Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

Лишь немногие сочинения Мир-

Али-Шира напечатаны, а переводов почти совершенно не

существует. То же следует сказать и о сочинениях других

джагатайских поэтов, как, напр., Секкаки, Фузули, Мир Хайдер,

Хелали, Эхли, Бинаи и др. Новоджагатайская (т. е. узбецкая и

сартская) письменная литература (которую мы должны

отличать от устной народной) сохраняет в общем тот же

характер, что в XV или XVI вв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавим сюда:

"Сарты или оседлый народ включает арийских тaджиков, татарских узбеков и др." (Г. Роберт Шоу. Очерки верхней Татарии,Яркенда и Кашгара. Русский перевод. - СПб.:1872, стр. 26-27).

"В расовом или племенном отношении оседлое население Ферганы, носящее общее название сартов, состоит из узбеков (или тюрков) и таджиков" (Наливкин В., Наливкина М. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы - Казань, 1886, стр. 15).

А еще сам Бартольд признавал в статье "Сарты", что "Пока еще не было попыток установить диалектальное различие между сартами и узбеками" (Encyclopedia of Islam, IV, p. 188. Русский перевод: В.В.Бартольд. Сочинения. Т.2. Ч.2. стр. 529).

Итак, как мы видим, между сартами и узбеками или нет различий, или различий так мало, что они постоянно фигурируют вместе. Их язык называется джагатайским, литература - новоджагатайской. Т.е. они - одно и тоже.

Вопрос: какие источники упоминают сингармоничный кыпчакский узбекский говор? Просьба цитировать не википедию, а источники конца 19 в. - начала 20 в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавим сюда:

"Сарты или оседлый народ включает арийских тaджиков, татарских узбеков и др." (Г. Роберт Шоу. Очерки верхней Татарии,Яркенда и Кашгара. Русский перевод. - СПб.:1872, стр. 26-27).

"В расовом или племенном отношении оседлое население Ферганы, носящее общее название сартов, состоит из узбеков (или тюрков) и таджиков" (Наливкин В., Наливкина М. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы - Казань, 1886, стр. 15).

А еще сам Бартольд признавал в статье "Сарты", что "Пока еще не было попыток установить диалектальное различие между сартами и узбеками" (Encyclopedia of Islam, IV, p. 188. Русский перевод: В.В.Бартольд. Сочинения. Т.2. Ч.2. стр. 529).

Итак, как мы видим, между сартами и узбеками или нет различий, или различий так мало, что они постоянно фигурируют вместе. Их язык называется джагатайским, литература - новоджагатайской. Т.е. они - одно и тоже.

Вопрос: какие источники упоминают сингармоничный кыпчакский узбекский говор? Просьба цитировать не википедию, а источники конца 19 в. - начала 20 в.

этот парадокс давно выявлен, узбекский в лице условно кипчакского диалекта, приписываемому определенной группе этноса, не особо вклинивается в языковой треугольник ногайски-казахский-каракалпакский, с попыткой составить единый языковой континиум с ними. более того, если и близок , то ногайскому через карлуко-хорезмийскую традицию или вовсе татарский. спекулятивным признаком является лишь так называемой джокание, которое встречается у балкарцев, но не встречается у тех же ногайцев и т.д. по этой причине и выступает второстепенным и не показательным. но элементы синаргмонизмов, если и приличествуют разве что в чередовании лар/лер для мн. числа. как и в уйгурско, турецком и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не могли племена прибывшие в Мавераннахр в 16 в. вместе с Мухаммедом Шейбани ханом говорит по-кипчакски, они растворились и перешли на чагатайский.

а Канишка не соглашается тем, что кочевые узбеки были кипчакоязычны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а Канишка не соглашается тем, что кочевые узбеки были кипчакоязычны

Не надо запутывать . Узбеки 15 века были именно кыпчакоязычны, а не ногае-кыпчакоязычны. Их язык ближе стоял к современному татарскому. А я приводил сведения об узбеках и узбекском языке 19 века - начала 20 века. Кыпчакского тогда не оставалось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак, как мы видим, между сартами и узбеками или нет различий, или различий так мало, что они постоянно фигурируют вместе. Их язык называется джагатайским, литература - новоджагатайской. Т.е. они - одно и тоже.

Точно также нет различий между украинцами и хохлами, русскими и иванами, евреями и жидами итд, то есть это название одного того же народа, говорящий на одном и том же языке, иными словами термины узбек и сарт синонимы, только с той разницей что второй имеет оскорбительный оттенок как в случае с хохлами и жидами.

примерно так это можно объяснить я думаю...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не надо запутывать . Узбеки 15 века были именно кыпчакоязычны, а не ногае-кыпчакоязычны. Их язык ближе стоял к современному татарскому. А я приводил сведения об узбеках и узбекском языке 19 века - начала 20 века. Кыпчакского тогда не оставалось.

А здесь кажется татарский ближе к казахскому нежели узбекскому:

ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ

По методу Сводеша:

татарский-узбекский 95,7% общих слов

татарский-казахский 97,7% общих слов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно также нет различий между украинцами и хохлами, русскими и иванами, евреями и жидами итд, то есть это название одного того же народа, говорящий на одном и том же языке, иными словами термины узбек и сарт синонимы, только с той разницей что второй имеет оскорбительный оттенок как в случае с хохлами и жидами.

примерно так это можно объяснить я думаю...

я могу снова привести данные о различии узбеков и сартов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

этот парадокс давно выявлен, узбекский в лице условно кипчакского диалекта, приписываемому определенной группе этноса, не особо вклинивается в языковой треугольник ногайски-казахский-каракалпакский, с попыткой составить единый языковой континиум с ними. более того, если и близок , то ногайскому через карлуко-хорезмийскую традицию или вовсе татарский. спекулятивным признаком является лишь так называемой джокание, которое встречается у балкарцев, но не встречается у тех же ногайцев и т.д. по этой причине и выступает второстепенным и не показательным. но элементы синаргмонизмов, если и приличествуют разве что в чередовании лар/лер для мн. числа. как и в уйгурско, турецком и т.д.

а история говорит что, кочевые узбеки и казахи - один народ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я могу снова привести данные о различии узбеков и сартов

русские начали определить различия после казахского обзывания и клеветания

не будь казахов, не было бы и сартов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

русские начали определить различия после казахского обзывания и клеветания

Куда исчезли сарты?

В современных условиях народы Центральной Азии должны искать сходства, а не различие. Исследование вопроса «Куда исчезли сарты?» можеть служит упрочению дружы между народами, убежден автор статьи писатель Адаш ИСТАД.

О сартах, как народности я впервые услышал в начале 70-х годов на чайхане Навои, который находился на площади Регистан в Самарканде. Тут постоянно играли в шахматы. Двое незнакомых мне мужчин играли, а я наблюдал. Они разговаривали между собой на узбекском языке. Когда один из них после очередного хода соперника произнес слово «хош» и продвинул пешку его напарник сказал: «Оттого, что сказали «хош», вы из сартов!». Слово «хош» (хуш) таджикское и означает «хорошо». Соперник наверное был из узбеков, знающих свою родословную и намекнул противнику своему, что он узбек, а он сарт.

Сколько было сартов в одной только Самаркандской области?

Обратимся сначала к статистике.

В Самаркандскую область по переписи 1897 г. входило 4 уезда с 6-ю городами (Самарканд, Пенджикент, Джизак, Катта-курган, Ходжент и Ура-тюбе) из которых Пенджикент и Ура-тюбе без уездьные. Населения Самаркандского уезда (куда входил г. Пенджикент): 342 тыс. 197 чел.

г. Самарканд-55 тыс. 128 чел. г. Пенджикент-3658 чел. В Ходжентском уезде проживало 185 тыс. 135 чел. включая Ура-тюбе, а в Ура-тюбе-20621чел.

Всего по Самаркандской области проживало 860.021 чел.

На таджикском языке по области говорили 124 тыс. 316 мужчин и 106 тыс. 068 женщин, а в городе Самарканде 19821 мужчин и 17024 женщин. На персидском языке в городе говорили 506 мужчин и360 женщин. На узбекском языке по области говорили 278 тыс. 806 мужчин и 228 тыс. 781 женщин.

А в городе Самарканде узбекский язык считали родным 3 тыс. 185 мужчин и 2 тыс. 321 женщин. В статистической таблице есть и сартский язык.

Их количество по области 9 тыс. 800 мужчин и 8 тыс. 273 женщин, а в городе Самарканде 262 мужчин и 25 женщин.

В Джизакском уезде количество сартов составило 9 тыс. 19 мужчин и 7 тыс. 906 женщин.

В уезде без городов количество сартов 1167 и 1057 соответственно. В Ходжентском уезде 142 и 173, а в г. Ура-тюбе всего 3 человека...

В справочниках указывали, что для практической деятельности европейца в Самаркандской области очень важно знания одного из ведущих четырёх языков, главным же образом сартского, как ассимилирующего все языки этой группы, за исключением русского. В этой переписи ягнобцы ошибочно названы матчинцами, а их общее название - галча, что в переводе с согдийского означает горец. А об их языке ничего нет, так как наверное туда не могли добраться.

Среди городского населения наиболее грамотными были жители г. Самарканда, среди которых грамотных мужчин было 23,06%. Наименее грамотны были жители городов Пенджикент и Джизака.

У сартов к общему числу грамотных было 5,9% мужчин и 0,9% женщин, у таджиков 7,3% и 0,7%, у персов 5,6% и 0,0%, у узбеков 2,4% и 0,1%. А у татар 30,1% и 11,4%.

Грамотностью считали умет писать и читать на родном языке. В таблице грамотности Самаркандской области после малороссов (54,5% мужчин) великороссов (42,9% мужчин) таджики с 7,3 процентами грамотных мужчин заняли третье место.

Сарты с 5,9 и 0,9 процентами на четвёртом месте. Тюрки с 2,4 и 0,1 процентами на пятом. Узбеки с 2,3 и 0,1 процентами на шестом, а киргизы с 1,7 и 0,4 процентами заняли седьмое место.

В 1904 году русско-туземных школ в городах было 7 и в селениях тоже 7. Одна школа на 72 тысяч человек!

Царское правительство в течении почти сорока лет господства на регионе не открывая русско-туземных школ не давал возможности развиваться национальному самосознанию народов Средней Азии. Появление сартов тому доказательства.

Академик В. В. Бартольд в статье «Сарт» написанный для «Энциклопедии ислама» пишет, что сарт первоначально древнетюркское слово означавшее «купец»; в этом значении оно употребляется в Кутадгу билик и у Махмуда Кашгарского. А корни этого слова в санскритском «Сартховаха» - купец, водитель каравана. Когда ирано-язычные народы в Центральной Азии захватили в свою руку торговлю с кочевыми народами, слово сарт стало употребляться тюрками и монголами как названия народа, в той же значении, что и таджик (тоджик). Когда правитель карлуков Арслан-хан подчинился монголам, они его назвали «Сартактай» т.е. таджик. Монголы тюрков принадлежавших к персидско-мусульманскому типу культуры называли «Сартактайем», даже у них есть легенды о богатыре Сартактая-строителе чудных каналов, мостов и плотин. Бабур, если говорит о населении Андижана употребляет слово «тюрк», если о Маргинане, то «сарт». По мнению исследователя А. Самойловича Бабур отмечает сартов от таджиков когда говорит, что население города Кабула и несколько селений состоит из сартов, когда в других селениях и вилаятах живут другие народы, в том числе таджики. Алишером Навои сопоставляется сартский язык с тюркским. Абулгази в «Родословная тюрок» говорит об узбеках и сартах в Хиве и Ургенче. Бартольд подчеркивает, что это разделение сохранилось до сих пор. В Бухаре под сартом подразумевалось земледельцы и городское население.

В Коканде правительственное постановление начиналось словами «Сартов и казахов ставим в известность, что». Здесь под словом сарт подразумевали все оседлое население. В официальном языке слово сарт означал тюркизированное оседлое население в противоположность таджикам, которые свой язык сохранили. Согласно исследованием Радлова сартами называется «сейчас говорящее по-тюркский городское население Средней Азии, в противоположность крестьянам-узбекам». Не было попыток установить диалектальное различие между сартами и узбеками. Бартольд правильно подчеркнул, что оседлый житель Средней Азии чувствует себя в первую очередь мусульманином, определенного города или деревни, мысль о принадлежности к определенному народу не имеет для него никакого значения. Лишь в новейшее время под влиянием европейской культуры (через посредство России) возникло стремление к национальному единству. Действительно так. Если до недавнего времени спрашивали белобородого самаркандского старика какое у него национальность, он отвечал: — Слава Аллаху, мусульманин.

Далее Бартольд пишет: «Слово сарт, которое кочевники употребляли с нескрываемым презрением по отношению к оседлому населению и которое народная этимология объясняла как сарык ит (желтая собака), ныне изгнано из употребления, сейчас признается только узбекская национальность в противоположность казахской, туркменской и таджикской национальностям» (В. В. Бартольд, Сочинения, т.2. часть 2. стр.529).

Лидер среднеазиатских просветителей Махмудходжа Бехбуди в журнале «Оина» (Зеркало) в 1915 году в номерах 22, 23, 25 и 26 вёл дискуссию на тему «Непонятное слово сарт». Потом он написал ещё одну статью под названием «Слово сарт остался непонятным». Это заглавие говорит о том, что без глубокого этнографического научного анализа спор зашёл в тупик. Новая советская власть не признавал такое явление как сарт. Так как между таджиками и узбеками этнографические различия почти стерлись, и остался один языковой барьер, то по своему языку бывшие узбекоязычные сарты определили свою национальность. Они растворились в узбекскую нацию.

Только–ли узбеко-таджикское явление сартизация? Думаю, что нет. На окраине Самарканда живут туркмены. Их школа на родном языке закрылась в советское время. Они давно перешли на узбекский язык. В годы независимости авторитет и влияние узбекского языка возрос во много раз. Таджики и представители других народностей все больше и больше дают детей в школы с узбекским языком обучения. Но эти интернациональные по сути явления остались в стороне от этнографической науки. Не входит–ли изучение этой проблемы в сфере деятельности ЮНЕСКО?

Автор: Адаш ИСТАД

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А здесь кажется татарский ближе к казахскому нежели узбекскому:

ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ

Это лексические параллели. Я говорю о фонетике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересна небольшая дискуссия в "Туркестанских ведомостях" в 1912 г. В заметке «Происхождение слова "сарт"», представитель нового поколения российских ученых - М.В. Гаврилов - опубликовал перевод письма кокандского жителя Мухаммад-Амина Мухаммадджанова в "туземную" газету "Вакт" (Время) от 8 октября 1912 г., где говорилось в виде обращения к татарам издателям газеты: «Да будет известно, что слово "сарт" не является названием нации, оно дано нам русскими (не без участия казахов) и лишено всякого основания»125. "Туземец" предложил называть свой народ не словом "сарт", а словом "турк", так как термин "сарт" оскорбителен. Гаврилов к этому добавил: "Поистине письмо, не лишенное всестороннего интереса"

На эту заметку тут же откликнулся Остроумов. Он повторил собственные выводы, уже неоднократно опубликованные, что "на самом деле это слово ничего обидного для туземцев не заключает в себе, так как означает горожанина... или торговца', а значит, "русские не выдумывали этого названия, а нашли его готовым при занятии Туркестанского края" Остроумов резко выступил против названия "турк", увещевая "туземцев", что им надо подчеркивать свою индивидуальность и отличие от османских турков.

Остроумов, боясь роста джадидских настроений и развития связей с Османским турками, будучи христианским миссионером, страшно боялся интеграции и самосознания на уровне "турк".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1871 г. в Кокандском ханстве побывал А.П. Федченко. В отчете о поездке он, в частности, писал: «Слово "сарт", которым русские называют сплошь все здешнее население, не имеет у туземцев какого-либо политического, этнографического или антропологического значения, а служит только для означения жителей городских и вообще оседлых»35.

В работе "Географические и статистические сведения о Зе равшанском округе" (1874) Л.Н. Соболев писал: "Сарт не есть особое племя, как то пытались многие доказать. Сартом называется безразлично и узбек и таджик, живущие в городе и занимающиеся торговлею. Это род мещанства, сословие, но не племя"13

в 1880 г., Костенко писал, что "племени сартов нет... Сартами называются: 1) таджики...; 2) осевшие узбеки, татары, киргизы и разные народности, происшедшие от взаимного их смешения...; 3) таранчи" ("таранчи - это суть сарты, населяющие оседлые пункты Кульджинского края")19.

П.И. Пашино, на которого была возложена "обязанность" изучить вопрос о "происхождении сартов", в своих путевых заметках "Туркестанский край в 1866 году" (1868) писал: "Тип сарта и характер его с первого знакомства говорят за его арийское происхождение. Конечно, можно встретить в Туркестанской области много личностей, именующих себя сартами и носящих самый несомненный отпечаток монгольского происхождения. Но такое обстоятельство не должно противоречить моему доводу о происхождении сартов"10. Пашино, как бы дискутируя с Южаковым, писал, что некоторые исследователи "смешивают сартов с таджиками и говорят, что сарт и таджик - одно и то же. Действительно, между таджиками и сартами есть много общего, так как оба эти народа арийского происхождения"11, но таджики Туркестанской области это "кровные персы", бывшие рабы, которых сюда недавно переселили, тогда как "персидское" происхождение сартов - "предположение гадательное". К тому же сам сарт "очень оскорбился бы, если бы его назвали таджиком", поскольку считает таджик рабом и "в душе" шиитом, т.е. неверным" Поэтому Пашино скорее, согласен" признать сартов "за особый народ арийского происхождения", чем смешивать их с таджиками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Повторение опровергнутого бреда о сартах

Ололо, вы опять за свое :) ? О вас оказывается уже написали статью.

Попытка убеждения оппонента не логическими

доводами и фактами, а через повторение бездоказательного

утверждения

Пример: Рассмотрим все тех же упомянутых нами выше

собеседников дискутирующих о наполеоновских временах.

Предположим, что после того, как встрявший в дискуссию

заявил им - " А Наполеон, между прочим, еврей и агент

Моссада и его задачей было установить мировое господство

масонов", они не послали его сразу куда подальше, а

обстоятельно и с доказательствами из авторитетных

источников принялись ему объяснять, что Наполеон не мог

быть агентом Моссада хотя бы потому, что на тот момент

Израиля как государства еще не существовало и уж тем более

не существовало такой спецслужбы как Моссад. И Наполеон

не был евреем, а был корсиканцем. После чего выступивший с

подобными утверждениями некоторое время выжидает, а

потом снова появляется с теми же утверждениями, которые

были опровергнуты его собеседниками . Дальнейшие действия

дискутирующих с подобным персонажем зависят от их

терпения, а с его стороны выдача подобных многократно

опровергнутых утверждений приобретает циклический

характер.

Примечание: Из примера очевидно, что ведущий себя

подобным образом либо не в состоянии удержать в голове

приведенные против его утверждений доводы более чем в

течение некоего относительно кратковременного периода,

или же он считает, что многократное повторение какого-то

утверждения несмотря на то, что оно было логически или

фактически опровергнуто, тем не менее постепенно делает его

истинным либо вообще либо в глазах собеседников

Надежность признака: весьма высокая

zhurnal.lib.ru/s/shapiro_m_a/raspidiota.shtml/

Я распозналЪ вас :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Примечание: Из примера очевидно, что ведущий себя

подобным образом либо не в состоянии удержать в голове

приведенные против его утверждений доводы более чем в

течение некоего относительно кратковременного периода,

или же он считает, что многократное повторение какого-то

утверждения несмотря на то, что оно было логически или

фактически опровергнуто, тем не менее постепенно делает его

истинным либо вообще либо в глазах собеседников

я думаю второй

Прозвище "сарт" в отношении узбеков придуман казахами и подогревается в основном казахами, которые почему то уверены в чрезвычайной остроумности этого прозвища. Это не только не остроумно, но и безответственно в отношении целого народа, впрочем я тоже могу быть собеседником наполеоновских времен. Термин сарт был привнесен казахами, они шепнули это на ухо русским, теперь этим шептанием занимаются через Интернет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, как там было тогда, но после того, как подробности дискуссий прошлого века касательно сартов заново получили известность, именно казахские авторы особо рьяно защищают "сартов". В то время как в самих первоисточниках нет четкого определения сартов и их дифференциации с узбеками, казахские авторы всегда четко делают четкую разницу между ними и настойчиво используют придуманную ими самими же атрибуцию для каждого из двух этнонимов: узбеки - кыпчакоязычные кочевники, сарты - тюркизированные таджики. Отсутствие в первоисточниках даже намеков на подобное деление их нисколько не смущает. Это - национально мотивированный способ конструирования национальной истории. Нужно оно чтобы отрицать роль узбеков в истории региона, чтобы отрицать роль узбекского языка и культуры и их влияния на казахскую культуру. Теперь в любой момент со ссылкой на своих карманных историков можно заявить: не узбекская вся эта древняя литература, поскольку узбеков не было, все это сартовское. Не узбекские это города, а сартовские. Сарты - не узбеки, их насильно ассимилировали. Сомневаюсь, что никакие факты, никакие ссылки на источники не переубедят таких, как алп бамси. С такими я много сталкивался. Вся их идентичность построена на мифах. Нет мифа - нет их.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ололо, вы опять за свое :) ? О вас оказывается уже написали статью.

zhurnal.lib.ru/s/shapiro_m_a/raspidiota.shtml/

Я распозналЪ вас :)

Вы же не ответили к фактам этой статьи :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Если плохие русские придумали термин "сарт", взяв его у казахов, то как быть с кокандскими терминами "сартийа" и "илатийа"? Думаю что этот вопрос должен прояснить юзер "мавераннахр" как знакток аутентичных кокандских источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я думаю второй

Прозвище "сарт" в отношении узбеков придуман казахами и подогревается в основном казахами, которые почему то уверены в чрезвычайной остроумности этого прозвища. Это не только не остроумно, но и безответственно в отношении целого народа, впрочем я тоже могу быть собеседником наполеоновских времен. Термин сарт был привнесен казахами, они шепнули это на ухо русским, теперь этим шептанием занимаются через Интернет.

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если плохие русские придумали термин "сарт", взяв его у казахов, то как быть с кокандскими терминами "сартийа" и "илатийа"? Думаю что этот вопрос должен прояснить юзер "мавераннахр" как знакток аутентичных кокандских источников.

Верно подметили. Еще факт из приведенной статьи:

В Коканде правительственное постановление начиналось словами «Сартов и казахов ставим в известность, что».
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если плохие русские придумали термин "сарт", взяв его у казахов, то как быть с кокандскими терминами "сартийа" и "илатийа"? Думаю что этот вопрос должен прояснить юзер "мавераннахр" как знакток аутентичных кокандских источников.

Я не знаток Кокандских источников, но могу судить по тем, которые читал. В "Тарихи Фарғона" Ибрата и других источниках сартийа и элатийа - обозначение оседлых и кочевых. А когда речь идет об этносах, упоминаются турк (ўзбек), тожик, қирғиз, қипчоқ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы же не ответили к фактам этой статьи :ozbek:

Вы в сотый раз прибегаете к словесной трескотне. Смотрите с поста 224. Вы приведенные мной данные источников проигнорировали и запели повторно свою песенку. Если нет что ответить, так и скажите.

А пока я повторю свой вопрос, который вы проигнорировали: какие источники упоминают сингармоничный

кыпчакский узбекский говор? Просьба цитировать не

википедию, а источники конца 19 в. - начала 20 в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если плохие русские придумали термин "сарт", взяв его у казахов, то как быть с кокандскими терминами "сартийа" и "илатийа"? Думаю что этот вопрос должен прояснить юзер "мавераннахр" как знакток аутентичных кокандских источников.

В Коакандский источников сартов выделяют, но по признаку быта и материальной культуры, т.к. к 19 веку Вы этническую разницу не найдете, в далине. Точно также Вы не найдете, ферганских кипчаков причислявших себя будь то к казахам, узбекам, киргизам а обособлявших себя.

Чияль утрирует. Термин сарт известен со времен монгольских завоеваний. На разных этапах он имел различную подоплеку и опследняя из них этническая. У халхасов и калмаков это означало в целом жителей Ср. Азии исповедующих ислам, в том числе и турков. В тимуридскую эпоху персофон региона (персы, таджики и прочие). Для киргиз-кайсаков или в массе туркизированных калмаков или просто киргизцев дашты кипчака (как нарекали казахов русские этногрофыэ) тот термин приобрел со временем уничижительно-осорбительный и нарицательный характер, как противопоставления своему быту и материальной культуре. Замечу, что в наше время применения термина расширилось и активно исопльзуются в киргизской среде, где северяне нарекают южан "сартами", подразумевая етсественно осокрбительную составляющую, направленную в их адрес.

Если брать строго термин в контексте имперсокй историографии в частности Бартольда и иже с ними, то характеризовать сратами туземцы их точно не учили, длоя классифакации их просто определили, точно как и казахи стали для российских этнографов киргизами или киргиз-кайсаками, хотя себя к таковым не причисляли.

Есть реальная проблема: сарты сами себя так не определяют и не определяли, как этногруппу или общность под названием "сарт"; более того сартов не определяли и не определяют в этом качестве т.н. кочующие, племенные узбеки даже из поздней группы племен, вроде кураминцев и локаев; сартами определяет оседлое население русская историческая школа, а остальные лишь со ссылкой на нее или по ее данным; казахский историк Серали Лапин спор с имперскими этнографами по поводу термина сарт и защищал позицию того, что границы между узбеками кочующими и оседлыми давным-давно размыты. эти процессы шли с 16 века, причем автор Шейбани наме: начинает с подачи (рухса) Шейбани хана и его одобрение свое повествование - "Чагатой эл мени узбек демасун" пусть народ чагатайский не называет меня узбеком, цитируя Мухаммад Шейбани. это раз. узбеки 14-15 в. это конгломерат племен, условный, разного происхождения на определенной территории, согласно Абульгази территории Улуса Джучи. Он же говрит что узбеками нарекли их дабы отличать от калмаков тем, что они исповедуют ислам в отличии от последних. По сути до 16 века узбеками могли нарекаться все те, кто сейчас входит ногаев, казахов, башкортов, собственно узбеков и других. Это был экзоэтноним, политической направленности для группы племен и общностей и посему улсовный. К тому же времени нет доказательств того, что у узбеков был языковой монофон, продолжающих единый континиум с т.н. казахами. Зато полно памятников в карлуко-ъхлорезмийской традиции, которую узбеки восприняли и считали своей. Также полно этнонимов и племенных титуляров, которые указывают на смешанное происхождение состава племен Шейбани хана, а именно кипчако-карлукское а значит разнодиалектность внутри них. Для чего и нужен был единый язык, литературный и он давным давно имелся как в АЛтын орде, так и улусе Чагатой. В языке тех узбеков нет явных ногаизмов изоформ свойственных даже восточно-кипчакским диалектам, единственный элемент, что сохранился разве что джокания. Причем джокание со звонким пронансам отличное от жокания казахского и близкое к ряду уйгурских говоров и даже малкаро-карачевскому, но в последнюю очередь к великоказахскому. При этом, ндао подчеркнуть и выделить, близость с т.н. ногайской группой кипсчакских языков имеют лишь кунграты байсуна и денау, в наши дни и поздние племенные группы, но не те что пришли с Шейбани ханом.

То, что здесь пишет один провокатор, что узбекский компонент этноса в рпошлом часть казахского, чушь. Все знают когда Джанибек и Керей откочевали от Абулхаирских племен, кто был в их стосаве, каковы были причины. Узбеки=казахи, это явная фальсификация. Хотя бы потому что казахи производная от узбеков Абулхаира, куда входили кипчакские племена, племена карлукоязычные, и тюркизированные моногольские группы племен. Отпочковавшаяся часть с Джанибеком и Кереем это не Ногаи большой орды, это не племена Могулистана, вошедшие в состав казахов лишь окончательно в 18 веке, это не аксуеки и прчоие. Не надо тут мифический монолит лепить из казахов/кайсаков искусственно, пользуясь тем, что слушатель сторонний не из региона. Те, через кого Вы эту родственность сплошь на все племена узбеков рисуете вилами по воде, это лишь незначительная группа племен в количественном соотношении, собственно ядро будущего казахского этноса.

Долго расписывать историю вопроса не стоит. Но сам характер встречных вопросов со стороны администрации выявляет персональное отношении ее к теме. Нет народов в регионе, которые так люто на генном уровне испытывали ненависть, презрение и зависть к узбекской истории и этносу, как казахи и киргизы. Ни монголы, ни башкорты, ни ногаи, ни татары, ни алтайцы, ни хакасы, ни якуты и т.д. Более того данные этносы даже настроены дружелюбно и стараются коммуницировать с узбекской средой в соответствующем ключе, реально изучая историю.

P,S, Да, и я не историк по образованию. Но в сотоянии читать преовисточники на трех языках, включая чагатайский и арабский. с фарси более проблемно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не знаток Кокандских источников, но могу судить по тем, которые читал. В "Тарихи Фарғона" Ибрата и других источниках сартийа и элатийа - обозначение оседлых и кочевых. А когда речь идет об этносах, упоминаются турк (ўзбек), тожик, қирғиз, қипчоқ.

А админ всем пытается навязать, что сарт ни есть узбек, при этом что кипчак ферганский есть кыргыз. Хотя доподлинно известно что узбеки внутри себя не делились по данным признакам сарт/узбек как этнические общности, но определялись лишь по быту и роду деятлеьности. В то время как фреганские кипчаки до последнего времени обособляли себя четко от казахов, узбеков, киргизов и кого угодно. Парадокс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...