Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

22.03.2019 в 11:35, АксКерБорж сказал:

 

Сперва небольшая предыстория к фотографиям из северо-восточного Казахстана, которые мне удалось отыскать в среди экспонатов Кунсткамеры.

 

15 июля 1891 года цесаревич Николай Александрович Романов, тогда ему было 23 года (позже император Николай II, трагически погибший со своей семьей от рук коммунистов в Екатерибурге в 1918 году), в сопровождении своей свиты прибыл на пароходе в казахский аул на берегу Иртыша в 12 верстах от Омска.

 

Степным генерал-губернатором Таубе и самыми уважаемыми в Степи казахскими  биями, старшинами и другими казахами была организована грандиозная встреча гостя.

Перечислю некоторых из них:

- Чингиз Уалиханов (Акмолинская область)

- Ислям Алиханов (Семипалатинская область)

- Султан Найманханов (Семиреченская область)

- знаменитый богач нашего края Нурмухамет Саганаев (Акмолинский уезд)

- Мейрам Жанайдаров (Атбасарский уезд)

- Кенжебай Ордабаев, Касен Какенов и Тастамбек Шонаев (Омский уезд)

- волостной управитель Теренкульской волости Ильяс Шанкарин (Павлодарский уезд)

- Садуакас Мусин Шорманов (Павлодарский уезд, Баян-аул)

- управитель Алтыбаевской волости Иса Бердалин (Павлодарский уезд)

- Кусаин Боштаев (Павлодарский уезд)

- чингизид, торе Бастеми Татенев (Павлодарский уезд, Маралдинская волость)

- и другие.

 

В степи вырос войлочный аул из 20 юрт, наполненных предметами быта бедного, среднего и богатого сословий.

Было установлено две самые большие и искусно отделанные шатровые гостевые юрты.

Показывали свое искусство акыны (певцы-импровизаторы), борцы и лекари-баксы, готовились степные блюда.

В ауле собрались  чиновники, студенты учебных заведений, гимназисты, люди разных сословий из г. Омска.

 

 

image.jpg

 

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Торговцы.

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Одежда мужчины.

1899.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

Павлодарский уезд.

Баянаул.

 

В 1899 году Дудин С.М. называет озеро Джасыбай - по имени батыра 18 века:

SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---DZASYBAI-BA

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но каких-то 34 года назад озеро оказывается называлось Шойынды көл (Чугунное озеро).

 

Гейнс А.К. "Киргизъ-Кайсаки".

В гостях у Мусы Шорманова.

9 августа 1865 года.

1.jpg

2.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас озеро выглядит так:

3ba763828b58c43d19e3ff32adb69db2.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Выходит, что в промежуток между 186 годом и 1899 годом озеро Шойынды көл (рус: Чоинды куль) получило новое название Джасыбай.

Наверно по имени батыра Джасыбая из аргынского рода Басентиин, могила которого расположена здесь на перевале:

images?q=tbn:ANd9GcQD4Hcj_kVPPzx8p2cS6sx

Mogila-Zhasybaya-11.JPG

Недалеко виднеется то самое озеро:

Mogila-Zhasybaya-6.JPG

Mogila-Zhasybaya-38.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О казахском названии Павлодара.

Хорошо известно, что казахи края издавна называют город Кереку.

Это название широко использовалось местными казахами вплоть до 1990-х годов.

Много копий было сломано в спорах о происхождении казахского названия Кереку и, как правило, все споры были политически и национально ангажированы. Одни тянули одеяло к якобы фамилии Коряков какого-то никому неизвестного сотника и что мол Кереку это искаженное Коряков. Другие искали корни в казахской истории края, культуре и языке.

 

Путевые записки Гейнц А.К. ("Киргизъ-Кайсаки", 15 сентября 1865 года) дают простое объяснение названию, что:

"... Народ во всей степи (имеются в виду казахи), несмотря на официальное переименование населенного пункта в Павлодар, по прежнему называют его Кереку (в автора в русском произношении - Коряков). И что населенный пункт получил свое название Кереку (Коряков) своей близостью к одноименному озеру".

Никаких сотников, никаких фамилий!

Это название местного соляного озера! (кстати оно давно потеряло свои запасы природной соли) 

А топонимика на 1865 год в этих местах была, естественно, казахской.

Вот и делайте выводы...

 

image.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Впечатление Гейнца о нашем городе 154 года назад: :)

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Так само название Коряков - русское?

Цитата

К числу подобных прозвищ относится и именование Коряк, Корякий, образованное от устаревшего существительного «коряка» (упрямый, упорный, несговорчивый или жеманный человек), либо от глагола «корякать» (делать что-то неумело). Оно впервые упоминается в «Ономастиконе» С.Б. Веселовского: Коряка, крестьянин, 1339 г. (Новгород) и характеризует своего носителя как упрямца, не желающего слушать советы других.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Rust сказал:

Так само название Коряков - русское?

 

Это название соляного озера. А названия местностей (топонимика) в середине 19 века была еще казахской.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

Павлодарский уезд.

Баянаул.

 

В 1899 году Дудин С.М. называет озеро Джасыбай - по имени батыра 18 века:

SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---DZASYBAI-BA

Тот самый перевал в наши дни.

Места съемок слега разные, старое фото левее (западнее), новое правее (восточнее).

Mogila-Zhasybaya-38.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Это название соляного озера. А названия местностей (топонимика) в середине 19 века была еще казахской.

Не верю. Вот, что пишет топонимический словарь:

Цитата

Основан в 1720 г. как Коряковский форпост на Иртышской линии русск. воен. укреплений; название форпоста — по находящемуся в 20 км от него Коряковскому соленому озеру. На этом озере находились соляные промыслы русск. купца из города Тара Н. Корякова, по фамилии которого озеро и получило название. В 1838 г. форпост преобразован в ст-цу Коряковская. В конце 1860 г. местное купечество возбудило ходатайство о преобразовании ст-цы в город с присвоением ему названия Павлодар в честь только что родившегося младшего сына императора Александра II Павла.

Источник: https://gufo.me/dict/toponymy/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Rust сказал:

Не верю. Вот, что пишет топонимический словарь:

 

Это современный словарь. А Гейнц руководствовался местными информаторами казахами, которые лучше всех знали что и как.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Это современный словарь. А Гейнц руководствовался местными информаторами казахами, которые лучше всех знали что и как.

 

И что написал Гейнц?

Цитата

15-го сентября. Коряков, где мы теперь находимся, переименован Гасфордом в 1860 г. в город и произведен в Павлодар, хотя народ во всей степи по-прежнему называет его Коряковым. Он получил значение вследствие своего положения на Иртыше между Семипалатинском и Омском и близостью Коряковского соляного озера, на котором добывают до миллиона пудов соли ежегодно. Из Тюмени по Тоболу, Оби, Иртышу ходит семь пароходов. Когда в Иртыше вода велика, пароходы поднимаются до Семипалатинска, отвозя туда европейский товар; если же Иртыш мелок, товар довозят до Корякова и оттуда везут гужем в Семипалатинск. Из Корякова везут соль, предназначаемую для снабжения Тобольской губернии. Из Семипалатинска или, если в Иртыше воды мало, то из Корякова, возили прежде, до восстания Дюнгана, китайский товар, теперь возят кожи, сырые произведения и графит с приисков Мамонтова (Сергиопольского округа, около Тарабогатая) и Самсонова.

Коряковское озеро снабжает солью только Сибирь; тут же в Киргизской степи соляных озер так много и добывка так легка, что само правительство было принуждено объявить Калкаманское озеро и другие свободными. Количество соли, предназначенное к добывке из Коряковского озера, определяется Тобольской палатой. Озеро от пристани двадцать пять верст. За ломку соли и доставку ее на пристань определяется киргизам невероятно дешевая цена, по копейке с пуда. Это было мне непонятно, покуда не прочел в деле, взятом мною у соляного смотрителя, следующее: киргизы в настоящем году не шли на тяжелую работу к озеру за копейку с пуда; соляной ревизор написал свирепую бумагу начальнику Семипалатинского внутреннего округа с решительною просьбою пояснить, для донесения по своему начальству, отчего киргизы не идут на работу. Тот отвечал, что цена низка, но прибавил, что будет содействовать приисканию рабочих, вслед за тем пришлет список нанявшихся рабочих.

Нужно не забывать, что киргизы смертельно боятся всяких бумажных угроз и кляуз, и чтобы отделаться от них, платят целыми волостями пропорционально состоянию каждого члена, чтобы собрать надлежащую сумму. Конечно, рабочие и явились *.

Коряков скверный и маленький городишко.

Он написал, что есть городишко Коряков, что есть Коряковское озеро. И это 1865 год. Он уже Павлодар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Rust сказал:

 

Коряковскому соленому озеру. На этом озере находились соляные промыслы русск. купца из города Тара Н. Корякова, по фамилии которого озеро и получило название. 

 

 

Я же не зря оговорился выше, что спор про происхождение названия Коряков - Кереку очень политизированный еще с советских времен.

Еще с тех времен у нас в крае гуляет байка про неизвестного никому Корякова, то он якобы сотник из Тары, то он якобы купец из Тары.

Кстати, историки, работавшие со сборником "Очерки края в очерках и документах 1594 - 1917 г.г.", известных в Таре людей по фамилии Коряков не нашли.

 

Хотя по логике это должна быть легендарная и грандиозная по  масштабу личность, ведь если верить таким байкам, то он крутил всем бизнесом в юго-западной Сибири, на его фамилию было переименовано крупнейшее соляное озеро, носившее местное казахское название (безымяных озер в степи не было, тем более крупных!), и наконец в честь него был назван целый город. :wacko::blink::huh:

 

В современном г. Тара в честь такой личности позднее были бы названы площади, проспекты, скверы, учреждения, стоять памятники, да что там говорить - Тара сама носила бы сейчас название Корякова. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.03.2020 в 17:53, АксКерБорж сказал:

Автор фото мне неизвестен.

Вид Омска (каз: Омбы):

19.jpg

 

Гейнц А.К. "Киргизъ-Кайсаки".

Экспедиция 1865 года.

 

1.jpg

2.jpg

 

План каменной мечети.

1824 год.

Plan-kamennoj-magometanskoj-mecheti.-182

h.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто сейчас поверит, что в нашем Павлодарском Баянауле каких-то 150 лет назад водились архары и сайгаки? :o

 

Гейнц А.К. ("Киргизъ-Кайсаки". Экспедиция по северо-восточному Казахстану в 1865 году):

 

1.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И кто сейчас поверит, что каких-то 150 лет назад между Акмолой (Астана) и Боровым (Бурабай, Кокшетау) водились маралы и медведи? :o

 

1865-1.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.12.2019 в 17:37, Steppe Man сказал:

Часто вижу ,что у казахов в древности  пояс ткановый или шёлковый.Это от монголо-татаров или калмыков ?

 

2yfUDZ3ftgjSi5uEYsm49jP345YKuR.jpg

что за головные уборы у мужчин в центре, в верхнем ряду? левый похож на борик с высоким мехом, а второй похож на ногайские или казацкие папахи

09.12.2019 в 18:13, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера).

Фото С.М. Дудина, 1899 год, "Задворки юрты".

Летние пастбища у озера Саумал-коль (в Баянаульском районе Павлодарской области).

1899.jpg

 

у вас тоже коз разводят? я думал только в горных и пустынных районах на юге. слышал они умнее овец и они находят воду, хорошие места с травой

09.12.2019 в 16:45, Steppe Man сказал:

fb61e814b6464c7fd8954879aaa1f480.jpg

думаю это фто сделано на юге, в Туркестанской области: лицо закрывали женщины-узбечки плюс у женщины справа платье с атласным рисунком. обе женщины скорее всего казашки, но видно влияние на быт окружающей оседлой мусульманской среды

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20.12.2019 в 07:03, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. К.В. Щенников. 1910 год. Амулет - Тұмар. Акмолинская область.

 

Скрытый текст

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

 

 

в детстве бабушка такие нам выдавала. но они уже были не из кожи а из бархата. всегда было интересно что внутри, щупал ходил, но было табу на его раскрытие

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29.12.2019 в 18:59, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург.С.М. Дудин. 1899 год.Варение мыла - Сабын былғау.Джайляу на реке Талды.

 

Скрытый текст

1899.jpg

 

 

это чий, тростник за кереге юрты?

01.01.2020 в 11:09, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург. С.М. Дудин. 1899 год. Казахский юрточный стол - Он совершенно не изменился в наших краях по сей день. Павлодарский уезд.

Скрытый текст

image.jpg

 

 

ездил к кудалар-каракесекам, у них такие столы. эти посиделки у них называются "Дөңгелек үстел". когда первый раз поехал понял почему. у нас такого нет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, кылышбай сказал:

это чий, тростник за кереге юрты?

ездил к кудалар-каракесекам, у них такие столы. эти посиделки у них называются "Дөңгелек үстел". когда первый раз поехал понял почему. у нас такого нет

Я думал, что такие круглые столы повсеместно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

носовой табак это насвай? значит он на севере издавна

Не знаю, не интересовался.

1 час назад, кылышбай сказал:

что за головные уборы у мужчин в центре, в верхнем ряду? левый похож на борик с высоким мехом, а второй похож на ногайские или казацкие папахи

Фото не из наших краев. Не знаю.

1 час назад, кылышбай сказал:

у вас тоже коз разводят? я думал только в горных и пустынных районах на юге. слышал они умнее овец и они находят воду, хорошие места с травой

Вижу, что дурака валяете, но не пойму зачем.

1 час назад, кылышбай сказал:

думаю это фто сделано на юге, в Туркестанской области

Неправильно думаете. Потому что заглядываете в тему наскоком один раз в год. 

Молодая женщина и невеста фигурируют на многих фотографиях Дудина С.М. из Павлодарского уезда, из окрестностей Баянаула.

1 час назад, кылышбай сказал:

это чий, тростник за кереге юрты?

Да.

1 час назад, кылышбай сказал:

ездил к кудалар-каракесекам, у них такие столы. эти посиделки у них называются "Дөңгелек үстел". когда первый раз поехал понял почему. у нас такого нет

Да, мы называем его "Дөнгөлөк стөл". Это своего рода один из этнографических маркеров нашего края.

1 час назад, кылышбай сказал:

в детстве бабушка такие нам выдавала. но они уже были не из кожи а из бархата. всегда было интересно что внутри, щупал ходил, но было табу на его раскрытие

Да, у вас они из бархата. Доводилось покупать у вас в Ташкенте один такой на свою машину, потому что он был красивый, обшит яркими камнями. На нем было написано по-узбекски "Ок йул" (букв. Белой дороги, перен. Счастливого пути). Внутри него была бумага, наверняка с сурами из Корана.

Я купил его и переделал надпись в "Ак жол". Пользуюсь до сих пор. Мне нравится. Хороший тумар.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...