АксКерБорж Опубликовано 9 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2013 Пусть мои земляки почем зря не возмущаются, но я по мере возможности буду дополнять начатый прежде список сравнений слов из говора своей местности (север-восток) и юга (захватывая граничащие с югом районы юго-востока, юго-запада и центра), т.к. с первым знаком по рождению и проживанию, со вторым по ряду жизненных обстоятельств.Цель сравнения - обычный интерес, любознательность. В связи с естественными миграционными процессами последнего десятилетия здешний лексикон постепенно смешается (на юге нет) и возможно наши дети или даже внуки знать этих различий уже не будут.Я думаю это будет интересно многим, в особенности жителям столицы. (левый столбец – южный говор, правый - сев-каз., в скобках перевод слов на русский): ащы – ашты (кислый, горький)ажырасу – айырылу (развод супругов)ажыраю, ақщию – бақыраю (выпучить глаза)абысын (жена старшего брата по отношению к жене младшего) – абысын (жены родных братьев)ағайындас, тума, тумалас – туыс, туысқан, жақын (родственники, родичи)адым, қадам – аттам (шаг)азанда – тәңертен (утром)алқым – тамақ, кеңірдек, көмей (горло, глотка, гортань)алпамсадай – еңгезер, алып (великан, гигант)ана дағы – ана жолы (тот, тогдашний)ант ету – ант ішу (клясться, дать клятву)апта, бір жеті – жұма (неделя)ара-тұра – анда-санда (иногда)ат құлақ – саңырау құлақ (грибы)ауқат, тамақ (пища, еда), ауқат (имущество) – ас (пища, еда), мүлік (имущество)ауқым – көлем (площадь, объем)ашығу – ашу, қарын ашу (проголодаться)ашытқы – ұйытқы (закваска)әжет (туалет) или дәрет сындыру (справить нужду) – дәрет (туалет), дәрет алу (справит нужду)әзіл, қалжын – қулық, ойын (шутка, юмор)әзірлеу - дайындау (готовить)әбзел - сайман (конская упряжь)әк – ақ (известь)әнгір таяқ - шоқпар (дубина)әшейін (просто так, даром), әшейінде (обычно) – жәй ғана (просто так), тегін (даром), әшейін (ишь ты, вот дает)әр дайым – әр қашан (всегда, постоянно)әткеншек – алты бақан (качели)әсел – бал (мед)әулие, киелі – қасиетті (святое, святой)бағана (давно) – бағана (недавно)бақай – бәшпай (пальцы ног)балағат сөз – боқ ауыз (нецензурные слова, брань)басқыш, сәкі – саты (лестница)бәйшешек – жауқазын (подснежник)бәле – пәле (проблема)бейіл – пейіл (нрав)бей мезгіл (не вовремя) – бей уақыт (заход солнца, начало сумерек)босқа – текке (зря, попусту)бөбек – бөпе (младенец)бұратана – бөтен, жат (чужой)былапыт (как попало) – былапыт (слишком, чрезмерно)даяр – дайын (готово)дәт – шыдам (терпение)дәу – дөкөй (огромный)делбе – божы (вожжи)делбеші – атшы (кучер)дереу – қолма-қол, тез, жылдар (тотчас, скоро, быстро)диқан – шаруа (земледелец)дөрекі (грубый) – дөрекі (придурковатый)ділмар (красноречивый, оратор) – шешен (красноречивый, оратор)діңке (сила, мощь, энергия) – қайрат, қуат (сила, мощь, энергия)егде (пожилой) – мосқал, жасы келген (пожилой)елгезек (чуткий, участливый) – елгезек (попытка, от "ел кезегі" - очередь аула?)елек (сито) – елеуіш (сито)ептеу (обращаьбся ловко и умело) – ептеу (бережно, осторожно)есуас – есалаң (ненормальный)жабдық (оборудование, инвентарь) – жабдық (организация мероприятий, чаще похорон)жазмыш – жазу (судьба, рок)жәйлап – ақырындап (медленно, потихоньку)жәйдары – көңілді (веселый)жақсы – оңды (хороший)жалған (ложь, вранье) – жалған (к сожалению)жапқыш – қақпақ (крышка)жарлы – сорлы (нищий)жарымжан – мүгедек (инвалид, калека)жаурау – тоңу (мерзнуть, зябнуть)жетек, терте - арыс (оглобли)жуырда (скоро в будущем) – жуырда (недавно в прошлом)жіпсу (обмякнуть) – былжырау (обмякнуть)зая (зря, напрасно) – бекер (зря, напрасно)зәр (яд, отрава) – у (яд, отрава)зорға (насилу, едва, кое-как) - әзер, әрең (насилу, едва, кое-как)еге (владелец, обладатель) – ие (владелец, обладатель)иістену (издавать неприятный запах) – сасу (издавать неприятный запах)кегін қайтару (отомстить) - өшін алу (отомстить)кезекшілік – кезектік (дежурство)келте – шолақ, қысқа (куцый, короткий)кептер – көгершін (голубь)керең – саңырау (глухой)киіз – кигіз (кошма, войлок)көке – көкө (отец, папа)қарауыл – күзет (охрана)қолғап – биялай (варежки)қал – мең (родинка)қалақ – былғақ (ступа)қанден, қандей – қандес (коротконогая собака дворняга)қиқым – қоқым (крошки, чаще хлебные)қоныш – қойыш (голенище обуви)қораз - әтеш (петух)құдайы мал – құрмалдық, мал шалу, құрбан (жертвоприношение скотом)құлақшын – тымақ, малақай (зимняя меховая шапка-ушанка)құр – бос (пустой)құр – жоғал, кет былай (уйди прочь)қымран - құмыра (чугунный котелок особой формы)қыш – кірпіш (кирпич)лағынет – ләғанат (проклятие)лезде – ләзде (моментально)леген - ләген (медный таз)мадақтау – мақтау (восхвалять, похвала)майда – ұсақ (мелочь, мелкое)мана – жаңа-ғана (только что)марқабат (пожалуйста, позвольте) – ....такого слова нет....маса (комар) – сары маса (комар)мәртебе (авторитет) – абырой, бедел (авторитет)мәрте – рет (раз)мейман – қонақ (гость)мұздау – тоңу (замерзнуть)мүлгу – қалғу, мызғу (дремать, задремать)мылқау – сақау (немой)нажағай – найзағай (молния)нәжік – нәзік (нежность, хрупкость)неліктен – неден (вопрос - отчего)нөсер – жауын (ливень)нығыз – тығыз (плотный, крепкий)орындық, күрсі - тақ (стул)өшпенділік - өштік (месть, вражда)өгіз (бык) - бұқа (бык), өгіз (кастрат, вол)палуан – балуан (борец, силач)перде – шымылдық (занавеска, шторы)пішен – шөп (сено)пияз – сарымсақ (лук)сай – ой (овраг)самаурын - самауыр (самовар)себелеу – сіркіреу (дождь моросить)секілді – сияқты (как, подобно, похожий на)сүлгі - орамал (полотенце)сыпыртқы - сыпырғыш (веник)темекі – шылым (сигареты)+ темекі шегу - шылым тарту (курить)тірлік – тіршілік (жизнь, существование, суета)тентек – қулықшыл (озорник)титтей, құтти – биттей (крошечный, малюсенький)шабандоз – атшы, атқа мінер (наездник на коне верхом)шәугім - шәйнек (чайник)ыссық – ыстық (горячий, жаркий) ДОП:ән - өлең (песня)әнші - өлеңші (певец)бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!)бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку ) - ет, ет асу (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины и баранины) жәбірлеу - жарақаттану (получить увечье, телесное повреждение) күйінде - қалпында, түрінде (в таком-то виде, состоянии) сай - тең (ровня, подходит, подходящий к кому-либо, к чему-либо)турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать)туылған - туған (родившийся, родившаяся) тұрлау - жөндеу құда қаласа, бұйыртса - құдай жазса, алла жазса, тәңірі қолдаса (если даст бог)не елің? нәсілің кім? - руың кім? қай сүйегтенсің? (какого ты роду - племени?)жаңағы - не ғой (часто используемые в речи слова-паразиты) ДОП:тамақ істеу, тамақ ішу – ас істеу, ас ішу (готовить пищу, еду; есть, кушать)тағам – астың түрлері (блюдо, блюда)жәнете – және (союз "и")ұласу - жалғасу (продолжаться, продляться)мышық - мысық (кошка, кот)жұрттар, во множ. числе - жұрт, во множ. числе (народ)домбыра тарту - домбыра шерту (играть на домбре)яшік - жәшік (ящик)дөнгелек - донғалақ (колесо)айнымай - аумайды (точь в точь, сильно похожий)төс тиістіру - төс қағысу (мужское приветствие обниманием распростертыми обеими руками - ритуал сватов) ДОП: қамыр - қайыс нан (бесбармачное тесто)маусым - мезгіл (сезон)үздік - артық, ең артық (лучший, самый лучший)пері (ангел, фея) - пері (чертовка, ругательное)мәлік (принц) - мәлік, қу мәлік (придурок, ругательное)бірден – қолма-қол, ләзде (сразу, тотчас, с ходу)қошемет – қош (возглас одобрения, поощрения)келте - қысқа, шолақ (короткое, коротка /одежда, др./)енек – ене, жұмалақ (семенники самцов животных)жайғасу – жайлану, орналасу, орнығу (устроиться, расположиться)баршаңызға – барлықтарыңызға (всем вам - обращение)түсіндің бе? – ұқтың ба? (вопрос – ты понял(а)?)пәс – тапал (низкий, малорослый)лайым – иль-ләйім (?) (желаю вам - пожелание)шыжып тұр – күйіп тұр, қызып тұр (стоит невыносимая жара)сәуір - көкөк (месяц апрель) отбасы, жанұя - шаңырақ, үй, а еще раньше түтін (семья) қажет - керек (надо, нужно, требуется, необходимо, надобно, нужда, потребность) Специфика имен личных (список поверхностный, будет дополняться) Оңласын - Оңдасын (муж. имя) Широко распространены на юге, захватывая граничащие с югом районы юго-востока, юго-запада и центра и абсолютно не знакомы и потому не даются детям на северо-востоке: Жомарт (муж. имя) Мәлік (муж. имя) Бердібек (муж. имя) Айша (жен. имя) Гүлбахор (жен. имя) Тлеухор (жен. имя) Перде(муж-жен. имя с приставками: -бай, -гүл и др.) Пері (жен. имя с приставкой: -зат и др.) Мир (приставка к муж. именам: -жан, -хан, -болат, и др.) Мейір (аналогично) Дәуір (аналогично) Мат (анлгично, напр: Маткәрім) Дәукен (муж. имя, от диал. дәу - большой, огромный) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 9 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2013 ДОП: ән - өлең (песня) әнші - өлеңші (певец) бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!) бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку ) - ет, асылған ет (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины) турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать) У нас: 1)кобине олен,кейде ан 2)Анши 3)Жарайсын,барекелды 4)ет,ас 5)Бунда ар турли жагдайда ар турли айтылады: сойып жатса ет кесу,пискен болса ет турау,нан тылу, куырдак турау Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 9 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2013 Вообще то что вы написали здесь в основном везде используется а осталные можно легко понять , я бы обратил внимание на акцент, пройзношение слова. Про это тоже буйрса позже напишу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 ДОП: ән - өлең (песня) әнші - өлеңші (певец) бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!) бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку ) - ет, асылған ет (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины) турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать) Вообще-то казахи это смесь всех тюркоязычных и ещё окипчакизированных халха-монголов. Потому что в казахском языке можно найти очень многие тюркские слова и древние и из разных языков сохранились - это есть доказательство смешения разных тюркских народов. И также в казахском сравнительно много монгольских слов которые даже у тюркских народов которые живут бесконечно многие лет вместе с монголами нету - это есть доказательство что часть казахов окипчакизированные халха-монголы. Сейчас насчет: турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать) доораа(р) - это нарезать на мелькие, маленькие куски, на тывинском кезе(р) - просто резать, нарезать - на тывинском. Мое мнение: казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов. халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Мое мнение: казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов. Мое мнение: Вы как всегда глубоко ошибаетесь, мой дорогой палеонтолог, казахи - смесь западных и восточных кочевых тюркских племен. оседлые тюркские этнические группы в этногенезе казахов участия пркатическим не принмали, не говоря уже о находящихся за три-девять земель шивэях. Мое мнение: халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов. Мое мнение: У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Мое мнение: Вы как всегда глубоко ошибаетесь, мой дорогой палеонтолог, казахи - смесь западных и восточных кочевых тюркских племен. оседлые тюркские этнические группы в этногенезе казахов участия пркатическим не принмали, не говоря уже о находящихся за три-девять земель шивэях. Если считать что оседлых тюрков не было, то конечно да. Но в казахском языке очень много есть влияние из языков оседлых тюрков тоже. (т.е. уже имевшего оседлого образа жизни - это современные татары, уйгуры и узбеки которые были оседлыми и оказывали много влиянии в обычае, культуре и языке казахского народа) А значительная часть казахов - это окипчакизированные халха-монголы, с этим нельзя спорить. Одно только то что название крупных племенных названий казахов исключительно монгольские (т.е. халха-монгольские) это говорить вообще об исключительном влияния монголов. Т.е. завоеватели монголы (халха-монголы) на месте дешти-кипчакских племен образовали новую тюрко-монгольскую общность под новым названием из монгольских племен (хэрэйд, жалайр, найман, хонхирад, уйсун, хатагин и т.п.). Мое мнение:У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак). Только юристы-маньчжуроведы так и думают, потому что у них знание не так уж высоко. Обычно знают только русский язык, и казахского по малу, и всю ту сочиненную монголами для казахов раннюю легенду за истину считают и верят наивно. И разъяренно отрицают что значительная их часть имеют прямое отношение с халха-монголами, потому что они же окипчакизированные халха-монголы. :lol: Вот так стоит дело дорогой юрист-маньчжуровед! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 А значительная часть казахов - это окипчакизированные халха-монголы, с этим нельзя спорить. Одно только то что название крупных племенных названий казахов исключительно монгольские (т.е. халха-монгольские) это говорить вообще об исключительном влияния монголов. Т.е. завоеватели монголы (халха-монголы) на месте дешти-кипчакских племен образовали новую тюрко-монгольскую общность под новым названием из монгольских племен (хэрэйд, жалайр, найман, хонхирад, уйсун, хатагин и т.п.). Как всегда огульное утверждение. Халха, шивеи появились в нынешней Монголии спустя 2 века после Чингизхана. Монголизация восточных тюрков на территории Монголии началась только с этого времени. Найманы ранее назывались Сегиз Огур, в отличие от Он Огур (венгры). Ни жалаир, ни конырат, ни уйсун не имеют никакого отношения к халха. И что за слабые немощные были монгольские племена, если сплошь и рядом окипчакизированные халха-монголы, что составили около половины казахов? Все ваши доводы заключаются в том, что вам так хочется, и все! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 13 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2013 Мое мнение: У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак). АксКерБорж, прошу обратить внимание на ссылку, и комментарии Мокштакова по поводу тюрков и монголов: http://turan.info/forum/showthread.php?t=3140&page=27 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 13 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2013 Нет, не в таком духе. Прикинув что к чему предполагаю, что это касается наверно не всех форм существительных. Такая форма вокализма не присуща, например, притяжательным существительным родит. падежа. На упомянутых примерах: правильно: төбем - не скажешь: төбөм (мой холм, моя вершина, моя макушка, мой потолок и т.д.) правильно: көкем - не скажешь: көкөм (мой отец, мой дядя) правильно: жұлдызым - не скажешь: жұлдұзым (моя звезда) правильно: құндызым - не скажешь: құндұзым (мой бобер) правильно: түндігім - не скажешь: түндүгім (мой дымник /юрты/) Или все таки так произносят? Вы переписываетесь сами с собой?))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 13 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2013 южные казахи - только Южно Казахстанская область? В Таразе, Кызылорде тоже так матюгаются? С чем связана повальная вооруженность огнестрелом школьников ЮКО? нет, конечно, южные казахи это ЮКО, Кызылорда, Тараз, казахи Узбекистана... впрочем семиреченские казахи тоже южные (географически) матюгаются таким образом в только в ЮКО. насчёт огнестрела не знаю - но если есть вооруженность значит это бездействие и слабость властей... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 13 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2013 Высскажу свое мнение. Нет конечно, не ЮКО. По различиям в говоре, в традициях, в культуре (даже в музыкальных традициях), в хозяйстве и быту (которые напрямую зависят от природно-климатических условий регионов) и возможно даже в родоплеменной структуре что вызвало потребность создания трех жузов (в смысле разные происхождения и история), и несмотря на существующие четыре стороны света , обычно принято подразделять страну и народ на три региона: Прим: в границах между ними излагаю все достаточно приблизительно + сюда же территориально примыкают районы соседних государств, населенные казахами: Запдный регион - Уральская область целиком; Западно-Казахстанская область целиком; Мангыстауская область целиком; Актюбинская область целиком; западные районы Костанайской области и Торгай; западные районы Кызылординской и бывшей Жезказганской областей. Южный регион - Кызылординская область за исключением ее крайних северо-западных районов, граничащих с Западным регионом; Южно-Казахстанская область целиком; южные районы бывшей Жезказганской и Карагандинской областей; Жамбылская область целиком; Алматинская область целиком; бывшая Талды-Корганская область целиком; южные районы бывшей Семипалатинской области и Восточно-Казахстанской области. Северо-Восточный регион - все остальное, это восточные районы Костанайской области, примыкающие к бывшей Кокшетауской области; северные районы Карагандинской и бывшей Семипалатинской областей и целиком Северо-Казахстанская, Акмолинская (с Кокшетауом), Павлодарская области. вообще-то все это деление условно. талдыкоргансике и алматиснкие казахи противопоставляют себя остальному югу, называя себя часто севером. Восточно-казахстанцев тоже достаточно далеки от акмолицев, чтобы объединять в одноу группу в целом все эти различия мелки - по большому счету. но тот кто хочет найти различия их найдет... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 вообще-то все это деление условно. Конечно условное, ведь нет соответствующих административно-территороиальных единиц как хотя-бы жузы, как нет и соответствующих этнических групп. Но в реальности все это имеет место быть, что подтверждается отличиями в менталитете, родо-племенном составе, традициях и обычаях, языке и прочем. талдыкоргансике и алматиснкие казахи противопоставляют себя остальному югу, называя себя часто севером. Аха, а для кыргызов уйгуры южане, а для уйгуров тибетцы, для тибетцев хиндусы. А мы павлодарские южане для омских, тюменских и новосибирских казахов. Восточно-казахстанцев тоже достаточно далеки от акмолицев, чтобы объединять в одноу группу Я не ошибся, акмолинский регион и северные районы бывшей Семипалатинской области (ныне формально ВКО, это от Семея на север) действительны одинаковы во всем, т.е. в одной условной группе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 Вообще-то казахи это смесь всех тюркоязычных и ещё окипчакизированных халха-монголов. Потому что в казахском языке можно найти очень многие тюркские слова и древние и из разных языков сохранились - это есть доказательство смешения разных тюркских народов. И также в казахском сравнительно много монгольских слов которые даже у тюркских народов которые живут бесконечно многие лет вместе с монголами нету - это есть доказательство что часть казахов окипчакизированные халха-монголы. Сейчас насчет: турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать) доораа(р) - это нарезать на мелькие, маленькие куски, на тывинском кезе(р) - просто резать, нарезать - на тывинском. Мое мнение: казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов. халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов. Уважаемый Енхд, С чего взяли, что в казахском языке много монголизма? У Вас степень ученого лингвиста? Получается, что халха слабы духом и ниже культурой ежели окипчакизировались? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 Конечно условное, ведь нет соответствующих административно-территороиальных единиц как хотя-бы жузы, как нет и соответствующих этнических групп. Но в реальности все это имеет место быть, что подтверждается отличиями в менталитете, родо-племенном составе, традициях и обычаях, языке и прочем. Аха, а для кыргызов уйгуры южане, а для уйгуров тибетцы, для тибетцев хиндусы. А мы павлодарские южане для омских, тюменских и новосибирских казахов. Я не ошибся, акмолинский регион и северные районы бывшей Семипалатинской области (ныне формально ВКО, это от Семея на север) действительны одинаковы во всем, т.е. в одной условной группе. при желании можно найти различия и между близнецами... насчёт талдыкорганцев не сичтающих себя южанами - там действительно большие различия - больше чем между ЮКО и Мангыстау. Однозначно. но все рвно различия мелки для такой территории и населения - просто Вы их сами выкапываете для подтверждения своих теорий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 при желании можно найти различия и между близнецами... насчёт талдыкорганцев не сичтающих себя южанами - там действительно большие различия - больше чем между ЮКО и Мангыстау. Однозначно. но все рвно различия мелки для такой территории и населения - просто Вы их сами выкапываете для подтверждения своих теорий. 1. Вы утрируете. И почему Вы боитесь различий? Я считаю, что разнообразие это богатство, а однообразие навевает соответствия с инкубатором. Для примера, русский народ несмотря на его многочисленность и широкую расселенность почти не имеет региональных отличий, не считая тех, что связаны с местными народами. 2. Это по моему различия уже внутри трех основных групп. 3. Сами судите мелки они или нет, если казахов порядка в 10 раз меньше русских по численности и расселены казахи на площади порядка в 10 раз меньше площади занимаемой русскими, но имеют различия во всех сферах жизни - в языке (все примеры в этой же теме), в традициях и обычаях, в повериях, в музыкальном творчестве, в быту, хозяйствовании, в одежде и т.д. и т.п. Это не мелочь, но в этом нет ничего удивительного, т.к. народ составился по моему большому убеждению (которое я и излагаю на форуме) из трех же основных тюркских групп, почти соответствующих трем бывшим жузам и трем современным группам различий: 1) это тюркские племена южных и смежных областей; 2) тюркские племена западных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда обезличенно называют команами, половцами, кипчаками); 3) тюркские племена восточных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда несправедливо называют татарами и/или монголами ). А утверждения об участии в этногенезе казахов монголоязычных народов считаю ничем не подтвержденным и самое главно раздутым мифом! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tal-ad-din Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 1. Вы утрируете. И почему Вы боитесь различий? Я считаю, что разнообразие это богатство, а однообразие навевает соответствия с инкубатором. Для примера, русский народ несмотря на его многочисленность и широкую расселенность почти не имеет региональных отличий, не считая тех, что связаны с местными народами. 2. Это по моему различия уже внутри трех основных групп. 3. Сами судите мелки они или нет, если казахов порядка в 10 раз меньше русских по численности и расселены казахи на площади порядка в 10 раз меньше площади занимаемой русскими, но имеют различия во всех сферах жизни - в языке (все примеры в этой же теме), в традициях и обычаях, в повериях, в музыкальном творчестве, в быту, хозяйствовании, в одежде и т.д. и т.п. Это не мелочь, но в этом нет ничего удивительного, т.к. народ составился по моему большому убеждению (которое я и излагаю на форуме) из трех же основных тюркских групп, почти соответствующих трем бывшим жузам и трем современным группам различий: 1) это тюркские племена южных и смежных областей; 2) тюркские племена западных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда обезличенно называют команами, половцами, кипчаками); 3) тюркские племена восточных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда несправедливо называют татарами и/или монголами ). А утверждения об участии в этногенезе казахов монголоязычных народов считаю ничем не подтвержденным и самое главно раздутым мифом! Все верно. Я согласен с Вами. Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел. Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО. Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов? При погребении человека, когда закалывают коня на поминки, как происходит у казахов младшего и старшего жузов? У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2013 Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел. Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО. Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов? Уважаемый Тal-ad-din, у нас это называется "нан ауыз тию" (отведать хлеба, а букв: чтобы хлеб коснулся губ) - если ты торопишься, то можешь и не садиться за стол, но отломить кусочек хлеба и вкусить его обязан. У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров. Очень интересная традиция. У нас в северных районах области устанавливают две вертикальные доски, у ног и у изголовья, на последнюю наносят надпись. В других районах области устанавливают только одну у изголовья, но обязательно вместе с ней шест "бой", которым измеряли длину тела умершего. Старым женщинам кладут в могилу их волосы и ногти, завернув в материю, которые они не выбрасывали и собирали по жизни (правда современные так не делают и все бросают в мусор). Не вышедшим замуж женщинам ложат вместе их личную одежду и личные вещи. Различаются и способы захоронения - просто яма, с подбоем (лакат) и др., покрытие их бревнами, кирпичами и др. Короче масса особенностей. Особо интересно установление у изголовья шеста. Я считаю это отголоском старой казахской традиции, смысл которой ныне забыт, но отмечен в письменных документах. Раньше казахи втыкали в свежую могилу у изголовья деревяный шест, после закапывания его вытаскивали, чтобы в первые дни сохранялось отверстие для тех случаев, когда человек неожиданно оживал и чтобы смог дышать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2013 Вот это известие: "Могилу устраивают киргизцы всегда так, чтобы над трупом оставалось полое место и чтобы вовнутрь оного было с поверхности небольшое отверстие, почему, выкопав яму и подрыв ее вбок, поставляют род пещеры или застилают могилу сверху хворостом и войлоками; а потом уже заваливают землею. С той стороны, куда покойника кладут головою, втыкают жердь, дабы по вынятии оной могло остаться желаемое отверстие. Прежде в оное отверстие опускались в глубину могилы от убитых на тризне скотин лучшие куски мяса и снаряды, доставляемые от родственников в память покойному" (Я.П.Гавердовский, 1803 г. ИКВРИ, Т.5, стр.465) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 19 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2013 Все верно. Я согласен с Вами. Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел. Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО. Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов? При погребении человека, когда закалывают коня на поминки, как происходит у казахов младшего и старшего жузов? У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров. в младшем джузе есть такой обычай под названием нан ауызтеу сейчас правда вместо хлеба дают все что есть дома конфеты, печенье , фрукты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 19 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2013 Уважаемый Тal-ad-din, у нас это называется "нан ауыз тию" (отведать хлеба, а букв: чтобы хлеб коснулся губ) - если ты торопишься, то можешь и не садиться за стол, но отломить кусочек хлеба и вкусить его обязан. Очень интересная традиция. У нас в северных районах области устанавливают две вертикальные доски, у ног и у изголовья, на последнюю наносят надпись. В других районах области устанавливают только одну у изголовья, но обязательно вместе с ней шест "бой", которым измеряли длину тела умершего. Старым женщинам кладут в могилу их волосы и ногти, завернув в материю, которые они не выбрасывали и собирали по жизни (правда современные так не делают и все бросают в мусор). Не вышедшим замуж женщинам ложат вместе их личную одежду и личные вещи. Различаются и способы захоронения - просто яма, с подбоем (лакат) и др., покрытие их бревнами, кирпичами и др. Короче масса особенностей. Особо интересно установление у изголовья шеста. Я считаю это отголоском старой казахской традиции, смысл которой ныне забыт, но отмечен в письменных документах. Раньше казахи втыкали в свежую могилу у изголовья деревяный шест, после закапывания его вытаскивали, чтобы в первые дни сохранялось отверстие для тех случаев, когда человек неожиданно оживал и чтобы смог дышать. младшем джузе раньше на могиле у изголовья ставили вертикальные каменные стеллы с надписями на арабском а именно цитаты из корана. также есть два вида могил Мекканский и Мединский в зависимости от земли. В Атырау на могилах видел трех угольную крышу и с знаменем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2013 АС (сущ: 1. пища 2. поминки) - АС (глаг: 1. свари, приготовь /пищу/ 2. подвесь, подвешай, приладь /қазан-котёл над очагом, треногой/ и т.д.; неопр. форма гл: асу) БАҚ (сущ: высшое счастье) - БАҚ (глаг: паси; присматривай, ухаживай, заботься /за скотом/, т.е. как скотоводство высшее счастье кочевника; неопр. форма гл. бағу) БАС (сущ: главный, старший, глава, начальник, верхняя часть, вершина) - БАС (глаг: дави, задави, наложи, наступи, угнети и т.д., т.е. старшинство, главенство как результат давления, угнетения, подавления; неопр. форма гл. басу) БАТЫР (сущ: богатырь, силач) - БАТЫР (глаг: сделай очень больно, чересчур сильно, придави, подави, погрузи, утопи или воздействуй /избей, поколоти/ сильно, очень, чрезмерно, чересчур сильно, больно, типа "перегнуть палку"; неопр. форма гл. батыру) БЕК (сущ: сословный титул «бек») – БЕК (глаг: укрепи, упрочь, утверди, санкционируй и т.д.; устар?, т.к. совр. неопр. форма гл. бекіту) БОС (сущ: свобода) - БОС (глаг: беги, сбеги, сбежи; неопр. форма гл. босу - покидать насиженные места, бежать, разбегаться; т.е. свобода как результат ухода, бегства от кого-либо) БӨЛ/е (сущ: дети родных сестёр) - БӨЛ (глаг: дели, разделяй /их род, происхождение/ и т.д.; т.к. это не кровники, а как правило всегда дети разного происхождения, племени) ЕС (сущ: разум, сознание, мысли, ум, память) - ЕС (глаг: свей, вей; неопр. форма гл. есу - свивать, вить; свитый клубок мыслей, что-то вроде того) ЖАЗ (сущ: лето, пригожее время) - ЖАЗ (глаг: 1. разверни, разогни, разложи 2. вылечи /сравни ниже с антонимом «қыс» - зима; неопр. форма гл. жазу) ЖАН (сущ: душа, дух) - ЖАН (глаг: сгори, истлей; неопр. форма гл. жану) ЖАР (сущ: яр) - ЖАР (глаг: расколи, рассеки, прорежь, прорви; т.к. «яр/жар» – это результат и это две части расколотого, рассеченого общего целого, чаще относится к высоким берегам рек/; неопр. форма гл. жару) ЖАР (сущ: супруг, супруга) – аналогично, как результат и это две части общего целого ЖАР (сущ: клич, оповещение) – аналогично, рассекать воздух громким кличем? ЖҰТ (сущ: джут, массовый мор, падёж скота от бескормицы, ледяной корки на пастбищах) – ЖҰТ (глаг: проглоти, поглоти, глотай, сожри, пожирай; неопр. форма гл. жұту) КЕР/еге (сущ: раздвижные решетчатые деревянные стены юрты) - КЕР (глаг: растяни, расправь, раздвинь и т.д.; неопр. форма гл. керу) КИГІЗ, КИІЗ (сущ: войлок, кошма из овечьей шерсти) - КИГІЗ (глаг: одень, надень /кошму на юрту/6 покрой юрту кошмой; неопр. форма гл. кигізу) КӨШ (сущ: кочёвка) - КӨШ (глаг: кочуй, перекочуй и т.д.; неопр. форма гл. көшу) КҮЙ (сущ: мелодия) - КҮЙ (глаг: горюй, печалься; неопр. форма гл. күйу) ҚАЛ (сущ: родинка, родимое пятно) - ҚАЛ (глаг: останься /на постоянно, на всю жизнь/; неопр. форма гл. қалу) ҚАЛА (сущ: город) - ҚАЛА (глаг: возведи, сооруди, сложи, выложи и т.д.; неопр. форма гл. қалау) ҚАН, ХАН (сущ: сословный титул «хан») - ҚАН (глаг: насыться, испытай удовлетворение, утоли прихоть, наслаждение в полной мере /до кондиции))) властью/; неопр. форма гл. қану) ҚАНЖАР (сущ: кинжал) - ҚАН ЖАР(словосочетание: сущ. қан – кровь + глаг: жар - заколи, расколи, рассеки, прорежь; неопр. форма гл. жару, см: выше) ҚАР (сущ: снег) - ҚАР (глаг: обожги холодом, морозом, стужей, обморозь, отморозь; неопр. форма гл. қару, сюда же вероятно относится другое сущ. ҚАРУ – холодное оружие) ҚИ сущ: слежавшийся, уплотнившийся и затвердевший в загонах овечий помет, который каждой весной нарезают большими квадратными кусками и сушат - тезек/кизяк/ в качестве топлива) - ҚИЙ(глаг: нарежь, срежь, наруби, насеки) ҚОР (сущ: неприкосновенный запас, «НЗ»))), резерв, фонд) - ҚОР (глаг: охраняй, карауль, сохраняй /и лишь от них уже как производное «ҚОРЫҚ» – заповедник или нетронутые пастбища/; неопр. форма гл. қору) ҚОС (сущ: 1. войско, армия 2. военный стан 3. военная походная юрта) - ҚОС (глаг: прибавь, добавь, сложи, причисли, приплюсуй, соедини, соединяй, воссоедини и т.д.; неопр. форма гл. қосу) ҚҰМ (сущ: песок) – измен? КӨМ (глаг: закопай, зарой, захорони; неопр. форма гл. көму) ҚҰРТ (сущ: червь, в др. тюркских: волк) - ҚҰРТ (глаг: истреби, уничтожь и т.д.; неопр. форма гл. құрту- Подохдит к обоим значениям; Червь и Волк) ҚҰРЫЛ-тай (сущ: Учредительный, первый съезд, собрание) - ҚҰР, ҚҰРЫЛ (глаг: устрой, установи, сформируй, образуй, учреди; неопр. форма гл. құру) ҚЫР (1. степь 2. ровная грань) - ҚЫР (глаг: соскобли, выскобли, сбрей, выбрей и т.д., т.е. результат этих действий – ровная и гладкая поверхность; неопр. форма гл. қыру) ҚЫС (сущ: зима) - ҚЫС (глаг: 1. зажми, сожми, сдави 2. перен: прижми к стенке, поставь в безвыходное положение /сравни выше с антонимом «жаз» - лето; неопр. форма гл. қысу) ӨШ (сущ: месть) - ӨШ (глаг: погаси, стери, уничтожь, затуши /из жизни вообще или хотя-бы из своей жизни)))); неопр. форма гл. өшу) САЛ (сущ: плот) - САЛ (глаг: поклади, положи, построй, сооруди и т.д.; неопр. форма гл. салу) СОР (сущ: солончаковое горькое озеро) - СОР (глаг: засоси, затяни /в топь, в солончак/ и т.д.; неопр. форма гл. сору) ТАЛ (сущ: ива) - ТАЛ (глаг: изогнись, ослабни, онемей, устань, т.е. легко гнущийся; неопр. форма гл. талу) ТАМ/ғы (сущ: выжженное клеймо, тавро, метка) – ТАМҒЫЗ, ТАМУ, ТАМЫЗ (глаг: выжги; неопр. форма гл. тамызу) ТОЙ (сущ: 1. празднество с угощением 2. свадьба как празднество с угощением) - ТОЙ (глаг: наешься, насыться и т.д.; неопр. форма гл. тою) ТІС (сущ: зуб, зубы) - ТІЗ (глаг: нанизь в ряд, по порядку, т.е. от «нанизывать»)))); построй, выложи в ряд и т.д.; неопр. форма гл. тізу) ҰР/ан (сущ: боевой клич «ура») - ҰР (глаг: бей, избей, ударь, поколоти и т.д.; неопр. форма гл. ұру) ҮЙ (сущ: дом, жилище) - ҮЙ (глаг: награмозди, навали, свали в кучу и т.д., т.е. сооруди, построй; неопр. форма гл. үйу) ІШ (сущ: живот) - ІШ (глаг: ешь, пей, наешься, насыться; неопр. форма гл. ішу) ШАШ (сущ: волосы) - ШАШ (глаг: рассыпь, разметай, распусти; неопр. форма гл. шашу) Эврика! Моя версия начинает подтверждаться обнаруженными в казахском языке значениями, передающими результат выше перечисленных действ: Например: БАТЫР (батыру) - БАТЫРАК (рус. батрак) - своего рода результат батырства, подневольный ЖАР (жару) - ЖАРАК - рана, травма ЖҰТ (жуту) - ЖАТАК - обедневшие от жута, т.е. бескормицы, массового падежа скота и вызванного им голода (но почему-то считалось, что "жатак" происходит от слова "жату" - лежать, лежебоки. Лежебок в казахском кочевом обществе не было!) ҚҰРТ (курту) - КОРТЫК - короткий, куцый, коротыш, обрубок ҚЫС (кысу) - КЫСКА - короткий, сжатый, скукоженный СОР (сору) - СОРЛЫ - бедняга, горемыка, несчастный 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 12 апреля, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2013 Интересный факт - оказывается первыми языками, побывавшими в космосе были казахский и русский!Первые спутники снабжались пакетом с данными, на котором было написано «Жолдастар! Мына пакеттi кiм тапса жакын жердегi жергiлiктi советке табыс етiлciн». Все очень просто, место приземления капсулы могло быть не в планируемой точке. И поскольку это были казахские степи до капсулы могли быстрее добраться не поисковики из Байконура, а какой-нибудь казахский чабан. Житель аула мог и не владеть русским, поэтому надпись и сделана на казахском.И только потом в космосе физически побывали английский, французский, китайский, японский и все прочие языки.Так что имеем право всем показать язык в этот день, казахский язык первым был в космосе!Фото сделано в национальном аэрокосмическом музее в городе Вашингтон.Источник: http://www.facebook.com/photo.php?fbid=10152711928005543&set=a.10151016160105543.772304.614575542&type=1&ref=nf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dovuki Опубликовано 12 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2013 күй-печаль,мелодия это монголизм от уйдвр-печаль,грусть,тоска,здесь корень слова уйд жан-душа в монгольских соответствует заң-характер,нрав,поведение,повадка сор-соленный соответствует шор-соленный,пересоленный үр-отругать уурлх-отругать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 12 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2013 Скорее наоборот Как и ваш эпос Джангыр - один из последних каганов "кок тюрков" с одноименным именем Джангыр, отчаяно пытавшигося сохранить народ "эль" и найти лучшие земли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 12 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2013 Интересно, знают ли в правительстве КЗ о данном факте.., наверно нет, ато бы быстренько сей факт запечатлили в учебниках школьного образования Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться