Karaganda Опубликовано 5 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2019 Только что, кылышбай сказал: скорее всего. изначально этого слова на севере скорее всего не было кажется в "Горьком запахе полыни" или в другой книжке герой к отцу обращался көке. я еще у мамы спрашивал почему он папу братом называет она сказала что в нек. районах так обращаются к отцу Наши южане максимум на полвека раньше использовали пияз. Думаю тож у всех жуа было Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 5 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2019 2 минуты назад, Karaganda сказал: Точнее не бывает) лаген есть же на родине АКБ просто в Караганде вместо нашего майда (мелочь) говорят ұсақ, а майда-шуйда и вовсе не слышал Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 5 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2019 7 минут назад, кылышбай сказал: просто в Караганде вместо нашего майда (мелочь) говорят ұсақ, а майда-шуйда и вовсе не слышал Правильно, потому что это лексика очень старшего поколения. И думаю, что это не узбекизм. Надо посмотреть, если слова в других языках кыпчакской группы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 5 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2019 22 часа назад, АксКерБорж сказал: Вы не против, если я буду собирать все слова вашего региона в отдельную папочку под названием "Региональная лексика юга и центра Казахстана"? Костяк подборки уже есть - ет турау, жапырақтап, жел қаққан, телшік, табан, қос қазы, астау, тентек, орындық, шегу, сары арқа, тасаттық, әктеу. Вот это все скажете карагандинцам - все без исключения поймут Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 5 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2019 Майда-шуйде есть. Майда - услышал от шымкентских, мелочь усак называем Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Баха Опубликовано 5 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2019 11 часов назад, кылышбай сказал: в Астане имхо южный говор распространен больше чем вы тут пишите. население в три раза без южан и алматинцев не могло вырасти. В Астане приехавших на заработки казахов с юга действительно очень много, но от этого мы на южный говор не перешли, каждый на своем говоре разговаривает, пока держимся)) А кто отрицает что население Астаны выросло в том числе и за счет приезжих со всех уголков страны?) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaker Опубликовано 6 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2019 (изменено) 27.02.2019 в 15:08, АксКерБорж сказал: Нет, дорогой, я использую Словарь региональных слов (слово в слово), а ваша команда использует доступный для вас онлайн словарик (слово в слово). Раз ув. Баха говорит так, значит оно так и есть. Но у нас вот так, я об этом уже писал выше: - у нас используют глагол "айырылысу" когда речь идет о затянувшемся, длительном процессе, например - Arсен әйелімен бір айдан аса айырылысып жүр (Arсен уже более месяца ведет бракоразводный процесс со своей женой). - у нас используют глагол "айырылу" когда речь идет о одномоментном процессе, например - Arсен әйелімен айырылды (Arсен развелся с женой). На мой взгляд, различие не совсем верно истолковано - одномоментно или пролонгированно происходит действие... Варианты различного по времени выполнения действия: айырылысып жатыр - разводится (настоящее продолженное время), айырылысты - развелся (прошедшее совершенное время). Айырылу в отличие от айырылысу - глагол с более широким охватом - лишиться чего-либо, утерять что-либо (предмет, отношения и др). Изменено 6 марта, 2019 пользователем Almaker Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 8 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2019 05.03.2019 в 15:59, кылышбай сказал: жанысы есть и у нас. Толе-би из них у нас и у АКБ отец - тәте У АКБ тате-к женщинам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 10 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2019 Что у вас говорят на нос человека? Танау или мұрын? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2019 04.03.2019 в 16:30, Karaganda сказал: Да все они поймут))) 04.03.2019 в 16:43, s_kair сказал: Хотя и написал, что у нас ақтау - понятно, почему он так пишет: наши (нағыз северные) ваших (өтірік северных) не поймут)) Как можно понять совершенно незнакомое слово? Вы наверно судите по себе, раз оно вам знакомо, значит мол и все другие должны знать или хотя бы узнать с первого раза это слово. Я не спорю, конечно если вы будете держать в руках ведра с известью и с щетками и приговаривать «әктеу», «әктеу», то любая женщина, даже монголка или француженка поймут о чем идет речь, при этом казашки никогда не слышавшие такого произношения удивится, почему эти двое с ведрами и щетками не могут выговорить такое простое слово «ақтау» (белить известью). Сами сравните, они даже по звучанию совершенно разные: Ваши – әк, әктеу. Наши – ақ, ақтау. Мне кажется первая мысль, которая придет в голову женщинам нашего края, когда они услышат незнакомый доселе глагол «әктеу» (если у вас в руках не будет ведер с щетками ), что речь идет об актировании чего-то, типа надо составить акт. Например: «s_kair мен Karaganda’ның әзіл-қалжындарын әктеу керек» (надо заактировать шуточки-прибауточки s_kair’а с Karagand’ой). 04.03.2019 в 17:04, s_kair сказал: Скопировал сообщение : 5-7.03.19zh. Astana k. 20 m/s deiin zheldin uiytkuy kateri, katty koktaigak kateri. g.Astana ugroza usileniya vetra s poryvami do 20 m/s, ugroza silnogo gololeda 05.03.2019 в 11:01, Karaganda сказал: Қатері - слышится и читается не очень, қаупі более подходит Действительно чушь какая-то. Точно такая же как с мифическим ЧС-ным «буркасыном» - «бураном». Зачем усложнять казахскую речь до неузнаваемости «20 м/с желдің ұйытқы қатері, қатты көктайғақ қатерi» (угроза усиления ветра с порывами до 20 м/с, угроза сильного гололеда»? Когда можно написать очень просто и понятно: «20 м/с дейін желдің күшею мен қатты тайғақ болуы мүмкін». Правда мы вместо юго-западного «тайғақ» или «көктайғақ» (гололед, скользко) говорим «тайғанақ». 04.03.2019 в 17:42, s_kair сказал: Видимо, АКБ зашел с другого аккаунта из-за отпуска)) Вот вы все злитесь на меня, скрежещете зубами мечтая чтобы админ отправил меня в вечный бан или хотя-бы как можно почаще отправлял меня в отпуска, по крайней мере один из членов вашей дружной компашки постоянно открыто умоляет об этом админа, правда пока тщетно. Но в мое отсутствие на форуме вы все всегда ловите штиль, никто на форум почти не заходит, не пишет. Наверно становится скучно без меня? шутка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2019 05.03.2019 в 14:56, кылышбай сказал: или например: АКБ өзімен келіспеген омбылық, қарқаралық, торғайлық жерлестерін ылғи оңтүстікке жақындата береді Ув. Кылышбай: 1) Торгай культурно и даже географически одной ногой на западе, Торгай и северо-восток далекие понятия. 2) Тот, на кого вы намекаете, такой же "каркаралинец" как и вы в позапрошлом году были "каркаралинцем". 3) С омском картина тоже зыбкая. 05.03.2019 в 14:56, кылышбай сказал: а так вы правы: за такое поведение АКБ, который на ровном месте пытается рассеять раздор, нужно вводить уголовное преследование ... на форуме Ув. Кылышбай, раздор между всеми сеете вы, уроженцы Алматы, Джамбыла-Тараза, Шымкента, Ташкента, Балхаша, Торгая (Arсен, Almaty-Тирион, Момын, Кылышбай, Karaganda, s_kair), почему то оскорбляющиеся на мои просветительские посты и темы про казахский колорит. Но Аллаға шүкүр на форуме не вы одни представляете наш народ, есть масса других юзеров с запада, севера и востока страны ничем не возмущающиеся и не оскорбляющиеся, потому что на то нет причин. Поэтому просьба не создавать в каждой теме оффтопный холивар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2019 05.03.2019 в 15:18, кылышбай сказал: ну, вообще-то тут написано что у кызылординских, афганистансикх и ирансикх казахов тоже қарамаса это муха. как то не сходится с вашей теорией. да и сары маса - комар и маса - муха не относятся к вашему региону, а только к костанайцам и кокшетауским Какой вы наивный, Кылышбай, прямо как несмышлёныш какой-то. Не надо в жизни верить всему тому, что написано. Мало ли что написано в книгах. Например, написано что Чингизхан родился в Забайкалье, а похоронен в северо-восточной Монголии. И что, тоже будете носиться с этим тезисом и отстаивать его? Хотя вы кажется это и делаете с недавнего времени. Так что оставьте свои несогласия с лексикой моей области, я авторитетно заявляю вам, что весь наш северо-восточный край на обычную муху говорит "маса" или "қара маса" (в отличие от вашего "шыбын"), на комара говорит "сары маса" (в отличие от вашего "маса"). 05.03.2019 в 15:18, кылышбай сказал: коллега с Баянаула тоже говорит что у нее старшие тоже говорят пияз хотя я всегда склонялся к версии АКБ что пияз это "южизм". может вы утчоните у своих знакомых и родичей, желательно у тех кто постарше Неправда, вы блефуете. Вы, Nurbek, Karaganda можете как угодно подтасовывать факты разными приёмчиками, то представляясь моими земляками с рождения (в смысле что родились и всю жизнь живете в каких-то в 200 км. от меня), то ссылаясь на недоказуемые показания каких-то моих земляков и т.д. Как вы не поймете, друзья мои, что от этого объективная реальность нашего края никак не изменится, абсолютно. 05.03.2019 в 16:10, кылышбай сказал: вы точно с Каркаралинского района? майда-шуйда это у нас и скорее узбекизм У него проколы с Каркаралинском не только в этом случае, они на каждом шагу, я давно понял и даже уже привык. 05.03.2019 в 16:16, Karaganda сказал: Точнее не бывает) Вау! В каком году вы оба переехали на северо-восток страны, в Каркаралинск? Откуда? (Кылышбай, вы можете не отвечать, я знаю откуда вы переехали сюда) 05.03.2019 в 15:59, кылышбай сказал: у нас и у АКБ отец - тәте Я такого не писал. Если уж решили критиковать мои посты, то пожалуйста будьте внимательны при их чтении. Вот мой пост дословно: У нас широкое применение термина "тәте": - так обращаются к молодым женщинам старше тебя (по современному - татешка). - иногда так называют отца (в нашем Железинском районе это частое явление, я тоже так называл). - иногда так называют девочки, девушки своего старшего брата. 05.03.2019 в 16:10, кылышбай сказал: странно. это же у вас говорят әппақ а у нас аппақ Ничего странного в этом нет. В южном говоре произношение грубее, в северо-восточном говоре - мягче. Когда смотрим ваши фильмы непривычное произношение заметно на слух. Примеров масса (привожу не написания, а произношения), всего несколько примеров: у вас "аппақ", у нас "әппақ" (белый-пребелый) у вас "құлақ", у нас "құләқ" (ухо, уши) у вас "жоқ", у нас "жөқ" (нет) у вас "алдағандай", у нас "әлдағандай" (выделистый) у вас "балақ", у нас "баләқ" (штанина) у вас "лақ", у нас "ләқ" (козленок) у вас "салақ", у нас "саләқ" (нечистоплотный) у вас "саламатсыз ба", у нас "сәләматсыз ба" (здравствуйте) у вас "лақтыру", у нас "ләқтыру" (кидать, бросать) у вас "қане", у нас "қәне" (где) и т.д. и т.п. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2019 04.03.2019 в 16:02, Аrсен сказал: Ты давай в кучу все не сваливай. Я не отрицал, что в современном казахском есть региональные отличия (они незначительны) и то они в большей мере появились после полного оседания казахов в 20 веке. Я отрицаю твои шалости про - СВ казахи истинные кочевник, а все южные земледельцы. Вот пусть потомки кочевых скотоводов из южных областей и оспаривают мои высказывания, если таковые имели у меня место (в чем я сильно сомневаюсь что я такое писал). Не пойму зачем им адвокат. Тебе то зачем в это вмешиваться? Хочешь столкнуть нас лбами вызвав у одних недовольство другими, мной? Сразу скажу, нехорошее это занятие, завязывай с этим. А если я что-то и писал, то раз форум исторический я всегда стараюсь обосновывать свои версии или утверждения ссылками на словари, литературу, источники, архивы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2019 07.03.2019 в 00:24, Almaker сказал: На мой взгляд, различие не совсем верно истолковано - одномоментно или пролонгированно происходит действие... Варианты различного по времени выполнения действия: айырылысып жатыр - разводится (настоящее продолженное время), айырылысты - развелся (прошедшее совершенное время). Айырылу в отличие от айырылысу - глагол с более широким охватом - лишиться чего-либо, утерять что-либо (предмет, отношения и др). Уважаемая, Almaker! Сізді өткен мерекеңізбен құттықтаймын! Это слово очень непривычно для большинства юзеров с юга, запада и центра (ими оно ассоциируется не с разводом, а с понятием "потерять", "лишиться", "разлучиться"), но у нас на северо-востоке действительно так говорят: "Айырылысу" говорим очень редко, только тогда, когда речь идет о протяженном во времени процессе, например: "Көршім Мырқымбай әйелімен бір айдан аса айырылысып жүр" (Мой сосед Мыркымбай уже более месяца ведет бракоразводный процесс со своей женой). Всегда на развод говорим "айырылу" , например: "Көршім Етікбай әйелімен айырылды" (Мой сосед Етикбай развелся с женой). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2019 И еще хотел бы на все возмущения горячих джигитов сказать, что кроме авторов используемого мной Регионального словаря, есть также исследования языковедов, согласно которым в казахском языке существует 3 отдельных говора: - южный - западный - северо-восточный. Ссылку на это дам после окончания всех обсуждений, пусть это останется пока интригой. Не зная об этих элементарных вещах многие юзеры преподнося себя как большущих знатоков казахского языка и его истоприи агрессивно набрасываются на мои посты отрицая всё и вся, постоянно заявляя, что казахская культура не имеет региональных различий и что казахский язык не имеет диалектов и говоров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 11 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2019 23 часа назад, RedTriangle сказал: Что у вас говорят на нос человека? Танау или мұрын? У нас мұрын обычно, но танау тоже имеет место быть. В детстве часто слышал от дедов танау, воспринималось мной, как переносица или область носа. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 11 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2019 6 часов назад, АксКерБорж сказал: Правда мы вместо юго-западного «тайғақ» или «көктайғақ» (гололед, скользко) говорим «тайғанақ». У нас в ходу и тайгак, и тайганак, странно для меня противопоставлять их по регионам, а не говорить коктайгак как-то, даже, удивительно, ведь это всего лишь гипербола, знакомая каждому нормальному казахоязычному. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 12 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 22 часа назад, АксКерБорж сказал: Вот пусть потомки кочевых скотоводов из южных областей и оспаривают мои высказывания, если таковые имели у меня место (в чем я сильно сомневаюсь что я такое писал). Не пойму зачем им адвокат. Тебе то зачем в это вмешиваться? Хочешь столкнуть нас лбами вызвав у одних недовольство другими, мной? Сразу скажу, нехорошее это занятие, завязывай с этим. А если я что-то и писал, то раз форум исторический я всегда стараюсь обосновывать свои версии или утверждения ссылками на словари, литературу, источники, архивы. Ты мне не указывай что и где писать. И вообще, когда кажется креститься надо Нечего обвинять и ярлыки навешивать. А пока всего лишь твои слова. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 12 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 10.03.2019 в 15:09, RedTriangle сказал: Что у вас говорят на нос человека? Танау или мұрын? У нас оба варианта. Любой поймет о чем идет речь. Танау больше ноздри, мурын - нос в целом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 12 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 15 часов назад, s_kair сказал: У нас в ходу и тайгак, и тайганак, странно для меня противопоставлять их по регионам, а не говорить коктайгак как-то, даже, удивительно, ведь это всего лишь гипербола, знакомая каждому нормальному казахоязычному. Точно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 12.02.2019 в 18:09, АксКерБорж сказал: Авторы словаря "Қазақ тілінің аймақтық сөздігі" (Регионального словаря казахского языка) пишут, что: АСТАУ в Алматинской и соседней Жамбылской областях - это большая чаша для вареного мяса, для пищи человека. АСТАУ в Кызыл-Ординской области - это большая чаша для воды, чтобы поить скот. АСТАУ в Павлодарском уезде в 19 веке это оказывается не чаша для мяса, а обычное корыто. Нынче слово не используется. Фото С.М. Дудина. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Павлодарский уезд: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 12 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 21 час назад, АксКерБорж сказал: Ув. Кылышбай, раздор между всеми сеете вы, уроженцы Алматы, Джамбыла-Тараза, Шымкента, Ташкента, Балхаша, Торгая (Arсен, Almaty-Тирион, Момын, Кылышбай, Karaganda, s_kair), почему то оскорбляющиеся на мои просветительские посты и темы про казахский колорит. Но Аллаға шүкүр на форуме не вы одни представляете наш народ, есть масса других юзеров с запада, севера и востока страны ничем не возмущающиеся и не оскорбляющиеся, потому что на то нет причин. Поэтому просьба не создавать в каждой теме оффтопный холивар. Обидно Вам, что Бокейхан оказался не северо-восточным?)))) 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 12 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 21 час назад, АксКерБорж сказал: И еще хотел бы на все возмущения горячих джигитов сказать, что кроме авторов используемого мной Регионального словаря, есть также исследования языковедов, согласно которым в казахском языке существует 3 отдельных говора: - южный - западный - северо-восточный. Ссылку на это дам после окончания всех обсуждений, пусть это останется пока интригой. Не зная об этих элементарных вещах многие юзеры преподнося себя как большущих знатоков казахского языка и его истоприи агрессивно набрасываются на мои посты отрицая всё и вся, постоянно заявляя, что казахская культура не имеет региональных различий и что казахский язык не имеет диалектов и говоров. Википедии начитались? Так там диалектизмы (отдельные слова) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 12 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 21 час назад, АксКерБорж сказал: У него проколы с Каркаралинском не только в этом случае, они на каждом шагу, я давно понял и даже уже привык. Вау! В каком году вы оба переехали на северо-восток страны, в Каркаралинск? Откуда? (Кылышбай, вы можете не отвечать, я знаю откуда вы переехали сюда) Ох, ну что за человек)))) Брюзжите дальше. Вам бы лекарство от южан найти))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 26 минут назад, Karaganda сказал: Обидно Вам, что Бокейхан оказался не северо-восточным?)))) Алихан Бокейханов самый что ни на есть северо-восточный казах. Родился в соседнем Каркаралинском уезде, учился в Омске и Санкт-Петербурге, сидел в тюрьмах Павлодара и Семипалатинска, жил и работал в Семипалатинске, Павлодаре и Омске. Написал этнографический труд про казахов Павлодарского уезда. Печатался в Омске под псевдонимом "Қыр баласы" (сын Степи). Точно также, как мы называем свои степи спустя 100 лет, тем же словом "қыр". И только вы называете степь как-то по своему, "Сары арқа", а словом "қыр" называете горы. 25 минут назад, Karaganda сказал: Википедии начитались? Так там диалектизмы (отдельные слова) Я же сказал, что позже дам ссылки. Ссылка не касается вашей Википедии, она более серьезная. 23 минуты назад, Karaganda сказал: Ох, ну что за человек)))) Брюзжите дальше. Вам бы лекарство от южан найти))) Может уже хватит всем вам возмущаться, что я отрицательно пишу про вас южан? Я уже устал повторять, что я никого не возвышаю и никого не принижаю, я излагаю сухой объективный материал о казахском региональном богатом колорите во всех сферах жизни. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться