Аrсен Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 В монгольских языках Тэнгэри - это небо в самом прямом, физическом смысле. Все "божественные" ассоциации с ним связанные - вторичны. Как можно использовать божественные ассоциации как вторичное, ежели сам Тенгри это "Создатель"? Думается, что народы которые приняли веру извне, просто исковеркали изначальное значение от незнания... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 19 марта, 2012 Модераторы Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Почему Небо вдруг "Создатель"? Чего оно создало? Думается, в этой трактовке все коверкание по незнанию после заимствования. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 А если серъезно, то мое предположение, что Көк Тәңірі (в русском звучании Тангри), у саха Таңара (в рус. звучании Тангара) – Бог, связано с ярко-голубым рассветом, но не с дневным или ночным небом: Таң – рассвет, утренняя заря Көк – небо Кит: tiānkōng ~ тянькун ~~ tiankong Тогда как на Современном литературном халха языке Бог – это Бурхан, Сахиус, Шүтээн. "Тәңірі" (тенгри) и "теңіз" (тенгиз) - (голубое) небо и (голубое) море. Естественно корень слов связано с голубым цветом. Само слово "Көк" - на казахском означает синий,голубой цвет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 "Тәңірі" (тенгри) и "теңіз" (тенгиз) - (голубое) небо и (голубое) море. Естественно корень слов связано с голубым цветом. Само слово "Көк" - на казахском означает синий,голубой цвет. Самое интересное, что "Кок" имеет значение и зеленого цвета. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Самое интересное, что "Кок" имеет значение и зеленого цвета. Да, почему-то так. Зеленая трава - көк шөп, или просто көк. У нас есть же слово означающее зеленое - жасыл. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Как можно использовать божественные ассоциации как вторичное, ежели сам Тенгри это "Создатель"? Слово Тэнгэри не имеет отношения к понятию "Создатель", поскольку самого такого понятия в восточноазиатской духовной культуре нет, она не находилась под влиянием монотеизма. Думается, что народы которые приняли веру извне, просто исковеркали изначальное значение от незнания... Во-во, тут вы правы в том плане, что божественные коннотации возникли у народов, которые этот термин переняли у монголов уже в достаточно поздний период его обожествления. Какие эти народы - догадайтесь сами ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 "Тәңірі" (тенгри) и "теңіз" (тенгиз) - (голубое) небо и (голубое) море. Естественно корень слов связано с голубым цветом. Само слово "Көк" - на казахском означает синий,голубой цвет. Т.е. көк, аспан, тәңірі - синонимы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Да, почему-то так. Зеленая трава - көк шөп, или просто көк. У нас есть же слово означающее зеленое - жасыл. Кёк Танир и Кёк Жер-ана, мы же люди живем между ними... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Да, почему-то так. Зеленая трава - көк шөп, или просто көк. У нас есть же слово означающее зеленое - жасыл. Если посмотрите на спектр радуги, то четкого отделение одного цвета от другого не существует, цвета переходят друг в друга плавно. Чёткое разделение существует только в названиях. Если у русских зелёный четко отделен от синего (но только в названии, в реальности четкого перехода не существует), то у казахов это разделение сдвинуто по спектру и основным цветом является что-то средний цвет между зеленым и синим. Только при фиксировании понятий в советское время при создании словарей и привязки казахского языка к русскому выяснилось, что "кок" это не синий и не зелёный, а нечто среднее. "Жасыл" привязали к зеленый, но буквальный перевод - "молодой" или "летний" (жаз). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Во-во, тут вы правы в том плане, что божественные коннотации возникли у народов, которые этот термин переняли у монголов уже в достаточно поздний период его обожествления. Какие эти народы - догадайтесь сами ))) Если Арсен чего-то недопонимает это не может быть основанием для того, чтобы считать что тюрки у кого-то что-то перенимали. Когда тюрки стали тенгрианцами монголы еще в тайге тусили и поклонялись матери-оленихе, ИМХО. Арсен, для того чтобы понять что Танир не создатель советую прочитать внимательно самое начало памятника Культегину и ссылку 132 http://irq.kaznpu.kz/?lang=r&mod=1&tid=1&oid=15&m=1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Кёк Танир и Кёк Жер-ана, мы же люди живем между ними... Нет такого понятия - көк жер. Наверно Атыгай прав, казахи четко не различали синее, голубое и зеленое. И сейчас переводим синее как - көк или қою көк, голубое - аспан көк или ашық көк, зеленое - жасыл. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Если Арсен чего-то недопонимает это не может быть основанием для того, чтобы считать что тюрки у кого-то что-то перенимали. Когда тюрки стали тенгрианцами монголы еще в тайге тусили и поклонялись матери-оленихе, ИМХО. Арсен, для того чтобы понять что Танир не создатель советую прочитать внимательно самое начало памятника Культегину и ссылку 132 http://irq.kaznpu.kz/?lang=r&mod=1&tid=1&oid=15&m=1 А согласно моему ИМХО, оленеводы-тюрки омонголились и перешли к степному образу жизни ))) Позаимствовав одновременно культ Неба, но забыв позаимствовать само слово "Небо". А монголы этот культ и слово его обозначающее и китайцам, и японцам успели навязать. Тенгри - тянь - тэн - все однокоренные слова Вот теперь и сравнивайте, чье ИМХО круче... Да, и что за мать олениха? Чё-то который год впихивают эту тему здесь на форуме все кому ни лень, а раскрыть до сих пор никто не удосужился. Это тайные культы казахов что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 19 марта, 2012 Модераторы Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 "Мать-олениха", возможно, навеяна романом Чингиза Айтматова "Белый пароход". Там был какой-то схожий образ вроде. Там же и Эне-сай - "мать река". Но это уже будет тема "фольк-хистори в Кыргызстане". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Нет такого понятия - көк жер. Наверно Атыгай прав, казахи четко не различали синее, голубое и зеленое. И сейчас переводим синее как - көк или қою көк, голубое - аспан көк или ашық көк, зеленое - жасыл. Есть такое выражение - коктем келип жер когерди, когал - лужайка. Тем не менее в казахском не скажешь - кок жапырак (жасыл жапырак). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Если Арсен чего-то недопонимает это не может быть основанием для того, чтобы считать что тюрки у кого-то что-то перенимали. Когда тюрки стали тенгрианцами монголы еще в тайге тусили и поклонялись матери-оленихе, ИМХО. Арсен, для того чтобы понять что Танир не создатель советую прочитать внимательно самое начало памятника Культегину и ссылку 132 http://irq.kaznpu.kz/?lang=r&mod=1&tid=1&oid=15&m=1 Монголы просто отрекаются от своей матушки-оленихи... Им тюркский Тенгри больше нравится... Бабушки ведь говорят - Танир жарылкаган, Жасаган Танир, Танир колдасын и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 "Мать-олениха", возможно, навеяна романом Чингиза Айтматова "Белый пароход". Там был какой-то схожий образ вроде. Там же и Эне-сай - "мать река". Но это уже будет тема "фольк-хистори в Кыргызстане". Погуглил на мать-олениха, за исключением реальных олених, мифологические сюжеты связаны с Алтаем и Айтматовым (Киргизией). И при чем здесь монголы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 А согласно моему ИМХО, оленеводы-тюрки омонголились и перешли к степному образу жизни ))) Позаимствовав одновременно культ Неба, но забыв позаимствовать само слово "Небо". А монголы этот культ и слово его обозначающее и китайцам, и японцам успели навязать. Тенгри - тянь - тэн - все однокоренные слова Вот теперь и сравнивайте, чье ИМХО круче... Да, и что за мать олениха? Чё-то который год впихивают эту тему здесь на форуме все кому ни лень, а раскрыть до сих пор никто не удосужился. Это тайные культы казахов что ли? Никому ничего монголы не навязывали и навязать не успели. Тянь - китайское слово. В казахском языке небо - КӨК - его никто не забыл и словосочетание Көк-Тәңір означает по сути Небо небесное. Потому то и КОК-ТЮРКИ. Я Вам привел ссылку на сайт Турк Битиг можете перечитать все древние тюркские памятники, там можно и установить к какому времени относятся первые письменные упоминания поклонения тюрков Тенгри, теперь Вы пожалуйста приведите ссылки на письменные источники, в которых говорилось бы о том, что монголы стали тенгрианцами раньше тюрков, возможно тогда Ваше ИМХО будет действительно крутым. А мать-олениха - это Гоа-марал, один из многих объектов поклонения древних монголов, которые также поклонялись разным духам - духам леса, духам тундры, духам Полугодовой ночи, Полугодового дня и духам Полярного круга тоже, возможно. Учитесь понимать написанное века назад - Борте-чино - это тюрки-воины, а Гоа-марал - монголки-красавицы, не считаете же Вы, что монголы и впрямь произошли от волка и оленихи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Скорее всего, слово тянь китайцами заимствовано у тюрко-монголов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Монголы просто отрекаются от своей матушки-оленихи... Им тюркский Тенгри больше нравится... Чтобы отречься, надо хотя бы представлять, что это такое ))) Честно, просветите. я думаю, этот изгиб фольк-хисторизма всем интересен ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Казахские коныраты делятся на 2 союза: "Көктің ұлы" (буквально: "сын неба") и "Көтенші". Второе название у некоторых авторов прошлого века встречается как "Көктің құсы" ("небесная птица"). (Возможно изначально было так, потом изменилась коктин кушу-коктеншу-котенши.) Здесь однозначно, Көк - в значении "небо". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 А мать-олениха - это Гоа-марал, один из многих объектов поклонения древних монголов, которые также поклонялись разным духам - духам леса, духам тундры, духам Полугодовой ночи, Полугодового дня и духам Полярного круга тоже, возможно. Учитесь понимать написанное века назад - Борте-чино - это тюрки-воины, а Гоа-марал - монголки-красавицы, не считаете же Вы, что монголы и впрямь произошли от волка и оленихи. Гы, вот правда и открылась ))) Гоа-марал никогда не была объектом поклонения монголов, как и прочие духи тундры. Вы из своего подсознания этих духов не вызывайте, не кликушествуйте. Если духи тундры у вас там живут - мы, монголы, в этом не виноваты. Тундровых монголов нет, а тюрки - есть. Монголы поклоняются Алан-Гоа, ее призывали в шаманских обрядах. А по поводу воинов - про мужскую С3 не забыли? В каком направлении шел процесс этногенеза? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Есть такое выражение - коктем келип жер когерди, когал - лужайка. Тем не менее в казахском не скажешь - кок жапырак (жасыл жапырак). Вот моя мама и бабушка называют кок вещи цвет которых я считаю жасыл. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 А по поводу воинов - про мужскую С3 не забыли? В каком направлении шел процесс этногенеза? Монголоидность начала распростроняться на территорию Казахстана уже в 1 тысячелетий д.н.э. Во времена гуннов и тюрков стало все больше и больше, и уже в конце 1 тысячелетий нашей эры (задолго до нашествия монголов) достигла 50 процентов. Почему-то на этом форуме С3 связывают только с монголами, а ведь тюрки же изначально были монголоидами. Потом тюркизировали европеоидов начиная от Средней Азии до Турции. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Нуур - это озеро, на карте посмотрите и найдете десятки топонимов с этим корнем. 1. В словаре указано конкретно - море, а не озеро (это уже ваши вольности). 2. Аrсен совершенно прав - как можно использовать божественные ассоциации с Тангри как вторичные, если Он – и первопричина, первооснова и начало всего сущего? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Почему Небо вдруг "Создатель"? Чего оно создало? Небо не только Создатель, но «Избиратель» (непобедимых: "Кто избран Небом - тот непобедим!") Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться