Boroldoi Опубликовано 10 июня Поделиться Опубликовано 10 июня Приврать это ваше основное занятие тут. Простой гүүгле серч, традиция монголов окропление молоком или чаем с молоком. Вообще окропление окроплению врозь. В одних случаях это подношение духам, в других это освещение. 9 часов назад, АксКерБорж сказал: боролдой любит приврать )) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 июня Автор Поделиться Опубликовано 11 июня В 10.06.2024 в 23:25, Boroldoi сказал: Приврать это ваше основное занятие тут. Простой гүүгле серч, традиция монголов окропление молоком или чаем с молоком. Вообще окропление окроплению врозь. В одних случаях это подношение духам, в других это освещение. Чем дальше, тем больше вы уходите в несознанку пытаясь обмануть себя и других. Не понимаю, почему вы комплексуете от народных традиций, а именно, от обычая разбрызгивания водки? Что в нем страшного? Лучше я сам все разъясню, как говорится, со стороны, т.е. более объективно. У монголов молоко разбрызгивают (кропят) в основном или даже всегда женщины и это я не отрицал. В этой женской процедуре присутствуют обязательно деревянное ведерко (модон хувин) и специальная палочка, ложка для опрыскивания (халбага). Они продаются в Монголиии повсюду - от практического примеения до сувенирных вариантов. Этот комплект для женщин называется монголами "цацлын хувин" или "цацал хувин" - букв. "ведерко для разбрызгивания", по-казахски примерно будет "шашу күбі [сі]". Обычно женщины кропят молоко вслед уходящим/уезжающим из дома для удачного пути. Этот процесс монголы называют "сүүн цацал" - букв. "разбрызгивание молока", по-казахски примерно будет "сүтті шашу". У меня есть про это тема на форуме. Надо заметить, что если в прошлом это было сакральное, строго одиночное, личное обрядовое действие, то нынче (как и многое другое) нередко становится коллективным, праздничным, сценическим действием (как у нас на Наурызе). Теперь таким коллективным действием освящают различные массовые празднества и мероприятия, на днях так было на День защиты детей (нижнее фото). Теперь про кропление водки. Инфы про кропление монголами и бурятами водки или других спиртных напитков всяким духам много, вот только некоторые из них. Кстати, водку монголы мужчины не кропят из деревянного ведерка ложкой как это делают женщины с молоком, а только безымянным и большим пальцем прямо из чашечки с алкоголем. Точно так же монголы мужчины не кропят молоко из деревянного ведерка с ложкой, может быть только наш Боролдой так делает где-нибудь на окраинах Улан-Удэ. )) Ссылки: https://spiritsofmongolia.com/ru/mongolian-traditional-distilled-alcohol/ Во время употребления водки совершались ритуалы, и самый уникальный назывался «возлияние». Главным жестом в этом ритуале было тройное благословение безымянным пальцем. Человек совершал необходимые действия и повторял: «Мир голубому небу, мир земле, мир всем людям». Слова отлично отражают кочевой менталитет, тесно связанный с природой, а безымянный палец считается самым чистым из пяти пальцев благодаря одной легенде. https://cyberleninka.ru/article/n/arhi-v-yazykovom-soznanii-mongolov-i-kalmykov Считается, что нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. С этой целью монголы придерживаются обычая «брызгать» духам местности. как правило, перед употреблением спиртного капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх. https://www.ruthenia.ru/folklore/pdf/2019-mong-slovnik-rituals.pdf Кропление молоком. Кропление является одним из наиболее распространенных и технически простых ритуалов подношения, которая совершается божествам и духам, почитаемым природным (горам, обо, одиноким деревьям и т.д.) и рукотворным объектам (храмам, ступам и т.д.), домашнему очагу, небу, духам земли. Упомянутая в тексте ложка – приспособление для кропления, разбрызгивания молока. Кропления обычно бывают двух видов – «белые», молоком и «черные», водкой. Кропление молоком может также применяться в качестве охранительного средства и благопожелания – на копыта коня, колеса машины перед нелегким путешествием. Почитание обо. Повседневные практики подношения обо включают трехкратный обход по солнцу, добавление камешков, подношение риса, сладостей (иногда их кидают на обо по ходу езды, не выходя из машины), сигарет, кропление (молоком или водкой, в зависимости от типа обо). https://www.vsgaki.ru/download-22911/ Каждый из молящихся, следуя указаниям лам, в один момент, уже с прикрытой головой, начинает с благодарностью совершать обряд подношения божествам и духам в виде разбрызгивания молока или водки. Этот обряд еще имеет свое название сасали. Затем, когда ламы начинают читать мантру, участники сидя совершают обряд, ведя руками по солнцу три раза, а между этим те, кто стоял, вокруг себя разбрызгивают водку, молоко и при этом говорят: «Ахарэ! Ахарэ! Ахарэ!». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 12 июня Поделиться Опубликовано 12 июня В 06.06.2024 в 11:22, Boroldoi сказал: О том как “кочевые” тюрки окропляли есть, давайте сюда вместе почитаем. И почему то всё у вас в прощедшем временем. Не поймёщ правда или нет, или просто ваши хотелки. Ну раз вы согласились что монголы окропляют молоком в том числе давайте сюда о традиции окроплении “кочевых” тюрков и казахов. Я честно сказать не читал о таких. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июня Автор Поделиться Опубликовано 12 июня 4 часа назад, Boroldoi сказал: Ну раз вы согласились что монголы окропляют молоком в том числе давайте сюда о традиции окроплении “кочевых” тюрков и казахов. Я честно сказать не читал о таких. Скажу вам больше, в прошлом кроме молочных продуктов (молоко, кумыс) кропили еще кровью в некоторых случаях - боевые знамена, боевой барабан, оружие или при обряде побратимства "анда". Например, у казахов "ту қандау" - "окропить кровью воинское знамя". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июня Автор Поделиться Опубликовано 12 июня В 11.06.2024 в 13:08, АксКерБорж сказал: как правило, перед употреблением спиртного капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх. Подозреваю (пока что версия), что халха-монголы, буряты и другие современные монголоязычные народы не на пустом месте наряду с общим тюрко-монгольским обрядом кропления молочными продуктами (молоком, кумысом) практикуют еще необычный обычай кропить спиртными напитками. "Цидань го чжи" (История государства киданей): "... Этот праздник по-северному назывался би-ли-си-ли, что Китайцы переводят 9-м числом 9-й луны (?) Также кропили двери вином, настоянным на растении чжу-юй, чтобы прогнать всякое навождение. Есть также люди, которые пьют это вино, прибавляя немного соли". "Суй шу" (): "... Предки киданей одного корня, но разной ветви с кумоси... Их обычаи очень сходны с обычаями мохэ... [в отличие от китайцев] трупы скончавшихся родителей только кладут на деревьях в горах... При этом совершают возлияние вина". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 июня Автор Поделиться Опубликовано 12 июня В 11.06.2024 в 13:08, АксКерБорж сказал: В этой женской процедуре присутствуют обязательно деревянное ведерко (модон хувин) и специальная палочка, ложка для опрыскивания (халбага). Они продаются в Монголиии повсюду - от практического примеения до сувенирных вариантов. Этот комплект для женщин называется монголами "цацлын хувин" или "цацал хувин" - букв. "ведерко для разбрызгивания". Халбага кон. 19 в. Современная халбага. Обе 9-ти ячейные (глазные), по-монгольски "9 нүдтэй". Чтобы при разбрызгивании было 9 капель молока. Сами монголы пишут, что в прошлом были разные - 5, 8, 9, 10, 13-ти ячейные - все зависело от разных обрядов, порой сильно смешанных с обрядами ламаизма (тибетского буддизма). Но это уже перебор )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 13 июня Поделиться Опубликовано 13 июня В 06.06.2024 в 11:22, Boroldoi сказал: Там Буба ясно пишет об окроплении молоком, а у вас глаза видят только водку. О том как “кочевые” тюрки окропляли есть, давайте сюда вместе почитаем. И почему то всё у вас в прощедшем временем. Не поймёщ правда или нет, или просто ваши хотелки. 20 часов назад, АксКерБорж сказал: Скажу вам больше, в прошлом кроме молочных продуктов (молоко, кумыс) кропили еще кровью в некоторых случаях - боевые знамена, боевой барабан, оружие или при обряде побратимства "анда". Например, у казахов "ту қандау" - "окропить кровью воинское знамя". Все понятно, опять придумали сами и документов о “кочеых” тюрков якобы окроплящих нету. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 июня Автор Поделиться Опубликовано 13 июня В 13.06.2024 в 10:19, Boroldoi сказал: Все понятно, опять придумали сами и документов о “кочеых” тюрков якобы окроплящих нету. У казахов этот древний обряд назывался «қымыз бүрку» - «кропить кумысом» Кропили боевое знамя, боевой барабан, оружие, кропили мордочки жеребят и т.д. и т.п. Кропили кровью, мазали жиром, очищали огнем и т.д. У казахов Монголии есть «ақ бүрку» - «кропить белым (т.е. молочными продуктами)», кропят круп коня призера на скачках. Аналогичный ритуал у монголов: 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 13 июня Поделиться Опубликовано 13 июня 13 часов назад, Boroldoi сказал: Все понятно, опять придумали сами и документов о “кочеых” тюрков якобы окроплящих нету. Цитата Одним словом, казахи, когда пришла весна и появился кумыс, прежде чем налить кумыс в сосуд и выпить до того, как взять его в рот, обращают свое лицо к солнцу и выплескивают из [сосуда] глоток напитка в сторону востока и сразу все совершают земной поклон солнцу. Наверное, это есть проявление благодарности солнцу за то, что оно выращивает травы, которыми питается лошадь и появляется кумыс. ФАЗЛАЛЛАХ ИБН РУЗБИХАН ИСФАХАНИ->ЗАПИСКИ БУХАРСКОГО ГОСТЯ->ПУБЛИКАЦИЯ 1976 Г.->ГЛАВЫ 19-27 (vostlit.info) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 15 июня Поделиться Опубликовано 15 июня В 13.06.2024 в 17:23, АксКерБорж сказал: У казахов этот древний обряд назывался «қымыз бүрку» - «кропить кумысом» Кропили боевое знамя, боевой барабан, оружие, кропили мордочки жеребят и т.д. и т.п. Кропили кровью, мазали жиром, очищали огнем и т.д. У казахов Монголии есть «ақ бүрку» - «кропить белым (т.е. молочными продуктами)», кропят круп коня призера на скачках. Знаю что несмотря религию муслим казахи сохранили традиций или обряд прежних шаманских времен. "бүрку" - это монгольское слово "бүрх-" что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 июня Автор Поделиться Опубликовано 16 июня В 15.06.2024 в 12:06, enhd сказал: "бүрку" - это монгольское слово "бүрх-" что ли? Древнетюркский словарь: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 июня Автор Поделиться Опубликовано 16 июня В 13.06.2024 в 23:30, Jagalbay сказал: Одним словом, казахи, когда пришла весна и появился кумыс, прежде чем налить кумыс в сосуд и выпить до того, как взять его в рот, обращают свое лицо к солнцу и выплескивают из [сосуда] глоток напитка в сторону востока и сразу все совершают земной поклон солнцу. Наверное, это есть проявление благодарности солнцу за то, что оно выращивает травы, которыми питается лошадь и появляется кумыс. ФАЗЛАЛЛАХ ИБН РУЗБИХАН ИСФАХАНИ->ЗАПИСКИ БУХАРСКОГО ГОСТЯ->ПУБЛИКАЦИЯ 1976 Г.->ГЛАВЫ 19-27 (vostlit.info) Это же казахский "Қымыз мұрындық" - праздник первого кумыса после перекочевки на весенние пастбища, на котором жеребятам кропили кумысом мордочки. Отсюда и "мұрындық" по названию жеребячьего намордника. Предполагаю, что у монгольских народов аналог этого древнего казахского/тюркского праздника кочевых скотоводов (первого приплода, первого обилия молочных продуктов или по простому праздник начала лета) это "Цагаан сар" - букв. "Белый (молочный) месяц - тоже праздник весны и начало года. Но я не видел, чтобы на нем монголы окропляли молоко или кумыс (айраг цацал/шашин, сүү цацал/шашин) или все таки так делают? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня В 13.06.2024 в 04:23, АксКерБорж сказал: У казахов этот древний обряд назывался «қымыз бүрку» - «кропить кумысом» Кропили боевое знамя, боевой барабан, оружие, кропили мордочки жеребят и т.д. и т.п. Кропили кровью, мазали жиром, очищали огнем и т.д. У казахов Монголии есть «ақ бүрку» - «кропить белым (т.е. молочными продуктами)», кропят круп коня призера на скачках. Аналогичный ритуал у монголов: Кропление круп коня кумысом на скачках это монгольская традиция заимствованное нашими казахами. Во время наадама весь ритуал в Баян-Өлгий одинаков с общемонгольскими. Так что давайте про “кочевых” тюрок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 июня Автор Поделиться Опубликовано 22 июня В 17.06.2024 в 10:11, Boroldoi сказал: Так что давайте про “кочевых” тюрок. Боюсь, что выйдет опять как с надплечниками монголок. Не забыли еще? )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 июня Автор Поделиться Опубликовано 22 июня В 16.06.2024 в 15:46, АксКерБорж сказал: Но я не видел, чтобы на нем монголы окропляли молоко или кумыс или все таки так делают? Все таки наверно изначальное назначение праздника "Цагаан сар" у монгольских народов забылось. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 июля Автор Поделиться Опубликовано 20 июля В 13.06.2024 в 14:23, АксКерБорж сказал: У казахов Монголии есть «ақ бүрку» - «кропить белым (т.е. молочными продуктами)», кропят круп коня призера на скачках. Аналогичный ритуал у монголов: Наадам 2024. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 июля Автор Поделиться Опубликовано 21 июля Венгрия. Монгол совершает "сүүн цацар" - возлияние молоком, чтобы дела [его] молочной фермы пошли в гору. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 июля Автор Поделиться Опубликовано 21 июля Представители региональных больниц и медпунктов отдаленных аймаков совершают "сүүн цацар" - возлияние молоком, чтобы полученные от ГКЧС страны новые автомашины не ломались и хорошо служили на благо народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться