Перейти к содержанию
Гость

Хакасы

Рекомендуемые сообщения

Щукин Н.С. Поездка в Якутск. Изд.2. СПб., 1844. С. 273-274.

"... Они (якуты) рассказывают, что некто - Омогой Бай со 150 человеками сородцев своих пошел со степей красноярских на восток и достигнув Манзурской степи, лежащей между Иркутском и Леной, расположился тут на жительство. Пришествие неведомых людей встревожило бурят, обитателей сей страны: они собрали совет, на котором было решено истребить пришельцев, но так как Луна была тогда на ущерб - время в которое буряты никаких важных дел не предпринимают, - то и отложили предприятие свое до благоприятных предзнаменований. Между тем татары узнали о заговоре. Не теряя времени отправили несколько человек на Лену для постройки плотов и когда все было готово ночью перешли через гору на Лену со всем скопом своим, сели на плоты и пустились вниз по Лене. достигнув того места, где теперь стоит Якутск они остановились на жительство. Спустя несколько годов приплыл к ним по Лене некто из татар Эллей. Сей удалец, приобретя любовь престарелого уже Омогоя женился на одной из его дочерей, которая родила ему 12 сыновей. Из них замечателен Хангаласс, сообщивший имя свое Хангаласскому роду якутов. Спустя несколько десятков лет после прибытия Эллея приплыли к татарам по Лене Забайкальские буряты Хоринского рода, перемешались с ними и составили теперешних якутов, народ имеющий сходство языком и нравами с Татарами и Монголами. Доныне существует между якутами род, называющий себя Хори, доныне сохранилась между якутами поговорка: "Я говорю тебе не по-хорински".

Современные якуты происходят от качинцев (соххы) и бурятов (хори) смешанных с тунгусами.

Хакасы это великое множество отдельных этносов, как алтайцы. Качинцы, бельтыри, кызыльцы, койбалы сагайцы - каждый

отдельная народность с своим языком и этнической историей. Многие происходят из сибирских татар и тюрков Среднего

Енисея. Потомков киргизов среди них мало осталось. Еще в рунических письменах упоминаются их предки.

Народ Беклийской степи (боклинцы), тюльберы (тюльберы т.е. Кузнецккие татары), курыканы (граждане Ср Енисея)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Данные о тюркских племенах и родах, расселявшихся в Южной Сибири, в т.ч. на Абакане и в Саянах, в середине 19 века (В.В.Радлов "Из Сибири". Москва, 1989.):

1. КАРАГАСЫ (между рек Ока, Уда, на реке Кан, истоках Бирюсы):

Пять родов:

- Каракаш (по-соседству с Сойонами) или ныне Качинцы - Хааш, Хаас.

- Сарыг Каш (по-соседству с Камасинцами)

- Тйогды

- Кара Тйогды

- Тептей (возле Бурятов)

2. КАМАСИНЦЫ (территориальное самоназвание Кангмашесанг):

- Кангбажы (лесные, по реке Кан)

- Ну, во множественном числе Нусанг (степные)

Шесть улусов:

- Татарсанг

- Бугасанг

- Ургунэсанг

- Силисанг

- Нигисанг

- Байгасанг

3. АБАКАНСКИЕ, МИНУСИНСКИЕ, АЧИНСКИЕ ТАТАРЫ (позже ХАКАСЫ) – по Енисею, Качи, Абакану, Юсу, Томи:

Племена:

- Сагай:

Первая группа: Сагай; Туран; Сарыг; Иркит; Ечиг; Кый; Аба; Тйода.

Вторая группа: Кыргыс; Чети Пюрю; Юс Сагай; Томь Сагай.

- Кас (Кач, Каш): Тин; Тястыг; Тярым; Тйылтаг; Сукар; Туба.

- Койбал: Байгадо; Канг; Торадяг; Тйода; Мадыр; Кёль; Ынгара; Бёгёдьи; Артьи; Кёйёк; Ирге; Кайдынг.

- Кызыл: Кызыл; Большой Ачын; Малый Ачын; Басагар; Акы; Камлар; Аргын; Калмак; Курчык; Шю.

- Бельтир: Су Какмына; Так Какмына; Ак Чыстар или Ак Чыз; Кара Чыстар или Кара Чыз; Сарыг; Табан Бельтир.

- Шор (или Сор).

- Таяс: Чедебес или Чедибеш; Каллар; Таяс (Сор).

- Так-Карга: Сибидши; Саин; Карга.

- Су-Карга: Туран; Карга.

Без родового деления:

- Кый

- Кобый

- Кызыл-Кая

- Томь

4. ЧОЛЫМСКИЕ, МЕЛЕССКИЕ ТАТАРЫ (к Северо-Западу от Юсской степи, по Ачинскому округу, частично по Томской губернии, сейчас в Тюхтетском районе Красноярского края, Тегульдетском районе Томской области):

Волости:

- Байгульская

- Кызылдеевская

- Карагачина

- Ячинская

- Аргунская

Племена:

- Кецик

- Кюерик

- Чолымские татары (у реки Чердат)

5. ТАТАРЫ СЕВЕРНОГО АЛТАЯ (или Северо-Восточного Алтая; район рек Бия, Кондом, Мрас, Псас, Верхняя Томь, Кузнецкий Алтай):

- Куманды (р.Бия, устье р.Лебеди):

Зайсанство верхних Кумандинцев, роды: Со; Кубанды или Куманды.

Зайсанство нижних кумандинцев, роды:Тас (Тастар); Юты; Чабраш; Тон-Кубанды.

- Лебединские татары (на р.Лебеди-Ку, притоке Бии, самоназвание Ку-Кижи), роды: Якшы; Чалган.

- Черневые татары (перевод татарского «Йыш-Кижи», «йыш» - горы, заросшие густыми хвойными лесами к востоку от р.Катуни, а по-русски они «чернь». Алтайцы называют их Туба):

Кюзён: Кюзён; Чедибеш.

Тиргеш: Тогуз; Йобур; Чыгал.

Кёмнёш: Ялан; Кёмнёш; Тон; Чыгал; Палан.

Юс: Юс; Шор.

Торгул.

- Шор (в лесистых горах между Телецким озером и районом истока р.Томи, на реках Кондом, Мрас и др. Алтайцы называют их Шор, сами себя называют по рекам):

Пызас Кижи

Мырас Кижи

Том Кижи

Кондом Кижи

Роды: Кызай или Кызыл Кая; Таяш; Конгы; Койы; Кый; Кара Шор; Сарыг Шор; Карга; Чедебес; Челей; Себе; Тарткын; Уста; Кобый; Аба; Тагап; Кереш; Бар-Соят; Шалкал; Чарагаш; Беш Бояк.

- «Оседлые туземцы» (западнее р.Томь, что-то среднее между Шорцами и Телеутами):

Семь волостей: Ач-Кештым; Баян; Торгул; Кёмнёш; Камлар; Ачын; Шю.

6. АЛТАЙСКИЕ ТАТАРЫ:

- Алтайцы:

Алтайские калмыки (самоназвание Алтай-Кижи), роды:

Мундус; Кыпчак; Кёбёк; Ярамалу; Сары-Алмат; Кара-Алмат; Кёзёгёлю; Тёлёс; Ара; Татош; Найман; Чапты; Ыргыт; Мюркют; Тонжон; Кан; Кёдьйо; Кергиль; Танду; Пайлагас; Сарт; Кыргыс; Сойон; Монгол.

«Двоеданцы» или Чуйцы (самоназвание Чу-Кижи – живущие на Чуе называют себя Теленгит, на Чолышмане – Тёлёс, на Башкаусе - Улан), роды:

Йыттас; Мундус; Коты; Кыпчак; Сакал; Кёбёк; Йыдак; Алмат; Тёлёс.

- Телеуты (близки по языку Алтайцам, самоназвание Теленгит или Кара-Калмак), роды:

Теленгиты:

Теленгит; Торо; Очу; Мюркют; Ак-Тумат; Кара-Тумат; Чорос; Кыпчак; Сарт; Найман; Тёлёс; Торгул; Мундус; Кочкор-Мундус; Тотош; Пурут; Чалман;

Ач-Кештым:

Юты; Тёрт Ас; Чюнгюс; Анг.

7. ТАТАРЫ ЗАПАДНОЙ МОНГОЛИИ (Монголы называют их Уранхай, русские – Саянцы, Алтайцы, Абаканские татары называют их Сойон, а самоназвание их Туба) – у истоков р.Кобдо до оз.Косогол далее на восток до Селенги, севернее гор Тану-Ола, на южном склоне гор Хан-Хухей в долине реки Нарын-Сымын:

- Танну тубасы (татары у Дзинзилика):

Пять кошунов:

Дзинзиликский – делится на сумыны: Кыргыс; Салджак; Байгара или Байгыр; Нур; Мадер.

Амбань кошун – состоит из сумынов: Оин или Ойныр; Ырхыт; Сойон; Чоты.

Базыр-Гурты – состоит из 10 сумынов…

Есть также роды: Тоджы; Маты; Шалык; Кемчик.

- Көкчолуты (самоназвание Туба – у истоков р.Кобдо, казахи кочующие рядом называют их Көк Моншак), состоят из пяти кошунов по именам и титулам («да») людей:

Мерген-да; Черен-да; Хомбу-да; Темик-да; Беджик-да;

Делятся на роды: Бюркют; Хотун; Донкур; Тарбыт; Хасик.

8. БАРАБИНСКИЕ ТАТАРЫ (в Барабинской степи, между Иртышом и Обью), роды:

- Терене (по берегам рек Каргат, Ярка и у оз.Иткуль)

- Тары (в верхней Оми и у оз.Уба)

- Бараба (на средней Оми и на севере Кулундинского озера)

- Көлөбө (на реках Кама, Тартас и в верховьях Тары)

- Лонга (к югу от средней Тары до Оми, на западе от рода Көлөбө)

- Лювей (к северу от Оми)

- Каргалы (к северу от Оми)

9. ИРТЫШСКИЕ И ТОБОЛЬСКИЕ ТАТАРЫ (это смесь вытесненных сюда уже много столетий назад татарских племен, татар, переселившихся в 15 и 16 вв. из южных ханств на север, так называемых Сартов или Бухарцев и наконец, поволжских Татар, частью сосланных, частью переселившихся сюда добровольно):

- Тарские татары (самоназвание Тарлык) – по берегам Иртыша, от устья Тары до Тобольского округа, по притокам Иртыша и озёрам южнее Иртыша:

«Пришлые»: Бухарлы и Сарт.

«Старые», роды: Туралы; Аялы; Курдак; Саргат.

- Тобольские татары (на Иртыше от Таринского округа до Тобольска и по р.Тобол между Тюменским округом и Тобольском), роды:

Карагай или Курдак; Иштек; Вагай (по р.Вагай); Тогус или «Сас-Калкы» - болотный народ; Сарт; Чувалчик или Цувалцык; Яскалбы; Нанга; Бабасау.

- Тюменские, Ялуторовские, Туринские татары, татары других округов Тобольской губернии (это смесь давних жителей Иртыша, бухарских и поволжских татар). Названия племен забыты, называются по округам, к примеру, татары живущие по р.Тура и в районе Тюмени именуют себя Туменлик.

С.В.Бахрушин 17-ым веком упоминает ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ (в приенисейских степях, у рек Абакан, Юс, Упсу (Туба), т.е. на территории современной Хакасии и юго-западе Красноярского края):

1. Кыргызы:

(имели городки, например каменный городок на р.Юс. Имели тамги («знамёна»): лук, стрелы, копья, рогатины и др. Самым уважаемым и главным у кыргыз в нач. 17 века был Кочебай Батарай улы. В 1703 г. енисейские Кыргызы были угнаны в Джунгарию и после этого «распылились»).

Аймаки (роды):

- Алтыр (верхние)

- Езер или Ысар (средние)

- Алтысар (нижние)

родственные им:

- Керет или Керел

- Садын

2. Туба (17 улусов, около 3000-4000 чел.)

От Кыргызов и Тубинцев зависели по «ясаку», т.е. были «кыштымами» население лесостепи:

- северо-восточные их соседи - Татары: Качинские; Каннские; Аринские.

- южные их соседи по верхнему Енисею – Мадыры или Моторы; Уштеры; Аласхамы; Байгода или Байкотовцы; Дессары; Яринцы; Бохтинцы; Бугулы или Буклы; Хайтоны; Шоры; Тиины; Алытцы; Сыдынцы; Койбалы.

Последнее из них, Койбалы, разнородное племя в верховьях р.Упсы, состояли из родов: Богочжи; Иргит или Ырген и др.

- северо-западные соседи по границе с Томским и Кузнецким уездами, в сахайской степи до Красноярска – Сагай.

- соседи Тубинцев по устью р.Абакан: Карнасы; Обдуты.

- Камасинцы

- западные соседи Кыргызов - Татары: Кондомские; Мрасские; Мелесские; Басагарские; Кучугутские; Камларские; Чуйские и др.

Н.Н.Козьмин предлагал, что в средневековые тюркские племена на Енисее можно подразделять на:

1. Тубинская группа (Уйгурская) – охотники, люди черни («Йыш кизи»).

2. Хакасская группа (собственно Тюрки) – полуохотники, полуземледельцы.

3. Кыргызская группа – степняки, скотоводы.

Как видим, современные хакасы, состоящие из родов (бельтиры; качинцы - хааш, хаас, каракаш, сарыкаш; койбалы; кызылы; сагай) и Енисейские кыргызы - это разные народы, даже по родо-племенному составу. Первые в 17 веке были "кыштымами" кыргызов и зависели от них по ясаку. Первые были полуохотники, полуземледельцы, вторые - степняками-сотоводами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё меня заинтересовало самоназвание одного из родов среди Абаканских, Минусинских и Ачинских татар (ныне Хакасов):

А именно, Су-Карга.

Если принимать во внимание хакасские значения слов "су" и "Карга", то получим "Водяная или Речная ворона", что конечно не верно,хотя так считал уважаемый Аза.

Так, к примеру, в хакаском языке:

"Вода" - Суғ. К примеру, харасуғ - родник, ключ.

"Ворона" - Харға, в т.ч.: "Ала харға" - серая ворона; "Хара харға" - чёрная ворона; "Көк харға" - сизая ворона.

Но есть слово в Саха тыла (очень в близко родственном языке): Харга - перекат (С.Н.Саввинова).

Тогда, вроде бы, всё становится на места "Су-Карга или Суг-Харга" - водный перекат или перекат на реке...

Может я ошибаюсь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хакасы это великое множество отдельных этносов, как алтайцы. Качинцы, бельтыри, кызыльцы, койбалы сагайцы - каждый

отдельная народность с своим языком и этнической историей.

====================================================================================

Древнехакасская генерация или этнос, возникшая на основе динлинов (смешанный этнос из палеоазиатов, самодийцев, саков) и племени кыргыз распалась ещё до прихода монголов на собственно хакасов, алтайцев, шорцев, тувинцев, тофаларов.

Хакасы консолидировались, но представляют из себя сегодня этнос состоящий из нескольких родовых групп на правах субэтносов. Внутренняя этногенетическая структура слабая, характерная для юношеского возраста этносистемы.

Судя по тому, что некогда хакасы составляли нечто единое с алтайцами, шорцами, тувинцами, тофаларами, следует ожидать в будущем их консолидацию в единую этносистему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Омогой похож на реальную личность. Многие летописи 18-19 веков его упоминают.

Так сообщается, что он основал г Красноярск и пошел вниз по Лене...

В Байкале в 20 х упоминаются сильные бурятские улусы князца Омонгуя, потом

эти сильные буряты куда-то исчезают, к приходу отряда П Бекетова буряты

уже выглядят "малосильными". Следовательно, Омогой мог прибыть на Ср Лену

где-то лет 50-30 до прихода первых казаков. Притом согласно преданию, бежать

от них после занятия Сибири...

А Эллэй всегда упоминается в единственном числе.

Он похож... на казака. Улуу Хоро или хоринцы тоже только в начале XIII в.

могли перекатить из Забайкалья, дав начала большинству родов саха.

Но и до саха в Средней Лене существовала кулун-атахская культура скотоводов.

Они могли быть туматами. Туматы тоже жили на месте Абакана, многочисленный народ.

Видимо легендарные туматы и исторический Тувинский улус одно и то же?

Таким образом, предки саха были аборигенами Минусы с доисторических времен.

На Байкале тюрками и не пахло, там жили монголоязычные потомки хуннов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Омогой похож на реальную личность. Многие летописи 18-19 веков его упоминают.

Так сообщается, что он основал г Красноярск и пошел вниз по Лене...

В Байкале в 20 х упоминаются сильные бурятские улусы князца Омонгуя, потом

эти сильные буряты куда-то исчезают, к приходу отряда П Бекетова буряты

уже выглядят "малосильными". Следовательно, Омогой мог прибыть на Ср Лену

где-то лет 50-30 до прихода первых казаков. Притом согласно преданию, бежать

от них после занятия Сибири...

А Эллэй всегда упоминается в единственном числе.

Он похож... на казака. Улуу Хоро или хоринцы тоже только в начале XIII в.

могли перекатить из Забайкалья, дав начала большинству родов саха.

Но и до саха в Средней Лене существовала кулун-атахская культура скотоводов.

Они могли быть туматами. Туматы тоже жили на месте Абакана, многочисленный народ.

Видимо легендарные туматы и исторический Тувинский улус одно и то же?

Таким образом, предки саха были аборигенами Минусы с доисторических времен.

На Байкале тюрками и не пахло, там жили монголоязычные потомки хуннов.

=====================================================================================

Пратунгусская этно-культурная общность формировалась вокруг Байкала не одну тысячу лет. В тоже время южнее в Центральной Азии развивалась алтайская, распавшаяся в первом тысячелетии на тюркскую и монгольскую. Тюркское продижение на все четыре стороны началось хуннами. Это вызвало исход тунгусов на Амур и на северо-восток. Уже к приходу монголов их не было в Прибайкайкалье. Монголы выдавили часть тюрко-язычных этносов на с-в. в современную Якутию.

Древние хакасы относили жителей Тувинской котловины к своим кыштымам. Но, как мне кажется, нельзя смешивать тувинцев и туматов, живших в саянскх горах. Очередной поход монголов в 1218г (если не ошибаюсь) случился потому, что малочисленные туматы не захотели отдавать дань девушками. Их поддержали хакасы. За что и поплатились. Разгром был полный.

Народ-воин уподобился быку

запряжённому в тяжёлую повозку.

Ярмо сдавило шею, ремённый кнут

на шкуре просекает полоску за полоской.

Тяжек для народа новый гнёт.

Суровы, безжалостны ханы.

А дань с каждым годом растёт

(обширны монгольские планы,

готовят всемирный поход.)

Дань превратилась в грабёж:

зерно и оружие, кони и латы.

Сборщики требуют дев от туматов.

Слышать такое отцам невтерпёж.

И, презирая монгольский правёж,

все поднялись на защиту туматок.

Помощь восставшим спешит отовсюду.

Да только бессильны кыргызы.

Огнём и мечом Чингизиды

прошлись по уделам. Страна обезлюдела.

Подводя итог: предками современных якутов были разные этносы - пратунгусские, тюркские. Пришли они не одним потоком, через восточное и западное Прибайкалье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

=====================================================================================

Пратунгусская этно-культурная общность формировалась вокруг Байкала не одну тысячу лет. В тоже время южнее в Центральной Азии развивалась алтайская, распавшаяся в первом тысячелетии на тюркскую и монгольскую. Тюркское продижение на все четыре стороны началось хуннами. Это вызвало исход тунгусов на Амур и на северо-восток. Уже к приходу монголов их не было в Прибайкайкалье. Монголы выдавили часть тюрко-язычных этносов на с-в. в современную Якутию.

Древние хакасы относили жителей Тувинской котловины к своим кыштымам. Но, как мне кажется, нельзя смешивать тувинцев и туматов, живших в саянскх горах. Очередной поход монголов в 1218г (если не ошибаюсь) случился потому, что малочисленные туматы не захотели отдавать дань девушками. Их поддержали хакасы. За что и поплатились. Разгром был полный.

Народ-воин уподобился быку

запряжённому в тяжёлую повозку.

Ярмо сдавило шею, ремённый кнут

на шкуре просекает полоску за полоской.

Тяжек для народа новый гнёт.

Суровы, безжалостны ханы.

А дань с каждым годом растёт

(обширны монгольские планы,

готовят всемирный поход.)

Дань превратилась в грабёж:

зерно и оружие, кони и латы.

Сборщики требуют дев от туматов.

Слышать такое отцам невтерпёж.

И, презирая монгольский правёж,

все поднялись на защиту туматок.

Помощь восставшим спешит отовсюду.

Да только бессильны кыргызы.

Огнём и мечом Чингизиды

прошлись по уделам. Страна обезлюдела.

Подводя итог: предками современных якутов были разные этносы - пратунгусские, тюркские. Пришли они не одним потоком, через восточное и западное Прибайкалье.

А можно подробнее и про время возникновения искаженного названия "хакас" , т.к. такого рода и народа у тюрков не было, а то Вы путаете древность и современность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А можно подробнее и про время возникновения искаженного названия "хакас" , т.к. такого рода и народа у тюрков не было, а то Вы путаете древность и современность.

=======================================================================================

Никакой путаницы. Пишу как сегодня общепринято, перенося современное название на ранние генерации. Этническую генерацию последних веков до н.э. принято называть "динлины"; смесь динлинов и кыргызов - толи "хагас", толи "хагяс", толи "хягас". И все эти названия встречал в литературе. То есть мной ничего не выдумано. Не можете уточнить правильное?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тунгусы формировались на Байкале. Да неолит полностью тунгусский.

Забайкалье и Предбайкалье - регион формирования тунгусов.

Якутия - юкагирского этноса. Маньчжурия - монгольского этноса.

Ордос - тюркоязычных этносов. Хакасия или Минуса - древних

индусов, потом угров или венгров. Тыва - скифов или осетинов.

Алтай - самодийцев и пуштунов, с бирманским этносом.

Монголия - регион проникновения

пограничных этносов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тунгусы формировались на Байкале. Да неолит полностью тунгусский.

Забайкалье и Предбайкалье - регион формирования тунгусов.

Якутия - юкагирского этноса. Маньчжурия - монгольского этноса.

Ордос - тюркоязычных этносов. Хакасия или Минуса - древних

индусов, потом угров или венгров. Тыва - скифов или осетинов.

Алтай - самодийцев и пуштунов, с бирманским этносом.

Монголия - регион проникновения

пограничных этносов.

========================================================================================

Уважаемый, не знаю из каких источников исходили вы. Но вынужден не согласится с некоторыми вашими доводами. В Маньчжурии формировался маньчжурский этнос. Предки монголов жили на западных склонах Хингана и были продуктом этногенетических процессов Центральной Азии. Прародиной тюрков скорее всего был Монгольский Алтай.

В 17 в. до н.э. из степей нынешнего Казахстана двинулись на все четыре стороны арии. В Северной Индии они дали начало индийцам (индусы - это приверженцы индуизма). Но было несколько арийских потоков: скифы, саки. Вот они-то и дали генерацию динлинов на Саяно-Алтайском нагорье.

В 6-7 вв. уральская общность разделилась в очередной раз, угры разошлись на восток и на запад, где стали современными венграми.

Самодийцы были ранее в уральской этнокультурной общности. Но пришли гораздо раньше угров.

Современные пуштуны и бирманцы никакого отношения к нашим северным местам не имеют. Ни во времени, ни в пространстве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольский Алтай? Впервые слышу... Чемурчекская культура что ли? Чего-то маловато места

отдают тувинцам. Сам В Молодин пазырыкцев признает самодийцами. Генетики это подтвердили.

Членова тагарцев считает уграми, хантами-манси. Полосьмак в своем труде прослеживает тибето-

бирманские корни пазырыкцев. Пуштунские топонимы в Горном Алтае находит А М Малолетко.

Окуневские изваяния с ариями связывает Ю Есин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Данные о тюркских племенах и родах, расселявшихся в Южной Сибири, в т.ч. на Абакане и в Саянах, в середине 19 века (В.В.Радлов "Из Сибири". Москва, 1989.):

1. КАРАГАСЫ (между рек Ока, Уда, на реке Кан, истоках Бирюсы):

Пять родов:

- Каракаш (по-соседству с Сойонами) или ныне Качинцы - Хааш, Хаас.

- Сарыг Каш (по-соседству с Камасинцами)

- Тйогды

- Кара Тйогды

- Тептей (возле Бурятов)

2. КАМАСИНЦЫ (территориальное самоназвание Кангмашесанг):

- Кангбажы (лесные, по реке Кан)

- Ну, во множественном числе Нусанг (степные)

Шесть улусов:

- Татарсанг

- Бугасанг

- Ургунэсанг

- Силисанг

- Нигисанг

- Байгасанг

3. АБАКАНСКИЕ, МИНУСИНСКИЕ, АЧИНСКИЕ ТАТАРЫ (позже ХАКАСЫ) – по Енисею, Качи, Абакану, Юсу, Томи:

Племена:

- Сагай:

Первая группа: Сагай; Туран; Сарыг; Иркит; Ечиг; Кый; Аба; Тйода.

Вторая группа: Кыргыс; Чети Пюрю; Юс Сагай; Томь Сагай.

- Кас (Кач, Каш): Тин; Тястыг; Тярым; Тйылтаг; Сукар; Туба.

- Койбал: Байгадо; Канг; Торадяг; Тйода; Мадыр; Кёль; Ынгара; Бёгёдьи; Артьи; Кёйёк; Ирге; Кайдынг.

- Кызыл: Кызыл; Большой Ачын; Малый Ачын; Басагар; Акы; Камлар; Аргын; Калмак; Курчык; Шю.

- Бельтир: Су Какмына; Так Какмына; Ак Чыстар или Ак Чыз; Кара Чыстар или Кара Чыз; Сарыг; Табан Бельтир.

- Шор (или Сор).

- Таяс: Чедебес или Чедибеш; Каллар; Таяс (Сор).

- Так-Карга: Сибидши; Саин; Карга.

- Су-Карга: Туран; Карга.

Без родового деления:

- Кый

- Кобый

- Кызыл-Кая

- Томь

С.В.Бахрушин 17-ым веком упоминает ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ (в приенисейских степях, у рек Абакан, Юс, Упсу (Туба), т.е. на территории современной Хакасии и юго-западе Красноярского края):

1. Кыргызы:

(имели городки, например каменный городок на р.Юс. Имели тамги («знамёна»): лук, стрелы, копья, рогатины и др. Самым уважаемым и главным у кыргыз в нач. 17 века был Кочебай Батарай улы. В 1703 г. енисейские Кыргызы были угнаны в Джунгарию и после этого «распылились»).

Аймаки (роды):

- Алтыр (верхние)

- Езер или Ысар (средние)

- Алтысар (нижние)

родственные им:

- Керет или Керел

- Садын

2. Туба (17 улусов, около 3000-4000 чел.)

От Кыргызов и Тубинцев зависели по «ясаку», т.е. были «кыштымами» население лесостепи:

- северо-восточные их соседи - Татары: Качинские; Каннские; Аринские.

- южные их соседи по верхнему Енисею – Мадыры или Моторы; Уштеры; Аласхамы; Байгода или Байкотовцы; Дессары; Яринцы; Бохтинцы; Бугулы или Буклы; Хайтоны; Шоры; Тиины; Алытцы; Сыдынцы; Койбалы.

Последнее из них, Койбалы, разнородное племя в верховьях р.Упсы, состояли из родов: Богочжи; Иргит или Ырген и др.

- северо-западные соседи по границе с Томским и Кузнецким уездами, в сахайской степи до Красноярска – Сагай.

- соседи Тубинцев по устью р.Абакан: Карнасы; Обдуты.

- Камасинцы

- западные соседи Кыргызов - Татары: Кондомские; Мрасские; Мелесские; Басагарские; Кучугутские; Камларские; Чуйские и др.

Н.Н.Козьмин предлагал, что в средневековые тюркские племена на Енисее можно подразделять на:

1. Тубинская группа (Уйгурская) – охотники, люди черни («Йыш кизи»).

2. Хакасская группа (собственно Тюрки) – полуохотники, полуземледельцы.

3. Кыргызская группа – степняки, скотоводы.

Как видим, современные хакасы, состоящие из родов (бельтиры; качинцы - хааш, хаас, каракаш, сарыкаш; койбалы; кызылы; сагай) и Енисейские кыргызы - это разные народы, даже по родо-племенному составу. Первые в 17 веке были "кыштымами" кыргызов и зависели от них по ясаку. Первые были полуохотники, полуземледельцы, вторые - степняками-сотоводами.

Нашёл ещё про Карагасские (каракаш) роды.

По Шифнеру и Кастрену:

1. Каш

2. Сарыг каш

3. Тйогды

4. Кара тйогды

5. Тептей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как известно, «Хакас» не является самоназванием народа, а было введено в официальный ранг по инициативе этнографа С.Д.Мойнагашева, который был инициатором проведения в годы национального самоопределения (1917-1918) нескольких национальных съездов, в результате чего в 1918 г. было принято решение об образовании союза инородцев Минусинского и Ачинского уездов (а в 1939 г. в него вошли и Чулымские тюрки) под названием «Хакас».

Основанием для местной интеллигенции послужили упоминания в китайских летописях в долине Среднего Енисея государства «Хягас» (китайская искаженная транскрипция тюркского слова, какого именно, "Кыргыз" или "Каракас", до конца еще не выяснено).

Однако до настоящего времени искусственно введенный этноним не прижился и народ продолжает называть себя «Тадар» (Татар), что и является истинным самоназванием народа. Искусственному внедрению названия «Хакас» не смогли помочь даже переписи населения, давление паспортного режима, влияние литературного языка и т.д.

Название «Хакас» используется только русскоязычной частью населения, сами же местные жители в общении между собой слово «хакас» не употребляют. Люди старшего поколения не могут даже произнести чужеродное слово как следует, ибо оно не соответствует фонетическому строю языка.

1.

Часть советских учёных (С.Е.Яхонтов, Д.Г.Савинов, Ю.С.Худяков, О.В.Караев и др.) придерживались мнения, что в летописях китайской династии Тан формой «Хягасы» передавали звучание этнонима «Кыргыз». Однако этот историко-фонетический пересмотр не находит полной поддержки среди китаистов (см: «Мэн-да бэй-лу. Полное описание монголо-татар». Пер. с кит., введ., коммент. и прил. Н.Ц.Мункуева. М., 1975. С. 128; Моржанов В.М. «Из истории взаимоотношений уйгуров с Китаем в IX веке (по китайским источникам)». 9-я науч. конф. «Общество и государство в Китае». Ч. I. М.. 1978. С. 187).

2.

Другие (М.Тынышпаев, Н.Н.Козьмин, С.Е.Малов, Л.П.Потапов, Н.Г.Доможаков, Н.Ц.Мункуев и др.), связывали упоминаемое в китайских хрониках название государства «Хагяс» с абригенами края – «Карагасами» (Кааш, Каас, Кара кааш, Кара каас или «Тофаларами» - ныне "Качинцы").

Тем более, язык Качинцев (Кааш) и Сагайцев лег в основу литературного языка современных хакасов. Причем эти две группы более многочисленные чем остальные (Койбал, Кызыл, Бельтир).

Кроме того, исследователи тюрков Южной Сибири 17-18 вв. (Радлов, Бахрушин, Козьмин) прямо отделяют хакасские роды от кыргызов, первых называя оседлыми таежными охотниками, вторых степными кочевниками степных районов, и что хакасские роды являлись "кыштымами" кыргызов и были обложены ясаком, что Енисейские Кыргызы в самом начале 18 в. были полностью выселены из края Джунгарами. Что подтверждается полным отсутствием с начала 18 века этнонима "Кыргыз" среди оставшихся и ныне существующих этнических групп и родов - сеоков.

3.

И.Л.Кызласов, а позже и некоторые другие современные исследователи Хакасии, вовсе считают название «Хакас» исторически реальным и связывает его с местной этнонимикой. Согласно трактовке учёного, оно якобы является современной производной формой от названия «Хаас». Одна из групп хакасов - Качинцы действительно называют себя хаас или хааш. Правда "Хаас" он считал стяжательной формой раннего самоназвания "Хасха".

Так, Кызласов утверждает, что: «Кыргыз есть наименование правящего рода этой державы, а Хакас - всего его населения, имевшего смешанную этническую и даже различную языковую принадлежность». Чем он также строго разделял прежних кыргызов и собственно хакасские роды.

4.

А. Кастрен приводит другой этноним хакасов – «Хонгорай» (Хоорай, Конгырай-Сахай), обозначающий всех татар (хакасов), платящих подать в Красноярск. Так называли их и соседи: кеты, камасинцы, телеуты, южные алтайцы и др.

Эту же поддерживается В.Я.Бутанаевым, который активно выступает за возвращение народу вместо не прижившегося названия «Хакас» исторического самоназвания «Хоорай».

Из изложенного следует, что Енисейские Кыргызы и родовые группы - сеоки (в основном Каас, Сагай, Койбал, Кызыл, Бельтир), послужившие основой современного хакасского народа суть разные этнические единицы. Первые были повелителями аборигенов края и выселены джунгарами с территории Минусы и Абакана, а вторые - местные аборигенные роды объединились в начале 20 в. в единый народ Хакасы с самоназванием Тадар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В научной литературе однажды встретил сингармонический вариант к этнониму tadar в виде teder.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за исчерпывающий ответ. Ранее писал о цикличности вразвитии этносов с периодом в 1500 лет. За это время происходит "рождение", а точнее регенерация этносистемы, когда из разрозненных остатков прежней консолидируется новая система. Хакасы (я буду употреблять принятое название, известное в литературе и общем обиходе) консолидировались в современном варианте в течение 17 века на правобережье Енисея. Затем перешли в основной своей массе на левый берег для занятия территории местообитания для будущего развития.

Современный хакасский этнос представляет собой своеобразное ядро совершенно новой этносистемы Саяно-Алтайского нагорья. Каким он и был в древности. Но внутренняя консолидация не отменяет этногенетического прорастания в другие этносы. Есть определённое число хакасов, считающих себя этнически "чистыми". Но кто посчитал метисов от смешанных браков? Причём разной степени смешения.

Предложенный вами этноним самоназвания тадар/татар/ отражает ли реальную ситуацию? Или это желание татарских националистов (я не вкладываю в этот термин негатива) стремящихся к возможно большему расширению собственной этносферы? У них была похожая ситуация ранее. У современных татар до начала 20-го века в ходу было самоназвание "булгар". Что отражало реальную сторону процесса консолидации этнических осколков в Волго-Камском регионе на основе древне-булгарской этносистемы. Но русские, а за ними и все остальные называли их татарами. Название прижилось.

Современный татарский этнос входит в период зрелости, что означает имперские амбиции, стремление к расширению территории обитания, вовлечение в свою орбиту родственных и соседних этносов. Что и происходит. И уже для консолидации разрозненных этнических кусков Татарстана придумано и вводится в активный обиход "татарстанцы".

Поясню предположение о возрастных особенностях этноса. 1500 лет его жизни делятся на 4 периода каждый из которых имеет своё предназначение. Также как и у человека, у этноса есть детство и юность, возмужание, зрелость, старение.

В первом периоде этнос обретает своё этническое лицо, первичную форму государственности. Во втором наиболее важным является появление и закрепление национального самосознания. Что, например, произошло с русскими в 16 веке, татарами в 20-ом. Наиболее яркий в развитии этногенеза третий период с его расширениями до максимально возможного, созданием мощного государства: древние хакасы 9-11 вв., империя Тан в Китае, русские в 17-20 вв.

Но завершается цикл старением и распадом системы до определённого состояния, с тем, чтобы регенерироваться вновь.

Исходя из сказанного, можно предположить что хакасы входят во второй период развития этногенеза. Вернее этническая система Саяно-Алтая. Так что мы все здесь живущие принадлежим этой системе и в пространстве, и во времени - русские, хакасы и все остальные. До 1 в. ханьцы звали живущих здесь динлинами, потом толи хагяс толи хягас. Как будут именовать себя наши потомки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как будут именовать себя наши потомки?

Выбор за самим народом, а для выбора 3 варианта:

- самоназвание (этноним) народа ТАДАР (ТАТАР)

- искусственно введенное в 1918 г. в оборот название ХАКАС

- название, данное соседними народами ХООРАЙ (ХОНГОРАЙ)

Может у кого есть ещё варианты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выбор за самим народом, а для выбора 3 варианта:

- самоназвание (этноним) народа ТАДАР (ТАТАР)

- искусственно введенное в 1918 г. в оборот название ХАКАС

- название, данное соседними народами ХООРАЙ (ХОНГОРАЙ)

Может у кого есть ещё варианты?

Хоорай-Хонгорай - это кто так хакасов называл? Для нас то Конгырай - это наши же люди и наша земля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хоорай-Хонгорай - это кто так хакасов называл? Для нас то Конгырай - это наши же люди и наша земля.

Так называли в 18-19 вв. их русские по примеру их соседей - кетов, камасинцев, телеутов, южных алтайцев и др.

То Хоорай (Хонгорай, Конгырай), то Хонгорай-Сагай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так называли в 18-19 вв. их русские по примеру их соседей - кетов, камасинцев, телеутов, южных алтайцев и др.

То Хоорай (Хонгорай, Конгырай), то Хонгорай-Сагай.

Откуда вы взяли, что алтайцы их так называли? :blink: Для нас Конгырай - это второе название нашей земли (Алтай Конгырай).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда вы взяли, что алтайцы их так называли? :blink: Для нас Конгырай - это второе название нашей земли (Алтай Конгырай).

Кажется Бутанаев В.Я. это сказал.

ХОНГОРАЙ (Конгырай, Қоңырай, Конгурей, Хонгорай, Хонгорой, Хоорай, Хонр и др. звучания):

Бутанаев В.Я. полагает, что этносоциальное объединение "Хонгор" или "Хонгорай" был основан примерно в 1368 г под эгидой кыргызов. В речи кыргызских сказителей употребляется устойчивое определение "Кыргыстан тогыз мын Хонгорай чоны" - Кыргызский девятитысячный союз Конгырай.

Кыргызский «Хонгорай» просуществовал до первого десятилетия 18 века, когда основная масса кыргызов была переселена джунгарами двумя кампаниями (1703 г. и 1706 г.) в Джунгарию, в верховья Иртыша, Или и Эмеля.

Другие предполагают, что Хонгорай – страна кыргызов просуществовала более тысячи лет, т.е. начиная с его образования в 6 веке.

ХОНГОРАЙ - это своего рода общая память для всех современных кыргызов, алтайцев, теленгитов, телеутов, шорцев, хакасов, тувинцев и др. о некогда существовавшей Великой и единой Империи кочевников-скотоводов на их современных землях.

Бутанаев утверждается, что корень «ХОР/КОР» имеется в основе многих центральноазиатских этнонимов:

Хор - тибетское название тюрко-монгольских кочевников-скотоводов.

Хор - подразделение народа юйгу.

Хоро - обозначение предков якутов.

Хори - подразделение бурятов, уйгур, курыкан.

и т.д.

Но при этом им берется за основу почему-то только стяжательная форма (стяжением гласных) слова «Хоорай» и игнорируется полное его звучание «Хонгорай/Конгырай».

Отсюда я осмелюсь предположить, что речь идёт о еще более раннем государственном образовании – империи, существовавшей приблизительно в конце 1 тыс. до н.э. - начале 1 тыс. н.э.

Поэтому нелишне будет к указанным выше этнонимам полноправно добавить и более ранние, в которых имеется полный и последовательный ряд согласных «Х-НГ-Р» или «К-НГ-Р»:

Кангар

Сак (т.к. существует также словосочетание «Конгырай-Сагай»)

Хун/Күн /Гун

Хунгар

а также Конырат

(в котором «т» - монгольское окончание множественного числа, что означает Конгыраи, в нынешнем звучании Хонгоройд).

В таком случае корень слова выглядит по-другому – «ХОН-КОН-ХУН-КҮН-ХАН-КАН».

Что он мог означать?

Солнце (күн)? Ценность (құн)? Кровь (қан)? Хан (хан)? Хон (люди, народ)? Или что-то другое?

Кстати, в японских сказаниях «Хёрай» - сказочная страна на западе, где холодные снежные зимы, своего рода Рай на земле.

Если и смогут когда-нибудь объединиться в одну нацию алтайцы, хакасы, тувинцы (чего вряд ли позволит "геополитика" РФ), то подходящим названием образования может быть ХОНГОРАЙ - КОНГЫРАЙ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кажется Бутанаев В.Я. это сказал.

Ну и где тут у вас, что алтайцы называли хакасов словом Хонгорай-Конгырай? Бутанаев то говорит именно о том, что это название является общим для хакасов, алтайцев, шорцев и тувинцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и где тут у вас, что алтайцы называли хакасов словом Хонгорай-Конгырай? Бутанаев то говорит именно о том, что это название является общим для хакасов, алтайцев, шорцев и тувинцев.

Посмотрите у Бутанаева, это просто по поисковику.

Об этом также упоминал А.Кастрен, что так называли соседей южные алтайцы, Вы же тоже южный алтаец?

А что Вы можете сказать про алтайское "Конгырай"?

Если во множественном числе по-монгольски, то будет "Конгырат (примеры: Керей-Керейт и др.).

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кажется Бутанаев В.Я. это сказал.

ХОНГОРАЙ (Конгырай, Қоңырай, Конгурей, Хонгорай, Хонгорой, Хоорай, Хонр и др. звучания):

Бутанаев В.Я. полагает, что этносоциальное объединение "Хонгор" или "Хонгорай" был основан примерно в 1368 г под эгидой кыргызов. В речи кыргызских сказителей употребляется устойчивое определение "Кыргыстан тогыз мын Хонгорай чоны" - Кыргызский девятитысячный союз Конгырай.

Кыргызский «Хонгорай» просуществовал до первого десятилетия 18 века, когда основная масса кыргызов была переселена джунгарами двумя кампаниями (1703 г. и 1706 г.) в Джунгарию, в верховья Иртыша, Или и Эмеля.

Другие предполагают, что Хонгорай – страна кыргызов просуществовала более тысячи лет, т.е. начиная с его образования в 6 веке.

ХОНГОРАЙ - это своего рода общая память для всех современных кыргызов, алтайцев, теленгитов, телеутов, шорцев, хакасов, тувинцев и др. о некогда существовавшей Великой и единой Империи кочевников-скотоводов на их современных землях.

Бутанаев утверждается, что корень «ХОР/КОР» имеется в основе многих центральноазиатских этнонимов:

Хор - тибетское название тюрко-монгольских кочевников-скотоводов.

Хор - подразделение народа юйгу.

Хоро - обозначение предков якутов.

Хори - подразделение бурятов, уйгур, курыкан.

и т.д.

Но при этом им берется за основу почему-то только стяжательная форма (стяжением гласных) слова «Хоорай» и игнорируется полное его звучание «Хонгорай/Конгырай».

Отсюда я осмелюсь предположить, что речь идёт о еще более раннем государственном образовании – империи, существовавшей приблизительно в конце 1 тыс. до н.э. - начале 1 тыс. н.э.

Поэтому нелишне будет к указанным выше этнонимам полноправно добавить и более ранние, в которых имеется полный и последовательный ряд согласных «Х-НГ-Р» или «К-НГ-Р»:

Кангар

Сак (т.к. существует также словосочетание «Конгырай-Сагай»)

Хун/Күн /Гун

Хунгар

а также Конырат

(в котором «т» - монгольское окончание множественного числа, что означает Конгыраи, в нынешнем звучании Хонгоройд).

В таком случае корень слова выглядит по-другому – «ХОН-КОН-ХУН-КҮН-ХАН-КАН».

Что он мог означать?

Солнце (күн)? Ценность (құн)? Кровь (қан)? Хан (хан)? Хон (люди, народ)? Или что-то другое?

Кстати, в японских сказаниях «Хёрай» - сказочная страна на западе, где холодные снежные зимы, своего рода Рай на земле.

Если и смогут когда-нибудь объединиться в одну нацию алтайцы, хакасы, тувинцы (чего вряд ли позволит "геополитика" РФ), то подходящим названием образования может быть ХОНГОРАЙ - КОНГЫРАЙ.

=========================================================================================

1. Уже писал ранее о 1500-летнем жизненом витке развития этногенеза, характерном для любого этноса. А также о четырёх возрастных периодах внутри этого витка. Я, конечно, уважаю желание тюркских потомков возродить легенду о тысячелетней империи. Но! Это не соответствует действительности. Этнос создаёт "империю" как разновидность государства только в период зрелости. Для этносов Саяно-Алтайского нагорья: динлины - 7-3 вв. до н.э.; хагяс/хягас 9-11 вв.

Имперский период это время наибольшей пассионарности этносистемы, её мощи. И длится период около 300 лет. Поэтому империя не может быть "ранним государственным образованием".

2. При чём здесь "геополитика" РФ"? Этносы и нации складываются и существуют не потому, что кому-то это выгодно или не очень. Если кто-то хотет детей, то они рождаются и "политика партии и правительства" в этом случае мало волнует. Процесс-то естественный. Точно также с этносами. Они складываются и живут не по чьей-то прихоти, но согласно этногенезу. Геобиохимическому процессу.

Саяно-Алтай тысячелетиями был местом встречи Востока и Запада. От их смешения рождались удивительные этнические генерации. Мечтать о какой-то "чистоте" будущей нации... Беспочвенно на мой взгляд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хонгорой кажется это истинное самоназвание потомков хуннов было.

ведь таштыкцы считаются хуннами. Значит таштыкцы это хонгоройцы,

т.е. современные хакасы, задвинутые к Среднему Енисею.

Кыргызы - чаатасы пришли позднее и были европеидны. Видимо потомки

аржанцев. Сахай что означает вот топонимике края?

Тувинцы и обитатели Конгорой-Сахай скорее новоселы, названные так

по старому населению края имевшему название Ураанхай Саха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хонгорой кажется это истинное самоназвание потомков хуннов было.

ведь таштыкцы считаются хуннами. Значит таштыкцы это хонгоройцы,

т.е. современные хакасы, задвинутые к Среднему Енисею.

Кыргызы - чаатасы пришли позднее и были европеидны. Видимо потомки

аржанцев. Сахай что означает вот топонимике края?

Тувинцы и обитатели Конгорой-Сахай скорее новоселы, названные так

по старому населению края имевшему название Ураанхай Саха.

======================================================================================

Племена хунну консолидировались в самом конце 3 в. до н.э. И начали активное завоевание окружающих территорий и племён. На северо-востоке около 201 г. до н.э. хунну покорили динлинов Саяно-Алтая. Но не задержались здесь и управляли покорёнными через наместников.

Экспансия хунну вызвала исход гяньгуней/кыргызов из северо-западной Монголии в Хакасско-Минусинскую котловину. Так возникают Шурмакская и Таштыкская культуры смешанного типа. Они отразили как раз окончание жизни динлинской этнической генерации и начало новой древне-хакасской, на сложение которой указывает динлино-кыргызский военный союз при разгроме хунну в 1-2 вв.

Хакасы новой генерации консолидировались в 17 веке.

Кыргызы были монголоиды в отличие от динлинов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...