АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 17 часов назад, Shymkent сказал: Тате к мужчинам обращаются южане(шым,тараз,к-орда) У нас в ряде районов ближе к Сибири к отцу обращаются "тәте". В нашей семье было так же, в семье супруги тоже. То есть только как аналог слова "папа", но ни в коем случае ко всем мужчинам. И этим же словом "тәте" обращаемся к молодым замужним женщинам. 17 часов назад, RedTriangle сказал: Когда как, но такое наблюдается. Например в словах шыгу, канша, шешину(1 буква) чокают Вы не сказали из какого вы района. Вы найман? Если да, то какого рода? 15 часов назад, Аrсен сказал: Я понял, что вы очень плохо знаете казахский язык и пытаетесь вставить свои "пять копеек". А я и не хвалился что знаю его в совершенстве, потому что в отличие от многих казахских юзеров с юга, я окончил русскую 10-летку, служил тоже не в РК, ВУЗ окончил в России. Но зато у меня база родного языка от родителей плюс своя тяга к познанию не достающего в языке. Но в любом случае специфические термины и лексику Степного края (Сибкрая) и скотоводческие я знаю достаточно хорошо, потому что родился и вырос в ауле. И скажу вам сладкой парочке, Arсен и Almaty, эту специфическую региональную лексику могут знать только те, кто здесь родился и вырос. Вам о них судить, а тем более вести про них дискуссии, невозможно. Я же не пытаюсь лезть к вам и что-либо утверждать о специфической лексике юга, например, связанной с теплым благоприятным климатом, ботаникой юга, земледелием, выращиванием фруктов, яблок, ослами и их половозрастными названиями, специфическими блюдами казахов юга, поделками и ремесленничеству свойственному югу (ювелирные, детские люльки и пр.) и т.д. и т.п., потому что я не родился у вас, не рос и даже не жил, а потому ни черта не смыслю во всем этом! Вы то что к нам постоянно лезите изображая из себя сибиряков скотоводов? 14 часов назад, Almaty сказал: Но эту то поговорку Вы придумали, а теперь списываете на народ. Повторяю вам, что это поговорка народная. Вы со своим обвинением на этот раз сильно прокололись! Казахи в таком случае говорят: тілеп алды - деп. Оказывается эта же поговорка существует и у вас на юге, но с использованием специфических слов из южного говора "зор", "адам": "Адам зоры тоғын, жылқының зоры соғым". Вот такие вы "нью-скотоводы" оказывается, ув. Arсен и Almaty. 14 часов назад, Almaty сказал: но именно в зимний период идет снижение массы лошадей. Повторяю вам, не смешите тапочки Enhd'a и лапти Povod'ка, знаток вы наш сибирских морозов и диких лошадей на тебеневке! 14 часов назад, Almaty сказал: Но оно уже стало настоящим казахским. И местным вроде нравится. Это новодел, а потому нравится никому не может. Русскоязычные продолжают называть город "Семск", а казахоязычные "Семи". От слова "Семей" язык может сломаться. 13 часов назад, Almaty сказал: Вот Вам небольшое просвещение Надо по своему жизненному опыту знать, чтобы вести споры о лошадях, морозах и согыме, а не искать инфу в интернете. 13 часов назад, mechenosec сказал: Тут пожалуй соглашусь Еще один согымовед объявился. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 13 часов назад, mechenosec сказал: Тут пожалуй соглашусь , осенью набирают вес потому что в морозы много калорий , энергии уходит на обогрев организма, да и на тебеневку.Да и набеги, походы на оседлых товарищей начинались к осени ,когда лошади наберут силу ,откормятся, у монголов по крайней мере, сомневаюсь что у тюрков было по другому Не соглашусь с вами. Если посмотрите историческую хронологию по источникам, то вы не увидите военных походов кочевых скотоводов на оседлые народы строго в осенний период. Почему? Да потому что военные походы никак не были связаны с нагулом лошадьми жира. Нагул жира нужен был совсем для других целей - для согыма. 13 часов назад, Le_Raffine сказал: А вот походы против кочевников старались делать зимой и в начале весны. Емним не зимой, а весной. Когда кочевники были обременены были массовым приплодом, что затрудняло маневренность племен, и истощенностью скота после зимы. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 57 минут назад, АксКерБорж сказал: Вы не сказали из какого вы района. Вы найман? Если да, то какого рода? Род Каракерей, более конкретно Менлибай(один из сегиз семиз найманов - восьми толстых найманов) Родился в Аягузе, но сюда по работе переехал лишь дедушка. Большая часть родственников разбросана примерно по этим районам(города не беру). Какая то часть наших родственников перешла в Китай во время голода. Так что, если даже конкретно наш клан и живет в Аягузе, то наши обычаи и язык полностью повторяют язык и культуру отмеченного на карте регионов, что есть центральная часть ВКО, а не юг. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 58 минут назад, АксКерБорж сказал: Вы не сказали из какого вы района. Вы найман? Если да, то какого рода? Загружаю следующую карту, где: зеленые метки - где я жил красные - где я был и откуда есть знакомые, то есть места о которых я могу примерно судить о разности культур. Речь идет о местах типа аулов, поселков и маленьких городов, то есть про провинции, и казахов которые там живут. Так вот, я хочу сказать, что все красные точки и зеленые повторяют одну и ту же культуру. Одни и те же слова, в обычаях и традициях нет разницы. Отсюда кстати, и до вашего Павлодара совсем недалеко. Некие элементы в культуре и языке в Алматинской области могут резко отличаться от нашего региона. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 56 минут назад, АксКерБорж сказал: 1) У нас в ряде районов ближе к Сибири к отцу обращаются "тәте". В нашей семье было так же, в семье супруги тоже. То есть только как аналог слова "папа", но ни в коем случае ко всем мужчинам. И этим же словом "тәте" обращаемся к молодым замужним женщинам. 2) А я и не хвалился что знаю его в совершенстве, потому что в отличие от многих казахских юзеров с юга, я окончил русскую 10-летку, служил тоже не в РК, ВУЗ окончил в России. Но зато у меня база родного языка от родителей плюс своя тяга к познанию не достающего в языке. Но в любом случае специфические термины и лексику Степного края (Сибкрая) и скотоводческие я знаю достаточно хорошо, потому что родился и вырос в ауле. 3) И скажу вам сладкой парочке, Arсен и Almaty, эту специфическую региональную лексику могут знать только те, кто здесь родился и вырос. Вам о них судить, а тем более вести про них дискуссии, невозможно. Я же не пытаюсь лезть к вам и что-либо утверждать о специфической лексике юга, например, связанной с теплым благоприятным климатом, ботаникой юга, земледелием, выращиванием фруктов, яблок, ослами и их половозрастными названиями, специфическими блюдами казахов юга, поделками и ремесленничеству свойственному югу (ювелирные, детские люльки и пр.) и т.д. и т.п., потому что я не родился у вас, не рос и даже не жил, а потому ни черта не смыслю во всем этом! 4) Вы то что к нам постоянно лезите изображая из себя сибиряков скотоводов? Повторяю вам, что это поговорка народная. Вы со своим обвинением на этот раз сильно прокололись! Казахи в таком случае говорят: тілеп алды - деп. Оказывается эта же поговорка существует и у вас на юге, но с использованием специфических слов из южного говора "зор", "адам": "Адам зоры тоғын, жылқының зоры соғым". Вот такие вы "нью-скотоводы" оказывается, ув. Arсен и Almaty. 5) Повторяю вам, не смешите тапочки Enhd'a и лапти Povod'ка, знаток вы наш сибирских морозов и диких лошадей на тебеневке! 6) Это новодел, а потому нравится никому не может. Русскоязычные продолжают называть город "Семск", а казахоязычные "Семи". От слова "Семей" язык может сломаться. 7) Надо по своему жизненному опыту знать, чтобы вести споры о лошадях, морозах и согыме, а не искать инфу в интернете. 1) Так у вас все таки словом "тате" обращаются к женщинам или к отцу? Или у вас отец приравнивается к женщине? 2) Если не знаете в совершенстве то зачем тогда пытаетесь вставить свои "пять копеек", отрицая Магжана Жумабаева и Великого Абая? Или вы считаете себя выше их? Насколько я знаю во всех казахских аулах школы были на казахском языке. Получается вы выросли в русском селе? 3) Сладкую парочку поищите у себя, судя по вашей особой любви к слову "кызтеке". Скорее всего наоборот - вести нормальную дискуссию невозможно как раз таки с вами. Вы же у нас новоявленный знаток истории и лингвистики. Затыкаете рты всем монголам, калмыкам, русским и даже самим казахам. 4) Никто к вам не лезет, мы просто пытаемся вас образумить как "тентек" бала. 5) Смешны как раз таки вы со своими теориями и тезисами на этом сайте. 6) Теперь добрались до названия города Семипалатинск, интересно, что же вы выкинете на этот раз. 7) Ваш жизненный опыт нам о вас много чего показал. 2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 3 минуты назад, Аrсен сказал: Насколько я знаю во всех казахских аулах школы были на казахском языке. Нет ув. Арсен. Вы неверно думаете, что русский преподавали лишь в рай и обл центрах. Если в ауле русские/русскоязычные составляли даже 30% (примерно, а то и меньше), то учёба была на русском языке - а казакский был одним из предметов. И таких сёл очень и очень много. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 5 минут назад, arkuk сказал: Нет ув. Арсен. Вы неверно думаете, что русский преподавали лишь в рай и обл центрах. Если в ауле русские/русскоязычные составляли даже 30% (примерно, а то и меньше), то учёба была на русском языке - а казакский был одним из предметов. И таких сёл очень и очень много. В любом случае село получается русскоязычное (сельсовет, клубы и культура-мероприятие). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 1 минуту назад, Аrсен сказал: В любом случае село получается русскоязычное (сельсовет, клубы и культура-мероприятие). Конечно, в таких сёлах на родном только с родителями и со старшим поколением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 В 11.12.2017 в 22:02, arkuk сказал: "дөкөй" а тем более "чон" не слышал, мы говорим "дәу". В 11.12.2017 в 22:50, RedTriangle сказал: "Дәу", "Үлкен", "Дәкөй" все используется как синонимы на Востоке, в том числе и в Семее, что и есть северо-восток РК. Причем последнее слово используют часто совсем маленькие дети. В 11.12.2017 в 17:11, АксКерБорж сказал: А как у вас говорят о большом размере, типа большущий, огромный не привлекая обычное "үлкен"? Весь юг использует "дәу" или ""дәп-дәу". констатируем что в ЗКО, ВКО, ЮКО и у нас в Ташкенте - везде говорят дәу Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 В 11.12.2017 в 22:02, arkuk сказал: "дөкөй" а тем более "чон" не слышал, мы говорим "дәу". На этом форуме (несколько лет назад) кто-то выкладывал слова произносимые по регионам (запад/юг/север/восток), так вот слова которые мы произносим а главное произносили раньше не совпадают с тем списком который был приведён. Т.е. есть слова которые мы произносим так же как и на юге, севере, востоке . Например коллеги из Атырау говорят что не слышали слова "сыкыйттым"(а вы как северянин знаете), "күртік" - а мы запад. Мы говорим "тате" мужчине а в Актобе женщине. Как у вас говорят на голубя - у нас "когершин", коллега из К-Орды говорит - "кептер". 1. нән получается только в Актау говорят или у вас в ЗКО, Атырау тоже? 2. у нас кептер 3. в ЮКО не знаю но у нас в Ташкенте тәте это отец. в Караганде это тетя Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 В 12.12.2017 в 10:00, АксКерБорж сказал: 1. У нас в некоторых самых северо-восточных на границе с Сибирью районах отца называют "тәте" (в нашей семье тоже), в некоторых "көкө" (на юге фонетика чуть другая, говорят "көке"). 2. К молодым женщинам у нас обращаются также "тәте" (на юге "апай"). 3. Я же говорил, что большая часть области тяготеет культурно к югу. Фарсизм "дәу" (великан - див, дэу) это сугубо южный говор. Оправдания носителей этого термина не принимаются как чисто субъективные. 1. ничего себе. главное в Караганде не говорят а у вас так же как и у нас 2. в Караганде и кажеись в Шымкенте так же 3. в ЗКО и ВКО тоже южное влияние? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 В 12.12.2017 в 11:48, RedTriangle сказал: У китайских кереев это апеке, кстати. Скорее у вас это южный элемент? көке - у нас исключительно относится к женщинам. у нас әпще/әпке у нас көке это брат или дядя, кот. младше отца. если дядя старше отца то баба 20 часов назад, Shymkent сказал: Тате к мужчинам обращаются южане(шым,тараз,к-орда) сестрам апше у нас тәте исключительно отец Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 В 12/12/2017 в 13:00, АксКерБорж сказал: К молодым женщинам у нас обращаются также "апай" (на юге "апай"). Значит южное влияние у вас или накидываете отсебятину. Во всей Алматинской области, что есть юг, к молодым женщинам обращаются "тәте", как и у вас.. В других регионах такое тоже наблюдал. У нас на востоке исключительно "апай", а "тәте" это женщинам лет примерно пятидесяти. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 В 12.12.2017 в 10:00, АксКерБорж сказал: К молодым женщинам у нас обращаются также "тәте" (на юге "апай"). апай кроме обращения к женщине ср. и ст. лет еще и обращение к учительнице в школе. бабушку называют апа Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 5 минут назад, кылышбай сказал: у нас тәте исключительно отец Во, по АКБ в присибирских селениях у них также используется. Видимо Павлодар не такой уж северный и восточный. У нас, как и писал выше, это женщина лет пятидесяти примерно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 28 минут назад, кылышбай сказал: у нас әпще/әпке у нас көке это брат или дядя, кот. младше отца. если дядя старше отца то баба у нас тәте исключительно отец кто как , мои отец и его братья к отцу коке обращались , сам папа говорю, как и дети ко мне Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 26 минут назад, RedTriangle сказал: Значит южное влияние у вас или накидываете отсебятину. Во всей Алматинской области, что есть юг, к молодым женщинам обращаются "тәте", как и у вас.. В других регионах такое тоже наблюдал. Алматы это не юг , восток 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 Кстати, ребята, "куздик" где нибудь используется? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SuEr Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 В Tuesday, December 12, 2017 в 09:52, АксКерБорж сказал: Поговорки и пословицы никогда глупыми не бывают, потому что их автор народ и его мудрость. Это не мой шедевр, это значение, которое вкладывают в слово на юге. У нас значение слова "көтләк" совершенно другое, подхалим, букв. жополиз. Глубоко заблуждаетесь, друг мой! Понятие Семипалатинск можно трактовать очень широко, как географически, так и культурно. Отвлекусь: ваш термин "Семей" я стараюсь не использовать, он для меня дико несуразный, ни казахский, ни русский. Моя мама училась в этом городе и в ее время город по-казахски называли "Семи", коротко от русского "Семипалатинск". Не понимаю откуда взялось "Семей"?! От слова "семейка"? Мне даже смешно комментировать все ваше невежество в вопросе скотоводства, причина которой одна - вы совершенно не знакомы с согымом и его нюансами. Ко всему написанному мной выше могу лишь добавить, что лошади, во-первых, не набирают вес, как вы выразились, а нагуливают жир, а во-вторых, не осенью как вы выразились, а зимой. Запомните на будущее, наш начинающий согымный теоретик, что лошади жирнеют только в сильные морозы, так устроен их необычный организм. Вы что всерьез верите, что слово семей это исксженное"семипалатинск".А Семейтау образовались наверно от свалки мусора из города. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 4 часа назад, RedTriangle сказал: Род Каракерей более конкретно Менлибай(один из сегиз семиз найманов - восьми толстых найманов) Вот это по нашему. А то порой не понимаю тех, кто скрывает свой регион и племя. Очень приятно! Теперь на форуме есть не только Керейт, но и самый настоящий Найман. И наши с вами области проживания говорят об этом сами за себя (восток страны и северо-запад Китая). Кстати у меня версия, что "семиз" это народная этимология не понятной по началу монгольской кальки "найман", что есть "сегиз". 3 часа назад, RedTriangle сказал: Отсюда кстати, и до вашего Павлодара совсем недалеко. На карте кажется близко, а география и климат разные (если вы про Шульбу, Долон и Знаменку). Во всех казахских региональных различиях первую дудку играют именно они! 1 час назад, RedTriangle сказал: Значит южное влияние у вас или накидываете отсебятину. Бог с вами! Я такого не писал, у нас к женщинам не обращаются "апай". У нас говорят к молодым замужним женщинам "тәте", а если чуть постарше, то "аптай" (укороченно от "апатай"). Кажется вы подменили мои слова исказив мой пост? Зачем?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 3 часа назад, Аrсен сказал: 1) Так у вас все таки словом "тате" обращаются к женщинам или к отцу? Или у вас отец приравнивается к женщине? 2) Если не знаете в совершенстве то зачем тогда пытаетесь вставить свои "пять копеек", отрицая Магжана Жумабаева и Великого Абая? Или вы считаете себя выше их? 2-1) Насколько я знаю во всех казахских аулах школы были на казахском языке. Получается вы выросли в русском селе? 3) Сладкую парочку поищите у себя, судя по вашей особой любви к слову "кызтеке". 3-1) Скорее всего наоборот - вести нормальную дискуссию невозможно как раз таки с вами. Вы же у нас новоявленный знаток истории и лингвистики. Затыкаете рты всем монголам, калмыкам, русским и даже самим казахам. 4) Никто к вам не лезет, мы просто пытаемся вас образумить как "тентек" бала. 5) Смешны как раз таки вы со своими теориями и тезисами на этом сайте. 6) Теперь добрались до названия города Семипалатинск, интересно, что же вы выкинете на этот раз. 7) Ваш жизненный опыт нам о вас много чего показал. Вот привязался на мою голову. Отвечаю: 1) Мой ответ есть выше. 2) Я вставляю свои "бес тиін" исключительно за свой регион, который лучше меня на форуме никто не знает, а тем более вы. 2-1) У вас поверхностные знания о советском периоде Северного и Северо-Восточного Казахстана, если задаете такой наивный вопрос. 3) Слово "қызтеке" я не упоминал ни разу, это вы им щеголяете уже во второй раз, поэтому подозрения об особой любви падают на вас. 3-1) Ишь ты как у него язык разболтался! Сперва навешивал на меня ярлыки и оскорбления, теперь решил столкнуть меня с калмыками и с русскими? Если, если честно, то таких как вы у нас называют жаман қазақ. 4) Именно постоянно лезете в наш регион с видом знатока вы, где вы никогда не были и ни черта в нашем лексиконе, обычаях и быту не знаете. Из-за этого и постоянные ваши скандалы, то про кухню, теперь про слова. Мой вам совет - впредь пишите сугубо про свой регион и не лезьте к нам. Это даже просьба. 5) ? 6) Если вы такой знаток, то объясните мне шалаказаку что означает слово "Семей"? 7) До сих пор сомневаетесь в моих знаниях родного края? Если да, то отсылаю вас к просьбе в п.4)! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 3 часа назад, arkuk сказал: Нет ув. Арсен. Вы неверно думаете, что русский преподавали лишь в рай и обл центрах. Если в ауле русские/русскоязычные составляли даже 30% (примерно, а то и меньше), то учёба была на русском языке - а казакский был одним из предметов. И таких сёл очень и очень много. Ему не понять, потому что юг от России далеко и его мало коснулись - колонизация, конфискация скота и вызванный им Голодомор, политические репрессии, сплошная насильственная руссификация, в результате чего почти полностью закрылись казахские школы и детские сады, искусственная эрозия Степи под названием "целина" и т.д. и т.п. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 1 час назад, кылышбай сказал: в ЮКО не знаю но у нас в Ташкенте тәте это отец. в Караганде это тетя Я допускаю, что у нас правильный вариант, когда "тәте" одновременно и папа, и молодая замужняя женщина. Почему спросите вы? Потому что издревле соседний и контактировавший славянский (русский) язык заимствовал именно оба этих названия, значит так было у наших предков степняков! У русских тоже "тятя" это папа, а "тётя" это молодая замужняя женщина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 1 час назад, кылышбай сказал: бабушку называют апа У нас бабушка - әже, апа - это мама. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2017 1 час назад, Shymkent сказал: Алматы это не юг , восток Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться