Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

17 часов назад, Shymkent сказал:

Тате к мужчинам обращаются южане(шым,тараз,к-орда)

 

У нас в ряде районов ближе к Сибири к отцу обращаются "тәте". В нашей семье было так же, в семье супруги тоже. То есть только как аналог слова "папа", но ни в коем случае ко всем мужчинам.

И этим же словом "тәте" обращаемся к молодым замужним женщинам.

 

17 часов назад, RedTriangle сказал:

Когда как, но такое наблюдается. Например в словах шыгу, канша, шешину(1 буква) чокают

 

Вы не сказали из какого вы района. Вы найман? Если да, то какого рода?

 

15 часов назад, Аrсен сказал:

Я понял, что вы очень плохо знаете казахский язык и пытаетесь вставить свои "пять копеек".

 

А я и не хвалился что знаю его в совершенстве, потому что в отличие от многих казахских юзеров с юга, я окончил русскую 10-летку, служил тоже не в РК, ВУЗ окончил в России. Но зато у меня база родного языка от родителей плюс своя тяга к познанию не достающего в языке.

Но в любом случае специфические термины и лексику Степного края (Сибкрая) и скотоводческие я знаю достаточно хорошо, потому что родился и вырос в ауле.

 

И скажу вам сладкой парочке, Arсен и Almaty, эту специфическую региональную лексику могут знать только те, кто здесь родился и вырос.

Вам о них судить, а тем более вести про них дискуссии, невозможно.

Я же не пытаюсь лезть к вам и что-либо утверждать о специфической лексике юга, например, связанной с теплым благоприятным климатом, ботаникой юга, земледелием, выращиванием фруктов, яблок, ослами и их половозрастными названиями, специфическими блюдами казахов юга, поделками и ремесленничеству свойственному югу (ювелирные, детские люльки и пр.) и т.д. и т.п., потому что я не родился у вас, не рос и даже не жил, а потому ни черта не смыслю во всем этом!

 

Вы то что к нам постоянно лезите изображая из себя сибиряков скотоводов?

 

14 часов назад, Almaty сказал:

Но эту то поговорку Вы придумали, а теперь списываете на народ. :lol:

 

Повторяю вам, что это поговорка народная. Вы со своим обвинением на этот раз сильно прокололись! Казахи в таком случае говорят: тілеп алды - деп.

Оказывается эта же поговорка существует и у вас на юге, но с использованием специфических слов из южного говора "зор", "адам": 

"Адам зоры тоғын, жылқының зоры соғым".

Вот такие вы "нью-скотоводы" оказывается, ув. Arсен и Almaty. :(

 

14 часов назад, Almaty сказал:

но именно в зимний период идет снижение массы лошадей.

 

Повторяю вам, не смешите тапочки Enhd'a и лапти Povod'ка, знаток вы наш сибирских морозов и диких лошадей на тебеневке! :lol:

 

14 часов назад, Almaty сказал:

Но оно уже стало настоящим казахским. И местным вроде нравится. 

 

Это новодел, а потому нравится никому не может. Русскоязычные продолжают называть город "Семск", а казахоязычные "Семи". От слова "Семей" язык может сломаться.

 

13 часов назад, Almaty сказал:

Вот Вам небольшое просвещение

 

Надо по своему жизненному опыту знать, чтобы вести споры о лошадях, морозах и согыме, а не искать инфу в интернете. ;)

 

13 часов назад, mechenosec сказал:

Тут пожалуй соглашусь

 

Еще один согымовед объявился. :)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, mechenosec сказал:

Тут пожалуй соглашусь , осенью набирают вес потому что в морозы много калорий ,  энергии уходит на обогрев организма, да и на тебеневку.Да и набеги, походы на оседлых товарищей начинались к осени ,когда лошади наберут силу ,откормятся, у монголов по крайней мере, сомневаюсь что у тюрков было по другому  :D

 

Не соглашусь с вами. Если посмотрите историческую хронологию по источникам, то вы не увидите военных походов кочевых скотоводов на оседлые народы строго в осенний период. Почему? Да потому что военные походы никак не были связаны с нагулом лошадьми жира. Нагул жира нужен был совсем для других целей - для согыма. ;)

 

13 часов назад, Le_Raffine сказал:

А вот походы против кочевников старались делать зимой и в начале весны.

 

Емним не зимой, а весной. Когда кочевники были обременены были массовым приплодом, что затрудняло маневренность племен, и истощенностью скота после зимы.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 минут назад, АксКерБорж сказал:

Вы не сказали из какого вы района. Вы найман? Если да, то какого рода?

Род Каракерей, более конкретно Менлибай(один из сегиз семиз найманов - восьми толстых найманов)

Родился в Аягузе, но сюда по работе переехал лишь дедушка. Большая часть родственников разбросана примерно по этим районам(города не беру). Какая то часть наших родственников перешла в Китай во время голода. Так что, если даже конкретно наш клан и живет в Аягузе, то наши обычаи и язык полностью повторяют язык и культуру отмеченного на карте регионов, что есть центральная часть ВКО, а не юг. 

large.Capture.PNG.04c1fd51537e1e4363e2f4d63db760bb.PNG

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, АксКерБорж сказал:

Вы не сказали из какого вы района. Вы найман? Если да, то какого рода?

Загружаю следующую карту, где:

зеленые метки - где я жил

красные - где я был и откуда есть знакомые, то есть места о которых я могу примерно судить о разности культур. Речь идет о местах типа аулов, поселков и маленьких городов, то есть про провинции,  и казахов которые там живут.

Так вот, я хочу сказать, что все красные точки и зеленые повторяют одну и ту же культуру. Одни и те же слова, в обычаях и традициях нет разницы

Отсюда кстати, и до вашего Павлодара совсем недалеко.

Некие элементы в культуре и языке в Алматинской области могут резко отличаться от нашего региона.

large.VKO_culture.PNG.6b6231bb4256cac1f2a4d606e282afed.PNG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

1) У нас в ряде районов ближе к Сибири к отцу обращаются "тәте". В нашей семье было так же, в семье супруги тоже. То есть только как аналог слова "папа", но ни в коем случае ко всем мужчинам.

И этим же словом "тәте" обращаемся к молодым замужним женщинам.

2) А я и не хвалился что знаю его в совершенстве, потому что в отличие от многих казахских юзеров с юга, я окончил русскую 10-летку, служил тоже не в РК, ВУЗ окончил в России. Но зато у меня база родного языка от родителей плюс своя тяга к познанию не достающего в языке.

Но в любом случае специфические термины и лексику Степного края (Сибкрая) и скотоводческие я знаю достаточно хорошо, потому что родился и вырос в ауле.

 

3) И скажу вам сладкой парочке, Arсен и Almaty, эту специфическую региональную лексику могут знать только те, кто здесь родился и вырос.

Вам о них судить, а тем более вести про них дискуссии, невозможно.

Я же не пытаюсь лезть к вам и что-либо утверждать о специфической лексике юга, например, связанной с теплым благоприятным климатом, ботаникой юга, земледелием, выращиванием фруктов, яблок, ослами и их половозрастными названиями, специфическими блюдами казахов юга, поделками и ремесленничеству свойственному югу (ювелирные, детские люльки и пр.) и т.д. и т.п., потому что я не родился у вас, не рос и даже не жил, а потому ни черта не смыслю во всем этом!

 

4) Вы то что к нам постоянно лезите изображая из себя сибиряков скотоводов?

 

Повторяю вам, что это поговорка народная. Вы со своим обвинением на этот раз сильно прокололись! Казахи в таком случае говорят: тілеп алды - деп.

Оказывается эта же поговорка существует и у вас на юге, но с использованием специфических слов из южного говора "зор", "адам": 

"Адам зоры тоғын, жылқының зоры соғым".

Вот такие вы "нью-скотоводы" оказывается, ув. Arсен и Almaty. :(

 

5) Повторяю вам, не смешите тапочки Enhd'a и лапти Povod'ка, знаток вы наш сибирских морозов и диких лошадей на тебеневке! :lol:

 

6) Это новодел, а потому нравится никому не может. Русскоязычные продолжают называть город "Семск", а казахоязычные "Семи". От слова "Семей" язык может сломаться.

 

7) Надо по своему жизненному опыту знать, чтобы вести споры о лошадях, морозах и согыме, а не искать инфу в интернете. ;)

 

1) Так у вас все таки словом "тате" обращаются к женщинам или к отцу? Или у вас отец приравнивается к женщине?

2) Если не знаете в совершенстве то зачем тогда пытаетесь вставить свои "пять копеек", отрицая Магжана Жумабаева и Великого Абая? Или вы считаете себя выше их?

Насколько я знаю во всех казахских аулах школы были на казахском языке. Получается вы выросли в русском селе?

3) Сладкую парочку поищите у себя, судя по вашей особой любви к слову "кызтеке".

Скорее всего наоборот - вести нормальную дискуссию невозможно как раз таки с вами. Вы же у нас новоявленный знаток истории и лингвистики. Затыкаете рты всем монголам, калмыкам, русским и даже самим казахам.

4) Никто к вам не лезет, мы просто пытаемся вас образумить как "тентек" бала. 

5) Смешны как раз таки вы со своими теориями и тезисами на этом сайте.

6) Теперь добрались до названия города Семипалатинск, интересно, что же вы выкинете на этот раз.

7) Ваш жизненный опыт нам о вас много чего показал. 

 

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Аrсен сказал:

Насколько я знаю во всех казахских аулах школы были на казахском языке.

Нет ув. Арсен.  Вы неверно думаете, что русский преподавали лишь в рай и обл центрах. Если в ауле  русские/русскоязычные  составляли  даже 30% (примерно, а то и меньше), то учёба была на русском языке - а казакский был одним из предметов. И таких сёл очень и очень много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, arkuk сказал:

Нет ув. Арсен.  Вы неверно думаете, что русский преподавали лишь в рай и обл центрах. Если в ауле  русские/русскоязычные  составляли  даже 30% (примерно, а то и меньше), то учёба была на русском языке - а казакский был одним из предметов. И таких сёл очень и очень много.

В любом случае село получается русскоязычное (сельсовет, клубы и культура-мероприятие). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Аrсен сказал:

В любом случае село получается русскоязычное (сельсовет, клубы и культура-мероприятие). 

Конечно, в таких сёлах на родном только с родителями и со старшим поколением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.12.2017 в 22:02, arkuk сказал:

"дөкөй" а тем более "чон" не слышал, мы говорим  "дәу". 

В 11.12.2017 в 22:50, RedTriangle сказал:

"Дәу", "Үлкен",  "Дәкөй" все используется как синонимы на Востоке, в том числе и в Семее, что и есть северо-восток РК. Причем последнее слово используют часто совсем маленькие дети.

В 11.12.2017 в 17:11, АксКерБорж сказал:

А как у вас говорят о большом размере, типа большущий, огромный не привлекая обычное "үлкен"? Весь юг использует "дәу" или ""дәп-дәу".

констатируем что в ЗКО, ВКО, ЮКО и у нас в Ташкенте - везде говорят дәу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.12.2017 в 22:02, arkuk сказал:

"дөкөй" а тем более "чон" не слышал, мы говорим  "дәу".  На этом форуме (несколько лет назад) кто-то выкладывал слова произносимые по регионам (запад/юг/север/восток), так вот слова которые мы произносим а главное произносили раньше не совпадают  с тем списком который был приведён. Т.е.   есть слова которые мы произносим так же как и на юге, севере, востоке . Например  коллеги из Атырау говорят что не слышали слова "сыкыйттым"(а вы как северянин  знаете), "күртік" - а мы запад. Мы говорим "тате" мужчине а в Актобе женщине. Как у вас говорят на голубя - у нас "когершин", коллега из К-Орды говорит - "кептер".

1. нән получается только в Актау говорят или у вас в ЗКО, Атырау тоже?

2. у нас кептер

3. в ЮКО не знаю но у нас в Ташкенте тәте это отец. в Караганде это тетя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.12.2017 в 10:00, АксКерБорж сказал:

1. У нас в некоторых самых северо-восточных на границе с Сибирью районах отца называют "тәте" (в нашей семье тоже), в некоторых "көкө" (на юге фонетика чуть другая, говорят "көке").

2. К молодым женщинам у нас обращаются также "тәте" (на юге "апай").

3. Я же говорил, что большая часть области тяготеет культурно к югу. Фарсизм "дәу" (великан - див, дэу) это сугубо южный говор. Оправдания носителей этого термина не принимаются как чисто субъективные. 

1. ничего себе. главное в Караганде не говорят а у вас так же как и у нас

2. в Караганде и кажеись в Шымкенте так же

3. в ЗКО и ВКО тоже южное влияние?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.12.2017 в 11:48, RedTriangle сказал:

 У китайских кереев это апеке, кстати. Скорее у вас это южный элемент?

көке - у нас исключительно относится к женщинам.

у нас әпще/әпке

у нас көке это брат или дядя, кот. младше отца. если дядя старше отца то баба

20 часов назад, Shymkent сказал:

Тате к мужчинам обращаются южане(шым,тараз,к-орда)

сестрам апше 

у нас тәте исключительно отец

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12/12/2017 в 13:00, АксКерБорж сказал:

К молодым женщинам у нас обращаются также "апай" (на юге "апай").

Значит южное влияние у вас или накидываете отсебятину.

Во всей Алматинской области, что есть юг, к молодым женщинам обращаются "тәте", как и у вас.. В других регионах такое тоже наблюдал.

У нас на востоке исключительно "апай", а "тәте" это женщинам лет примерно пятидесяти.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.12.2017 в 10:00, АксКерБорж сказал:

К молодым женщинам у нас обращаются также "тәте" (на юге "апай").

апай кроме обращения к женщине ср. и ст. лет еще и обращение к учительнице в школе. бабушку называют апа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, кылышбай сказал:

у нас тәте исключительно отец

Во, по АКБ в присибирских селениях у них также используется. Видимо Павлодар не такой уж северный и восточный.

У нас, как и писал выше, это женщина лет пятидесяти примерно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, кылышбай сказал:

у нас әпще/әпке

у нас көке это брат или дядя, кот. младше отца. если дядя старше отца то баба

у нас тәте исключительно отец

кто как , мои отец и его братья к отцу коке обращались , сам папа говорю, как и дети ко мне

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, RedTriangle сказал:

Значит южное влияние у вас или накидываете отсебятину.

Во всей Алматинской области, что есть юг, к молодым женщинам обращаются "тәте", как и у вас.. В других регионах такое тоже наблюдал.

Алматы это  не юг , восток

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Tuesday, December 12, 2017 в 09:52, АксКерБорж сказал:

 

Поговорки и пословицы никогда глупыми не бывают, потому что их автор народ и его мудрость.

 

 

Это не мой шедевр, это значение, которое вкладывают в слово на юге. У нас значение слова "көтләк" совершенно другое, подхалим, букв. жополиз.

 

 

Глубоко заблуждаетесь, друг мой! Понятие Семипалатинск можно трактовать очень широко, как географически, так и культурно.

Отвлекусь:

ваш термин "Семей" я стараюсь не использовать, он для меня дико несуразный, ни казахский, ни русский. Моя мама училась в этом городе и в ее время город по-казахски называли "Семи", коротко от русского "Семипалатинск". Не понимаю откуда взялось "Семей"?! От слова "семейка"?

 

 

Мне даже смешно комментировать все ваше невежество в вопросе скотоводства, причина которой одна - вы совершенно не знакомы с согымом и его нюансами.

Ко всему написанному мной выше могу лишь добавить, что лошади, во-первых, не набирают вес, как вы выразились, а нагуливают жир, а во-вторых, не осенью как вы выразились, а зимой. Запомните на будущее, наш начинающий согымный теоретик, что лошади жирнеют только в сильные морозы, так устроен их необычный организм.

 

Вы что всерьез верите, что слово семей это исксженное"семипалатинск".А Семейтау образовались наверно от свалки мусора из города.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, RedTriangle сказал:

Род Каракерей

более конкретно Менлибай(один из сегиз семиз найманов - восьми толстых найманов)

 

Вот это по нашему. А то порой не понимаю тех, кто скрывает свой регион и племя.

Очень приятно! Теперь на форуме есть не только Керейт, но и самый настоящий Найман. И наши с вами области проживания говорят об этом сами за себя (восток страны и северо-запад Китая).

 

Кстати у меня версия, что "семиз" это народная этимология не понятной по началу монгольской кальки "найман", что есть "сегиз".

 

3 часа назад, RedTriangle сказал:

Отсюда кстати, и до вашего Павлодара совсем недалеко.

 

На карте кажется близко, а география и климат разные (если вы про Шульбу, Долон и Знаменку).

Во всех казахских региональных различиях первую дудку играют именно они!

 

1 час назад, RedTriangle сказал:

Значит южное влияние у вас или накидываете отсебятину.

 

Бог с вами! Я такого не писал, у нас к женщинам не обращаются "апай". У нас говорят к молодым замужним женщинам "тәте", а если чуть постарше, то "аптай" (укороченно от "апатай").

Кажется вы подменили мои слова исказив мой пост? Зачем?!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Аrсен сказал:

1) Так у вас все таки словом "тате" обращаются к женщинам или к отцу? Или у вас отец приравнивается к женщине?

2) Если не знаете в совершенстве то зачем тогда пытаетесь вставить свои "пять копеек", отрицая Магжана Жумабаева и Великого Абая? Или вы считаете себя выше их?

2-1) Насколько я знаю во всех казахских аулах школы были на казахском языке. Получается вы выросли в русском селе?

3) Сладкую парочку поищите у себя, судя по вашей особой любви к слову "кызтеке".

3-1) Скорее всего наоборот - вести нормальную дискуссию невозможно как раз таки с вами. Вы же у нас новоявленный знаток истории и лингвистики. Затыкаете рты всем монголам, калмыкам, русским и даже самим казахам.

4) Никто к вам не лезет, мы просто пытаемся вас образумить как "тентек" бала. 

5) Смешны как раз таки вы со своими теориями и тезисами на этом сайте.

6) Теперь добрались до названия города Семипалатинск, интересно, что же вы выкинете на этот раз.

7) Ваш жизненный опыт нам о вас много чего показал.

 

Вот привязался на мою голову. :angry:

Отвечаю:

1) Мой ответ есть выше.

2) Я вставляю свои "бес тиін" исключительно за свой регион, который лучше меня на форуме никто не знает, а тем более вы.

2-1) У вас поверхностные знания о советском периоде Северного и Северо-Восточного Казахстана, если задаете такой наивный вопрос.

3) Слово "қызтеке" я не упоминал ни разу, это вы им щеголяете уже во второй раз, поэтому подозрения об особой любви падают на вас.

3-1) Ишь ты как у него язык разболтался! Сперва навешивал на меня ярлыки и оскорбления, теперь решил столкнуть меня с калмыками и с русскими?

Если, если честно, то таких как вы у нас называют жаман қазақ.

4) Именно постоянно лезете в наш регион с видом знатока вы, где вы никогда не были и ни черта в нашем лексиконе, обычаях и быту не знаете. Из-за этого и постоянные ваши скандалы, то про кухню, теперь про слова.

Мой вам совет - впредь пишите сугубо про свой регион и не лезьте к нам. Это даже просьба.

5) ?

6) Если вы такой знаток, то объясните мне шалаказаку что означает слово "Семей"?

7) До сих пор сомневаетесь в моих знаниях родного края? Если да, то отсылаю вас к просьбе в п.4)!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, arkuk сказал:

Нет ув. Арсен.  Вы неверно думаете, что русский преподавали лишь в рай и обл центрах. Если в ауле  русские/русскоязычные  составляли  даже 30% (примерно, а то и меньше), то учёба была на русском языке - а казакский был одним из предметов. И таких сёл очень и очень много.

 

Ему не понять, потому что юг от России далеко и его мало коснулись - колонизация, конфискация скота и вызванный им Голодомор, политические репрессии, сплошная насильственная руссификация, в результате чего почти полностью закрылись казахские школы и детские сады, искусственная эрозия Степи под названием "целина" и т.д. и т.п.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

в ЮКО не знаю но у нас в Ташкенте тәте это отец. в Караганде это тетя

 

Я допускаю, что у нас правильный вариант, когда "тәте" одновременно и папа, и молодая замужняя женщина.

Почему спросите вы?

Потому что издревле соседний и контактировавший славянский (русский) язык заимствовал именно оба этих названия, значит так было у наших предков степняков!

У русских тоже "тятя" это папа, а "тётя" это молодая замужняя женщина.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

бабушку называют апа

 

У нас бабушка - әже, апа - это мама.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Shymkent сказал:

Алматы это  не юг , восток

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...