RedTriangle Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 4 минуты назад, Rust сказал: Кыргызский чокой : кийиз чокой или орус чокой Интересно причем тут могут быть русские Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 января, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Только что, RedTriangle сказал: Интересно причем тут могут быть русские Потому-что это валенки - "орус чокой". У кочевников похоже не было такой обуви. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 15 минут назад, Rust сказал: Кыргызский чокой : нашел в нете, что казахи называли кожаные сандалии, которые носили бедняки - шокай, теперь понял откуда выражение - ку шокай Наиболее примитивной обувью, которой пользовались бедняки, были шокай — кожаные сандалии, которые изготовлялись из сыромятной кожи, как и ремни, а также шарык, надеваемые на сапоги для их предохранения при ходьбе по каменным осыпям. http://www.kazakhistory.ru/post20.php 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 11 hours ago, кылышбай said: у вас кстати песня-қошық. это ведь узбекизм? просто даже у нас у ташкентских нет в лексиконе, а в узбекском есть Песня у нас - қосық, а узбеки насколько мне известно говорят ашула (песня). Слышал также, что некоторые узбеки говорят қушиқ. Но ведь это не факт, что данное слово мы заимствовали у узбеков. Литературный язык у нас сложился задолго до вхождения в состав УзССР и в этом нам помогли как раз-таки казахские первые лица, курировавшие общеобразовательную систему, когда ККАО еще находилась в составе КазАССР. И скорее всего, в большинстве случаев мы заимствовали именно казахские слова. Но, видимо, были исключения, некоторые слова не прижились в среде каракалпаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 часа назад, Rust сказал: Потому-что это валенки - "орус чокой". У кочевников похоже не было такой обуви. У кочевников были, у монголов- гутулы, по большому счёту это те же войлочные валенки с загнутыми носами. Монголия по климату это ведь та же восточная Сибирь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 часа назад, Аrсен сказал: словарь тебе в помощь так ты сам начал про шужык, что у вас айналдырмайды, у нас тоже айналдырмайды, а дайындайды истейди почему "южный" - казы в кишках везде есть, или монгольские и китайские казахи тоже юг? Насчёт различия в языке, обычаях в регионах, скорее всего АКБ прав, Казахстан огромен, различия обязательно должны быть, если даже у калмыков на маленькой территории ,бузавы говорят: хама-хамаран, торгуды говорят - альд-альдаран (куда) , дервюды говорят и так, и так, а у вас на огромной территории и быть по другому не может. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 минуты назад, mechenosec сказал: Насчёт различия в языке, обычаях в регионах, скорее всего АКБ прав, Казахстан огромен, различия обязательно должны быть, если даже у калмыков на маленькой территории ,бузавы говорят: хама-хамаран, торгуды говорят - альд-альдаран (куда) , дервюды говорят и так, и так, а у вас на огромной территории и быть по другому не может. угу пока этому подтверждения еще не было ))) есть региональные различия незначительные, которые появились лишь после оседания казахов в 19-20 веках пока судя по этой теме ничего особенного 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 6 часов назад, s_kair сказал: И обратно про этот источник, написано, что забава русская, называется она - забег в валенках)) Я не удивлен. Было бы странно для кочевника, имея лошадь под рукой устраивать забег на своих двух 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 4 часа назад, Karaganda сказал: Возможно, но в Караганде 50-60% казахов - Каракесеки, В Семске после Тобыкты, в Павлодаре они тоже есть. Если считать с Шубыртпалы, то мы точно большинство У нас на севере аргыны в основном из атыгаев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 36 минут назад, Аrсен сказал: угу пока этому подтверждения еще не было ))) есть региональные различия незначительные, которые появились лишь после оседания казахов в 19-20 веках пока судя по этой теме ничего особенного Ну, не знаю, тыщи км расстояния, и ни какой разницы? А как же влияние абсолютно разных соседей? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 20 минут назад, Nurbek сказал: Я не удивлен. Было бы странно для кочевника, имея лошадь под рукой устраивать забег на своих двух Про забег- это уже мое умозаключение, т.к., в статье написано, что женщины одевают байпақи и устраивают жарысу, как в русском, национальном состязаний. У русских есть их национальная фишка-бег в валенках.)) а то, сейчас меня могут обвинить в перекраивании изложенного)) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 10 минут назад, mechenosec сказал: Ну, не знаю, тыщи км расстояния, и ни какой разницы? А как же влияние абсолютно разных соседей? судя по высказываниям казахов форумчан разница минимальна... я и пишу разница в основном появилась после оседания казахов в 19-20 веках и то незначительная, да и соседи в основном вокруг все тюркоязычные, считайте - один большой котел тему можете прочитать для интереса Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 8 часов назад, АксКерБорж сказал: Неправда, нет этого слова на северо-востоке. Я стал что-то подозревать вас, ув. Nurbek, что вы вовсе не наш омич. Ай-пи ведь ни о чем не говорит. Вот чувствуется в ваших постах какая-то очень тонкая провокация, то у вас копчение свежей согымной конины на дыму, то тентеки, о которых весь местный люд даже не слышали. Нет, что-то тут не чисто. Колитесь. Как бы такой же случай как с Айнур не вышел, типа тоже наша Аксуская и кимешеки у нее, а на самом деле переехавшая к нам с юга. Ну да ладно, время расставит все по своим местам. Утверждайте что угодно, от того реалии северо-востока не изменятся ни на йоту. Вот вы мне уже приписываете то, чего я никогда не утверждал. О копчении свежей конины я ничего не писал. Я говорил про копчение конины, которая остается с зимы. Слово тентек я действительно слышал с самого детства. А то что вы там нашли в словаре это дело десятое. Интересно то, что вы не первый человек, кто думает, что я с юга Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 5 минут назад, mechenosec сказал: Ну, не знаю, тыщи км расстояния, и ни какой разницы? А как же влияние абсолютно разных соседей? Про абсолютно разных соседей я не был бы столь категоричен. Приведенные слова, как правило, имеют когнаты. Например тентек имеет когнат в татарском, а байпақ в разных смыслах вообще у множества Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 минуты назад, Nurbek сказал: Вот вы мне уже приписываете то, чего я никогда не утверждал. О копчении свежей конины я ничего не писал. Я говорил про копчение конины, которая остается с зимы. Слово тентек я действительно слышал с самого детства. А то что вы там нашли в словаре это дело десятое. Интересно то, что вы не первый человек, кто думает, что я с юга Можеть ваши мигрировали с юга? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 По поводу сандыка и абдыре. Абдыре вообще то маленьки сундук, сундучок. А сандык это большой сандык. Но сегодня абдыре выпал, а сандык думается тоже уйдут в из обихода со временем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 4 часа назад, RedTriangle сказал: Во-во, но это омоним. Қауын это не дыня, а арбуз. Мякоть посередине которая остается при разделе арбуза и без косточек называется қазы. Ну и у нас в семье в обиходе. Интересно, откуда появляется разница в словах, поскольку у нас қауын-дыня, про қарбыз понятно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 4 минуты назад, Nurbek сказал: Вот вы мне уже приписываете то, чего я никогда не утверждал. О копчении свежей конины я ничего не писал. Я говорил про копчение конины, которая остается с зимы. Слово тентек я действительно слышал с самого детства. А то что вы там нашли в словаре это дело десятое. Интересно то, что вы не первый человек, кто думает, что я с юга Название оврагов, сопок и озер ТЕНТЕК в Северном и СВ Казахстане я уже приводил в этой теме ранее. Так что спор ни о чем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 минуты назад, s_kair сказал: Интересно, откуда появляется разница в словах, поскольку у нас қауын-дыня, про қарбыз понятно украинцы тоже дыню называют - карбузом, может украинцы переселенцы постарались Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 4 минуты назад, Аrсен сказал: украинцы тоже дыню называют - карбузом, может украинцы переселенцы постарались Надо узнать у узбеков, они же больше овощеводы. У нас қарбыз-арбуз, странно как-то даже узнавать, что қарбыз, так похожий по звучанию на арбуз, не арбуз вовсе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 15 минут назад, Nurbek сказал: Вот вы мне уже приписываете то, чего я никогда не утверждал. О копчении свежей конины я ничего не писал. Я говорил про копчение конины, которая остается с зимы. Слово тентек я действительно слышал с самого детства. А то что вы там нашли в словаре это дело десятое. Интересно то, что вы не первый человек, кто думает, что я с юга Просто вы утверждая обратное словам АКБ, скорее всего вызываете чувство диссонанса у него)) я, например, тоже становлюсь не северянином, как вы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 5 часов назад, Аrсен сказал: У нас талкан - бидай талкан, тары талкан. Жент делается из талкана с добавлением масла, меда Абсолютно также, у нас еще добавляют сметану в талқан. Некоторые знают про жент, что есть такой национальной деликатес, но не знают из чего его делают, удивляются, услышав про талқан. Такими темпами люди не будут знать, что натуральное сливочное масло делается из сметаны)) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 44 минуты назад, s_kair сказал: Надо узнать у узбеков, они же больше овощеводы. У нас қарбыз-арбуз, странно как-то даже узнавать, что қарбыз, так похожий по звучанию на арбуз, не арбуз вовсе у узбеков тоже (т)карбыз и кавун в Алматы: арбуз - карбыз, дыня - кауын Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 Еще раз напишу: Қауын -- арбуз Діңке -- дыня(в ауле под Ушаралом, очень близко к Алаколю, говорят динА) Слово қарбыз отсутствует Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 28 января, 2019 Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 2 часа назад, Аrсен сказал: в Алматы: арбуз - карбыз, дыня - кауын У татар тоже. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться