Перейти к содержанию
rim

Фольк-хистори в Казахстане

Рекомендуемые сообщения

Уважаемый ! Ноян

Да , насчет того что я здесь недавно вы это верно подметили, и возможно я могу и не заметить настоящую подоплеку или подтектсы-смыслы данной дискуссии о фольк-хистори в Казахстане . И я не следил за вашей полемикой с другими форумчанами. Возможно вы и правы ,но я понимаю фольк-хистори маленько в другом ракурсе. Я прочитал книгу покойного Н.Масанова и Ерофеевой о фальсификациях в казахстанской истоориографии. И хочу сказать что я не согласен авторами по некоторым вопросам. ДА в плане методолигии они безупречны но как вы подметили у них на все аллергия на казахское. Они складывают все в одну корзину или кучу. наприм ер та же Ерофеева упоминуя о батырах привела в пример Карасая как явного вымышленного персонажа, но и в тот же момент в эту же категорию записала Богенбая и Кабанбая.Она даЖЕ не удосижалась проверить все источники,материалЫ оБ этих славных личностях.

Для нее они все вымышленные персонажи казахских сказок. Если вы видете проблему в данном ракурсе то я с вами полностью согласен.

Но также я категорически против Елдибайцев и книги-фальсификации Қазыбека Тауасарұлы "Тұп-тұқияннан өзіме шейін"

С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они складывают все в одну корзину или кучу. наприм ер та же Ерофеева упоминуя о батырах привела в пример Карасая как явного вымышленного персонажа, но и в тот же момент в эту же категорию записала Богенбая и Кабанбая.Она даЖЕ не удосижалась проверить все источники,материалЫ оБ этих славных личностях.

Дело в том что Богенбаев было несколько, тот который возглавил ополчение в 1710 это Бокенбай вроде табын, а канжигалы вышел позже. Кажеться еще один Бокенбай был, а в советское время всех их смешали в одного человека.

Насчет Кабанбая не читал, что там было?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело в том что Богенбаев было несколько, тот который возглавил ополчение в 1710 это Бокенбай вроде табын, а канжигалы вышел позже. Кажеться еще один Бокенбай был, а в советское время всех их смешали в одного человека.

Насчет Кабанбая не читал, что там было?

Мое мнение, что канжыгалы Богембай батыр не мог быть позже других нескольких по той лишь причине, что казахи его всегда называют карт Богембай батыр, что означает, когда происходили основные легендарные события с джунгарами он был картом - стариком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дұшпан күлдіріп айтады, дос жылатып атады.

А что еще делать если на твоих глазах прямо глупо фальсфицируют историческую науку, не признавая никакие минимальные методолигические основы науки!

Пусть лучше узнают от нас все эти перепитии чем от других источников. И будут знать что есть несогласные с этими вымыслами.

Сайт та для чего открыт: для диалога и обмена информацией.

Наоборот выдумывать всякие небылицы это и есть оскорбление памяти народа. Чем возвеличивать лже исторических личностей аля-Карасай , лучше бы хоть официально почтили память тому же Кокжал Бараку и Басентиин Малайсары.

Но у нас к сожаление до сих пор трайбализм еще в силе.

Вы правы, но я для этого специально и подчеркнул, что надо все это оспаривать внутри страны, а не делать из самих себя посмещище в глазах других. Все равно никто нас не поймет лучше чем мы сами, это вечная истина. Сор из избы выносить нехорошо не только у русских.

Все свернули вопрос чисто на фольк, но я ведь поднял вопрос совсем в другом ракурсе.

Скажу коротко и просто: сайт не для того открыт, чтобы мы - казахи высмеивали на нем своих сограждан. Не должно иметь значения про кого и про что: Елдибай, Таусар, Етикбай, Казакбай или Назарбай.

Даже в международном праве есть принцип невмешательства во внутренние дела других государств, а здесь, благодаря нам самим же, пожалуйста, любой может измываться как хочет, благо им подкидывают пищу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорош смеяться над своими же братьями, что означает смеяться над собой, это одно и то же.

Нигде на форуме ни у одного из народов не видел публичного самоуничижения своего народа напоказ другим.

Это нехорошее явление.

Да, есть такие случаи, как и везде и у всех, никто не будет отрицать.

Но если есть что писать, мой совет Вам, агайындар, пишите во внутреннем обзоре страны, пожалуйста опровергайте, приводите контраргументы и т.д.

Но здесь то зачем? Что этим хотите показать миру? Показаться лично справедливым, но во вред народу? И как это можно называть?

Тем более в такой сомнительной теме, а главное такой темы нет ни про какой другой народ, только про казахов. Не заметили?

Написал бы еще много, но воздержусь пока.

:lol::lol::lol:

Право, совсем как дети, эти фолькс-хисторики. Наши фолькс-хисторики, когда смеешься, вместо того, чтобы начать "защищать официоз" и опровергать их "истины", просто обиженно замолкают, а казахстанские - еще более непосредственнее, начинают наезжать за это. :)

Говорят же «Мен урлык истегенде, ай жарык болды», это наверное сказано про всех Казахов. Все кому не лень, поносят Казахов. Вообще, я порой поражаюсь, когда наши гены проснуться, неужели не можем узды правления взят в свои руки?

С нас и фильма про Бората достаточно, я думал мы уже насмеялись вдоволь над собой. Бесит тут один человек, который чувствуя свою безнаказанность все режет и оскорбляет. Хочется не заходить, но интерес к истории берет верх. Просто на данный момент я не вижу какой-нибудь другой исторический форум, который лучше был бы Евразики.

:lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело в том что Богенбаев было несколько, тот который возглавил ополчение в 1710 это Бокенбай вроде табын, а канжигалы вышел позже. Кажеться еще один Бокенбай был, а в советское время всех их смешали в одного человека.

Насчет Кабанбая не читал, что там было?

Масанов Н.Э. И др.

Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана. Алтматы, 2007. 296 с

та

стр 214-215

Одни и те же восхваления или, напротив,порицания применяются к батыру Богенбаю и батыру Кабанбаю, и к батырам Жанибеку,Есету,Карасаю и т.д Спектр индивидуальных характеристик и определений оказался настолько скудным и однообразным, что и казахстанская общественность, и .....

Сканера под рукой нету. и дальше она продолжила в духе что творческая интеллегенция изза таких скудных материалов стала в тупике и ничего достойного не смогла

написать из художественно исторических произведений. Одним словом вдохновляющие образов не могут создать ,хотя и заметила что историческая реальность дореволюционного Казахстана богата выдающимися личностями

Да один роман-дилогия "Дарабоз" Кабдеш Жумадилова все пополочкам расставил. Просто из-за ряда причин его не афишируют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Kalpana Sahni "Crucifying the Orient - Russian Orientalism and the Colonization of Caucasus and Central Asia" - White Orchard Press, Bangkok, Thailand; The Institute for Comparative Research in Human Culture, Oslo, first published 1997

(Перевод с английского - мой, А.)

с.214

ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ

Недавняя карикатура в газете "Москоу Ньюс" показывает мальчика на экзамене по истории. Он спрашивает своего преподавателя: "Как я должен отвечать - согласно учебникам или как это было нас самом деле?" Учебники истории были изъяты из средних школ в 1988 г., и историк Юрий Афанасьев заявил в газете "Известия", что в этих учебниках не было ни единой страницы без фальсификаций. Белые пятна и дезинформация в советской историографии принесли непоправимый ущерб человеческой душе через ее систематическую манипуляцию в течение почти столетия. Распространение неправды активно выдвигалось и объяснялось посредством "данных" и предполагаемой объективности научного марксистского историзма. Сегодня и русские и нерусские винят историков, которые, как они считают, были превращены в служанок режима. Советское государство рассматривало историю в качестве политики управления прошлым, и знало, что тот, кто управляет прошлым, также управляет и будущим. Историография, подобно любому другому аспекту советской действительности, использовалась для формирования общества. Она была превращена в руках государства в марионетку, распространяющую неправду, и приспосабливающуюся к изменяющемуся поведению партийных боссов.

Кроме того, историография функционировала на различных уровнях. Распространение информации о Востоке осуществлялось прежде всего через школьную и университетскую программы - это мощное средство для формирования отношения народов. Вторым важным каналом информации были СМИ - средства массовой информации. И наконец, были институты, где проводились исследовательские работы по изучению регионов. Все они были подчинены политике и директивам государства.

Для того чтобы исследовать русскую историографию Других, чтобы увидеть, как было, и если было переоценено прошлое, и посмотреть на борьбу за свободу Кавказских и Центрально-Азиатских народов, нам необходимо посмотреть не далее чем на советский подход к колониальной политике царского режима и последующего создания СССР. Переоценка истории, даже согласно их собственным ученым-востоковедам типа Бартольда, который являлся альтернативным источником, подразумевала бы свежую оценку связей России с востоком, югом и западом. Это означало бы отбрасывание стереотипа "отсталого Востока". Это противоречило лозунгам большевиков о культурном превосходстве России, её экономического прогресса, её миссии как носителя огня цивилизации. Присущий (inherent) русский великодержавный шовинизм не давал никакого места для таких переоценок, тем более из-за экспансионистской политики Советского правительства на заново аннексированных территориях.

Иерархия человеческих обществ явно видна в марксизме, уровень развитости которых определяется по уровню материального производства. Это является основой советской историографии, и никогда не бывало никакого отклонения от этой линии. Дебаты среди советских историков ограничивались подходом к царским колониальным методам. В 1920-х и 1930-х гг. Покровский и его последователи брали за основу принцип Маркса разоблачения хищного характера колониализма, безжалостного характера аннексии превосходящей в военном отношении властью. Эксплуатационный аспект колониальных методов был таким образом подтвержден, и борьба за свободу колонизируемых поддерживалась. Как следствие, нерусским историкам в тот момент было позволено представлять их собственную альтернативную точку зрения на царский колониализм в своих регионах.

Позднее, вслед за истреблением, геноцидом и депортациями, поддерживаемый государством русский шовинизм дал новый взгляд на русский колониализм. Сталин представил на обсуждение линию о русском завоевании, являющимся "меньшим злом" по отношению к абсолютному злу. И историография были призвана найти подходящее теоретическое оправдание этой новой линии партии. Дебаты среди историков происходили следующим образом: русская экспансионистская политика не была агрессивна, а скорее охраняла русские интересы; захваченные народы вошли в контакт с более высокой культурой (Е.В.Тарле); государство и народы были неотделимы, и единство Советского государства простиралось на историю всех времен (Б.Д. Греков и Е.В. Тарле); малые нации не имели никаких перспектив независимого существования и были обречены на покорение их более мощными соседями (фашистская линия аргументации, которой следует, среди других, А. В. Ефимов). Из этого вытекало, что русская колонизация была меньшим злом, чем аннексия этих регионов Турцией, Персией или Англией. Русская колонизация, безотносительно ее недостатков, показывалась как мягкая и прогрессивная, а колонизируемые народы якобы охотно искали русскую "защиту". Тарле дошел до того, что заявил, что диалектика требует того, что история страны должна изучаться и исследоваться с точки зрения 1944 года. 57

Рычаги контроля над нерусскими, которые были ослаблены в начальном послереволюционном периоде из-за политической целесообразности, теперь были постоянно напряжены. С этого момента никто, кроме русских не мог хвастать своим прошлым...

http://www.rupoint.co.uk/showthread.php?t=28740

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Калибек Данияров. История гуннов. Лев Гумилев и его ненависть к тюркам

Мною в данной книге использованы переводы о гуннах из китайских хроник, но не использованы мнения Л. Гумилева о гуннах, по­скольку как исследователь я имею собственное мнение о событиях описанных в китайских хрониках. Л. Гумилев выполнил огромную работу систематизировав сведения, связанные с историей гуннов из китайских первоисточ­ников. За это мы все должны быть ему весьма и весьма благодарны. Однако мнение Л. Гумилева, к какому этносу относились гунны и о происхождении тюрок, явно не схо­дятся с моими выводами по данному вопросу. Они мож­но сказать диаметрально противоположны. Лев Гумилев в своих комментариях упорно отрицает, что тюрки и гун­ны это один этнос, что тюрки являются наследниками гуннов. Л. Гумилев> несмотря на всю очевидность того, что гунны говорили на тюркском языке, отрицает это и оставляет этот вопрос открытым, и вообще отрицает, что тюркская группа народов существует и объявляет тюрков народами перешедшими на язык одного из этих народов и не более. Однако среди десятков ученых, исследовав­ших историю гуннов и сотен известных ученых-тюрколо­гов о таком мнении читаем только в книгах Л. Гумилева, как-то: “Предгорья монгольского Алтая, куда попали бег­лецы, были населены племенами, происходившими от хуннов и говорившими на тюркских языках. С этими або­ригенами слились дружинники князя Ашина (Алшына – в настоящее время это крупный казахский род – К.Д.) и наделили их именем тюрк или тюркут”. ! Здесь явная не­увязка. Когда пришли дружинники князя Ашина, мест­ные племена, говорившие на тюркском языке ассимили­ровали дружину князя Ашина. Следовательно, они были многочисленны, иначе как бы князь Ангин со своей дружиной был поглощен этими племенами и перешел на их язык. Раз это так, то как же они не имели названия. Ведь далее Л. Гумилев пишет: “С этими аборигенами слились дружинники князя Ашина и наделили их именем “тюрк”, или “тюркут”… Арабы называли тюрками всех кочевни­ков Средней и Центральной Азии без учета языка. Рашид-ад-Дин начал различать тюрок и монголов, очевид­но по языковому признаку, а в настоящее время “тюрк” -это исключительно лингвистическое понятие, без учета этнографии и даже происхождения, так как некоторые тюркоязычные народы усвоили тюркский язык при об­щении с соседями. При таком разнобое в употреблении термина “тюрк” необходимо внести уточнение. Тот на­род, история которого описывается в настоящей книге, мы будем называть тюркутами во избежание путаницы, так как называли их жужани и китайцы”.

Да, ничего не скажешь, отрицание целой группы наро­дов, признаной в мировой истории обоснованно весьма и весьма нелогично:

1. Впервые в истории тюркологии Л. Гумилев вводит термин “тюркоязычные народы” вместо термина ” тюрк­ские народы”.

2. По Л. Гумилеву название тюрк понятие только лин­гвистическое (языковое), без учета этнографии и даже происхождения.

3. Китайцы и жужани называют тюрков по другому “тюркутами” и дальше в книге он тюрков называет толь­ко так. При этом Л. Гумилев сам называет народ “Хань”, по другому “китайцы”.

Славяне называют Мадьяров венграми. И такого в ис­тории народов великое множество, и из-за того, что ки­тайцы называют тюрков тюркутами разве можно произвольно менять название целой группы народов. Кстати, китайцы казахов называют хасак, а кыргызов бурутами.

Утверждая, что название тюрк это понятие только лин­гвистическое (языковое) без учета этнографии и даже происхождения, Л. Гумилев отказывает в этническом род­стве по происхождению между всеми тюркскими народа­ми: казахов с турками, татарами, узбеками, башкирами, кыргызами, туркменами, уйгурами и др.

gumilev15

Таким образом, по Л. Гумилеву нет такой группы наро­дов как “тюркские народы”, а есть лишь тюркоязычная группа народов, не имеющих между собой никаких род­ственных связей. Но тогда можно также можно голословно утверж­дать, что нет славянских, германских и др. групп наро­дов, а есть только славяноязычные, германоязычные на­роды, связанные между собой только по языковому прин­ципу. Дальнейшее исследование трудов Л. Гумилева по­казывает его полную антипатию к тюркам. Все труды Л. Гумилева практически посвящены только одному – обез­личить тюркские народы/ исказить их историю и лишить их исторического прошлого. Л. Гумилеву противно и не­выносимо само слово “тюрки”, он в своей книге называет тюрков тюркутами, хотя книгу он озаглавил “Древние тюр­ки” сделав, вывеску одной, а содержание книги другой. Неприязнью к тюркам пронизана вся его книга, как-то:

1. В книге “Хунну” несмотря на то, что абсолютно все историки, исследовавшие историю гуннов считают гун­нов тюрками, кроме Лигетти, занявшего нейтральную позицию в отношении принадлежности языка гуннов к тюркскому языку из-за незнания данного языка, Л. Гу­милев, ссылаясь именно на Лигетти, пишет, что язык гун­нов не тюркский.

2. В книге “Хунну” Л. Гумилев без всяких научных обоснований, не используя никаких первоисточников или археологических раскопок пишет, что хунну слившись с угорами стали называться гуннами. 1

Это делается для того, чтобы лишить тюрков их исто­рических корней и исторического прошлого, а также для обоснования его фальсификации об отсутствии между современными тюркскими народами (турками, казахами, татарами, узбеками, башкирами, туркменами, кыргызами и др.) родственных связей, и что есть лишь языковая связь, общность языка аналогично многочисленным на­родам Южной Америки, передших после их колонизации Испанией на испанский язык и ставших испаноязычными народами.

3. Данную свою версию Л. Гумилев активно проталки­вает и далее в книге “Древние тюрки”: “Западный поход возглавил Истеми (Істемі – чисто тюркское имя – К.Д.) -каган, младший брат Бумына (чисто казахское имя – К.Д.). Истеми (Істемі) – каган еще раньше сопутствовал Бумыну и командовал десятью вождями, очевидно племенными; скорее всего они были предводителями североалтайских племен угорского происхождения. Их потомками ныне отуреченными являются шорцы, кумандинцы, лебединцы и др. Не случайно имя Истеми (Істемі) – кагана не тюркское, а угорское и является названием духа-предка. Китайцы определяли численность его войск в 100 тысяч человек”.2

Таким образом, один из самых известных каганов тюрк­ского каганата Истеми (Істемі) объявлен Л. Гумилевым не тюрком, а угором, а его народ не тюркским, а угорс­ким, которых каким-то образом ассимилировали не су­ществующие по Гумилеву тюрки. Имя Истеми (Істемі) распространено у тюркских народов и в настоящее время,

а имя Бумын (Бомын) распространено у казахов и имеет­ся у многих современных тюркских народов. Само слово каган-хан имелось и имеется только у тюркских народов и не было, и нет у всех других народов. Кроме того, ни­кем еще не доказано, что уторы когда-то проживали на северном Алтае, там с древнейших времен проживали тюркские народы. Угоры сами по себе народ весьма ма­лочисленный, численность их, в основном, проживаю­щих в России (Мордва и др.) не превышает 400 тысяч человек, а в древние времена численность угоров была столь мала, что они не представляли собой никакой силы. Армию в 100 тысяч человек могли выставить только тюр­ки. Такой попытки исказить и фальсифицировать исто­рию целой группы народов – тюрков в истории не делал никто кроме Л. Гумилева. Далее в книге Л. Гумилева “Древние тюрки” не встречается слово тюрк, а пишется выдуманное им название тюркуты. Да, ненависть к кому-либо слепа и лишает здравого смысла не только рядовых людей, но и крупных ученых, каким является Л. Гумилев и толкает их на путь далекий от истины и науки. Назва­ние тюркуты, выдуманное Л. Гумилевым не совсем удач­ное его творение и в лучшем случае может означать ка­кой-то мелкий, незначительный род (племя) и не более, однако вся данная книга Л. Гумилева пестрит этим сло­вом: “На северных берегах Аральского моря тюркуты на­толкнулись на сопротивление племени Хуни”. 1

“Тюркуты не перешли Волгу и ограничились подчине­нием Приуральских степей” 2 и т.д. и т.п.

Вся книга Л. Гумилева “Древние тюрки” обозначена на­званием народа “тюркуты” и ни на одной странице ее не встречается название этноса “тюрк”. Должен признаться. Исследование книги Л. Гумилева, на поиски которой я потратил не один год и достал ее с большим трудом в Москве, повергло меня в шоковое состояние. Я был под­линным сторонником Л. Гумилева в течение многих лет и мне совсем нелегко далось опровержение столь разрекла­мированного “тюрколога”, представление о котором сло­жилось, в основном, по статьям казахстанских историков в журналах и газетах. Но такова реальность, от которой никто еще не ушел, и которую никто еще не победил. В науке все должно исследоваться. Писать историю полага­ясь только на труды и книги авторитетов является бес­смысленным, особенно в исторической науке, поскольку с течением времени находятся все новые и новые факты и первоисточники, которых не было еще 5-10 лет назад, появляются новые научные открытия и гипотезы и даже целые течения в науке, в том числе, и исторической.

Книга Л. Гумилева “Древние тюрки”, совершенно не приемлема для науки “тюркология” в силу своей необъек­тивности и фальсификации. Несколько слов об угорах. В мире нет чисто угорского языка, а есть финско-угорский язык. С полной уверенностью к угорам можно отнести только мордву. И финны и мордва восточнее Урала ни­когда не проживали. В мадьярском (венгерском) языке очень много угорских слов, но в данном языке есть и много тюркских, и немецких слов. Мадьярский язык со­стоит из смеси трех языков – угорского, тюркского и не­мецкого. То, что в мадьярском языке много угорских слов это не означает, что мадьяры принадлежат к угорам. В казахском крупном роде Кыпшак имеется подрод “Мадь­яр” проживающий в Костанайской области. В любом слу­чае угоры из-за своей малочисленности никакого влия­ния на формирование тюрков не оказали и не могли ока­зать. Особняком среди всех исследователей истории гуннов стоит великий ученый К.А. Иностранцев, считавший, что основой, краеугольным камнем любого научного труда, особенно в истории, является честность и благоразумие. К.А. Иностранцев оставил бесценные научные исследо­вания, которые сознательно скрывались от научных кру­гов и только после падения СССР его труды попали в библиотеки. Искусственно выдуманный пантюркизм имел глубокую политическую подоплеку. В бывшем СССР про­живали крупные тюркские народы: казахи, узбеки, азер­байджанцы, башкиры, туркмены, татары, киргизы, а так­же небольшие по численности тюркские народы: кара­калпаки, чуваши, тувинцы, хакасы, якуты, карачаи, бал­кары, кумыки, уйгуры. Численность тюрков составляла около 25% населения бывшего СССР. Кроме того, тюрк­ские народы занимали обширные, экономически значи­мые территории, что вызывало опасения у бывшей импе­рии, что “тюрки” могут стать трудной проблемой в импе­рии. Для подавления национальных движений среди “тюр­ков” и был введен термин “пантюркизм”. После введе­ния термина “пантюркизм” все тюркское безжалостно подавлялось и преследовалось. В связи с этим Чингисхан был объявлен монголом, а его государство монгольским. Героический эпос “Чингисхан” был объявлен “Сокровен­ным сказанием монголов”.

В такой обстановке К.А. Иностранцев был предан заб­вению, а его труды изъяты и отправлены в тайники.

На исторической арене появились историки не выхо­дившие за установки империи и некоторые ударившиеся в ничем не прикрытый шовинизм: академики Рыбаков, Гре­ков. Историки Малов, Гумилев, Бартольд, Кляшторный и другие, чьи “труды” и составили основу “Истории СССР”.

Однако правда непобедима и труды К.А. Иностранцева в настоящее время доступны для общей человеческой цивилизации и ими можно пользоваться. Но­вая, демократическая Россия открыла большое количе­ство своих ранее тайных архивов и среди них научные труды В.Т. Тизенгаузена, К.А. Иностранцева и других.

http://www.altyn-orda.kz/library/kalibek-daniyarov-istoriya-gunnov-lev-gumilev-i-ego-nenavist-k-tyurkam/

Забавно, что Калибек Данияров потратил несколько лет, чтобы в Москве отыскать книгу Гумилева "Древние тюрки"! Прекрасно, по моему!! Вот кому бы совет про библиотеку помог сэкономить время!!! :P

Сайт создан при поддержке «Президентского фонда развития государственного языка», кстати.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Калибек Данияров. История гуннов. Лев Гумилев и его ненависть к тюркам

Супержесть от зубра Фольк-хистори.

он наверное Таскина и Кляшторного не читал вообще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Супержесть от зубра Фольк-хистори.

он наверное Таскина и Кляшторного не читал вообще.

Супержесть будет, когда он начнет опровергать самого себя раннего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто опровергать Гумилев? :o

Мдам. Мы о Даниярове вообще то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что там собсна не нравиться вам. Какие данные не верны?

Не верными могут те данные, которые наличествуют. А если они не наличествуют, то неверными они априори быть не могут. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.centrasia...p?st=1275889260

Узбекский ответ зарождающемуся казахскому "империализму". "Мы братья, а вот русские - ваши колонизаторы и фальсификаторы вашей истории", "вы не потомки Чингисхана" и прочее.

Поэтому, казахский фолькхисторизм - своего рода ответ на фальсификации как советского периода, так и на фальсификации современные - российские и узбекские уже. Перегибов у фольхисториков хватает, многое полный бред, но стричь всех под одну гребенку не стоит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Оффтоп и троллинг JALAIR скрыт.

Обновление: высказывание JALAIR открыто админом после редактирования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Злая статья по методологии истории и популяционной генетики:

http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/54

Не про казахстанское фольк-хистори но в общем про фольк-хистори

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Спасибо АксКерБорж, переношу отсюда его перевод книги

Ислам Қабышұлы. Тұран әлемі. Түркі-моңғол халықтыраның тарихы (Туранский Мир. История тюрко-монгольских народов). Алматы: Санат, 2007. С.109-148.

Справка: И.Қабышұлы - монгольский тюрколог, монголовед, академик НАН Монголии, доктор исторических наук, профессор, автор ряда работ по истории тюрко-монгольских народов.

Глава V. Государство кереев (извлечения, перевод текста мой, ссылки на ССМ мной не указаны):

…Кереи известны со времен Сяньби, об этом писал известный исследователь Алькей Хаканулы Маргулан. Сяньби на самом деле только название местности, гор. Эти горы и горы Ухуань населяли хунны в период своего поражения и откочевки. Об этом гласит и история Монголии. Кереи зафиксированы в китайских и персидских хрониках как одно из племен сяньбийцев. Они были коневодами, так писали о них иранцы. В те времена названия монгол еще не было. В те времена на западе кочевали кыпшаки, уйсуни и канлы, которые были известны в литературе издавна.

Если остановиться на истории казахских племен Керей, Найман, то последние получили свое название от реки Секиз (восемь), что по-монгольски звучит как найман. О том, что была река с названием Секиз и от нее найманы получили свое название прямо говорится в истории Монголии, об этом утверждают японские и китайские исследователи.

Но откуда произошло название Керей? Племя длительное время обитало по реке Керелену (Хэрлэн), отсюда и их сокращенное название – керейлер.

Отдельного труда о кереях нет. В Казахстане о кереях писали академик Алькей Маргулан, Сабит и Марат Мукановы, больше никто. Все другие писали о кереях лишь вскользь, что мол они вместе с найманами после поражения от Чингизхана переселились на земли нынешнего Казахстана. Одни исследователи считают, что они были монголами и позже отюречились, другие наоборот.

Последние лингвистические исследования доказали и оставили без сомнений вопрос о тюркоязычности кереев и найманов 12-13 веков.

О чем даже говорить, если события связанные с кереями в Монголии и в Казахстане рассматривались только неразрывно с «Тайной историей» (АКБ: далее – ССМ) и летописями Рашид ад-Дина (АКБ: далее – РАД), дальше них никто не следовал.

Если кереи казахизированные монголы, то какими документами это обосновывается? Где их потомки? Или где сведения о том, что они казахское племя? Причем никто до сих пор не учитывал самого главного, что потомки кереев до сих пор являются казахским племенем.

Да, в те времена они кочевали далеко от нынешних своих земель, по Орхону, Туле, Керелену. Такие народы, находящиеся на самых окраинах, русские к примеру именовали «украинцами» (окраина), монголы «захчинами», «захыг барьсан».

Тем самым, мы на основе казахских, монгольских родословных и других сведений и документов, постараемся доказать, что кереи - это древнее казахское племя, а не тюркизированные монголы.

В истории Монголии кереи упоминаются вскользь и только в связи с событиями, предшествовавшими бурному 13 веку: «Они были многочисленными и могущественными. Имели кочевья по склонам Хангая, Хэнтэя, на Орхоне и Туле. На западе они граничили с найманами, кочевавшими между Алтаем и Хангаем, с которыми иногда конфликтовали, но чаще жили мирно. Кереи были распространителями культуры, поэтому при создании Монгольской империи из их среды вышли писатели и служащие (бичээч)».

Пока что в истории Монголии о племенах кереев и найманов написано только так и не больше. Мы же исследовали обширные материалы и сведения о них и китайских и персидских источников.

На каком языке говорили кереи?

Безусловно, на тюркском! Если другие племена тех эпох: саки, хунны, уйсуни, кыпшаки, канлы, были тюркоязычными, то несомненна и тюркоязычность близких к ним и соседствовавших с ними аргынов, найманов, кыргызов и др. племен. Тому доказательство найденные в местах их массового обитания кыргызские, орхонские и таласские рунические письмена, а также текст ССМ в отношении кереев (анализ которого дан в конце данной главы). Все государственно-племенные объединения и родо-племена, населявшие географическую среду так называемого «андроновского типа» говорили на тюркском языке: скифы, саки, хунны. До появления этнонима тюрк все они назывались общим именем сак, начиная с 7 века получило распространение название тюрк (М.Ахинжанов).

Дальние предки кереев происходят от карасукцев, которым был присущ свой антропологический тип, также как и кыргызы, кыпшаки, аргыны, найманы, монголы, алтайцы. Образцы карасукской культуры впервые были обнаружены в Автономной области Хакасия в селе Бятен на берегу реки Карасу, по имени которой однотипные археологические находки были названы карасукской культурой. Близкородственная ей, тоже скотоводческая, Бегазы-Дандыбаевская культура. Судя по некоторым сведениям, аргыны и кереи являются потомками одних из тех, кто оставил наследие тагорцев, мейамиров, пазырыков.

До 12 века в государство кереев входило 8 аймаков: керей, жиркин, конкай, сакай, тумау, албат, тунхай, кыркун.

Столицей государства был город на месте современного Улан-Баатара – Би Төбе (ныне Төр хурах) на юго-восточном склоне горы Хан Тәңірі (ныне Боғда или гора Чойболсана). Монгольский историк академик Б.Ренцен называл местность, где сейчас располагается Улаан-Баатар летней стоянкой (ордой) керейского Тугрул хана (АКБ: у автора – Торы). В последнее время монгольские историки при написании истории своей столицы Улаан-Баатара уже не скрывают этого и прямо пишут, что раньше он был столицей государства кереев.

Кереи в 9-13 веках занимали огромное пространство: Яг, Убган (ныне Заг, Завхан аймаки), Тоғлы (Туул), Сэлэнгэ, пустыня Гоби (Говь) и леса Хангая. На западе граничили с найманами, населявшими горные склоны и равнины Южного Алтая, на севере это густые леса и склоны Хангая, на юге граничили с меркитами, на востоке в местностях полупустынь граничили с монголами. В середине 12 века летними пастбищами (кочевками) Тугрул хана были урочища под названиями: Талан-Гусэу, Дабан, Науыр. Зимовки находились на реке Өткел, в урочищах Орман-күрке, Том, Барау, Тахта, Қамысты, Өткел-Құлын (возможно что и Құлын-Өткел), Жалауыр, Құланды. Правое крыло войска (АКБ: улуса) Тугрул хана расселялось в местах Тұл сұлтан и Жан сұлтан, а левое крыло в местностях Илат, Тарат, Айше, Өтеген (АКБ: Отюкенская чернь), Урут, Ийелет, Терлікті. Все это древняя земля кереев. Другими словами древняя родина кереев это современные горные и полупустынные земли трех аймаков Монголии: Арханғай, Өвөрханғай, Сэлэнгэ, Төв (центр), Кеңді. Названия рек, озер, древних захоронений, обо на вершинах гор в этих местах – все они имеют до сих пор казахские названия. Так, местность с богатыми залежами руды (кен) называется Кендітау, местность богатая водой – Көпсулы, топонимы сохранившиеся со времен до 13 века.

Если кереям удалось справиться с экспансией кыргызов с Енисея и прогнать их, то при экспансии киданей кереи потерпели большой урон. Но несмотря на 300 летнюю зависимость от киданей и несмотря на частичный экономический упадок, кереям именно в этот период удалось создать одно из крупнейших государств в этом регионе.

Кереи были в ядре кок-тюркского эля, который сам был одним из племен тюркского народа. Коктюрков никто не называл страной коневодов, тогда как кереев китайские исторические хроники империи Ляо именуют искуссными коневодами.

Если кереи, найманы, меркиты, коныраты, жалаиры по сути неотделимая часть тюркских народов, то монголы и татары развивались от них несколько изолированно. На них большее влияние оказали Китай и Тибет, которые оказали большое влияние и привели к разрыву их от тюркских корней. К примеру также, как на древние казахские племена оказали влияние монголы, то на уйсуней, канлы и кыпшаков влияние оказывали Евпропа и Средняя Азия. Такие процессы не чужды этногенезу любого народа.

Ни для кого не секрет, что с древних времен различия в языке, в культуре, в обычаях казахов почти незаметны. Основной базой для языка послужил кыпшакский язык, от которого не сильно отличался и язык племен Среднего жуза, которые говорят им с хунских времен. Закономерно и то, что на язык кереев, найманов, коныратов, меркитов и жалаиров оказал влияние монгольский язык, который сам одновременно подвергся влиянию тюркского через указанные племена.

В 11-12 веках государство кереев согласно древним традициям имело деление на правое крыло, левое крыло и центр.

До Тугрулхана правители кереев именовались сохранившимся до наших в казахском языке словом Буюрук. Первым Буюрук ханом кереев был Маркус, о нем в восхвалительном тоне писали китайские хроники. После изгнания кыргызов и киданей Маркус воевал с неспокойными соседями татарами, победы были переменными. Татары в тот период были под властью Империи Цзинь. В одной из битв Маркус был схвачен татарами и казнен. У него было два сыны, старший Куршакус и младший Гурхан. В начале 12 века ими правил Сары хан.

После ряда поражений от татар кереи были вынуждены оставить свою древнюю ставку (столицу) на Би Тобе (рядом с современным Улаанбаатаром) и переселиться ближке к своим братьям, к найманам. Сары хан достигнув местности Бекініс в низовьях Орхона получив подкрепление от найманов стал, проведя военную подготовку сил и собрав воедино 3 части своего войска объявил о войне против татар, но татары узнав о планах Сары хана опередили и сумели разгромить кереев. Об этом пишут как китайские хроники, так и персидские. Сохранились слова Тәрбие - снохи (жены старшего брата Сары хана) обращенные Сары хану, что мы разгневили духов предков, хан перестал думать о своем народе, бросил свой народ на растерзание татарам, отсюда и наши поражения. Сары хан вновь собрал значительные силы, которому на этот раз помог другой керейский хан Хажар и опять же найманы. В этом решающем сражении Сары хан одержал победу над татарами и освободил плененных Куршакуса, еще сына малого Тогрула и его мать Илма хатун, с которыми остался и смотритель-татар Елжидай. После обретения независимости кереи перенесли свою ханскую орду в долину реки Орхон. После Сары хана кереями правил Куршакус. Кроме его сына от старшей жены Тугрула, были и другие сыновья. В первой половине 12 века государство кереев достигло своего расцвета. Куршакус именовался буюрук ханом, а между его детьми стали возникать опять раздоры. Сам Куршакус возглавлял центральное крыло войска и закрепился в Орда-Балыке (на Орхоне), младшего брата Гурхана и старшего сына Тугрула направил управлять кара-кыргызами, частью енисейских кыргызов в краю Яг-Явган (Заг-Завхан). Других сыновей тайшей Юла Магыза и Тай-Теміра направил управлять народами в земле Қарғас-Бургус. Таким образом поделив государство на три крыла Куршакус буюрук хан сказал: "...Егер бұлар бірге тұрса – тебіседі, алыс жүрсе – кісінеседі..." (букв: Если они будут рядом – будут лягаться как лошади, будут далеко друг от друга – только ржать. В перен: Если будут рядом - будут враждовать, будут вдалеке – не смогут).

При Куршакус буюрук хане государство кереев жило в мире увеличивая и укрепляя свои территории. После смерти Куршакуса его дети Тай-Темір и Бұқа-Темір посадили на ханский престол своего брата Тугрула (середина 12 века).

Огромная страна кереев от реки Тулы (Туул) до горы Хасагт-хайрхан в аймаке Завхан (до сегодняшнего дня гора называются казахской) раскололась из-за внутренних раздоров и междоусобиц в середине 12 века на два ханства. Этим не приминули воспользоваться набирающие в то время силу их соседи на северо-востоке – татары и соседи на востоке – монголы.

В родословной «Шыңғысхан ұлағаты» упоминаются поэтичное и философское обращение Сәуегей әже-Наймалжын к Тугрул хану кереев, в которых отчетливо предупреждается, что если не устранишь раздоров и двоевласти, то погибнешь сам и погибнет государство, народ кереев:

... Құдайдың күні екеу болса

Құдықтың суы құрыр еді,

Құдіреті жүрсе қос ханның

Құртпай тынбас халқын...

Если б на небе было два солнца

Колодцы лишились бы воды,

Если в государстве правят два хана

Народ ожидает неминуемая погибель

Об этом же говорил найманский Иналша: «Что они, кереи, дразнят своих восточных соседей – шолтаңдаған (АКБ: малочисленных, малых?) монголов?».

Услышав об этом младший сын Маркуса Гурхан, воссевший на ханский престол Кара-Китая направил к своему племяннику Тугрулу послов с войском с посланием: «Зачем разоряешь народ, зачем устроил раздоры и кровопролития между братьями? Следовало бы лучше тебе самомму погибнуть».

Тугрул взяв с собой сотню воинов направился к Есукей батыру как к давнему знакомому кереев. На берегу Тулы в лесной чаще Түнек Тугрул и Есукей зарезали в жертву жеребца и выпив ант поклялись друг другу в вечном братстве и стали андами. После чего они совместно отразили войско Гурхана и вернули ханство Тугрулу. О давних дружественных и добрососедских отношениях кереев и монголов говорят многие родословные и исторические хроники. Это не первый случай официального оформления дружбы и согласия между ними. В истории Монголии в частности отмечается, что еще керейский Сары хан называл монголов «түүс» (родственники, бауырларым – младшие братья) и призывал быть осторожнее впредь с обоюдными браками. Отсюда и сохранившаяся поговорка, что казахи - старший брат (аға), монголы - младшие братья (бауыр, кіші ел), а кыргызы – самы младший в семье (кенже). Все исторические хроники, родословные, литература и другие источники прямо указывают нам на то, что монголы ближе всех к казахам, а среди казахов ближе всего к кереям. Даже РАД прямо писал, что монголы помогли кереям в битве Сары хана с татарами. Кроме того известна большая дружба керейского Гурхана с сыном монгольского Амбагая Каданом тайши.

Несмотря на дружественные отношения с восточным соседом – найманами и восточным соседом – монголами, кереи не могли оправиться от набегов исконных своих врагов татаров и тангусткого государства Ся. К тому же керейский улус при Тугрул хане и его младшем брате Ерке-Қара раскололся на два ханства, что привело к социальному и политическому кризису накануне самого возвышения монголов.

Дальше поговорим о том, как кереи стали всячески возвышать сына Есукея Темірші.

ССМ является изложением истории предков Чингизхана и истории его завоеваний, вместе с тем оно ценно тем, что оно полно описывает историю древних казахских племен, в то время проживавших по соседству с монголами на монгольской земле:

«...На охоте Есукей батыр увидел парня-меркита Чиледу, который вез невесту. Девушка была настолько красива, что Есукей решился отобрать ее. Невесту звали Әуелім (Өэлүн) и была она из одного коныратских родов. В свое время Есукей батыр пленил двух татарских батыров Темірші и Қарабұқа, именем первого из которых назвал своего родившегося сына. Когда Темірші было 9 лет он повез сватать его к родне Әуелім. В местности Жолай Шошақ они повтречали коныратского Тай шешена, который молвил: Мы, коныраты никогда не зарились на чужую землю или чужое имущество, даже чужих невест не отбирали. Но зато наши девушки у всех ценятся благодаря детям наших дочерей (жиен) в чужих племенах. Сказав эти слова он согласился сосватать свою дочь Бөрте за Темірші...»

Обычай свататься и жениться на родственников матери (нағашы) сохранился у казахов до наших дней. Монголы этой традиции не придерживаются. Потомки меркитов и коныратов живут и процветают в Казахстане.

Здесь надо прояснить один момент.

Поражает полное сходство обычаев и традиций, этнографические и антропологические особенности казахских төре - ақсүйек (потомков Жошы), найманов, кереев, коңыратов, меркитов.

ССМ так описывает взаимоотношения кереев и монголов:

«...После того, как Темірші женился на Бөрте, он в сопровождении Хасара и Белгүтея явился к Тугрул хану с подарками (киіт) и сказал, что этот киіт – доха (ішік) из черного соболя от тещи моей Сотан бәйбіше передаю Вам как старому другу моего покойного отца и как невестин дар (киіт). В благодарность Тугрул хан дал Чингизхану свое благословение:

Қара бұлғын ішіктің,

Қары текке кетпесін.

Тозғындаған еліңді,

Топтастырып берейін.

Бытыраған еліңді,

Біріктіріп берейін.

--------------------------------------------------------------

Пусть не истлеет зря,

Доха из черного соболя.

Обессиленный твой народ,

Помогу тебе восстановить.

Разбредшийся твой народ,

Помогу тебе объединить. »

Со времен Маркуса главы обеих племен были андами - побратимами, пили ант (напиток клятвы в дружбе), обвязывали себя сертом (присяга, клятва).

Когда на монголов напали үш меркиты Темірші явился к Тугрул хану как к своему отцу и взмолился: На нас напали үш меркиты и отобрали жену и детей, о хан, помоги отобрать и вернуть их. На что Тугрул хан ответил ему:

...Әкең өлсе де әкеңді

Көрген өлмесін демей ме...

Арылтамын бұл дерттен,

Құтқарам қалын меркіттен.

Бөрте сынды ханшайымнан

Өлсем де тірі айырылман...

-----------------------------------------------------

Не зря говорят в народе,

Хоть и умер твой отец,

Но жив тот кто его знал...

Помогу тебе от этой напасти,

Избавлю от многочисленных меркитов.

Умру, но вызволю для тебя

Изящную твою Бөрте.

Тугрул хан вместе с сыном Сенгеном выступил в поход на меркитов, одолел их и вернул семью домой. Монголы став народом (на ноги) послали к Тугрул хану Тахая и Сүкена с приглашением на той (пир) и что они посадили на ханство Темірші. На что Тугрул отвечал:

«...Хорошо, верно сделали что посадили на ханство моего сына Темірші, дайте ему имя Жеңіс хан и тем самым дал свое благословение (Алтын шежіре. АКБ: Алтан дептер, далее - АД)». Тугрул много раз помогал ему и об их крепкой дружбе (қаңжығалы қандас, ағайынды мұндас) говорится и в ССМ, и в АД.

На самом деле аул Темірші был ограблен, а Бөрте была выкрадена меркитами в отместку за отобранную ранее Есукеем у Чиледу Әуелім (Өэлүн) в качестве олжи и в невесты младшему брату Чиледу, Чилегерге. До освобождения Бөрте была женой у меркита Чилегерге и после освобождения сразу же родила Жошы. Поэтому его всегда считали ребенком человека из чужого племени и всегда недолюбливали.

Тугрул хан собрав 20 тысячное войско вступил в союз с жалаиром Жамухой и пройдя вдоль Онона они объединили силы в местности «Ботахан», затем объединенные войска встали станом в местности «Айыл қараған», обо всем договорились и вместе пошли на үш меркитов. Истреблено было все (тұқымын қалдырмай қырып): мужчины оставлены без потомства (ұлды ұрпақсыз), девушки угнаны в невольницы (қызды күң етіп, қырғындаған екен). Говорят что из-за этого до сих пор считают меркитов малочисленным и не разросшимся племенем. Их потомки среди казахских Абақ-кереев Восточного Туркестана и Монголии, их численность не более 1000 түтін (дымов, АКБ: т.е. около 6000-7000 чел.).

Именно в месте «Айыл қараған» при сборе союзных войск Тугрул хан дал Темірші тюркское имя, а точнее звание-чин «Шыңғыс» (Жеңгіз). В китайских исторических хрониках это же имя – титул объясняется как «шексіз хан» (АКБ: обширный, необъятный?). Слово это тюркское и означает: дай победы, помоги победить! (АКБ: Жеңгіз мені! т.е. просьба-призыв-возглас-молитва к Тенгри и духам предков о победе. Сравните рус: Георгий-ПОБЕДОносец...)Там Тугрул хан сказал: Без хана не бывает народа, как же быть монголам без хана. Я за Темірші, чтобы он стал ханом. Пусть действует как положено хану. Такие слова свидетельствуют о том, что ханская власть у кереев была намного раньше чем у монголов.

За заслуги в победе Чингизхана в союзе с Тугрулханом над татарским Менгуджином китайский Алтынхан удостоил Чингизхана титулом «Чаутхури» (сильный – РАД), а Тугрул хана титулом «Ван» (АКБ: князь), с тех пор Тугрула стали именовать Ван-ханом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возражу пока, что оффтоп - "не в Казахстане", но "в Монголии".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
ПРОДОЛЖЕНИЕ.....

В 1201 г. на берегу р.Ергуне татары, коныраты, найманы и тайчууты зарезав жеребца, заревзав кобылу и испив ее крови в качестве «анта» единогласно избрали гурханом жалаира Жамуху и поклялись совместно воевать против Тугрул хана с Чингизханом. Однако проиграли сражение. В тот же 1201 год между родными братьями Тугрулом и Ерке-Қара возник раздор. Ерке-Кара с помощью войска найманского Иналшы разбил Тугрула, который сперва удалился к Кара-Китаям (киданям), уйгурам, в Тангат и в конце концов обессиленный вернулся в свои земли. В это время кереи под главенством младшего брата Тугрула Жақая (АКБ: Жаға-Қамбү. Кстати нынешний заместитель акима нашей области Жақай Нұрғалиев...) встали под знамена Чингизхана. Когда все родственники вознамерились выступить против Тугрула, Жақай собрав всех плюнул им в лицо. Судя по этому старая казахская традиция наказания «бетке түкіру» (плюнуть в лицо) берет корни с тех времен. Тугрул и Чингизхан всегда старались дорожить дружбой и укреплять ее, но родственники Тугрула пытались настроить Тугрла против Чингизхана и это им как-то удалось и противопоставить Тугрула против Чингизхана. В дороге к месту обусловленной встречи якобы для восстановления дружбы, Чингизхан повстречал старика Меңліка и по его совету повернул обратно. Старик предчувствовал что встреча грозит смертью. Узнав, что плану не сбыться, сын Тугрула Сенген открыто выступил в бой, но результат был иной, монголы разбили кереев. Чингизхан как победитель разделил бежавших кереев на две части, одну отдал Бадаю, другую Күшліку. Таким образом одна часть кереев подавшись к найманам перешла в нынешние казахские земли.

Старшую дочь младшего брата Тугрула Жақая по имени Ибағат взял себе в жены Чингизхан (АКБ: на правах победителя), младшую Сорхактан отдал в жены своему сыну Тұлыйу. А Жакаю Чингизхан оказал почести. Бежавшего к найманам Тугрула схватил начальник караула Қорсаубеш, которому Тугрул представился: «Я керейский Ван-хан, не убивай меня, отведи к своему хану». Но не был выслушан и был убит.

Слова матери найманского Тай хана (АКБ: Таян) красавицы Кербез: «Ведь мы с ханом кереев Ван-ханом родичи, одной крови. Он ведь один из тех ханов старого поколения. Если это он, то принесите голову, дайте убедиться что это убит он. Если правда, то надо помолиться его духу». Найманы принесли его голову и стали молилиться за его душу. В этот голова Ван-хана взрогнула. Разозлившись, что Ван хан надсмехается над ним, Тай хан приказал растолочь голову. Увидев такое зрелище найманский батыр Көксауыр сказал: «Мы родственные племена, а кереи могущественное племя, разве можно так обращаться с головой хана. Все это глупые советы женщин. А ты ни на что не способен кроме охоты». Воспользовавшись таким разговром Тай хан обратился ко всем: «Эти малые монголы на востоке не дают покоя. Это они убили известного на весь мир Тугрул хана. И что, они решили стать главными над всеми? Даже на великом Небе всего двое - Солнце и Луна, чтобы светить поочереди, как же решили на маленькой земле править два хана одновременно? А что если прижжать этих монголов?». Ему ответила мать Кербезсұлу: «В этом нет необходимости. Монголы плохо пахнут и грязно одеты, какая надобность приводить таких страшных? Лучше кочевать от них поодаль. А привозить только от них хороших на лицо девушек, чтобы они мыли тебе ноги, лили на руки воду, доили скот и были тебе наложницами, больше от них проку нет». На что Тай хан ответил матери: «Лучше я их силой пригоню, чтоб зазвенели их доспехи и упряжь лошадей». Найманы в тот период были культурным народом и судя по их вышесказанным словам, они были культурнее монголов.

Чингизхан услышав что найманы собирают военную рать собрал совет.

Занимаемые найманами на тот момент земли это богатые лесами районы Кара-Корума (Хархорина).

Белгудей советовал Чингизхану:

Артқы наймандар,

Асқар таудай елі бар.

Айтса сенгісіз жері бар,

Ат көлігі сайма-сай.

Айқайлар берер жөні бар.

Мұны құртпаса болмайды.

----------------------------------- (АКБ: обратите внимание на стихотворный строй ССМ, свойственный тюркскому богатырскому эпосу и сказаниям, казахскому жыру и якутском олонхо – начальные звуки каждой строки одинаковые. Аналогично и выше, а также по всему тексту ССМ)--------------------------------------

Дальние найманы (ар найман),

С огромным как высокие горы народом.

Скажу, но не поверишь, что страна их необъятна,

А кони упитаны, а телеги целы.

О чем они могут конечно гордиться.

Один только выход – разбить их.

В тот же год на берегах рек Халха, Орхон, Тамыр начался поход против найманов. Именно в это время под начальством найманов соединилсь меркит Тоқта, керей би Құдабек, жалаир Жамұха, төрт татар Хатахын, Сажид и другие, бежавшие или недовольные Чингизханом. 1 июня 2004 года выступив в поход на разведку к найманам были посланы Жебе и Құбылай, которые попали в засаду и отсреливаясь спаслись, при этом захватили сменных лошадей противника. Судя худобе лошадей Додай и Черби сказали Чингизхану: «У нас тоже мало сил и кони худы. Надо сделать остановку и откормить лошадей на выпасе. И пусть каждый воин ночами разжигает огонь в пяти местах. И пусть найманы думают, что у нас много людей и испугаются. Так мы сможем выиграть время и дать о себе знать как достойные противники. Так проведем несколько дней, отдохнем, соберем сил и в один день неожиданно ударим на найманов». И действительно, найманы поверив в мнгочисленность монголов и будучи неуверенными в исходе битвы доложили об этом Тай хану, который обратился к сыну Күшліку:

Қанымпезер моңғолдар,

Қара ниет емес пе.

Қасқайып бір келгенде,

Қайтпайтын қайсар емес пе.

Қарсы шапқан жандарды,

Қайтармай тынбас сұм еді,

Қайсар қатал моңғолдан,

Қайғы жұтып қалмайық.

----------------------------------- (АКБ: обратите внимание и здесь на стихотворный строй ССМ, свойственный тюркскому богатырскому эпосу и сказаниям, казахскому жыру и якутском олонхо – начальные звуки каждой строки одинаковые)--------------------------------------

Кровожадные монголы,

Малодушные монголы.

Если нагрянут массой,

То не отступят уже.

И не успокоятся,

Пока не отразят противника.

Как бы не хлебнуть нам горя,

От дерзких и жестоких монголов.

Оказывается у монголов кони худые, пусть наш народ перекочует за Алтай, а войско идет позади көша (кочевья) и вынудим монголов еще более загонять коней. Услышав такие слова отца Күшлік: «Мой отец хуже бабы. Глаза боятся, а руки делают (қол батыр). Большинство монголов здесь находится в погоне за Жамухой»:

Алысқа аттап көрмеген,

Айтысқа түсіп білмеген.

Әке екен десем оны,

Қатын екен ғой ол сорлы.

----------------------------------------------

Никуда далеко он не ходил,

И в битвах не участвовал.

Думал что он отец,

А он оказался бабой.

С таким словами иронии он отправил к отцу гонца.

Услышав их Тай хан ответил сыну:

Аңғармай сөйлеген,

Ауырмай өлер.

Атаны мазақтаған,

Ақымақ ұл сен

Азап шегіп өлме,

Араныңды ашып айғайлама

Айла күшіңді маған емес,

Жауға жұмса.

-----------------------------------------------

Не думая кто говорит,

И умрет без боли.

Кто надсмехается над отцом?

Это ты мой глупый сын

Смотри, не погибни в муках

Не кричи во всю глотку

Свою мощь не на меня направляй,

А на врага.

Советник Тай хана Қорсаубеш: «Будь твой отец Иналшы он бы не был спокоен. Думая о завтрашнем дне волнуюсь. Если б я знал что ты такой трус, то пригласил бы командовать войсками твою мать Кербезсұлу. Да и батыр Көксауыр уже стар и не может как раньше навести порядок в войске. Удача как видится на стороне монголов. Мы проиграем. Эй, Тай хан, ты не тай, а коза» - выссказав Тай хану эти слова он покинул его ряды.

Тай хан разгневавшись пошел вдоль реки Тамыр, перешел Орхон и вступил в бой с войском Чингизхана в местности Цахир могойд.

Тай хан увидев небольшое войско монголов спросил у Жамухи, кто это волки (көкжал). Жамуха отвечал: Это четыре пса Темірші, которые питались человечиной и сидели на цепи: Жебе, Құбылай, Жельме, Сыпатай. Говоря эти слова Жамуха пошел на подлость, послал к Чингизхану послов и позже оставив найманов сам перешел к монголам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
И без этого неуверенные найманы проиграли бой, Тай хан от полученных ран погиб здесь же. Күшлік хан благодаря тому, что был в другом месте от Тай хана, спасся бегством. Он, перейдя Алтай соединился с родственником Бүйрек ханом. Жамуха бежал также на запад. Тем самым Чингизхан завоевал найманов. Чингизхан позвал к себе плененную мать Тай хана Кербез красавицу и обратился к ней со словами: «Оказывается ты говорила, что монголы плохо пахнут и грязно одеты, как это понимать? Согласна ли ты стать моей женой?» и женился на ней. Один из пленных найманов бросился бежать, его догнал Бату, а когда привел его оказалось, что у того за пазухой спрятана таңба. Таким образм найманская печать, которую монголы стали называть тамға, перешла к Чингизхану вместе с ее хранителем-секретарем, которого звали Тататұнға.

Давайте рассмотрим происхождение этого слова. Сейчас в тюркских языках, в кыргызском в частности, таңба означает тавро выжигаемое на бедре лошади, т.е. в таком же смысле, как и в казахском. Корень слова «там» означает выжигать, жечь, поджигать. К примеру казахи говорят: «Сексеуіл оты тамғанша сексендегі шал өлер, қызуынан қыз өлер» (Пока разгорится саксаул восьмидесятилетний старец помрет, а если уж разгорится,то от его жара может помереть и молодая девушка). В казахском языке есть слова со значениями: сбор топлива-дров, разжигание, растопка – тамыз, тамызу, тамызық, корень которых «там», «ға» - окончание. Это слово сперва означало тавро на крупном скоте (лошади, КРС, верблюды), позже стало названием государственной печати. До сих пор свыше десяти народов пользуются словом таңба, которое безусловно вышло от казахов.

Мерген ошибочно назвал Тататунгу уйгуром (АД), что было использовано Ц.Дамдинсүрэном (ССМ). Отсюда некоторые уйгурские исследователи безосновательно утверждают, что ССМ написано Тататунгой. Известно, что найманы были соседями уйгуров, однако найманы использовали не уйгурскую письменность, а согдийское письмо. Татунга был найманом. Многие ученые путают утверждая, что в те времена уйгурскую письменностью использовали монголы, найманы, кереи, уйгуры. В «Чингизнаме» и эпосе «Коркыт-ата» говорится, что первыми среди казахов стали использовать письменность кереи, найманы и кыпшаки, причем согдийскую.

По моему учителя орды Чингизхана, наймана, а не уйгура, звали не Тататунга, а казахским словом Тәтесі. Это тюркское слово, означающее: учитель, мастер, наставник, этим словом казахи до сих пор именуют очень уважаемых людей. Этот Тәте и научил монголов письму, о чем есть масса сведений.

В тюркских шежіре упоминается великий мыслитель и философ народов, живущих под войлочными юртами (киіз туырлықтардың) Майқы би. Это человек, ставший легендой и вошедший в казахскую пословицу: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» (Корень всех слов един, прародитель которого Майқы би). Он был советником и путеводителем Чингизхана и Жошы хана. Хотя он и не был постоянным советником и попутичком Чингизхана, но 7 лет и 8 месяцев он объезжая казахские степи вместе со своей любимой женой Күлән он всегда был возле Чингизхана, а именно весь период до поднятия Чингизхана на белой кошме и возведения в ханы на вершине горы (ныне Чингизтау Абайского района Семипалатинской области), т.е. до 1219-1227 годов.

Приходит резонный вопрос, а не написано ли ССМ найманским Тәте или Майқы бием?

Если в китайских и монгольских источниках говорится о том, что Темірші был удостоен звания Чаутхури, то в тюркских родословных говорится что он был удостоен титула «Жеңгиз», «жеңуші», «жеңіске жеткізуші».

Известный представитель индийского народа Ж.Неру в своей книге «Взгляд на историю мира» (Әлем тарихына көз жіберсек) писал: «Полководец Чингизхан (его имя писали по разному: достигни победы, дай победы, дай победить, победи)...».

Слово «Жеңгиз» на общетюркском, казахском, кыргызском языках означает – победитель, дающий победу.

Слово Шыңғыз (Чингиз) на монгольском языке не имеет никакого значения, оно чуждое и непонятное для монголов.

У казахов словом «Шың-құз» называют пик высокой горы и естественно, что по сравнению с ним точнее значение «Жеңгиз» – победитель.

В Монголии нет ни единного топонима (бірде бір жер-сыдуң аты жоқ), связанного с именем Чингизхана.

Казахские же мыслители (Абай, Мұхтар и другие) прямо связывают название Чингизских гор (см: выше) с нахождением на них летних и осенних кочевок Чингизхана.

Если горный хребет именуется «Шыңғыс» (Чингизские горы), то одинокая вершина горы называется «Қарауыл төбе». Это слово монголы произносят как «Харуул». Мы уже писали, что Чингизхан проживал в этой местности около 10 лет.

Казахи старцы донесли от отцов легенду, что эта ровная как грань степь (қыр) тянется на сотни километров и посреди ее стоит одинокая гора «Қарауыл төбе», на которой распологалась охрана орды (қарауыл-караул).

До сегодняшнего дня в Монголии не найдено ни одной могилы, ни одного захоронения либо обо, принадлежащих 13-ти великих (старшим) ханам и 32-м младшим ханам.

Тогда как захоронения Жошы хана и всех его потомков до сих пор чтятся и оберегаются казахами.

Тем самым, малая часть многочисленного племени керей и малая часть многочисленного племени найман покорилась, осталась на месте и вошла в состав улуса Чингизхана, это земли нынешних аймаков Монголии: Архангай, Өвөрхангай, Төв и позже ассимилировалась среди монголов.

Но основная масса кереев и найманов откочевала в сторону казахской степи и обосновалась на ее окраинах и позже вошла в состав казахского народа.

Тем самым, основная их масса перешла в улус Жошы. Согласно летописям, небольшая часть убегавших (откочевавших) была истреблена посланным в погоню Сыпатай батыром, а некоторая часть была прощена и отпущена.

Надо при этом иметь в виду, что Чингизхан не таил особой злобы против кереев и найманов, с которыми позже восстановил отношения, тогда как извечными своими врагами считал татаров и меркитов. Всех «Тоғыз таңбалы татарларды» (девяти племенных татаров), кто был ростом выше оси телеги было приказано им умертвить.

Но, как говорится, ничего не бывает без причины, как не бывает и народов (племен) без потомков. Татары выжили и в начале 13 века откочевали от монголов далеко на запад. Потомки тех татар доныне проживали в бывшем Союзе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Возражу пока, что оффтоп - "не в Казахстане", но "в Монголии".

Нет - издано то в Казахстане - Алматы: Санат, 2007.. Кто рецензенты, кстати, можете сказать?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет - издано то в Казахстане - Алматы: Санат, 2007.. Кто рецензенты, кстати, можете сказать?

Каккие проблемы? Если Вы взялись за серъезную научную экспертизу и оппонирование исследователю, то подскажу рецензентов, но через пару дней, книга на работе.

Но в таком случае от Вас потребуется опровержение данной главы по каждому ее пункту с научным обоснованием своих поспешных выводов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Без проблем, этим форум и занимается всю историю своего существования. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...