Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

 

Из фондов музея РЭМ (Российский этнографический музей).Ф.Ф. Карав

Собиратели - А.С. Морозова, С.М. Лейкина.

Караганда.

Нач. 20 века.

Подпись - Кольцо женское.

3.jpg

4.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Где-то на летних пастбищах в смежных районах Павлодарского и Каркаралинского уездов.

Подпись - Угощение гостей. Река Чидерты.

3.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Саумал-коль (ныне Баянаульский район). 

Подпись - Дуана (юродивый, предсказатель).

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiYhdMYvlb3Qz70Ovg07B

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiWXr0rMTfCSBjFWtdws4

Подпись - Палка пастуха и палки, носимые юродивыми - предсказателями дуана.

2.jpg

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Саумал-коль (ныне Баянаульский район). 

Подпись - Узорчатый мат из чия.

Прим:

По-казахски "ши" - плетенные из тростника циновки,которыми обкладывались стены юрты.

Заметил, что у нас они крепились с внутренней стороны стенок юрты (кереге), а на юге - снаружи.

5.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

К.В. Щенников.

Нач. 20 века.

Акмолинская область.

Петропавловский уезд.

Подпись - Чий.

7.jpg

6.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Каркаралинский уезд.

Подпись - Конный базар на Куяндинской ярмарке (каз: Атбазары или просто Атбазар).

1.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Великий фотограф запечатлел для потомков как в реальности проходили съезды знати в Степи.

Думаю курилтаи татарских-монгольских племен времен Чингизхана внешне и по сути ничем не отличались.

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Подпись - Сцена на съезде старшин Павлодарского уезда.

4-1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

 

Решения, после их принятия на курилтае, фиксировались писарями на бумаге и подписывались участниками голосования - у Чингизхана протоколировались писарями киданями, у казахов - писарями русскими и татарами. 

 

Подпись - Канцелярия волостного старшины.

6.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Аульная школа.

6.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

 

Каркаралинский уезд.

Подпись - Стрижка овец на Куяндинской ярмарке.

Сейчас это Каркаралинский район Карагандинской области, приграничье с Баянаульским районом Павлодарской области.

66.jpg

Павлодарский уезд.

Подпись - Стрижка овец у Егинды-Булак.

Сейчас  это Баянаульский район Павлодарской области, Кундыкольский с/о, приграничье с Каркаралинским районом Карагандинской области.

666.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Подпись - Стрижка овец на Куяндинской ярмарке.

Сейчас это Каркаралинский район Карагандинской области, приграничье с Баянаульским районом Павлодарской области.

 

Фотографии с Куяндинской ярмарки С.М. Дудина, 1899 год:

image.jpg

1.jpg

2.jpg

Фотографии с Куяндинской ярмарки неизвестных мне авторов, доступны каждому:

10.jpg

5.jpg

7.jpg

6.jpg

8.jpg

3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Подпись - Табунщик с укрюком (каз: құрық):

44.jpg

4.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Подпись - Кочевка на верблюдах (хотя казахи и монголы всегда кочевали и кочуют перевозя разобранные юрты и свой скарб на верблюдах).

55.jpg

555.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.12.2019 в 23:02, АксКерБорж сказал:

Хочу сделать оговорку по ранее залитым и по фотографиям, которые я планирую здесь залить в дальнейшем.

 

Примерный регион, где Дудин С.М. в 1899 году запечатлел на своих уникальных фотографиях быт местных казахов, выделен мной на карте.

SEVERO-VOSTOK---VERBLYDY---DUDIN-S.M.---

SEVERO-VOSTOK---VERBLYDY---DUDIN-S.M.---

Это смежные районы современной Павлодарской области, в большей частью это современные Баянаульский и Екибастузский районы Павлодарской области - горы Баянаула, урочища Калкаман, Шоптыколь, Аккелин, Муздыколь, озера Джасыбай, Саумалколь, долины рек Шидерты, Ашысу и др.

 

И частично это современный Каркаралинский район Карагандинской области - горы Каркаралы, знаменитая в прошлом Куяндинская ярмарка, исток реки Нура, долина реки Талды, озеро Карасор и др.

 

Шопты коль - как переводится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.12.2019 в 23:23, АксКерБорж сказал:

 

Да, написано "кииз", но у нас на кошму/войлок говорят "кигіз", так привычнее для моего языка. :)

 

Значит теленгиты

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.02.2020 в 21:40, АксКерБорж сказал:

В прошлом я показал примеры ошибочных подписей к некоторым заливаемым мной музейным экспонатам (фотографиям) из МАЭ РАН (Кунсткамеры), например:

якобы Кокшетау, но на самом деле Семиречье; якобы кыргызская юрта, но на самом деле казахская юрта; якобы казахи Оренбурга, но на самом деле казахи Омска; якобы дунгане, но на самом деле казахи и т.д.

 

Привожу очередные примеры таких ошибочных подписей

И это не голословно, я могу доказать это!

 

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Павлодарский уезд.

На ошибочной подписи - Семиречье.

1899.jpg

Павлодарский уезд.

На ошибочной подписи - Семиречье.

1899.jpg

Подписано "Прическа девочки". 

На самом деле это мальчик и казахская традиционная мальчиковая прическа 2 в 1: "айдар" (оселедец) + "кекіл" (чуб):

1899.jpg

Прическа девочки на другом фото Дудина из этих же мест;

1899.jpg

Типично теленгитская шапка у мальчика

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.03.2020 в 19:59, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

К.В. Щенников. 1910 год.

Акмолинская область, Петропавловский уезд.

Группа женщин у юрты.

1910-4.jpg

Девушки в анфас:

1910-5.jpg

Девушки в профиль:

1910-5-1.jpg

Посрединет теленгит. В характерной теленгитской шапке

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.03.2020 в 13:15, АксКерБорж сказал:

Дни перекочевки с зимних пастбищ на летние пастбища у казахов всегда были радостными, праздничными днями.

Люди надевали самые лучшие одежды и даже сбрую и упряжь седлали на лошадей украшенные, например, как на этом фото красочная попона. Думаю если оцифровать фото в цвет, то попона окажется ярко красного цвета . 

Повсюду в степи были слышны игры, песни, шутки и смех. 

image.jpg

Насколько характерны для казахов шапки у девушек?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.03.2020 в 09:39, АксКерБорж сказал:

И даже щипчики для волос. Для выщипывания бровей?

2.jpg

Серьги (каз: сырға), кольца (сақина), щипчики (шімшуір), веретено (ұршық):

4.jpg

Чымчык  - щипать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.03.2020 в 11:48, АксКерБорж сказал:

1) Два браслета "білезік", подвешенные на ножи-складники;

2) Брошка в правом нижнем углу;

3) Кошелек вышитый золотыми нитками;

4) И самое очень важное на фото это изготовленные казахскими мастерами ножи-складники "бәкі", которые до конца 20 века также носили с собой все мужчины и старики в наших краях, им они резали и ели мясо, совершали другие надобности. К сожалению, они тоже канули в лету.

Если все думали, что такие ножи это изделие советской промышленности, то они ошибались.

1899.jpg

Томырак. У дедушки всегды был бычак и томырак. Ел с него мясо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.03.2020 в 06:06, Almaty сказал:

 

Муса Чорманов о казахах Павлодара :lol:

 

АКБ интересно казахи Павлодара какую рыбу ловили? Просто интересно, и это не троллинг

Теленгиты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.09.2021 в 12:49, АксКерБорж сказал:

 

Из фондов Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

1915 год.

Карагандинская область.

Седло (деревянный каркас с орнаментом из серебра).

(АКБ: по принятой исследователями классификации - оно было распространено в прошлом на севере, северо-востоке и востоке Казахстана - в Степном крае и на Алтае).

ZBy3lTRVVnDXQpDXsPTRm_zQsJA9BKfDamE85Rzg

 

Алтай эр, теленгитский. Всё верно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.01.2022 в 00:59, АксКерБорж сказал:

 

Мало что это слово из древнетюркского словаря, мало, что оно есть в современных тюркских языках, в казахском и кыргызском языках в том числе, так еще и этимология прозрачная тюркская.

Да и и вообще большинство скотоводческих терминов у монгольских народов по сути тюркские, уже много раз обсуждали с приведением кучи примеров и авторов.

Так что халхаское "зэл" это искаженное тюркское "желі" (жалы).

Вот так и сочиняем, сочиняем... :rolleyes:

 

ДТС:

image.jpg

 

Можно ссылку на тему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.04.2020 в 22:21, кылышбай сказал:

это чий, тростник за кереге юрты?

ездил к кудалар-каракесекам, у них такие столы. эти посиделки у них называются "Дөңгелек үстел". когда первый раз поехал понял почему. у нас такого нет

У нас это где? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...