Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахский ДНК-проект

Рекомендуемые сообщения

5 минут назад, bektemir2 сказал:

Рассказывали что какой-то раб из калмаков или сартов, а может из сарт-калмаков  стал великим казахским ханом, смеялись долго

Потом он несколько тысяч кыргызов обратил в рабы, но казахи их пожалели и теперь они живут среди казахов Среднего жуза. Те которых не продали, конечно. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Аrсен сказал:

Я не понял, что за бисер тут устроил bektemir2 и почему наш Админ не сделает замечание своему соплеменнику?

Видимо тут в адрес казахов оскорбления не являются нарушением. Вспомните хотя бы сифилитика и его проделки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, bektemir2 сказал:

Этот бай-манап забыл упомянуть об этом в своих автобиографических мемуарах. Для него это был всего лишь мальчик раб . Передавалось устно. Рассказывали что какой-то раб из калмаков или сартов, а может из сарт-калмаков  стал великим казахским ханом, смеялись долго.

 

новодельный бред

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, Le_Raffine сказал:

Видимо тут в адрес казахов оскорбления не являются нарушением. Вспомните хотя бы сифилитика и его проделки.

Насколько я знаю,  в данном ДНК-разделе модератором является Асан Кайгы, а не Админ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 minutes ago, Le_Raffine said:

Cудя по вашему порядку слов кыргызское быдло главнее казахского быдла. :D

Они друг друга стоят, и лучше бы их возня не выходила за рамки базара или интернета. А вообще я за братские отношения, закомплексованные неадекваты не должны влиять на отношения народов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Kenan сказал:

Они друг друга стоят, и лучше бы их возня не выходила за рамки базара или интернета. А вообще я за братские отношения, закомплексованные неадекваты не должны влиять на отношения народов. 

Я думаю никаких братских отношений ни с кем не бывает. Этому учит сама история.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Le_Raffine said:

Я думаю никаких братских отношений ни с кем не бывает. Этому учит сама история.

Назовем эти отношения не "братскими" а любыми другими, главное чтоб не было враждебных настроений между народами. 
Полагаю, что казахское быдло от комлексов избавится пораньше многих в Центральной Азии. Мы своих хоть как-то пресекаем. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Kenan сказал:

Назовем эти отношения не "братскими" а любыми другими, главное чтоб не было враждебных настроений между народами. 
Полагаю, что казахское быдло от комлексов избавится пораньше многих в Центральной Азии. Мы своих хоть как-то пресекаем. 

Вы знаете в Европе есть точно такие же терки между различными народами и ничего как-то живут. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Le_Raffine сказал:

Потом он несколько тысяч кыргызов обратил в рабы, но казахи их пожалели и теперь они живут среди казахов Среднего жуза. Те которых не продали, конечно. :)

Это ваши казахские сказки. А теперь читайте как было на самом деле:

Цитата

1781 г. января 27. — Из сказки писаря мишаря Ягуды Усманова о взаимоотношениях

хана Аблая с кыргызами


 


 

1781 года, генваря 27-го дня.


 


 

Находящейся киргис-кайсацкой Средней орды при Аблай-хане писарем Исетской

провинции мещеряк Ягуда Усменов о состоянии хана и ординских обстоятельствах в

Оренбурге в канцелярии губернаторской при распрашивании сказал:

1-е. Когда Аблай-хана сын Тугум-солтан возвратился из России со всею его свитою и привез о утверждении его, Аблая, на ханском достоинстве высочайшие е. и. в. грамоты, и при том позыван был для принятия на сие достоинство высочайших знаков в пограничные крепости; то он, не приступая к сему, зделал положение, чтоб наперед противящейся ему народ диких киргизов, кочующих в горах между Туркестанта и Ташкента, привести в его подвластное повиновение, на что и просил от российской стороны вспомогательного войска; и как ему зделан в том отказ, то он, огорчась на то, уже и вяще ездою в крепости здешние уклонился, а спешил исполнить свое намерение следующим порядком: [140]

2-е. Призвав своих детей, биев и главных старшин, положили совет, чтоб, собрав орды их, киргис-кайсаков, зделать на киргизов нападение и привести к себе в подданство; куда он, Аблай, тогда ж, то есть в 1779 году, весною, с немалым числом людства (коего щитают до двенатцати тысяч) отправился. А между тем за три дни своего движения послал к китайскому двору сына своего Сыдык-солтана с двенадцатью человеками служителей для того, что между ими, Аблаем с китайским ханом, отдавна положено, чрез четыре года обсылаться посланниками с извещением о здоровье их. Причем Аблай к китайскому хану писал на китайском диалекте, для чего особенного из колмык писаря себе содержит, и просил при том о присылке

вспомогательного войска на покорение означенных киргизов. Но сей посланной от него в бытность его, Ягуды, в Орде, то есть по октябрь месяц 1780 году, оттоль не возвращался, и войска от китайцов в присылке не было.

3-е. Он, Ягуда, остался при доме Аблая-хана, против Петропавловской крепости построенном, с детьми ханскими и семейством. Нынешним летом в начале октября месяца до отъезду его сюда дней за пятнатцать возвратились от Аблай-хана в отцовской их дом дети его Чингиз да Ишим-солтаны и старшина Дат-батыр с некоторым числом людей и по испытанию его, Ягуды, сказывали:

4-е. Аблай-хан, расположась между Туркестаном и границею диких киргизов,

согласясь Большей орды с Булат-ханом 78, в Туркестане живущим, делал на киргизов нападении: сперва посылали детей своих Чингис-солтана да племянника Абулфеиз-солтана со старшинами, но как по двум опытам те посыланные возвращались безплодно, то, собрався, сам Аблай-хан с солтанами и немалым числом людей делал сильное и нечаянное на киргизов наступление, причем удалось ему захватить знатных киргизов

биевских детей с семейством, пятнатцать кибиток, и разделили их по частям. Пять семей Аблай при себе содержит, три семьи Чингис-солтан привез в орду и поручил в смотрение Барак-хана сыну Букею 79 да Тяукею-солтану, три семьи отправлены в Туркестан к Булат-хану, да две Абулфеис-солтану отданы; однако не на таком

положении, чтоб их сделать ясырями, но содержут до точного всех покорения в аманатах на хорошем трактаменте.

5-е. Из тех диких киргизов большая часть сим захватом аманата впослушание Аблая приведена, а остался только один Садык-бий со всею его волостью, за чем и Аблай не отступает теперешнего его места [141] пребывания,старается всячески взять и от сего последнего аманата.Ежели добровольно  не согласится , то намерен сделать на него нападение, к чему и покоренные им киргизы помогать обещались.

6-е. Чингис-солтан и старшина Дат-батыр, сказали, что сей народ киргизы одного с ними магометанскаго закона и гораздо многолюдны, в воинском действии и во всех поступках против Орды киргис-кайсак острее и проворнее.

7-е. В разсуждении многолюдства и проворства киргизов никак не уповательно было, чтоб Аблай мог их победить и к своему повиновению привести, но помогло ему:

1-е — нечаяной наступ, коим воспользовался захватить биевских детей, а притом

 2-е — лжевымышленной поступок: из Петропавловской крепости бежавшей во всей амуниции солдат Яков, чей прозваньем не знает, за год до подъему Аблая в поход находился при нем, и когда Аблай по некотором сражении посылал от себя к киргизам для увещевания своих теленгутов, то с ними отправлен был и означенной беглой солдат, одетой в амуниции с таким устращиванием: якобы он, Аблай, имеет у себя на помощь немалочисленное и сильное российское войскос оружием и доказывал тем самым солдатом.Апритом 3-е: к щастию его, Аблая, на китайской границе расположено китайского войска пятьсот человек для обыкновенной по границе стражи, то Аблай

киргизам доказывал, будто и то китайское войско, так же в помощь ему, Аблаю, тут прислано, отчего киргизы и пришли в немалую робость, а Аблай, пользуясь сим случаем, надеится всех их привести под свое началие.


 


 

8-е. Дети Аблаевы: Вали, Чингис-солтан и старшина Дат-батыр (кои у него первые

любимцы и во всех делах верные советники) при разговорах уверяли его, Ягуду, и

протчих киргисцов, что Аблай-хан непременно сего года весною, решась, с

киргизами возвратится на прежнее его место, то есть в построенной при линии дом.


 


 

9-е. Старшей сын Аблаев Вали-солтан, управляющей теперь Ордою, к нему, Аблаю,

чрез него, Ягуду, писал, чтоб он поспешал возвращением в дом свой, о чем и

протчие его дети и жены такою ж прозьбою его убеждают и надеются, что он

непременно весною к ним возвратится. Сей солтан против протчих гораздо хороших

свойств и разумной человек, коего всею ордою почитают и в случае Аблаевой смерти

на ханство его прочат. Он теперь всею Ордою управляет и к здешней стороне имеет

всегдашнее усердие и доброжелательство. [142]


 


 

10-е. Аблай-хан к китайской стороне, как он, Ягуда, при всегдашнем примечании

видеть мог, никакой преданности не имеет, а всегда полагает за лутче быть

зависимым к Российской державе и желание свое не отменяет к принятию присланных

от высочайшего е. и. в. двора на ханское достоинство знаков. Однако получить их

чтится не инаково, как в присутствии г-на оренбургского губернатора по близости

его кочевки на Сибирских линиях в Петропавловской крепости, к чему для

великолепнаго ознаменования сего возлагаемого на него достоинства намерен взять

с собою Средней и Большой орды знатных солтанов, биев и лутчих старшин, причем и

присяги учинить не отрекается...


 


 

АВПРИ. Ф. 122/3. 1779-1780 гг. Д. I. Л. 75-77 об.; Опубл.: МОЦА-2. Док. № 236. С.

201-203.


 


http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1780-1800/Mat_rassl_orenb_kanz/text.htm
 



 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Kenan сказал:

Назовем эти отношения не "братскими" а любыми другими, главное чтоб не было враждебных настроений между народами. 
Полагаю, что казахское быдло от комлексов избавится пораньше многих в Центральной Азии. Мы своих хоть как-то пресекаем. 

У людей-обывателей может свое мнение, главное чтобы не было оскорблений. Плохо, когда подобную ахинею несут представители высших эшелонов власти соседней страны. Это в том числе и подогревает подобные настроения среди обывателей.

Наши народы очень близки. Как раз обычно близкие народы-соседи между собой и грызутся. Итак во всем мире. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, bektemir2 сказал:

Это ваши казахские сказки. А теперь читайте как было на самом деле:

Читаем

Цитата

 

Непокорность Аблая сделалась еще очевиднее, когда он, получив отказ в присылке к нему русского войска для войны с дикими киргизами, решительно отказался выдавать из своей орды как пленных россиян, так и туркмен-цев, которые были увлечены из Астраханской губернии калмыками и остались у киргиз-казаков. Справедливо раздраженное дерзостью Аблая правительство русское прекратило ему выдачу жалованья, и потом искало средств унизить его власть поддержанием и усилением кого-нибудь [256] из султанов, находившихся с ним во вражде. Некоторые меры к тому уже были приняты, даже думали взять его в плен и отправить внутрь России, но он в то самое время, собрав войско, отправился на бурутов, нанес им сильное поражение, взял с них аманатов и остался кочевать близ Туркестана.

Живя тут, построил он сыну своему султану Адилю по просьбе повиновавшихся ему киргиз-казаков Большой орды при речке Талаш дом, обнес оный валом, основал около него селение из каракалпаков, привыкших к хлебопашеству. Плененных им во множестве бурутов отослал он в северную часть Средней орды, где они и дети их доныне живут, составляя род, известный под именем джа-ны, или яны-киргиз, то есть новые киргизы.

 

И да.

35 минут назад, bektemir2 сказал:

Из тех диких киргизов большая часть сим захватом аманата в послушание Аблая приведена, а остался только один Садык-бий со всею его волостью

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Le_Raffine сказал:

Читаем

 

Цитата

 

 

 

4-е. Аблай-хан, расположась между Туркестаном и границею диких киргизов,http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1780-1800/Mat_rassl_orenb_kanz/text.htm


согласясь Большей орды с Булат-ханом 78, в Туркестане живущим, делал на киргизов нападении: сперва посылали детей своих Чингис-солтана да племянника Абулфеиз-солтана со старшинами, но как по двум опытам те посыланные возвращались безплодно, то, собрався, сам Аблай-хан с солтанами и немалым числом людей делал сильное и нечаянное на киргизов наступление, причем удалось ему захватить знатных киргизов


биевских детей с семейством, пятнатцать кибиток, и разделили их по частям. Пять семей Аблай при себе содержит, три семьи Чингис-солтан привез в орду и поручил в смотрение Барак-хана сыну Букею 79 да Тяукею-солтану, три семьи отправлены в Туркестан к Булат-хану, да две Абулфеис-солтану отданы; однако не на таком


положении, чтоб их сделать ясырями, но содержут до точного всех покорения в аманатах на хорошем трактаменте

Плохо читаете. В результате подлого нападения  захватил " знатных киргизов биевских детей,15 кибиток". Потом сбежал, прикрываясь детьми. Вот и все его "успехи". Стыд и позор для хана .

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, bektemir2 сказал:

Плохо читаете. В результате подлого нападения  захватил " знатных киргизов биевских детей,15 кибиток". Потом сбежал, прикрываясь детьми. Вот и все его "успехи". Стыд и позор для хана .

Брать аманатов было в порядке вещей и это всего лишь один из эпизодов.  К слову позор это то, что противники Аблая испугались одного русского солдата-бомжа. :D

Бартольд:

Цитата

Во второй половине XVIII в. киргизы подверглись нападению со стороны Аблая, хана казахской средней орды (умер в 1787 г.); Аблай "нанес кара-киргизам жестокое поражение в открытой битве и сильно опустошил их страну". В XIX в. киргизы, как в Фергане, так и в горах к северо-востоку от нее считались подданными кокандских ханов; некоторым из них показалось более выгодным отдаться под покровительство России, приняв на себя обязанность провожать русские караваны в Кашгарию

1774 год

/28а/ Еще императорский приказ.

Цитата

Как сообщил Илэту, по словам казаха Туйсокэбин, Аблай и Абдулфеиз возглавили много народу, двинулись в Карабалдань и сразились с бурутами, награбили много скота у бурутского населения. Бурут Атаке бежал в Талас. Снова потерпели поражение и погибли в бою тысяча с лишним человек, были ограблены тысяча с лишним, среди них много старейшин. Поскольку буруты были ограблены казахами, обязательно захотят снова отомстить, или пришлют человека с просьбой заступиться за них. 286 Я прежде много раз ясно указывал: снова передаю приказ Илэту; ееяи буруты пришлют человека, то объявить: "Вы грабите друг друга, дело обычное. Прежде вы грабили казахов, я не вмешивался. Ныне, если за вас вступиться и если казахи приедут с просьбой, как быть? Совершенно нет резона покровительствовать одной стороне". Так уведомьте и отправьте обратно. Также довести приказ до сведения Цин Гуя.

 

 

Цитата

 

Это был последний поход Аблай хана, который, видимо, состоялся осенью 1779 г. или ранней весной 1780 г. Кроме архивных материалов есть устные материалы, подтверждающие первую версию. В «Песне об Аблай хане», записанной Ч. Валихановым, встречаются такие строки: «ай Жаугачым, Жаугачым сен бара тур, бара тур сумбуле туусун жалтыйып, ат семирсин кынтыйып» или еще в строках «тагы бир мезгил болганда сумбуле тууду жалтыйып ат семирди кынтыйып... хан Аблай таксырхан улу бир йузден кол жиди, кичи бир йузден кол жиди...» - что без всякого сомнения указывает на то, что действие происходило в осеннее время (5,259-260). Второй факт который мы учитывали, состоит в том, что во время похода Аблай хана, как об этом подтверждает рукопись Алымбекова Тургунбека, верховный бий кыргызов Эсенгул баатыр возвращался из Уч-Алматы в Ак-Бешим на осенние пастбища еще в будучи в неведении о происходившем. (1,327).
Таким образом, не все знали о предстоящем походе Аблая в, котором он действует в трех направлениях. Первую часть войск он отправляет в Таласском направлении к Садыр баатыру, вторую - в сторону Аулие-Ата и третью - в Чуй в кочевье Жайыл баатыра. В результате этого похода Садыр со своим сыном попадает в руки Аблай хана. Жайыл баатыр, потерпев поражение с тремя сыновьями, попадает в плен к Аблай хану, но при помощи Жоогач баатыра освобождается младший сын.
После этого события кыргызские бии, посоветовавшись, отправляют Тулеберди бия в Туюшкен в ставку Аблай хана для перемирия.

 

 

 

 

Цитата

Между тем, кыргызы узнав намерение казахов сами направили послов, предлагая мирное соглашение, но, Абулпеиз-султан отказал их принимать, так как в это время не было Аблай-хана [24. л. 34-39 об]. В начале 1773-г. Аблай-хан взял г. Ташкент [17. 688], после чего (до августа месяца) ходил войною против кыргызов, где взял около 600 пленных [21. 173, 24. л. 173, 182, 212]. Теперь кыргызы были вынуждены согласиться с требованиями казахов, и вторично отдали в аманаты своих детей [7., 30. 175]

 

Цитата

Далее, 1779 г. 27 июля сообщавший о поездке к Аблай хану, капитан Г. Лилингрейн записал, что: «…он, хан,
намерение имеет, собрав всех своих подчиненных киргиз-кайсак и сколько может умножа людей, ехать для усмирения вышедших из послушания ево, Аблай-хана, киргисцов, где и пробыть хочет года три или по усмирении их остаться и вовсе на житье. Ехать же туда намерение кладет ныняшняго года в сентябре месяце, а наперед отправил уже туда сына своего Рюстим-солтана» [18. 96-97]. Когда этот весть дошло до кыргызов, они вновь направили своих послов (теперь уже 40 человек, из них 4 были из сарыбагышов и солто). Аблай-хан принял их гостеприимно и тогда впервые отличился Тулеберди – сын Джамансарта, вступивший от имени солто и сарыбагышов, что; «кыргызы, вместе Верховным батыром сможет остановить Садыра, но нет человека сумевший обуздать вашего Бердикожа…» [5. 39-40] и предложил жить мирно под присмотром самого Аблай-хана. Согласившись, Аблай-хан, тем не менее, предупредил кыргызов в лице Эсенкул-батыра, что он «не желает быть ханом-убийцей», но только пусть Садыр-батыр оставить казахов в покое [5. 40]. Послы вернулись весной, и по приезду Тулеберди об этой просьбе казахов подробно доложил Эсенкулу. С такими доводами нельзя была не согласиться, поэтому Эсенкул-батыр сразу же посылает Кебек-бия к Садыру и Момокону, чтобы они отказались от своих набегов и временно откочевали ближе, т. е. к остальным солто. И пообещал, потом уладить все претензии казахов, если они справедливые. Выслушав Кебек-бия в начале Садыр-батыр соглашается. А Джаил-батыр ответил, что: «поддержит любое решение Момокона». Момокон согласился быстро, но «так как сейчас время весеннего окота, он обещал присоединиться к остальным родам кыргызов (солто) в летнее время». Но, как только Кебек бий ушел, Садыр пришел к Момокону, предложив: «проучить Сарткула» (т.е. раба из сартского предложения, имея в виду Аблая, кстати, потом и сын Барак султана «Даир-салтан вошел в претензии», что «Аблай-хан принял на себя ханское достоинство неправильно…» (?) 6. 37) отогнав его из Тугушкена [5. 41]. Момокон и Джаил-батыр согласились, и они напали на казахов, живущих в местности Кошогонун Кокжото убив одного знатного человека из родоплемени ботбай – рода Кудайкул [5. 45], где кыргызы тогда три раза подряд угнали табун коней [18. док. № 53]. Убитый оказался близким человеком Аблая. Узнав об этих инцидентах Тулеберди предложил Садыру скрыться в Кетментюбе и сам хотел поехать «Верховному батыру», чтобы сообщить случившимся. Но его остановил Момокон, сказав; «…пока ты молод и еще рано тебе давать советы старшим» [5. 47]. Не только Тулеберди, однажды ночью Момокону пришел даже казахский батыр Джогач (они были приятелями), предупредив, что «…Аблай уже готов» и ему надо или скрыться, или пора предупредить Эсенкула. Момокон и ему отказал, пошутив, чтобы он не переживал, потому что он первым уложит своим копьем Аблая. Тем временем, т. е. 1780 г. Аблай-хан разделив предварительно на три больших отряда напал ночью, обещая, что теперь он не пойдет против кыргызов, а пойдет «против Садыра» [5. 45]. Правый фланг, которым управлял Бердикожа направился прямо в Капку, где взяли в плен самого Садыра, с сыном Доскулу [5. 48, 30. 172-173]. Главный отряд, в котором и был сам Аблай-хан, взял направление в сторону Олуяаты; третий отряд казахов направился на восток, в сторону реки Корготу, где и Джаил-батыр не «пал на поле», как говорит Ч. Валиханов [11. 375], а попал в плен со своими сыновьями. Идущие в помощь им таласские кыргызы ошиблись, приняв казахов за своих и были www.bizdin.kg
11
перебиты у реки Корготу. Казахи взяли много пленных. Не успевший к началу сражений Сеит, узнав, что Садыр (его брат) попал в плен, повернул своего коня назад. Когда приехал из Учалматы Эсенкул-батыр (перед самым нападением к нему самостоятельно поехал Тулеберди) сражение давно закончилось. По приезду Эсенкул-батыр вновь собрал всех кыргызских биев, где приняли решение перед Аблаем определиться с границами, чтобы больше не было территориальные претензии друг другу. Послом выбрали опять Тулеберди (ему исполнилось уже 22 года и это было его третье посещение), с одним товарищем (имя которого пока неизвестно). На этот раз старейшины казахов при Аблая дали согласие считать границу, начиная с реки Терс (что в горах Буурула), далее с Туймекента пересекая перевал Куюк – Абылкайыр (каз. Абулхаир, примерно современный Ордобасы, т. е. та урочища Кочкората и теперь осталась за кыргызам) и доехав до Тугушкена повернув сторону реки Чу, где впадает к нему река Корготу, потом с перевала Чокмора (Чокпар) до реки Или (почти повторяя линию очерченной Мухаммед Хайдаром). Самым спорным оказался прибалхашская степь Сарытаукум (Желтогорные пески), но конечном итоге она осталась за казахами [5. 53]. После чего кыргызы обязались жить мирно и отдали в аманаты детей, из семьи знатных биев, среди которых был и сын самого Эсенкула – Найман [11.376].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что теперешние кыргызские и казахские народы сейчас стали жить свободными и суверенными, в первую очередь заслужили те наши предки, которые прошли многовековую тернистую дорогу, иногда взяв в руку оружие, но большинство случаев победившие языком дипломатии. Но, пройдет века, и такие дипломатические подвиги не станут востребованы, как раньше, потому что, здесь появится с новым возросшим аппетитом и передовым вооружением такие государства, как Кокандское ханство, Цинская и Российская империя, даже сама королевская Англия. Конечно, своим вмешательством они окончательно «помогуть» изменить следы тогдашних границ. Но, это уже будет другое исследование.


 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Le_Raffine сказал:
2 часа назад, bektemir2 сказал:

Плохо читаете. В результате подлого нападения  захватил " знатных киргизов биевских детей,15 кибиток". Потом сбежал, прикрываясь детьми. Вот и все его "успехи". Стыд и позор для хана .

Брать аманатов было в порядке вещей и это всего лишь один из эпизодов.

Бартольд:

Цитата

Во второй половине XVIII в. киргизы подверглись нападению со стороны Аблая, хана казахской средней орды (умер в 1787 г.); Аблай "нанес кара-киргизам жестокое поражение в открытой битве и сильно опустошил их страну". В XIX в. киргизы, как в Фергане, так и в горах к северо-востоку от нее считались подданными кокандских ханов; некоторым из них показалось более выгодным отдаться под покровительство России, приняв на себя обязанность провожать русские караваны в Кашгарию

1774 год

/28а/ Еще императорский приказ.

Цитата

Как сообщил Илэту, по словам казаха Туйсокэбин, Аблай и Абдулфеиз возглавили много народу, двинулись в Карабалдань и сразились с бурутами, награбили много скота у бурутского населения. Бурут Атаке бежал в Талас. Снова потерпели поражение и погибли в бою тысяча с лишним человек, были ограблены тысяча с лишним, среди них много старейшин. Поскольку буруты были ограблены казахами, обязательно захотят снова отомстить, или пришлют человека с просьбой заступиться за них. 286 Я прежде много раз ясно указывал: снова передаю приказ Илэту; ееяи буруты пришлют человека, то объявить: "Вы грабите друг друга, дело обычное. Прежде вы грабили казахов, я не вмешивался. Ныне, если за вас вступиться и если казахи приедут с просьбой, как быть? Совершенно нет резона покровительствовать одной стороне". Так уведомьте и отправьте обратно. Также довести приказ до сведения Цин Гуя.


 


 

Цитата


 

Это был последний поход Аблай хана, который, видимо, состоялся осенью 1779 г. или ранней весной 1780 г. Кроме архивных материалов есть устные материалы, подтверждающие первую версию. В «Песне об Аблай хане», записанной Ч. Валихановым, встречаются такие строки: «ай Жаугачым, Жаугачым сен бара тур, бара тур сумбуле туусун жалтыйып, ат семирсин кынтыйып» или еще в строках «тагы бир мезгил болганда сумбуле тууду жалтыйып ат семирди кынтыйып... хан Аблай таксырхан улу бир йузден кол жиди, кичи бир йузден кол жиди...» - что без всякого сомнения указывает на то, что действие происходило в осеннее время (5,259-260). Второй факт который мы учитывали, состоит в том, что во время похода Аблай хана, как об этом подтверждает рукопись Алымбекова Тургунбека, верховный бий кыргызов Эсенгул баатыр возвращался из Уч-Алматы в Ак-Бешим на осенние пастбища еще в будучи в неведении о происходившем. (1,327).
Таким образом, не все знали о предстоящем походе Аблая в, котором он действует в трех направлениях. Первую часть войск он отправляет в Таласском направлении к Садыр баатыру, вторую - в сторону Аулие-Ата и третью - в Чуй в кочевье Жайыл баатыра. В результате этого похода Садыр со своим сыном попадает в руки Аблай хана. Жайыл баатыр, потерпев поражение с тремя сыновьями, попадает в плен к Аблай хану, но при помощи Жоогач баатыра освобождается младший сын.
После этого события кыргызские бии, посоветовавшись, отправляют Тулеберди бия в Туюшкен в ставку Аблай хана для перемирия.


 


 


 


 

Цитата

Между тем, кыргызы узнав намерение казахов сами направили послов, предлагая мирное соглашение, но, Абулпеиз-султан отказал их принимать, так как в это время не было Аблай-хана [24. л. 34-39 об]. В начале 1773-г. Аблай-хан взял г. Ташкент [17. 688], после чего (до августа месяца) ходил войною против кыргызов, где взял около 600 пленных [21. 173, 24. л. 173, 182, 212]. Теперь кыргызы были вынуждены согласиться с требованиями казахов, и вторично отдали в аманаты своих детей [7., 30. 175]


 

Цитата

Далее, 1779 г. 27 июля сообщавший о поездке к Аблай хану, капитан Г. Лилингрейн записал, что: «…он, хан,
намерение имеет, собрав всех своих подчиненных киргиз-кайсак и сколько может умножа людей, ехать для усмирения вышедших из послушания ево, Аблай-хана, киргисцов, где и пробыть хочет года три или по усмирении их остаться и вовсе на житье. Ехать же туда намерение кладет ныняшняго года в сентябре месяце, а наперед отправил уже туда сына своего Рюстим-солтана» [18. 96-97]. Когда этот весть дошло до кыргызов, они вновь направили своих послов (теперь уже 40 человек, из них 4 были из сарыбагышов и солто). Аблай-хан принял их гостеприимно и тогда впервые отличился Тулеберди – сын Джамансарта, вступивший от имени солто и сарыбагышов, что; «кыргызы, вместе Верховным батыром сможет остановить Садыра, но нет человека сумевший обуздать вашего Бердикожа…» [5. 39-40] и предложил жить мирно под присмотром самого Аблай-хана. Согласившись, Аблай-хан, тем не менее, предупредил кыргызов в лице Эсенкул-батыра, что он «не желает быть ханом-убийцей», но только пусть Садыр-батыр оставить казахов в покое [5. 40]. Послы вернулись весной, и по приезду Тулеберди об этой просьбе казахов подробно доложил Эсенкулу. С такими доводами нельзя была не согласиться, поэтому Эсенкул-батыр сразу же посылает Кебек-бия к Садыру и Момокону, чтобы они отказались от своих набегов и временно откочевали ближе, т. е. к остальным солто. И пообещал, потом уладить все претензии казахов, если они справедливые. Выслушав Кебек-бия в начале Садыр-батыр соглашается. А Джаил-батыр ответил, что: «поддержит любое решение Момокона». Момокон согласился быстро, но «так как сейчас время весеннего окота, он обещал присоединиться к остальным родам кыргызов (солто) в летнее время». Но, как только Кебек бий ушел, Садыр пришел к Момокону, предложив: «проучить Сарткула» (т.е. раба из сартского предложения, имея в виду Аблая, кстати, потом и сын Барак султана «Даир-салтан вошел в претензии», что «Аблай-хан принял на себя ханское достоинство неправильно…» (?) 6. 37) отогнав его из Тугушкена [5. 41]. Момокон и Джаил-батыр согласились, и они напали на казахов, живущих в местности Кошогонун Кокжото убив одного знатного человека из родоплемени ботбай – рода Кудайкул [5. 45], где кыргызы тогда три раза подряд угнали табун коней [18. док. № 53]. Убитый оказался близким человеком Аблая. Узнав об этих инцидентах Тулеберди предложил Садыру скрыться в Кетментюбе и сам хотел поехать «Верховному батыру», чтобы сообщить случившимся. Но его остановил Момокон, сказав; «…пока ты молод и еще рано тебе давать советы старшим» [5. 47]. Не только Тулеберди, однажды ночью Момокону пришел даже казахский батыр Джогач (они были приятелями), предупредив, что «…Аблай уже готов» и ему надо или скрыться, или пора предупредить Эсенкула. Момокон и ему отказал, пошутив, чтобы он не переживал, потому что он первым уложит своим копьем Аблая. Тем временем, т. е. 1780 г. Аблай-хан разделив предварительно на три больших отряда напал ночью, обещая, что теперь он не пойдет против кыргызов, а пойдет «против Садыра» [5. 45]. Правый фланг, которым управлял Бердикожа направился прямо в Капку, где взяли в плен самого Садыра, с сыном Доскулу [5. 48, 30. 172-173]. Главный отряд, в котором и был сам Аблай-хан, взял направление в сторону Олуяаты; третий отряд казахов направился на восток, в сторону реки Корготу, где и Джаил-батыр не «пал на поле», как говорит Ч. Валиханов [11. 375], а попал в плен со своими сыновьями. Идущие в помощь им таласские кыргызы ошиблись, приняв казахов за своих и были www.bizdin.kg
11
перебиты у реки Корготу. Казахи взяли много пленных. Не успевший к началу сражений Сеит, узнав, что Садыр (его брат) попал в плен, повернул своего коня назад. Когда приехал из Учалматы Эсенкул-батыр (перед самым нападением к нему самостоятельно поехал Тулеберди) сражение давно закончилось. По приезду Эсенкул-батыр вновь собрал всех кыргызских биев, где приняли решение перед Аблаем определиться с границами, чтобы больше не было территориальные претензии друг другу. Послом выбрали опять Тулеберди (ему исполнилось уже 22 года и это было его третье посещение), с одним товарищем (имя которого пока неизвестно). На этот раз старейшины казахов при Аблая дали согласие считать границу, начиная с реки Терс (что в горах Буурула), далее с Туймекента пересекая перевал Куюк – Абылкайыр (каз. Абулхаир, примерно современный Ордобасы, т. е. та урочища Кочкората и теперь осталась за кыргызам) и доехав до Тугушкена повернув сторону реки Чу, где впадает к нему река Корготу, потом с перевала Чокмора (Чокпар) до реки Или (почти повторяя линию очерченной Мухаммед Хайдаром). Самым спорным оказался прибалхашская степь Сарытаукум (Желтогорные пески), но конечном итоге она осталась за казахами [5. 53]. После чего кыргызы обязались жить мирно и отдали в аманаты детей, из семьи знатных биев, среди которых был и сын самого Эсенкула – Найман [11.376].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что теперешние кыргызские и казахские народы сейчас стали жить свободными и суверенными, в первую очередь заслужили те наши предки, которые прошли многовековую тернистую дорогу, иногда взяв в руку оружие, но большинство случаев победившие языком дипломатии. Но, пройдет века, и такие дипломатические подвиги не станут востребованы, как раньше, потому что, здесь появится с новым возросшим аппетитом и передовым вооружением такие государства, как Кокандское ханство, Цинская и Российская империя, даже сама королевская Англия. Конечно, своим вмешательством они окончательно «помогуть» изменить следы тогдашних границ. Но, это уже будет другое исследование.


 

Вы приводите данные записанные со слов, очевидно, казахов и не дали ни одной ссылки . Я же привел донесение беспристрастного очевидца:

Цитата

6-е. Чингис-солтан и старшина Дат-батыр, сказали, что сей народ киргизы одного с ними магометанскаго закона и гораздо многолюдны, в воинском действии и во всех поступках против Орды киргис-кайсак острее и проворнее.

7-е. В разсуждении многолюдства и проворства киргизов никак не уповательно было, чтоб Аблай мог их победить и к своему повиновению привести, но помогло ему:

1-е — нечаяной наступ, коим воспользовался захватить биевских детей, а притом

 2-е — лжевымышленной поступок: из Петропавловской крепости бежавшей во всей амуниции солдат Яков, чей прозваньем не знает, за год до подъему Аблая в поход находился при нем, и когда Аблай по некотором сражении посылал от себя к киргизам для увещевания своих теленгутов, то с ними отправлен был и означенной беглой солдат, одетой в амуниции с таким устращиванием: якобы он, Аблай, имеет у себя на помощь немалочисленное и сильное российское войскос оружием и доказывал тем самым солдатом.Апритом 3-е: к щастию его, Аблая, на китайской границе расположено китайского войска пятьсот человек для обыкновенной по границе стражи, то Аблай

киргизам доказывал, будто и то китайское войско, так же в помощь ему, Аблаю, тут прислано, отчего киргизы и пришли в немалую робость, а Аблай, пользуясь сим случаем, надеится всех их привести под свое началие.

Два раза сыновья Аблая потерпели неудачу и только в третий раз хитростью и коварством ему удалось захватить 15 кибиток. Всего лишь 500  солтинцев во главе с Жайил батыром задали ему такую трепку, что надолго отбили Аблаю всякую  охоту нападать на кыргызов.   Судя по тому, что просил помощь у русского царя , у китайцев не очень то он верил в свои силы. Все остальное это казахские понты, в этом вы мастера. Как сами казахи говорят - казах без понтов это беспонтовый казах. 
 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, bektemir2 сказал:

Вы приводите данные записанные со слов, очевидно, казахов и не дали ни одной ссылки . Я же привел донесение беспристрастного очевидца:

Я привел донесение из китайского документа, сведения академика Бартольда, а две последних цитаты это фрагменты работ киргизских историков, основанные на киргизских же шежире. :D

Турганбаев Элебай

Политическая обстановка в Северном Кыргызстане в период распада Джунгарского ханства (1745-1780 гг.)

Цитата

Между тем, кыргызы узнав намерение казахов сами направили послов, предлагая мирное соглашение, но, Абулпеиз-султан отказал их принимать, так как в это время не было Аблай-хана [24. л. 34-39 об]. В начале 1773-г. Аблай-хан взял г. Ташкент [17. 688], после чего (до августа месяца) ходил войною против кыргызов, где взял около 600 пленных [21. 173, 24. л. 173, 182, 212]. Теперь кыргызы были вынуждены согласиться с требованиями казахов, и вторично отдали в аманаты своих детей [7., 30. 175]

 

 

Цитата

Далее, 1779 г. 27 июля сообщавший о поездке к Аблай хану, капитан Г. Лилингрейн записал, что: «…он, хан,
намерение имеет, собрав всех своих подчиненных киргиз-кайсак и сколько может умножа людей, ехать для усмирения вышедших из послушания ево, Аблай-хана, киргисцов, где и пробыть хочет года три или по усмирении их остаться и вовсе на житье. Ехать же туда намерение кладет ныняшняго года в сентябре месяце, а наперед отправил уже туда сына своего Рюстим-солтана» [18. 96-97]. Когда этот весть дошло до кыргызов, они вновь направили своих послов (теперь уже 40 человек, из них 4 были из сарыбагышов и солто). Аблай-хан принял их гостеприимно и тогда впервые отличился Тулеберди – сын Джамансарта, вступивший от имени солто и сарыбагышов, что; «кыргызы, вместе Верховным батыром сможет остановить Садыра, но нет человека сумевший обуздать вашего Бердикожа…» [5. 39-40] и предложил жить мирно под присмотром самого Аблай-хана. Согласившись, Аблай-хан, тем не менее, предупредил кыргызов в лице Эсенкул-батыра, что он «не желает быть ханом-убийцей», но только пусть Садыр-батыр оставить казахов в покое [5. 40]. Послы вернулись весной, и по приезду Тулеберди об этой просьбе казахов подробно доложил Эсенкулу. С такими доводами нельзя была не согласиться, поэтому Эсенкул-батыр сразу же посылает Кебек-бия к Садыру и Момокону, чтобы они отказались от своих набегов и временно откочевали ближе, т. е. к остальным солто. И пообещал, потом уладить все претензии казахов, если они справедливые. Выслушав Кебек-бия в начале Садыр-батыр соглашается. А Джаил-батыр ответил, что: «поддержит любое решение Момокона». Момокон согласился быстро, но «так как сейчас время весеннего окота, он обещал присоединиться к остальным родам кыргызов (солто) в летнее время». Но, как только Кебек бий ушел, Садыр пришел к Момокону, предложив: «проучить Сарткула» (т.е. раба из сартского предложения, имея в виду Аблая, кстати, потом и сын Барак султана «Даир-салтан вошел в претензии», что «Аблай-хан принял на себя ханское достоинство неправильно…» (?) 6. 37) отогнав его из Тугушкена [5. 41]. Момокон и Джаил-батыр согласились, и они напали на казахов, живущих в местности Кошогонун Кокжото убив одного знатного человека из родоплемени ботбай – рода Кудайкул [5. 45], где кыргызы тогда три раза подряд угнали табун коней [18. док. № 53]. Убитый оказался близким человеком Аблая. Узнав об этих инцидентах Тулеберди предложил Садыру скрыться в Кетментюбе и сам хотел поехать «Верховному батыру», чтобы сообщить случившимся. Но его остановил Момокон, сказав; «…пока ты молод и еще рано тебе давать советы старшим» [5. 47]. Не только Тулеберди, однажды ночью Момокону пришел даже казахский батыр Джогач (они были приятелями), предупредив, что «…Аблай уже готов» и ему надо или скрыться, или пора предупредить Эсенкула. Момокон и ему отказал, пошутив, чтобы он не переживал, потому что он первым уложит своим копьем Аблая. Тем временем, т. е. 1780 г. Аблай-хан разделив предварительно на три больших отряда напал ночью, обещая, что теперь он не пойдет против кыргызов, а пойдет «против Садыра» [5. 45]. Правый фланг, которым управлял Бердикожа направился прямо в Капку, где взяли в плен самого Садыра, с сыном Доскулу [5. 48, 30. 172-173]. Главный отряд, в котором и был сам Аблай-хан, взял направление в сторону Олуяаты; третий отряд казахов направился на восток, в сторону реки Корготу, где и Джаил-батыр не «пал на поле», как говорит Ч. Валиханов [11. 375], а попал в плен со своими сыновьями. Идущие в помощь им таласские кыргызы ошиблись, приняв казахов за своих и были www.bizdin.kg
11
перебиты у реки Корготу. Казахи взяли много пленных. Не успевший к началу сражений Сеит, узнав, что Садыр (его брат) попал в плен, повернул своего коня назад. Когда приехал из Учалматы Эсенкул-батыр (перед самым нападением к нему самостоятельно поехал Тулеберди) сражение давно закончилось. По приезду Эсенкул-батыр вновь собрал всех кыргызских биев, где приняли решение перед Аблаем определиться с границами, чтобы больше не было территориальные претензии друг другу. Послом выбрали опять Тулеберди (ему исполнилось уже 22 года и это было его третье посещение), с одним товарищем (имя которого пока неизвестно). На этот раз старейшины казахов при Аблая дали согласие считать границу, начиная с реки Терс (что в горах Буурула), далее с Туймекента пересекая перевал Куюк – Абылкайыр (каз. Абулхаир, примерно современный Ордобасы, т. е. та урочища Кочкората и теперь осталась за кыргызам) и доехав до Тугушкена повернув сторону реки Чу, где впадает к нему река Корготу, потом с перевала Чокмора (Чокпар) до реки Или (почти повторяя линию очерченной Мухаммед Хайдаром). Самым спорным оказался прибалхашская степь Сарытаукум (Желтогорные пески), но конечном итоге она осталась за казахами [5. 53]. После чего кыргызы обязались жить мирно и отдали в аманаты детей, из семьи знатных биев, среди которых был и сын самого Эсенкула – Найман [11.376].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что теперешние кыргызские и казахские народы сейчас стали жить свободными и суверенными, в первую очередь заслужили те наши предки, которые прошли многовековую тернистую дорогу, иногда взяв в руку оружие, но большинство случаев победившие языком дипломатии. Но, пройдет века, и такие дипломатические подвиги не станут востребованы, как раньше, потому что, здесь появится с новым возросшим аппетитом и передовым вооружением такие государства, как Кокандское ханство, Цинская и Российская империя, даже сама королевская Англия. Конечно, своим вмешательством они окончательно «помогуть» изменить следы тогдашних границ. Но, это уже будет другое исследование.

 
КЫРГЫЗСКО-КАЗАХСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ПОГРАНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ XVIII-XIX ВВ.

Кыргызско- казахские взоимоотношение и пограничные вопросы XVIII-XIX вв. Асанов Т.И.

 
Цитата

Это был последний поход Аблай хана, который, видимо, состоялся осенью 1779 г. или ранней весной 1780 г. Кроме архивных материалов есть устные материалы, подтверждающие первую версию. В «Песне об Аблай хане», записанной Ч. Валихановым, встречаются такие строки: «ай Жаугачым, Жаугачым сен бара тур, бара тур сумбуле туусун жалтыйып, ат семирсин кынтыйып» или еще в строках «тагы бир мезгил болганда сумбуле тууду жалтыйып ат семирди кынтыйып... хан Аблай таксырхан улу бир йузден кол жиди, кичи бир йузден кол жиди...» - что без всякого сомнения указывает на то, что действие происходило в осеннее время (5,259-260). Второй факт который мы учитывали, состоит в том, что во время похода Аблай хана, как об этом подтверждает рукопись Алымбекова Тургунбека, верховный бий кыргызов Эсенгул баатыр возвращался из Уч-Алматы в Ак-Бешим на осенние пастбища еще в будучи в неведении о происходившем. (1,327).
Таким образом, не все знали о предстоящем походе Аблая в, котором он действует в трех направлениях. Первую часть войск он отправляет в Таласском направлении к Садыр баатыру, вторую - в сторону Аулие-Ата и третью - в Чуй в кочевье Жайыл баатыра. В результате этого похода Садыр со своим сыном попадает в руки Аблай хана. Жайыл баатыр, потерпев поражение с тремя сыновьями, попадает в плен к Аблай хану, но при помощи Жоогач баатыра освобождается младший сын.
После этого события кыргызские бии, посоветовавшись, отправляют Тулеберди бия в Туюшкен в ставку Аблай хана для перемирия.

 

20 минут назад, bektemir2 сказал:

Два раза сыновья Аблая потерпели неудачу и только в третий раз хитростью и коварством ему удалось захватить 15 кибиток. Всего лишь 500  солтинцев во главе с Жайил батыром задали ему такую трепку, что надолго отбили Аблаю всякую  охоту нападать на кыргызов

Такую трепку задали, что все кыргызы кроме Садык бия подчинились Аблаю. Из вашей же ссылки со слов беспристрастного очевидца. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киргизы, откочевавшие на Алатау, всегда были в составе Казахского ханства. Для убедительности будем опираться на данные из киргизских источников. В своей книге «Қызыл қырғыз тарихы» (История красных киргизов) известный киргизский историк Белек Солтоноев говорит, что казахи изначально были защитой, щитом для киргизов: «Тарых боюнча 1510-жылы Касымхандын кыргызды каратпаса да калканч болгону көрүнөт. 1526-жылы анын Тайыр деген баласына кыргыздын карап турганын көрдүк» (Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарихы. Бишкек, 2003, 132 б.). Из этой книги известно, что, когда при создании Хакназар ханом административно-территориальной системы управления киргизы входили в состав Старшего жуза казахов: «Тарыхка караганда XVI кылымдын аягында казактан Акназар деген кан чыгып, бир мамлекеттин сайасы жана жеринин ыңгайына карата кичи жүз, орто жүз, улуу жүз деп үч бөлгөн. Жүз термини арап сөзүндө болук деген сөз болуп, жүзи сөз жүз дегенге айланып кеткен. Демек улуу жүз — улуу жүз, орто жүз - орто жүз, кичи жүз - кичи жүз делип кетти. Ал заман да кыргыз (улуу жүз) улуу жүзгө кирген» ( Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарихы. Бишкек, 2003, 131 б.). После этого в источниках упоминается имя киргизского вождя Кокема, который был близок к Есим хану.  Опираясь на древние легенды Ч. Валиханов писал, что в те времена киргиз-казахские отношения были очень близкими: «С киргизами отношения в те времена были более дружны и миролюбивы. Ишим хан имел в своем распоряжении родоначальника бия Кукема, при помощи которого ему удалось низвергнуть Турсуна катаганского и чанчклинского. В память союза киргизов и казаков Ишим построил в Ташкенте башню, которая существуют до сих пор и называется «Көкемнің көк күмбезі» (Синий купол Кукема). Также имя Есим хана упоминается в связи с происхождением рода под названием Катаган. По этим легендам выясняются подробности войны между Есимом и Турсыном: «Түгелдүн малы эсеби жоқ көп болгон үчүн Түгөл көп малын айдап, көчүп, Сусамырды жайлатын, андан ары Олуя-Ата-Таласқа көчүп түштү. Олуя-Атанын қаны Эр Эшимкандын элине арашалшып, көшулуп конот». Похоже, так состоялось знакомство Есим хана и киргизского бая Тугеля. Во время подготовки похода против калмыков Тугель бай подарил Есим хану скакуна Сарыпкула (Шапкула, Шарыпкула): «Шапкуланын сөөгү туюк болду деп минип алып, өзүнүн элинен миң киши қол алып, жана катаган кан Турсун дегенден миң киши қол алып, элин кан Турсынга тапшырып, эки мын қол менен жөнөп кетет. Қалмаққа барып, мөрөйү үстүп болүп, олжо аттын кара капталынан болүп, үч жылы токтолүп, қалмакты сурап калат». Вернувшийся с калмыкского похода Есим хан застал свою ставку разбитой и разграбленной: «Олуя-Атаға барса кеткен карга жок, жан адам таппай, аң-таң болыпты…Эшимкан калмакка қол аттанып, үш жылга кечигип калганда, катаган кан Турсын Эшимкандын елин чаап алып, Олуя-Атадан суруп, кол башы тесейнне жана ар кайсы жактарга, Анжиян, Ташкенге жана казакка тентриретип жиберипти». Таким образом началась война между Есим ханом и Турсыном, которая завершилась полным крахом народа катаган и гибелью Турсын хана. Услышав весть о победе Есим хана, взятии Ташкента и гибели Турсын хана, Тугель бай отправил своего сына Мангыта к Есим хану с просьбой сауга (дар, подарок из военной или охотничьей добычи). Хан, в благодарность за скакуна Сарыпкула и поддержку в войне с катаганами, подарит ему одну из дочерей Турсун хана: «Эми ошол кан Турсундүн кызынан туулган Мангыттың балдары…Сүйоркул батыр, Казыгул, Эсиркемиш, дегендерди тууган. Ошон үчүн, энелери Катаган кызы болгондуктан бул үчеенүн уругы Катаган деп аталып калды» (Қырғыздар: санжыра, тарых,мурас,салт. Т. 2, Бишкек,1993. 59 б. ) Внешняя политика Салкам Жангира была тесно связана с Восточным Туркестаном. Возможно, это было связано и с нарастающей угрозой со стороны ойратского союза. Поэтому имя Салкам Жангира в большинстве своем упоминается в связи с казахско-джунгарскими отношениями, и погиб он в 1652 году во время отражения джунгарской атаки на киргизов. В калмыкском устном творчестве это история повествуется с конкретными доказательствами: «Зимою года усун лу (1652г.) Цецен-хан возвратился в свои кочевья из похода на бурутов; в этом походе 17-летний Галдама лично заколол Янгир-Хана, повелевавшего бурутами и киргиз-кайсаками и питавшего непримиримую вражду к зюнгарскому Ердени Батур-Хон-тайчжию и его союзнику и зятю хошоутовскому Цецен-Хану» (Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969, с.45.). Во всех источниках говорится, что во времена Тауке хана киргизы относились к казахскому государству. Исторические сведения времен Тауке хана, собранные М. Тынышбаевым, позволяют понять деятельность совета «Жети жаргы»: «Главный труд Тауке хана, он создал для казахов точные правила общественной жизни. Умный и энергичный Тауке хан, которого А.И. Левшин называл «Ликург, дракон орд казачьих», был известен своей административной и законодательной деятельностью. Слабые угнетенные роды Тауке соединял в союзы, чтобы последние могли противостоять против сильных родов. Для фактического управления подвластными родами назначали 6 биев: 1) в Старшем жузе - Толе Алибеков /дулат, отделение жаныс /: 2) в Среднем жузе - Казыбек /Каз дауысты Казбек – аргын-каракесек; 3) в Младшем жузе –Айтеке /алим, торт кара, внук брата знаменитого Джалантос-батыра Самаркандского; 4) к Кыргызов - Кокым-бий Карашорин; 5) у Каракалпаков – Сасык-би; 6) бий мелких родов Катаган, Жайма и других, имя которого неизвестно» (Тынышпаев М. История казахского народа. Алматы,1993, 161-б.). Резюмируя этот период, как и писал Белек Солтоноев: «1628-жылында казак ханы эңчер бойлуу эр Эшимге кыргыздын карап тургандыгы анын баласы 1717-жылында өлгөн Тооке ханга кыргыз Анжиан, Алайга жете калмактан качканга чейин (1684-85) карап турган». Итак, согласно Белеку Солтоноеву: «демек кыргыз 1510-1685 жылдарда карап турган. Буга караганда кыргыз 170-жыл чамалуу казакка карап турган деп айтууга мүмкүн болсо керек». Здесь следует уточнить: киргизы отделились от казахов во времена «Ақтабан шұбырынды» «когда казахи пили сок березы, киргизы перешли Гиссар». Но к середине ХVІІІ века в Центральной Азии снова установилась традиционное политическое состояние. В результате кровопролитных войн Джунгарское ханство исчезло с лица земли, казахи обозначили границы со своим новым соседом Китаем. И в это время киргизы, переселившиеся из Бадахшана, стали грызться из-за земель между Иле и Чу, тес самым отбирая покой у казахов. Кокжал Барак со своими батырами в 1767 году погиб от рук киргизов, из их голов была сооружена «кәлла мұнара (башня из голов)» определяющая границу. Б. Солтоноев объясняет, что это случилось, чтобы вернуть прежний статус казахско-киргизским отношениям: «Кыргызды букара кылып үйрөнүп калган казак кыргыздын Анжиан, Алайдан келип жерине орношкондо казакка көрсөткөн кордугуна чыдай албай ... казактан жогоруда айтылган Көкжал Барак келип, кыргыз менен согушкан». Лишь после этой бойни в 1770 году Абылай отправился в Алатау. Как пишет Белек Солтоноев, после умерщвления Барака и безнаказанности за содеянное, киргизы возгордились: «Кыргыз менен казактын арасы сан Барак жеңилген соң катуу бузулуп, кыргыздын көкүрөгү өсүп, казакты баштагыдан бетер уурдап, талап, жыгып алып карактап, чоң кордук көрсөтүп, көбүнчө сайак кыргызынан: чакыр, уман, жаманак (кабалардын хан Садырдын күчөгөнчагы, ошого сүйөнүп) тынчын алганда, чыдай албастан, казактар кеңешип короолош уругунан Жоогаш баатырды Абылай ханга жиберген. Абылай ханга барып Жоогаштын айтканы: - Алдаяр таксыр! Алатоону жердеген макоо кыргыз, көбүнчө Көкжал Барактын согушунан соң, бизди тынчытпастан кордук көрсөттү, малыбызды урлады, өзүмүздү карактады. Кыргыздын баштыктарына көбүнчө Каба Арзыматтын уулу хан Садырга киши кийирсек, анын берген жообу: Чапырашты, Жапекти өлтүрдүм. Абак-Таракты алдым. Көкжал Баракты алдым, Чолок Коргон Созокту алдым. Сор аяк Абылай хан сартыңды алууга аз калдым деген. Абылай: «Казак, кыргыз үркөрдөй болгон эл эдик, калмактан жаңыдан кутулдук. Баш-аягыбыздан орус менен кытай ажыдаардай оп тартып сорууга оозун ачып турат», деп башын чайкап жооп айтпаган. Жооп бербеген соң казактын баштыктары, бийлери жана аскер баштыктары кеңешип, хандын акунунан тамак ичип жатканда өлөң менен айттырганда, көптөн соң Абылай хан: «Көбүң болбодуң, кайыр эми, барайын, бирок абели жакшылыкча сүйлөшөлүк, кыргызга барып менин сөзүмдү айт», - деп, Жоогашты кайта жумшаган. Жоогаш кыргыздын чети, солтонун баштыгы Момокан менен Жайылга келип, Абылай хандын сөзүн айтып кайта кеткен. Ошол жылы Абылай хан Сары Аркадан аттанып келип Ташкенди кыдырып жаныш (дуулат) казагынан Байтикти улук кылып, өзү Ташкенди кыштап калган. Кыргыздан элчи барып көпкө жатып калып кыргыздын көпчүлүгү менен кеңешип, жооп берүүгө убадалашып кайткан. Көктөмдө Абылай Ташкенден келип, Меркенин түн багыты Короготу өзөнүндө «Түйүшкөн» деген жерге колу менен жатып калып, кыргыздын жообун алып кел деп Жоогашты жиберген. Жоогаш келип, солто кыргызы Жайыл менен Момоканга сүйлөшүп, ыгы келише албай бузулушуп кайткан». Уже не раз говорилось о «Жаильской бойне», поэтому мы приведем лишь краткий отрывок из записи М.Ж. Копейулы: «И тогда хвастался киргизский правитель Садыр бала: Кази Мамека взял, Алибек Шолака взял, Кокжал Барака взял, говорят на Арке есть старик по имени Абылай. Что он мне сделает?!». Абылай, услышав эти слова, собрал все три жуза, бросил клич Алаш «Қыл құйрық», отправился к кыргызам... разбили киргизов в пух и прах, обратили в бега, казахи их преследовали и не дав им до перевалов Карабалта, Сокылык, уничтожили многих... Садырбала услышав, что Абылай намерен перейти перевал Карабалта, Сокылык, отправляет к нему посла и поклялся «біз бір тайпа елді ақ үйліге берейік» (мы отдаем целое племя в аманат). Батыры получили доли в виде одного киргизского очага (дом, семья) ...» (9-том, 121-122 стр). Этот «аманат» был в силе вплоть до Кенесары. В случае нарушения клятвы, род, предоставленный в качестве аманата, подлежал истреблению. Кенесары десять лет воевал с русскими, когда он со своим народом приблизился к границе киргизов, принцип аманата действовал как документ с печатью. Б.Солтоноев пишет: «Кыргыз менен элдешип турууга киши жиберели, эгерде болбосо күч менен караталы деп, 1846-жылы эрте көктөмдө Кенесары көчүп келип Жангарач, Жантай, Тыналы, Төрөгелдиге элчи жиберген». Қырғыз басшылары «чаар атка жолборстун терисин жаап, тартуу кыла» елшілік жіберген күні «бөлөкбай кыргызы төкөлдөш уругунан Илип деген барып, Кенен хандын тогуз кысыр ак чаар байталдарын уурдап келип, семизин союп, арыктарын өткөрүп жиберген». И когда пришел человек Кене хана, его выпроводили со словами: «мында казактын жылкычысы жок» деп, күлүшүп жооп бербеген». После того, как Кенесары начал наказывать киргизские рода со словами: «раз не вняли послам, может поддадитесь враждебным намерениям», Жантай манап отправил своего посла «Калыгулду элчиликке жиберген». «Калыгул өз сөзүндө бул сапарда берген убадасы аныгы мындай болгон: казак, кыргыздын жоосу болсо биргелешип жоолайлы, өзүбүз эл болуп туралы, чоң кеңешибизди Кенеханга салып, анын айтканынан чыкпайлы». После этого киргизы убили Саурык батыра и снова начинается вражда. О соглашении Калыгула с казахами Белек Солтоноев говорит, что слышал этот рассказ от него самого: «Бул сөздүн баарын 1895-жылында Калыгулдун үйүндө олтуруп, элге айтып берип жатканда оозмо-ооз жаздым... Кенесарынын башын алып барганда алган алтын медалдары бар экен. Түштөнүп олтурган элдин өтүнүчү боюнча көрсөттү». Это и есть первоисточник тех разговоров, которыми нас упрекают сегодня, говоря, что Кенесары напал на киргизов.

Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/3562
© e-history.kz

  • Одобряю 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, bektemir2 сказал:

Все остальное это казахские понты, в этом вы мастера. Как сами казахи говорят - казах без понтов это беспонтовый казах. 

 

Вижу что, форумный  братец кыргыз уже совсем распоясался. Не могу понять, чем казахи вам так насолили? Ведь который пост/день не можете никак угомониться. Итак и эдак задеваете/поддеваете...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 минут назад, bektemir2 сказал:

Вы приводите данные записанные со слов, очевидно, казахов и не дали ни одной ссылки . Я же привел донесение беспристрастного очевидца:

Два раза сыновья Аблая потерпели неудачу и только в третий раз хитростью и коварством ему удалось захватить 15 кибиток. Всего лишь 500  солтинцев во главе с Жайил батыром задали ему такую трепку, что надолго отбили Аблаю всякую  охоту нападать на кыргызов.   Судя по тому, что просил помощь у русского царя , у китайцев не очень то он верил в свои силы. Все остальное это казахские понты, в этом вы мастера. Как сами казахи говорят - казах без понтов это беспонтовый казах. 
 

А я думал понты это калмыцкая национальная забава :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Zake сказал:

Вижу что, форумный  братец кыргыз уже совсем распоясался. Не могу понять, чем казахи вам так насолили? Ведь который пост/день не можете никак угомониться. Итак и эдак задеваете/поддеваете...

 

Тут обычная форумная грызня, думаю и у родных братьев бывают войны между собой, у вас это небольшие пограничные инциденты были между родней можно сказать, у нас с родными братьями халха все было гораздо кровопролитней, страшней, так что на эти инциденты можно и не заострять внимания :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, mechenosec сказал:

Тут обычная форумная грызня, думаю и у родных братьев бывают войны между собой, у вас это небольшие пограничные инциденты были между родней можно сказать, у нас с родными братьями халха все было гораздо кровопролитней, страшней, так что на эти инциденты можно и не заострять внимания :)

Так выяснилось же, что халха непричастны к геноциду, если верить Райхеонкелю, а не верить ему у меня нет оснований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Le_Raffine сказал:

Так выяснилось же, что халха непричастны к геноциду, если верить Райхеонкелю, а не верить ему у меня нет оснований.

Да я не про геноцид, с этим согласен, халха там не играли большой роли, были другие битвы с Убуши хунтайджи например, не скажу что ойраты были ангелы, Эсен и Галдан ведь вырезали Чингизидов, да там всякое было,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, mechenosec сказал:

А я думал понты это калмыцкая национальная забава :lol:

Значит вы точно нагашы казахам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, mechenosec сказал:

Да я не про геноцид, с этим согласен, халха там не играли большой роли, были другие битвы с Убуши хунтайджи например, не скажу что ойраты были ангелы, Эсен и Галдан ведь вырезали Чингизидов, да там всякое было,

а с халха у вас грызня есть ? как тюрки меж собои

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Le_Raffine сказал:

Значит вы точно нагашы казахам.

Ну эта байка пошла из-за пленных калмычек и зюнгарок в 1771 и 1756 :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Shymkent сказал:

а с халха у вас грызня есть ? как тюрки меж собои?

Я говорю про старые времена, щас вроде нет, хотя иногда они себе позволяют с высокомерием сказать  вы мана тасрха, типа вы наши осколки :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...