Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

так почему же  русские вас  не называли мунгал-казаками, узбек-казаками, ногай-казаками ,татар-казаками или кыпшак-казаками, что было бы более логично?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

так почему же  русские вас  не называли мунгал-казаками, узбек-казаками, ногай-казаками ,татар-казаками или кыпшак-казаками, что было бы более логично?

вы у них спросите

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

так почему же  русские вас  не называли мунгал-казаками, узбек-казаками, ногай-казаками ,татар-казаками или кыпшак-казаками, что было бы более логично?

в принципе неудивительно , что ничего не поняли , образование у вас  российское... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

так почему же  русские вас  не называли мунгал-казаками, узбек-казаками, ногай-казаками ,татар-казаками или кыпшак-казаками, что было бы более логично?

вы у них спросите

 

сами то как думаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

так почему же  русские вас  не называли мунгал-казаками, узбек-казаками, ногай-казаками ,татар-казаками или кыпшак-казаками, что было бы более логично?

в принципе неудивительно , что ничего не поняли , образование у вас  российское... :)

 

я-то понял

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

о чем вы вообще пишете здесь? я сам из Актобе. я занимался вопросом изучения киргизов местных  года два  назад один товарищ просил помочь по местным киргизам собрать их днк и шежере.  во первых местные киргизы не называют себя киргизами  и  не назывались. потомки киргизов местных что бы ассимилироваться начали  себя причислять  к роду Шекты  в отдельный подрод Кыргыз. а сами делятся на три рода. 1 - это Тата кыргыз. 2 - это Баракъ кыргыз. 3 - это Естек кыргыз. ВСЕ ОНИ СЕБЯ НАЗЫВАЛИ И НАЗЫВАЮТ КЪАЗАКЪ. также есть такой пример по башкирам и ногаям бежавшие к НАМ но все их потомки называют себя къазакъ и лишь что бы сохранить память о предках   они   называют свой род по происхождению например: ногай-казак  или кете-естек и шекты-кыргыз.

 

 А я не знаю о чем вы пишете? Наш известный историк Акеров лет 10  назад встречался с кыргызами-чекти (не шекты)  так они  себя называют.По обычаям и языку они действительно не отличаются от местных казахов, но свое происхождение помнят. Их предки  лет 500 назад рассорившись с родичами откочевали с Ала-Тоо, долго кочевали по казахским степям пока не обосновались там, где они поныне и живут. По их же рассказам кстати поэма Кыз-жибек  связана как-то с ними, я уже не помню детали.

 

это вы выдумали что "Киргиз на коне" это шекты-кыргыз еще что  казахи не носили конусовидный головной убор  калпак . ваш историк встречался с местными казахами из роды шекты-кыргыз а я здесь вместе с ними живу так что не надо мне рассказывать что и как у нас.  что значит НЕ ШЕКТЫ?у меня родственники из рода Шекты а они та луче знают чем вы шекты или чекти . а кто говорит что они забыли свое происхождения? вам было сказано что потомки стали казахами а первые киргизы да были киргизами это некто не оспаривает.  

 

Гавердовсий Я.П. - руководитель разгромленной чектинцами Бухарской экспедиции в своих мемуарах пишет:

" В песках Сырпарчакум  лежит колодец Байгары, у которого надеялись мы по условию получить известие от посланных наших 2 сентября на реку Сыр.

В самом деле они нас здесь встретили и известием своим произвели величайшее смятение в караване. Ибо киргизцы кишкене-чиктынского отделения, куда они были посылаемы, со всеми биями, под начальством султана Абулгазы, признанного от них ханом, с частью чумекейцев из удела кунтского и сарыкашинского, некоторых тюрткаринцев, каракалпаков и даже хивинских узбеков, заняв все перевозы чрез реку, ожидали нашего на оную прибытия, с тем, дабы всех без исключения лишить жизни, а багаж разделить между собою." 

 

А также доктор этой экспедиции Савва Большой пишет :

"Когда уже не видно было ни малейшей надежды к нашему спасению по причине жажды, мучившей нас с неизреченною жестокостью, и многочисленности хищных киргизцев, и когда, наконец, решились мы, забрав с собою самые только нужные бумаги, оставить караван, тогда только что начали приготовляться к сему последнему для нас предприятию, вдруг облегшие со всех сторон неприятели ударили по лошадям и посыпались чрез стену с визгом и криком, давя друг друга. Какой стук! Какой треск! Все рубят, все ломают, везде рвут и мечут и в одно мгновение все уже растащено было, а я, несчастный, определенный провидением на жестокое мучение, не успев протиснутся сквозь ужасную сию толпу, был ранен в голову саблею и утащен иступленным киргизцем (Меньшего чиктынского отделения простой киргизец именем Алтынбай-кулюк.)."

 

По Вашей аналогии получается мы не КЪАЗАКЪ а кайсак так ведь русские писали про нас. а то что Мы сами себя называем ру Шекты, торткара  я вижу вам все равно.

Распространённый в прошлом вариант написания названия рода как чикли (Tschikli у Вамбери[4]) связано с тем, что оно транскрибировалось не по казахскому выговору, а по татарскому[5]. Название чекли, помимо казахского рода Младшего жуза, носили несколько групп из племени кыпшак Среднего жуза казахов и киргизского племени багыш (узун-чекли). Чекли также были в составе родов кипчаков Зеравшанской и Ферганской долин. У аргынов Среднего жуза имеется род чекли[3] (жогары-шекты и томенги-шекты).https://ru.wikipedia.org/wiki/Шекты

кишкене-чиктынского отделения - Вы знаете что это за отделения?

 

Гавердовский и Савва Большой написали так как они воспринимали на слух сами  лично, причем здесь татарская транскрипция ? Почему русские вас называли кайсаками спросите  у них. Я же пытаюсь понять почему они вас называли киргизами и мне кажется теперь я понял.

 

 вы что хотите сказать что за 150+-50 лет мы язык поменяли? вот именно причем здесь Гавердовский и Савва Большой(мы говорим тюрткара,чекти?) ?когда сами казахи говорят шекты. и потом вы спросите зачем местным киргизам себя перечислять к роду шекты? если они такие не ординарные как вы  их считаете что аж русские начали нас называть киргизы. младший жуз это еще не весь казахстан русские и в других жузах были где вообще нет кыргызов  что бы весь народ перепутать с другим.       

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 а при чём тут чёрные клобуки

непонятно ???

 

 

Незнаю, вопрос был задан мной кыргызам - когда Белый калпак стал как бы национальным символом народа, какие предпосылки для этого были, почему такое предпочтение к белому и т.д. Но а мы само собой разумеется предпочитаем Черный калпак и черную шапку (шогирме, борик, кураш, малахай и т.д.). Имя народа Черный калпак или шапка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 вы что хотите сказать что за 150+-50 лет мы язык поменяли? вот именно причем здесь Гавердовский и Савва Большой(мы говорим тюрткара,чекти?) ?когда сами казахи говорят шекты. и потом вы спросите зачем местным киргизам себя перечислять к роду шекты? если они такие не ординарные как вы  их считаете что аж русские начали нас называть киргизы. младший жуз это еще не весь казахстан русские и в других жузах были где вообще нет кыргызов  что бы весь народ перепутать с другим.       

 

 Нет, вы язык не поменяли. Вы как были казахами, такими  и остались. Вы никогда не были раньше киргизами :) . Это подтверждается и генетически. Речь идет о том, что на западе казахских степей, возможно и в поволжье, жили кыргызы. С ними и столкнулись русские. Они "бесчинствовали" на границах России и казахских степей и поэтому  остались в истории под своим именем - киргиз. Позже они, ввиду их малочисленности, растворились среди казахов, башкир, калмыков и т.д., но часть возможно  вернулась обратно в Кыргызстан. По образу жизни  и языку казахи были похожи на кыргызов( ну разве что калпаки только не носили, но для русских это было не существенно), поэтому  казахов стали называть киргизами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Как же они не забыли свое происхождение, если утеряли буквально все кыргызское?

И откуда вы узнали, что Иренек не знал Манаса? Он оставил записки? :) Ведь происхождение эпоса привязывается к Алтаю, емнип, но не к Тянь-Шаню.

 

1.Это называется ассимиляция..Хазарейцы тоже помнят свое монгольское происхождение,но утеряли все монгольское..Но тем не менее их приравнивают к монголам..

2.В том то и дело,что не оставил записки,что знал Манаса..Происхождение эпоса - Тенир-Тоо(Тянь-Шань),происхождение Манаса(героя эпоса)-это Алтай..Хорошая игра слов у вас :)

 

1. По моему, пример с хазара не удачный. Потому что в случае с кыргызами в родичи записывают всех хакасов без разбора, в случае же с хараза всех афганцев из-за одних хазара в монголы никто не записывает.

2. Откуда известно, что Иренек знал о Манасе? Его помнит сеок кыргыс? Или это отражено в архивных документах? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1. Вот так с кондачка вопросы не решаются, типа откуда, если не от соседей. :) Отвечу вам - да хоть откуда, мало ли откуда, надо выяснять, исследовать, а не предполагать.

2. Мнения форумчан или документы? Кстати вы не ответили по поводу созвучия архивного "тубинские киргизы" и народа "тыва".

 

Про тувинских кыргысов : http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4565-kyrgyzy-2/page-22#entry181736

 и http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2827-tuvintcy/page-130#entry179306

 

Вы не ответили на вопрос про созвучие в названиях и определениях, что и стало, имхо, причиной вашего отождествления тубинских киргизов с тывалар. Не думаю, что тывалар носят название от реки.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мда , бишкек русские сравняли с землёй ,  Кокандцы хотели востановить бишкек , отстроить заново , а  этот киргиз  в богатой одежде и в белом колпаке 

был другом россии .

Бишкека,если я не ошибаюсь,как такового города еще не было..Был Пишпек(ныне ст.Пишпек)..И не знал,что Коканд был белым и пушистым :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

мда , бишкек русские сравняли с землёй ,  Кокандцы хотели востановить бишкек , отстроить заново , а  этот киргиз  в богатой одежде и в белом колпаке 

был другом россии .

Бишкека,если я не ошибаюсь,как такового города еще не было..Был Пишпек(ныне ст.Пишпек)..И не знал,что Коканд был белым и пушистым :)

 

ну так переведите это слово Пишпек . Вам там в российских вузах должны были научить и обьяснить перевод этого слова . :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Незнаю, вопрос был задан мной кыргызам - когда Белый калпак стал как бы национальным символом народа, какие предпосылки для этого были, почему такое предпочтение к белому и т.д. Но а мы само собой разумеется предпочитаем Черный калпак и черную шапку (шогирме, борик, кураш, малахай и т.д.). Имя народа Черный калпак или шапка.

Насчет того,когда мы стали носить калпаки я вам процитировал отрывок из китайских летописях..Доподлинно когда начали носить и когда появились кыргызы-неизвестно..Про калпак впервые упоминания - 976-983 гг. Сунская династия..А про кыргызов впервые упоминания - 201 г.ДО НАШЕЙ ЭРЫ..кажется в Танскую эпоху..Ак калпак в основном носили богатые и аристократия,простой люд довольствовался темным войлочным калпаком..Так же как и про юрту..Богатые жили в белых юртах,тогда как бедные довольствовались темным войлоков..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Незнаю, вопрос был задан мной кыргызам - когда Белый калпак стал как бы национальным символом народа, какие предпосылки для этого были, почему такое предпочтение к белому и т.д. Но а мы само собой разумеется предпочитаем Черный калпак и черную шапку (шогирме, борик, кураш, малахай и т.д.). Имя народа Черный калпак или шапка.

Насчет того,когда мы стали носить калпаки я вам процитировал отрывок из китайских летописях..Доподлинно когда начали носить и когда появились кыргызы-неизвестно..Про калпак впервые упоминания - 976-983 гг. Сунская династия..А про кыргызов впервые упоминания - 201 г.ДО НАШЕЙ ЭРЫ..кажется в Танскую эпоху..Ак калпак в основном носили богатые и аристократия,простой люд довольствовался темным войлочным калпаком..Так же как и про юрту..Богатые жили в белых юртах,тогда как бедные довольствовались темным войлоков..

 

юрта и калпак вообще не связаны . Белый колпак символизирует совсем другое .

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. По моему, пример с хазара не удачный. Потому что в случае с кыргызами в родичи записывают всех хакасов без разбора, в случае же с хараза всех афганцев из-за одних хазара в монголы никто не записывает.

2. Откуда известно, что Иренек знал о Манасе? Его помнит сеок кыргыс? Или это отражено в архивных документах? 

1.У вас есть данные о том,что всех хакасов без разбору записывали кыргызами?Ведь помимо сеока кыргыз,есть и др.хакасские сеоки..

2.Еще раз напишу..Иренек,хакасы,тувинцы,кергуды,хиргисы и др.кыргызские племена не знают о Манасе,т.к.- это герой Тенир-Тооских кыргызов..Когда часть кыргызов мигрировала в современный Кыргызстан,судьба и история Тенир-Тооских и Енисейских кыргызов-протекала отдельно..Деде Манаса жил в Тенир-Тоо и в силу обстоятельств,ему пришлось откочевать на Алтай(временно)..Само собой разумеется,что ен.кыргызы не знали о Манасе..

 

P.S.Создается впечатление,что вы специально утрируете факты.. :)

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не ответили на вопрос про созвучие в названиях и определениях, что и стало, имхо, причиной вашего отождествления тубинских киргизов с тывалар. Не думаю, что тывалар носят название от реки.

При чем тут тывалар и тубинцы?Мы же речь ведем о ен.кыргзах и кыргызский сеоках?Насчет этногенеза тувинцев уже понаписано в теме "тувинцы".Или это ваш монолог с самим собой?

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну так переведите это слово Пишпек . Вам там в российских вузах должны были научить и обьяснить перевод этого слова . :)

А с чего это вы взяли,что я учился в Российском ВУЗе? :)

Пишпек(Бишкек) - 'мутовка, с помощью которой взбалтывают кумыс' :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Незнаю, вопрос был задан мной кыргызам - когда Белый калпак стал как бы национальным символом народа, какие предпосылки для этого были, почему такое предпочтение к белому и т.д. Но а мы само собой разумеется предпочитаем Черный калпак и черную шапку (шогирме, борик, кураш, малахай и т.д.). Имя народа Черный калпак или шапка.

Насчет того,когда мы стали носить калпаки я вам процитировал отрывок из китайских летописях..Доподлинно когда начали носить и когда появились кыргызы-неизвестно..Про калпак впервые упоминания - 976-983 гг. Сунская династия..А про кыргызов впервые упоминания - 201 г.ДО НАШЕЙ ЭРЫ..кажется в Танскую эпоху..Ак калпак в основном носили богатые и аристократия,простой люд довольствовался темным войлочным калпаком..Так же как и про юрту..Богатые жили в белых юртах,тогда как бедные довольствовались темным войлоков..

 

Действительно, белая шерсть ценилась выше ввиду редкости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

ну так переведите это слово Пишпек . Вам там в российских вузах должны были научить и обьяснить перевод этого слова . :)

А с чего это вы взяли,что я учился в Российском ВУЗе? :)

Пишпек(Бишкек) - 'мутовка, с помощью которой взбалтывают кумыс' :)

 

 

Бишке́к
(до 1926 г. Пишпек, в 192691 гг. Фрунзе), столица Кыргызстана. 825 тыс. жителей (2003). Известен с VII в. как городище Джуль (Кузнечная крепость). В 1825 г. кокандские ханы воздвигли крепость Пишпек, которая была взята русскими войсками в 1860 г. С 1878 г. город и уездный центр.

 

После получения Киргизией независимости встал вопрос о переименовании столицы. Выяснилось, что этимология исконного названия Пишпек неизвестна; наиболее близко к этому названию кирг. бишкек - 'мутовка, с помощью которой взбалтывают кумыс'. Каким образом эта хозяйственная принадлежность могла быть связана с названием крепости, неясно, но в качестве нового названия столицы в 1991 г. было принято Бишкек.

==========

тогда вам надо переименовать столицу на

піскек-мутовка :) 

этимология тут совсем другая :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Незнаю, вопрос был задан мной кыргызам - когда Белый калпак стал как бы национальным символом народа, какие предпосылки для этого были, почему такое предпочтение к белому и т.д. Но а мы само собой разумеется предпочитаем Черный калпак и черную шапку (шогирме, борик, кураш, малахай и т.д.). Имя народа Черный калпак или шапка.

Насчет того,когда мы стали носить калпаки я вам процитировал отрывок из китайских летописях..Доподлинно когда начали носить и когда появились кыргызы-неизвестно..Про калпак впервые упоминания - 976-983 гг. Сунская династия..А про кыргызов впервые упоминания - 201 г.ДО НАШЕЙ ЭРЫ..кажется в Танскую эпоху..Ак калпак в основном носили богатые и аристократия,простой люд довольствовался темным войлочным калпаком..Так же как и про юрту..Богатые жили в белых юртах,тогда как бедные довольствовались темным войлоков..

 

 

То есть, белый и черный это лишь различие в статусе? Стало быть Ак калпак новшество, потому что, во времена уравниловки бедных фактически не было, как говорится, работа искала человека. Как люди повсеместно стали строить белые юрты, так и Ак калпак вошел в моду как знак богатства. Только вот, у меня в Муйнаке были родственники-миллионеры, но всеравно на торжествах носили Кара калпак. 

Ув. Tynych, наверное с Ак калпаком должно быть связано что-то другое, богатсво и деньги ничто по сравнению с чем-то бесценным и нематериальным. Извиняюсь, я человек безразличный к деньгам, может быть не так понимаю человеческую сущность, но всеравно остаюсь при мнении, что с Ак калпаком должно быть связано что-то ценное, чем деньги и положение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А про кыргызов впервые упоминания - 201 г.ДО НАШЕЙ ЭРЫ

 

Ув. Tynych, разрешите еще раз обратить ваше внимание на мнение Абрамзона по этому поводу:

 

"... в истории кыргызов нельзя свободно обращаться с этнонимом "кыргыз" как с имеющим одинаковое этническое содержание на протяжении всего его существования; что, к примеру, ни рунические надписи, ни свидетельства Махмуда Кашгари, ни Рашид ад-Дин, ни другие источники не содержат убедительных доказательств в пользу того, что термин "кыргыз" был этнонимом; что в этом совершенно прав В.П. Юдин, писавший: "По-видимому, при объяснении происхождения киргизского народа следует отказаться от стремления следовать за термином."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.У вас есть данные о том,что всех хакасов без разбору записывали кыргызами?Ведь помимо сеока кыргыз,есть и др.хакасские сеоки..

 

2.Еще раз напишу..Иренек,хакасы,тувинцы,кергуды,хиргисы и др.кыргызские племена не знают о Манасе,т.к.- это герой Тенир-Тооских кыргызов..Когда часть кыргызов мигрировала в современный Кыргызстан,судьба и история Тенир-Тооских и Енисейских кыргызов-протекала отдельно..Деде Манаса жил в Тенир-Тоо и в силу обстоятельств,ему пришлось откочевать на Алтай(временно)..Само собой разумеется,что ен.кыргызы не знали о Манасе..

 

1. Конечно, кругом все только и утверждают, что мол хакасы это кыргызы, а кыргызы это хакасы, лишь разделенные расстоянием. А что, разве это не так? Если даже Иренека стали называть хакасским богатырем. 

 

2. Ловко у вас получается однако.  :) Значит Манас не из Алтая, потому что в таком случае его должны помнить хакасы, а из Тянь-Шаня, но в какой-то период он съездил в командировку (временно) на Алтай. Не могу опереться на источники в этом вопросе, но чутье подсказывает, что кыргыз он и на Енисее кыргыз, а потому должен нигде не терять свой специфический набор признаков - это этноним, язык, бесстрашие, ак калпак, память о Манасе и конечно же тагай. Если хотя бы некоторые из этих признаков присутствуют, то значит связь еще жива, если нет, то по ходу имеет место полная и необратимая ассимиляция и говорить о родстве говорить вряд ли приходится. К таковым я отнес бы, например, сеок кыргыз среди хакасов, а также осколки среди тывалар, монголов и казахов. Хотя, к примеру, фуюйские кыргызы к таким не относятся.  

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

P.S.Создается впечатление,что вы специально утрируете факты.. :)

 

Фактов я не видел, но все равно я не утрирую, стараюсь только в споре хоть чуточку приблизиться к истине и приобрести еще знаний.  :ph34r:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...