Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

У Вас есть документы подтверждающие обратное?

Это вам понадобятся документы - вы выдвигаете доселе неслыханную новую теорию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 746 году карлуки потерпели поражения от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье. В середине VIII века между карлуками и огузами развязалась война за тюргешское наследство. Огузы в этой борьбе проиграли и ушли к Сырдарье, а карлуки остались в Семиречье создали раннефеодальное государство — Карлукский каганат. Правители карлуков стали носить титул ябгу (джабгу на карлукском наречие).

В 758 году карлуки начали наступление в Семиречье против тюргешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Тюргеши частью подчинились, частью от кочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжёлыми поражениями.

В 766—775 гг. карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII века распространили своё влияние на Фергану.

В 791 году уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Бешбалыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 году уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 году джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Иртыш. Карлуки были вынуждены подчиниться уйгурам.

В 840 году енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат, карлукам удалось освободиться. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. В этой ситуации карлуки объявили о своей независимости, и карлукский джабгу правитель Испиджаба Бильге-Кюль Кадыр хан открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул каган.

В 8 веке карлуки джокали как кипчаки (джабгу). Может потом из долгого подчинения уйгурам, изменилась язык?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не джокали, а чокали, и не только карлуки. Это что-то из архаизмов. Затем произошло озвончение в некоторых кыпчакских языках.

Кроме того, название "карлукский" узбекскому и уйгурскому языкам даны довольно условно, ведь были десятки племен, близких по языку. Карлуки - одни из них, видимо, более древние или еще как. Но уйгурский и узбекский непосредственно с карлукским, возможно, не связаны. Это надо исследовать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не джокали, а чокали, и не только карлуки. Это что-то из архаизмов. Затем произошло озвончение в некоторых кыпчакских языках.

Кроме того, название "карлукский" узбекскому и уйгурскому языкам даны довольно условно, ведь были десятки племен, близких по языку. Карлуки - одни из них, видимо, более древние или еще как. Но уйгурский и узбекский непосредственно с карлукским, возможно, не связаны. Это надо исследовать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1342334256[/url]' post='129832']

чабгу что ли? :D

А вотгде наш юродствующий индивид, переходное жокание и йокание второстепенный признак, базоввые признаки у языка другие. Есть уйгурские наречие активно джокующие. К тому же ногайцы йокуют, а балкарцы джокуют. И самое характерное жокание казахов существенно отличается именно от джокание балкарцев, сурханских узбеков, уйгур. К тому же караханидская сртуктура племен и властная иерархия хорошо известны. Большинство карлукских племен с местом их расселение, территориями миграций и прочим описаны в арабских и персидских источниках, а в позднее время караханидских.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1342333961[/url]' post='129830']

Не джокали, а чокали, и не только карлуки. Это что-то из архаизмов. Затем произошло озвончение в некоторых кыпчакских языках.

Кроме того, название "карлукский" узбекскому и уйгурскому языкам даны довольно условно, ведь были десятки племен, близких по языку. Карлуки - одни из них, видимо, более древние или еще как. Но уйгурский и узбекский непосредственно с карлукским, возможно, не связаны. Это надо исследовать.

Связаны. В зависимости от масштаба понятия карлук. Это как и с турками говорящими на чигильском диалекте разных вариаций. Есть карлук как племенная группа, а есть как этническая с группой племен/ конгломерат. Вроде ягма, чигиль и прочие. Кашгари измерял степень дистанцированности их языка от эталонного на его взгляд турки хакканияили турки каганов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вотгде наш юродствующий индивид, переходное жокание и йокание второстепенный признак, базоввые признаки у языка другие. Есть уйгурские наречие активно джокующие. К тому же ногайцы йокуют, а балкарцы джокуют. И самое характерное жокание казахов существенно отличается именно от джокание балкарцев, сурханских узбеков, уйгур. К тому же караханидская сртуктура племен и властная иерархия хорошо известны. Большинство карлукских племен с местом их расселение, территориями миграций и прочим описаны в арабских и персидских источниках, а в позднее время караханидских.

Древний титул карлуков - ельтебер тоже че-то похож на современный казахский. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, элтабар. Окание распространяется на определенный круг лексем и является эволюцией определенной фонемы. Кроме того, це же историзм, который обычно не адаптируется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме того, название "карлукский" узбекскому и уйгурскому языкам даны довольно условно, ведь были десятки племен, близких по языку. Карлуки - одни из них, видимо, более древние или еще как. Но уйгурский и узбекский непосредственно с карлукским, возможно, не связаны. Это надо исследовать.

может уйгурский и узбекский входят в группу хаканиия...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

может уйгурский и узбекский входят в группу хаканиия...

Скорее всего уйгуры оказали влияние карлукскому (позднее сартский, ныне узбекский язык).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

какие уйгуры? древние?

потом не сартский а чагатайский

да, древние.

сартский (городской тюркский)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да, древние.

сартский (городской тюркский)

Древние уйгуры дальше Турфана не ходили. Немногочисленные писцы, пришедшие с монголами, не могли оказать такое влияние. Да и поздно пришли.

В досоветской литературе термины сартский язык и узбекский язык - синонимы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да, древние.

сартский (городской тюркский)

Древние уйгуры дальше Турфана не ходили. Немногочисленные писцы, пришедшие с монголами, не могли оказать такое влияние. Да и поздно пришли.

В досоветской литературе термины сартский язык и узбекский язык - синонимы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древние уйгуры дальше Турфана не ходили. Немногочисленные писцы, пришедшие с монголами, не могли оказать такое влияние. Да и поздно пришли.

В досоветской литературе термины сартский язык и узбекский язык - синонимы.

1. из истории мы знаем, что карлуки были подвластны уйгурам. поэтому уйгуры могли оказать влияние им

2.

По мнению некоторых ученых, узбекским назывался сингармоничный кыпчакский диалект, на котором говорили племена прибывшие в Мавераннахр в 16 в. вместе с Мухаммедом Шейбани ханом. В основном они расселились вокруг Бухары и Самарканда.

«Сартским» называли карлукский говор более древних обитателей кашкадарьинской, ферганской и частично самаркандской областей. Сартский вариант отличался сильной иранизированностью с большой примесью таджикской и арабской лексики и отсутствием сингармонии. Жившие в Хиве (Хорезме) сарты говорили на также сильно иранизированном, но уже огузском диалекте.

После 1921 г. советская власть заклеймила само понятие «сарты» как уничижительное и было декретивно объявлено, что отныне всё оседлое население Туркестана должно именоваться и записываться только «узбеками».

В 1924 году, несмотря на протесты узбекских большевиков (Файзулла Ходжаев), стандартной литературной нормой был избран именно сартский иранизированный диалект, а не дореволюционный кыпчакский узбекский говор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мнению некоторых ученых, узбекским назывался сингармоничный кыпчакский диалект, на котором говорили племена прибывшие в Мавераннахр в 16 в. вместе с Мухаммедом Шейбани ханом. В основном они расселились вокруг Бухары и Самарканда.

Не могли племена прибывшие в Мавераннахр в 16 в. вместе с Мухаммедом Шейбани ханом говорит по-кипчакски, они растворились и перешли на чагатайский. Наверно это катагани, кураминцы и другие мелкие группы говорили на кипчакском диалекте.

вообще ваш сей пассаж из "Этнического атласа Узбекистана", там мнение одного исследователя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. из истории мы знаем, что карлуки были подвластны уйгурам. поэтому уйгуры могли оказать влияние им

2.

1. Это когда и какие карлуки подчинялись уйгурам, не просветите?

2. Антинаучная чушь из википедии. Как эксплицитно известно, никакого "сингармоничного кыпчакского узбекского говора" не существовало. Узбеки и "сарты" говорили на одном языке.

Обращаемся к источникам конца 19 в. - начала 20 в. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

Узбеки

(правильное произношение: Ozbeg). Под У. в настоящее время

подразумевается конгломерат племен тюркского

происхождения, с примесью иранского и монгольского

элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских

диалектов и живущих в Бухаре (около 1 млн., по Вамбери), в

Хиве (около 257 тыс., по Кузнецову, 1896 г.), в афганском

Туркестане (200 тыс., по Вамбери), в русских среднеазиатских

владениях (579740 д., по Аристову), общей численностью в

2037240 д., занимая в этих территориях с XVI в. положение

политически господствующего элемента. Самое название У.

имеет скорее политико-историческое значение, чем

этническое. Узбек — старинное, встречающееся еще в

памятниках XII в. собственное имя, этимологическое значение

которого: истый князь. Значение политического названия

целого народа слово У. приобрело в XIV в., в царствование

джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в

течение 30-ти лет и ревностно распространявшего

мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из

последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть

себя, по имени своего хана, У., в отличие как от племен,

оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса,

джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по

имени основателя династия, джучами. Начиная со второй

половины XV в., джучиев улус стал распадаться; западная

часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства

крымское и казанское, а в восточной части выделился союз

киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей

(в 1465—66 гг.) имя У. сохранилось лишь за

немногочисленными родами, оставшимися верными своей

династии. Возродились У. и снова стали играть крупную роль,

когда в конце XV и первой четверти XVI в. потомок Узбек-хана,

внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя

разные тюркские племена и спустился с сев. побережья

Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны

Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и

утвердить свое владычество в Бухаре и двух других

среднеазиатских ханствах. Весь этот конгломерат племен, в

котором тюркский элемент был перемешан с монгольским,

получил общее название У. В новозавоеванной территории

армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими

здесь различными тюркскими племенами, занимавшими

положение господствующего класса среди исконного

населения края (иранского происхождения), но в

значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего

его культуру. Общее политическое название этих племен было

джагатаи. Сначала они отнеслись к У. враждебно, как

варварам-разрушителям, но с утверждением власти

шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то

смешанное, говорящее на джагатайском наречии население,

которое до настоящего времени в Средней Азии называется У.

Среднеазиатские наречия

исследованы сравнительно мало; хорошо исследовано

наречие таранчи, являющееся представителем целой группы

наречий обитателей Вост. Туркестана, и некоторые сведения

имеются относительно логученского, сартского и узбецкого

наречий. Судя по этим данным, эти наречия характеризуются

наличностью гласных "о" и "о" только в первом слоге, причем

они не влияют на широкие гласные следующих слогов. Затем

звук "ы" в этих наречиях не встречается, место его заступает

звук "и", который может стоять в словах с гортанными и

небными гласными. В начале слов звонкие заднеязычные

допускаются. Твердое и мягкое "к", "п" и "т", стоящие в конце

глаголов, не переходят в звонкие, оказываясь между двумя

гласными. Звука "л" нет, вместо него везде "l". Наречие

таранчи, а также, по-видимому, наречия Восточного

Туркестана отличаются еще наличностью так назыв.

"обратного действия гласных", т. е. влияния гласного аффикса

на гласный корня (напр. "баш + и" дает не "башы", как в

большинстве Т. наречий, а "беши"). К этой группе относятся

наречия: таранчи, наречия турок Кульджи и Восточного

Туркестана, различные сартские и узбекские наречия, из

которых значительная часть недостаточно хорошо

исследована.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратимся к переводам Акскла:

Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876

edition reprint)

сс.104-105

...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть

некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар

(Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные

жители как и во многих других местах Туркестана известны

под именем сартов, но это название не имеет этнологического

значения , как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw).

Согласно местным жителям все население этой страны

разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники

называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond,

wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe

попадает под название сартов .

Сарты это название обычно применяемое по отношению к

тюрко-говорящему городскому населению Центрально-

азиатских ханств. Оно противостоит названию "таджик"

которым обозначается земледельческое ираноговорящее

население, но оба названия используются очень вольно и

свелись к обозначению немного большему чем просто для

обозначения городских и сельских жителям. "Сарт" и "узбек"

также имеют противоположные значения простонародья и

аристократии, но многие сарты утверждают, что имеют

узбекское происхождение. Это слово врядли подходит для

научного использования, но оно употребляется русскими

писателями для обозначения тюркского языка на котором

говорят в Бухаре, Самарканде и Фергане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...