Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

1342018302[/url]' post='129418']

Я имел ввиду, что это два разных народа... Ничего общего...

Ничего общего? Здесь что ли школьники собрались на урок истории? Может и говорят на разных языках, кто кроме узбеков и уйгур имеет такой язык, относимый к карлукской группы ололололо! Да и в прям фашиствующий фанатичный элемент. Ничегошеньки Вы про уйгур и узбеков не знаете, либо кровушка сартофобская взыграла. К Вашему сведению кашгарлыки отцы-основатели культурного ядра восточного туркистана и уйгурской культуры в целом до последнего времени (начала 20 века) не делили себя с кокандцами, бзолее того зачастую отождествляли...вот вам ничего общего, может Вы про илийских или турфанских? Но уж точно не про кашгарцев, хотанцев и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничего общего? Здесь что ли школьники собрались на урок истории? Может и говорят на разных языках, кто кроме узбеков и уйгур имеет такой язык, относимый к карлукской группы ололололо! Да и в прям фашиствующий фанатичный элемент. Ничегошеньки Вы про уйгур и узбеков не знаете, либо кровушка сартофобская взыграла. К Вашему сведению кашгарлыки отцы-основатели культурного ядра восточного туркистана и уйгурской культуры в целом до последнего времени (начала 20 века) не делили себя с кокандцами, бзолее того зачастую отождествляли...вот вам ничего общего, может Вы про илийских или турфанских? Но уж точно не про кашгарцев, хотанцев и др.

У Вас, что мания преследования? В каком это месте фашизм узрели? Про сартофобию промолчу. На Вашей совести пущай упокоится.

Вы узбеков к уйгурам относите?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Вас, что мания преследования? В каком это месте фашизм узрели? Про сартофобию промолчу. На Вашей совести пущай упокоится.

Вы узбеков к уйгурам относите?

Я имел ввиду, что это два разных народа... Ничего общего...

Ничего личного.

P.S. но фраза просто до умиления лживая, в случае осведомленности. учитываю ту самоуверенность с которой Вы это все произносите...и с которой просите остальных ни в коем случае не проводить параллелей, ответ собственно сам напрашивается. единственный вариант - это Ваше незнание матчасти и истории вопроса, тогда, конечно, можно с натяжением понять....реплику.

я считаю разделение Туркестанлыков и Шаркий Туркистанлыков натянутым и несправедливым в 20 веке, в то время как оппоненты-сепаратисты и националисты новой волны (в лоне гнета КНР) считают, почти как Вы. но среди уйгур не мало моих единомышленников, ощущающих и полностью осознающий общность наших корней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имел ввиду, что это два разных народа... Ничего общего...

судя по опусам этого Акскла это между казахами и уйгурами нет ничего общего...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876 edition reprint)

сс.104-105

...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар (Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw). Согласно местным жителям все население этой страны разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond, wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe попадает под название сартов. Если теория г-на Лерха (Lerch) правильна, то слово сарт означает просто житель города (г-н- Лерх в номере 1 "Russische Revue" прослеживает слава Iaxartes и Iaxartai к корню Xartai который является представителем старого иранского корня khsarta как видно из более позднего персидского shehr - город. Iaxartai т.о. означало бы житель городов, а Iaxartes - река городов, а слово сарт, искажение слова Iaxartes которое перешло от иранских кочевников к тюркским кочевникaм как обозначение для оседлых жителей нижней долины Сыр(Дарьи) которая была густо заселена и полна процветающих городов.)

Примечательно, что у старинных писателей слово сарт использовалось поначалу почти исключительно к населению долины Сыр-Дарьи и не было известно в Бухаре или самарканде, хотя оно передалсь в Кашгар, Коанд и Хиву. Абул-Гази говорит о сартах как о оседлых жителях его собственно страны, Хивы, как отличных от узбеков, в то время как в стране им завоеванной как Бухара он использует слово таджик. В настоящее время название сарт также известно и в Бухаре. Как используемое кочевыми племенеми это слово сарт является почти что бранным и синонимом трусливого и женоподобного человека.

Что касается расы, население Туркестана может быть примерно поделено между расами иранского или персидского корня, и таковой тюркского происхождения. К первой принадлежат таджики которые были изначальными жителями не только страны между Сыр и Аму (Дарьей) - древнего Маверранахра, но также и правого берега Сыр-Дарьи, Коканда и Кашгара. Это был Фирдоуси в Шах-намэ кто первым сделал Аму-Дарью границей между Ираном и Тураном, но профессор Григорьев ясно показал что эти два термина использовались в чисто географическом, а не в этнологическом смысле, и что спор между Ираном и Тураном не был спором между двумя расами, а соперничеством между двумя племенами одного и того же происхождения (см. "Труды Вост.Отделения Импер.Русс. Археолог. Общества" т.16, с. 286 - "Скифский народ Сака").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюркизация могла носить как естественный характер — культурные контакты, межнациональные браки и т. п., так и принудительный (насильственный) характер — завоевание, численное истребление и вынужденное переселение. Наиболее обширная тюркизация нетюркских по происхождению групп наблюдалась в Туркестане, где тюркизации подверглись древние индоевропейские по происхождению кочевые и земледельческие группы. Так образовались современные узбеки и уйгуры.

Алп-бамси, на основе ваших постов, можно же сделать вывод, что и современные казахи образовались подобным же образом ассимилированные индо-европейцы, ханьцы, монголы, угры, у вас есть и О3, и С3, и R1а и R1b, и N, и G, и еще какие то, т. е. что это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот вопрос мы обсудили подробно на туране, уйгуры и узбеки разные народы.

может хватит параноить в национал-патриотическом раже. читайте внимательно человек писал что НЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО. ву компроме? то, что это разные народности к настоящему моменту ясно и так всем. Вы спекулируете уже на очевидных вещах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

имеется ввиду караханидская эпоха, до нее или после? процессы шли естественные: ассимиляция, оседание, создание мат. культуры нового типа. как всегда это было и везде. если Вы хотите в соверменных сартах-узбеках вычленить персофон, то это тщетное дело...проблема состоит в том, что оседлость не гарантирует свободный переход к языку , который доминирует + антропология, точно также кочевка и родо-племенное деление общества не гарантируют того, что у всех был языковой монофон. это уже не наука. карлуки - переднеазиаты, к примеру. киргизы имеют свой фенотип в масе за счет митохонриальных азиатских корней и постоянных контактов с соседями по периметру либо влились из племен другого происхождения (ойраты, калмаки и т.д.). кто Вам сказал, что нынешнее население городов тождественно предкам его основавшим, только Самрканд вырезали почти полностью 2 раза как минимум. Честно говоря игра в самых аутентичных тюрков чревата нпацсрачем, Вы это лучше меня знаете. Соверменна узбекская оседлая культура идентична таджикской потому что формировалась уже совместно, базируясь на исламском пласте. О какой основе персидской можно гворить, если эта культура возникает в арабо-мусульманском контексте в позднее время, когда турок в регионе больше чем ираноязычных к этому моменту. Да и Вы хронически нивелируете два разных компонента иранский и персидский, стерая различия. это не тождественные вещи.

Я имею в виду не караханидскую эпоху, а вообще процессы тюркизации этого региона, которые началитсь по-видимому с первого тысячелетия. Современный персофон я не собираюсь вычленять, просто наблюдаю практически полную тождественность культуры современных оседлых узбеков и таджиков, отсюда и взаимное тесное проникновение.

Теперь по уч-карлукам - каким образом народ, прикочевавший в Ср. Азию с Алтая стал переднеазиатом?

Я не играю в самых утентичных тюрков, просто пытаюсь разобраться в ситуации. На мой взгляд притягивание генезиса тюркских народов к оседлой формации, якобы зародившейся в Передней Азии не является доказуемой.

Исламский пласт и одновременный генезис культур таджиков и предков узбеков не мог привести к практически полной тождественности этих культур. Значит был единый культурный ареал, на мой взгляд ираноязычный, и потом в результате многочисленных миграций тюркского кочевого населения в этом ареле возникают тюркоязычные общности. Т.е. простая ассимиляция культурная.

Такого рода культурную ассимиляцию я наблюдал лично на примере южных кыргызов ряда сел Джалал-Абадской области. Там кыргызы носили тюбетейки и перенимали узбекские традиции - вариации свадеб, похорон и т.д. Т.е. эта культурная модель им казалось более модной что-ли, или более приемлимой в тех условиях, тем более, что эти села окружают сплошь узбекские села.

Если Вы заметили, я начал было везде писать ираноязычный, однако после ряда постов Канишки, где он употреблял слово персоязычный, перешел на термин "персо", чтобы определиться точнее по объекту обсуждения. Корректнее конечно же писать ираноязычный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Некоторые ответы дал уже маверауннахр. Изначально мусульманская культура, персоязычие получило развитие в 10-11 вв. и продолжало экспансию до 19 века. Культуру нельзя считать персидской хотя бы потому, что культура персов и таджиков совершенно различна.

Строго говоря, тождество быта, культуры и внешности говорит о контактах, а не ассимиляции. А население городов менялось сотни раз и современные насельники Самарканда и Бухары имеют там от силы 150 летние корни.

Касательно расселения - это хорошо отражено в источниках. В 1137 году вблизи Самарканда была пустыня Катван, где сразились селджуки и караханиды против каракитаев. Сейчас там два района, густо населенных узбеками рода туяклы - Булунгур и Галляарал. Еще 100 лет назад население региона было меньше 6,4 раза в среднем.

Автохтонность зависит от того, сколько веков вы отводите автохтонности. Согдийцы заселили долину Зеравшана в начале 1 тыс. до н.э. Их потомки ягнобы. Предки памирцев пришли 2000 лет назад. Персоязычие распространилось в 10-11 вв.

На мой взгляд тождество быта, культуры и внешности говорит о том, что эти объекты вышли из одного ядра, отнюдь не о контактах.

Мой вопрос простой - когда тюркоязычные народы появились в Средней Азии? Откуда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876 edition reprint)

сс.104-105

...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар (Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw). Согласно местным жителям все население этой страны разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond, wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe попадает под название сартов. Если теория г-на Лерха (Lerch) правильна, то слово сарт означает просто житель города (г-н- Лерх в номере 1 "Russische Revue" прослеживает слава Iaxartes и Iaxartai к корню Xartai который является представителем старого иранского корня khsarta как видно из более позднего персидского shehr - город. Iaxartai т.о. означало бы житель городов, а Iaxartes - река городов, а слово сарт, искажение слова Iaxartes которое перешло от иранских кочевников к тюркским кочевникaм как обозначение для оседлых жителей нижней долины Сыр(Дарьи) которая была густо заселена и полна процветающих городов.)

Примечательно, что у старинных писателей слово сарт использовалось поначалу почти исключительно к населению долины Сыр-Дарьи и не было известно в Бухаре или самарканде, хотя оно передалсь в Кашгар, Коанд и Хиву. Абул-Гази говорит о сартах как о оседлых жителях его собственно страны, Хивы, как отличных от узбеков, в то время как в стране им завоеванной как Бухара он использует слово таджик. В настоящее время название сарт также известно и в Бухаре. Как используемое кочевыми племенеми это слово сарт является почти что бранным и синонимом трусливого и женоподобного человека.

Что касается расы, население Туркестана может быть примерно поделено между расами иранского или персидского корня, и таковой тюркского происхождения. К первой принадлежат таджики которые были изначальными жителями не только страны между Сыр и Аму (Дарьей) - древнего Маверранахра, но также и правого берега Сыр-Дарьи, Коканда и Кашгара. Это был Фирдоуси в Шах-намэ кто первым сделал Аму-Дарью границей между Ираном и Тураном, но профессор Григорьев ясно показал что эти два термина использовались в чисто географическом, а не в этнологическом смысле, и что спор между Ираном и Тураном не был спором между двумя расами, а соперничеством между двумя племенами одного и того же происхождения (см. "Труды Вост.Отделения Импер.Русс. Археолог. Общества" т.16, с. 286 - "Скифский народ Сака").

научитесь не просто копи-пастить текст, но анализировать. сартами называли, но не назывались...и все западные исследователи, ввиду того, что первыми в регион все таки пришли в лице колонизаторов - русские ссылались на них. все кто пришел через Афганистан в 19 веке минуя казахские степи описывали этнические группы согласно данным их представителей, а не со слов проводников-стукачей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь по уч-карлукам - каким образом народ, прикочевавший в Ср. Азию с Алтая стал переднеазиатом?

Я не играю в самых утентичных тюрков, просто пытаюсь разобраться в ситуации. На мой взгляд притягивание генезиса тюркских народов к оседлой формации, якобы зародившейся в Передней Азии не является доказуемой.

миф, ничем не доказуемый, популярен у тюркских общностей ближнего востока и кавказа. первые тюрки из центральной азии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд тождество быта, культуры и внешности говорит о том, что эти объекты вышли из одного ядра, отнюдь не о контактах.

Мой вопрос простой - когда тюркоязычные народы появились в Средней Азии? Откуда?

Что это Вам даст? Рабочая версия Алтай, Зап. Монголия. Андроновская культура где зародилась, на Восточно-Европейской равнине? Она фиксируется раньше тюрок на данной территории и что?

Я Вам еще раз скажу: внешность обусловлена контактами по периметру Алтай, Зап Монголия, Вост. Туркистан это массив столкновения и взаимообмена рас, культур и языков...Я Вам еще раз пишу, что антропология киргиз в большей степени обусловлена митохондриальной праматеринской линией с дальнего Востока, как это указывают последние исследования. в то время как отцовская линия не является номинально "азиатской". схожая ситуацию у других народов по периметру. метизация, потеря и приобретении фенотипа не показатель. и говорить, что кипчаки были монголоиды изначально в регионе это абсурдно, ибо кипчаки выделились из общетюрского пласта в позднюю эпоху...когда как минимум прошли процессы метизации десятки, если не сотни раз и шли. карлуки имеют внешность переднеазитов, а не происхождение не путайте эти вещи. это обусловлено длительностью пребывания и постоянными процессами метизации в регионе на протяжении как минимум 1500 лет.

Во- вторых, быт кочевой культуры не является показателем эталонности этнической общности. Это глупость, ибо выбор образа жизни обусловлен внешними природными факторами, а не привязанностью этносу к тому или иному быту. кочуют в соответствующих условиях. в лесу занимаются другим, как и у рек тюркская этничность тут не играет никакой роли. отрицать, оседание и развитие собственной клуьтуры городов, как естественный цивилизационный процесс, тоже большая глупость...Ваша проблема что Вы первотюрков стараетесь найти в кочевниках (или образно говоря оправадаться в своих глазах при поиски этой мифической аутентичности и эталлнности), тогда ищите ее в половине человечества, в то время, в том числе среди индо-европейцев. отгонным скотоводством и перманентной миграцией в зависимости от факторов внеш среды и климата занималось уйму этн. общностей.

Что Вы хотите доказать? Что города иранские т.к. у тюрков не было культуры городов в ту эпоху (момент основания)? т.к. тюрки пришли из другого место в регион? тогда изучайте итсорию региона в детялях. возраст поселений в таджикистане большинства кишлаков за исключением равнинной местности Пенджикента и Худжанта от силы 300-500 лет. Возраст городов около 2000 лет. миграция тюрок фиксируется с 3 века до н.э. Я не пойму Вашей конечной цели? Доказать что города региона не тюркские, противоставить тюрок и культуру городов? Степень участия согдийцев этногенезе? Например, Бухара как городской массив на месте поселения основан тюрками в 6 веке? А для начала, чтобы получить конструктивный диалог, научите хзначительную часть аудитории избавляться от предвзятостей, сартофобии и уважать узбекский народ и его этногенез.

Многие темы этими фобиями пестрят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

миф, ничем не доказуемый, популярен у тюркских общностей ближнего востока и кавказа. первые тюрки из центральной азии.

а из нас разве кто-то это утверждал в контексте данной темы? действительно, здесь собрались не выходцы с Кавказа и Ближнего Востока. меня всегда умиляли поиски первотюрков в шумерах, самого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Что это Вам даст? Рабочая версия Алтай, Зап. Монголия. Андрониковская культура где зародилась, на Восточно-Европейской равнине? Она фиксируется раньше тюрок на данной территории и что?

Я ВАм еще раз скаду: внешность обусловлена контактами по периметру Алтай, Зап Монголия, Вост. Туркистан это массив столкновения и взаимообмена рас, культур и языков...Я Вам еще раз пишу, что антропология киргиз в большей степени обусловлена митохондриальной праматеринской линией с дальнего Востока, как это указывают последние исследования. в то время как отцовская линия не является номинально "азиатской". схожая ситуацию у других народов по периметру. метизация, потеря и приобретении фенотипа не показатель. и говорить, что кипчаки были монголоиды изначально в регионе это абсурдно, ибо кипчаки выделились из общетюрского пласта в позднюю эпоху...когда как минимум прошли процессы метизации десятки, если не сотни раз и шли. карлуки имеют внешность переднеазитов, а не происхождение не путайте эти вещи. это обусловлено длительностью пребывания и постоянными процессами метизации в регионе.

Во- вторых, быт кочевой культуры не является показателем эталонности этнической общности. Это глупость, ибо выбор образа жизни обусловлен внешними природными факторами, а не привязанностью этносу к тому или иному быту. кочуют в соответствующих условиях. в лесу занимаются другим, как и у рек тюркская этничность тут не играет никакой роли. отрицать, оседание и развитие собственной клуьтуры городов, как естественный цивилизационный процесс, тоже большая глупость...Ваша проблема что Вы первотюрков стараетесь найти в кочевниках, тогда ищите ее в половине человечества, в то время, в том числе среди индо-европейцев. отгонным скотоводством и преманентной миграцией в зависимости от факторов внеш среды и климата занималось уйму этн. общностей.

Что Вы хотите доказать? Что города иранские т.к. у тюрков не было культуры городов в ту эпоху (момент основания)? т.к. тюрки пришли из другого место в регион? тогда изучайте итсорию региона в детялях. возраст поселений в таджикистане большинства кишлаков за исключением равнинной местности Пенджикента и Худжанта от силы 300-500 лет. Возраст городов около 2000 лет. миграция тюрок фиксируется с 3 века до н.э. Я не пойму Вашей конечной цели? Доказать что города региона не тюркские, противоставить тюрок и культуру городов? Степень участия согдийцев этногенезе? Например, Бухара как городской массив на месте поселения основан тюрками в 6 веке?

mawaraunnahr - во-первых попросил бы Вас немного снизить тон.

Лично мне ничего не надо доказывать, я занимаюсь своей тематикой, точнее занимался, и сейчас пытаюсь понять неоднозначные процессы этногенеза народов Средней Азии. И я не ищу эталонный тип тюрка и не пытаюсь принизить роль нынешних или средневековых оседлых тюркских народов.

Просто я считаю, что генезис тюркских народов происходил на территориях Северного Китая и совр. Монголии. Оттуда они большими волнами уходили на запад, что привело к тюркизации регионов находящихся западнее их места формирования. Действительно часть прототюрков можно считать оседлой - у тех же хунну известны города, однако эта очень малая часть в сравнении с кочевой/полукочевой или лесной формациями первых тюркских народов. Посмотрите практически все достижении оседлой цивизации проникали к тюркам посредством согдийцев, которых было ну очень много.

Я не беру во внимание данные антропологии, поэтому писать здесь о метисации антропологической не надо. Мы рассматриваем общности пока в плане лингвистики. Правильно? Генные исследования тоже имеют весьма условное значение из-за методологии исследований с допусками в тысячи лет.

Ну и теперь опровергните "глупости" примерами развития городской культуры тюрков на начальном этапе их развития. Где были эти города? В Ордосе или в Отюкене? Или тюрки пришли в Ср. Азию пешком, потом построили города?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд тождество быта, культуры и внешности говорит о том, что эти объекты вышли из одного ядра, отнюдь не о контактах.

Мой вопрос простой - когда тюркоязычные народы появились в Средней Азии? Откуда?

Я не согласен с вами. Хотя бы потому, что таджики делятся на уйму этногрупп, отнюдь не все культурно тождественны узбекам.

Касательно вопроса - скорее всего это Северо-Восток.

Касательно терминологии - под персо- имел в виду именно персоязычный западноиранский континиум. Я уж точно не перепутаю это с иранским вообще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

может хватит параноить в национал-патриотическом раже. читайте внимательно человек писал что НЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО. ву компроме? то, что это разные народности к настоящему моменту ясно и так всем. Вы спекулируете уже на очевидных вещах.

Если язык даже карлукский? И что?

Казахи, кыргызы и татары относятся к кипчакскому. Они же не один народ.

У вас есть такие традиции как отуз огул, про мукамы промолчу... Это и доказывает, что изначально были разными...

По мне казахи ближе к уйгурам, чем узбеки...

Только не надо опять переходить на личность как малое дитя...

Сатарим тариха жан риштисидин тар ешип салсам,

Анин ким налисидин бенаванин кунлини алсам.

Мукам ичря мукам чалсам, мукамни дилха жа килсам,

Ки ул мяхбуб нязяр килса анин алдида мян чалсам.

Мукамларнин атасини Хусяйну хям Яжям дярляр,

Улардин йукари пярдяким — Баятини мян чалсам.

Баяти ашнанин язида ейтсам баятинни,

Кунлум, бенява болганда билсям мян Нава чалсам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мне казахи ближе к уйгурам, чем узбеки...

действительно, ведь основа этничности современных казахов и уйгур сформировалась в эпоху Караханидов, традиции, нравы и обычаи ну очень похожи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если язык даже карлукский? И что?

Казахи, кыргызы и татары относятся к кипчакскому. Они же не один народ.

У вас есть такие традиции как отуз огул, про мукамы промолчу... Это и доказывает, что изначально были разными...

По мне казахи ближе к уйгурам, чем узбеки...

Только не надо опять переходить на личность как малое дитя...

Сатарим тариха жан риштисидин тар ешип салсам,

Анин ким налисидин бенаванин кунлини алсам.

Мукам ичря мукам чалсам, мукамни дилха жа килсам,

Ки ул мяхбуб нязяр килса анин алдида мян чалсам.

Мукамларнин атасини Хусяйну хям Яжям дярляр,

Улардин йукари пярдяким — Баятини мян чалсам.

Баяти ашнанин язида ейтсам баятинни,

Кунлум, бенява болганда билсям мян Нава чалсам.

ой, фейспалм. мой юный друг. фейспалм на фейспалмушке и фейспалмом погоняет...есть банальное обьяснение этой реплике - Вы на четверть сами казах. интересно что бы запевали тут, если бы вместо нее узбекская четвертина была? про мукамы лучше не начинать, классическая поэзия и макомы, мугамы это конек канишки...

Сатарим тариха жан риштисидин тар ешип салсам,

Анин ким налисидин бенаванин кунлини алсам.

Мукам ичря мукам чалсам, мукамни дилха жа килсам,

Ки ул мяхбуб нязяр килса анин алдида мян чалсам.

Мукамларнин атасини Хусяйну хям Яжям дярляр,

Улардин йукари пярдяким — Баятини мян чалсам.

Баяти ашнанин язида ейтсам баятинни,

Кунлум, бенява болганда билсям мян Нава чалсам.

катастрофа, эта газаль диаметрально противоположна узбекскому звучанию. прям никакой общности не обнаруживается, сплошной казахский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сатарим тариха жан риштисидин тар ешип салсам,

Анин ким налисидин бенаванин кунлини алсам.

Мукам ичря мукам чалсам, мукамни дилха жа килсам,

Ки ул мяхбуб нязяр килса анин алдида мян чалсам.

Мукамларнин атасини Хусяйну хям Яжям дярляр,

Улардин йукари пярдяким — Баятини мян чалсам.

Баяти ашнанин язида ейтсам баятинни,

Кунлум, бенява болганда билсям мян Нава чалсам.

Сеторим ториға жон риштасидин тор эшиб солсам,

Анингким ноласидин бенавонинг кўнглини олсам.

Мақом ичра мақом чалсам, мақомни дилға жо қилсам,

Ки ул махбуб назар қилса анинг олдида ман чалсам.

Мақомларнинг отасини Хусайний ҳам Ажам дерлар,

Улардин юқори пардаким — Баётини ман чалсам.

Баёти ошнанинг ёзида айтсам баётини,

Кўнглум, бенаво бўлганда билсам ман Наво чалсам.

Классический "уйгурский", который ничем не отличается от классического узбекского в арабописьменном варианте. Разговорный уйгурский конечно же звучит по иному.

А теперь милости просим казахскую адаптацию текста, дабы понять, кто кому ближе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876 edition reprint)

сс.104-105

...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар (Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw). Согласно местным жителям все население этой страны разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond, wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe попадает под название сартов. Если теория г-на Лерха (Lerch) правильна, то слово сарт означает просто житель города (г-н- Лерх в номере 1 "Russische Revue" прослеживает слава Iaxartes и Iaxartai к корню Xartai который является представителем старого иранского корня khsarta как видно из более позднего персидского shehr - город. Iaxartai т.о. означало бы житель городов, а Iaxartes - река городов, а слово сарт, искажение слова Iaxartes которое перешло от иранских кочевников к тюркским кочевникaм как обозначение для оседлых жителей нижней долины Сыр(Дарьи) которая была густо заселена и полна процветающих городов.)

Примечательно, что у старинных писателей слово сарт использовалось поначалу почти исключительно к населению долины Сыр-Дарьи и не было известно в Бухаре или самарканде, хотя оно передалсь в Кашгар, Коанд и Хиву. Абул-Гази говорит о сартах как о оседлых жителях его собственно страны, Хивы, как отличных от узбеков, в то время как в стране им завоеванной как Бухара он использует слово таджик. В настоящее время название сарт также известно и в Бухаре. Как используемое кочевыми племенеми это слово сарт является почти что бранным и синонимом трусливого и женоподобного человека.

Что касается расы, население Туркестана может быть примерно поделено между расами иранского или персидского корня, и таковой тюркского происхождения. К первой принадлежат таджики которые были изначальными жителями не только страны между Сыр и Аму (Дарьей) - древнего Маверранахра, но также и правого берега Сыр-Дарьи, Коканда и Кашгара. Это был Фирдоуси в Шах-намэ кто первым сделал Аму-Дарью границей между Ираном и Тураном, но профессор Григорьев ясно показал что эти два термина использовались в чисто географическом, а не в этнологическом смысле, и что спор между Ираном и Тураном не был спором между двумя расами, а соперничеством между двумя племенами одного и того же происхождения (см. "Труды Вост.Отделения Импер.Русс. Археолог. Общества" т.16, с. 286 - "Скифский народ Сака").

Забыл упомянуть что это мой перевод с английского. В этом двухтомнике Юджина Скайлера собрано колоссальное количество информации о Туркестане 19 века.

Тут информация о Юджинe Скайлерe:

http://en.wikipedia.org/wiki/Eugene_Schuyler

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...