Kamal Опубликовано 21 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2015 Бахр ал Асрар (источник XVII века) Середина XV века Абулхаир начал поход на калмаков с реки Итиль (Волга) до киргизов (современный Алтай?); 1. Хафизи Таныш «Абдулла-намэ», 2. Надпись на скале в Джизакском ущелье, 3. Мухаммед Юсуф Мунши 1582 год Калмаки Сары-Арки потерпели поражение от Бухарского хана Абдуллы и казахского султана Тауекеля в горах Улытау, на реках Сырдарья, Сарысу, Кендерлик близ могилы «Джучи-хана» вплоть до притоков реки Ишим; Сибирские летописи 1591, 1598 годы Конфликты Кучума с калмаками; Царская грамота 1597 года 1596 год Люди Кучума воевали с колматцкими людьми; Сведения из Ногайской орды 1535 год Ногайские мурзы всю зиму ждали нападения калмаков на реке Эмбе; Сведения из Ногайской орды 1560 год Астраханские стрельцы пленили калмацких людей в районе Сарайчука. Видимо, калмаков к концу 16 века полностью добили - в 15 веке Абулхаир, в 16 веке - Абдулла, Тауекель, Кучум, Шейх Мамай, а также казаки, ногайцы и т.д., причем два мощных правителя Абдулла и Тауекель нанесли одновременный удар, наверное им еще Кучум помогал. К концу 16 века на современной территории Каракалпакстана появляется населенный пункт Калмак-кала (нынче - некрополь), видимо, те кто уцелел, растворились в среде каракалпаков. Потому, что в 1598 году каракалпаки появляются не на Амударье, а на Сырдарье и почти 200 лет ее берега были основным регионом каракалпакских кочевий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 22 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2015 В том-то и дело, ув. Цеванрабдан, что я анализируя все исторические сведения, связь каракалпаков с калмаками 14-16 вв не вижу. Только один момент, как у вас выражают скорбь когда кто-то умирает? Среди тюркоязычных народов только каракалпаки и хорезмские узбеки (мужчины) выражают свою скорбь громким воплем. Слышал, что у казахов Младшего жуза раньше такое было, но потом вроде отменили. По поводу геноцида обиднее всего нам, мало того джунгары нас разделили надвое, да потом свои же пытались добить уцелевших, а нынче вообще "тихий ужас". Я мало знаком с фольклором соседних народов и есть ли у них "калмаки", но у нас калмаки в прошлом вечные противники, а у калмыков врагов в лице каракалпаков, как мне сказали - нет. Что же получается, третье стороны сидели и натравливали нас друг на друга? До конца 16 века собственных ханов у каракалпаков не было, какой хан (казахский, бухарский или кто-то еще) нанимает, в случае победы слава достается ему, а каракалпаки в тени... Видимо так. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zuungar Опубликовано 23 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2015 "чав чав" видимо это калмыцкое междометие "чавас" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2015 "чав чав" видимо это калмыцкое междометие "чавас" А я считаю, что каракалпакский "уай-уай" - это пережитки шаманизма. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kanter Опубликовано 23 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2015 что такое уай уай ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2015 что такое уай уай ? Выражение скорби громким протяжным воплем - "уаай - уаай - уаай". При этом слез может и не быть, главное войти в унисон с встречающим у порога специальным плакальщиком. Голову нужно опустить и левой рукой прикрыть глаза и обязательно быть в головном уборе. Эти действия касаются только мужчин. Это несомненно отголоски шаманизма, своего рода вхождение в транс, очень подавляюще действует на окружающих, всех обязывает оказать дань уважения усопшему, даже дети на время становятся взрослыми. Для кого-то это дикость, но такие обычаи, ничего не поделаешь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zuungar Опубликовано 23 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2015 "чав чав" видимо это калмыцкое междометие "чавас" А я считаю, что каракалпакский "уай-уай" - это пережитки шаманизма. вполне возможно и "уай уай". но особого ритуала оплакивания у калмыков вроде как никогда не было. никогда не встречал в истории калмыков такую практику. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 26 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2015 Да, аргумент про чавас говорит в пользу того, что те калмаки были ойратами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 26 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2015 [Но] до их приезда Баджир Ток-Буга и беки его устроили совет и договорились: “Когда войдут они в двери вдовьей ставки, изольют они горе [свое в воплях]. Мы нападем после того, как они изольют горе, [вознеся вопль] “чав-чав” [лишь] дважды”. Одним словом, такой уж обычай у калмаков. Когда умирает у них государь или [какой-то] великий [человек], то приезжают они толпа за толпой каждый род их отдельно и изъявляют скорбь, вознося вопль “чав-чав” трижды. И поныне существует еще тот обычай среди них в Улуг-Таге. В один из дней Узбек-хан и беки его ехали, когда не наступил еще рассвет. Навстречу им попался какой-то человек, [который] проехал мимо [с] устрашающим криком: “Скажи “чав” и скажи “ча”. Произнес один раз и проехал. [Те] не придали значения [его словам]. Когда он вновь произнес [свои слова] вторично, Кыйат Исатай спросил: “Что за слова ты говоришь?” Тот человек ответил: “Мое имя — Сангусун. Поймешь ты остальное”. Кыйат Исатай сказал [про себя: “У него] есть что-то сказать”, — поехал следом за этим человеком и сказал: “Расскажи мне. Что это за секрет?”. Тот сказал: “Баджир Ток-Буга и беки его сговорились, посоветовавшись, напасть и перебить вас после того как вы приедете, войдете в двери ставки и изъявите скорбь, дважды возопя “чав-чав”. Если вы не ринетесь и не нападете на них, возглася [лишь] один раз “чав”, то конец вам — сгинули все вы. /47б/ Суть этой тайны моей такова, [как] сказал я тебе”. Когда передал Исатай весть эту бекам своим, решили они, что следует им начать действовать, возгласив “чав” [лишь один раз]. Наутро двинулись они и прибыли к месту, где находилась ставка. Баджир Ток-Буга сидел на троне в ставке, [а] беки его и нукеры стояли на страже перед дверью. Подъехали они, спешились перед дверью и, возопя единожды “чав-чав”, вскричали “ча” и ринулись на Баджир Ток-Бугу. Не успел он подняться [с трона], как подскочил [к нему] Исатай и рубанул его по шее, [да так, что] голова его отлетела на целый шаг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 26 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2015 Ойраты как племя входили в улус Тука-Тимура емнип, но те калмаки никак не ойраты, судите по отрывку что оставил выше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 26 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2015 Прочел, но ничего отвергающего то, что те калмаки - ойраты, не увидел. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 27 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2015 А там ничего и не должно опровергать ваш тезис. Если вы выдвигаете тезис об их идентичности вы должны его доказывать. Там нет ни одного намека на тождество калмаков 14-16 века и ойратов. Есть четко установленный факт, что калмыки пришли в регион в 17 веке и нет никаких доказательств что калмаки жившие там до них и есть ойраты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2015 А там ничего и не должно опровергать ваш тезис. Если вы выдвигаете тезис об их идентичности вы должны его доказывать. Там нет ни одного намека на тождество калмаков 14-16 века и ойратов. Есть четко установленный факт, что калмыки пришли в регион в 17 веке и нет никаких доказательств что калмаки жившие там до них и есть ойраты. Нигде нет никаких доказательств что калмыки пришли в регион в 17 веке!!! Это просто ошибочное толкование сделанный кем то сначала взяв прямо с потолка. Ойраты, калмыки там жили раньше. Вот только в 17-ом веке они усилились из-за внешних и внутренних факторов моголистанцы ушли в индию, и на востоке монголы совсем ослабели из-за постоянных междуусобиц. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 февраля, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2015 моголистанцы ушли в индию Как у вас все легко и просто, взяла целая страна и масса народа да и откочевала куда глаза глядят. Вы родоплеменной состав сравните - до и после, никуда никто не уходил, даже по сей день они рядышком. Asan-Kaygy совершенно прав, первое появление их в данном регионе (в древнейшем юрте, Могулистане или в Монголии Чингизхана, называйте как хотите) зафиксировано в 16-17 вв. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 27 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2015 А там ничего и не должно опровергать ваш тезис. Если вы выдвигаете тезис об их идентичности вы должны его доказывать. Там нет ни одного намека на тождество калмаков 14-16 века и ойратов. Есть четко установленный факт, что калмыки пришли в регион в 17 веке и нет никаких доказательств что калмаки жившие там до них и есть ойраты. Приведенный вами отрывок вполне может служить одним из таких доказательств. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 27 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2015 А там ничего и не должно опровергать ваш тезис. Если вы выдвигаете тезис об их идентичности вы должны его доказывать. Там нет ни одного намека на тождество калмаков 14-16 века и ойратов. Есть четко установленный факт, что калмыки пришли в регион в 17 веке и нет никаких доказательств что калмаки жившие там до них и есть ойраты. Нигде нет никаких доказательств что калмыки пришли в регион в 17 веке!!! Это просто ошибочное толкование сделанный кем то сначала взяв прямо с потолка. Ойраты, калмыки там жили раньше. Вот только в 17-ом веке они усилились из-за внешних и внутренних факторов моголистанцы ушли в индию, и на востоке монголы совсем ослабели из-за постоянных междуусобиц. а свидетельства о переселении Хо Урлюка вам не доказательства? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 27 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2015 А там ничего и не должно опровергать ваш тезис. Если вы выдвигаете тезис об их идентичности вы должны его доказывать. Там нет ни одного намека на тождество калмаков 14-16 века и ойратов. Есть четко установленный факт, что калмыки пришли в регион в 17 веке и нет никаких доказательств что калмаки жившие там до них и есть ойраты. Приведенный вами отрывок вполне может служить одним из таких доказательств. Не служит. Это все ваши домыслы. Ойраты переселились в регион и стали известны под названием калмык только с 17 века. До этого жили другие калмаки, золотоордынские кочевники не принявшие ислам 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 28 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2015 В числе которых вполне могли быть и ойраты, которые скорбя говорили чав.. Приведенный вами факт, который вы почему то назвали домыслом, это подтверждает. А в 17 веке, были другие группы. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2015 В числе которых вполне могли быть и ойраты, которые скорбя говорили чав.. Приведенный вами факт, который вы почему то назвали домыслом, это подтверждает. А в 17 веке, были другие группы. Калмаки в 14-16 веках был синонимом неверные и был гораздо шире термин. Ойраты в золотой орде были, но их было немного и они не являлись там синонимом названия калмак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 28 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2015 А там ничего и не должно опровергать ваш тезис. Если вы выдвигаете тезис об их идентичности вы должны его доказывать. Там нет ни одного намека на тождество калмаков 14-16 века и ойратов. Есть четко установленный факт, что калмыки пришли в регион в 17 веке и нет никаких доказательств что калмаки жившие там до них и есть ойраты. Приведенный вами отрывок вполне может служить одним из таких доказательств. Не служит. Это все ваши домыслы. Ойраты переселились в регион и стали известны под названием калмык только с 17 века. До этого жили другие калмаки, золотоордынские кочевники не принявшие ислам понятно,что у вас не будет аргументированного ответа на вопрос о том куда же делись "другие калмаки,золотоордынские кочевники". вы вроде бы серьезный ученый,занимаетесь наукой,ну написали статейку для поддержания статуса, никто за это не осудит,но зачем спорите с живыми калмаками. со времен падения Юань наши предки при наличии собственной воли и сил гуляли между Москвой и Пекином. Ну если вы прочли статью и не поняли куда делись калмаки то это ваши когнитивные проблемы. в статье ответ есть. Я бы вас не калмаками назвал а калмыками. Ваши же предки не были в районе Москвы, Эмбы, Западного Казахстана и Улытау до 17 века. История региона вполне изучена и приход предков калмыков четко локализуется в начале 17 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 2 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2015 А там ничего и не должно опровергать ваш тезис. Если вы выдвигаете тезис об их идентичности вы должны его доказывать. Там нет ни одного намека на тождество калмаков 14-16 века и ойратов. Есть четко установленный факт, что калмыки пришли в регион в 17 веке и нет никаких доказательств что калмаки жившие там до них и есть ойраты. Нигде нет никаких доказательств что калмыки пришли в регион в 17 веке!!! Это просто ошибочное толкование сделанный кем то сначала взяв прямо с потолка. Ойраты, калмыки там жили раньше. Вот только в 17-ом веке они усилились из-за внешних и внутренних факторов моголистанцы ушли в индию, и на востоке монголы совсем ослабели из-за постоянных междуусобиц. а свидетельства о переселении Хо Урлюка вам не доказательства? Вы имеете виду переселение за Волгой? Да, это было дело в начале XVII века. А откуда они переселились? Знаете? Торгуты переселились туда из своих кочевок которые находились где-то север и северо-востоке нынешнего Казахстана (бассейн Реки Обь до истока Тоболя). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2015 Торгуты переселились туда из своих кочевок которые находились где-то север и северо-востоке нынешнего Казахстана (бассейн Реки Обь до истока Тоболя). Сперва они были вытеснены собственно из Джунгарии и двинулись вниз по Иртышу и в районе озера Ямыш (близ современного Павлодара) были зафиксированы емнип в 1610 году. Почему они ушли из Джунгарского ханства к Сибирскому ханству, и почему оттуда резко повернули к Итилю (Волге), я излагал свою версию, вот она вкратце (из темы про то, как халхи и калмыки относятся друг к другу): Междоусобицы в Джунгарии, предшествовавшие возникновению ханства, вынудили их искать помощи и новых пастбищ по соседству с кереями Сибири (ныне это казахские ашамайлы кереи), которые, как сказано выше, сами раньше пришли в Сибирь тем же путем из исконных своих кочевий по Верхнему Иртышу и Сауру. Как следствие, после ухода большей части торгаутов и хошаутов, бывших в подданстве Хо-Урлюка, потомками омонголенных шорас/чоросов (Тогона и Есена) - Каракулом и его сыном Батуром в Илийской долине в 1635 году было создано Джунгарское ханство, в котором были объединены чоросы, дербеты, хойты, а также остатки торгаутов и хошаутов. Об этом свидетельствуют и посольские материалы 1607 года, что между дербетским Далай-Батыром и торгаутским Хо-Урлюком произошли раздоры: «А Урлюк и Курсуган от дербетов откочевали и кочуют по Иртышу». Косвенными подтверждениями версии является то, что Хо-Урлюк и Кучум были сватами, дочь Хо-Урлюка была женой сына хана Сибири Есыма, а воины торгаутыактивно участвовали в войсках кучумовичей. Кстати общий внук Хо-Урлюка и Кучума от этого брака, известный как батыр Аблай-Керей, летом 1628 года в районе озера Чаны принял титул сибирского хана и пытался восстановить господство в Сибири, но попытка не удалась и его усилия ограничились лишь попытками, с участием тех же калмыков, осадить сибирские городки, Тарский и др. Первое свидетельство о торгаутах у Ямыша относится, емнип, к 1610 году (в Черепановской летописи они упоминаются с 1604 года, в других с 1606 года). Так вот, к этому времени Сибирь практически пала (1582 год), кочяевники-скотоводы кереи–тайбугиды с приходом русских вероятно откочевали в северо-восточные степи Казахстана (кстати здесь и частично в Омской области они здравствуют и по сей день), Кучум погиб, а его сын Али, наследовавший ханскую власть, к тому времени был уже в плену в Ярославле, другие же ханские сыновья и внуки успешно участвовали в политике и в войнах России далеко на западе (Касимов, польско-шведская война и пр.). Встретив здесь нарастающую мощь русских и ослабленное положение кереев (кучумовичей?), торгауты и хошауты вынужденно повернули на запад, к Волге (к западным осколкам кереитов – кереитам Младшего жуза?) , т.к. для них это был единственно открытый тогда путь – позади была усиливающаяся Джунгария, с севера русские и башкиры, с юга казахские племена (кереи на тот период еще не входили в жузы, в частности, в Средний жуз!). Известно также, что они просили русского царя Василия Ивановича Шуйского (период царствования 1606 – 1610 гг.) о принятии их в подданство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2015 Катанаев Г.Е.: "... Причины откочевки некоторых калмыцких племен, в частности торгаутов, в 20-30 годы 17 века, до нашего времени не выяснены окончательно." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 2 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2015 Торгуты переселились туда из своих кочевок которые находились где-то север и северо-востоке нынешнего Казахстана (бассейн Реки Обь до истока Тоболя). Сперва они были вытеснены собственно из Джунгарии и двинулись вниз по Иртышу и в районе озера Ямыш (близ современного Павлодара) были зафиксированы емнип в 1610 году. Почему они ушли из Джунгарского ханства к Сибирскому ханству, и почему оттуда резко повернули к Итил., я излагал свою версию. Какое Сибирское ханство? Торгуты кочевали на севере ойротской земли, позади дербетских и баяутских земель. А, торгуты когда приехали в землю ойротов? И откуда они перекочевали туда, знаете ли Вы? Наверное нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 2 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2015 Катанаев Г.Е.: "... Причины откочевки некоторых калмыцких племен, в частности торгаутов, в 20-30 годы 17 века, до нашего времени не выяснены окончательно." Разные были причины. Почитайте исторические тексты четырех ойротов и историю Хо Урлюка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться