Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

К.В. Щенников.

Нач. 20 века.

Петропавловский уезд.

Застежка, деталь с петлей. Металл, сердолик.

Каз. яз.: Ілгек.

Судя по форме сердоликов (сердечки), не совпадающих с ложем, в которые они оправлены, а также отверстиями в них, использованы сердолики из какого-то другого украшения.

20.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

К.В. Щенников.

Нач. 20 века.

Петропавловский уезд.

Перстень женский.

Каз. яз.: 

рег. Сақина (в наших краях)

рег: Жүзік (в других краях)

20-1.jpg

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тот же перстень с лицевой стороны.

Камень кажется сердолик, а может быть агат?

20-2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Увеличу подсветку: ;)

20-3.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Фотка не в тему.

Наш халхаский братец Азбаяр часто подражает казахстанским троллям, облюбовавшим эту тему - думану арс, арс ену и алматы-момыну.

А зря.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь в тему. ;)

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Кочевка небогатых казахов на лошадях:

image.jpg

 

Это не случайный и не простой повтор фотографии. Да, я это фото заливал в самом начале темы, но ошибся подписав его автором павлодарского фотографа начала 20 века Д.П. Багаева.

За что приношу свои извинения.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

01.01.2020 в 11:09, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Казахский юрточный стол - Он совершенно не изменился в наших краях по сей день.

1.jpg

image.jpg

 

В наших краях мы называем этот традиционный деревянный стол "Дөңгөлөк стөл" (букв: круглый стол). Некоторые изредка называют его также "Төмен стөл" (букв: низкий стол).

Он различается только диаметрами столешницы, в зависимости сколько человек может поместиться вокруг него.

С размером стола напрямую связан размер, диаметр блюда (чаши) с бешбармаком.

Соответственно, столы и блюда с мясом бывают примерно такие - на 8, 10, 12 человек.

Такие столы в наше время есть уже не  у всех, поэтому можно часто видеть как их берут друг у друга. Если видишь, что кто-то несет на плечах такой стол, то значит намечается проведение какого-нибудь мероприятия - конак, катым, ас, кудалык или др.

2.jpg

  4.jpg

Обычно такие столы любая семья хранит стоя как на фото, чтобы не занимали много места в ненужное время: 

152.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.08.2020 в 14:20, АксКерБорж сказал:

Такие столы в наше время есть уже не  у всех, поэтому можно часто видеть как их берут друг у друга. Если видишь, что кто-то несет на плечах такой стол, то значит намечается проведение какого-нибудь мероприятия - конак, катым, ас, кудалык или др. 

 

Можно видеть как их иногда несут, не только в аулах, но и в городах:

3.jpg

 

Причина проста:

1) Это наша древнейшая традиция сидеть за трапезой на земле в юрте, на кошмах.  

2) Традиционное отсутствие испокон веков понятия "стул" как вида мебели в юрте.

 

Поэтому наши казахи (взрослые и старого поколения) не могут сидеть за высокими современными столами, на стульях, а предпочитают сидеть как и их отцы, деды и далекие предки на войлочных коврах на земле в юрте, вернее сейчас уже на полу.

Поэтому эти наши столы верой и правдой служат нам по сей день!

Скажу по секрету, у меня у самого есть такой. И мне очень нравится сидеть именно так. -_-

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

С. И. Руденко описал обряд, связанный с первым привязыванием жеребят у северо-восточных казахов.

По его наблюдениям, после натягивания веревок привязи между кольями, желі (собственно привязь), гриву жеребенка и кобылицы (иногда и жеребца) обливают айраном.

Около привязи едят ірімшік (творог) с молоком. Затем приглашенных угощают мясом, причем ритуальным блюдом и здесь было блюдо из прямой кишки лошади (АКБ: қарта).

 

Плетенный тонкий волосяной аркан для привязывания жеребят:

Древнетюркский язык: 

37.jpg

Халхаский язык - зэл

Казахский язык - желі

17.jpg

43ffa40f13b5.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Скала в окрестностях озера Жасыбай (в прошлом - Шоинды көл).

Павлодарская область.

Баянаул.

Кемпір тас.

image.jpg

 

Слегка похожая скала, тоже в форме человеческой головы.

Монголия.

Хэнтий аймаг.

Окрестности монастыря Балдан бэрээвэн.

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Скала в окрестностях озера Жасыбай (в прошлом - Шоинды көл).

Павлодарская область.

Баянаул.

Кемпір тас.

image.jpg

 

Слегка похожая скала, тоже в форме человеческой головы.

Монголия.

Хэнтий аймаг.

Окрестности монастыря Балдан бэрээвэн.

image.jpg

 

Это что, Титаны?  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/6/2020 at 2:20 PM, АксКерБорж said:

 

В наших краях мы называем этот традиционный деревянный стол "Дөңгөлөк стөл" (букв: круглый стол). Некоторые изредка называют его также "Төмен стөл" (букв: низкий стол).

Он различается только диаметрами столешницы, в зависимости сколько человек может поместиться вокруг него.

С размером стола напрямую связан размер, диаметр блюда (чаши) с бешбармаком.

Соответственно, столы и блюда с мясом бывают примерно такие - на 8, 10, 12 человек.

Такие столы в наше время есть уже не  у всех, поэтому можно часто видеть как их берут друг у друга. Если видишь, что кто-то несет на плечах такой стол, то значит намечается проведение какого-нибудь мероприятия - конак, катым, ас, кудалык или др.

2.jpg

  4.jpg

 

Кыргызы в селах тоже за таким столом сидят на табуретках или на полу. у бабушки в деревне был точной такой же стол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, buba-suba сказал:

Это что, Титаны?  :D

 

Гранитные скалы необычных форм. Как называется скала в Хэнтий аймаге Монголии я не знаю, но наша называется в народе "Кемпір тас" - голова старухи, букв. "каменная старуха".

 

4 часа назад, Samatq сказал:

Кыргызы в селах тоже за таким столом сидят на табуретках или на полу. у бабушки в деревне был точной такой же стол.

 

Тоже круглые?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 minutes ago, АксКерБорж said:

Тоже круглые?

Да, сидеть на углу это же из разряда культурно-обусловленного синдрома (этнический психоз) как у монголов которые грозы боялись.:asker28it:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Samatq сказал:

Да, сидеть на углу это же из разряда культурно-обусловленного синдрома (этнический психоз) как у монголов которые грозы боялись.:asker28it:

 

Спросил, потому что на юге Казахстана часто бывают и прямоугольные, вдруг и у вас они такие же.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Samatq сказал:

Топчанные столы же прямоугольные. Влияние братьев узбеков

 

Я об обычных столах, не о тапчанных.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, АксКерБорж said:

 

Я об обычных столах, не о тапчанных.

 

Я про культурное влияние оседлых народов:ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21.07.2016 в 19:05, АксКерБорж сказал:

Д.П. Багаев.

В юрте Мусы Шорманова, разливающего кумыс:

Баянаул, Муса Шорманов ага-султан Баянаульского  внешнего округа, этнограф из рода Қаржас племени Арғын, приходится нагашы - дядей по матери Чокану Чингизовичу Уалиханову.

dba2d88594d3.jpg

Оцифровка, можно увидеть цвета ковра и посуды:

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.07.2020 в 16:13, АксКерБорж сказал:

В 1865 году озеро называлось Шойынды көл (Чугунное озеро).

Гейнс А.К. "Киргизъ-Кайсаки".

В гостях у Мусы Шорманова.

9 августа 1865 года.

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

Павлодарский уезд.

Баянаул.

В 1899 году Дудин С.М. называет озеро Джасыбай - по имени батыра 18 века:

 

На уникальной карте 1890 года озеро отмечено как Джасыбай:

А значит смена названия озера произошла примерно в промежутке 1865 и 1890 годов.

Ответ на вопрос почему произошла смена названия озера надеюсь дадут наши будущие исследователи или краеведы.

19.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Думан, это русские переселенцы?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не оффтопьте тему.

И вообще нормальные юзеры подписывают свои фотографии.

Выражаю тебе свое презрение за попытку троллить тему.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...