АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 Только что, Dambjaa сказал: Среди зашитников были остатки союзных племен Елью Даши. На кого намекаете? Кара-китаи что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 ВСТРЕЧА ОНГУТОВ С ЕЛЮЙ ДАШИ И ПЛЕМЕНА, УВЕДЕННЫЕ ИМ НА ЗАПАД "Идя на север 3 дня, [Елюй Даши] прошел Хэйшуй1 и встретился с сянвэнем белых татар (онгутов)2 Чункуром3. Чункур преподнес в дар 400 голов лошадей, 20 верблюдов и вдоволь баранов. Идя на запад дошел до города Кэдун, где остановился в Управлении наместника Северного двора (бэйтин духу фу). [Елюй Даши] собрал вокруг себя [людей] из 7 округов - Вэй[чжоу], У[чжоу], Чундэ[джоу], Хуэйфань[чжоу], Синь[чжоу], Далинь[чжоу], Цзыхэ[чжоу] и То[чжоу], а также вождей и народ 18 племен4 - желтых шивэй, дила5, хунгиратов6, джаджиратов, ехи7, бегудов, нара8, дарахай9, дамир10, меркитов, хэчжу11, угуров12, татар (цзубу), пусувань13, тангутов, хумусы14, сидэ15 и дорбенов16". "История династии Ляо", глава 30 Комментарий Романа Храпачевского: 1. в тексте 黑水 Хэй-шуй, букв. "черная вода". По предположению К. Витгфогеля и ФэнЦзя-шэна это современная р. Кара-мурэн (по-монгольски (черная речка»), она же р. Жэхэ. 2. 白達達 бай да-да, белые татары, они же онгуты. 3. 床古兒 Чуан-гу-эр, Чункур. Сходно транскрибировано имя сына Тутука, кипчакского военачальника в Юань (см. Юань ши, цз. 128) из рода кун. 4. Список этих 18 племен, равно как и все повествование о Елюй Даши, взяты из самостоятельного текста, находившегося в составе ранних "Ляо ши", которыми пользовались составители юаньского "Ляо ши" (во главе с Тохто). По каким-то причинам они сохранили его текст практически неотредактированным, поэтому транскрипции названии племен сильно отличаются от тех, что были приняты сотрудниками Тохто на протяжении всей написанной ими «Ляо ши». Поэтому в большинстве случаев для названий из этого «списка 18 племен» требуется дополнительная идентификация и сравнение с другими вариантами их транскрипции. 5. 敵剌 ди-ла. Вероятно, речь тут идет о какой-то части тераитов. Но возможно также, что это вариант записи названия cискогo или киданьского племени диле, так как в разделе «Разъяснения [слов] государственного языка» в «Ляо ши» говорится: «[знаки] ле и ла звучат близко друг другу». Вопрос об их идентификации поэтому пока остается открытым. 6. 王紀剌 ван-цзи-ла (транскрипция для ongγira[t]), (х)унгират. Т.е. это известное во времена Чингисхана племя хунгират (анда-куда, т.е. род —— брачный партнер для рода борджигин, т.е. рода Чингисхана). В «Цзинь ши» и "Юань ши" название этого племени передано сходно 一 как "гуанцзила" и "хунцзила", соответственно. 7. 也喜 е-си, ехи. Наиболее вероятно, что это народность тунгусо- маньчжурской группы. 8. 尼剌 ни-ла, то же что и 涅剌 не-ла. Киданьский род, в разделе «Племена и роды», в цз. 33 Ляо ши, сказано, что он происходит от одного предка с племенем увэй, оба эти рода входят в состав 38 родственных и свойственных Абаоцзи родов. Оригинальное звучание его названия видимо было "нара" (ср. с монгольским нара(н) 'солнце'). 9. 達剌乖 да-ла-гуай, дарахай. Точная этническая принадлежность их не выяснена. Само же слово очень похоже на производное от монгольского глагола "дарах" «давить». 10. 達密里 да-ми-ли, дамир. Видимо надо отождествить его с тюрко-монгольским словом, означающим 'железо'. В списке "различных племен" упомянуты дамир-бегуды. Видимо в данном списке 18 племен у Елюй Даши от их составного (из двух слов) названия сохранилось только начальное, классифицирующее, слово. 11. 合主 хэ-чжу. Киданьский род, один из близких роду императоров Ляо. В данном списке он, как и ряд други названий, записан иным набором иероглифов, чем обычно. Дело в том, что текст о Елюй Даши представляет собой отдельное самостоятельное повествование, добавленное к тексту "Основных записей" правления Тянь-цзо и взятое из одной из ранних «Историй Ляо», которыми пользовались составители «Ляо ши» коллектива Тохто. Возможно, что данной китайской транскрипцией записано название "алчу(н)" (ср. с реконструкцией С.Е. Яхонтова имени киргизского полководца Хэ-цзу как "Алп Сол"). 12. 烏古里 y-гу-ли, угуры. Это объединение племен кочевало к северо-западу от коренных земель киданей, т.е. на землях восточной части современной Монголии. 13. 普速完 пу-су-вань. Это 'пусувань-ордо', одно из киданьских гвардейских подразделений, сначала учрежденное вдовствующей императрицей Интянь тайхоу, а потом вошедшее в «гвардию лагеря», учрежденную Шэн-цзуном. Вероятно это транскрипция названия 'бусуул'. 14. 忽母思 xy-му-cы. В списке "Войск подчиненных государств" они названы «хумусы - горные фань», где китайское слово фань означает "дикие, некитайские племена, варвары вообще". К. Виттфогель и Фэн Цзя-шэн локализуют их на западе и юго-западе от долины Орхона. Вероятно, их надо отождествить с подразделением курлаутов — племенем уймакут, которые были родственны хунгиратам, точнее вместе с хунгиратами и кураласами/горлос (или хорулас — так они названы в Сокровенном Сказании), происходили от общих предков. Хунгираты кочевали к северу от так называемой "стены Минчан", или как ее называет Рашид ад-Дин «стену Уткух», поэтому и родственные им кураласы и курлауты должны быть еще севернее или северо-западнее от них, что соответствует локализации хумусы. Фонетически "хумусы" вполне может быть передачей исходного *hömu(h)us с показателем мн.ч на -с, в то время как информаторы Рашид ад-Дина называли это племя, используя другой показатель множественности, т.е. на -т. Т.о. и китайская транскрипция "хумусы", и персидская запись Рашид ад-Дина "уймакут" вероятно означают одно и то же. Указание на "горномть" этих 'хумусы' в Ляо ши укладывается в данную локализацию: на юго-запад от долины Орхона находятся сначала горы Бургут, а еще далее по этому направлению - мощная горная система Хангай. 15. 奚的 сидэ. В списке так называемых «больших племен» в трактате "Все чины" (цз. 46) они названы "сетэ" (薛特).Было образовано в 1015 г. из уйгурских семей, захваченных во время войны с Ганьчжоу. Вероятно их следует отождествить с подразделением эдизов (они входили в состав конфедерации тэлэ вместе с уйгурами), чье название передается в китайских источниках аналогично - как "седе". 16. 糾而畢 цзю-эр-би. Знак 糾 цзю является графическим вариантом (его чтение тут дано в современном китайском звучании - цзю) киданьского по происхождению знака 乣 дю. В разделе «Разъяснения [слов] государственного языка» о значении этого знака цзю сказано: «цзю. название войск». Описание организации войск дю в Ляо (или цзю в китайском произношении, которое часто используется в литературе) находится в трактате "Все чины" в цз. 46 "Ляо ши". Т.о. это именно войска дю, которые в Цзинь ши также подробно описаны. Цзиньцы как раз и наследовали киданьскую организацию войск дю от Ляо (в «Цзинь ши» в основном используется знак дю, но есть несколько случаев использования и других его графических вариантов). Поэтому данная транскрипция эквивалентна звучанию знаков "дю-эр-би" (в фонетике XI-XIII вв.), а эта транскрипция передает известный политоним монгольских племен — 'дөрбөн' (по-монгольски «четыре»), дорбен. [Храпачевский, Р.П. "Татары", "монголы" и "монголо-татары" IX-XII вв. по китайским источникам //Этногеномико-исторический проект "Суюн". Серия "Материалы и исследования". Книга 3 "Исследования по истории восточноевропейских кочевников". Том 9 - Москва: Перо, 2015 - с.108, 133-136] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 Зачем весь этот обширный текст, с которым знакомы наверно почти все форумчане? Я задал вам простой вопрос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 21 minutes ago, АксКерБорж said: Зачем весь этот обширный текст, с которым знакомы наверно почти все форумчане? Я задал вам простой вопрос. https://m.facebook.com/nomadsgreatsteppe/photos/a.341805362610760/404638319660797/?type=3&locale2=pt_BR Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 Майхан Толгой,Хужирт сомон.Өвөрхангайский аймак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 26 минут назад, Dambjaa сказал: https://m.facebook.com/nomadsgreatsteppe/photos/a.341805362610760/404638319660797/?type=3&locale2=pt_BR Там написан кыпшаковедческий бред. Я выше уже дал свой комментарий на него: Наши форумные кыпшаковеды, маньжуроведы, огузоведы и улзийведы начитавшись в детстве художественные книжки "Чингизхан", "Батый", "К последнему морю" и "Жестокий век" наивно верят, что в 1219 году Отрар в Южно-Казахстанской области атаковали предки калмыков, бурятов и халха, а обороняли крепость предки казахов. В действительности же в тот век всё было иначе - обороняли крепость кыпчаки и канглы, а атаковали чингизиды (торе), ойраты, найманы, кереи, меркиты, джалаиры, кунгираты и другие татарские племена (догадайся каждый с первого раза где они сейчас и кто они). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 Формы монгольского хлеба. Талх. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 Увс аймаг. Ондорхангай сум. Ханхилцан Ёлтын ам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 2 hours ago, АксКерБорж said: Там написан кыпшаковедческий бред. Я выше уже дал свой комментарий на него: Наши форумные кыпшаковеды, маньжуроведы, огузоведы и улзийведы начитавшись в детстве художественные книжки "Чингизхан", "Батый", "К последнему морю" и "Жестокий век" наивно верят, что в 1219 году Отрар в Южно-Казахстанской области атаковали предки калмыков, бурятов и халха, а обороняли крепость предки казахов. В действительности же в тот век всё было иначе - обороняли крепость кыпчаки и канглы, а атаковали чингизиды (торе), ойраты, найманы, кереи, меркиты, джалаиры, кунгираты и другие татарские племена (догадайся каждый с первого раза где они сейчас и кто они). Хотите сказать,что историки КЗ глупее чем вы? Скажите тогда прямо! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 19 ноября, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 2 часа назад, АксКерБорж сказал: В действительности же в тот век всё было иначе - обороняли крепость кыпчаки и канглы, а атаковали чингизиды (торе), ойраты, найманы, кереи, меркиты, джалаиры, кунгираты и другие татарские племена (догадайся каждый с первого раза где они сейчас и кто они). Атаковала монгольская армия, костяк которой составляли монгольские племена, основную часть упомянутые ойраты, найманы, кереиты, меркиты, жалаиры и т.д. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 3 часа назад, Dambjaa сказал: Это точно. Видите как они плачут. А вы смеятесь постоянно над ними.. В отличии от манкуртов вроде АКБ,лица этих людей полны скорби, они отмечают 800 лет обороны города-героя Отрара. Слава богу что не все забывают историю своих предков, и не присваивают чужих. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Там написан кыпшаковедческий бред. Я выше уже дал свой комментарий на него: Наши форумные кыпшаковеды, маньжуроведы, огузоведы и улзийведы начитавшись в детстве художественные книжки "Чингизхан", "Батый", "К последнему морю" и "Жестокий век" наивно верят, что в 1219 году Отрар в Южно-Казахстанской области атаковали предки калмыков, бурятов и халха, а обороняли крепость предки казахов. В действительности же в тот век всё было иначе - обороняли крепость кыпчаки и канглы, а атаковали чингизиды (торе), ойраты, найманы, кереи, меркиты, джалаиры, кунгираты и другие татарские племена (догадайся каждый с первого раза где они сейчас и кто они). Никто и не отрицает что небольшая часть казахов и есть прямые потомки тех самых джалаиров и др.племен, но основная масса народа конечно из местных парней влившихся в армию, а иначе кто бы тюркизировал тех же джалаиров, найман, татар и др? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 27 минут назад, mechenosec сказал: В отличии от манкуртов вроде АКБ Вы хоть знаете значение слова манкурт? Почитайте, потом объяснитесь извинитесь. 27 минут назад, mechenosec сказал: лица этих людей полны скорби, они отмечают 800 лет обороны города-героя Отрара. Слава богу что не все забывают историю своих предков, и не присваивают чужих. Дуракам закон не писан. Уверен, что среди скорбящих много потомков тех самых "завоевателей", если не все присутствующие, и нет ни единого потомка защитников Отрара, кыпчаков и канглы. 57 минут назад, Dambjaa сказал: Хотите сказать,что историки КЗ глупее чем вы? Скажите тогда прямо! Кого вы имеете в виду, историков или фольков? Или скорбящих? Хотя собственно какая между ними разница в этом вопросе? Никакой. 47 минут назад, Rust сказал: Атаковала монгольская армия, костяк которой составляли монгольские племена, основную часть упомянутые ойраты, найманы, кереиты, меркиты, жалаиры и т.д. Очень жаль, что вы перешли на сторону кыпшаковедов, ув. Рустам. Раз уж вы решили это сделать, то должны теперь обязательно подтвердить и другую версию кыпшаковедов, что Отрар атаковали предки калмыков, бурятов, халхасцев, чахаров, хорчинов, узэмчинов, дархатов, захчинов и других монголоязычных народов, а обороняли предки казахов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 33 минуты назад, mechenosec сказал: В отличии от манкуртов вроде АКБ,лица этих людей полны скорби, они отмечают 800 лет обороны города-героя Отрара. Слава богу что не все забывают историю своих предков, и не присваивают чужих. Город герой Отрар это советская пропаганда по большому счету. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 19 ноября, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 4 минуты назад, АксКерБорж сказал: Очень жаль, что вы перешли на сторону кыпшаковедов, ув. Рустам. Раз уж вы решили это сделать, то должны теперь обязательно подтвердить и другую версию кыпшаковедов, что Отрар атаковали предки калмыков, бурятов, халхасцев, чахаров, хорчинов, узэмчинов, дархатов, захчинов и других монголоязычных народов, а обороняли предки казахов. Это версия большинства историков. И в этом случае я никогда не поддержу "пишпармаковедов", которым лучше обсуждать кухню, чем историю. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 9 минут назад, АксКерБорж сказал: Уверен, что среди скорбящих много потомков тех самых "завоевателей", если не все присутствующие, и нет ни единого потомка защитников Отрара, кыпчаков и канглы. Меня осенила гениальная мысль, а что если люди на фото скорбят по своим предкам, героически погибшим при осаде Отрара по захвату в плен по приказу великого хана Чингизхана коварного Кайр-хана, нарушившего древний международный неписанный закон защиты и покровительства послов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 Только что, Rust сказал: Это версия большинства историков. И в этом случае я никогда не поддержу "пишпармаковедов", которым лучше обсуждать кухню, чем историю. Большинство историков и про Ленина, Сталина и Гитлера много чего писали, все мы прекрасно знаем это. И еще много о чем и о ком. Так что версия про Отрар тоже не аксиома, дело времени чтобы все переосмыслилось. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 19 ноября, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 Только что, Le_Raffine сказал: Город герой Отрар это советская пропаганда по большому счету. Кыпчакские и канглыйские племена стали основным этническим компонентом казахского этноса. Основная часть была поверстана в монгольские и иные племена и стала основой Золотой Орды и перешла на иные этнонимы. Говорить про то, что сейчас кыпчаков всего 10%, а значит они не могут быть предками казахов - это пример ущербной логики. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 2 минуты назад, Rust сказал: Кыпчакские и канглыйские племена стали основным этническим компонентом казахского этноса. Основная часть была поверстана в монгольские и иные племена и стала основой Золотой Орды и перешла на иные этнонимы. Говорить про то, что сейчас кыпчаков всего 10%, а значит они не могут быть предками казахов - это пример ущербной логики. Сам так считал, но генетика все таки не подтверждает гипотезы о перенимании этнонимов. Взять тех же кыпчаков и канглы, как были мажорные R1 и Q соответственно так и остались. Остальные же племена имеют другие, отличные от этих гаплогруппы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 14 минут назад, Rust сказал: Кыпчакские и канглыйские племена стали основным этническим компонентом казахского этноса. Основная часть была поверстана в монгольские и иные племена и стала основой Золотой Орды и перешла на иные этнонимы. Говорить про то, что сейчас кыпчаков всего 10%, а значит они не могут быть предками казахов - это пример ущербной логики. У казахов мажорный этнический компонент (воспользуюсь термином наших форумных генетиков) - это татарские племена окружения Чингизхана и его род в том числе. Кыпчаки и канглы в этногенезе казахского народа очень малая часть, по причине отсутствия до сих пор в Казахстане при Национальной статистической переписи населения отдельной графы (род/племя) дать процентаж невозможно, но по косвенным многочисленным данным можно дать приблизительные цифры - канглов среди казахов не более 3%, а кыпчаков не более 5%, остальные 90 - 92 % это прямые потомки Чингизхана и окружавших его татарских племен. Это известно наверно всем историкам, даже отмечающим праздник города-героя Отрара и скорбящих не понятно о ком и зачем. Вон и генетика подтверждает это. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 11 минут назад, Le_Raffine сказал: Сам так считал, но генетика все таки не подтверждает гипотезы о перенимании этнонимов. Взять тех же кыпчаков и канглы, как были мажорные R1 и Q соответственно так и остались. Остальные же племена имеют другие, отличные от этих гаплогруппы. Вам встречались источники о перенятии монгольских этнонимов ? Можете поделиться ссылками? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 10 минут назад, Zake сказал: Вам встречались источники о перенятии монгольских этнонимов ? Можете поделиться ссылками? А можно я поделюсь? Случаи перенятия средневековых татарских-монгольских этнонимов в 21 веке (других случаев нигде никогда больше не встречал): 2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 4 минуты назад, АксКерБорж сказал: А можно я поделюсь? Случаи перенятия средневековых татарских-монгольских этнонимов в 21 веке (других случаев нигде никогда больше не встречал): Я имел в виду другие случаи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 4 минуты назад, Zake сказал: Я имел в виду другие случаи. Я тоже, но я не встречал нигде упоминаний о таковых. Может быть Le_Raffine действительно поделится? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 19 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2020 24 минуты назад, Zake сказал: Вам встречались источники о перенятии монгольских этнонимов ? Можете поделиться ссылками? Конкретно чтобы нарекаю тебя найманом, а тебя джалаиром не встречал. Но эта точка зрения была очень распространена в советской и постсоветской историографии. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться