Перейти к содержанию
АксКерБорж

Сравнительная таблица преемственности традиций татар Чингизхана

Рекомендуемые сообщения

4 часа назад Zake написал:

Гадание на бараньих лопатках было у казахов и  др кочевых народов:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/жауырыншы/

жауырыншы
этн. гадатель; предсказатель (гадающий на бараньей лопатке)

http://avestnik.kz/kostnaya-diplomatiya/

"...Говорят, лекари, знахари, старцы могли по бараньей лопатке определить, пойдет ли дождь, будет ли метель, как сложится ближайший месяц для сельчан. Кость варилась в общем котле, во время трапезы к лопатке нельзя было прикасаться ни ножом, ни зубами. Затем эту очищенную от мяса кость передавали ясновидящему старцу. Он осторожно брал ее за утолщенную, закругленную сторону и разглядывал на свет.

— Видимо, изучались определенные прожилки, разветвления, — предполагает Рысжан Ильясовна. — Свой секрет ясновидцы не раскрывали, вслух говорили только хорошие новости. Сейчас так уже никто не гадает.

Не менее известный историк Бекарыстан Мырзабай добавляет, что истоки предсказаний кроются в шаманизме, распространенном у древнетюркских народов. Провидцем, знахарем был Коркыт ата, который исцелял звуками кобыза.

— В детстве я видел, как за дастарханом отец разглядывал на просвет солнца или керосиновой лампы баранью лопатку — жауырын. Думаю, что природа, рацион кормления, солнечная активность, лунный свет — все это как-то формировало костную структуру животного, и старцы, учитывая какие-то факторы, могли видеть будущее, — говорит сотрудник областного историко-краеведческого музея. — Но в народе сохранилась и поговорка: «Жауырыншыны жау алар, есепшіні жұт алар». То есть не надо верить предсказателям, их ошибки могут стоить жизни. Казахи говорили: «Все в руках Всевышнего, все в его воле.."

 

У монголов ЧХ тоже было гадание на бараньей лопатке:

"...Что касается их гадания, то [они] обжигают баранью лопатку и определяют счастье или несчастье, смотря по тому, проходят ли трещины на ней [по направлению] туда или обратно. Этим [гаданием] решается все — откажет небо [в желаемом] или даст [его]. [Татары] сильно верят в это [143] [гадание]. Оно называется “обжиганием пи-па”117. Не существует никаких грубых или тонких дел, о которых не производилось бы гадание. Гадание [по какому-либо случаю] непременно повторяется неоднократно.

Когда [я, Сюй] Тин вместе со всей партией прибыл в степи с миссией, то татарский правитель несколько раз обжигал пи-па 118, чтобы погадать, отправлять [ему] обратно или задержать [нашу] миссию 119. Надо полагать, что[показания] пи-па говорили о том, что следует возвратить[нас] домой, и поэтому [он] должен был отправить [нас] па родину. “Обжигание пи-па”  не что иное, как “сверление черепаховых щитков” 120 [у китайцев]..."

 

118 При монгольских ханах находились шаманы и китайские астрологи, однако и сами ханы производили гадание. Как сообщается, например, в биографии Елюй Чу-цая в “Юань ши”, Чингис-хан сам гадал на бараньей лопатке перед каждым походом (“Юань ши”, гл. 146, стр. 2а). По сообщению Г. Рубрука, Мункэ-хан также сам производил гадание (см. Карпини и Рубрук, стр. 149, 152).

возможно остатки представлений шаманства про бараньи лопатки На берегу озерка, по всей вероятности искусственного, сложено "обо", над которым развевались различные матерчатые приношения и стучали от ветра подвешенные рядом бараньи лопатки, испещренные темными узорчатыми письменами. из козлова, монголия и кам..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

козлов о левирате Вдова с детьми после смерти мужа наследует его имущество и в большинстве случаев вторично замуж не выходит; чаще выходят sa муж вдовы бездетные и молодые. Для большего порядка в доме вдовы, в особенности если она осталась с малолетними детьми, место покойного хозяина дома нередко заступает его родной брат или другой ближайший родственник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад құйрықит батыр написал:

козлов о левирате Вдова с детьми после смерти мужа наследует его имущество и в большинстве случаев вторично замуж не выходит; чаще выходят sa муж вдовы бездетные и молодые. Для большего порядка в доме вдовы, в особенности если она осталась с малолетними детьми, место покойного хозяина дома нередко заступает его родной брат или другой ближайший родственник.

ссылку можно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про Озеро Куку-нор, называемое тангутами Цок-гумбум, а китайцами Цин-цай, представляет собою величественный, до 350 вёрст (375 км) в окружности, грушевидной формы водоем. Абсолютная высота этего озера определяется в 10 530 футов (3 219 м). С соседних гор несутся к нему большие и малые реки, главною из которых справедливо считается Бухайн-гол, впадающая в северо-западный угол Куку-нора.

 

Из темносиних волн этого озера красиво выступает его сердце -- остров. Там живут пять-семь человек лам-отшельников, отрезанных от всего окружающего на семь-восемь месяцев, -- период, в течение которого поверхность озера бывает открытой и сообщение с островом, за неимением лодок, прекращается. Ламы острова живут приношениями паломников, а зимою и сами отправляются за сбором подаяний. У отшельников имеются козы, молоко которых, смешанное с соленой водой Куку-нора, утоляет и жажду и голод монахов. Относительно этого острова существует следующая легенда. Бог, приняв вид огромной птицы, принес сюда в когтях эту скалу, заткнул ею отверстие, через которое изливалась вода, устремившаяся сюда из Лхасы по подземному ходу, и только этим путем спас страну от окончательного потопления.

 

Куку-нор обилен рыбой, которую ловят местные монголы, сбывая ее в ближайшие города -- Синин и Донгэр. про ловлю рыбы

козлов оттуда же но замечу что автор говорит о сильной метизации с тангутами местных монголов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад құйрықит батыр написал:

про Озеро Куку-нор, называемое тангутами Цок-гумбум, а китайцами Цин-цай, представляет собою величественный, до 350 вёрст (375 км) в окружности, грушевидной формы водоем. Абсолютная высота этего озера определяется в 10 530 футов (3 219 м). С соседних гор несутся к нему большие и малые реки, главною из которых справедливо считается Бухайн-гол, впадающая в северо-западный угол Куку-нора.

 

Из темносиних волн этого озера красиво выступает его сердце -- остров. Там живут пять-семь человек лам-отшельников, отрезанных от всего окружающего на семь-восемь месяцев, -- период, в течение которого поверхность озера бывает открытой и сообщение с островом, за неимением лодок, прекращается. Ламы острова живут приношениями паломников, а зимою и сами отправляются за сбором подаяний. У отшельников имеются козы, молоко которых, смешанное с соленой водой Куку-нора, утоляет и жажду и голод монахов. Относительно этого острова существует следующая легенда. Бог, приняв вид огромной птицы, принес сюда в когтях эту скалу, заткнул ею отверстие, через которое изливалась вода, устремившаяся сюда из Лхасы по подземному ходу, и только этим путем спас страну от окончательного потопления.

 

Куку-нор обилен рыбой, которую ловят местные монголы, сбывая ее в ближайшие города -- Синин и Донгэр. про ловлю рыбы

козлов оттуда же но замечу что автор говорит о сильной метизации с тангутами местных монголов

Батыр , где ссылка про левират у халхи?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.04.2018 в 04:24 Marina написал:

Да, согласно Новгородской летописи, убили Михаила, князя Черниговского. А почему сбрызгиваете водку, а не кумыс?

Это без разницы ,что есть под рукой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад құйрықит батыр написал:

возможно остатки представлений шаманства про бараньи лопатки На берегу озерка, по всей вероятности искусственного, сложено "обо", над которым развевались различные матерчатые приношения и стучали от ветра подвешенные рядом бараньи лопатки, испещренные темными узорчатыми письменами. из козлова, монголия и кам..

У калмыков раньше это было, даже фильм есть про депортацию, так и называется : Гаданье на бараньей лопатке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад mechenosec написал:

У калмыков раньше это было, даже фильм есть про депортацию, так и называется : Гаданье на бараньей лопатке.

+100. 

Был такой фильм!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Shymkent написал:

ссылку можно?

можно конечно http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/21.htm#  это козлов конец 19 века и ранее

академик миллер

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Shymkent написал:

Батыр , где ссылка про левират у халхи?

 

ходил бяшек загонять у меня в отличие от кочевников забот хватает

и если не затруднит ДАЙТЕ КТО НИБУДЬ ЦИТАТУ ГДЕ НАПИСАНО ЧТО ХАЛХА-МУЖЧИНЫ ДЕЛАЛИ ВОЙЛОК, 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад құйрықит батыр написал:

можно конечно http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/21.htm#  это козлов конец 19 века и ранее

академик миллер

 

 

в какои главе про левират?

Хара -Коро  это Каракорум?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад құйрықит батыр написал:

ходил бяшек загонять у меня в отличие от кочевников забот хватает

и если не затруднит ДАЙТЕ КТО НИБУДЬ ЦИТАТУ ГДЕ НАПИСАНО ЧТО ХАЛХА-МУЖЧИНЫ ДЕЛАЛИ ВОЙЛОК, 

а я незнаю,  делали они или нет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад Shymkent написал:

а я незнаю,  делали они или нет

жаль, у акб есть такой пункт в таблице а откуда он взял непонятно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад Shymkent написал:

в какои главе про левират?

Хара -Коро  это Каракорум?

конец третьей главы, и как вам сведения миллера? немец зануда но молодец:)

а откуда хара-коро ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад құйрықит батыр написал:

конец третьей главы, и как вам сведения миллера? немец зануда но молодец:)

а откуда хара-коро ?

я бегло прошелся не до конца

город разрушеный , я о нем , это Каракорум?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад Shymkent написал:

я бегло прошелся не до конца

город разрушеный , я о нем , это Каракорум?

нет это город хара- хото один из тангутских (си ся) городов, захваченных чингисханом, там нашли тангутские записи, пару бумажек на монгольском и бумажные деньги монголо-китайской империи юань, окончательно уничтожен китайцами в 14 веке, вроде

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад құйрықит батыр написал:

нет это город хара- хото один из тангутских (си ся) городов, захваченных чингисханом, там нашли тангутские записи, пару бумажек на монгольском и бумажные деньги монголо-китайской империи юань, окончательно уничтожен китайцами в 14 веке, вроде

нашел его кажется сам козлов и книжка об этом им была написана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.04.2018 в 17:22 RedTriangle написал:

Глупо сравнивать степени ассимиляции и автономности Казахстана в СССР и Монголии при Цин.

Даже при Российской Империи у нас была ситуация просто в разы хуже. 

Простейший пример что Монголию китайцы не заселяли и монголы не переходили на китайский.

В Казахстане умерло и убыло 2/3 казахского населения в 1929-1933 годах, плюс манкуртизация полнейшая. Слышал в Алмате до 1989 года были лишь две казахские школы.

 

В 08.04.2018 в 18:40 RedTriangle написал:

ну будем ждать тогда.

Если даже и запрещали, я плохо представляю как это могло строго выполнятся.

При этом я признаю что она у халхов была, Ермолаев картинки приводил здесь. Просто интересно что быстро исчезло.

А у калмыков почему этой традиции нет? Какие следы остались интересно.

 

В 08.04.2018 в 19:01 Rust написал:

Маньчжуры были реальными правителями. Уж если китайцев заставили носить косы, что уж говорить про монголов.

 

В 08.04.2018 в 19:57 Zake написал:

Не согласен! Вся причина в том что монголы тоже состоят из разных компонентов. Матер. культуры от тех монголов ЧХ у них самый минимум. Больше от шивейских предков.

В теме баргут обсуждали как важны были ловчие птицы для монголов ЧХ. Согласно Марко Поло в Баргуджин-Токуме занимались именно добычей ловчих птиц. 

Вся терминология куда делась? 

Даже если и маньчжуры запретили охотиться, то хотя бы 1 % должен был сохраниться от тех же 1500 казахских терминов (касательно одного только беркута).

Более того, при охоте с ловчими птицами обязат-но должна быть и борзая собака (типа тазы). Потому что они друг друга взаимодополняют во время охоты!

Такие вещи не забываются. 

О весьма интересной истории заселения Цайдама монголами, о их ещё более интересном прошлом мы вынуждены, к сожалению, ограничиться лишь передачей преданий, записанных нами со слов стариков, отцов нынешних цзасаков Баруна и Цзуна, и со слов старых людей как в этих хошунах, так и в хошуне Тайчжинэрском.

 

Никаких письменных документов о прошлом здешних монголов не сохранилось {Здесь мы подразумеваем лишь цайдамских монголов.}. Покорив монголов Цайдама и Кукунорской области, китайцы под угрозою смерти потребовали уничтожения всех древне-монгольских исторических книг, записей и документов, относившихся ко времени, предшествовавшему покорению. Затем, в течение более 200 лет, китайцы от времени до времени повторяли требование и сделали это в последний раз лет 50 тому назад. Но с покорением монголов и утверждением для них особых княжеских домов им было строго приказано вести истории этих новых князей, что и было исполнено, причём в эти новые истории однако не входили древние предания. И эти записи, которые велись в продолжение более 200 лет, были все уничтожены 53 года тому назад (в 1848 году) тангутами во время первого страшного их набега на Цайдам и Куку-нор. Особенно пострадали при этом кукунорские монголы как более богатые. На Куку-норе же и к югу от него до Хуан-хэ кочевали со своими огромными хошунами самые старые монгольские князья, у которых еще можно было бы найти что-либо из остатков древних записей и документов. Тангуты не только разграбили имущество монголов, но и уничтожили все книги, записи, документы -- старые и новые. Таким образом нам не на что сослаться для подтверждения преданий, слышанных нами от монголов.

 

Предания эти, передающиеся из поколения в поколение, гласят вот что: весь бассейн Желтой реки, от верховьев её до Ордоса, известный у древних монголов под названием Шарай-гол, и область Куку-нора были заселены монголами-шарайголами. Очень давно, быть может тысячу лет тому назад, шарайголы делились на пять огромных ханств, названий которых предание не сохранило. С течением времени из пяти ханств образовалось на том же месте три ханства. В этот период времени шарайголов начали вытеснять с востока китайцы, а с юга тибетцы. Шарайголы должны были шаг за шагом уступать свои кочевья к югу от Хуан-хэ и наконец перешли Желтую реку и, образовавши одно ханство, расселились по левому её берегу, в Нань-шане до Тэтунга и в долине Цайдама. Места эти были заняты однако большей частью шарайголами пяти древних ханств и только меньшая их часть отчасти была покорена китайцами и тибетцами, отчасти разбрелась неизвестно куда. Как долго существовало это ханство до покорения его более 250 лет тому назад Китаем, монголы не помнят, как не помнят и того, сколько сменилось ханов со времени перехода шарайголов с южного на северный берег Желтой реки и в Цайдам.

 

Больше подробностей в этих преданиях мы находим лишь со времени последнего шарайгольского хана и со времени покорения его ханства Китаем.

 

Последним ханом шарайголов около 300 лет тому назад был гэ-гэн Гуши-хан {В 1640 году Гуши-хан покорил Тибет и подарил его затем тогдашнему настоятелю Брайбунского монастыря Агваи-Лобсану (1617--1682), которому вместе с тем пожаловал титул "далай-лама". Агван "великий" был таким образом первым тибетским иерархом этого звания.}. Ставка его находилась на правом берегу речки Дулан-гол, впадающей в озеро Дулан-нор, в северо-восточном углу Цайдама. Развалины его ставки существуют и доныне.

Как сам он, так и все его подданные тогда еще не знали буддизма и исповедывали какую-то другую веру. Покойников своих они зарывали в землю.

Население жило в глиняных и каменных постройках, сооружавшихся так же, как и теперешние юрты, то есть куполообразно.

Некоторые постройки этого типа имели до 10 м в диаметре. Развалины их ещё сохраняются и по сие время в Цайдаме, по речке Номохун-гол, выше развалин китайской крепости Номохун-хото.

Кроме этого всюду по ущельям северного склона Бурхан-Будда существуют много древних оросительных канав, или арыков, которые одни считают принадлежавшими шарайголам, также жившим земледелием, а другие -- китайцам.

Гэгэн Гуши-хан -- первый шарайгол, принявший буддизм. Он вместе с ламою Данцзын-хутухту, перерождающимся и по сие время в кумирне Дулан-хите, стал распространять буддизм среди шарайголов. "Как приняли наши предки буддизм, какие меры принимал при этом гэгэн Гуши-хан, рассказывают монголы, преданий не сохранилось". Говорят только, что с переменой религии изменились и нравы и обычаи их предков. Ко времени смерти гэгэна Гуши-хана все его подданные шарайголы были уже буддистами.

это про сохранение традиций, в другом месте пишет козлов что из всего хошуна на монгольском может писать двое-трое монгол, так как отчет китайцам по закону на монгольском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад құйрықит батыр написал:

 

 

 

О весьма интересной истории заселения Цайдама монголами, о их ещё более интересном прошлом мы вынуждены, к сожалению, ограничиться лишь передачей преданий, записанных нами со слов стариков, отцов нынешних цзасаков Баруна и Цзуна, и со слов старых людей как в этих хошунах, так и в хошуне Тайчжинэрском.

 

Никаких письменных документов о прошлом здешних монголов не сохранилось {Здесь мы подразумеваем лишь цайдамских монголов.}. Покорив монголов Цайдама и Кукунорской области, китайцы под угрозою смерти потребовали уничтожения всех древне-монгольских исторических книг, записей и документов, относившихся ко времени, предшествовавшему покорению. Затем, в течение более 200 лет, китайцы от времени до времени повторяли требование и сделали это в последний раз лет 50 тому назад. Но с покорением монголов и утверждением для них особых княжеских домов им было строго приказано вести истории этих новых князей, что и было исполнено, причём в эти новые истории однако не входили древние предания. И эти записи, которые велись в продолжение более 200 лет, были все уничтожены 53 года тому назад (в 1848 году) тангутами во время первого страшного их набега на Цайдам и Куку-нор. Особенно пострадали при этом кукунорские монголы как более богатые. На Куку-норе же и к югу от него до Хуан-хэ кочевали со своими огромными хошунами самые старые монгольские князья, у которых еще можно было бы найти что-либо из остатков древних записей и документов. Тангуты не только разграбили имущество монголов, но и уничтожили все книги, записи, документы -- старые и новые. Таким образом нам не на что сослаться для подтверждения преданий, слышанных нами от монголов.

 

Предания эти, передающиеся из поколения в поколение, гласят вот что: весь бассейн Желтой реки, от верховьев её до Ордоса, известный у древних монголов под названием Шарай-гол, и область Куку-нора были заселены монголами-шарайголами. Очень давно, быть может тысячу лет тому назад, шарайголы делились на пять огромных ханств, названий которых предание не сохранило. С течением времени из пяти ханств образовалось на том же месте три ханства. В этот период времени шарайголов начали вытеснять с востока китайцы, а с юга тибетцы. Шарайголы должны были шаг за шагом уступать свои кочевья к югу от Хуан-хэ и наконец перешли Желтую реку и, образовавши одно ханство, расселились по левому её берегу, в Нань-шане до Тэтунга и в долине Цайдама. Места эти были заняты однако большей частью шарайголами пяти древних ханств и только меньшая их часть отчасти была покорена китайцами и тибетцами, отчасти разбрелась неизвестно куда. Как долго существовало это ханство до покорения его более 250 лет тому назад Китаем, монголы не помнят, как не помнят и того, сколько сменилось ханов со времени перехода шарайголов с южного на северный берег Желтой реки и в Цайдам.

 

Больше подробностей в этих преданиях мы находим лишь со времени последнего шарайгольского хана и со времени покорения его ханства Китаем.

 

Последним ханом шарайголов около 300 лет тому назад был гэ-гэн Гуши-хан {В 1640 году Гуши-хан покорил Тибет и подарил его затем тогдашнему настоятелю Брайбунского монастыря Агваи-Лобсану (1617--1682), которому вместе с тем пожаловал титул "далай-лама". Агван "великий" был таким образом первым тибетским иерархом этого звания.}. Ставка его находилась на правом берегу речки Дулан-гол, впадающей в озеро Дулан-нор, в северо-восточном углу Цайдама. Развалины его ставки существуют и доныне.

Как сам он, так и все его подданные тогда еще не знали буддизма и исповедывали какую-то другую веру. Покойников своих они зарывали в землю.

Население жило в глиняных и каменных постройках, сооружавшихся так же, как и теперешние юрты, то есть куполообразно.

Некоторые постройки этого типа имели до 10 м в диаметре. Развалины их ещё сохраняются и по сие время в Цайдаме, по речке Номохун-гол, выше развалин китайской крепости Номохун-хото.

Кроме этого всюду по ущельям северного склона Бурхан-Будда существуют много древних оросительных канав, или арыков, которые одни считают принадлежавшими шарайголам, также жившим земледелием, а другие -- китайцам.

Гэгэн Гуши-хан -- первый шарайгол, принявший буддизм. Он вместе с ламою Данцзын-хутухту, перерождающимся и по сие время в кумирне Дулан-хите, стал распространять буддизм среди шарайголов. "Как приняли наши предки буддизм, какие меры принимал при этом гэгэн Гуши-хан, рассказывают монголы, преданий не сохранилось". Говорят только, что с переменой религии изменились и нравы и обычаи их предков. Ко времени смерти гэгэна Гуши-хана все его подданные шарайголы были уже буддистами.

это про сохранение традиций, в другом месте пишет козлов что из всего хошуна на монгольском может писать двое-трое монгол, так как отчет китайцам по закону на монгольском.

если внимательно прочитаете то увидите что под влиянием буддизма изменились даже обычаи предков,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад құйрықит батыр написал:
1 час назад құйрықит батыр написал:

жаль, у акб есть такой пункт в таблице а откуда он взял непонятно

и если не затруднит ДАЙТЕ КТО НИБУДЬ ЦИТАТУ ГДЕ НАПИСАНО ЧТО ХАЛХА-МУЖЧИНЫ ДЕЛАЛИ ВОЙЛОК, 

лхадосцы считают себя монголами , и на них мужчинах лежала обязанность , шить одежду :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если путешественник захочет видеть в Восточном или Южном Алаша чистокровного монгола-олoта, в его платье и обстановке, то он едва ли удовлетворит свое желание. Алашаньцы этих частей сильно, окитаились: и мужчины и даже женщины носят китайское платье, в юртах завели китайскую обстановку, едят китайские кушанья из китайской посуды, поют китайские песни, а когда нужно, то и говорят по-китайски, хотя свой монгольский язык в большей или меньшей чистоте ещё сохраняют, за исключением настоящих китаистов, вводяших в разговорную речь не только отдельные слова, но даже и целые фразы. Особенно отражается китайская цивилизация на богатых и чиновных монголах, которые вместо юрт строят себе дома китайской архитектуры.

 

При дворе алаша-вана слышна исключительно китайская речь. Нынешний ван и его старший сын -- наследник -- не говорят по-монгольски, если не считать некоторых заученных фраз и отдельных слов, произносимых с китайским акцентом.

 

В местах наибольшего соприкосновения алашаньских монголов с китайцами кочевой быт первых понемногу утрачивается; за счет уменьшения скотоводства эта часть населения занимается земледелием и транспортировкой клади от Алаша до Калгана или Пекина. Алашаньцы охотно также перевозят и многочисленных паломников в Лхасу.

 

Население же более удаленных, глухих мест Алаша всё еще старается сохранить монгольский облик, занимаясь попрежнему только скотоводством. Но и здесь мужской элемент начинает одеваться в китайское платье, да и молодые модницы также не прочь принарядить свои головы в китайские платки, а ноги в мужские китайские сапоги, сшитые из плиса или ластика; пожилые же женщины еще упорно отстаивают свой национальный костюм, в особенности безрукавку -- цэгэдэк, убранство головы и самоё прическу.

 

Кроме этих, так сказать, наружных признаков окитаивания, алашанцы и по духу, и по привычкам, и по обычаям стали почти китайцами. Они переняли от китайцев их важную осанку, манеру говорить, встречать и провожать гостя со всеми китайскими церемониями. Эти монголы уже перестали справлять праздники по-монгольски. Новый год празднуется по-китайски. Скачек, борьбы и прочего здесь нет, но зато процветает пьянство; городское население пристрастилось к опиуму и азартным играм на деньги. Постоянное общение с китайцами, с проезжими богомольцами и торговцами сделало из алашаньцев пронырливых, мелочных, жадных и наглых торгашей, превзошедших в этом отношении даже китайских торговцев.

 

Кстати, скажу несколько слов и о китайцах, с некоторых пор начавших селиться на алашаньских землях. С самого начала основания резиденции вана в Дын-юань-ине китайцам разрешалось приезжать сюда только с товарами, без семейств; и лишь 15 лет тому назад, когда правитель Алаша оказался в большом долгу у китайцев, последние начали понемногу перевозить в Дын-юань-ин свои семьи, на что ван смотрел "сквозь пальцы". В настоящее время все китайцы -- торговцы и ремесленники -- живут в городе как у себя на родине. Могущие отойти под культуру хлеба лучшие алашаньские земли, располагающиеся вдоль западного подножья Алашаньского хребта, также начали переходить в цепкие руки китайцев. Китайцы торговцы уже не ограничиваются торговлей в одном Дын-юань-ине: их лавки разбросаны везде, где только сосредоточены кочевья алашаньцев. За право торговли в Алаша китайцы вносят вану незначительный налог, равно не обременительна плата и за арендуемые ими пахотные земли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад Shymkent написал:

лхадосцы считают себя монголами , и на них мужчинах лежала обязанность , шить одежду :)

лхадосцы это же тибетцы, у них вроде полиандрия, нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что құйрықит батыр написал:

лхадосцы это же тибетцы, у них вроде полиандрия, нет?

видимо есть среди них монголы , поэтому они считают себя ими

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад құйрықит батыр написал:

лхадосцы это же тибетцы, у них вроде полиандрия, нет?

Теперь несколько слов о домашней утвари.

 

"Домбо" -- деревянное ведро разных величин, круглое или овальное, стянутое деревянными или железными обручами; служит для носки воды. Существует и другой вид "домбо" -- для чая и кумыса; высота такого домбо около полуаршина; дно у него широкое, горло более узкое; мастерится из дерева, украшается снаружи рисунками белой или красной меди и обтянуто такими же обручами.

 

"Чжарга" -- деревянная кадка высотою от 1 до 1 1/2 аршин (от 70 до 100 см), стянута железными или деревянными обручами; дно несколько шире отверстия, которое приспособлено для крышки; в этой последней, в свою очередь, проделано круглое отверстие для палки, на нижнем конце которой находится деревянный круг (иногда его заменяет сшитый из войлока шар). В это же отверстие вливается кумыс или молоко; и то и другое взбалтывается палкой для получения кумыса или масла; палка называется "булюр".

 

"Taxa" -- лагун, деревянное ведро, круглое или овальное, разных величин; имеет глухую крышку (как у бочёнка). Служит для хранения вина и растительного масла.

 

"Хайсэ" -- большие котлы и чаши, которые ставятся на очаге (тулуга); отливаются из чугуна и не имеют ручек.

 

"Гунчжи", или "хасраг", -- чайник желтой меди, имеет форму кувшина.

 

"Танха" -- маленький, красной меди, чайник, по форме очень похожий на наш фарфоровый.

 

"Нюдур" -- деревянная ступка, выдолбленная из обрубка дерева, разных величин; большие служат для обдирания ячменного зерна, средние -- для разбивания кирпичного чая, малые -- для соли и для лекарств (у лам). Для обдирания зерна употребляется пест деревянный, а в прочих случаях -- каменный.

 

"Шанага", или "шаныг", -- разливательная ложка, железная, медная или деревянная.

 

"Map-суй" -- бурак для масла с крышкой; иногда употребляется точеный, чаще же гнутый. Монголы и тангуты обязательно имеют марсуй при себе в дороге.

 

"Баг-бар" -- точеная из дерева и раскрашенная чаша для дзамбы.

 

"Дэрэм", или "дэрмэ", -- деревянные блюда и тарелки разных величин, грубой работы.

 

"Сава" -- всякая глиняная посудина, с узким отверстием наверху, затыкаемым тряпицей или травою; служит для водки и кумыса.

 

"Цуцугэ" -- всякая деревянная чашка для чая, кумыса, дзамбы и водки; у богатых нередко отделывается в серебро.

 

"Шацзун", или "шацзын", -- всякая фарфоровая чашка.

 

"Хундуга" -- маленькая деревянная, около 1 вершка (4,4 см) в диаметре, чарка для вина; богатые отделывают её серебром.

 

"Тэрмэ" -- ручная мельница для дзамбы, диаметр -- около 30 см.

 

Главное занятие цайдамских монголов -- скотоводство, подспорьем которого служит также и земледелие.

современном монгольском так звучат эти  слова сеичас?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...