tmadi Опубликовано 18 января, 2011 Поделиться Опубликовано 18 января, 2011 По сабжу. "Хөөлтийн зэрэг" - это "степень закопченности" или что-то другое? Речь идет об угле (один из показателей). Спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 19 января, 2011 Поделиться Опубликовано 19 января, 2011 По сабжу. "Хөөлтийн зэрэг" - это "степень закопченности" или что-то другое? Речь идет об угле (один из показателей). Спасибо. если разговор идет о коксующихся углей, то обозначает: 1) индекс вспучивания 2) степень набухания одно из значении слова "хөөх", кроме гнать: хөөх - распухать, вспухивать, набухать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 19 января, 2011 Поделиться Опубликовано 19 января, 2011 Еще раз спасибо. Тут просто нужно было реактивно перевести один "лабораторийн сорилтын дүн", вокруг ни одного монгола, пришлось самому ковыряться в словарях. В принципе, не так уж и сложно, большинство перевел сам. И завершил благодаря вашей помощи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 января, 2011 Поделиться Опубликовано 20 января, 2011 если разговор идет о коксующихся углей, то обозначает: что интересно, по-казахски қоқыс - шлак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 20 января, 2011 Поделиться Опубликовано 20 января, 2011 что интересно, по-казахски қоқыс - шлак. Дорогой маньчжуровед-юрист, даю Вам ещё один монголизм в казахском языке: куу - гнать, это заимствование из монгольского "хөө-, хөөх" - гнать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Azat Bashqort Опубликовано 20 января, 2011 Поделиться Опубликовано 20 января, 2011 Дорогой маньчжуровед-юрист, даю Вам ещё один монголизм в казахском языке: куу - гнать, это заимствование из монгольского "хөө-, хөөх" - гнать. не только на казахском, на всех тюркских языках, вплоть до турецкого...так что это с таким же успехом тюркизм в монгольском я чего не могу понять, монгольский считается родственным тюркским языкам, или это уже отменили? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
teuke Опубликовано 20 января, 2011 Поделиться Опубликовано 20 января, 2011 как называется хребет Хинган по-монгольски? К вопросу о Да-Сяньби-шань как китайской транскрипции названия Большой Хинган. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 января, 2011 Поделиться Опубликовано 20 января, 2011 Дорогой маньчжуровед-юрист, даю Вам ещё один монголизм в казахском языке: куу - гнать, это заимствование из монгольского "хөө-, хөөх" - гнать. Дорогой КУЕ (зря Вы про КУУ) Вы лучше дайте свое драгоценное мнение по приведенной мной цитате из книги (а то Вы, да и все другие, пытаетесь как-то не замечать его и отвлекаетесь на всякую чепуху, мелочь): Археология: Учебник/Под редакцией академика РАН В.Л.Янина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006. – 608 с. Стр.578: 6.2. Культура монголоязычных народов и Юаньская империя (13-14 вв.) Нередко историю монголов начинают с 13 века, когда они были степными скотоводами. Но в древности монголоязычные народы – это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущих в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов. Однако выделить их древности из ранних археологических материалов Приамурья и Маньчжурии пока не удается. До 10 в. всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркские племена. Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты. Тюркский вклад в духовную культуру привел к восприятию мировых религий (манихейства, несторианства, буддизма) и уйгурского шрифта, а в социальной сфере -титулатуры, управленческого аппарата и канцелярий. Планировка уйгурских городов повлияла на градостроительство монголоязычных киданей. Именно их вторжение, произошедшее в 924 г., положило начало коренным этническим переменам в Центральной Азии. Государство киданей называлось Ляо (916 – 1125 гг.), лежало за пределами современной России и его древности мы рассматривать не будем, но следует знать, что его материальная культура испытала сильное воздействие Уйгурского каганата (АКБ: тогуз-огузского или теле) и Древнехакасского государства (АКБ: кыргызского). С конца 12 века монголоязычные народы господствовали в центральноазиатских степях и пустынях, а их граница с тюркоязычным миром стала такой, как ныне. Корни многих явлений монгольской культуры, в 13-14 вв. распространившихся по Евразии, надо искать в лесном периоде истории народа. Таковы «тайные» погребения (включая могилу самого Чингизхана) – грунтовые захоронения, лишенные надмогильных сооружений. В отличие от курганов, создаваемых степняками, такие могилы – признак лесных народов. Археолог, желающий отыскать монгольские кладбища, должен изучать городские могильники. Так найдены два могильника в Туве, на которых оказались каменные статуи чиновников, львов и баранов, стоявших парами вдоль прохода к невидимым могилам. Захоронения совершались в деревянных гробах, установленных в боковые подбои. Надо сказать, что третий городской некрополь, в Забайкалье, был курганным, т.е. отражал постороннее влияние. Специалист отличает монгольский город по типу жилищ, единому для всей империи. И это не юрты, а квадратные дома с каркасными, столбовыми стенами, поставленные без фундаментов. Вдоль трех стен устроены сплошные глиняные лежанки с внутренним обогревом: в продольные каналы направлялся горячий воздух из специальной печи. Такие лежанки называют кан, возникли они на северной монгольской прародине и известны еще у хунну, в культуре мохэ, киданей и чжурчженей (АКБ: чурчут-шуршут). Степной быт не отучил монголов от древнего домостроительства и оседлой жизни. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
teuke Опубликовано 20 января, 2011 Поделиться Опубликовано 20 января, 2011 Археология: Учебник/Под редакцией академика РАН В.Л.Янина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006. – 608 с. Стр.578: 6.2. Культура монголоязычных народов и Юаньская империя (13-14 вв.) Нередко историю монголов начинают с 13 века, когда они были степными скотоводами. Но в древности монголоязычные народы – это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущих в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов. это уже не "древние" монголы, а северо-восточные монголы раннего средневековья. Древность была до распада Сяньби, потом идут наши средние века. За тот период, который упустил автор, а это без малого полтысячи лет, монголы разделились на несколько ветвей. Появилась тибетская ветвь (тогоны), китайская (табгачи), смешанная - жужани, дальневосточные кидани и родственные им кумоси, тунгусо-монгольское образование Фуюй (Пуё), баргутская группа, наконец и те монголы, о которых толкует автор цитаты, т.е. - монголы группы ШИВЭЙ. Однако выделить их древности из ранних археологических материалов Приамурья и Маньчжурии пока не удается. Я не понимаю, почему автор ищет их древности только там, ведь по источникам, шивэй населяли и более западные и северо-западные регионы, в частности юг современного Забайкальского края. И именно там археологам давно известна бурхотуйская культура, атрибуцию которой с шивэй предложили довольно давно. Рядом с ней есть и еще несколько культур и этапов, которые близки бурхотуйцам, но это подтверждается и сообщениями письменных источников о сложном составе шивэй. Среди них фиксируются да-шивэй, язык которых отличался от остальных племен группы. Также к ним в 9 веке бежали осколки селенгинских уйгуров (правда, выловленные и уничтоженные кыргызами), а в 10 в. - прибыл какой-то конгломерат из числа хори-туматов, этноса баргутской группы. Так что ничего удивительного. До 10 в. всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркские племена. Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты. нет, давайте уж выберем что-то одно Либо взяли от тюрок земледелие, либо номадизм. Номадные животные действительно имеют тюрские названия - овца, коза, верблюд. Конь и бык имеют собственные названия. Названия зерна, проса, земледельческих орудий - все основные монгольские. Это давно известно, что монгольские языки имеют очень развитую терминологию оседлого хозяйства, что поначалу удивляло. Теперь уже нет. Тюркский вклад в духовную культуру привел к восприятию мировых религий (манихейства, несторианства, буддизма) и уйгурского шрифта, а в социальной сфере -титулатуры, управленческого аппарата и канцелярий. тут я не спорю, хотя титулы, аппарат и канцелярии, например, у хунну неизвестного пока происхождения. У сяньби - тоже. У киданей изрядная смесь. У ононских монголов 12 века - чего только нету. Вплоть до чжурчженского джаутхури. У них же при Чингисхане? Ну, я даже не знаю, что конкретно можно назвать? Хаган, го-ван, хэбтэул, улус, чэрби, дарга, нойон... Что тут откуда? Планировка уйгурских городов повлияла на градостроительство монголоязычных киданей. повлияла. Но вообще киданьская фортификация скорее дальневосточная. Кстати, ДВ влиял и на уйгуров, наверное тоже. Именно их вторжение, произошедшее в 924 г., положило начало коренным этническим переменам в Центральной Азии. а почему тогда не переход хуннов через Гоби? Или не поход Таньшихая? Или расцвет Жужаньского каганата? Такое ощущение, что автор куда-то вечно девает целые куски истории. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MEN Опубликовано 20 января, 2011 Поделиться Опубликовано 20 января, 2011 Меня вот что интересует, как одни могут быть из лесу, а другие степные, плюс они разного происхождения. Возьмем казахов и монголов, к примеру, как сопоставление тюркских и монгольских народов. Очень много племен примерно схожи между собой (названия). Большинство гаплотипов ДНК также близки. Выходит, это может доказывать об общем происхождении? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 21 января, 2011 Поделиться Опубликовано 21 января, 2011 Некоторые схожи некоторые нет, надо смотреть каждый случай отедльно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 21 января, 2011 Поделиться Опубликовано 21 января, 2011 У каждого народа есть свое этническое самосознание. Маньчжуры например возводят себя к Айсинь Гиоро. Монгольское самосознание не выделяет себя от тюрков отдельно. Они тоже потомки Огуз-хана как кыпчаки, огузы, уйгуры. Или же Синего Волка, как древние тюрки и уйгуры. Тоже как древние тюрки вышли расплавив гору своими кузнечными мехами. Махмуд Кашгари тоже не выделяет монголоязычных, для него что татары, что кытаи (кидани), городское население Мачина (Хань) все такие же тюрки, как кыпчаки, огузы и уйгуры. Шивеи это явные тунгусы (дунгус - свинья), шивеи разводили свиней. Вы знаете хоть одного монгола, разводившего свиней? Но щивеи инкорприровались в тюркскую (монгольскую) этническую среду. Их и называли татарами. Поэтому роды их вместе с монголами имеют одинаковые названия. Да щивеи это наши чукчи, это этноним ложный пейаративный, обозначающий чучунаа снежного человека или чуди, отсюда чухон, чудь, чукаар. Возможно тогда была экспансия северных этносов, чрезвычайно размножившихся в Берингии от обилия морского зверя и занявшегося войной. Они и могли принести с собой властные культы Волка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 21 января, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 21 января, 2011 Продублирую просьбу к монгольским участникам http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4174-%D0%BC%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B8-%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 21 января, 2011 Поделиться Опубликовано 21 января, 2011 Меня вот что интересует, как одни могут быть из лесу, а другие степные, плюс они разного происхождения. Возьмем казахов и монголов, к примеру, как сопоставление тюркских и монгольских народов. Очень много племен примерно схожи между собой (названия). Большинство гаплотипов ДНК также близки. Выходит, это может доказывать об общем происхождении? Кыргызы,тувинцы были лесными народами.По АКБ получается,что они народы тунгусского происхождения.Это так? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 21 января, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 21 января, 2011 А где он так написал? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 21 января, 2011 Поделиться Опубликовано 21 января, 2011 А где он так написал? Он постоянно пишет,что тюрки лесными не бывают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 21 января, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 21 января, 2011 Странно, ведь даже у собственно тюрков были "поколения лесных тюкюе". Охотничий промысел в тайге дело более, чем серьезное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 21 января, 2011 Поделиться Опубликовано 21 января, 2011 Странно, ведь даже у собственно тюрков были "поколения лесных тюкюе". Охотничий промысел в тайге дело более, чем серьезное. Это касается и вас.Вы лично себя считаете лесным или степным? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 22 января, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 22 января, 2011 Лично я считаю себя лесным в этой схеме. Правда, не знаю, как исторически правильно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 22 января, 2011 Поделиться Опубликовано 22 января, 2011 Если хакасы лесные, всех оленеводов типа тофаларов, цаатанов, долган надо записать в лесные. И имеющих комплекс хозяйство якутов, тува кижи, алтай кижи, куманды оол, шорцев, телеутов, чулымцев, сыбыр, бараба, сибирских татар и прочих. Но хакасы неоднородны. Бельтиры, камасинцы, сагайцы качинцы все таежные этносы, имеющие лесных предков. Кыргызы это явные кочевники. И нельзя не учитывать переход таежных людей в скотоводство степного типа. Качинцы 19 века это богачи, имеющие сотни тысяч голов скота, как сагайцы. Якутские богачи выпасали сотни голов рогатого скота и перегоняли тысячи лошадей в Русско-Американскую компанию. Усть майские тунгусы в начале 20 в. ездили на быках как заправские степняки, на лошадях Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Я по бытности учебы в УБ, знаю, что монголы по-традиции тратят на Цагаан Сар немалые материальные и денежные средства. Может здесь наши участники поделятся, сколько они потратили на Цагаан сар (не на бууз с мясом, а на подарки гостям). И вообще, хочу узнать каковы пределы этих трат, минимум сколько надо потратить, чтобы не опростоволоситься, и сколько можно максимум потратить, чтобы показать свою мощь. Просто, вспоминаю свое первое удивление, когда в 17 лет, пошел к однокурснице домой на Цагаан Сар и получил блокнотик и шарфик простенький. А ведь гостей бывает огромное множество.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чагдор Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Я по бытности учебы в УБ, знаю, что монголы по-традиции тратят на Цагаан Сар немалые материальные и денежные средства. Может здесь наши участники поделятся, сколько они потратили на Цагаан сар (не на бууз с мясом, а на подарки гостям). И вообще, хочу узнать каковы пределы этих трат, минимум сколько надо потратить, чтобы не опростоволоситься, и сколько можно максимум потратить, чтобы показать свою мощь. Просто, вспоминаю свое первое удивление, когда в 17 лет, пошел к однокурснице домой на Цагаан Сар и получил блокнотик и шарфик простенький. А ведь гостей бывает огромное множество.... Авъяс иим болҗана. Седкл сәәхн биший? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 февраля, 2011 Admin Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2011 Чагдор - здесь принято общаться на русском языке. дайте перевод реплики. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Altai Xangai Опубликовано 10 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2011 Чагдор - здесь принято общаться на русском языке. дайте перевод реплики. Авъяс иим болҗана. Седкл сәәхн биший? Традиция такая душа хорошая, не так ли Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 11 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2011 Наша одна престарелая родственница из УБ, ей за 80 лет, специально перед Цагаан Саром в Улан-Удэ приехала, говорит, устает во время праздника. Обратно собирается через неделю. Вот показатель интенсивности празднования в Монголии, хехе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться