Перейти к содержанию
Peacemaker

Волы как вьючное верховое и тягловое средство у тюрко-монгольских наро

Рекомендуемые сообщения

35 минут назад arkuk написал:

Почему бы и не отказаться от допотопных телег. От такой конструкции и скотине тяжело, даже если скотина идёт черепашьим шагом.

 

От исконных традиций отказаться трудно, а может даже невозможно.

Вон шотландцы никак не могут отказаться от юбок в пользу штанов, монголы от сурчатины в пользу конины, казахи от песен в пользу танцев, и т.д.  ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

На привале:

 

a1311adf4505.jpg

5b102ac9d770.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.03.2018 в 18:31 Zake написал:

Согласно того же Пэн Да Я, не только упряжные быки были у татаров ЧХ, использовали и лошадей с верблюдами. 

"... Их повозки тащат БЫКИ, ЛОШАДИ и ВЕРБЛЮДЫ. На повозках [устраиваются] комнаты,[138] в которых можно сидеть и лежать. Их называют “повозками-шатрами”..."

Согласно Рузбихани на таких же повозках передвигались и казахи. Так же как и татары ЧХ!

Их арбы ставят на колеса. При передвижении они должны, конечно, ехать по снегу, иначе для них будет опасность погибнуть от жажды и безводья. От заслуживающих доверия знатоков было слышно, что они рассказывали:

«Их жилища построены в форме арб и поставлены на большие колеса, как небосвод, а верблюды и лошади перевозят их от стоянки к стоянке, вытягиваясь наподобие каравана. Если они идут непрерывно один за другим, то растягиваются на расстояние ста монгольских фарсахов, а промежуток между ними будет не более одного шага. Каждый такой домик — жилище одного человека, потому что у наиболее бедных из казахов число лошадей, верблюдов и овец исчисляется тысячами. И все эти знатные люди, которые являются хозяевами этих бесчисленных жилищ,  — богатыри просвещенные, каждый из которых в день битвы захватывает десятерых из могучего войска [врагов] и десятерых молодцов из числа знаменитых [бойцов своего] времени кнутом делает добычей торок своего [седла] или выбрасывает [даже] название бытия из мастерской его жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.03.2018 в 18:31 Zake написал:

Согласно того же Пэн Да Я, не только упряжные быки были у татаров ЧХ, использовали и лошадей с верблюдами. 

"... Их повозки тащат БЫКИ, ЛОШАДИ и ВЕРБЛЮДЫ. На повозках [устраиваются] комнаты,[138] в которых можно сидеть и лежать. Их называют “повозками-шатрами”..."

Рузбихан также пишет, что у казахов в красивых/искусных комфортных шатрах-повозках с окнами и войлочными занавесками помещались 20 и более человек!

 

ПАМЯТКА ОБ ОГРАБЛЕНИИ СУЛТАНАМИ УЛУСА КАЗАХА ДЖАНИШ-СУЛТАНА И О ВОЗВРАЩЕНИИ СУЛТАНСКИХ ВОЙСК В ХАНСКУЮ СТАВКУ

/100а/ В середине месяца зу-л-ка'да девятьсот четырнадцатого года (Начало марта 1509 г.) произошла знаменитая казахская битва. Джаниш-султан бежал, а его сын Ахмад-султан был убит....

Невозможно описать, сколько они награбили в той местности всякого добра, [сколько] унесли как добычу и [сколько] увели в полон. Язык [наш] в описании подробностей краток и не склонен к повествованию. В общем, доставили на повозках свыше десяти тысяч шатров! в повозки впрягли верблюдов и увезли с поля сражения. Ах какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве.

Из березового дерева [казахи] весьма искусно делали очень прочные и крепкие стрелы и тахты с украшениями и производили разноцветные войлоки с необычайными узорами, и нарезанные ремни, очень красивые и изящные. Степень достоинства каждого жилища доводили до терема небес. А что касается домов и жилищ их знатных людей и султанов, то они представляли собой большие прекрасные шатры. Каждый большой шатер мог вместить двадцать или более человек, чтобы сидеть в нем спокойно и удобно. Такой большой шатер привязывали на повозке, в повозку впрягали несколько верблюдов и везли. /100б/ Внутри больших шатров находились женщины и дети знатных людей и начальников их. Одному узбеку-шибаниту подчас доставалось несколько больших шатров, и он тащил их из того сражения рукой разбоя, грабежа и добычи. А еще дома прочих людей. [Их] делали продолговатой формы с полным мастерством и изяществом, впрягали в повозку [с домом] одного верблюда или более. Спереди и сзади этих домов делали оконца, чтобы обитатели их могли выглядывать. Такого рода жилищ в руки славных воинов попало очень много.

Рассказ

В первый день, когда я, бедняк, присоединился за городом Йаси к августейшей ставке, высокостепенное ханское величество все еще не соизволил вернуться из [129] города Йаси в войсковой стан и я, бедняк, в тот день еще не видел награбленного войском имущества, которое отобрали у казахов. Когда я около юрты высокостепенного ханского могущества ознакомился с теми домами, которые увезли от казахов, я много удивлялся необычайному строению домов, которые [будто] воздвигли в воздушном просторе. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома, и казалось, что вся ставка наполнена этими превосходными, стоящими на высоком основании домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества.

На другой день, когда я удостоился чести беседовать в августейшем собрании, то в присутствии ханского величества я принес поздравление с победой и счастливым триумфом над врагами, сказав: «Всевышний бог о победе мусульман над неверными евреями племени Банй-Надир134 изрек: Он дал вам в наследие их землю, их жилища, их достояние (Кор., XXXIII, 27), то есть бог всевышний оставил в наследство мусульманам землю неверных, их страны и достояние, что соответствует данному случаю в том смысле, что землей и страной казахов были эти дома, которые перешли в наследство к воинам ислама, а их земля и страна /101а/ — вот эти дома-повозки — теперь унаследованы войском ислама, которое увезло их из той страны. При всяких завоеваниях победители увозят из жилищ достояние и имущество, а в этой священной войне привезли самые жилища. Следовательно, получение в наследство земли и страны в этом случае вполне ясно. В общем, воины августейшего величества завладели полностью подвижными домами с конями, верблюдами и теми средствами, которыми перевозят эти дома; все вывезли из этой страны...»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.03.2018 в 13:40 АксКерБорж написал:

 

Я думаю что для этого было 2 причины:

 

1) Главная причина - у предков современных монголоязычных народов изначально не было традиции конской упряжи (в телеге и санях), использовалась исключительно воловья повозка допотопной конструкции для перевозки бревен (тому способствовал ареал и география обитания их предков);

 

Вот это очень странно для якобы потомков номадов. Ибо это основа основ кочевого уклада. 

По описаниям татары ЧХ передвигались именно на таких шатрах-повозках. Про казахов тоже источники приводили!

Получается, что нынешние монголы сохранили материальную культуру только своих полуоседлых/полукочевых шивейских  предков с Приамурья и т.д..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад Zake написал:

Вот это очень странно для якобы потомков номадов. Ибо это основа основ кочевого уклада. 

По описаниям татары ЧХ передвигались именно на таких шатрах-повозках. Про казахов тоже источники приводили!

Получается, что нынешние монголы сохранили материальную культуру только своих полуоседлых/полукочевых шивейских  предков с Приамурья и т.д..

 

Да, ув. Zake. И тому доказательство не только материальная культура, но и скотоводческая лексика народа, которая в основной своей массе тюркская.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Традиционная монгольская воловья повозка:

c72fc10556c3.jpg 6f83f04e5ab0.jpg c54b08910bef.jpg dcb27f45b8db.jpg
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халха-монгольский всадник усмиряет необъезженного бычка кастрата:

3e424dae7cbe.jpg

Халха-монгольские седла и стремена для езды верхом на быках кастратах:

50763ce2a5d3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монголия. Халха-монголы. Архангай аймак, Ихтамир сум - езда на волах сарлыков:

f095b4f99b8c.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.06.2018 в 13:10, Samtat сказал:

Не пойму что за фото , где снималось. Поисковик ответа не дал.

 

Судя по одежде и ландшафту (альпийские горные луга и тяньшаньские ели) это, по моему, либо Кыргызстан, либо сопредельные районы Казахстана.

Очень яркая и любопытная картина, интересно что это за ритуал?

Почему вол украшен яркой попоной, недоуздок кисточками, а рога обмотаны красной материей:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
01.07.2018 в 12:37, АксКерБорж сказал:

 

Судя по одежде и ландшафту (альпийские горные луга и тяньшаньские ели) это, по моему, либо Кыргызстан, либо сопредельные районы Казахстана.

Очень яркая и любопытная картина, интересно что это за ритуал?

Почему вол украшен яркой попоной, недоуздок кисточками, а рога обмотаны красной материей:

 

Такие ели растут и в КЗ. Судя по калпаку я бы предположил, что это казах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Rust сказал:

Судя по калпаку я бы предположил, что это казах.

 

Да, наверно это казах. Интересно где это место и что это за обычай такой, даже стало интересно.   

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монголия. Сарлаг, обученный под езду верхом:

1ef8185baf98.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монгольский художник со своей работой из дерева:

Dd2PNZcVwAEcthT.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

FOTO.KG - это проект "Кыргызский фотоархив": 

http://www.foto.kg/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.07.2018 в 15:18, АксКерБорж сказал:

На вашем фото вроде бы кыргызы, но не казахи.

Казахи верхом на волах на этих фотках (ваши любимые фотки, которые вы заливаете повсюду и всегда уже несколько лет).

 

Алматинское ущелье:

88ead5230ee6.jpg

Алматы:

17ed42dade87.jpg

 

Как свидетельствуют исторические фото, волы для езды верхом в основном использовались на юге Казахстана и в Кыргызстане.

В Степном крае Казахстана (север, северо-восток, Сибкрай) это явление было редчайшим и этим промышляли только бедняки.

 

Ч.Ч. Валиханов. Кочевка Иссык-кульских кыргызов, 1856 год:

a96f0ffa83f2.gif

Турксиб, 1927 - 1930 годы:

381ccf1c993e.jpg

А.Н. Краснов. Казахи Семиречья, 1887 год:

aa6b845705cd.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Эксклюзивное историческое фото.

Д.А. Клеменц, 1893 - 1894 гг. 

Монголия. Мужчина верхом на быке с правого берега Орхона:

 

880f9b9ba6a5.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монголы на быках переправляются через реку Чигэстэй, нач. 20 века:

 

c28d55a4e7db.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...