enhd Опубликовано 3 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2012 ...Значит слабло стараетесь и плохой с вас казаховед и узбековед. ... Знаю что у меня выше среднего казаховед получится, если буду жить среди хасагов хотя бы полгода то думаю что могу полностью понимать и говорить на казахском. А что верно то верно что из юристов всегда вырождаются никудышные маньчжуроведы. :lol: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 3 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2012 Не знаю, вероятно это казахизм в монгольских и вот почему. Значит слабло стараетесь и плохой с вас казаховед и узбековед. Вот он казахизм в неизменном значении: Халх: хөгжүүн байдал - радостное настроение. Каз: көңіл қош - радостное настроение. Не знаю. Хош - персидское по происхождению. Хош келдин! - Добро пожаловать! Буквально, "хорошо/приятно/спокойно пришел". Алим: Интересно, у нас когда встречают говорят қош келдің/іздер, а вот когда прощаются с умершим человеком, тогда хош бол. Хош бол! Спи спокойно свой вечный сон! Буквально "будь спокойным". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2012 Есть такое на фарси, есть и в тюркских, есть как показал и в монгольских, а есть и на украинском: "Хошь верь Енхду, хошь верь проф.Добреву, хошь мне". Фарси: Добро пожаловать! Хoš omadid خوش آمدید Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 3 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2012 Есть такое на фарси, есть и в тюркских, есть как показал и в монгольских, а есть и на украинском: "Хошь верь Енхду, хошь верь проф.Добреву, хошь мне". Фарси: Добро пожаловать! Хoš omadid خوش آمدید Никак не могу понять вашего сарказма, что бы не сказать, вашего неблаговоспитания! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2012 Юмор обычно не обясняют, но я попытаюсь чтобы Вы не обижались: это не сарказм, а обычная шутка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 7 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2012 Это слово употребляют все тюрки мусульмане? т.е. в сочетании "хош келдин". Турки употребляет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 8 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2012 Это слово употребляют все тюрки мусульмане? т.е. в сочетании "хош келдин". Турки употребляет. Зачем приписывать все мусульманам? По привычке? В Центральной-Средней Азии было сильное взаимодействие и перемешивание соседних народов и языков с очень древнейших времен. А огузы начали миграцию примерно в 5 веке н.э., т.е. уже с тюркским словарным запасом. Кстати, несмотря на близость к арабам, турецкий язык смог сохранить архаизмы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 9 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2012 Все стало понятным! Слово "хош" - заимствование из персидского خو ش - хорошо. Ну из одного корня с русским "хорошо", ведь индо-европейские языки. Кажется монгольские казахи говорят "жаксы келдиңиз"?! ... а может нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2012 خو ش - хорошо. Еnhd - хош мануухай! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Берiк Опубликовано 10 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2012 Всем большой Салем!!! Сносил систему, потом никак не мог войти в свой аккаунт)). Сегодня озарило)). Почитал поудивлялся тому как все утверждают многие вещи совершенно не зная реалий на местах. Начну с ответа ЕНХД, уважаемый все казахи в Казахстане говорят "Кош келдин/издер", ну не могли все казахи разом заговорить одинаково, если это слово не было в обиходе давно, и скорее всего монгольские казахи говорят также. По рыбоедению, не помню уже кто утверждал, что не ели казахи рыбу, отвечу ели и еще как, по побережьям хороших больших рек, и естественно на Арале Зайсане и Балхаше, говорю потому-что неоднократно разговаривал на эту тему с жителями тех мест, а те в свою очередь знают это от своих предков, также сам встречал, документальные подтверждения о развитом рыбопромысле в Казахстане на месте больших озер и водоемов, еще до прихода в Казахстан царизма, но другое дело конечно что это считалось уделом и едой в основном бедняков. Далее по кокпару, байге и прочим видам конных состязаний, уважаемый АксКерБорж, и в 60 и в 70 годы в аулах, то есть тогда совхозах, и их отделениях, проводились и скачки и кокпар, и кстати и охотились с соколами и беркутами на лис и даже на волков, это по Джезказганской и Карагандинской областям, по другим честно скажу не знаю, но тем не менее Джезказган и Караганда это далеко не юг. По различным говорам, утверждать не буду, на мой взгляд все одинаково, разве что есть с десяток, другой слов употребительных в одном из регионов, но совершенно не употребительных в других регионах, или малоупотребительных, и еще на мой взгляд южане говорят многие слова мягче, и вроде темп речи у них быстрее, но тоже не догма, я например и здесь встречал людей наших которые говорили так быстро, что уследить за смыслом речи порой бывало трудновато))). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2012 Всем большой Салем!!! Сносил систему, потом никак не мог войти в свой аккаунт)). Сегодня озарило)). Почитал поудивлялся тому как все утверждают многие вещи совершенно не зная реалий на местах. Начну с ответа ЕНХД, уважаемый все казахи в Казахстане говорят "Кош келдин/издер", ну не могли все казахи разом заговорить одинаково, если это слово не было в обиходе давно, и скорее всего монгольские казахи говорят также. По рыбоедению, не помню уже кто утверждал, что не ели казахи рыбу, отвечу ели и еще как, по побережьям хороших больших рек, и естественно на Арале Зайсане и Балхаше, говорю потому-что неоднократно разговаривал на эту тему с жителями тех мест, а те в свою очередь знают это от своих предков, также сам встречал, документальные подтверждения о развитом рыбопромысле в Казахстане на месте больших озер и водоемов, еще до прихода в Казахстан царизма, но другое дело конечно что это считалось уделом и едой в основном бедняков. Далее по кокпару, байге и прочим видам конных состязаний, уважаемый АксКерБорж, и в 60 и в 70 годы в аулах, то есть тогда совхозах, и их отделениях, проводились и скачки и кокпар, и кстати и охотились с соколами и беркутами на лис и даже на волков, это по Джезказганской и Карагандинской областям, по другим честно скажу не знаю, но тем не менее Джезказган и Караганда это далеко не юг. По различным говорам, утверждать не буду, на мой взгляд все одинаково, разве что есть с десяток, другой слов употребительных в одном из регионов, но совершенно не употребительных в других регионах, или малоупотребительных, и еще на мой взгляд южане говорят многие слова мягче, и вроде темп речи у них быстрее, но тоже не догма, я например и здесь встречал людей наших которые говорили так быстро, что уследить за смыслом речи порой бывало трудновато))). Берік, Жесқазған юг. А говоря о том, что көкпара не знали у нас я опирался на письменные источники и рассказы стариков, сам ничего не выдумывал, т.к. меня в стародавние времена не было даже в проекте . (если приведете доказательства об обратном, сдамся и подниму вверх руки) Про язык уж всякий знает и разговорная скорость тут кажется вовсе нипричем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Берiк Опубликовано 10 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2012 Берік, Жесқазған юг. А говоря о том, что көкпара не знали у нас я опирался на письменные источники и рассказы стариков, сам ничего не выдумывал, т.к. меня в стародавние времена не было даже в проекте . (если приведете доказательства об обратном, сдамся и подниму вверх руки) Про язык уж всякий знает и разговорная скорость тут кажется вовсе нипричем. Уважаемый АксКерБорж, Джезказганская область, это самый центр Казахстана, никак не юг))), что касается кокпара, также скажу, что это наоборот всегда бытовавший у нас обычай, тоже самое говорю опираясь на рассказы стариков, и на письменные источники, даже далеко ходить не надо возьмите, книги Есенберлина, Магауина, и прочих наших казахских писателей, где нередко упоминается кокпар особенно если речь идет о ауле. Мне честно даже как-то неловко говорить о кокпаре как о не нашей игре, во время любого празднества, или даже на каком нибудь великом Асе обычно утсраивались все конно-спортивные игры, я думал что это для всех казахов в принципе известный факт. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Берiк Опубликовано 10 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2012 Сейчас поискал наскоро в поисковике Яндекса, ссылка на А.Нурпеисова уроженец Атырауской области, или Мангистауской, "Кровь и Пот", искать полный текст долго поэтому скопировал прямо из поисковика: Что только из одного этого края вышли такие знаменитые батыры, как Котибар, Арыстан и Есет. … жизнь на игру в кокпар, то уж он-то не тушка, предназначенная для кокпара, а ловкий, сильный, удачливый кокпарщик на крепком и быстром коне. Сама ссылка: http://lib.rus.ec/b/181271/read Как вы считаете если на западе был развит Кокпар то почему какая-то часть Казахстана должна быть обойдена? Обычаи и традиции вроде в основном одни и те же по всему Казахстану Аналогично, Ильяс Есенберлин уроженец Акмоллинской области После необходимых в таких случаях байги, кокпара, стрельбы и айтыса, во время которых совсем позабылись причины прихода сюда такого количества... Страна казахов была похожа на освежеванную жертву, приготовленную к кокпару - древнему празднику козлодрания. http://www.modernlib.ru/books/esenberlin_ilyas/otchayanie_kochevniki_2/read/ Также есть о кокпаре в его же книге Хан Кене Можно еще накидать при желании, но я думаю достаточно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 11 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2012 Берік, Жесқазған юг. А говоря о том, что көкпара не знали у нас я опирался на письменные источники и рассказы стариков, сам ничего не выдумывал, т.к. меня в стародавние времена не было даже в проекте . (если приведете доказательства об обратном, сдамся и подниму вверх руки) Про язык уж всякий знает и разговорная скорость тут кажется вовсе нипричем. АКБ, я приводил пример игры в кокпар в Северном Казахстане в 50- и 60-е годы, чему сам был свидетелем. Да и вообще, не стоит становиться на позицию, что дескать у казахов ничего не было. Всю жизнь с этим борюсь и доказываю обратное. Пора и бы молодым самим пытаться узнавать прошлое не по кастрированным книжкам. Кстати, Вы знаете почему в 80 лет прибавляли 1 год? Какой флаг вывешивали над жилищем, когда умирал человек? Есть немало забытых знаний. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2012 И все таки об отсутствии традиции кокпара в степных обастях я остаюсь при своем мнении, для чего привожу уважаемым АрстанОмару, Берику и Шалкару еще одно подтверждение. Ни один из таких скрупулезных и внимательных исследователей как Красовский М.И. (Образ жизни казахов степных округов), Валиханов Ч.Ч., Ибрагимов Ш.М. (Очерки быта), Левшин и многие другие при описании быта именно степных (кочевых или северо-восточных) казахов ни разу не обмолвились о наличии у них традиции Кокпар. С Левшиным и Валихановым вы наверняка и сами знакомы, а потому приведу цитаты из книги Красовского, считающейся ныне библиографической ценностью: Автор подробно перечисляет и описывает все бытующие на середину 19 века в степных округах праздники, состязания и игры (байге, кыз куу, тенге алу, состязания по съеданию барана и испитию казана кумыса, пение песен, айтыс и пр.), но совсем не упоминает кокпара (АКБ: в книге степными или кочевыми округами автор называет Букеевскую орду, Оренбургскую степь, Область сибирских киргизов и Семипалатинскую область). И даже вскользь поясняет: «... Не любит кочевой житель смотреть на страдания животного. Некогда существовавшая в степи забава, состоявшая в вырывании силачами ног у живого барана , надобно полагать, давно уже оставлена, по крайней мере областными киргизами, т.е. желающий щегольнуть таким образом своею силою, может быть, всегда найдется, но своего барана (1), из желания насладиться этим зрелищем, мы уверены, никто из киргиз не пожертвует». (1) Об этой забаве упоминает Левшин в главе III “Описан. Киргиз-кайсацких орд”, стр. 123. Ибрагимова приведу позже. А насчет траурных флагов и интересных моментов, связанных с похоронами (ныне полностью забытых), я приведу позже все из этих же редких книг Красовского и Ибрагимова. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 15 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2012 Не любит кочевой житель смотреть на страдания животного. Кочевник тоже не любит съесть мясо с костей своего верного друга! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2012 Ибрагимов Ш.М. (Очерки быта казахов. Этнографические очерки киргизского народа) в качестве очевидца подробнейшим образом описывает поминки одного богатого казаха по имени Шалдык в западно-сибирской степи, состоявшиеся в июне 1869 года. И вот какие игры и состязания у северных казахов он перечисляет и описывает: 1. Пока старшие занимались разговорами, молодежь удалилась в другую кибитку, где начались свои забавы: аульные молодые женщины и девицы стали задавать прибывшим гостям загадки и отгадавших награждали звонкими поцелуями. 2. Потом начались песни. 3. Отправились в другую кибитку, где, как нам сообщили, происходило, среди громадной толпы зрителей, состязание двух певцов (АКБ: аккомпонирующих на домбре), старавшихся превзойти друг друга ловкостью, умением и красноречием. 4. На другой день, мы пошли смотреть борцов. 5. На следующий, назначена была скачка лошадей. Но упоминания о кокпаре нет. Также при описании тоя (праздника) кокпар отсутствует: «... Богатые родители, радуясь рождению мальчика, устраивают той, приглашают своих соседей, мужчин и женщин, затевают байгу, т.е. скачку лошадей и даже с призами, убивают на праздник лошадей и баранов. Являются импровизаторы, которые в стихах воспевают будущую участь новорожденного, описывая его блестящую долю. Иногда при байге бывает борьба людей, пускают на скачку иноходцев и вообще разнообразят свои увеселения насколько возможно». При описании сундет тоя: «... Приглашаются на этот праздник, называемый сундет-той, преимущественно мужчины, бывают конская скачка и борьба». При описании сватовства: «... Когда кончается ужин – начинается игра женщин со сватами, это называется куда-тартыс т. е. теребить сватов». «... Бывают разные увеселения, как напр. Кыз-ойнак (игры девиц с холостыми мужчинами): задают загадки, при чем первый отгадавший мужчина, целует загадавшую и на оборот: отгадавшая девушка целует загадавшего мужчину. Когда мужчины целуют женщин, то женщины передают им изо рта в рот калампыр, т.е. гвоздику, сахар, сухие плоды и т.п. Вечером играют в Ак-сюяк (белые кости), т.е. кто-нибудь из играющих бросает кость, а все остальные бегут искать ее, второй раз бросает кость тот кто нашел и т.д.». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2012 По рыбоедению, не помню уже кто утверждал, что не ели казахи рыбу, отвечу ели и еще как, по побережьям хороших больших рек, и естественно на Арале Зайсане и Балхаше, говорю потому-что неоднократно разговаривал на эту тему с жителями тех мест, а те в свою очередь знают это от своих предков, также сам встречал, документальные подтверждения о развитом рыбопромысле в Казахстане на месте больших озер и водоемов, еще до прихода в Казахстан царизма, но другое дело конечно что это считалось уделом и едой в основном бедняков. Вы правы, рыба считалась едой жатаков и байгусов, т.е. бедноты, не имеющих возможности кочевать, об этом в частности писал Красовский М.И. (Образ жизни казахов степных округов): При кочевках на летние пастбища казахи старались обходить встречающиеся по пути зимние выгоны, оберегаемые единственно с этою целью оставляемыми на зимовках караульщиками, которые выбираются из числа состоящих в ауле джатаков, т.е. людей, или вовсе не имеющих скота, или имеющих его так мало, что в летних передвижениях бедняки эти особенной нужды не имеют; напротив, в обработке земли, отведенной им с этою целью аульным обществом, иногда за одно исправное выполнение ими обязанностей их по охранению зимних кормов всего аула, находят для себя или средство увеличить свой скудный достаток (по скотоводству), или средство добыть себе единственно только этим путем достающийся им кусок хлеба. В первом случае, т.е. когда у них есть какой-нибудь лишний скот, он кочует в ауле вместе со стадами родственников, а на зимовке остается самая малая часть баранов для получения молока на дневное пропитание; во втором, т.е. когда оставленные люди не джатаки, а байгуши, или люди ничего не имеющие, - им такое необходимое число баранов для летнего пропитания ссужает аульное общество. Те и другие все лето усердно занимаются хлебопашеством, рыболовством, ломкою соли, заготовлением тезека, дроворубством и проч., зорко наблюдая в тоже время и за оставленными на их попечение зимними выгонами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 Ни один из таких скрупулезных и внимательных исследователей как Красовский М.И. (Образ жизни казахов степных округов), Валиханов Ч.Ч., Ибрагимов Ш.М. (Очерки быта), Левшин и многие другие при описании быта именно степных (кочевых или северо-восточных) казахов ни разу не обмолвились о наличии у них традиции Кокпар. С Левшиным и Валихановым вы наверняка и сами знакомы, а потому приведу цитаты из книги Красовского, считающейся ныне библиографической ценностью: Автор подробно перечисляет и описывает все бытующие на середину 19 века в степных округах праздники, состязания и игры (байге, кыз куу, тенге алу, состязания по съеданию барана и испитию казана кумыса, пение песен, айтыс и пр.), но совсем не упоминает кокпара (АКБ: в книге степными или кочевыми округами автор называет Букеевскую орду, Оренбургскую степь, Область сибирских киргизов и Семипалатинскую область). И даже вскользь поясняет: «... Не любит кочевой житель смотреть на страдания животного. Некогда существовавшая в степи забава, состоявшая в вырывании силачами ног у живого барана , надобно полагать, давно уже оставлена, по крайней мере областными киргизами, т.е. желающий щегольнуть таким образом своею силою, может быть, всегда найдется, но своего барана (1), из желания насладиться этим зрелищем, мы уверены, никто из киргиз не пожертвует». (1) Об этой забаве упоминает Левшин в главе III “Описан. Киргиз-кайсацких орд”, стр. 123. АКБ, у многих казахские культура, быт, духовность ассоциируется только с позднесредневековьем и нашими временами. Однако мы пытаемся понят и реконструировать и древние элементы. Я даже не хочу относить кокпар к тюркскому миру, потому что, в виду "безжалостного отношения к животному" (зовите защитников животных, сейчас заплачу), эта игра может относиться к кочевому быту более древних времен. Изначально это могла быть забава молодых джигитов за право первому принести жертвенное животное на алтарь. Со временем животное, из гуманных соображений, могло быть заменено муляжом. Так что не надо буквально воспринимать описателей. Они видели только свою сторону происходящего, и общались с определенным кругом людей. Например, фанаты различных футбольных команд, боксеров и т.п. по разному пересказывают одни и те же ситуации на поле. Кстати, как Вы относитесь к корриде или бушидо? Вы там рядом не наблюдали защитников человеков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2012 АКБ, у многих казахские культура, быт, духовность ассоциируется только с позднесредневековьем и нашими временами. Однако мы пытаемся понят и реконструировать и древние элементы. Я даже не хочу относить кокпар к тюркскому миру, потому что, в виду "безжалостного отношения к животному" (зовите защитников животных, сейчас заплачу), эта игра может относиться к кочевому быту более древних времен. Изначально это могла быть забава молодых джигитов за право первому принести жертвенное животное на алтарь. Со временем животное, из гуманных соображений, могло быть заменено муляжом. Так что не надо буквально воспринимать описателей. Они видели только свою сторону происходящего, и общались с определенным кругом людей. Например, фанаты различных футбольных команд, боксеров и т.п. по разному пересказывают одни и те же ситуации на поле. Кстати, как Вы относитесь к корриде или бушидо? Вы там рядом не наблюдали защитников человеков? Эврика! Вот что значит внимательное и скрупулезное чтение... Вы были совершенно правы, көп рахмет, нашел таки у Ибрагимова Ш.М. одно упоминание, жалко что без разъяснения что это за игра и откуда название. «... По окончании условия, отец невесты приглашает своих родственников и их жен с детьми и объявляет им, что он породнился с таким-то. Для гостей устраиваются увеселительные игры, например кок-бури, джарыс, кыз-куу и т. п.» ---------------------------------------------------------- В примечании указано: В буквальном переводе – серый волк. Это перекликается с моим сообщением в теме "Конные игры у тюрков и монголов": Алькей Маргулан приводит интересную легенду о происхождении казахской национальной игры «Кокпар» (козлодрание от древней традициии облавной охоты на волков) и связывает ее с легендарным Эргене-кон и предками Чингизхана: Ерте, ерте ертеде ешкі жүні бөртеде халық бір-бірімен алакөз болып, екіге жарылғанда Қиян мен Ноғай деген екі жігіт туған жерлерін тастап, алысқа адам аяғы баспаған Алтай тауларына шығып кетіпті-мыс. Бұл жерде олар, Ергенек қон деген терең үңгірді қоныс қылыпты. 200 жыл өтіпті. Содан бері олардыњ үрім-бұтақтарының саны өсіп-жетіліп, үңгірге сыймайтындай дәрежеге жетіпті. Содан олар не болса да бұл арадан құтылуды ойлапты. Бірақ, Қиян мен Ноғай ұрпақтары барлық биік тауларға шығып, шыңдар мен қияларды орап, қоршап алады. Бақыттарына орай бір тау Теміртау – темір болып шығады. Қиян ұрпақтарының арасындағы ұста тауды балқытып жіберуді ұсынады, тау ағып кету үшін жетпіс жерден жетпіс ұста пешін көмірмен жағады. Сөйтіп, түйе үстіндегі қомымен өтіп кететіндей жол салады. Осы салынған жолдан таулы Қиян тау қақпанынан кең жазық далаға шығып құтылады. Сол кезден бастап Қиян ұрпақтары бөрте шене аталып кетті. Бірнеше жыл өткен соң Шыңғыс дүниеге келді. Осы уақыттан бастап халықтың салтына әр жыл сайын, сегіз айда бір рет той және көк бөрі (> көкпар) тарту ұйымдастырылады, қазіргі кезде «ешкі тартады». Перевожу (как могу): В далекой-далекой древности, когда у коз мех еще был светло-серым (обычная присказка во многих казахских сказках), народ постигла вражда и он раскололся навдое. Два джигита Киян и Ногай ушли в недоступные горы Алтая. Здесь они обосновались в глубокой пещере Ергенек-кон. Прошло 200 лет. За это время их род расплодился и пещера не стала вмещать их и они решили выйти из непроходимых гор. На их счастье одна из гор оказалась железной. Один из людей предложил расплавить гору. Семьдесят кузнецов растопили углем семьдесят печей и железная гора расплавилась открыв всем дорогу из горного капкана на просторную степь. С тех самых пор потомки Кияна стали именоваться Борте чине. Через несколько лет родился Чингизхан и с этих пор в традицию народа вошло ежегодно, один раз в восемь месяцев, устраивать пир и проводить игру «көкпар» (волкодрание), которая ныне стала козлодранием. Л.З.Будагов приводит: «У кочевых народов пиршество при свадебных и других случаях состоит в угощении гостей, конской скачке с призами, борьбе стрельбе и пр. У туркмен существует свадебный обряд, по которому невеста, окутанная с ног до головы вуалью, должна состязаться в скачке со своим женихом, над которым нередко она берет верх. Если при этом невеста держит на коленях заколотую овцу или козу, и преследуемая женихом и прочею молодежью, должна, на всем скаку, разными изворотами, избежать похищения у нее овцы, то обряд этот называется көк бөрі, т.е. зеленый волк». (АКБ: правильнее не зеленый, а сивый; например, көк жал бөрі – сивогривый волк) Вамбери: «По писаніию Болотова, такая скачку у киргизов (АКБ: казахов) называется куп-бюре, много волков? (АКБ: вместо «көк» неправильная передача как «көп», отсюда неверный перевод) Читал, что у киргизов также существовала традиция облавной охоты на волков, отголоском которой являются национальные игры «улақ тартыш», «шавулак» (шап улак) – синонимы «көкпар» (сивый волк). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 20 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2012 Эврика! Вот что значит внимательное и скрупулезное чтение... Кто ищет, тот всегда найдет! Но обратите внимание и на то, о чем я говорил ранее: некоторые традиции, обычаи, игры уходят в далекую древность, и, возможно, изначально имели другой смысл. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2012 Пришла мысль касательно затронутого Enhd вопроса в неподобающей теме: http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4046-%d1%84%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%ba-%d1%85%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8-%d0%b2-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%85%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b5/page__st__680 По такому примеру словообразования: Құндыз (бобер) от құн - ценность, т.е. букв. животное с ценным (мехом) выношу на суд участников версию: Жұлдыз (звезда) от жол - дорога, путь, т.е. букв. указатель пути, путеводитель (ночью)? Моя версия частично подтверждается и саха тыла (якутским): Звезда - сулус, дорога, путь - суол (с дифтонгом) А также другими тюркскими языками: Йулдуз - Йул Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 20 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2012 Иногда АКБ ценные мысли говорит. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2012 Может поэтому попутчик не стал вторым жолдызом, а стал жолдас/йулдаш? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 21 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2012 А күндіз? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться