Коралас Опубликовано 26 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 (изменено) Есть еще версия. Кун-солнце, арат -род т.е. народ солнца. Надо посмотреть на их тамгу. Есть ли там солнце как у аргынов. ( Аруг гун- белые гунны) и возможно этимология происходит от хунны и арат т.е. род хуннов. Изменено 26 июня, 2015 пользователем Коралас Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 26 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2015 Есть еще версия. Кун-солнце, арат -род, Окончания Т и С в монгольском языке обозначает множественное число. коралас ,горлос- халхамонгольское племя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2015 Надо посмотреть на их тамгу. У хунгиратов-конгиратов и у хуннов основа тамги одна - перекладина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 7 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 7 декабря, 2015 Чингис Раднаев из ихиритов (ихирис,инкирас.РАД) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 27 января, 2016 Поделиться Опубликовано 27 января, 2016 олхунут Б.Даваасурен https://twitter.com/davaasuren13 каранут Г.Галбадрах http://www.umontv.us/index.php?option=c ... Itemid=158 илджигин С.Баярт. акционер компании "Драгон-Холдинг" Монголия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 29 января, 2016 Поделиться Опубликовано 29 января, 2016 У меня кузены коныраты-казахи. Халха-монголы же не помнили своих родов племен, а сейчас вдруг вспомнили в результате пропаганды. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 29 января, 2016 Поделиться Опубликовано 29 января, 2016 Реально был случай, мой друг шала-казах называл себя адаем. Он точно не знал свой род, его родители утеряли связь с родственниками, но знал что дед с Эмбы. Всегда считал себя адаем, но вдруг выяснилось, что он шекты. Поэтому если утеряется шежире, то можно только предполагать по региону свой род и выбрать самый предпочтительный для человека. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 1 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2016 Как может утеряться шежире у казаха? Такое может случиться только если утеряются все родственники - например у круглого сироты выросшего в 30-е годы после голода в советском детдоме. Эмба это русское название реки Жем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 1 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2016 Как может утеряться шежире у казаха? Такое может случиться только если утеряются все родственники - например у круглого сироты выросшего в 30-е годы после голода в советском детдоме. Эмба это русское название реки Жем. Там еще его дед, а затем отец обрубил все контакты с родственниками. Дед был женат на татарке, отец на русской. Я это написал для понимания логики выбирания рода, если не знаешь достоверно свой. Выбирается самый предпочтительный для человека. В нашем случае был адай. У монголов же предпочтительный боржигин. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bolat Опубликовано 1 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2016 Как может утеряться шежире у казаха? Такое может случиться только если утеряются все родственники - например у круглого сироты выросшего в 30-е годы после голода в советском детдоме. Эмба это русское название реки Жем. Там еще его дед, а затем отец обрубил все контакты с родственниками. Дед был женат на татарке, отец на русской. Я это написал для понимания логики выбирания рода, если не знаешь достоверно свой. Выбирается самый предпочтительный для человека. В нашем случае был адай. У монголов же предпочтительный боржигин. Стопудово в Монголии все девушки клеятся на борджигинов)))))))))) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 22 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 22 апреля, 2016 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2016 Халха-олхунуты Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 3 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2016 Лично мое мнение, что "конгырат - темно-бурая лошаь" это народная этимология. Ряд ученых связывают его с древнейшим этнонимом qun/құн/ғұн/хун. Какой словарь использовали ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 3 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2016 Отождествлять Кунгиратов и Хонгирадов никак нельзя тюркской и монгольской произошло на равной основе. А почему "хонгирад"? Например у Рашид-ад-дина племя называется кунгират. Далее пересмотрел у него же личные имена кунгиратов и не обнаружил в них монгольских, сплошняком тюркские имена: - Джурлук - Кубай - Менлеке - Кокче - Тогучар - Тай (Дай) - Алчи - Кусаин - Борте - Сартак - Джуке - Тубакан - Нукулукан - Илькан - Алтачу - Келес - Йидикен - Кокчин - Ильчи - Уки - Олджай - Тукульче - Ирыкаджи - Кулан - Алка - и др. И где перевод имен ? Как доказать тюркскость ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 20 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 20 августа, 2016 олхунууд Батчулууны Мөнхтөр.происхождение -Дарви сомон .Ховд аймак. http://tod.hiimori.mn/list/тод-манлай/view/2951 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 14 марта, 2017 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2017 Упоминание этнонима Кунгирад в сино-монгольской надписи Джигунтэя 1338 года: оригинал: yasun-dagan Qungγirad bolgaju Sön ningwuu balgasun-dur sagulgagsan ajugu. ečige inu Ejen neretü. agali aburi yabudal inu sayin-u tula-da olan qari-yin irgen imayi ečige [me]tü kündülen ajugu. Jigüntei büruün morid üked qonid adugun-a jeber перевод (профессор Кливз) he made [him] a Qungγirad in his own family and had [him] reside in the city of Sоn ning wuu (Ch'iian-ning-fu). His father was called Ejen. Because his character and deportment were good, the numerous people of the principality esteemed him as a father. As for Jiguntei,... "он (Дивубала) сделал [его] (Джигунтэя) Кунгирадом в собственной семье и сделал так чтобы [тот] жил в городе Sön ning wuu (Цюаньнинфу). Его отца звали Эжен. Поскольку его характер и поведение были хороши, множество людей княжества уважали его как отца. Что касается Джигунтэя,..." [The Sino-Mongolian Inscription of 1338 in Memory of Jigüntei. Francis Woodman Cleaves. - Harvard Journal of Asiatic Studies , Vol. 14, No. 1/2 (Jun., 1951) , pp. 1-104 - p.53, 67] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Москвич Опубликовано 14 марта, 2017 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2017 Конгират это аналог кирме ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Москвич Опубликовано 14 марта, 2017 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2017 Qunggirad написание показывает, что он из двух частей Qung+girad ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 14 марта, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 14 марта, 2017 2 hours ago, Ашина Шэни said: Упоминание этнонима Кунгирад в сино-монгольской надписи Джигунтэя 1338 года: оригинал: yasun-dagan Qungγirad bolgaju Sön ningwuu balgasun-dur sagulgagsan ajugu. ečige inu Ejen neretü. agali aburi yabudal inu sayin-u tula-da olan qari-yin irgen imayi ečige [me]tü kündülen ajugu. Jigüntei büruün morid üked qonid adugun-a jeber перевод (профессор Кливз) he made [him] a Qungγirad in his own family and had [him] reside in the city of Sоn ning wuu (Ch'iian-ning-fu). His father was called Ejen. Because his character and deportment were good, the numerous people of the principality esteemed him as a father. As for Jiguntei,... "он (Дивубала) сделал [его] (Джигунтэя) Кунгирадом в собственной семье и сделал так чтобы [тот] жил в городе Sön ning wuu (Цюаньнинфу). Его отца звали Эжен. Поскольку его характер и поведение были хороши, множество людей княжества уважали его как отца. Что касается Джигунтэя,..." [The Sino-Mongolian Inscription of 1338 in Memory of Jigüntei. Francis Woodman Cleaves. - Harvard Journal of Asiatic Studies , Vol. 14, No. 1/2 (Jun., 1951) , pp. 1-104 - p.53, 67] Это только отрывок текста и перевода? Вижу что там не всех предложении переводили. Qungγirad - читание одного варианта, а также можно читать Qоngγirad потому что буква "о" и "у" не различается. И ещё буква "а" и "э" не различается поэтому варианты читания Qungγired или Qongγired. Qongγired - Хонхэрээд мн.число от Хонхэрээ - вид ворона "большая черная" чем обычные. Может от "хун хэрээ" - "лебедь и ворона" соединение двух племен? Хон хэрээ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Москвич Опубликовано 14 марта, 2017 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2017 А с народ "арат" не лучше, чем с вороной ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 14 марта, 2017 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2017 7 часов назад, enhd сказал: Это только отрывок текста и перевода? Вижу что там не всех предложении переводили Здесь полностью текст Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 29 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2017 16 minutes ago, Ашина Шэни said: ВСТРЕЧА ОНГУТОВ С ЕЛЮЙ ДАШИ И ПЛЕМЕНА, УВЕДЕННЫЕ ИМ НА ЗАПАД "Идя на север 3 дня, [Елюй Даши] прошел Хэйшуй1 и встретился с сянвэнем белых татар (онгутов)2 Чункуром3. Чункур преподнес в дар 400 голов лошадей, 20 верблюдов и вдоволь баранов. Идя на запад дошел до города Кэдун, где остановился в Управлении наместника Северного двора (бэйтин духу фу). [Елюй Даши] собрал вокруг себя [людей] из 7 округов - Вэй[чжоу], У[чжоу], Чундэ[джоу], Хуэйфань[чжоу], Синь[чжоу], Далинь[чжоу], Цзыхэ[чжоу] и То[чжоу], а также вождей и народ 18 племен4 - желтых шивэй, дила5, хунгиратов6, джаджиратов, ехи7, бегудов, нара8, дарахай9, дамир10, меркитов, хэчжу11, угуров12, татар (цзубу), пусувань13, тангутов, хумусы14, сидэ15 и дорбенов16". "История династии Ляо", глава 30 Комментарий Романа Храпачевского: 1. в тексте 黑水 Хэй-шуй, букв. "черная вода". По предположению К. Витгфогеля и ФэнЦзя-шэна это современная р. Кара-мурэн (по-монгольски (черная речка»), она же р. Жэхэ. 2. 白達達 бай да-да, белые татары, они же онгуты. 3. 床古兒 Чуан-гу-эр, Чункур. Сходно транскрибировано имя сына Тутука, кипчакского военачальника в Юань (см. Юань ши, цз. 128) из рода кун. 4. Список этих 18 племен, равно как и все повествование о Елюй Даши, взяты из самостоятельного текста, находившегося в составе ранних "Ляо ши", которыми пользовались составители юаньского "Ляо ши" (во главе с Тохто). По каким-то причинам они сохранили его текст практически неотредактированным, поэтому транскрипции названии племен сильно отличаются от тех, что были приняты сотрудниками Тохто на протяжении всей написанной ими «Ляо ши». Поэтому в большинстве случаев для названий из этого «списка 18 племен» требуется дополнительная идентификация и сравнение с другими вариантами их транскрипции. 5. 敵剌 ди-ла. Вероятно, речь тут идет о какой-то части тераитов. Но возможно также, что это вариант записи названия cискогo или киданьского племени диле, так как в разделе «Разъяснения [слов] государственного языка» в «Ляо ши» говорится: «[знаки] ле и ла звучат близко друг другу». Вопрос об их идентификации поэтому пока остается открытым. 6. 王紀剌 ван-цзи-ла (транскрипция для ongγira[t]), (х)унгират. Т.е. это известное во времена Чингисхана племя хунгират (анда-куда, т.е. род —— брачный партнер для рода борджигин, т.е. рода Чингисхана). В «Цзинь ши» и "Юань ши" название этого племени передано сходно 一 как "гуанцзила" и "хунцзила", соответственно. 7. 也喜 е-си, ехи. Наиболее вероятно, что это народность тунгусо- маньчжурской группы. 8. 尼剌 ни-ла, то же что и 涅剌 не-ла. Киданьский род, в разделе «Племена и роды», в цз. 33 Ляо ши, сказано, что он происходит от одного предка с племенем увэй, оба эти рода входят в состав 38 родственных и свойственных Абаоцзи родов. Оригинальное звучание его названия видимо было "нара" (ср. с монгольским нара(н) 'солнце'). 9. 達剌乖 да-ла-гуай, дарахай. Точная этническая принадлежность их не выяснена. Само же слово очень похоже на производное от монгольского глагола "дарах" «давить». 10. 達密里 да-ми-ли, дамир. Видимо надо отождествить его с тюрко-монгольским словом, означающим 'железо'. В списке "различных племен" упомянуты дамир-бегуды. Видимо в данном списке 18 племен у Елюй Даши от их составного (из двух слов) названия сохранилось только начальное, классифицирующее, слово. 11. 合主 хэ-чжу. Киданьский род, один из близких роду императоров Ляо. В данном списке он, как и ряд други названий, записан иным набором иероглифов, чем обычно. Дело в том, что текст о Елюй Даши представляет собой отдельное самостоятельное повествование, добавленное к тексту "Основных записей" правления Тянь-цзо и взятое из одной из ранних «Историй Ляо», которыми пользовались составители «Ляо ши» коллектива Тохто. Возможно, что данной китайской транскрипцией записано название "алчу(н)" (ср. с реконструкцией С.Е. Яхонтова имени киргизского полководца Хэ-цзу как "Алп Сол"). 12. 烏古里 y-гу-ли, угуры. Это объединение племен кочевало к северо-западу от коренных земель киданей, т.е. на землях восточной части современной Монголии. 13. 普速完 пу-су-вань. Это 'пусувань-ордо', одно из киданьских гвардейских подразделений, сначала учрежденное вдовствующей императрицей Интянь тайхоу, а потом вошедшее в «гвардию лагеря», учрежденную Шэн-цзуном. Вероятно это транскрипция названия 'бусуул'. 14. 忽母思 xy-му-cы. В списке "Войск подчиненных государств" они названы «хумусы - горные фань», где китайское слово фань означает "дикие, некитайские племена, варвары вообще". К. Виттфогель и Фэн Цзя-шэн локализуют их на западе и юго-западе от долины Орхона. Вероятно, их надо отождествить с подразделением курлаутов — племенем уймакут, которые были родственны хунгиратам, точнее вместе с хунгиратами и кураласами/горлос (или хорулас — так они названы в Сокровенном Сказании), происходили от общих предков. Хунгираты кочевали к северу от так называемой "стены Минчан", или как ее называет Рашид ад-Дин «стену Уткух», поэтому и родственные им кураласы и курлауты должны быть еще севернее или северо-западнее от них, что соответствует локализации хумусы. Фонетически "хумусы" вполне может быть передачей исходного *hömu(h)us с показателем мн.ч на -с, в то время как информаторы Рашид ад-Дина называли это племя, используя другой показатель множественности, т.е. на -т. Т.о. и китайская транскрипция "хумусы", и персидская запись Рашид ад-Дина "уймакут" вероятно означают одно и то же. Указание на "горность" этих 'хумусы' в Ляо ши укладывается в данную локализацию: на юго-запад от долины Орхона находятся сначала горы Бургут, а еще далее по этому направлению - мощная горная система Хангай. 15. 奚的 сидэ. В списке так называемых «больших племен» в трактате "Все чины" (цз. 46) они названы "сетэ" (薛特).Было образовано в 1015 г. из уйгурских семей, захваченных во время войны с Ганьчжоу. Вероятно их следует отождествить с подразделением эдизов (они входили в состав конфедерации тэлэ вместе с уйгурами), чье название передается в китайских источниках аналогично - как "седе". 16. 糾而畢 цзю-эр-би. Знак 糾 цзю является графическим вариантом (его чтение тут дано в современном китайском звучании - цзю) киданьского по происхождению знака 乣 дю. В разделе «Разъяснения [слов] государственного языка» о значении этого знака цзю сказано: «цзю. название войск». Описание организации войск дю в Ляо (или цзю в китайском произношении, которое часто используется в литературе) находится в трактате "Все чины" в цз. 46 "Ляо ши". Т.о. это именно войска дю, которые в Цзинь ши также подробно описаны. Цзиньцы как раз и наследовали киданьскую организацию войск дю от Ляо (в «Цзинь ши» в основном используется знак дю, но есть несколько случаев использования и других его графических вариантов). Поэтому данная транскрипция эквивалентна звучанию знаков "дю-эр-би" (в фонетике XI-XIII вв.), а эта транскрипция передает известный политоним монгольских племен — 'дөрбөн' (по-монгольски «четыре»), дорбен. [Храпачевский, Р.П. "Татары", "монголы" и "монголо-татары" IX-XII вв. по китайским источникам //Этногеномико-исторический проект "Суюн". Серия "Материалы и исследования". Книга 3 "Исследования по истории восточноевропейских кочевников". Том 9 - Москва: Перо, 2015 - с.108, 133-136] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2017 1 час назад, Ашина Шэни сказал: 6. 王紀剌 ван-цзи-ла (транскрипция для ongγira[t]), (х)унгират. Т.е. это известное во времена Чингисхана племя хунгират (анда-куда, т.е. род - брачный партнер для рода борджигин, т.е. рода Чингисхана). В «Цзинь ши» и "Юань ши" название этого племени передано сходно 一 как "гуанцзила" и "хунцзила", соответственно. С вашего разрешения, Ашина Шэни, я выделю другой интересный эпизод в тексте, вероятно это комментарий Романа Храпачевского. Насколько я знаком с современными монгольскими терминами родства, у них кроме похожего на тюркский термина "куда" - "худ" (сват) ничего близкого нет. Напротив, в казахском языке этот термин используется в первозданном виде: "куда-анда"/"құда-анда" (роды, состоящие в длительном брачном союзе, роды - брачные партнеры). К примеру, мой нагашынский аргынский род бөрі на левобережье Иртыша и кыпчакский род в Маралды на правобережье Иртыша издавна и вплоть до первой четверти 20 века, до Советов, считались "құда-андалы" - брачными партнерами. То есть не просто "куда" (разовые сваты), а именно "куда-анда" (длительные брачные партнеры)! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 29 мая, 2017 Модераторы Поделиться Опубликовано 29 мая, 2017 2 hours ago, АксКерБорж said: С вашего разрешения, Ашина Шэни, я выделю другой интересный эпизод в тексте, вероятно это комментарий Романа Храпачевского. Насколько я знаком с современными монгольскими терминами родства, у них кроме похожего на тюркский термина "куда" - "худ" (сват) ничего близкого нет. Напротив, в казахском языке этот термин используется в первозданном виде: "куда-анда"/"құда-анда" (роды, состоящие в длительном брачном союзе, роды - брачные партнеры). К примеру, мой нагашынский аргынский род бөрі на левобережье Иртыша и кыпчакский род в Маралды на правобережье Иртыша издавна и вплоть до первой четверти 20 века, до Советов, считались "құда-андалы" - брачными партнерами. То есть не просто "куда" (разовые сваты), а именно "куда-анда" (длительные брачные партнеры)! Ох, как мы жили без Вас, о великий знаток монгольской культуры и языка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2017 29 минут назад, reicheOnkel сказал: Ох, как мы жили без Вас, о великий знаток монгольской культуры и языка. Ваш сарказм не к месту. Если у вас есть что противопоставить из монгольских языков по данному термину родства, то пишите, если нет, то извините, значит мои предположения вкупе с обоснованиями, что халхасцы уж очень далеки от татар Чингизхана, вполне небезосновательные. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться