuг defeated him, took his estate and went. His (Oğuг’s) friends were greatly joyous and his enemies [were afflicted with] (35) many miseries. Oğuг (Kağan) prevailed and took his innumerable wealth and horses, sent it (back) to his home and estates and went (on). Источник: Reappraising the Strata and Value of the Turfan Oğuz Nāme and Preliminary Translation. Jonathan Ratcliffe У кок-тюрков немного по-другому, но похоже: Чач, Согд, Иран, с 625 года Тохаристан. Цитата В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов[1][2][12]. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой.[2] После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. Тюрки и согдийцы, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь[1][3]. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана[2][3][12]. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле[1]. В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные денежные поступления от караванной торговли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 9 минут назад, buba-suba сказал: https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/frametext1.htm Абулгази. Родословная туркмен Он [Алынджа-хан] тоже царствовал много лет. Страны (вilajатлар) и народы (il улуслар), [которые ему достались] от предков, умножились в числе. У него были сыновья-близнецы: имя одного из них — Татар, имя другого — Могол. 28 Когда их отец стал стар, он разделил свой юрт пополам и, отдав [его] двум своим сыновьям, скончался. После смерти Алынджа-хана |160| Татар и Могол царствовали, каждый в своем месте. У Могол-хана было четыре сына: имя старшего — Кара-хан, второй — Гyр-хан, третий — Кыр-хан, четвертый — Ур-хан. Могол-хан, передав свой юрт своему старшему сыну Кара-хану, отправился в страну, куда пойдут все. Кара-хан летовал в горах Ур-таг и Kop-таг; их теперь называют Улуг-таг и Кичик-таг. 29 Когда наступала зима, он зимовал в устье реки Сыр, |165| в Кара-кумах и в Бурсуке. 30 ------- У младших братьев Кара-хана было много детей;|235|никому и в голову не приходило, что они отложатся от Кара-хана. Все они пришли к Огуз-хану. Огуз-хан дал им имя уйгуры. 35 Уйгур — тюркское слово, значение его всем известно; оно значит: прилепившийся (jaпышгур). -------- В те времена, кроме илей, связанных с Кара-ханом, было [еще] много других илей. Каждый большой иль имел своего особого государя; малые или присоединялись к ним. Или Кара-хана, принявшие ислам, присоединились к Огуз-хану. Огуз-хан каждый год воевал с илями, обитавшими в могольском юрте, и [всегда] выходил победителем. В конце концов |255| он подчинил себе всех их. Те, которые спаслись бегством, отправились к татарскому хану и укрылись [у него]. Татарский народ в те времена обитал вблизи Джурджута. 39 Джурджут — большая страна [43] (jурт); в ней много городов и селений; находится она к северу от Хатая. Индийцы и таджики ее называют Чин-Мачин. 40 Огуз-хан пошел и напал на татар. Татарский хан с многочисленным войском выступил [против него]; они сразились. |260| Огуз-хан внезапно напал и разбил его [татарского хана] войско. В руки Огуз-ханова войска попало много добычи; для [ее] погрузки не хватило вьючного скота. Был [там] один хороший искусный человек; поразмыслив, он построил арбу. 41 Глядя на него, все построили арбы и, погрузив [на них] добычу, возвратились [домой]. Арбу назвали канк. 42 До этого не было ни ее самой [т. е. арбы], ни ее названия; ее назвали канк потому, что во время движения |265| она производит звук канк. Человека, построившего ее, прозвали Канклы. Весь иль Канклы — потомки того человека. Племянников Кара-хана - уйгуров/прилепившиеся/ - в 390 году китайцы назвали ЮАНЬХЭ. Огуз завоевал отцовский (могольский) юрт. Разбил и разграбил татар. Добро вывез на высоких телегах. Это и есть ГАОЧЕ китайских летописей. Государство, оставшееся после ухода Огуза, названо китайцами ГАОЦЗЮЙ (Гаогюй) - отправили посольство в Китай в 490 году (эта дата считается академкой возникновением государства). В данном контексте под моголом (могулом) следует понимать не монгола, а тюрка живущего за Амударьей. ГАОЦЗЮЙ, ГАОЧЕ это имхо анахронизмы, в 5 веке Огуз еще не родился. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 13 часов назад, Бозбет Шыны сказал: 1) Я так и не понял почему вы считаете Огуза монголом. Даже если вы его связываете (вполне справедливо) с Канглы, всё равно из этого никак не следует, что он предок монголов. https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi_2/text21.htm Абулгази. Содержащая Историю о породах Татарских от Мунгл-Хана, до Чингис-Хана, которой не прямою линиею происшел от владельцев наследников Мунгл-Хановых. Могулл-Хан царствовав чрез долгое время, умер и оставил четырех сынов, из которых 1 был Кара-Хан; 2 Аувас-Хан, 3 Каувас-Хан, 4 Кавар-Хан. Летом жил он около гор Артах, и Картах, которые ныне называются, Улук-Таг, и Кичик-Таг 22; а зимою на [52] берегах реки Сирр под горами, которые в Севере от сей реки 23 https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/frametext1.htm В конце концов он одолел их и уничтожил. Он подчинил себе их вилайеты и улусы до самых дальних окраин Каракурума 12. В конце концов те, что уцелели (не погибли от меча), подчинились его власти. Они сказали: «Мы из твоего же рода и племени. Мы ветви от одного корня и его же плоды. Зачем ты прилагаешь столько сил для того, чтобы извести нас?». Огуз сказал: «Если вы признаете господа и его единство, то тогда ваши души получат пощаду (аман) и я определю вас для проживания в Туркестане» 13. Однако они этого не приняли, и Огуз преследовал их до Каракурума. И они были принуждены переселиться в степи и долины вдоль берегов реки Тугла 14 и жить там в нищете. Они превратили эти места в свои летовки (яйлак) и зимовки (кышлак). От бедности, нищеты, [29] бессилия и недомоганий они пребывали в постоянной печали и грусти. Огуз стал называть их мовал 15, что означало: «Будьте всегда опечаленными, стесненными и несчастными. Носите собачьи шкуры, ешьте только дичь 16 и никогда после этого в Туркестане не появляйтесь!». [Поэтому, согласно вере туркменов, монголы происходили из рода Кюр-хара, Кюз-хана и Ор-хана и являются владыками восточных краев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 5 минут назад, Бозбет Шыны сказал: В данном контексте под моголом (могулом) следует понимать не монгола, а тюрка живущего за Амударьей. ГАОЦЗЮЙ, ГАОЧЕ это имхо анахронизмы, в 5 веке Огуз еще не родился. Огуз, сын Кара-хана, родился давно. Если Огуз завоевал народы, обитавшими в могольском юрте, т.е. унаследованном Кара-ханом от своего отца Могола - то он уже родился. Китайцы подтверждают - "прилепившихся, примкнувших" двоюродных Огуза - уйгуров - назвали юаньхэ. Ваш Угуз, времен хазаров, - да, не родился. Кстати, не Амударья, а Сырдарья: которые ныне называются, Улук-Таг, и Кичик-Таг 22; а зимою на [52] берегах реки Сирр под горами, которые в Севере от сей реки 23 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 1 час назад, buba-suba сказал: https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi_2/text21.htm Абулгази. Содержащая Историю о породах Татарских от Мунгл-Хана, до Чингис-Хана, которой не прямою линиею происшел от владельцев наследников Мунгл-Хановых. Могулл-Хан царствовав чрез долгое время, умер и оставил четырех сынов, из которых 1 был Кара-Хан; 2 Аувас-Хан, 3 Каувас-Хан, 4 Кавар-Хан. Летом жил он около гор Артах, и Картах, которые ныне называются, Улук-Таг, и Кичик-Таг 22; а зимою на [52] берегах реки Сирр под горами, которые в Севере от сей реки 23 https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/frametext1.htm В конце концов он одолел их и уничтожил. Он подчинил себе их вилайеты и улусы до самых дальних окраин Каракурума 12. В конце концов те, что уцелели (не погибли от меча), подчинились его власти. Они сказали: «Мы из твоего же рода и племени. Мы ветви от одного корня и его же плоды. Зачем ты прилагаешь столько сил для того, чтобы извести нас?». Огуз сказал: «Если вы признаете господа и его единство, то тогда ваши души получат пощаду (аман) и я определю вас для проживания в Туркестане» 13. Однако они этого не приняли, и Огуз преследовал их до Каракурума. И они были принуждены переселиться в степи и долины вдоль берегов реки Тугла 14 и жить там в нищете. Они превратили эти места в свои летовки (яйлак) и зимовки (кышлак). От бедности, нищеты, [29] бессилия и недомоганий они пребывали в постоянной печали и грусти. Огуз стал называть их мовал 15, что означало: «Будьте всегда опечаленными, стесненными и несчастными. Носите собачьи шкуры, ешьте только дичь 16 и никогда после этого в Туркестане не появляйтесь!». [Поэтому, согласно вере туркменов, монголы происходили из рода Кюр-хара, Кюз-хана и Ор-хана и являются владыками восточных краев. Да вы же это уже приводили. Но тогда и я еще раз повторю, что Могул (могол) это не монгол. Сами переводчики подробно разъясняют же: 15 Название фиксируется как (мовал). У Абу-л-Гази (пер. А. Туманского, с. 10) имя деда Огуза передается в виде Могул; (пер., А. Н. Кононова, с. 40) — Могол (могол), хотя, как пишет А. Н. Кононов, (с. 82): «по фонетическим соображениям, пожалуй, лучше было бы «могул». Таким образом, у Абу-л-Гази речь идет о Могол-хане. Но у него же (с. 76): «в те времена узбеков называли моголами». Во втором случае «Мовал» по Рубруку (с. 92, 113 и ел.) моал, могал, могол — название племени (тюркская форма монгольского «монггхол». Ср. Плано Карпини (с. 37, 57): «Су-могол — водяные монголы». Детали см. Д. Банзаров. О происхождении имени «монгол». Соч., —М., 1955, с. 167—174., 55 минут назад, buba-suba сказал: Огуз, сын Кара-хана, родился давно. Если Огуз завоевал народы, обитавшими в могольском юрте, т.е. унаследованном Кара-ханом от своего отца Могола - то он уже родился. Китайцы подтверждают - "прилепившихся, примкнувших" двоюродных Огуза - уйгуров - назвали юаньхэ. Ваш Угуз, времен хазаров, - да, не родился. Кстати, не Амударья, а Сырдарья: которые ныне называются, Улук-Таг, и Кичик-Таг 22; а зимою на [52] берегах реки Сирр под горами, которые в Севере от сей реки 23 Персидский историк Хондемир и хан Абу-л-Гази передают рассказ о Кара-хане, сыне Монгол-хана, который зимой кочевал в Каракуме и по берегам Сырдарьи, а летом в горах Улуг-таг и Кичик-таг (совр. Улутау[5]) Это всё топонимы казахских степей,Семиречья и Узбекистана, т.е. "сердце" западной части тюркского каганата 6 века под управлением верховного Ябгу Истеми кагана. Может Истеми и есть по факту тот самый Диб Йавку-хан aka Могул? Цитата По поручению Мукан-кагана Истеми во главе большой армии выступил на запад весной 554 года. Не встречая по пути серьёзного сопротивления, ябгу к 555 году дошёл до Аральского моря. По пути им были подчинены усуни, нушиби, дулу[5], а также подвластные эфталитам Хотан, княжества Семиречья[6] и Хорезм. Эфталиты были не в состоянии отреагировать на эти события из-за войны в Индии. Истеми, зная о занятости Хосрова I Ануширвана боевыми действиями с византийцами, также не стал в одиночку атаковать эфталитов, обратив внимание на север, где в 556 году подчинил абаров[7] и наткнулся на сопротивление хионитов, вар, огоров и, возможно, примкнувшей к ним части жужаней. Война с ними тянулась до 558 года, когда тюркам удалось изгнать остатки разбитых племён за Урал (там беглецы стали известны как авары). Подойдя к берегам Волги, тюрки не стали форсировать реку, а вернулись назад. К этому времени (в 557 году) Иран заключил перемирие с Византией и был готов вместе с тюрками начать войну с эфталитами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля Земли он ок, тюргешей, карлуков вплоть до Сырдарьи были под контролем Уйгурского каганата. Почитайте специалистов (Камалов Аблет и т.д.). Эта точка зрения основана на Карабалгас. надписи, танских, арабских источниках. Эти тер-рии были завоеваны в рамках военной кампании манихейского эдизского Бокуг-кагана (или наймано-уйгурского Буку-хана). Вот так и оказались огузы там в Туркестане и постепенно смешивались с местным населением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 26 февраля Поделиться Опубликовано 26 февраля В 23.02.2025 в 21:08, Бозбет Шыны сказал: Персидский историк Хондемир и хан Абу-л-Гази передают рассказ о Кара-хане, сыне Монгол-хана, который зимой кочевал в Каракуме и по берегам Сырдарьи, а летом в горах Улуг-таг и Кичик-таг (совр. Улутау[5]) Это всё топонимы казахских степей,Семиречья и Узбекистана, т.е. "сердце" западной части тюркского каганата 6 века под управлением верховного Ябгу Истеми кагана. Может Истеми и есть по факту тот самый Диб Йавку-хан aka Могул? Да, и я говорю про территорию современного Казахстана. После поражения хунну ушли, началась экспансия сяньбийцев на запад. Например, Восьмой Царь Небесного Трона Тибета убит в 304 году. Сяньбийская династия Тибета началась где-то в 100-150 годах (2 век). В ходе отхода на запад четвёртая часть так называемых малосильных хунну остаётся на территориях Семиречья и Западной Сибири с образованием государства Юэбань (160—490). Эти малосильные хунну вроде и есть племена, восставшие против сяньбийца (могула/могола) Кара-хана. Этих могулов/моголов Огуз и обозвал "опечаленными" мунглами (монголами). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 26 февраля Поделиться Опубликовано 26 февраля 40 минут назад, buba-suba сказал: Да, и я говорю про территорию современного Казахстана. После поражения хунну ушли, началась экспансия сяньбийцев на запад. Например, Восьмой Царь Небесного Трона Тибета убит в 304 году. Сяньбийская династия Тибета началась где-то в 100-150 годах (2 век). В ходе отхода на запад четвёртая часть так называемых малосильных хунну остаётся на территориях Семиречья и Западной Сибири с образованием государства Юэбань (160—490). Эти малосильные хунну вроде и есть племена, восставшие против сяньбийца (могула/могола) Кара-хана. Этих могулов/моголов Огуз и обозвал "опечаленными" мунглами (монголами). Не пойму, зачем вы сюда сяньби всё время приплетаете. Они вам платят что ли? 😂 И вы всё еще путаете тюрков могулов (Могул хана) с монголами... Связь Огуза с Юэбань вполне возможна, т.к. огузы упомянуты вместе с Нушиби, Карлук и другими мятежными племенами под руководством Ашина Хэлу, ну и конечно "родовое гнездо" Огуза и его отца это имхо территория Юэбань. Но любопытно, что огузы не указаны в десятистрельном союзе "он ок" https://eurasica.ru/forums/topic/591-огуз-хан/?do=findComment&comment=479107 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 27 февраля Поделиться Опубликовано 27 февраля 13 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Связь Огуза с Юэбань вполне возможна, т.к. огузы упомянуты вместе с Нушиби, Карлук и другими мятежными племенами под руководством Ашина Хэлу, ну и конечно "родовое гнездо" Огуза и его отца это имхо территория Юэбань. Но любопытно, что огузы не указаны в десятистрельном союзе "он ок" https://eurasica.ru/forums/topic/591-огуз-хан/?do=findComment&comment=479107 Вы имеете в виду войско (народ Огуз-хана)? Пройдут века, и народы, ушедшие с ним, станут называться огузами (пришедшие с Огузом). Как и племена под руководством "дома уйгур"/двоюродными Огуза/ - токуз-огузами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 27 февраля Поделиться Опубликовано 27 февраля 13 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Не пойму, зачем вы сюда сяньби всё время приплетаете. Они вам платят что ли? 😂 И вы всё еще путаете тюрков могулов (Могул хана) с монголами... Абулгази: ЧАСТЬ ВТОРАЯ Содержащая Историю о породах Татарских от Мунгл-Хана, до Чингис-Хана, которой не прямою линиею происшел от владельцев наследников Мунгл-Хановых. Про Алан-гоё /Прекрасная Алан/ и "луч света" слышали наверно? О щастии Каяна и Нагоса, единого остатка от потомства Могулл-Ханова. Киян и Нагос, ушедшие на Эргунэ-кон, - потомки Могула. Обратите внимание на то что Абулгази называет хана то Могуллом, то Мунглом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 27 февраля Поделиться Опубликовано 27 февраля 2 часа назад, buba-suba сказал: Вы имеете в виду войско (народ Огуз-хана)? Пройдут века, и народы, ушедшие с ним, станут называться огузами (пришедшие с Огузом). Как и племена под руководством "дома уйгур"/двоюродными Огуза/ - токуз-огузами. я имею ввиду его племя прежде всего. Известно, что 24 племени огузов имеют неоднородное происхождение. Но если говорить конкретно об Огузе ( и имхо о его родном племени Салыр), то нет никаких свидетельств о его связи с токуз-огузами или уйгурами. Легенда изложенная поздним источником РАДом могла иметь политизированный характер, т.е. иметь целью объединение разнородных огузских племен (включая пришлые монгольские) под эгидой исламской веры. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 27 февраля Поделиться Опубликовано 27 февраля 2 часа назад, buba-suba сказал: Абулгази: ЧАСТЬ ВТОРАЯ Содержащая Историю о породах Татарских от Мунгл-Хана, до Чингис-Хана, которой не прямою линиею происшел от владельцев наследников Мунгл-Хановых. Про Алан-гоё /Прекрасная Алан/ и "луч света" слышали наверно? О щастии Каяна и Нагоса, единого остатка от потомства Могулл-Ханова. Киян и Нагос, ушедшие на Эргунэ-кон, - потомки Могула. Обратите внимание на то что Абулгази называет хана то Могуллом, то Мунглом. Это имхо уже влияние чингизизма. Такие поздние источники нужно оочень критично воспринимать, т.к там скорее всего наслоилась монгольская легенда. Имхо легендарные Киян и Нукус не имеют отношения к Огузу, они как раз бежали от кок-тюрков согласно легенде. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 28 февраля Поделиться Опубликовано 28 февраля В 27.02.2025 в 12:51, Бозбет Шыны сказал: я имею ввиду его племя прежде всего. Известно, что 24 племени огузов имеют неоднородное происхождение. Но если говорить конкретно об Огузе ( и имхо о его родном племени Салыр), то нет никаких свидетельств о его связи с токуз-огузами или уйгурами. Лично Огуз к токуз-огузам не имеет никакого отношения. Он со всеми детьми ушел. Имеют отношение двоюродные Огуза, т.е. те, которых он назвал "примкнувшими, прилепившимися" уйгур, которых оставил на государстве (китайцы их назвали юаньхэ). Когда Огуз вознамерился захватить другие государства, он вернул уйгуров из районов горных ущелий, дабы они расположились в пределах [его государства] и охраняли последнее до того времени, пока он возвратится. Помните, в названии Ехэ Монгол Улуса на китайском - Юань - есть символ "принявшие (восстановившие) древнее название". Я раньше не знал про юаньхэ, теперь все стало на свои места. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 28 февраля Поделиться Опубликовано 28 февраля В 27.02.2025 в 13:00, Бозбет Шыны сказал: Имхо легендарные Киян и Нукус не имеют отношения к Огузу, они как раз бежали от кок-тюрков согласно легенде. Киян и Нукус бежали не от кок-тюрков. Гораздо раньше. Скорее всего до Жужаньского каганата. https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi_2/text21.htm Илл-Хан и Сиунч-Хан государствовали в одно время; Илл-Хан происшел от потомства [100] Могулл-Ханова, а Сиунч-Хан от породы Татар-Хановой. Сии оба владельцы непрестанно войну имели между собою; но Илл-Хан всегда побеждал, что принудило Сиунч-Хана отправить послов с богатыми подарками к Кергискому Хану сильному государю, дабы его склонить притти к себе на помощь. Но понеже Илл-Хан казался им двум еще гораздо страшен, то Сиунч-Хан со своей стороны так поступил хитро при сем случае, что мог надеяться успеха в своем предприятии; он старался в подозрение привести соседственным владельцам великую силу Илл-Ханову, и они все совокупилися с ним, чтоб его опровергнуть. Илл-Хан имел много детей но все побиты с ним в нещасливой оной день, кроме меньшего его сына именем Каяна, и племянника Нагоса сына его брата, были они оба почти в одни лета, и женились оба в один год. Сии Принцы, которые взяты были в полон, будучи с своими женами под караулом оба у одного человека, восприяли намерение, по десятидневной неволе, бежать вместе с женами, и возвратиться в свою землю. Прибежав в оную благополучно тотчас взяли себе всех верблюдов, лошадей, коров и овец, которые остались после баталии, потому что небыло никого, кто бы им мог в томе противиться; но рассудивши потом, что им тут было жить небезопасно, того ради собрав все платье, которое нашли на том поле, где была баталия, скрылися в горы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 28 февраля Поделиться Опубликовано 28 февраля 53 минуты назад, buba-suba сказал: Киян и Нукус бежали не от кок-тюрков. Гораздо раньше. Скорее всего до Жужаньского каганата. https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi_2/text21.htm Илл-Хан и Сиунч-Хан государствовали в одно время; Илл-Хан происшел от потомства [100] Могулл-Ханова, а Сиунч-Хан от породы Татар-Хановой. Сии оба владельцы непрестанно войну имели между собою; но Илл-Хан всегда побеждал, что принудило Сиунч-Хана отправить послов с богатыми подарками к Кергискому Хану сильному государю, дабы его склонить притти к себе на помощь. Но понеже Илл-Хан казался им двум еще гораздо страшен, то Сиунч-Хан со своей стороны так поступил хитро при сем случае, что мог надеяться успеха в своем предприятии; он старался в подозрение привести соседственным владельцам великую силу Илл-Ханову, и они все совокупилися с ним, чтоб его опровергнуть. Илл-Хан имел много детей но все побиты с ним в нещасливой оной день, кроме меньшего его сына именем Каяна, и племянника Нагоса сына его брата, были они оба почти в одни лета, и женились оба в один год. Сии Принцы, которые взяты были в полон, будучи с своими женами под караулом оба у одного человека, восприяли намерение, по десятидневной неволе, бежать вместе с женами, и возвратиться в свою землю. Прибежав в оную благополучно тотчас взяли себе всех верблюдов, лошадей, коров и овец, которые остались после баталии, потому что небыло никого, кто бы им мог в томе противиться; но рассудивши потом, что им тут было жить небезопасно, того ради собрав все платье, которое нашли на том поле, где была баталия, скрылися в горы. Здесь написано (со ссылкой на «Джами ат-таварих»), что именно в борьбе с тюрками они были разгромлены: Цитата В «Сборнике летописей» описана легенда, в которой упоминаются кияны и нукузы: в древние времена монгольские племена в борьбе с тюрками были разгромлены. От них остались лишь две семьи (рода) — киян и нукуз. Они, убегая от врагов, пришли в труднопроходимое и окруженное со всех сторон горами место. Среди гор и скал была местность с обилием растений. Называлось оно Эргунэ-куном. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет»[1] (по А. Очиру: «эргүнэ означает прямой, а кун — покатый, наклонный»)[5]. Там и поселились кияны и нукузы, которые умножились за сотни лет и образовали множество родов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кияты_(монголы) И я так понял большинство ученых датируют время ухода монголов в Эргунэ-кун 7-8 веком: Цитата По мнению Б. Р. Зориктуева, монголы обитали в Эргунэ-кун во времена табгачской династии Тан[4]. При этом уход монголов в Эргунэ-Кун обычно датировался VII—VIII вв. н. э.[9], хотя Л. Билэгт называет другие даты ухода монголов в Эргунэ-Кун — 358 или 308 г. н. э.[10] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 28 февраля Поделиться Опубликовано 28 февраля 2 часа назад, buba-suba сказал: Лично Огуз к токуз-огузам не имеет никакого отношения. Он со всеми детьми ушел. Имеют отношение двоюродные Огуза, т.е. те, которых он назвал "примкнувшими, прилепившимися" уйгур, которых оставил на государстве (китайцы их назвали юаньхэ). Когда Огуз вознамерился захватить другие государства, он вернул уйгуров из районов горных ущелий, дабы они расположились в пределах [его государства] и охраняли последнее до того времени, пока он возвратится. Помните, в названии Ехэ Монгол Улуса на китайском - Юань - есть символ "принявшие (восстановившие) древнее название". Я раньше не знал про юаньхэ, теперь все стало на свои места. Эти примкнувшие "уйгуры" (например мятежная часть Игдыр) имхо прилепились к ядру огузов уже после смерти самого Огуза (период распада Второго Тюркского Каганата, сер. 7 века). В этом аспекте легенда РАДа передала историю с искажением (точнее анахронизмом). Но политическая мотивировка легенды вполне понятна: объединение разнородных огузских племен под знаменем единого лидера и правоверного мусульманина - Огуз хана. В реальности он конечно не был мусульманином. А в 6м и начале 7го века не было еще всех этих 24 огузских племен. Вероятно исходное деление было на внутренних (Ич) и внешних (Даш) огузов, а система Бозок-Учок сложилась уже позже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 1 марта Поделиться Опубликовано 1 марта В 28.02.2025 в 20:12, Бозбет Шыны сказал: Здесь написано (со ссылкой на «Джами ат-таварих»), что именно в борьбе с тюрками они были разгромлены: Цитата В «Сборнике летописей» описана легенда, в которой упоминаются кияны и нукузы: в древние времена монгольские племена в борьбе с тюрками были разгромлены. От них остались лишь две семьи (рода) — киян и нукуз. Они, убегая от врагов, пришли в труднопроходимое и окруженное со всех сторон горами место. Среди гор и скал была местность с обилием растений. Называлось оно Эргунэ-куном. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет»[1] (по А. Очиру: «эргүнэ означает прямой, а кун — покатый, наклонный»)[5]. Там и поселились кияны и нукузы, которые умножились за сотни лет и образовали множество родов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кияты_(монголы) И я так понял большинство ученых датируют время ухода монголов в Эргунэ-кун 7-8 веком: Вам в голову не приходило, что у РАДа "тюркские" носит не языковой смысл, а указывает принадлежность к потомкам Турка? Абулгази уточняет: Турк 18 был человек великого разума, которой изобрел много наипотребнейших выгод к жизни. Он поделал себе кибитки и выбрал для пребывания одно место, которое ныне называется Изахкол. Родил четырех сынов; 1, Таунак; 2, Чакале; 3, Берсачар; 4, Амлак. [43] Определил умирая наследником сына своего Таунака, которой был владетель весьма искусный, и весьма богатый, Автор многих преизрядных изобретений. Случилося некогда, что Таунак был на охоте, и убивши множество дичины, велел себе из тоя нечто одно изжарить; но когда он кусок нес к устам, чтоб съесть, то случаем уронил на землю. Подняв, и положив в уста, почувствовал вкус приятнее, потому что соли попало. От чево он познал, что та земля была солистая, и для того начал прилежать совершенно сего изобретения, да и стал быть первый изобретатель употребления соли, потому что прежде его никто не знал, что бы то была за вещь, и как бы то ею можно было приправлять кушанье. В тож самое время жил с ним владелец в земле Иран, именем Каюмарс. Таюнак жил 240 лет; а при смерти оставил свое наследие сыну Элча-Хану, которой жил много лет, и учинил при животе своем наследником сына своего Диббакуи-Хана. Диббакуи-Хан так же жил долго, и определил свое наследство, еще при животе, сыну своему Каюк-Хану, которой [44] государствовал чрез долгое время, и оставил сына Аланча-Хана наследником по смерти своей. От самого Иафиса, и его потомков, по самое Аланча-Ханово время храним был правый закон. А в государствование Аланча-Ханово подданные его жили в глубокой тишине, имея изобильно всякого богатства. ГЛАВА ТРЕТИЯ. О Аланча-Хане, и его потомстве, до Сиундж-Хана происшедшего в седьмой степени от Татар-Хана. Предки наши говаривали такую пословицу: когда чрез меру хорошо кормишь собаку, то на конец, так избалуется, что собственного своего господина кусать станет. Сие самое случилось подданным Аланча-Хановым, которые видя себя во всяком изобилии, оставили истинного бога, и стали кланяться идолам. Идолопоклонничество так они далеко распространили, что когда кто бы лишился отца, мужа, жены, сына, или на конец, чего либо [45] другого себе любезного; то тот час из того он делал божество, которого образу приносил свою жертву. Правда, что сперва сие делалось только тайно; но потом нечувствительно начали чинить явно, и всенародно. Аланча-Хан имел двух сынов близнецов, из которых один назывался Татар 19, а другой Могул, или лучше сказать, Мунгл, которым он разделил свои земли, когда себя увидел при кончине своей жизни 20. [46] РАД в своих летописях монголов называет тюрками и тюрко-монголами. Упоминание о тюркско-монгольских племенах, называемых дарлекин, кои суть колена и племена, происшедшие от рода [племен] нукуз и кият, ушедших на Эргунэ-кун и существовавших до времени Дубун-Баяна и Алан-Гоа Упоминание о тех тюркских племенах, которых называют нирун Татары тоже названы в числе тюркских племен |А 12б, S 27| ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕХ ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕН 309, КОТОРЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НАЗЫВАЮТ МОНГОЛАМИ, НО В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА КАЖДОЕ ИЗ ЭТИХ ПЛЕМЕН В ОТДЕЛЬНОСТИ НОСИЛО [СВОЕ] ОСОБОЕ ПРОЗВИЩЕ И ИМЯ; КАЖДОЕ ИМЕЛО [СВОЕГО] НАЧАЛЬНИКА И ЭМИРА; ОТ КАЖДОГО ПРОИЗОШЛИ [РОДОВЫЕ] ВЕТВИ И ПЛЕМЕНА, ВРОДЕ НАРОДОВ: ДЖАЛАИРЫ, ОЙРАТЫ, ТАТАРЫ И ДРУГИЕ, КАК ЭТО БУДЕТ ПОДРОБНО ПОКАЗАНО В ЭТОЙ ГЛАВЕ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 1 марта Поделиться Опубликовано 1 марта В 28.02.2025 в 20:12, Бозбет Шыны сказал: Здесь написано (со ссылкой на «Джами ат-таварих»), что именно в борьбе с тюрками они были разгромлены: Вики надо перепроверять, используя источники и свою голову. Зориктуеву доверять нельзя. По его мнению племя хори возникло в Наян-Нава после распада Монгольской Империи. Ссылки на РАДа и бурятские предания считает чушью. Верит только английским историкам. Возможно не всем. Лично мне перечислял 3 фамилии, которые знают все об истории монголоязычных народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 1 марта Поделиться Опубликовано 1 марта 10 минут назад, buba-suba сказал: Вики надо перепроверять, используя источники и свою голову. Зориктуеву доверять нельзя. По его мнению племя хори возникло в Наян-Нава после распада Монгольской Империи. Ссылки на РАДа и бурятские предания считает чушью. Верит только английским историкам. Возможно не всем. Лично мне перечислял 3 фамилии, которые знают все об истории монголоязычных народов. Я точно не знаю откуда эта инфа, что они тюрками были разгромлены. Причем тут Зориктуев? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 1 марта Поделиться Опубликовано 1 марта 38 минут назад, buba-suba сказал: Вам в голову не приходило, что у РАДа "тюркские" носит не языковой смысл, а указывает принадлежность к потомкам Турка? Абулгази уточняет: Турк 18 был человек великого разума, которой изобрел много наипотребнейших выгод к жизни. Он поделал себе кибитки и выбрал для пребывания одно место, которое ныне называется Изахкол. Родил четырех сынов; 1, Таунак; 2, Чакале; 3, Берсачар; 4, Амлак. [43] Определил умирая наследником сына своего Таунака, которой был владетель весьма искусный, и весьма богатый, Автор многих преизрядных изобретений. Случилося некогда, что Таунак был на охоте, и убивши множество дичины, велел себе из тоя нечто одно изжарить; но когда он кусок нес к устам, чтоб съесть, то случаем уронил на землю. Подняв, и положив в уста, почувствовал вкус приятнее, потому что соли попало. От чево он познал, что та земля была солистая, и для того начал прилежать совершенно сего изобретения, да и стал быть первый изобретатель употребления соли, потому что прежде его никто не знал, что бы то была за вещь, и как бы то ею можно было приправлять кушанье. В тож самое время жил с ним владелец в земле Иран, именем Каюмарс. Таюнак жил 240 лет; а при смерти оставил свое наследие сыну Элча-Хану, которой жил много лет, и учинил при животе своем наследником сына своего Диббакуи-Хана. Диббакуи-Хан так же жил долго, и определил свое наследство, еще при животе, сыну своему Каюк-Хану, которой [44] государствовал чрез долгое время, и оставил сына Аланча-Хана наследником по смерти своей. От самого Иафиса, и его потомков, по самое Аланча-Ханово время храним был правый закон. А в государствование Аланча-Ханово подданные его жили в глубокой тишине, имея изобильно всякого богатства. ГЛАВА ТРЕТИЯ. О Аланча-Хане, и его потомстве, до Сиундж-Хана происшедшего в седьмой степени от Татар-Хана. Предки наши говаривали такую пословицу: когда чрез меру хорошо кормишь собаку, то на конец, так избалуется, что собственного своего господина кусать станет. Сие самое случилось подданным Аланча-Хановым, которые видя себя во всяком изобилии, оставили истинного бога, и стали кланяться идолам. Идолопоклонничество так они далеко распространили, что когда кто бы лишился отца, мужа, жены, сына, или на конец, чего либо [45] другого себе любезного; то тот час из того он делал божество, которого образу приносил свою жертву. Правда, что сперва сие делалось только тайно; но потом нечувствительно начали чинить явно, и всенародно. Аланча-Хан имел двух сынов близнецов, из которых один назывался Татар 19, а другой Могул, или лучше сказать, Мунгл, которым он разделил свои земли, когда себя увидел при кончине своей жизни 20. [46] РАД в своих летописях монголов называет тюрками и тюрко-монголами. Упоминание о тюркско-монгольских племенах, называемых дарлекин, кои суть колена и племена, происшедшие от рода [племен] нукуз и кият, ушедших на Эргунэ-кун и существовавших до времени Дубун-Баяна и Алан-Гоа Упоминание о тех тюркских племенах, которых называют нирун Татары тоже названы в числе тюркских племен |А 12б, S 27| ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕХ ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕН 309, КОТОРЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НАЗЫВАЮТ МОНГОЛАМИ, НО В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА КАЖДОЕ ИЗ ЭТИХ ПЛЕМЕН В ОТДЕЛЬНОСТИ НОСИЛО [СВОЕ] ОСОБОЕ ПРОЗВИЩЕ И ИМЯ; КАЖДОЕ ИМЕЛО [СВОЕГО] НАЧАЛЬНИКА И ЭМИРА; ОТ КАЖДОГО ПРОИЗОШЛИ [РОДОВЫЕ] ВЕТВИ И ПЛЕМЕНА, ВРОДЕ НАРОДОВ: ДЖАЛАИРЫ, ОЙРАТЫ, ТАТАРЫ И ДРУГИЕ, КАК ЭТО БУДЕТ ПОДРОБНО ПОКАЗАНО В ЭТОЙ ГЛАВЕ РАД про тюрков прямо не писал. Это кто-то из историков сделал вывод на основе «сборника летописей» и его процитировали в вики. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться