АксКерБорж Опубликовано 12 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 11.07.2020 в 10:48, АксКерБорж сказал: Речь там идет о названии интересного головного убора на мужчине слева - как он назывался? По покрою очень удобный для здешних мест - защищает затылок, шею, плечи и грудь от снега и морозного ветра. Своего рода более легкий прототип зимнего лисьего малахая. Своего рода демисезонный малахай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 12 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 6 минут назад, АксКерБорж сказал: По покрою очень удобный для здешних мест - защищает затылок, шею, плечи и грудь от снега и морозного ветра. Своего рода более легкий прототип лисьего малахая. Однако видел нечто похожее из кольчужной сетки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 31 минуту назад, buba-suba сказал: Однако видел нечто похожее из кольчужной сетки Мне он напоминает один исторический головной убор, но не могу вспомнить где я его видел. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 12 июля, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 В такой шапке пел казахскую песню главный герой фильма "Алые маки Иссык-Куля": Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 12 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 В "Махабат дастаны" тоже этот головной убор присутствует Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 12 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 42 минуты назад, Rust сказал: В такой шапке пел казахскую песню главный герой фильма "Алые маки Иссык-Куля": 28 минут назад, Murat1 сказал: В "Махабат дастаны" тоже этот головной убор присутствует Это казахская кулапара, шапка от непогоды в основном. 2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 12 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 В фильмах как раз связано с казахами. В первом видео гг пришёл, если не изменяет память, к родичам после жизни среди казахов. Во втором джигиты казахского хана изображены в этих шапках Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 Спасибо, ув. Рустам, Murat1 и конечно Момын! Вместе всегда легче искать ответы на вопросы, чем в одиночку. Вот видишь, Момын-Almaty, когда ты адекватно участвуешь в исторических темах, а не в кухонных, то от тебя есть польза. Оказывается в подписи к фотографии Дудина написано "кульпара" (күлпара). А мы с Buba-suba дочитались до "кулькца", но и ему спасибо. В онлайн казахском словаре его название дано чуть не так "күләпара" (куляпара). У башкир "куляпара" называется войлочный колпак: 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 12 июля, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 12 июля, 2020 Кайрат - вы сами провоцируете юзера Алматы, зачем? Чтобы потом жаловаться на его сообщения? Он и Момын это разные юзера. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 13 июля, 2020 21 час назад, Rust сказал: Кайрат - вы сами провоцируете юзера Алматы, зачем? Чтобы потом жаловаться на его сообщения? Он и Момын это разные юзера. Ok, Рустам, пусть будут разные. Буду обращаться к каждому нику по отдельности, не вопрос. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 13 июля, 2020 Сибирские казахи. Сибкрай. Зимняя тебеневка лошадей. Временное жилище табунщика "Джолым үй". Конские сани табунщика. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 13 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2020 12.07.2020 в 16:36, Almaty сказал: Это казахская кулапара, шапка от непогоды в основном. Но написано не "кулапара". 4-я явно не "а", у 5-й нет черточки наверху как у кепе, дальше ни на "а", ни на "р" не похоже. Только последняя точно "а". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 июля, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 14 июля, 2020 Вполне подходит "кульпара". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 14 июля, 2020 42 минуты назад, Rust сказал: Вполне подходит "кульпара". Конечно кульпара по смыслу и по типу головного убора на фото. 16 часов назад, buba-suba сказал: Но написано не "кулапара". 4-я явно не "а", у 5-й нет черточки наверху как у кепе, дальше ни на "а", ни на "р" не похоже. Только последняя точно "а". В подписях к фотографиям в Кунсткамере много ошибок. Примеры я приводил на форуме. Вы правы, написано не "кульпара", а похоже на "кулькара". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 14 июля, 2020 09.04.2020 в 16:11, АксКерБорж сказал: Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург. С.М. Дудин. Павлодарский уезд. Баянаул. В 1899 году Дудин С.М. называет озеро Джасыбай - по имени батыра 18 века: ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Но каких-то 34 года назад озеро оказывается называлось Шойынды көл (Чугунное озеро). Гейнц А.К. "Киргизъ-Кайсаки". В гостях у Мусы Шорманова. 9 августа 1865 года. 1) Судя по характерному постоянному темному цвету воды в озере, название Шоинды-коль (озеро Чугунное) соответствует цветовой характеристике. 2) Но в записках местного краеведа Машхур-Жусуп Копеева (1858 - 1931) я нашел другое объяснение, что озеро получило свое название в первой половине 18 века по брошенной джунгарами у озера чугунной посуде, котлах и пр.: "... Шойынды көл деген көл, Жасыбайды өлтірген қалмақтардың Олжабайдан ұйлығып қашқанда, аяқ-табақ ыдыстарын бір араға үйіп-төгіп тастап кеткен жері. Сонан әркім бір нәрсе тауып алып "Шойынды көл" атанған" [Сочинения. На казахском языке. Т. 8. С. 267. Павлодар, 2006] Перевожу: "... Шоинды-коль получило свое название "Чугунное" потому и тогда, когда калмыки, убившие Джасыбая (АКБ: батыра) толпой убегая от Олжабая (АКБ: тоже батыра) побросали у озера свою чугунную посуду, из которой каждый взял себе по одной посуде". Но в таком случае возникает логичный вопрос - почему тогда Машхур Жусуп не называет настоящего названия озера, которое существовало до названия Шоинды? Поэтому его объяснение, мне кажется, больше "народное", мифическое. Такое часто имело место. Например, название гористой местности и самих гор Баянаул многие объясняли именем Баян батыра, хотя это не так, потому что это название калмыцкое, означающее "Байн уул" - "Богатые горы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 14 июля, 2020 В другом томе, девятом, Машхур-Жусуп Копеев и вовсе называет это озеро "Одно озеро", то есть безымянным. Из его слов следует, что ему незнакомо другое название озера кроме "Шоинды" (Чугунное). С. 128: "... Баянаула тауының қалың ортасында бір көл бар". Перевожу: "... Среди множества гор Баянаула есть одно озеро". А значит название "Шоинды" и есть изначальное. Калмыки, временно владея краем приблизительно в 1650 - 1740 годах могли называть озеро калькой на своем языке - Ширмн-нур. Могли, предполагаю конечно. ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 14 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 14 июля, 2020 6 часов назад, АксКерБорж сказал: В подписях к фотографиям в Кунсткамере много ошибок. Примеры я приводил на форуме. Вы правы, написано не "кульпара", а похоже на "кулькара". Да, возможна ошибка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 15 июля, 2020 12 часов назад, buba-suba сказал: Да, возможна ошибка. А как на бурятском языке будет "Чугунное озеро"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 16 июля, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. С.М. Дудин. 1899 год. Павлодарский уезд. Охотник с ловчим ястребом (каз: қаршыға): Прокомментирую словами известного этнографа верхнее фото, на котором у всадника охотника на поясе висит барабан - для чего использовали его казахи. М.И. Красовский М.И. "Область сибирских киргизов" (Образ жизни казахов степных округов), 1868 год: Жилище киргиза, при его теперешней жизни, должно удовлетворять следующим главным условиям: стоит не дорого, дешево ремонтироваться, удобно и скоро собираться, разбираться, навьючиваться на верблюда и, кроме того, обладать незначительным весом, не сноситься ветром, но, в тоже время, для выигрыша времени при складке, оно не должно слишком прочно пригвождаться к земле, вмещать в себе все необходимое для одной семьи имущество, хорошо укрывать людей зимою от стужи, снега и ветров, летом от дождя, зноя и пыли, наконец – доставлять некоторые удобства относительно внутренней меблировки, т.е. возможность удобно размещать в нем необходимую домашнюю утварь, складывать и развешивать платья и проч. Всем этим условиям как нельзя лучше удовлетворять искони веков употребляемая кочевыми жителями для жилья войлочная палатка, называемая юртою. … в дверных углах юрты, между разным хламом, у них стоит на привязи больная скотина, телята однолетки, тохтушки, укрываемые от мороза, молодой верблюжонок. Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности, и другие вещи, как-то: узды, разные седла и арчаки, иногда хомуты и шлеи, запасные арканы, пояса всех видов, плети всевозможного устройства (нагайки или камчи) и прочее". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 18 июля, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. К.В. Щенников. Нач. 20 века. Акмолинская область. Петропавловский уезд. Седло, украшенное серебром и сердоликами. Казахское седло северо-восточного типа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 18 июля, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. С.М. Вайшле. Первая треть 20 века. Павлодарский уезд. Кора - помещение для скота из кирпича сырца во время перестилки крыши. Мои пояснения на казахском языке: Кора - это қора или мал қора, т.е. сарай для скота. Кирпич сырец - это саман, т.е. кирпич, изготовленный путем мешения (месить) копытами лошадей или волов сырой густой приозерной липкой глины с соломой или объедками сена (қырқынды), нарезки на формы и последующей длительной сушки на открытом воздухе и солнце. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 19 июля, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. С.М. Вайшле. Первая треть 20 века. Павлодарский уезд. Кора - помещение для скота из кирпича сырца в безлесном районе. Мои пояснения на казахском языке: Вдалеке видны сложенные кирпичи "саман". Мои пояснения на казахском языке: Слева видна калитка и жердей тала, у нас такие конструкции, такие и более крупные, для загонов и сараев скота называются "тегермек". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 19 июля, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. С.М. Вайшле. Первая треть 20 века. Павлодарский уезд. Вид постройки оседлого середняка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 21 июля, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. С.М. Вайшле. Первая треть 20 века. Павлодарский уезд. Край казахского кладбища (каз. яз.: Зираттың шеті). Нынче захоронения у нас кирпичные - из белого, красного, желтого силикатного кирпича. Хорошо видна наша необъятная гладкая степь (каз. яз., севе-вост., диал.: Қыр). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 21 июля, 2020 Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. А.Л. Мелков. 1927 год. Павлодарский уезд. Кладбище в 7 ауле. Это и вовсе супер фото. Седьмой аул (в оригинале - Жетінші аул) расположен сразу же за разливающейся поймой Иртыша на его правом берегу, позже переименованный в поселок Ленинский (до сих пор носит это название ), железнодорожная станция там же носит название Жолкудук. Родовые земли рода Бөрі из поколения Басентиин племени Аргын. По имеющейся информации в ближайшие годы планируется дать населенному пункту название Казангап по имени известного правителя и бия Баянаульского внешнего округа из рода Бөрі . Каждый проезжавший по автотрассе Павлодар - Астана, Павлодар - Караганды, знаком с необычным казахском кладбищем с северной стороны дороги, с множеством помпезных мавзолеев из камня, кирписа и металла. Думаю и наш ув. админ Рустам прекрасно знает об этом казахском кладбище как часто проезжающий по этой дороге, потому что его нельзя не запомнить, других таких красивых казахских кладбищ трудно найти в Казахстане. А начиналось наверно все с этого: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться