Перейти к содержанию
Турист

КАЗАХИ - 4

Рекомендуемые сообщения

4 hours ago, Boris Suvorov said:

Антропологи  КЗ  при этом изобразили  Абулхаир  хана  стариком  под 80  лет, в то время как, он погиб  в сражении с намного превосходящими по численности поддонками (в возрасте 55 лет), издевавшимися  над  простыми людьми. Интересно,  кто из  антропологов имеет похожие  уши - с какими  по их мнению  изображен хан Абулхаир.

Вот так  похоже  и история  изображается  в  кривом зеркале.

Не нужно додумывать какие-то хитрости и заговоры. Где вы видите старика 80 лет? 

Археологи или антропологи, насколько помню, сами не до конца уверены что это сам Абулхаир хан. Но если не он, то его близкий родственник, судя по днк анализам. 

Такой внешний типаж очень редкий среди казахов, 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 9/26/2017 в 18:58, АксКерБорж сказал:

Абай Кунанбаев "Біраз сөз қазақтың түбі қайдан шыққаны туралы". Журнал "Қазақ тарихы", 1, 1993 г. С.31-34 (на основе старинных казахских устных преданий, старинных уже в 19 веке):  

"... Прямыми предками казахов являются татары. Чингизиды (торе) называют себя также татарами, подчёркивая этим чистоту своего происхождения."

Согласно Абаю Кунанбаева получается про татар ЧХ казахи даже до недавнего времени помнили. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Le_Raffine сказал:


речь вообще-то не о перезахоронении, а об этом

Цитата

РАССКАЗ РУССКОГО ТОРГОВЦА О ПОСЕЩЕНИИ ХИВИНСКОГО ХАНСТВА В 1848 ГОДУ.

Разсказ Абросимова. Когда они положили его на земле, один из киргиз вынул ножик и начал счищать у умершаго мясо с костей и, разбирая кости по составам, складывал их в мешок. Такое удивительное занятие заставило меня спросить их, для чего они это делают? В ответ я получил следующее обяснение: умерший был уроженец с Туманных гор...


 


 

4 часа назад, bektemir2 сказал:

"Имели место у киргизов и другие, не совсем обычные способы погребения. Не
раз приходилось слышать, что в случае смерти человека на очень далеком расстоянии
от родины, мясо снимали с костей и кости привозили и погребали там, где жили его
предки."
Абрамзон. Киргизы и их этногенетические и ...

Возможно, казахи тоже такое практиковали. Вы же подтвердите это документально , правда ведь?

Что за Туманные горы? Возможно здесь кроется разгадка.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

59 минут назад, bektemir2 сказал:

Разсказ Абросимова. Когда они положили его на земле, один из киргиз вынул ножик и начал счищать у умершаго мясо с костей и, разбирая кости по составам, складывал их в мешок. Такое удивительное занятие заставило меня спросить их, для чего они это делают? В ответ я получил следующее обяснение: умерший был уроженец с Туманных гор...

Ну а как же иначе везти кости, не вместе  с плотью же , которая разлагается?

 

59 минут назад, bektemir2 сказал:

Возможно, казахи тоже такое практиковали. Вы же подтвердите это документально , правда ведь?

http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:2251/kghistory.akipress.orgunews/un_post:7873

Казахи

Адай, Младший жуз

Аргын-каракесек, Средний жуз

Перевозки совершаются простой погрузкой (упаковкой) покойника. Если богатый человек умрет далеко в пути, то тело его везут хоронить домой, только если событие произошло зимой.

Если родственники найдут тело своего сородича уже разложившимся, то соскабливают ножом мясо, собирают кости в мешок, привозят домой, моют, завертывают в саван и хоронят по обряду (Перовский у.).

Зимой, если имеются сани, умершего к месту погребения с чужбины везут на санях. Кочевые вьючат тело на верблюда особым приспособлением. По обеим сторонам горбов из войлоков или мягкой рухляди (шуб) вьются большие свитки, и посередине между ними кладется тело умершего. На лошади покойника везут следующим образом. К седлу с обеих сторон прикрепляется по перевернутому ынгырчаку. Два перевернутых ынгырчака и седло между ними связываются между собой двумя палками: одной спереди седла к ынгырчаку, а другой сзади. Сверху кладется кошма, на нее покойник лицом кверху. На навьюченной таким образом лошади покойник лежит поперек.

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Горы, лежащие между Каспийским и Аральским морями

Горы в таком положении проходят под разными названиями до Каспийского и Аральского морей, близ которых опять показываются из них две значительные ветви; первая под именем Чин, или Тумантау, устремляясь на юго-запад глинистыми и известковыми буграми, с оскалинами дикого песчаного камня, достигает до Каспийского моря и соединяется с горами Мангыстау, или Мангышлак; а другая, под названием Ирняк и Караумет, идет на юг по западному берегу Аральского моря земляными и песчаными грядами с шиферным камнем и с рассеянными изредка гранитами и известковыми плоскими холмами. Обе сии ветви в общей их связи составляют между собою как бы одну возвышенность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Le_Raffine сказал:

Ну а как же иначе везти кости, не вместе  с плотью же , которая разлагается?

Также так делали (ДОИСЛАМСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ КАЗАХОВ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ А.А. Мусагажинова):

Цитата

В условиях кочевого и полукочевого быта, когда человек умирал далеко от родины, прибегали к временному захоронению. Как отмечает И.Г. Андреев, во второй половине XVIII в., «не имея возможности отвезти к святыне умерших, казахи “вешают” на деревьях, обвив войлоками и бязями, поколь земля не растает» [1998, с. 29]. Кстати, С. Акатаев считает, что такие захоронения связаны с зороастризмом [1973, с. 19].

Также делали шивэй, кидани и многие другие.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Ермолаев сказал:

Также делали шивэй, кидани и многие другие.

Древний кочевой обычай походу, но я не думаю, что это связано с зороастризмом. А тюркоязычные кочевники тоже так делали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Ермолаев сказал:

Также так делали:

Также делали шивэй, кидани и многие другие.

 

Не согласен.

Это исключит случаи. Тут же написано что пока земля не растает. Значит зимнее время и возможности не было похоронить сразу же!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Le_Raffine сказал:

Древний кочевой обычай походу, но я не думаю, что это связано с зороастризмом. А тюркоязычные кочевники тоже так делали?

Не представляю такого. Тем более относит в недавнее время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Le_Raffine сказал:

Древний кочевой обычай походу, но я не думаю, что это связано с зороастризмом. А тюркоязычные кочевники тоже так делали?

Солидарен с вами, что тут не иранское дело.

В Южной Сибири до сих пор так делают хакасы, например. Другие, емнип, только сжигали (собственно, самый древних из известных достоверно тюркских обрядов) либо хоронили в земле с конем (после 628 г. - китайский император сетует, что тюрки забыли обычаи предков и стали хоронить покойников). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Ермолаев сказал:

Солидарен с вами, что тут не иранское дело.

В Южной Сибири до сих пор так делают хакасы, например. Другие, емнип, только сжигали (собственно, самый древних из известных достоверно тюркских обрядов) либо хоронили в земле с конем (после 628 г. - китайский император сетует, что тюрки забыли обычаи предков и стали хоронить покойников). 

Попытайтесь раскрыть эту тему насчет казахов. Не получится нас сравнить с шивеями, хакасами и т.д.. Потому что у нас хоронили всегда. До принятия ислама тоже. Т.е. с религией тут  не связано. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Раскройте эту тему насчет казахов. Уверен что не получится. Потому что у нас хоронили. До принятия ислама тоже. Т.е. с религией тут  не связано. 

Вы про кремацию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Ермолаев сказал:

Вы про кремацию?

Нет. Что на деревьях оставляли как шивеи  и т.д. Просто такого не было и быть не могло! По крайней мере последние 1000 лет точно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Это исключит случаи. Тут же написано что пока земля не растает. Значит зимнее время и возможности не было похоронить сразу же!

Вероятно, что так и есть. Хотя, может и пережитки прошлого. У киданей тоже это временное захоронение, они через три года сжигали останки:

Цитата

...трупы скончавшихся родителей только кладут на деревьях в горах, а по прошествии трех лет собирают кости и сжигают их

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/VII/SuiSu/text4.htm

У казахов еще было кое-что интересное:

Цитата

Сначала труп хоронили в скалах. Потом, когда мясо трупа отделялось от костей, их погребали на родине, или родовом кладбище

http://av.disus.ru/dissertatciya/724913-2-istoricheskaya-preemstvennost-duhovnoy-kulture-kazahskogo-obschestva-xv-xviii-vv-teoretiko-metodologicheskie-problemi.php

Кое-какие параллели все же прослеживаются: так оставляли где-то на скалах (у киданей на деревьях) труп, ждали когда мясо сгниет (у киданей 3 года), а останки потом хоронили (кидани сжигали).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

10 часов назад, Le_Raffine сказал:

Не было там никаких кыргызов.

были http://www.nomad.su/?a=15-201307120009

 

Цитата


О существовании в более позднее время в составе казахов Младшего жуза кыргызов мы можем опосредованно получить информацию из документов архива хивинских ханов, которые были конфискованы русскими войсками после захвата Хивы. Например, в тетрадях по учету зякята, собранного с каракалпаков и казахов (1869, 1870, 1871, 1871 август, 1872 гг.) указаны имена должников и их рода: адай, алаша, алим, байулы, казак, каракесек, кыргыз (как один из родов казахского племени алим), кете, кыпчак, табын, тама, торткара, чекты (шекты), чумекей (шомекей). Другим таким примером может служить рапорт коллежского секретаря Абдул-Кадыра Субханкулова председателю Оренбургской пограничной комиссии М. Ладыженскому от 26 марта 1857 года с приложением алфавитного списка о почетнейших и влиятельнейших ордынцах близ укрепления Аральское, в котором под № 8 дана характеристика на Бурангула Джангерова "кыргызова рода, истекова отделения, чаграева подотделения". В "Материалах по киргизскому землепользованию…" (1913 год) по Иргизскому уезду статист П. Хворостанский пишет, что среди таких крупных казахских родов этого региона, как шекты, шомекей, каракесек, "отдельными аулами вкраплены в разных местах немногочисленные представители других родов. Алтын из Казалинского уезда, …уак (Средней орды) в Куландинской волости и каракиргиз (пришельцы с Алатау Семиреченской обл.) в Чингильской". Автор начала 20 века, как мы видим, их указывает однозначно кыргызами, притом пришедшими с территории Алатау.
 



 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, bektemir2 сказал:

кыргызы вошедшие в  род алим-шекты к этому времени (1869, 1870, 1871, 1871 август, 1872 гг.) уже лет под сто жили среди казахов. и навряд ли они были кыргызами по национальности  а по родовому признаку как и сейчас кыргыз-тата,барак,естек.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, bektemir2 сказал:

да я согласен что первые  кыргызы пришедшие в младший жуз в середине 18 века возможно и хранили своих умерших родственников на родине пользуясь  таким таким методам. но спустя поколения у представителей рода кыргыз бабушки мамы и жены были из местного населения и соответственен родина была уже иной а хранить на исторической родине предков  это было бы не совсем правильно  потому что родственники не поймут.   

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот что пишут сами местные кыргызы.

Қырғыз руы туралы мәлімет 

Кіші жүз Алты-Әлім руларының ішіне ертеде XVI-XVII ғасырлар аралығында қоныстанған Қырғыздар Тата, Естек, Барақ тайпалары болып бөлінеді. Қырғыз руының батыры, әрі биі, қолбасшысы - Барақұлы Ақкісі (1640-1734 жж) жылдар аралығында өмір сүрген, шамамен 94 жаста қайтыс болған. Оның балалары Қара, Бәйімбетте тарихи тұлғалар. Қырғыз Едігеұлы Қайдауыл батыр (1766-1889 жж). Қырғыз рулары негізі Ақтөбе облысы Шалқар ауданына қарасты Байқадам елді мекенінде шоғырланған. Шекті Айтұлы Тілеу (1630-1684жж) Барақұлы Ақкісінің Сұлу есімді қызын алған. Сұлу әжемізден Тілеуұлы Мөңке би (1675-1756 жж) туған. Барақұлы Ақкісі Мөңкенің туған нағашысы. Барақұлы Ақкісі қызын ұзатқанда қырық қыз, қырық жігіт қосып берген деген ел арасында аңыз-әңгіме айтылады. Ақкісі қызы Сұлу ұзатылардың алдында Айтұлы Тілеуге екі-үш шарт қойған екен: 
1 Еліне жеткенше араларында қарым-қатынастың болмауын өтінген. 
2 Қырық жігітке өз алдына жер, мал және де қазақ елінің қызына үйлендіруін талап еткен. 
3 Қырық қызды жасауымен қазақ жігіттеріне ұзатылуын талап еткен. 
4 Және де алдағы болашақты болжап атына заты сай ұл туып беретінін айтқан. 
Яғни шамамен төрт ғасырдан бері Кіші жүз Алты-Әлім оның ішінде Қабақ-Тілеу руларымен іргелес қоныстанып, өз алдына Қырғыз ру болып қалыптасуы татулық, бірліктің арқасы деп түсіну қажет. Тарихи деректерге сүйінетін болсақ ақын, жырау, шежірешілердің айтылған сөздерінде бір-біріне ұқсастық көп кездеседі. Айтұлы Тілеу тарихта белгілі Сайрам соғысына аттанарда Сұлу әжеміз осы сапарға бармауын өтінген . Жүз жылдығын болжайтын Мөңкені (1675-1756ж.ж) туып бердім, мың жылдығын болжайтын бала беліңде деген екен. Айтұлы Тілеудің Сайрам бойындағы тарихи қанды соғыс ең соңғы сапары болып есептеледі. Айтұлы Тілеу және де баласы Тілеуұлы Жолдаяқ батыр (1665-1684 жж) осы соғыста мерт болған. Қожа Ахмет Ясауи кесенесіне әкелі-балалы екеуіде сол жерге жерленген. Бұл тарихи нақты дерек. Екінші нақты деректер Қырғыз руының белгілі қариялары Қыдырбайұлы Дошан, Рахманбердіұлы Иса, Бижанұлы Ақбай, Наурызбайұлы Қазанғап осы аталған қариялар тірі кезінде ауызша айтуымен 1970-1973 жылдары Тасбағамбетов Нұрғали (1950-2000 жж) жазып алған. Осы деректерге сүйіне отырып Қырғыз руы қазақ жерінде ру болып қалыптасуына Айтұлы Тілеу және Ақкісі қызы Сұлуға тікелей байланысты. Ақтөбе облысы Шалқар ауданының өңірінде өмір сүрген Боранбайұлы Сарышолақ шайыр (1858-1929 жж) руы Қырғыз Едігеұлы Қайдауыл батырға (1766-1889 жж) дастан, хиса арнаған. Жоғарыдағы келтірілген деректер нақтырақ болсын деп дастаннан үзінді беріліп отыр. 

Қайдауыл батыр 

Барақтан туған Ақкісі, 
Тілеуде атам барары, 
Ер Тілеуді кім десең , 
Нақты да сөздің жоралы. 
Ескіден қалған ұзын жол, 
Кең арналы сорабы, 
Сұлуын алып Ақкісі, 
Ел болды ғой қоралы, 
Тілеуден туған Мөңкенің, 
Талайдан да асты оралы, 
Атам Тілеу күйеуі Қырғыздың, 
Талайы тоқтап барары, 
Қырғыз қайдан жүр десең, 
Жырауың сөзді табады. 
Ен сайдан келген себеппен, 
Бес жүз шаңырақ шамалы. 
Талай су ақты жыл өтті, 
Кеңейтті арна саланы. 
Сіңісіп кеткен Алты-Әлімге, 
Соншама жанның қарамы, 
Өтірік айтсам шежіре, 
Пейілінен табады. 
Бөлмелеген ешкім жоқ, 
Тал бесіктегі баланы. 
Маңдайға жазған сол болса, 
Жарылқар алдан талабы. 
Бір руы Әлімнің, 
Із түспеген сонары . 
Бір аяқтан ас ішіп , 
Ортақта болды торабы. 

Боранбайұлы Сарышолақ шайырдың Қырғыз руының байы Досыбекұлы Талтаққа айтқан толғауынан нақтырақ дерек болсын деп үзінді беріліп отыр. 

Сыр менен Қаратауды белден басып, 
Барғанда көп жылқымен Қырғыз асып. 
Ауылына Ақкісінің маңдай тіреп, 
Тілеуге болған екен апаң ғашық. 
Апаңыз қарулы екен топты жарған, 
Адамды ұнатқаннан қылған арман 
Бір айғыр шыңырауға түсіп кетіп, 
Апаңыз сол айғырды жалғыз алған. 
Қыласың әр нәрсені Талтақ мақтан, 
Қырғызбен бірге едік әлімсақтан. 
Біздің жер өз жеріңдей болып кетті, 
Құр емессің дарыған байлық,бақтан. 
О,Қырғыз Енсайыңды қиып кеттің, 
Келдің де біздің елге сыйып кеттің. 
Тілеуден тарап шықты талай ұрпақ, 
Апаңның мәртебесін биіктеттің. 


Боранбайұлы Сарышолақ шайырдың ән, толғау, хиса, дастан, тарихи сөз мұраларын жинақтаған Нұрғали Таспағамбетовтың (1950-2000 жж.) жеке мұрағатынан өзгертусіз көшірілді. 

Тасмағамбетов Нұрғалидың немересі Индира Нұрлығалиқызы. 
Алматы облысы Талғар қаласы.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, elimkaz сказал:

кыргызы вошедшие в  род алим-шекты к этому времени (1869, 1870, 1871, 1871 август, 1872 гг.) уже лет под сто жили среди казахов. и навряд ли они были кыргызами по национальности  а по родовому признаку как и сейчас кыргыз-тата,барак,естек.

один мой знакомый казах рассказал такую историю. В 1976 г в СССР был обмен на паспорт нового образца. В одном из казахских районов казахи массово стали записываться кыргызами в графе национальность. Это не на шутку встревожило центральное руководство казахской республики, пришел указ эти проявления пресечь. Дело чуть ли не дошло до бунта. Короче говоря, угрозами, уговорами и обманом эти проявления пресекли.:angry:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, elimkaz сказал:

кыргызы вошедшие в  род алим-шекты к этому времени (1869, 1870, 1871, 1871 август, 1872 гг.) уже лет под сто жили среди казахов. и навряд ли они были кыргызами по национальности  а по родовому признаку как и сейчас кыргыз-тата,барак,естек.

"кыргызова рода естекова отделения", это скорее всего вообще от башкир род.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, elimkaz сказал:

вот что пишут сами местные кыргызы.

Қырғыз руы туралы мәлімет 

Кіші жүз Алты-Әлім руларының ішіне ертеде XVI-XVII ғасырлар аралығында қоныстанған Қырғыздар Тата, Естек, Барақ тайпалары болып бөлінеді. Қырғыз руының батыры, әрі биі, қолбасшысы - Барақұлы Ақкісі (1640-1734 жж) жылдар аралығында өмір сүрген, шамамен 94 жаста қайтыс болған. Оның балалары Қара, Бәйімбетте тарихи тұлғалар. Қырғыз Едігеұлы Қайдауыл батыр (1766-1889 жж). Қырғыз рулары негізі Ақтөбе облысы Шалқар ауданына қарасты Байқадам елді мекенінде шоғырланған. Шекті Айтұлы Тілеу (1630-1684жж) Барақұлы Ақкісінің Сұлу есімді қызын алған. Сұлу әжемізден Тілеуұлы Мөңке би (1675-1756 жж) туған. Барақұлы Ақкісі Мөңкенің туған нағашысы. Барақұлы Ақкісі қызын ұзатқанда қырық қыз, қырық жігіт қосып берген деген ел арасында аңыз-әңгіме айтылады. Ақкісі қызы Сұлу ұзатылардың алдында Айтұлы Тілеуге екі-үш шарт қойған екен: 
1 Еліне жеткенше араларында қарым-қатынастың болмауын өтінген. 
2 Қырық жігітке өз алдына жер, мал және де қазақ елінің қызына үйлендіруін талап еткен. 
3 Қырық қызды жасауымен қазақ жігіттеріне ұзатылуын талап еткен. 
4 Және де алдағы болашақты болжап атына заты сай ұл туып беретінін айтқан. 
Яғни шамамен төрт ғасырдан бері Кіші жүз Алты-Әлім оның ішінде Қабақ-Тілеу руларымен іргелес қоныстанып, өз алдына Қырғыз ру болып қалыптасуы татулық, бірліктің арқасы деп түсіну қажет. Тарихи деректерге сүйінетін болсақ ақын, жырау, шежірешілердің айтылған сөздерінде бір-біріне ұқсастық көп кездеседі. Айтұлы Тілеу тарихта белгілі Сайрам соғысына аттанарда Сұлу әжеміз осы сапарға бармауын өтінген . Жүз жылдығын болжайтын Мөңкені (1675-1756ж.ж) туып бердім, мың жылдығын болжайтын бала беліңде деген екен. Айтұлы Тілеудің Сайрам бойындағы тарихи қанды соғыс ең соңғы сапары болып есептеледі. Айтұлы Тілеу және де баласы Тілеуұлы Жолдаяқ батыр (1665-1684 жж) осы соғыста мерт болған. Қожа Ахмет Ясауи кесенесіне әкелі-балалы екеуіде сол жерге жерленген. Бұл тарихи нақты дерек. Екінші нақты деректер Қырғыз руының белгілі қариялары Қыдырбайұлы Дошан, Рахманбердіұлы Иса, Бижанұлы Ақбай, Наурызбайұлы Қазанғап осы аталған қариялар тірі кезінде ауызша айтуымен 1970-1973 жылдары Тасбағамбетов Нұрғали (1950-2000 жж) жазып алған. Осы деректерге сүйіне отырып Қырғыз руы қазақ жерінде ру болып қалыптасуына Айтұлы Тілеу және Ақкісі қызы Сұлуға тікелей байланысты. Ақтөбе облысы Шалқар ауданының өңірінде өмір сүрген Боранбайұлы Сарышолақ шайыр (1858-1929 жж) руы Қырғыз Едігеұлы Қайдауыл батырға (1766-1889 жж) дастан, хиса арнаған. Жоғарыдағы келтірілген деректер нақтырақ болсын деп дастаннан үзінді беріліп отыр. 

Қайдауыл батыр 

Барақтан туған Ақкісі, 
Тілеуде атам барары, 
Ер Тілеуді кім десең , 
Нақты да сөздің жоралы. 
Ескіден қалған ұзын жол, 
Кең арналы сорабы, 
Сұлуын алып Ақкісі, 
Ел болды ғой қоралы, 
Тілеуден туған Мөңкенің, 
Талайдан да асты оралы, 
Атам Тілеу күйеуі Қырғыздың, 
Талайы тоқтап барары, 
Қырғыз қайдан жүр десең, 
Жырауың сөзді табады. 
Ен сайдан келген себеппен, 
Бес жүз шаңырақ шамалы. 
Талай су ақты жыл өтті, 
Кеңейтті арна саланы. 
Сіңісіп кеткен Алты-Әлімге, 
Соншама жанның қарамы, 
Өтірік айтсам шежіре, 
Пейілінен табады. 
Бөлмелеген ешкім жоқ, 
Тал бесіктегі баланы. 
Маңдайға жазған сол болса, 
Жарылқар алдан талабы. 
Бір руы Әлімнің, 
Із түспеген сонары . 
Бір аяқтан ас ішіп , 
Ортақта болды торабы. 

Боранбайұлы Сарышолақ шайырдың Қырғыз руының байы Досыбекұлы Талтаққа айтқан толғауынан нақтырақ дерек болсын деп үзінді беріліп отыр. 

Сыр менен Қаратауды белден басып, 
Барғанда көп жылқымен Қырғыз асып. 
Ауылына Ақкісінің маңдай тіреп, 
Тілеуге болған екен апаң ғашық. 
Апаңыз қарулы екен топты жарған, 
Адамды ұнатқаннан қылған арман 
Бір айғыр шыңырауға түсіп кетіп, 
Апаңыз сол айғырды жалғыз алған. 
Қыласың әр нәрсені Талтақ мақтан, 
Қырғызбен бірге едік әлімсақтан. 
Біздің жер өз жеріңдей болып кетті, 
Құр емессің дарыған байлық,бақтан. 
О,Қырғыз Енсайыңды қиып кеттің, 
Келдің де біздің елге сыйып кеттің. 
Тілеуден тарап шықты талай ұрпақ, 
Апаңның мәртебесін биіктеттің. 


Боранбайұлы Сарышолақ шайырдың ән, толғау, хиса, дастан, тарихи сөз мұраларын жинақтаған Нұрғали Таспағамбетовтың (1950-2000 жж.) жеке мұрағатынан өзгертусіз көшірілді. 

Тасмағамбетов Нұрғалидың немересі Индира Нұрлығалиқызы. 
Алматы облысы Талғар қаласы.

Негiзi қыргызда бiр қолбаcшысы болмаган болар , жок дегенде бiр 20 сы болса дим да ,ана қазакта байулынын 12 руы бiр бiр ден қыргыздын  кызын алса ,алимен коса - онда қыргыздар түгел  кошiп келерма дим да каспиге .  Жаксыгой атымыз Алашка емес букил алемге тан болар .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, elimkaz сказал:

кыргызы вошедшие в  род алим-шекты к этому времени (1869, 1870, 1871, 1871 август, 1872 гг.) уже лет под сто жили среди казахов. и навряд ли они были кыргызами по национальности  а по родовому признаку как и сейчас кыргыз-тата,барак,естек.

если естек - это искаженное эштек, то это кыргызы из племени солто :large.5a2ce37bef5a9_.png.0d62b6dbc78c2fe

Здесь же присутствует Тата ,  подразделение Чаа - то же подразделение , откуда и я. Выходит, они мои дальние родичи!
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, bektemir2 сказал:

один мой знакомый казах рассказал такую историю. В 1976 г в СССР был обмен на паспорт нового образца. В одном из казахских районов казахи массово стали записываться кыргызами в графе национальность. Это не на шутку встревожило центральное руководство казахской республики, пришел указ эти проявления пресечь. Дело чуть ли не дошло до бунта. Короче говоря, угрозами, уговорами и обманом эти проявления пресекли.:angry:

 

Это все байки! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...