Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

Почему же? Давайте вместе посмотрим все фотки, может у вас есть другие?

С 0.38 мин,потом с 3.15 мин,6.41 мин,потом с 8.34 мин,потом с 10.47 мин,21.15 мин,20.42 мин

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Потому что русские нас трудно различали, других причин быть не может.

Это утверждение или предположение? :)

Почти утверждение, потому что иных названий не зафиксировано.

Вот так вот,других причин быть не может и всё,точка? :) Истина в последней инстанции? :)

К тому-же "почти"-не ответ..Либо да,либо нет.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы уже давно навешали на меня столько ярлыков, что я даже не обращаю внимания. Если хотите, то попроситесь быть модератором, я с радостью уступлю вам место, но от того в спорах вам не аргументацией не уступлю.

Прошу прощения и жутко извиняюсь,если навешал нечаянно ярлыки..Но могу узнать когда и при каких обстоятельствах?

К вашему счастью,на должность модератора не претендую и не намерен.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И все таки вы игнорируете научное мнение Абрамзона. Созвучие названия еще не всё. Саи подумайте, мало ли на Еразийском пространстве созвучий "татар", или "казак", или других, и что?

Я не игнорирую,а всего лишь навсего не поддерживаю его гипотезу..Так-же как и Петрова..Вы стараетесь строить свою позиции с гипотезы Петрова(согласно ей  кыргызский народ и его культура сложились … в результате слияния двух этнических элементов: центральноазиатского и местного среднеазиатского". По этой гипотезе енисейские кыргызы не имели ничего общего с тянь-шаньскими кыргызами.)и близкий к этой точке зрения высказывания Абрамзона..писавший, что "процесс проникновения предков современных кыргызов с востока на Тянь-Шань был связан с событиями первой половины второго тысячелетия нашей эры". :) Существенным моментом этой гипотезы было признание центральноазиатского населения одним из основных узлов или основных этнических компонентов в этногенезе кыргызов.Местные тюркские племена сыграли важную роль в консолидации мигрировавших на Тянь-Шань кочевых племен из Южной Сибири и Дешт-и Кыпчака в монгольскую эпоху..Следовательно,он считал,что термин «кыргыз»  не был этнонимом..Также и Юдин,когда он пишет "По-видимому, при объяснении происхождения киргизского народа следует отказаться от стремления следовать за термином, что уже является в основном принятой точкой зрения в отношении казахов".Я считаю,что как народность кыргызы сформировались к XVI веку с ядром ен.кыргызов,как этноним образовалась в древности..Краткая оценка некоторых взглядов К.И.Петрова содержится в обобщающей работе О.Караева - "Киргизы"..Отдельные этногенетические построения К.И.Петрова оказались полностью опровергнутыми.Вот,что пишет Юдин - "Попытка объяснить появление киргизов на Тянь-Шане прежде всего проникновением их с Алтая и Енисея в притяньшаньские районы в период после монгольского завоевания, накоплением там значительного количества собственно киргизских племен и последующим вытеснением ими могулов с Тянь-Шаня и частичной ассимиляцией последних остается малоубедительной гипотезой, так как не подкрепляется достаточными свидетельствами источников, доказывающими, что процесс имел именно такой характер и последовательность"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто удивительно, уважаемый Tynych, кыргызы надевают исключительно Ак-калпак, каракалпаки исключительно Кара-калпак, а все остальные соседи цвету головного убора особого значения не придают, даже близкие к нам по хивинскому ханству хорезмские узбеки и туркмены, носят как черный так и белый цвет головного убора. Сколько бы я ни искал старинных фото каракалпаков, головной убор черного цвета. Единственное фото где каракалпаки нарушают традицию вот это - на голове у девочки белый кураш, у мальчика тахия тоже не черного цвета. Но возможно это исключение, дореволюционная жизнь каракалпаков была незавидной - "воскресли из пепла" называется, тут уж лишь бы что-нибудь надеть. 

Вот,что накопал в сети про кыргызско-каракалпакские связи..

 

Сведения и легенды об этнических и исторических связях киргизов с каракалпаками кажутся несколько неожиданными, но заслуживают большого внимания. Наряду с легендами об общем происхождении каракалпаков и киргизов (последних соседи называли «ак калпак» — по названию их головного убора) и легендами о происхождении каракалпаков от киргизов племени адигине, есть предание и о происхождении от каракалпаков крупного подразделения племени саяк, называвшегося каба существует также предание и о столкновениях киргизов с каракалпаками, якобы пришедшими с низовьев Сырдарьи. Согласно записи от Абдыкалыка Чоробаева, на киргизской земле был убит один из предводителей каракалпаков по имени Эшмат. После этого между каракалпаками и киргизами началась вражда. Каракалпаки начали нападать на киргизов то в одном, то в другом месте. Их спрашивали, почему они нападают. Они отвечали: «Нападаем потому, что нам не дали виры кун за Эшмата». Поэтому среди некоторых групп киргизов бытует выражение: каракалпак Эшматтын ку-нундай болду (подобно куну за каракалпака Эшмата). Достоверность подобных сведений подтверждается преданиям, записанными у каракалпаков Т.А.Жданко. В одном из них рассказывается: «После смерти Ормамбет-бия (видного ногайского мирзы,— С.А.) киргизы нападали на каракалпаков, оттого они ушли из Туркестана»178.Эти столкновения относятся, по-видимому, к рубежу XVI—XVII вв. Не исключено, что соприкосновение киргизов с каракалпаками могло происходить и в начале XVIII в., когда так называемые верхние каракалпаки жили по среднему течению Сырдарьи.Имеются и другие факты, связанные с генеалогиями киргизов и каракалпаков. В одном киргизском генеалогическом предании предком киргизов, от которого происходят ветви адигине и тагай, назван Ак-Чолаои. У каракалпаков родоначальницей племени муйтен считается женщина Ак-Шолпан, дочь Есйм-хана, по прозвищу Муйтен. Это имя является и ураном этого племени. Согласно родословной, записанной в Хиве в 1900 г., общим предком казахов и каракалпаков был Ери-калпак. Сына предка киргизов Долон бия несколько информаторов называли именем Эр-Калпак. Целый ряд родословных преданий называет Калпак-бия дедом (или отцом) родоначальника правого и левого крыла киргизов Долон-бия. В генеалогических преданиях южнокиргизских племен в чксле легендарных предков киргизов часто фигурирует Узун-Калпак Маат-бий, или Узун-Калпак Муратай.

 

http://www.literatura.kg/articles/?aid=697

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемый Тыныч, Константин Иванович Петров, при всей оригинальности своей теории, все же попытался решить проблему участия кыпчакского копмонента, чтобы не путать его с собственно кыргыз-кыпчаками, назовем его кимако-кыпчакским компонентом.

 

При всем уважении к Юдину, тем не менее, существуют факты, от которых не уйти:

1. Современный кыргызский язык - это все же "кыпчакский" язык, сохранивший некоторые реликты енисейско-кыргызского языка. Это означает, что в развитии языка енисейский период был очень далеко.

2. Современная культура кыргызов - еду, одежду, юрты, обычаи также можно назвать "кыпчакскими", поэтому мы так близки казахам и кара-калпакам. Согласитесь, с казахами практически нет различий в одежде, обычаях, культуре, блюдах и т.д. А вот условно сибирская культура - это современные хакасы, тувинцы, даже алтайцы - начиная с одежды, заканчивая едой - совсем другая. То же самое и с эпосом. В "Манасе" есть казахи, иштеки, афганцы и т.д. В казахском эпосе также еть Эр-Манас, есть и Эр-Кокше и и т.д. Ну а если принять во внимание древнейший архетип Манаш/Манас/Алпамыш - получается он получил свое развитие именно в кимако-кыпчакской среде.

3. Самое первое упоминание нас, кыргызов - это  Самарканди, 1399 год, когда Искандер прислал своему деду Тимуру "периликих кашгарских, кыргызских красавиц..." из похода в Вост. Туркестан. До этого данных о нахождении кыргызов на Тянь-Шане у меня нет. Если найдутся буду только рад. Более того, войска Тимура прошли Тянь-шань огнем и мечом - было порядка 10 походов. Дошли до Иртыша, тамговали там леса. Но в источниках тимуридского времени нет упоминаний о народе кыргыз. Встречаются лишь данные о некоем моголе Енге-тюря, которого современные историки отождествляют с Бай-мурат-чериком. Здесь все объясняется тем, что моголы вошли в состав кыргызов. Очень тесные связи у моголов были с племенами правого крыла. Отсюда очень похожие генеалогии.

4. К временам Мухаммеда кыргыза, нач. 16 века, кыргызы уже в большом количестве занимают Тянь-Шань, выдавливают оттуда моголов, разоряют даже города Туркестана. Получается, что кыргызы появляются там в течении 15 века.  Одновременно с этим в Сибири живут енисейские кыргызы. Интересно очень понять, похоже в ойратской орде и наши предки и енисейские кыргызы могли находится в составе одной орды и наверняка общались.

 

Таким образом, енисейские кыргызы однозначно были ядром будущих центральноазиатских кыргызов. Однако это ядро было сильно кыпчакизировано (язык, культура) еще в конце 1 тыс. Т.е. во времена своей экспансии ен. кыргызы продвинулись на Иртыш, Каркаралы (которое в Кз), Сев. Джунгарию и там осели и растворились в составе местных кимако-кыпчакских племен. Эта общность и стала основой для двух/трех народов - условно кыргызов, южных алтайцев и возможно телеутов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Почему же? Давайте вместе посмотрим все фотки, может у вас есть другие?

 

 

Так оно и есть, в прошлом в белых колпаках абсолютное меньшинство кыргызов, в настоящее время - большинство. Отсюда вопрос - когда и почему кыргызы стали массово носить ак-калпак? Судя по нашей с вами фотосессии :) я предполагаю, что это явление имело место в советский период.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Следовательно,он считал,что термин «кыргыз»  не был этнонимом.

 

2) Я считаю,что как народность кыргызы сформировались к XVI веку с ядром ен.кыргызов,как этноним образовалась в древности.

 

1) Я его понял по иному, что ученый имел в виду, что не следует на термине кыргыз, который фиксируется в том или ином письменном источнике на протяжении 1 тыс. н.э., делать далеко идущие выводы, что речь идет о народе кыргыз, он имел в виду, что до формирования современных кыргызов к середине 2 тыс. н.э. термин носил сугубо политический характер, т.е. не был этнонимом!

 

2) Согласен с вами (см: п1), но не согласен с предполагаемым вами ядром народа. Я вам тут чуть ли не всю научную статью привел с ссылками на Российский государственный архив древних актов, что в Минуссе кыргызов практически не осталось, а оставшиеся единицы полностью ассимилировались среди хакасских сеоков, и что покинувшие Минуссу в начале 18 века кыргызы тоже полностью растворились среди калмыков. А вы их считаете ядром современного кыргызского народа.

 

В этом, кстати, я противоречу и позиции ув. Админа, изложенной чуть выше, но ничего не могу с собой поделать, внутренний голос узнав об архивных данных совсем распоясался.  :)    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обнаружил еще одну замечательную фотку. На ней знаменитая кыргызская железная леди кон. 19 - нач. 20 веков Курбанджан-датка с сыном. Но ак-калпак присутствует только у слуги, держащего в руках саблю, и то не распространенного нынче фасона, а менее известного: 

 

c46e0d903883.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тыныч, Константин Иванович Петров, при всей оригинальности своей теории, все же попытался решить проблему участия кыпчакского копмонента, чтобы не путать его с собственно кыргыз-кыпчаками, назовем его кимако-кыпчакским компонентом.

 

При всем уважении к Юдину, тем не менее, существуют факты, от которых не уйти:

1. Современный кыргызский язык - это все же "кыпчакский" язык, сохранивший некоторые реликты енисейско-кыргызского языка. Это означает, что в развитии языка енисейский период был очень далеко.

2. Современная культура кыргызов - еду, одежду, юрты, обычаи также можно назвать "кыпчакскими", поэтому мы так близки казахам и кара-калпакам. Согласитесь, с казахами практически нет различий в одежде, обычаях, культуре, блюдах и т.д. А вот условно сибирская культура - это современные хакасы, тувинцы, даже алтайцы - начиная с одежды, заканчивая едой - совсем другая. То же самое и с эпосом. В "Манасе" есть казахи, иштеки, афганцы и т.д. В казахском эпосе также еть Эр-Манас, есть и Эр-Кокше и и т.д. Ну а если принять во внимание древнейший архетип Манаш/Манас/Алпамыш - получается он получил свое развитие именно в кимако-кыпчакской среде.

3. Самое первое упоминание нас, кыргызов - это  Самарканди, 1399 год, когда Искандер прислал своему деду Тимуру "периликих кашгарских, кыргызских красавиц..." из похода в Вост. Туркестан. До этого данных о нахождении кыргызов на Тянь-Шане у меня нет. Если найдутся буду только рад. Более того, войска Тимура прошли Тянь-шань огнем и мечом - было порядка 10 походов. Дошли до Иртыша, тамговали там леса. Но в источниках тимуридского времени нет упоминаний о народе кыргыз. Встречаются лишь данные о некоем моголе Енге-тюря, которого современные историки отождествляют с Бай-мурат-чериком. Здесь все объясняется тем, что моголы вошли в состав кыргызов. Очень тесные связи у моголов были с племенами правого крыла. Отсюда очень похожие генеалогии.

4. К временам Мухаммеда кыргыза, нач. 16 века, кыргызы уже в большом количестве занимают Тянь-Шань, выдавливают оттуда моголов, разоряют даже города Туркестана. Получается, что кыргызы появляются там в течении 15 века.  Одновременно с этим в Сибири живут енисейские кыргызы. Интересно очень понять, похоже в ойратской орде и наши предки и енисейские кыргызы могли находится в составе одной орды и наверняка общались.

 

Таким образом, енисейские кыргызы однозначно были ядром будущих центральноазиатских кыргызов. Однако это ядро было сильно кыпчакизировано (язык, культура) еще в конце 1 тыс. Т.е. во времена своей экспансии ен. кыргызы продвинулись на Иртыш, Каркаралы (которое в Кз), Сев. Джунгарию и там осели и растворились в составе местных кимако-кыпчакских племен. Эта общность и стала основой для двух/трех народов - условно кыргызов, южных алтайцев и возможно телеутов.

кыпчакское влияние на язык кыргызов конечно трудно отрицать, но считать одежду, еду, юрту кипчакским это явно перебор. Казахская юрта все же отличается от кыргызской, еда тоже (  у них нет бозо, максым, чалап, бешбармак) и одежда тоже отличается. Казахи не носят калпак, кыргызы не носят малахай, ну и т.д. Татары, башкиры тоже наследники кыпчаков, но они совсем не знают кёк-бёру, так же как и северные и западные казахи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Почему же? Давайте вместе посмотрим все фотки, может у вас есть другие?

 

 

Так оно и есть, в прошлом в белых колпаках абсолютное меньшинство кыргызов, в настоящее время - большинство. Отсюда вопрос - когда и почему кыргызы стали массово носить ак-калпак? Судя по нашей с вами фотосессии :) я предполагаю, что это явление имело место в советский период.

 

Это зависит от времени года. Летом абсолютное большинство, зимой абсолютное меньшинство, весной и осенью пополам :qyrgyz_new: 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кыпчакское влияние на язык кыргызов конечно трудно отрицать, но считать одежду, еду, юрту кипчакским это явно перебор. Казахская юрта все же отличается от кыргызской, еда тоже (  у них нет бозо, максым, чалап, бешбармак) и одежда тоже отличается. Казахи не носят калпак, кыргызы не носят малахай, ну и т.д. 

 

Ув. Bektemir2, диву даюсь, откуда у вас такая искаженная информация?

 

Чем наши юрты отличаются?

Почему монгольское бозо стало кыргызским?

Почему у казахов нет бешбармака?

Почему у казахов нет чалап?

Чем отличаются наши одежды? К примеру, граничащие с кыргызами казахские регионы (Джамбыл, Алматы), если вы не знаете, сплошь носят калпак кыргызского фасона и малахай у них почти не встретишь, а у кыргызов нет малахая по одной простой причине, что у вас нет морозов и снежных буранов, поэтому он вам незачем. Вчера только читал об этом одного русского исследователя 19 века.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы утверждали еще, что войлочный калпак присущ только кыргызам. Про казахский калпак изложено материала много, теперь про аналогичный с широкими полями, с двумя разрезами по сторонам и высоким усеченным конусом-цилиндром у башкиров:

 

Башкиры (Густав-Теодор Паули. Этнографическое описание народов России): 

 

146516-i_040.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Уважаемый Тыныч, Константин Иванович Петров, при всей оригинальности своей теории, все же попытался решить проблему участия кыпчакского копмонента, чтобы не путать его с собственно кыргыз-кыпчаками, назовем его кимако-кыпчакским компонентом.

 

При всем уважении к Юдину, тем не менее, существуют факты, от которых не уйти:

1. Современный кыргызский язык - это все же "кыпчакский" язык, сохранивший некоторые реликты енисейско-кыргызского языка. Это означает, что в развитии языка енисейский период был очень далеко.

2. Современная культура кыргызов - еду, одежду, юрты, обычаи также можно назвать "кыпчакскими", поэтому мы так близки казахам и кара-калпакам. Согласитесь, с казахами практически нет различий в одежде, обычаях, культуре, блюдах и т.д. А вот условно сибирская культура - это современные хакасы, тувинцы, даже алтайцы - начиная с одежды, заканчивая едой - совсем другая. То же самое и с эпосом. В "Манасе" есть казахи, иштеки, афганцы и т.д. В казахском эпосе также еть Эр-Манас, есть и Эр-Кокше и и т.д. Ну а если принять во внимание древнейший архетип Манаш/Манас/Алпамыш - получается он получил свое развитие именно в кимако-кыпчакской среде.

3. Самое первое упоминание нас, кыргызов - это  Самарканди, 1399 год, когда Искандер прислал своему деду Тимуру "периликих кашгарских, кыргызских красавиц..." из похода в Вост. Туркестан. До этого данных о нахождении кыргызов на Тянь-Шане у меня нет. Если найдутся буду только рад. Более того, войска Тимура прошли Тянь-шань огнем и мечом - было порядка 10 походов. Дошли до Иртыша, тамговали там леса. Но в источниках тимуридского времени нет упоминаний о народе кыргыз. Встречаются лишь данные о некоем моголе Енге-тюря, которого современные историки отождествляют с Бай-мурат-чериком. Здесь все объясняется тем, что моголы вошли в состав кыргызов. Очень тесные связи у моголов были с племенами правого крыла. Отсюда очень похожие генеалогии.

4. К временам Мухаммеда кыргыза, нач. 16 века, кыргызы уже в большом количестве занимают Тянь-Шань, выдавливают оттуда моголов, разоряют даже города Туркестана. Получается, что кыргызы появляются там в течении 15 века.  Одновременно с этим в Сибири живут енисейские кыргызы. Интересно очень понять, похоже в ойратской орде и наши предки и енисейские кыргызы могли находится в составе одной орды и наверняка общались.

 

Таким образом, енисейские кыргызы однозначно были ядром будущих центральноазиатских кыргызов. Однако это ядро было сильно кыпчакизировано (язык, культура) еще в конце 1 тыс. Т.е. во времена своей экспансии ен. кыргызы продвинулись на Иртыш, Каркаралы (которое в Кз), Сев. Джунгарию и там осели и растворились в составе местных кимако-кыпчакских племен. Эта общность и стала основой для двух/трех народов - условно кыргызов, южных алтайцев и возможно телеутов.

кыпчакское влияние на язык кыргызов конечно трудно отрицать, но считать одежду, еду, юрту кипчакским это явно перебор. Казахская юрта все же отличается от кыргызской, еда тоже (  у них нет бозо, максым, чалап, бешбармак) и одежда тоже отличается. Казахи не носят калпак, кыргызы не носят малахай, ну и т.д. Татары, башкиры тоже наследники кыпчаков, но они совсем не знают кёк-бёру, так же как и северные и западные казахи

 

 

Данные по одежде были исследованы Лобачевой, причем некоторые элементы кыргызской одежды напрямую восходят к половецким вариантам 12-13 веков. По юрте - есть два варианта юрт - так называемые условно "тюркский" и "монгольский", однако внутреннее убранство, названия отдельных частей у кыргызов, казахов, кара-калпаков практически идентичны. 

Казахи носят калпак, в Синьцзяне как я понял они носят кыргызский вариант калпака. 

По кёк-бёрю ничего не скажу, надо изучать вопрос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

По поводу названия "киргиз-кайсак" (или "киргиз-казак", "киргиз-казак") есть несколько версий, но лично мне самой правдоподобной является та, русские прекрасно известное им самоназвание казахов "казак" дополнили приставкой "киргиз" лишь с одной единственной целью, чтобы отличать их в официальных документах и переписке от русского казачества соседних районов Сибири (казаков, казак).

 

Вопрос ведь заключается в том, почему именно киргиз, а не кипшак-казак, калмак-казак,  чингиз-казак, ногай-казак, монгол-казак?

 

 

Вопрос логичный, четкий ответ на который я нашел у А.И.Левшина ("Описание Киргиз-Казачьих Орд и Степей"):

 

Ч. II, Гл. I "Об имени Киргиз-Кайсаков и отличии их от подлинных, или диких Киргизов":

 

 

"Набеги и грабежи древних, или подлинных, киргизов на сибирские города и селения сделали имя их столь страшным и ненавистным, что россияне, вместо брани, дали оное и казачьим ордамкоторые после киргизов наиболее делали вреда южным областям Сибири, как по частым нечаянным нападениям, так и по множеству своему и по совершенной независимости от России."

 

"Между тем, все прочие племена татарские и монгольские, в соседстве с ними обитавшие, или по слабости не смели, или по народному характеру своему не хотели заводить частых ссор и сражений с русскими."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Уважаемый Тыныч, Константин Иванович Петров, при всей оригинальности своей теории, все же попытался решить проблему участия кыпчакского копмонента, чтобы не путать его с собственно кыргыз-кыпчаками, назовем его кимако-кыпчакским компонентом.

 

При всем уважении к Юдину, тем не менее, существуют факты, от которых не уйти:

1. Современный кыргызский язык - это все же "кыпчакский" язык, сохранивший некоторые реликты енисейско-кыргызского языка. Это означает, что в развитии языка енисейский период был очень далеко.

2. Современная культура кыргызов - еду, одежду, юрты, обычаи также можно назвать "кыпчакскими", поэтому мы так близки казахам и кара-калпакам. Согласитесь, с казахами практически нет различий в одежде, обычаях, культуре, блюдах и т.д. А вот условно сибирская культура - это современные хакасы, тувинцы, даже алтайцы - начиная с одежды, заканчивая едой - совсем другая. То же самое и с эпосом. В "Манасе" есть казахи, иштеки, афганцы и т.д. В казахском эпосе также еть Эр-Манас, есть и Эр-Кокше и и т.д. Ну а если принять во внимание древнейший архетип Манаш/Манас/Алпамыш - получается он получил свое развитие именно в кимако-кыпчакской среде.

3. Самое первое упоминание нас, кыргызов - это  Самарканди, 1399 год, когда Искандер прислал своему деду Тимуру "периликих кашгарских, кыргызских красавиц..." из похода в Вост. Туркестан. До этого данных о нахождении кыргызов на Тянь-Шане у меня нет. Если найдутся буду только рад. Более того, войска Тимура прошли Тянь-шань огнем и мечом - было порядка 10 походов. Дошли до Иртыша, тамговали там леса. Но в источниках тимуридского времени нет упоминаний о народе кыргыз. Встречаются лишь данные о некоем моголе Енге-тюря, которого современные историки отождествляют с Бай-мурат-чериком. Здесь все объясняется тем, что моголы вошли в состав кыргызов. Очень тесные связи у моголов были с племенами правого крыла. Отсюда очень похожие генеалогии.

4. К временам Мухаммеда кыргыза, нач. 16 века, кыргызы уже в большом количестве занимают Тянь-Шань, выдавливают оттуда моголов, разоряют даже города Туркестана. Получается, что кыргызы появляются там в течении 15 века.  Одновременно с этим в Сибири живут енисейские кыргызы. Интересно очень понять, похоже в ойратской орде и наши предки и енисейские кыргызы могли находится в составе одной орды и наверняка общались.

 

Таким образом, енисейские кыргызы однозначно были ядром будущих центральноазиатских кыргызов. Однако это ядро было сильно кыпчакизировано (язык, культура) еще в конце 1 тыс. Т.е. во времена своей экспансии ен. кыргызы продвинулись на Иртыш, Каркаралы (которое в Кз), Сев. Джунгарию и там осели и растворились в составе местных кимако-кыпчакских племен. Эта общность и стала основой для двух/трех народов - условно кыргызов, южных алтайцев и возможно телеутов.

кыпчакское влияние на язык кыргызов конечно трудно отрицать, но считать одежду, еду, юрту кипчакским это явно перебор. Казахская юрта все же отличается от кыргызской, еда тоже (  у них нет бозо, максым, чалап, бешбармак) и одежда тоже отличается. Казахи не носят калпак, кыргызы не носят малахай, ну и т.д. Татары, башкиры тоже наследники кыпчаков, но они совсем не знают кёк-бёру, так же как и северные и западные казахи

 

 

Данные по одежде были исследованы Лобачевой, причем некоторые элементы кыргызской одежды напрямую восходят к половецким вариантам 12-13 веков. По юрте - есть два варианта юрт - так называемые условно "тюркский" и "монгольский", однако внутреннее убранство, названия отдельных частей у кыргызов, казахов, кара-калпаков практически идентичны. 

Казахи носят калпак, в Синьцзяне как я понял они носят кыргызский вариант калпака. 

По кёк-бёрю ничего не скажу, надо изучать вопрос.

 

так может быть кипчаки позаимствовали у кыргызов. Казахи не знают эр-эниш, они не играют в ордо, в тогуз-кумалак они стали играть в советское время. Комуз трехструнный сильно отличается от двухструнной домбры, по форме  они совершенно разные . Мелодии у нас сильно отличаются. Много отличий на самом деле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

так может быть кипчаки позаимствовали у кыргызов. Казахи не знают эр-эниш, они не играют в ордо, в тогуз-кумалак они стали играть в советское время. Комуз трехструнный сильно отличается от двухструнной домбры, по форме  они совершенно разные . Мелодии у нас сильно отличаются. Много отличий на самом деле. 

 

Опять у вас искаженная информация о казахах:

 

Почему у казахов нет эр-эниша? У нас это аударыспақ и жігіт жарыс:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5052-pochemu-u-mongoloiazychnykh-narodov-net-natcional/

Почему у казахов нет ордо? У нас это асық, хан ату, хан талапай:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5053-drevniaia-igra-tiurkskikh-plemen-v-barani-alchiki/

Тогуз кумалак это древняя казахская игра, советское время тут ни причем.

Домбра казахская бывает и 2-х и 3-х струнная.

Кобыз тоже есть. Губной кобыз (варган) тоже есть.

 

Можно даже смело сказать, что кыргызы это горные казахи, а казахи это степные кыргызы.  :kg2:  :qazaq1:

 

Мало, мало вы знаете о своих соседях и братьях.  :)

 

Для полноты картины пусть ув. Tynych, как яркий сторонник теории о близком кыргызско-хакасском этническом родстве, перечислит здесь сходства между народами по вашей схеме - язык, традиции, жилище, одежда, эпос, блюда, муз. инструменты и т.д. B)  

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Уважаемый Тыныч, Константин Иванович Петров, при всей оригинальности своей теории, все же попытался решить проблему участия кыпчакского копмонента, чтобы не путать его с собственно кыргыз-кыпчаками, назовем его кимако-кыпчакским компонентом.

 

При всем уважении к Юдину, тем не менее, существуют факты, от которых не уйти:

1. Современный кыргызский язык - это все же "кыпчакский" язык, сохранивший некоторые реликты енисейско-кыргызского языка. Это означает, что в развитии языка енисейский период был очень далеко.

2. Современная культура кыргызов - еду, одежду, юрты, обычаи также можно назвать "кыпчакскими", поэтому мы так близки казахам и кара-калпакам. Согласитесь, с казахами практически нет различий в одежде, обычаях, культуре, блюдах и т.д. А вот условно сибирская культура - это современные хакасы, тувинцы, даже алтайцы - начиная с одежды, заканчивая едой - совсем другая. То же самое и с эпосом. В "Манасе" есть казахи, иштеки, афганцы и т.д. В казахском эпосе также еть Эр-Манас, есть и Эр-Кокше и и т.д. Ну а если принять во внимание древнейший архетип Манаш/Манас/Алпамыш - получается он получил свое развитие именно в кимако-кыпчакской среде.

3. Самое первое упоминание нас, кыргызов - это  Самарканди, 1399 год, когда Искандер прислал своему деду Тимуру "периликих кашгарских, кыргызских красавиц..." из похода в Вост. Туркестан. До этого данных о нахождении кыргызов на Тянь-Шане у меня нет. Если найдутся буду только рад. Более того, войска Тимура прошли Тянь-шань огнем и мечом - было порядка 10 походов. Дошли до Иртыша, тамговали там леса. Но в источниках тимуридского времени нет упоминаний о народе кыргыз. Встречаются лишь данные о некоем моголе Енге-тюря, которого современные историки отождествляют с Бай-мурат-чериком. Здесь все объясняется тем, что моголы вошли в состав кыргызов. Очень тесные связи у моголов были с племенами правого крыла. Отсюда очень похожие генеалогии.

4. К временам Мухаммеда кыргыза, нач. 16 века, кыргызы уже в большом количестве занимают Тянь-Шань, выдавливают оттуда моголов, разоряют даже города Туркестана. Получается, что кыргызы появляются там в течении 15 века.  Одновременно с этим в Сибири живут енисейские кыргызы. Интересно очень понять, похоже в ойратской орде и наши предки и енисейские кыргызы могли находится в составе одной орды и наверняка общались.

 

Таким образом, енисейские кыргызы однозначно были ядром будущих центральноазиатских кыргызов. Однако это ядро было сильно кыпчакизировано (язык, культура) еще в конце 1 тыс. Т.е. во времена своей экспансии ен. кыргызы продвинулись на Иртыш, Каркаралы (которое в Кз), Сев. Джунгарию и там осели и растворились в составе местных кимако-кыпчакских племен. Эта общность и стала основой для двух/трех народов - условно кыргызов, южных алтайцев и возможно телеутов.

кыпчакское влияние на язык кыргызов конечно трудно отрицать, но считать одежду, еду, юрту кипчакским это явно перебор. Казахская юрта все же отличается от кыргызской, еда тоже (  у них нет бозо, максым, чалап, бешбармак) и одежда тоже отличается. Казахи не носят калпак, кыргызы не носят малахай, ну и т.д. Татары, башкиры тоже наследники кыпчаков, но они совсем не знают кёк-бёру, так же как и северные и западные казахи

 

 

Данные по одежде были исследованы Лобачевой, причем некоторые элементы кыргызской одежды напрямую восходят к половецким вариантам 12-13 веков. По юрте - есть два варианта юрт - так называемые условно "тюркский" и "монгольский", однако внутреннее убранство, названия отдельных частей у кыргызов, казахов, кара-калпаков практически идентичны. 

Казахи носят калпак, в Синьцзяне как я понял они носят кыргызский вариант калпака. 

По кёк-бёрю ничего не скажу, надо изучать вопрос.

 

так может быть кипчаки позаимствовали у кыргызов. Казахи не знают эр-эниш, они не играют в ордо, в тогуз-кумалак они стали играть в советское время. Комуз трехструнный сильно отличается от двухструнной домбры, по форме  они совершенно разные . Мелодии у нас сильно отличаются. Много отличий на самом деле.

 

они не знают темир-комуз или ооз-комуз (варган), тоже очень существенное отличие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Так я не говорю, что казахи и кыргызы это одно и то же. Мы разные и этногенез протекал у нас в разное время и в разных регионах. Однако есть общее, и это общее связано с традицией, которую условно называют кыпчакской из-за того, что в домонгольское время кыпчаки занимали обширные территории. 

 

Насчет позаимствования кыпчаками у кыргызов, у нас есть народы, которые являются преемниками енисейско-кыргызской традиции - это хакасы и отчасти тувинцы. Их культура несколько отличается от совр. кыргызской.

 

По языку есть одна теория, что собственно кыпчакские языки вышли из кыргызского:

http://kyrgyz.ru/?page=726

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Варган есть у скандинавов и славян. Так что здесь надо разбираться. Выше АКБ написал, что у казахов есть губной варган :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

они не знают темир-комуз или ооз-комуз (варган), тоже очень существенное отличие.

 

У вас опять, уже в третий раз, искаженная о казахах информация (а может не искаженная, а от не знания? :) ):

 

 

Я же писал выше, что у казахов есть губной варган "Шаң Қобыз":

 

c5ec7bdd5841.jpg635589459fc3.jpg

 

 

G4m4z7XVAfU.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Значит массовое использование ак калпак получил позже, при советской власти?

Если я выложу столько же исторических фотографий кыргызов с калпаками,вы измените свое мнение?Ваши фото избирательные,т.е.отфильтрованные..

 

 

 

А какие отличительные головные уборы носила кыргызская знать, к примеру, манапы? Различие между ними и бедняками в этом было? Я имею в виду одежду и головные уборы.

Знать носила тебетей..а хан - тебетей с красным верхом..

 

я думаю потому что на тебетей наматывалась чалма ef18f139d4f08475a8403fe40dea1c70.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...