Перейти к содержанию
rim

Фольк-хистори в Казахстане

Рекомендуемые сообщения

АксКерБорж

аргументы против иссякли.

А то , что было "за" , это тоже были аргументы? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Атыгай, обратите внимание, что задолго до Чингизхана:

Монгол = Могул

Орда могульская = Киргизская степь

Найманы перешли из Туркестана за Алтай

Канлы и Катаган кочевали в отрогах Джунгарского Алатау (?)

Салчжиуты также подались на восток за Алтай

Кереиты в центральных степях Казахстана

Перед нашествием Чингизхана:

Мангыты у Аральского моря

Найманы (основная их часть) обитала вблизи Китая (кара-кытаев?)

Торгауты как ветвь ойратов в Северном Казахстане

Кереиты перешли Алтай (традиционное мнение, что кереи на восточных равнинах Алтая, т.е. в БУ Монголии лишь с 19 века…)

На Или, Эмель и Алтынкуле – онгуты (! традиционно помещаемые у северных границ Китайской стены…)

Ойраты на Зайсане

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Polo/frametext4.htm

МАРКО ПОЛО

КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА

....Говорится в сказаниях, как узнал поп Иван, что Чингисхан со всем своим народом идет на него, выступил и он со своими против него; и все шел, пока не дошел до той самой равнины Тандук, и тут, в двадцати милях от Чингисхана, стал станом; отдыхали здесь обе стороны, чтобы ко дню схватки быть посвежее да пободрее. Так-то, как вы слышали, сошлись на той равнине Тандук 159 две величайшие рати.

Вот раз призвал Чингисхан своих звездочетов, христиан и сарацин, и приказывает им угадать, кто победит в сражении — он или поп Иван. Колдовством своим знали то звездочеты. Сарацины не сумели рассказать ему правды, а христиане объяснили все толком; взяли они палку и разломали ее пополам; одну половинку положили в одну сторону, а другую — в другую, и никто их не трогал; навязали они потом на одну половинку палки Чингисханово имя, а на другую — попа Ивана.

«Царь, — сказали они потом Чингисхану, — посмотри на эти палки; на одной твое имя, а на другой попа Ивана; вот кончили мы волхвование, и, чья палка пойдет на другую, тот и победит».

Захотелось Чингисхану посмотреть на то, и приказывал он звездочетам показать ему это поскорее. Взяли звездочеты-христиане Псалтырь, прочли какие-то псалмы и стали колдовать, и вот та самая палка, что с именем была Чингисхана, никем не тронутая, пошла к палке попа Ивана и влезла на нее; и случилось это на виду у всех, кто там был...

...Сендук — область на восток; много там городов и замков; принадлежит она великому хану, потому что потомки попа Ивана — его подданные. Главный город называется Тендук. Царь здесь из роду [241] попа Ивана, и сам он поп Иван, а зовется Георгием 173; страною правит от имени великого хана, но не всею, что была у попа Ивана, а только одною частью. Великие ханы, скажу вам, всегда выдавали своих дочерей и родственниц за царей из рода попа Ивана. Водятся тут камни, из которых лазурь добывается; много их тут, и они отличные. Есть тут прекрасное сукно из верблюжьей шерсти. Народ занимается скотоводством и земледелием; кое-кто торгует и ремеслами занимается. Тут, как я уже говорил, властвуют христиане, но и идолопоклонников довольно, есть и мусульмане.

Есть здесь народ, называется «аргон», что по-французски значит Guasmul 174; происходит он от двух родов, от рода аргон тендук и от тех тендуков, что Мухаммеду молятся, из себя красивее других жителей и поумнее, торговлею занимается побольше. Здесь главным образом пребывал поп Иван, когда властвовал над татарами и владел этими областями и соседними царствами; потомки его жили тут же и тот Жор, кого я уже называл; и он из роду попа Ивана, шестой государь после попа Ивана. Место это то самое, что у нас зовется страною Гог и Магог, а здесь Ун и Могул 175; в каждой области свой народ, в стране Ун живет Гог, а в Могуле — татары 176.

На восток отсюда, к Катаю, семь дней едешь по городам и замкам; живут тут мусульмане, идолопоклонники, а также христиане-несториане. Народ торговый, занимается ремеслами, ткут тут золотые сукна нашизи и нак и разные шелковые ткани; как у нас есть разные шерстяные ткани, так и у них разные золоченые сукна и шелковые ткани. Народ подвластен великому хану....

..Пойдем отсюда на северо-восток и север, за три дня...

...От того города, что я вам называл выше, через три дня приходишь к городу Чианду...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Атыгай, и все таки я убежден, что прямой проход войска из современной Монголии в Казахстан через Алтай не возможен и что таких случаев в истории не было!

1. Судя по топографической карте (см: ниже), а также по ранее приведенным мной материалам в этой же теме и по этому же вопросу, маршрут из Центральной и даже Западной Монголии в Юго-Восточный Казахстан возможен только через границу пустыни Гоби и южной оконечности отрогов Алтая (Гоби-Алтай), т.е. через земли современного Баян-Хонгорского аймака, далее не доходя Хами повернув на северо-запад по равнинам Джунгарии в Восточном Туркестане (настоящей Джунгарии) через так называемые Джунгарские ворота.

Имхо, это древний традиционный маршрут, которым наверно пользовалась и китайская принцесса, увезеная уйсуньским куньби к себе на Алатау :D , и караванщики "шелкового пути", и хунну и прочие.

2. Всем известная Джунгария располагалась не на землях современной Западной Монголии, как это принято считать, а в Джунгарии на территории Восточного Туркестана (см: ниже карты - "настоящая Джунгария", мой термин), столицей которого был г.Кульджа, т.е. это досконально разобранный в данной теме участок степей и равнин, окруженный Балхашом, верховьями Иртыша, Алтаем и Тянь-Шанем.

Т.е. Джунгарское ханство по началу возникло на месте КОРЕННОГО ЮРТА ЧИНГИЗХАНА (традиционно?), но не в Монголии или в Западной Монголии.

А если вспомнить, что первыми его правителями были тюрки (помните разговор в этой же теме про чоросов - выходцев из .... Моголистана, т.е. из этих же мест, Махмуда, его сына Тогана и внука Есена, которые объединили под своей властью дербетов), то все встает на свои логические места... B)

Кстати государство караханидов и прочие предшествующие размещались в этих же границах...

Отсюда на мой взгляд близка и разгадка названия Старшего жуза как Улу - великий, т.е. наследуемый юрт правителей...

Это и есть вероятно точные границы Могулистана или даже Монголии Чингизхана....

Mongolia_Topography.png

Здесь кисть обводившего границы ханства по привычке потянулась было к Монголии и захватила высокогорные кручи Тянь-Шаня и пустыню Такла-Макан: :)

800px-Джунгарское_ханство.png

Altai%2CTienschan-Orte.png

Короче, шерше-ля-фам* в этих границах. :D

--------------------------------------

* Ищите Буркан-Калдун

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5739288242e6.bmp

Есть здесь народ, называется «аргон», что по-французски значит Guasmul 174; происходит он от двух родов, от рода аргон тендук и от тех тендуков, что Мухаммеду молятся, из себя красивее других жителей и поумнее, торговлею занимается побольше.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть ошибаюсь, но насколько знаю отсутствуют археологические находки подтверждающие наличие христианства в Восточной Монголии. Задавал вопрос об этом в теме "Христианство в Центральной Азии":

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4490-%d1%85%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d0%b2-%d1%86%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%b0%d0%b7%d0%b8%d0%b8/

Однако, в огромном количестве находки с христианской символикой имеются в Восточном Туркестане и Семиречье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На этой ветке задавал вопрос о похоронном обряде современных монгол до принятия буддизма:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4472-%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd-%d1%8e%d0%b0%d0%bd%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b8/page__pid__126084#entry126084

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame3.htm

ИОАННА ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ,

АРХИЕПИСКОПА АНТИВАРИЙСКОГО,

ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ,

ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

…Когда же он умрет, то, если он из знатных лиц, его хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посредине ее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом 31, а другого коня съедают и набивают кожу соломой и ставят ее повыше на двух или четырех деревяшках, чтобы у него была в другом мире ставка, где жить, кобыла, чтобы получать от нее молоко и даже иметь возможность умножать себе коней, и кони, на коих он мог бы ездить, а кости того коня, которого они съедают за упокой его души, они сожигают. И часто также женщины собираются для сожжения костей за упокой душ людей, как это мы видели собственными глазами и узнали там же от других. Мы видели также, что Оккодай-хан 32, отец нынешнего императора, посадил куст за упокой своей души 33, вследствие этого он предписал, чтобы никто там ничего не срезал, если же кто срезал какой-нибудь прут, то, как мы сами видели, подвергался бичеванию; снятию одежды и злым побоям. И, хотя мы сильно нуждались подогнать коня, мы не смели срезать ни одного прута. Золото и серебро они хоронят таким же образом вместе с ним. Повозку, на которой везут его, ломают, а ставку его разрушают, и никто вплоть до третьего поколения не дерзает называть умершего его собственным именем.

§ IV. О погребальном обряде

I. Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и делают большую яму и с боку этой ямы делают яму под землею и кладут под покойника того раба, который считается его любимцем. Раб лежит под ним так долго, что начинает как бы впадать в агонию, а затем его вытаскивают, чтобы он мог вздохнуть, и так поступают трижды; и если он уцелеет, [33] то впоследствии становится свободным, делает все, что ему будет угодно, и считается великим в ставке и в среде родственников усопшего. Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву, как было раньше, с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В остальном они поступают так, как о том сказано выше, но наружную его палатку оставляют на поле. В их земле существуют два кладбища. Одно, на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое-то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии, ибо там были умерщвлены многие. К этим кладбищам не дерзает подойти никто, кроме сторожей, которые приставлены там для охраны, а если кто подойдет, то его хватают, обнажают, бичуют и подвергают очень злым побоям. Поэтому мы сами по неведению вошли в пределы кладбища тех, кто был убит в Венгрии, и сторожа пошли на нас, желая перестрелять, но так как мы были послами и не знали обычая страны, то они дали нам уйти беспрепятственно….

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трупоположение с конем:

http://kronk.narod.ru/library/trifonov-yui-1973.htm

Ю.И. Трифонов

Об этнической принадлежности погребений с конём древнетюркского времени

(в связи с вопросом о структуре погребального обряда тюрков-тугю).

// Тюркологический сборник 1972 г. М., 1973, с. 351-374.

Среди многочисленных и разнообразных погребальных памятников Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Казахстана, относящихся к эпохе раннего средневековья, особое место принадлежит погребениям, совершённым по обряду трупоположения с конём. Этот специфический тип погребений, издавна характерный почти исключительно для кочевых и полукочевых племён евразийских степей, и в VI-X вв. н.э. встречается преимущественно в основных областях сложения и бытования их этнополитических объединений — в Туве и на Алтае, в Монголии, Восточном Казахстане и Семиречье, на Тянь-Шане и Памире, в Минусинской котловине. Столь широкое территориальное распространение этих памятников представляет их существенную особенность, свидетельствующую о том, что погребения с конём VI-X вв. не могли принадлежать одной небольшой этнической единице (роду, племени). В то же время эти памятники не являются этнически разнородными, они во многом близки между собой и по основным элементам обряда — весьма устойчивой погребальной формы, резко отличающейся от других видов позднекочевнических захоронений, и по инвентарю, ведущие категории которого (предметы вооружения, орудия труда и быта, украшения, конский убор и т. д.) в большинстве случаев принципиально сходны, несмотря на часто значительные расстояния, которые разделяют содержащие их объекты один от другого, и на довольно длительный промежуток времени существования погребений с конём. Исходя из этих обстоятельств, происхождение и принадлежность последних обычно связывают с одним большим этническим кругом. Таким кру-

(351/352)

гом почти всеми исследователями справедливо считаются древнетюркские этнические общности VI-X вв. [1], история и культура наиболее известных родо-племенных группировок которых (тугю, теле и пр.) получили довольно хорошее освещение в письменных источниках...

...Не вдаваясь в анализ изложенных точек зрения, подчеркнём тот принципиальный факт, что все учёные, несмотря на разногласия в интерпретации функционального назначения оградок, не сомневаются в принадлежности их тюркам-тугю. Не вызывают, кажется, особых возражений и хронологические рамки их бытования — VI-VIII вв., хотя некоторые археологи не исключают и возможности появления упомянутых сооружений в более раннее время ...

...Одни исследователи (Л.Р. Кызласов) исходят из того, что обряд погребения с конём, являющийся до VI в. н.э. «специфическим и этнически своеобразным лишь для племён Алтая», с VI в., в связи с распространением алтайских тюрков, создавших своё «гигантское по территории государство», распространился «на обширные пространства от Великой китайской стены до Каспийского моря и от Алтая (на севере) до Тянь-Шаня и Синьцзяна (на юге)». Его носителями были, по Л.Р. Кызласову, тюрки-тугю, хоронившие «всюду в VI-VIII вв. ... по обряду трупоположения с конём» и не изменявшие своей старой алтайской традиции. Указание же «китайских хроник о трупосожжениях с конём относится лишь к самой верхушке тюрок», о чем свидетельствуют, по мнению цитируемого автора, и замечание Н.Я. Бичурина о похоронах по этому обряду «хана, и по нем знатных и богатых людей», и тот факт, что «в 634 г. труп умершего кагана Хйели был

(354/355)

сожжён, а тюрки, умершие от эпидемии, были погребены без сожжения». Но и «сожжение трупа Хйели было последним погребением по этому обряду даже и каганов тюрок», утверждает Л.Р. Кызласов, ссылаясь на речь Тайцзуна 628 г., в которой последний «говорил о том, что тюрки оставили свой обычай сжигать трупы умерших и погребают под курганами»...

Про сожжение трупов:

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Polo/frametext12.htm

МАРКО ПОЛО

КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА

Утомленные и усталые отдыхают они в эту ночь; а когда утро настало, приказывает Алау, чтобы все тела, свои и вражеские, были сожжены; и тотчас же его веление исполняется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://imr.kharkov.ua/antropologiya/328-opisaniya-mongolskogo-pogrebalnogo-obryada.html

Описания монгольского погребального обряда

Раздел: АНТРОПОЛОГИЯ | Опубликовано: 24 сентября

Описания монгольского погребального обряда на территории Золотой Орды, составленные очевидцами, неоднократно цитировались в литературе. Здесь отметим лишь наиболее важное и Лопатообразность резцов рассматривалась альтернативно: учитывалось только наличие или отсутствие признака без рубрикации по степени его выраженности. Признак отмечен на 17 черепах (25% от общего числа изученхарактерное. Два описания погребального обряда у монголов оставил Плано Карпини. В первом он отмечает обычай тайности захоронения у монголов. Здесь же говорится о том, что монголы хоронили в сидячем положении с конем и погребальным инвентарем (Путешествия..., 1957). В другом случае он описывает по-гребальный обряд у монголов совсем иначе, отмечая, прежде всего, обычай сооружения в могиле подбоя (Там же).

По всей видимости, погребальный обряд, зафиксированный в первом случае, был характерен для монголов-язычников. На мусульманских городских некрополях Золотой Орды мы не знаем погребений по этому обряду. Пожалуй, могут напомнить его лишь два захоронения в мавзолее Увека, где были обнаружены захоронения сидя и с инвентарем (Кроткое, 1915). Два таких случая из 800 раскопанных погребений следует рассматривать как исключение, отклонение от общепринятых мусульманских норм. Погребения в мавзолее Увска были совершены, вероятно, в период, переходный от язычества к мусульманству. Характерно, что оба погребения расположены в здании, построенном по среднеазиатскому образцу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про могилы с "подбоем":

http://www.litmir.net/br/?b=137165&p=39

...Безусловно сарматским наследием в черняховской погребальной обрядности является устройство подбоев и земляных склепов (катакомб). Подбойные могилы появляются в сарматском ритуале еще в савроматское время и широко бытуют и позднее. В частности, в Северном Причерноморье захоронения в подбоях обильно представлены в сарматских могильниках первых столетий нашей эры.[255] Под влиянием сарматской обрядности подбойные могилы появляются и в позднескифских некрополях нижнего Днепра. Поэтому не подлежит сомнению, что захоронения в подбоях на черняховских кладбищах могли иметь только сарматские истоки. Они выявлены только на территориях, занятых сарматами в предчерняховское время....

Выше было написано про могилы с "подбоем" в золотоордынское время, не могу сказать есть ли прямая связь сарматов и золотордынцев.

Но золотоордынцев и казахов несомненна. Современные казахи (по - крайней мере Северо-Казахстанские и Алматинские, не могу сказать про других тюрков, так как не участвовал (слава Аллаху) в похоронных обрядах других тюрков) так же хоронят в могилах с "подбоем". Разница в устройстве могил в Алматинской и Северо-Казахстанской области зависит от имеющейся почвы и местных материалов (дерево в СевКазе и камень в Семиречье).

Думаю, уважаемый АксКерБорж, с его познаниями в этнологии казахов смог бы пояснить похоронный обряд по Восточному Казахстану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати государство караханидов и прочие предшествующие размещались в этих же границах...

С 942 г. до 1140 г. Орта-Баласагуном в Семиречье поочередно правили карлуки, караханиды, сельджуки, кереиты, пока последних оттуда не вытеснили кара-китаи, после чего кереиты перемещаются восточнее (города Исак, Тендук). К примеру, потомков Ванхана застает в Тендуке Рубрук.

По мнению специалистов, именно начиная с 1145 г. слух о царе-священнике Иоанне распространился в Западной Европе.

У Рубрука:

Здесь главным образом пребывал поп Иван, когда властвовал над татарами и владел этими областями и соседними царствами; потомки его жили тут же и тот Жор, кого я уже называл; и он из роду попа Ивана, шестой государь после попа Ивана. Место это то самое, что у нас зовется страною Гог и Магог, а здесь Ун и Могул; в каждой области свой народ, в стране Ун живет Гог, а в Могуле — татары.

(вот и страна Гог и Магог вполне четко обозначилась)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас эти слова имеют следующие значения:

Теңдік (Тендук) -

1. Равноправие, равенство

2. Личное имя (как женское, так и мужское)

Сендік (Сендук): Твой, твоя

Сүйіндік (Суюндук): Восторг, восхищение

Куандык (Кандук): радость (соврем. куаныш)

Кстати, многие крупные роды Аргынов (Аргон - Guasmul) имеют аналогичные окончания: Суюн-дук, Куан-дык, Беген-дык, Шеген-дык (-дык/дук)

(в комментариях даются различные варианты: Тендук, Кандук..., Сендук и др.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про могилы с "подбоем":

Выше было написано про могилы с "подбоем" в золотоордынское время, не могу сказать есть ли прямая связь сарматов и золотордынцев.

Но золотоордынцев и казахов несомненна. Современные казахи (по - крайней мере Северо-Казахстанские и Алматинские, не могу сказать про других тюрков, так как не участвовал (слава Аллаху) в похоронных обрядах других тюрков) так же хоронят в могилах с "подбоем". Разница в устройстве могил в Алматинской и Северо-Казахстанской области зависит от имеющейся почвы и местных материалов (дерево в СевКазе и камень в Семиречье).

Думаю, уважаемый АксКерБорж, с его познаниями в этнологии казахов смог бы пояснить похоронный обряд по Восточному Казахстану.

Да, ув. Атыгай, в Павлодарской и Омской областях несмотря на сухой и сыпучий грунт (кум), про другие области не знаю, наряду с обычным способом (вертикальная яма) часто используется и захоронение с боковой нишей в могиле, в которую помещают покойника.

Называется это "лақат".

Данный способ более экономичен, расходуется меньше кирпичей для закрытия боковой ниши. Получается, что оградка располгается чуть в сторону от фактического расположения тела покойника.

Надо спросить у наших ув-ых земляков Шалкара, Махамбета, Алп-Бамси и у других, практикуется ли такое в их регионах!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://imr.kharkov.ua/antropologiya/262-v-zolotoordynskix-nekropolyax-znachitelnyj-procent-sredi-pogrebenij.html

В золотоордынских некрополях значительный процент среди погребений

Раздел: АНТРОПОЛОГИЯ | Опубликовано: 20 сентября

В золотоордынских некрополях значительный процент среди погребений с деревянным перекрытием составляют ямы, имеющие в плане форму прямоугольника с закругленными углами. Эта форма ям, по мнению А. П. Смирнова, дошла до золотоордынского времени из болгарских могильников конца I тысячелетия н. э. (Смирнов А. П., 1972). Деревянное перекрытие является неотъемлемой частью погребального обряда кочевников-половцев. Получили здесь распространение и подбои (Рыков, 1928; Плетнева, 1958; Федоров-Давыдов, 1966; Дворниченко, Малиновская, Федоров-Давыдов, 1977). С. А. Плетнева и А. П. Смирнов считают, что деревянное перекрытие может сохраняться в Поволжье с сарматского времени (Смирнов А. П., 19576; Плетнева, 1958).

Косвенно подтверждают представления о традиционности могил с деревянным перекрытием материалы золотоордынского кладбища Хан-Тюбе. Это поселение, судя по всему, не имело важного культурно-экономического значения в эпоху Золотой Орды. Традиционные для данного региона формы погребального обряда должны были проявиться на некрополе Хан-Тюбе достаточно ярко. И действительно, ни одно из 141 раскопанного здесь погребения не имело надгробия. Лишь в одном случае при сооружении перекрытия могилы использовался сырцовый кирпич. При этом большинство погребений имеет деревянное перекрытие. Форма могильных ям, как правило, прямоугольная, с закругленными углами. Встречаются и могилы с подбоями (Мелентьев, 1969; Шнайдштейн, 1972).

Существенная черта могил с деревянным перекрытием и подбоем заключается в том, что подобные конструкции не противоречат требованиям к погребальному обряду, которые выдвигает ислам,— тело умершего изолируется от земли. Скорее всего, именно поэтому данные типы погребального обряда, возникшие в рамках язычества, продолжают существовать и в исламизиро-ванных группах населения, вошедшего в состав Золотой Орды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А разве захоронение в боковой нише не мусульманский стандарт?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А разве захоронение в боковой нише не мусульманский стандарт?

Мусульманский, уважаемый Стас. Удивился когда про это прочитал у Плано Карпини, который написал об этом до массового принятия ислама в Золотой Орде и Могулистане, ну и то, что так же устраивали могилы и сарматы.

Но еще больше удивило сообщение уважаемого АксКерБоржа, то, что обычный способ для кереев Павлодарской области вертикальная яма. Правильно ли понял? Не закралась ли какая-то ошибка?

Да, ув. Атыгай, в Павлодарской и Омской областях несмотря на сухой и сыпучий грунт (кум), про другие области не знаю, наряду с обычным способом (вертикальная яма) часто используется и захоронение с боковой нишей в могиле, в которую помещают покойника.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть здесь народ, называется «аргон», что по-французски значит Guasmul 174; происходит он от двух родов, от рода аргон тендук и от тех тендуков, что Мухаммеду молятся, из себя красивее других жителей и поумнее, торговлею занимается побольше.

Ув. Атыгай, кроме Арган (Аргон), на карте ВТ есть Тиканлык (Тенгелик), Кара-муран (Хара-мурэн), Татран (Татар), жалко нижняя часть карты не открывается полностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красная полоска - кирпич, жёлтая полоска - доски.

Попробовал накалякать как у нас (красное - кирпич силикатный): :)

67a4647fee6f.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но еще больше удивило сообщение уважаемого АксКерБоржа, то, что обычный способ для кереев Павлодарской области вертикальная яма. Правильно ли понял? Не закралась ли какая-то ошибка?

Так хоронят кереи Юго-Западной Сибири (моего отца, дедов и всех других именно так):

e63f5ba44be0.jpg

Синий цвет - свеже срубленные, обязательно отесанные от коры, берёзовые бревна, поверх которых укладывается сухое сено, солому.

Кстати уаки (вечные напарники кереев) хоронят в основном также. Тогда как могилы с боковой нишей часто устраивают в степной части региона и вдоль Иртыша (это в большинстве своем аргынские роды).

Заметил еще одно немаловажное отличие!

Древние могилы на территории области у кереев сооружены в виде насыпей со рвом вокруг круглой формы, называемые "ОР" (ров, яма) или "Орланган" (от это вид сверху):

5293db0d4430.jpg

Тогда как у аргынов и других это высокие саманные сооружения в виде забора четырехугольной формы.

Развалины и тех, и других еще имеются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересные наблюдения, уважаемый АксКерБорж!

Устройство могил с деревянными перекрытиями и нишей: сарматы-гунны--половцы-средневековые монголы-казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://avega.net.ua/knigi/gumilev_lev/gumilev_lev_sosedi_hazar.html

Лев Николаевич Гумилев

Соседи хазар

... Особое внимание обращает на себя скелет в восточной части могильника. Он ориентирован на ONO (азимут 75), лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ступни ног отсутствуют, но следов обрубленных костей тоже нет. Костяк был засыпан рыхлой влажной землей. Такая консистенция земли возможна только при медленном заполнении подбоя. Действительно, контуры могильной ямы прослежены в северо-западной части раскопа, против правой ноги скелета. Подбой был сделан с юго-запада. В изголовье скелета лежит, как обычно, крестец барана; справа, от головы до бедра — узда железная, очень плохой сохранности; седло-подушка, кожаное, обшитое костяными пластинками; сабля с ручкой под углом к лезвию, в деревянных ножнах желтого цвета; стремя круглое, железное. На поясе железный нож с деревянной ручкой.

Могилы с подбоем, кроме древнемонгольских[6] и сарматских,[7] отмечены К.Ф.Смирновым в предгорном Дагестане и датируются хазарским временем...[8]

Могилы с подбоем еще и кангюй, и хазары, и гунны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...