JALAIR Опубликовано 14 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2012 Ха, ха...ха. Ну ты даешь. А что означают слова: жалғ- санс- Шынғ- қырғ- ЖАЛ возможно от грива, нужно посмотреть др.тюркский может возможна какая-нибудь иная этимология САН - число ШЫН - правда, истина ҚЫР - степь а окончание возможно как -ЫЗ, -ІЗ так и -ҒЫЗ, -ҒЫС. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 14 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2012 Всех переплюнули в этом отношении буряты! Ведь всем известно, что они омонголенные эвенки или оленеводы-тюрки-урянхайцы, а они лезут доказывать, что они есть настоящие монголы? Урянхайцы разве не имеют отношение к Шынгысхану и его империи? Субедей-багатур и его брат Джэлмэ (имя кстати упоминаемое еще у др. тюрков в рунике) помнится были урянхайцами. Хотя сами по себе буряты 13 века, если почитать источники никакого отношения не имеют ни к Кагану ни к возникновению государства, жили себе тихонько в лесу и скорее всего являются самыми настоящими монголами, говорившими по-монгольски и возможно употреблявшими собак в пищу как шивеи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dark_Ambient Опубликовано 14 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2012 У Джэлмэ был брат Чаурхан-Субэдей, не имеющий никакого отношения к более известному участнику Западного похода Субэдэй-багатуру Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zuungar Опубликовано 14 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2012 Монголам кого только не скормили - то свиней,то собак.))) Прямо кулинарный холивар. Извините за оффтоп. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 14 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2012 Урянхайцы разве не имеют отношение к Шынгысхану и его империи? Субедей-багатур и его брат Джэлмэ (имя кстати упоминаемое еще у др. тюрков в рунике) помнится были урянхайцами. Хотя сами по себе буряты 13 века, если почитать источники никакого отношения не имеют ни к Кагану ни к возникновению государства, жили себе тихонько в лесу и скорее всего являются самыми настоящими монголами, говорившими по-монгольски и возможно употреблявшими собак в пищу как шивеи. Ну да, х.з., кем были буряты 13 в. Вполне может, что и ели собак, и были тюрками. Местные наши хунну собачатинку ведь тоже уважали, и в землянках с обогреваемыми лежанками жили, а ведь прототюркский этнос вроде бы. Нынешний бурятский этнос сложился в 18 в. на базе монгольских групп, указанных выше в моем посте, уже в условиях Российского государства. И, кстати, моя бабушка была уряанхад по родовой принадлежности. Это из халхасских урянхадов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 14 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2012 Я не верю после таких постов, что монголы потомки Мэнгу воевавших с чжурчжэнями. Это не слабовольные шивеи употреблявшие в еду собак и свиней, они целые племена... употребляли в пищу! Огромные великаны, сьедавшие людей, как древнерусские богатыри! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 15 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2012 Все ели свиней. Хунну ,Шивей (Сяньби),Көктюркюты,Уйгуры,Кыргызы,Каракытай,Кияты и Туматы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 15 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2012 Вы не знаете как пишутся эти два слова, а если бы знали то не для Вас было бы очевидно что эти 2 слова имеют совершенно разные корни. "Тәңірі", "теңіз" - и где очевидно что там разные корни? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 У меня дома храниться генеалогическое древо рода! Не забывайте поливать чтоб не высохло. с подтверждениями и от нескольких европейских обществ... :lol: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Слово тенгис - монгольское Список якобы монгольских слов 13-14 веков из Глоссария Ибн-Муханны (словарь Мукаддимат ал-Адаб) дает совсем другое название морю "НАҮР". тенгис-далай, море-океан. Прав Жалаир, океан от моря могли различать только настоящие жители приморья. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 И, кстати, об оленеводах. Истории не известна ни одна монгголоязычная группа, занимающаяся оленеводством. А тюркоязычные, наоборот, известны. Обуряченные сойоты, например, оленеводство утратили. Монголы не живут в лесах. Лесная терминология в монгольских языках развита куда как хуже, чем, например, в русском. JALAIR, у Вас есть данные о наличии в монгольском языке каких-нибудь "тундровых" терминов? А в тюрских?(Сам не знаю, спрашиваю!) По крайней мере в казахском языке нет тюркского слова "океан", есть арабизм "мухит", а монгольском есть слово "далай", в казахском же "дала" - степь. По остальным "тундризмам" можно тут поспрашивать лингвистов или АКБ - он с Казах-Монгол толь может помочь. В темах про происхождение монголоязычных народов, в языках и в других, я приводил массу письменных подтверждений о первоначальном лесном, таежном образе жизни предков современных монголоязычных народов. Не поленитесь и прочтите. А поверхностный анализ словарного запаса халха языка, т.е. литературного языка Монголии, явно показывает огромное количество, причем подробнейших, названий морских животных, зверей и рыб (Хэнгэг, Хэнхин, Хэрмээ, Хэрс, Хэрх, Хэрэлдэг и др.), а также зверей обитающих в глухих лесах, в тайге. Вот некоторые из них, которые к примеру отсутствуют в казахском: просека в тайге (Цавчил), китовый ус (Элжин), морской дракон и пр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Хунны , по археологическим источникам , очень уважали свинину. Так чьими предками они были? Может , шивей? Если это точные сведения, то могу сказать, что казахи тоже с великой охотой употребляли кабанину, причем силу кабана возвеличивали в именах: Қабан, Қабанбай и т.д. (позднее распространение исламского запрета и на диких кабанов не в счет) У шивэев-монголов ситуация другая – они РАЗВОДИЛИ именно свиней. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Ошибаетесь, ИМХО. Окончание -ІЗ - старая форма окончания прилагательных (ИМХО) Сегодня часть таких слов являются существительными, часть прилагательными. Примеры: жалғыз, сансыз, того же ряда имя Шынғыз (истинный), этноним қырғыз - степняк, степной. В тенгри по казахски будет ТӘҢІР корень здесь совсем другой, от китайского ТАН - небо. Еще раз выражу сомнение в том, что Вы казах из ЮКО. Тюрки второй сорт и если у них есть слово, значение и звучание которого сходны со словами народов первого сорта (арабы, персы, китайцы и др.), то значит автоматом заимствования. Как могли грубые чувствами дикари, успевшие до сих пор воспитать свой слух только блеянием овец, да воем волков, а свое зрение безжизненными картинами степи (Красовский), иметь слова, означающие бога и другое? А если серъезно, то мое предположение, что Көк Тәңірі (в русском звучании Тангри), у саха Таңара (в рус. звучании Тангара) – Бог, связано с ярко-голубым рассветом, но не с дневным или ночным небом: Таң – рассвет, утренняя заря Көк – небо Кит: tiānkōng ~ тянькун ~~ tiankong Тогда как на Современном литературном халха языке Бог – это Бурхан, Сахиус, Шүтээн. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Ха, ха...ха. Ну ты даешь. А что означают слова: жалғ- санс- Шынғ- қырғ- Вот вам другие примеры если угодно (их чрезвычайно много): Құндыз (бобер): от құн - ценность, т.е. букв. ценный (мехом) Тығыз (плотно, густо, часто): от тығу – совать, засовывать, затыкать Балдыз (свояченица): от бал – мед (сладкая как мед) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Тогда как наовременном литературном халха языке Бог – это урхан, Сахиус, Шүтээн. Бог-Бурхан.Сахиус, Шүтээн. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 ОК Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Вы очень правильно выбрали тему. И мы и вы в резервации, никуда не денешься. А что если предложить Стасу оставить на форуме только 3 темы: Фольк-хистори в России (с подразделами: в Бурятии, Якутии, Калмыкии, Татарстане и т.д.), в Казахстане и в Монголии и всё переместить туда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 18 марта, 2012 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Нет, если бы была такая свобода, я бы просто Ваше присутствие на форуме ограничил указанной темой. Мой лозунг - "в песочницу"! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 А вот если бы у меня была такая возможность, то я вас отправил бы туда и причем надолго. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 18 марта, 2012 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Ну, а раз пока такой свободы нет, то отпускайте свои комментарии по поводу модерирования в соответствующем разделе. Опыт же есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Мой пост по сравнению исчез. [Он ничего не содержал, кроме цитаты и Вашей подписи, поэтому удален. Кстати, прошу избегать удлиняющего ленту сплошного цитирования. - Стас] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 Вот вам другие примеры если угодно (их чрезвычайно много): Құндыз (бобер): от құн - ценность, т.е. букв. ценный (мехом) Тығыз (плотно, густо, часто): от тығу – совать, засовывать, затыкать Балдыз (свояченица): от бал – мед (сладкая как мед) Табыс - прибыл, доход, корень "табу" - найти... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 В темах про происхождение монголоязычных народов, в языках и в других, я приводил массу письменных подтверждений о первоначальном лесном, таежном образе жизни предков современных монголоязычных народов. Не поленитесь и прочтите. А поверхностный анализ словарного запаса халха языка, т.е. литературного языка Монголии, явно показывает огромное количество, причем подробнейших, названий морских животных, зверей и рыб (Хэнгэг, Хэнхин, Хэрмээ, Хэрс, Хэрх, Хэрэлдэг и др.), а также зверей обитающих в глухих лесах, в тайге. Вот некоторые из них, которые к примеру отсутствуют в казахском: просека в тайге (Цавчил), китовый ус (Элжин), морской дракон и пр. Мне даже неловко писать,что словарный запас монголов из коренных улусов империи был априори шире словарного запаса населения присоединенных территорий.В конце-концов дань со всех краев империи везли в центр,естественно,мы монголы знаем все названия животных,птиц,рыб,деревьев,рек,народов,племен и т.д. находившихся в монгольских владениях.Учет всего и вся победителями-это ведь классика,кстати. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Список якобы монгольских слов 13-14 веков из Глоссария Ибн-Муханны (словарь Мукаддимат ал-Адаб) дает совсем другое название морю "НАҮР". Прав Жалаир, океан от моря могли различать только настоящие жители приморья. Нуур - это озеро, на карте посмотрите и найдете десятки топонимов с этим корнем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 А если серъезно, то мое предположение, что Көк Тәңірі (в русском звучании Тангри), у саха Таңара (в рус. звучании Тангара) – Бог, связано с ярко-голубым рассветом, но не с дневным или ночным небом: В монгольских языках Тэнгэри - это небо в самом прямом, физическом смысле. Все "божественные" ассоциации с ним связанные - вторичны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться