Ronin1 Опубликовано 23 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2011 Ув.Чагдор. Баргы среди калмыков есть? Баргуды есть среди бурятов, среди монголов, есть и у калмыков. Только баргуд у калмыков сейчас называются багуд. Например я - дойда багуд. Багуты. Калмыки-багуты являются одним из многолюдных этнических подразделений в этническом составе Торгоутовских улусов Калмыцкого ханства. Происхождение и этническая история калмыков-багутов во многом не ясны и не изучены. В архивных документах калмыки-багуты отмечены в составе ханского Эркетеневского улуса и в Яндыковском улусе. Среди особой группировки донских калмыков Войска Донского также присутствуют станицы Багутовская и Эркетеневская, выделившиеся в свое время из Эркетеневских улусов зайсанга Ямана и его братьев (Бакунин, 1761, С. 115). Этнический состав и расселение калмыков Багутовских аймаков на конец XIX — начало XX в. автор уже рассматривал в своей монографии (Авляев, 1975, автореф. канд. дисс). В некоторых документах калмыки-багуты именуются "ханские багуты", так как они издавна входили в состав Эркетеневского улуса, бывшего последовательно личным владением ханов Аюки, Церен-Дондука, Дондука-Омбо, Дондука-Даши и Убаши-хана. Бакунин приводит данные о том, что в 1734 г. весь Эркетеневский улус с 3000 кибиток из-под г. Черный Яр добровольно ушел к Дондуку-Омбо на Кубань (Бакунин, 1761. С. 173). В 80-е годы XIX в. багутовские аймаки выходят из состава Эркетеневского улуса и числятся уже в Яндыковском улусе и в Мочагах. По данным К. Костенкова за 1869 г. в Эркетеневский улус входили калмыки "ики-багутова" рода - 493 кибитки, а шарс-багутов - 122 семьи (Костенков, 1869; ЦГИА, ф. 381, оп. 8, ед. хр. 3736, л. 27; рук.). Но у Костенкова отсутствуют сведения о "дойда-багутах" и о тех багутах-отходниках, которые ушли в Мочаги. Эти данные мы обнаружили в материалах 1880 года, из которых следует, что в Мочагах оказалось много выходцев из разных аймаков Эркетеневского улуса, в их числе 643 семьи ики-багутов, 165 семей шарас-багутов, а всех эркетеневцев — 1627 семей (ЦГИА, ф. 380, оп. 1, ед. хр. 190, л. 117). Следовательно, из этих приблизительных данных к 1880 г. всех багутов оказалось в Эркетеневском улусе и в Мочажном попечительстве свыше 1420 семей. Большинство из них жили оседло в рыбацких поселках (хотонах) и занимались рыболовством, как морским, так и речным. Будучи одним из крупных этнических компонентов в составе калмыков-торгоутов, багуты активно участвовали в сложении ойратов-торгоутов до начала XVII в., и их роль значительна в процессе этногенеза калмыцкой народности XVII—XVIII вв. Отметим также тот факт, что багуты отсутствуют в этническом составе Дербетовского и Хошоутовского улусов XVII-XIX вв. У калмыков, уроженцев Ики-Багутовского аймака Яндыковского улуса, мы записали следующую знаменательную поговорку, зафиксированную в разных вариантах: "Кокшин Чакчи" гидг сякуста (бур-хан), Манла гидг гюрюмта, Ноган Даркэ гидг хурулта, Эджи-Авгатан гидг урата, "ики-багут" гидг улс бидн". В переводе это значит: "Сякусен наш - древний Чакчи, молитва наша - "манла", хурул наш -"Ноган Даркэ", уран наш - Эджи Авгатан, а родом мы - "ики-багуты", т. е. "большие багуты" (1). Эта традиционная поговорка ики-багутов нуждается в некоторых пояснениях. До революции в каждом калмыцком отоке, аймаке или даже в улусе соблюдался особый культ своего сякусена, гения-хранителя определенного "рода" или аймака, причем имя этого сякусена-бурхана особо чтилось, соблюдался особый обряд в его честь, его призывали в трудные моменты жизни и т. д. У калмыков Ики-Багутовского аймака все опрошенные мною информаторы назвали своим сякусеном Кокшин Чакчи (Чакчу), а ураном имя - Эджи Авгатан (2). О происхождении или значении имени "Чакчи" сами информаторы не смогли что-либо сказать. Бурхан "Эджи-Авгатан" по мнению всех эркетеневцев является улусным сякусеном, которому они поклоняются и которого особо чтут (Душан, 1973). В других улусах его имя и культ неизвестны. Так как ики-багуты издавна входили в состав Эркетеневского улуса, то поэтому имя этого улусного сякусена и стало у них ураном. Мы не случайно останавливаемся на пережитках былых родоплеменных институтов или их атрибутов -"сякусенов", "уранов" и т. п., так как они в совокупности способствуют, как мы убедимся далее, выяснению этногенеза и этнокультурных связей различных этнических групп и объединений средневековых ойратов и их потомков - калмыков Поволжья. С монгольских языков термин "Чакчи" или "Чакчу" не переводится. Однако якутский этнограф А. И. Гоголев приводит следующие данные: "У чулымских тюрков имеются особые божества. Это духи-покровители чаки. Во главе всех чаков стоит Улуг Чак — Великий Чак, подземное божество" (Гоголев, 1980. С. 62—65). По мнению А. П. Дульзона тюркское население Чулыми является аборигенами, ставшими тюркоязычными в процессе смешения и распространения тюркского языка в XIII—XIV вв. от кызыльцев (Дуль-зон, 1978. С. 14). Отсюда можно сделать вывод, что сякусен-бурхан "Кокшин-Чакчи" - это сохранившееся среди калмыков - "ики-багутов" (потомков баргу-бурят X—XI вв.) имя древнего божества чулымских тюрков, перенятое ими от кызыльцев (хакасов), живших еще с домонгольской эпохи по соседству с ойратами, баргу-бурятами (баргутами) и хори-туматами в верховьях Енисея (Сегиз-Мурен) и в Баргуджин-Токуме (Западное Прибайкалье, включая район о. Хубсугул (Косогол). Эти данные по нашему мнению имеют важное значение в этногенезе ойратов и калмыков, в выявлении их этнокультурных и этнических связей и взаимодействий с народами Южной Сибири и Прибайкалья. По статданным 1910 г. численность калмыков Ики-Багутовского аймака возросла уже до 1410 семей, или 5882 человек (3). Тамга Багутовских аймаков называлась "джиндэмэн" (т. е. "чиндамани"), О происхождении Багутовских аймаков бытует предание: в старину после кончины отца три брата — Халу, Дойды и Моголцык разделили Багутовский оток между собой, причем удел старшего брата стал называться ики-багут (старшие багуты) или Халувга-багут, среднего - дойда-багут (багуты Дойды) и меньшего брата - багуты, которые присоединились позже к дойда-багутам (4). Значение терминов "дойды" или "багут" сами жители аймаков не знали, но признавали их в качестве своих традиционных самоназваний (т. е. этнонимов). Отдельно от них существует Шарас-Багу-товский аймак, население которого именовалось как "шарас (шарз) багут", т. е. "желтые багуты". В начале XX в. возникла так называемая группа "шин-багутов" (новые багуты), которых переселил из Эркетеневского в Яндыковс-кий улус зайсанг "ики-багутов" Очка Монк-Убушаев. По сведениям жителей Ики-Багутовского аймака они подразделяются между собой на следующие ясуны (кости): харнуты, эльджигуты, шарнуты, заамуты, хо-меркиты и баг-цоохр (оруд - пришлые) (5). Следовательно, "ики-багуты" в XIX в. имели смешанный разнородный состав, свидетельствующий об их сложной этнической истории и происхождении (см. главу V). Калмыки Дойда-Багутовского аймака своего сякусена именовали "Мяядрин гегян", (т. е. Майтрейя-гэгэн) и поклонялись только ему (6). Ураном всех "дойда-багутов" был клич "Дяявл", а тамга их именовалась "джиндемен". Дойды-багуты были, как и большинство жителей Мочагов и Яндыковского улуса, потомственными рыбаками и жили оседло в поселках Цомок, Сум, Бадрунгу и др. К 1910 г. в Багутовском аймаке (дойды-багут и др.) числилось 1354 семьи, или 5483 чел. (7). Самоназвание жителей этого аймака состоит из терминов "дойды" и "багут". Их значение жителям неизвестно, имя Дойда среди калмыков вообще не бытует, хотя оно упомянуто в народной легенде. Изучение этнонимов "дойды" и "багут" привело нас к интересным результатам. Оказалось, что термин "дойды" означает название эвенского рода, точнее — это название рода восточных эвенов, следовательно, дойды - это тунгусский элемент (Новикова, 1980. С. 153, 170). Эвены, небольшая народность, живут в районе Охотского побережья, Чукотки, Камчатки и в северо-восточных районах Якутии. Из якутских источников выяснилось полисемантическое значение термина "дойды" или "дойду": страна, родина, центральные районы страны, а термин "Дойду дьоно" означал жителей Центральной Якутии в отличие от "тыа дьоно" — лесные люди" (Эргис, 1960. Ч. II, С. 62, 311). Известно также, что тунгусы (эвены) жили в Прибайкалье и имели контакты с баргутами, хори-туматами и ойратами X—XII вв. (См. главы V—VI). Этноним "багут" науке еще не известен, не выяснены его семантика и этимология. Легче всего его можно было бы объяснить, выделив основу "бага" (малый, меньший) и аффикс множественности "ут", что образует термин "багут". Но это был бы заведомо ошибочный подход к его этимологизации. В данном случае оказался полезным опыт Н. А. Баскакова в выяснении термина "тодош". "Тардуш, алт. Тодош,- пишет он,-может быть объяснено выпадением звука р в позиции перед согласным,- явление широко распространенное в тюркских языках, в особенности в современном новоуйгурском, и позднейшей народной этимологизацией слова" (Баскаков, 1958. С. 29). Л. П. Потапов также приходит к выводу о том, что древнетюркское "тардуш" у племен "теле" превратилось в "тадуш" (западное крыло) и тулиш (левое крыло) и сравнивает его с термином "толис" (Потапов, 1969. С. 175). Мы можем добавить, что это же явление характерно и для монгольских языков. Термин "баргут" вследствие выпадения звука р в калмыцком произношении превратился в этноним "багут", а это означает, что калмыки-баргуты происходят от средневековых баргу-бурят, или баргутов и являются их потомками. Из монгольских источников известно, что часть хори-туматов и баргутов после подавления их войсками Чингиса в 1207 г. отдали под управление ойрат-скому тайше Худуха-беки. Видимо, с этого времени часть западных протобурятских племен попала под влияние ойратов и позже ассимилировалась в их среде, о чем свидетельствует их присутствие в составе калмыков-торгоутов (Козин, 1941. С. 175; Цыдендамбаев, 1975. Вып. 2. Дамдинов, 1975. Вып. 2 и др.). Отсюда становится понятным сохранение в среде калмыков-багутов таких реликтовых явлений, как имя божества Чакчи, наличие тунгусского рода "дойды" и т. д. (Г.О. Авляев «Происхождение калмыцкого народа») От себя хочу отметить, что я общался здесь с форумчанином Урянхаец. «Дойду», у них, означает «Родина». Также интересно было, общаясь узнать происхождение станицы Батлаевской Ростовской области. Родины моего деда. Дело в том, что у этой станицы, два названия. Батлаевская и Багудовская. Так вот, оказывается, у урянхайцев, был легендарный герой Батлай. У калмыков, пока упоминаний о Батлае, найти не могу. Интересовался у своих родственников, о значении слова «Дойда». Значение его «старший». Дело в том, что при своей жизни, Дойд разделил багудов, отдав часть своему старшему сыну - ики багуд, часть младшему сыну - шарс багуд. А те кто остался с Дойда стали называться дойда багуд. (IMG:http://o.foto.radikal.ru/0701/fc9f869e01b1.jpg) Могила зайсанга Дойда. (IMG:http://o.foto.radikal.ru/0701/ccda623781c0.jpg) восстановленный Дойда-Багудовский хурул. (IMG:http://o.foto.radikal.ru/0701/51417ca432bf.jpg) (IMG:http://o.foto.radikal.ru/0701/876cd61f3e94.jpg) Субурган Дойда-Багудовского хурула. (IMG:http://cs610.vkontakte.ru/u432200/73664045/x_afd46d80.jpg) Так выглядел наш хурул до революции. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2016 Баргужин-Токум или страна Баргу это название постоянно присутствует в описаниях древней истории монголов, бурят-монголов, южной Сибири, Забайкалья, Центральной Азии. Загадочная и затерянная ли эта страна, которую нужно искать в пространстве и времени Срединной Азии? Как легендарную Атлантиду.Земли владения кочевых племен это не строго отмеченные охраняемыми границами, пространства, что характерно для земледельческих стационарных обществ, а пределы кочевий, которые постоянно менялись это зоны влияния центра (князь, хан, вождь)Как бы не искали исследователи местоположение страны Баргуджин-Токум, определенно она не могла находиться вне пределов Байкальского региона. На Алтае или на Урале, пустыне Гоби.С названием Баргуджин-Токум, все имеющиеся источники связывают земли лежащие на самом краю Монголии, на восток от Селенги и занятые монгольскими племенами баргутов.Но край, предел у любой страны, земли, обитания не может быть один, хотя бы по розе ветров. И монголы Трехречья также жили на самом краю Монголии, дальше были владения киданей, позднее чжурдженей. И найманы и ойраты кочевали на самом краю монгольской Ойкумены – в Хангайских и Алтае-Саянских землях. Западнее были Турфанские оазисы, населенные тюркоязычными народами. Так что определение «…на самом краю Монголии» применительно не только к Баргуджин Токуму.В XII веке Баргуджин-токумцы на юге соседствовали с кереитами, а на самом востоке их владения были сопредельны с Киданьским государством, также монголоязычным. Меркиты же входили в состав страны Баргуджин-Токума, часть этих племен кочевала на восток от Селенги. И тот эпизод в «Сокровенном сказании» где Тохто-беки бежит в землю Баргуджинскую, можно скорее объяснить тем, что он бежит он к племени баргутов, которые и занимали земли на север от Селенги, в пределах современного Баргузина и на восток.«Токто-беки бежал в местность, называемую Баргуджин, а это местность расположена выше реки Селенги, на востоке Монголии, - к одному из монгольских племен, которое называют баргут» (Рашид-ад-дин, сборник летописей) но ведь бежит он то к своему же монгольскому племени, к соседу. Не мог же ведь в самом деле Токто-беки бежать из Баргуджин-Токума в Баргуджин-Токум? Бежал он к баргутам в пределах одной и той же страны. А страна эта была заселена в основном Буртэ-шоноевцами баргутами и другими племенами. Эти племена и составили, позднее, ядро коренных монголов Забайкалья в начале тринадцатого века.Известный востоковед-синолог, переводчик Иакинф Бичурин писал, что жужани (400-552 гг.) держали в подчинении телесские племена (они же хойху, «Гао-Гюй) или уйгуры. На севере от Гоби, по Селенге и от Амура до Аралького моря разделялись на 15 племен. Некоторые из них Дубо, Гулигань, Юаньгэ, Байегу, Бай-ерку, Тунло -Тонгра…В 731 году в сражении с племенами Баргу в Забайкалье был убит легендарный полководец Кюль-тегин из династии Ашина. На похороны которого тогда собрались представители народов всей Азии. Но это другая тема. Известный российский ученый П.Б. Коновалов пишет, что «…на севере шивейско-татарские племена всегда оставались монголоязычными, а среди тюркоязычных теле-уйгурских племен были потомки хунно-сяньбийцев, сохранившие протомонгольские этнокультурные черты и этническую психологию. К последним стоит отнести баргутов (байирку по тюрски и байегу, по китайски)».Таким образом, Бай-ерку, Баргуты это телесские или теле-уйгурские племена. И страна Шивей со временем к 12-13 вв. уже носит название Баргуджин-Токум. По древним источникам уйгуры это не племя и не народ, а союз, племен (уяха), связка. По словам Абуль-Гази среди уйгуров были люди, знавшие тюркский язык и грамоту. Это определенно означает, что Уйгуры Забайкалья говорили не на тюркском языке. И конечно предки современных уйгуров (телесцы, шивейцы), уйдя после распада союза в 845 году в Турфанские оазисы, оказались в тюркоязычной среде и утратили свой язык.А шивей-татары, и есть баргуджин-токумцы – баргутские племена. Шивей – это общее название страны, мест обитания татароязычных (монголоязычных) племен, так сказать будущее Забайкалье. Китайцы земли киданей называли южный Шивей, или Шивей называли Северным Киданем (Кидани это территория современной Манчжурии). А жителей тех мест татарами (дада) или отуз-татарами по тюркским руническим надписям. Исследователи относят все шивей-татарские племена к монголоязычным, т.е. татароязычным, ведь этноним «монгол» появится только в начале 13 века, заменив этноним «татар». Поэтому «монголоязычный» и «татароязычный» - одно и тоже по тем временам.Страна Шивей предшествует Баргуджин-Токуму, и значит монголизация байкальских племен не связана с возвышением монголоязычных Киданей в начале 10 века, а намного раньше сяньби-гуннской эпохи.Еще «…в первых веках новой эры на исторической арене Центральной Азии (Забайкалья) главенствуют сяньбийцы и жужани – родственники и потомки хунну, их монголоязычность признается наукой однозначно» (П.Б. Коновалов – Древняя культура Бурятии и этническая динамика).Определенно, шивей-татары или баргуты жили на стыке курумчинской культуры, носителями которой являлись прибайкальские курыкане. Но ведь и тапхарская культура родственна курумчинской. Но поскольку курумчинская культура была открыта ранее тапхарской, она и названа курумчинской. А если бы ранее была открыта тапхарская культура, то и названа была бы так же тапхарской. И открыв позднее курумчинскую культуру, археологи с «удивлением» бы увидели родственность культур. А значит, в пространстве между Тапхаром и курумчинцами обитали родственные племена. Баргуты и курыкане суть одно и тоже. Байкал и был контактной зоной монголоязычных баргутов и курыкан, где постепенно кидань-монгольский фактор стал решающим. Позднее на этих землях образуется страна Баргуджин-Токум, распространив свое название дальше на восток. http://zauda.ru/content/view/7989/751/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2016 Баргын дотор дараах овог (хал) багтдаг. Үүнд: 1. Авгашуул, 2. Өзөөн, 3. Гушид, 4. Хангин, 5. Сээжин, 6. Жоргоон, 7. Дайртан, 8. Харгана, 9. Еншөөв, 10. Цагаан ураг, 11. Улиад, 12. Хагшууд, 13. Бодонгууд, 14. Шарайд, 15. Номчин,(нумчин) 16. Хуасай, 17. Хүвгүүд (хувдүүд), 18. Алгуй, 19. Галзууд, 20. Хонтой, 21. Худай, 22. Күйслэг, 23. Халвин, 24. Авхан, 25. Гүжиан, 26. Сээрчин зэрэг болно Баргын овгуудаас зонхилох нь Хори Буриадын эцэг (овог) болох бөгөөд бусад нь Хамниган, өвөр Монголын овгууд байна. 2009 оны 1 сарын 9-ны мэдээгээр Дорнод аймгийн Гурванзагал суманд 400 өрх, 1351 хүн ам, Хөлөнбуйр суманд 464 өрхийн 1758 хүн ам Барга ястанд тоологджээ. Одоогоор Баргууд нь Монгол улсын 13 аймаг, 47 суманд 15 барга овог, БНХАУ-ын 7 муж, ӨМӨЗО-ны 19 хошуу, 15 гацаа, шиян, хотуудад 25 Барга овог болон Туркмен улсад Байергу барга, Казакстан улс буюу Кашгарт Байеркогийн Барга овгууд байна. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2016 // Исследователи относят все шивей-татарские племена к монголоязычным, т.е. татароязычным, ведь этноним «монгол» появится только в начале 13 века, заменив этноним «татар». Поэтому «монголоязычный» и «татароязычный» - одно и тоже по тем временам. // Вот это выделенное меня все время интересовало. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 21 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 16 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 1. Представители баргутов по результатам тестов относятся к гаплогруппе N1c 2. Среди бурятов распространена гаплогруппа N1c 3. Большинство якут отностся к N1c Получается часть бурят (хори ???) - оставшиеся баргуты, а те, которые во Внутренней Монголии - переселившиеся из Забайкалья баргуты? Происхождение якут от тюрко-монгольских племен из Забайкалья (курыканы???) и наличие N1c может говорить о возможности общего происхождения некоторых групп баргутов, бурятов и якутов (по мужской линии) от средневековых забайкальских баргутов? Там конечно надо субсклады и возраст смотреть. Уважаемые asan-kaygy, samtat и др. "генетики", можете по данным тестирования бурятов, баргутов, саха дать комментарии? Buryat N-L708*(xL1034)_________ 14 23 14 10 11/13 0 0 10 14 14 30Buryat N-L708*(xL1034)_________ 14 23 14 10 11/13 0 0 10 14 14 30 Mongolian N-L708*(xL1034)______ 14 23 14 10 11/13 0 0 10 14 14 30 (надо б уточнить род)Mongolian N-L708*(xL1034)______ 14 23 14 10 11/13 0 0 10 14 14 30 Баргауты: N3-Tat 134_Bt 14 23 14 10 11,13 0 0 10 14 14 16 18 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 11 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 11 апреля, 2017 On 4/9/2017 at 2:19 PM, Ашина Шэни said: О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА ОНГУТ Маурицио Паолилло Среди теорий по поводу происхождения этого имени на одну из наиболее распространенных обращает внимание биография Алакуша Тигин-кури (на китайском: Алаусы тицзихули 阿剌兀思 剔吉忽里), присутствующая в Синь Юаньши 新元史: "Племя Вангу 汪古 было одним из 15 племен Белых Татар. Изначально оно [звалось] Бу'эргутэ 布而古特 или также Бэй'эрхутэ 貝而忽特; Ляо звали их У'эргу 烏而古 [...]. После эры Дадин [династии Цзинь, 1161-1189], северная раса (т.е. Монголы) постепенно усилились; Цзинь укрепила горы на границах, чтобы отделить Юг от Севера. Четыре тысячи У'эргу жили на границе [...]. Монголы звали Великую Стену Ангу 盎古 и оно [имя] по ошибке произносилось Вангу". (Синь Юаньши, цзюань 116) Мы также должны упомянуть теорию Гай Шанлиня, что связывает имя Онгут с Онг он, подобием богов, сделанным из дерева или войлока, почитаемым Татарами, и с Вэнгунь шань, священной горой этих божеств, расположенной в горном хребта Дацин. И очевидно, что нельзя игнорировать простое заключенное (предложенное Луи Амби), которое видит в имени множественное число от Онг, передачи китайского титула Ван, данного онгутским лидерам монголами. Этот вариант кажется подтверждается ватиканским сирийским манускриптом 622, хризографическим манускриптом, сочиненным в 1298 году для онгутской принцессы Сары: здесь имя "Онгут" "передано в сирийском как 'wyngy'=öngāyē: сирийское окончание множественного числа -āyē используется здесь вместо монгольского суффикса множественного числа -уд/-ут, которое вместе с тюркским словом öng, обычно обозначало бы имя народа" (Borbone, "Some Aspects of Turco-Mongol Christianity in the Light of Literary and Epigraphic Syriac Sources", Journal of Assyrian Academic Studies 19/2 (2005), p.18). Борбоне также вспоминает, что в сирийской хронике Раббан Саумы и Маркоса, последний назначается метрополитом епархии "Катая и Онга". Есть пассаж во французском списке хроники Марко Поло об Унг и Мунгол, что кажется поддерживает эту теорию. [Paolillo, Maurizio. White Tatars: The Problem of the Origin of the Öngut Conversion to Jingjiao and the Uighur Connection //Li Tang and Dietmar W. Winkler (ed.), From the Oxus River to the Chinese Shores. Studies on East Syriac Christianity in China and Central Asia, 2013 - p.238] 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 11 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 11 апреля, 2017 5 hours ago, Ашина Шэни said: Киракос Гандзакеци, «История Армении», сер. XIII в.: «Внешний вид их (татар) был адским и наводил ужас» (Текст приведен по изданию: Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976). Из памятной записи, сделанной на евангелии в г. Харберте: «В году 685 армянского летосчисления (1236 год от Р.Х.) нас постиг страшный божий гнев, появились с востока дикобразные, жестокие и кровожадные люди. Они были широкоплечие, с мускулистыми руками, большеголовые, с гладкими и взъерошенными волосами, узкоглазые, широколобые, плосконосые и редкобородые. Их отношение к людям было беспощаднее, чем у зверей, и их настоящее имя было харататар. Если кто из них находил пищу, то съедал, а если нет, то не искал и не просил пищи. Они были настолько жестоки, что если бы я обладал самым хорошим красноречием, то не смог бы рассказать те страдания и горести, которые они дали испить полной чашей в Араратской долине, особенно в городе Ани. Я видел невыносимую печаль и страшные бедствия: много городов и крепостей [они] захватили и разрушили до основания...» (Текст приведен по изданию: Армянские источники о монголах. М., 1962). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 11 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 11 апреля, 2017 7 часов назад, Ашина Шэни сказал: По моему скромному мнению, этноним "онгут" - экзоэтоним, данный тюркоязычному ордосскому населению монголоязычными племенами, что следует рассматривать как среднемонг. "uaŋgo/oŋgo", "ǝngin", "unke" (внешняя сторона), что связано с монгольским названием китайской стены. Множ. число вида "d" же образовано от слова с виналью "-n", видимо, близкое к письм.-монг. "öŋgen". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 26 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 26 апреля, 2017 существует старинная народная песня «Наян-Наваа», которая распространена у хори-бурятов. может она быть связана с баргутами, которые участвовали в западных походах монголов в 13 в.? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 26 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 26 апреля, 2017 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 26 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 26 апреля, 2017 Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан www.shuukh.mn/irgenanhan/46801/view Translate this page ... талбарын 18627310937010 дугаар бүхий 700 м.кв газар болон Барга овогтой, Агваанчимэдийн Цэрэннадмидын эзэмшлийн Сонгинохайрхан дүүрэг, ... Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан www.shuukh.mn/irgenanhan/6010/view Translate this page Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135 дугаар зүйлийн 135.2.6-д заасныг баримтлан Барга овогтой Дүйхэржавын Хажирын ... Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан shine.shuukh.mn/irgenanhan/20052/view Translate this page ... 135 дугаар зүйлийн 135.2.6-д зааснаар хүсэлт гаргагч Барга овогтой Дугараагийн Бадамхандыг 1977-1992 он хүртэл Ховд аймгийн Буянт сумын Соёл .. Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан new.shuukh.mn/irgenanhan/30735/view Translate this page Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 133 дугаар зүйлийн 133.1.1, 135 дугаар зүйлийн 135.2.6-д зааснаар нэхэмжлэгч Баргад овогтой ... 2016.02.03 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан shine.shuukh.mn/irgenanhan/13230/view Translate this page Feb 5, 2016 - ... дугаар зүйлийн 133.1.1, 135 дугаар зүйлийн 135.2.6 дахь хэсгүүдэд зааснаарБаргад овогтой Лхамсүрэнгийн Баярсайханы 1976 оны 6 ... Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан shuukh.mn/irgenanhan/25145/view Translate this page ... хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 133 дугаар зүйлийн 133.1.1, 135 дугаар зүйлийн 135.2.6 дахь хэсгүүдэд зааснаар Баргад овогтой Дамбын Мандалын ... 2013.04.04 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан old.shuukh.mn/irgenanhan/52787/view Translate this page ... мэндэд учруулсан хохиролд 340 000 /гурван зуун дөчин мянган/ төгрөг гаргуулж Баргад овогтой Дадалын Хумбанцагаанд /РД:ДЭ47012008/ олгосугай. Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан shine.shuukh.mn/irgenanhan/18282/view Translate this page Нэхэмжлэгч: Хан-Уул дүүргийн 11 дүгээр хороо, 7 дугаар хэсэг, Маршал таун хотхон 115-22 тоотод оршин суух, Баргад овогтой Ичинхорлоогийн ... 2013.04.15 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан old.shuukh.mn/eruuanhan/12844/view Translate this page Шүүгдэгч Баргад овогтой Пүрэвийн Төмөрцоожийг бусдын биед хүнд гэмтэл санаатай учруулах гэмт хэрэг үйлдсэн гэм буруутайд тооцсугай. 2. Эрүүгийн ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 27 апреля, 2017 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2017 19 hours ago, кылышбай said: существует старинная народная песня «Наян-Наваа», которая распространена у хори-бурятов. может она быть связана с баргутами, которые участвовали в западных походах монголов в 13 в.? это у некоторых бурят своего рода фолькхисторизм. да баргут это скорее общее название а не название какого нибудь конкретного племени. для баргутов АРВМ это именно так было, пока это у них не стало самоназванием. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 27 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2017 23 часа назад, Peacemaker сказал: видео Барга Монгол вкратце можете перевести основные мысли ролика? какая связь между теми средневековыми баргутами и хори-бурятами и хучин-баргутами Хулун-Буира? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 27 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2017 9 часов назад, reicheOnkel сказал: это у некоторых бурят своего рода фолькхисторизм. да баргут это скорее общее название а не название какого нибудь конкретного племени. для баргутов АРВМ это именно так было, пока это у них не стало самоназванием. вы имеете ввиду старых баргутов (чипчинов)? я так понимаю новые баргуты это те же хоринцы, оставшиеся в Халхе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 28 апреля, 2017 Модераторы Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2017 11 hours ago, кылышбай said: вы имеете ввиду старых баргутов (чипчинов)? я так понимаю новые баргуты это те же хоринцы, оставшиеся в Халхе Мой учитель Янагисава исследует их давно и опубликовал две статьи на японском по старым и новым. Статья по старым баргутам переведена на монгольский. Если вкратце изложить результат: то и старые и новые баргуты являются осколками одной большой группировки баргутов, просто разделенные промежутком времени 40 лет. До 1688 года т.е. до войны они были единой группой. в результате войны предки старых баргутов оказались в Хэйлунцзяне в районе Мукдена, где их включили в состав местного солонского 8-знаменного корпуса рядом с даурами. потом после заключения Буринского договора образовав Хулунбуирскую военную администрацию решили послать туда солоно-даурский корпус и старые баргуты оказались в их составе. Старыми их назвали когда переселили их же сородичей из Халхи назвав новыми в отличии от них прибывших сюда более 40 лет назад. В составе старых баргутов встречаются те же роды что и у новых баргутов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 30 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2017 В 28.04.2017 в 06:24, reicheOnkel сказал: Мой учитель Янагисава исследует их давно и опубликовал две статьи на японском по старым и новым. Статья по старым баргутам переведена на монгольский. Если вкратце изложить результат: то и старые и новые баргуты являются осколками одной большой группировки баргутов, просто разделенные промежутком времени 40 лет. До 1688 года т.е. до войны они были единой группой. в результате войны предки старых баргутов оказались в Хэйлунцзяне в районе Мукдена, где их включили в состав местного солонского 8-знаменного корпуса рядом с даурами. потом после заключения Буринского договора образовав Хулунбуирскую военную администрацию решили послать туда солоно-даурский корпус и старые баргуты оказались в их составе. Старыми их назвали когда переселили их же сородичей из Халхи назвав новыми в отличии от них прибывших сюда более 40 лет назад. В составе старых баргутов встречаются те же роды что и у новых баргутов. спасибо. коротко и ясно. я по ним читал лишь статьи Зориктуева. у него немного другая версия. он большое внимание уделяет преданиям и фольклору, по которым они все же различаются Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
AgaBU Опубликовано 11 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2017 On 27.04.2017 at 10:10 AM, reicheOnkel said: для баргутов АРВМ это именно так было, пока это у них не стало самоназванием. А на основание чего такое предположение? Баргуты будут по древнее монголов, по крайней мере у этнонима более древняя история, чем у большинства этнонимов центральной Азии с учётом выведения его из байырку. Так что предположение, что он является лишь экзоэтнонимом звучит несколько абсурдно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
AgaBU Опубликовано 11 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2017 (изменено) On 01.05.2017 at 0:12 AM, кылышбай said: читал лишь статьи Зориктуева. у него немного другая версия. он большое внимание уделяет преданиям и фольклору, по которым они все же различаются Эти "предания и фольклор" про истинных баргутов и т.д., на которые ссылается Зориктуев придумали дауры в начале 20 века, чтобы сохранить влияние над старыми баргутами. Барга (Хулун Буир) вообще традиционно делилась на 2 части: одна состояла из дауров, солонов и старых баргутов, а другая была представлена новыми баргутами. Первыми управляли дауры. Их элитой были написаны книжки про настоящих баргутов (они же старые баргутов) и не настоящих баргутов (новые баргутов). Это вероятно и стало основой "преданий и фольклора" старых баргутов. Более подробнее про это можно почитать у Кристофера Этвуда. А для Зориктуева это удобно ложилось в его концепцию образования бурятского народа, вот он и пишет про то что обрёл там неведомые для простого ума знания. Изменено 11 мая, 2017 пользователем AgaBU Опечатки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 12 мая, 2017 Модераторы Поделиться Опубликовано 12 мая, 2017 7 hours ago, AgaBU said: А на основание чего такое предположение? Баргуты будут по древнее монголов, по крайней мере у этнонима более древняя история, чем у большинства этнонимов центральной Азии с учётом выведения его из байырку. Так что предположение, что он является лишь экзоэтнонимом звучит несколько абсурдно. конечно, баргу древний этноним. Но связь байырку с баргутами 13-го века пока не выявлена, я думаю. На байырку также претендуют баяуты, которые как раз там же и обитали по Джиде. На счет баргутов АРВМ то в их составе есть конечно потомки средневековых баргутов, но и есть потомки бурят и других групп оказавшихся рядом с баргутами в постимперский период. Поэтому относительно для них баргу был экзоэтнонимом пока они не согласились его принять. Так же было с современными бурятами. Западные буряты по генетике вообще оказались из монголов трехречья а не автохтонами, но в постимперский период они приняли этноним бурят своих соседей настоящих бурят, те которые упомянуты в ССМ. в российский период группа халха-монголов и хамниганы -архаические монголы Онона приняли этноним бурят навязанный им со стороны русской администрации. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
AgaBU Опубликовано 12 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2017 1 hour ago, reicheOnkel said: конечно, баргу древний этноним. Но связь байырку с баргутами 13-го века пока не выявлена, я думаю. На байырку также претендуют баяуты, которые как раз там же и обитали по Джиде. Не выявлена? Да бросьте. Уже больше полувека прошло, как все выявлено. По крайней мере, никто не оспаривал, за исключением Нанзатова. Доводы которого весьма сомнительны и опираются на народную этимологию. При этом упоминание, что баргу это лишь немного изменённое байырку встречается довольно часто в трудах авторитетных тюркологов. И причем тут Джида? Баяты вроде как жили на севере-западе Монголии и сейчас кажись там и остались. А байырку считаются жившими на севере Монголии и юге Бурятии, некоторые вообще ограничивают их расселение долиной Онона и Аргуни. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 12 мая, 2017 Модераторы Поделиться Опубликовано 12 мая, 2017 16 minutes ago, AgaBU said: Не выявлена? Да бросьте. Уже больше полувека прошло, как все выявлено. По крайней мере, никто не оспаривал, за исключением Нанзатова. Доводы которого весьма сомнительны и опираются на народную этимологию. При этом упоминание, что баргу это лишь немного изменённое байырку встречается довольно часто в трудах авторитетных тюркологов. И причем тут Джида? Баяты вроде как жили на севере-западе Монголии и сейчас кажись там и остались. А байырку считаются жившими на севере Монголии и юге Бурятии, некоторые вообще ограничивают их расселение долиной Онона и Аргуни. Баяуты жили по Джиде. одна из ветвей так и называлась Джидаи баяут. Почитайте у РАД-а. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
AgaBU Опубликовано 12 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2017 1 hour ago, reicheOnkel said: На счет баргутов АРВМ то в их составе есть конечно потомки средневековых баргутов, но и есть потомки бурят и других групп оказавшихся рядом с баргутами в постимперский период. Поэтому относительно для них баргу был экзоэтнонимом пока они не согласились его принять. А вы можете сказать какие роды иди кто именно из баргутов АРВМ являются исконно баргутами? Сомневаюсь, баргуты и буряты это лишь два названия одного и того же народа. Иначе никак нельзя объяснить сходство родов, языка и культуры. И вот ещё, как Вы объясните встречающиеся в исторических документах этноним баргу-бурят. Он есть в ойратских летописях, сочинениях этнографов 18 века и в одном из китайских документов династии Мин (хотя тут вторичный источник у меня сомнительный). Все народы всегда кого-то да и присоединяли к себе. Тот же этнонимов халх не стал экзоэтнонимом, после того как они просто присоединили к себе урянхайцев и другие элементы. Или по вашему нам стоит признать самоназвание халхов экзоэтнонимом? Так мы докатился до того, что нам придется признать все названия народов экзоэтнонимом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 12 мая, 2017 Модераторы Поделиться Опубликовано 12 мая, 2017 6 minutes ago, AgaBU said: А вы можете сказать какие роды иди кто именно из баргутов АРВМ являются исконно баргутами? Сомневаюсь, баргуты и буряты это лишь два названия одного и того же народа. Иначе никак нельзя объяснить сходство родов, языка и культуры. И вот ещё, как Вы объясните встречающиеся в исторических документах этноним баргу-бурят. Он есть в ойратских летописях, сочинениях этнографов 18 века и в одном из китайских документов династии Мин (хотя тут вторичный источник у меня сомнительный). Все народы всегда кого-то да и присоединяли к себе. Тот же этнонимов халх не экзоэтнонимом после того как они просто присоединили к себе урянхайцев и другие элементы. Или по вашему нам стоит признать самоназвание халхов экзоэтнонимом? Так мы докатился до того, что нам придется признать все названия народов экзоэтнонимом. не могу. потому что нет списка тех родов древних баргутов. баргу буряты всегда идут параллельно начиная с монгольского периода. просто Россия и Цин как бы поделили между собой эти названия и взяли по одному этнониму для обозначения тех групп населения. У каждого своя причина, но так сложилась. Хотя и там и там есть те же баргу и те же буряты. Подробный генетический анализ баргутов мог бы пояснить ситуацию, но я не владею информацией. По моим подсчетам хоринские рода в составе новых баргутов не большинство, как заявляют. наоборот меньше половины. оставшиеся нехоринские рода новых баргутов идентичны ли тем хоринским родам генетически вот интересный вопрос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться