Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

Пусть мои земляки почем зря не возмущаются, но я по мере возможности буду дополнять начатый прежде список сравнений слов из говора своей местности (север-восток) и юга (захватывая граничащие с югом районы юго-востока, юго-запада и центра), т.к. с первым знаком по рождению и проживанию, со вторым по ряду жизненных обстоятельств.

Цель сравнения - обычный интерес, любознательность. В связи с естественными миграционными процессами последнего десятилетия здешний лексикон постепенно смешается (на юге нет) и возможно наши дети или даже внуки знать этих различий уже не будут.
Я думаю это будет интересно многим, в особенности жителям столицы.  :)
 

(левый столбец – южный говор, правый - сев-каз., в скобках перевод слов на русский):

 

 

ащы – ашты (кислый, горький)
ажырасу – айырылу (развод супругов)
ажыраю, ақщию – бақыраю (выпучить глаза)

абысын (жена старшего брата по отношению к жене младшего) – абысын (жены родных братьев)
ағайындас, тума, тумалас – туыс, туысқан, жақын (родственники, родичи)
адым, қадам – аттам (шаг)
азанда – тәңертен (утром)
алқым – тамақ, кеңірдек, көмей (горло, глотка, гортань)
алпамсадай – еңгезер, алып (великан, гигант)
ана дағы – ана жолы (тот, тогдашний)
ант ету – ант ішу (клясться, дать клятву)
апта, бір жеті – жұма (неделя)
ара-тұра – анда-санда (иногда)
ат құлақ – саңырау құлақ (грибы)
ауқат, тамақ (пища, еда), ауқат (имущество) – ас (пища, еда), мүлік (имущество)
ауқым – көлем (площадь, объем)
ашығу – ашу, қарын ашу (проголодаться)
ашытқы – ұйытқы (закваска)
әжет (туалет) или дәрет сындыру (справить нужду) – дәрет (туалет), дәрет алу (справит нужду)
әзіл, қалжын – қулық, ойын (шутка, юмор)
әзірлеу - дайындау (готовить)
әбзел - сайман (конская упряжь)
әк – ақ (известь)
әнгір таяқ - шоқпар (дубина)
әшейін (просто так, даром), әшейінде (обычно) – жәй ғана (просто так), тегін (даром), әшейін (ишь ты, вот дает)
әр дайым – әр қашан (всегда, постоянно)
әткеншек – алты бақан (качели)
әсел – бал (мед)
әулие, киелі – қасиетті (святое, святой)
бағана (давно) – бағана (недавно)
бақай – бәшпай (пальцы ног)
балағат сөз – боқ ауыз (нецензурные слова, брань)
басқыш, сәкі – саты (лестница)
бәйшешек – жауқазын (подснежник)
бәле – пәле (проблема)
бейіл – пейіл (нрав)
бей мезгіл (не вовремя) – бей уақыт (заход солнца, начало сумерек)
босқа – текке (зря, попусту)
бөбек – бөпе (младенец)
бұратана – бөтен, жат (чужой)
былапыт (как попало) – былапыт (слишком, чрезмерно)
даяр – дайын (готово)
дәт – шыдам (терпение)
дәу – дөкөй (огромный)
делбе – божы (вожжи)
делбеші – атшы (кучер)
дереу – қолма-қол, тез, жылдар (тотчас, скоро, быстро)
диқан – шаруа (земледелец)
дөрекі (грубый) – дөрекі (придурковатый)
ділмар (красноречивый, оратор) – шешен (красноречивый, оратор)
діңке (сила, мощь, энергия) – қайрат, қуат (сила, мощь, энергия)
егде (пожилой) – мосқал, жасы келген (пожилой)
елгезек (чуткий, участливый) – елгезек (попытка, от "ел кезегі" - очередь аула?)
елек (сито) – елеуіш (сито)
ептеу (обращаьбся ловко и умело) – ептеу (бережно, осторожно)
есуас – есалаң (ненормальный)
жабдық (оборудование, инвентарь) – жабдық (организация мероприятий, чаще похорон)
жазмыш – жазу (судьба, рок)
жәйлап – ақырындап (медленно, потихоньку)
жәйдары – көңілді (веселый)
жақсы – оңды (хороший)
жалған (ложь, вранье) – жалған (к сожалению)
жапқыш – қақпақ (крышка)
жарлы – сорлы (нищий)
жарымжан – мүгедек (инвалид, калека)
жаурау – тоңу (мерзнуть, зябнуть)
жетек, терте - арыс (оглобли)
жуырда (скоро в будущем) – жуырда (недавно в прошлом)
жіпсу (обмякнуть) – былжырау (обмякнуть)
зая (зря, напрасно) – бекер (зря, напрасно)
зәр (яд, отрава) – у (яд, отрава)
зорға (насилу, едва, кое-как) - әзер, әрең (насилу, едва, кое-как)
еге (владелец, обладатель) – ие (владелец, обладатель)
иістену (издавать неприятный запах) – сасу (издавать неприятный запах)
кегін қайтару (отомстить) - өшін алу (отомстить)
кезекшілік – кезектік (дежурство)
келте – шолақ, қысқа (куцый, короткий)
кептер – көгершін (голубь)
керең – саңырау (глухой)
киіз – кигіз (кошма, войлок)
көке – көкө (отец, папа)
қарауыл – күзет (охрана)
қолғап – биялай (варежки)
қал – мең (родинка)
қалақ – былғақ (ступа)
қанден, қандей – қандес (коротконогая собака дворняга)
қиқым – қоқым (крошки, чаще хлебные)
қоныш – қойыш (голенище обуви)
қораз - әтеш (петух)
құдайы мал – құрмалдық, мал шалу, құрбан (жертвоприношение скотом)
құлақшын – тымақ, малақай (зимняя меховая шапка-ушанка)
құр – бос (пустой)
құр – жоғал, кет былай (уйди прочь)
қымран - құмыра (чугунный котелок особой формы)
қыш – кірпіш (кирпич)
лағынет – ләғанат (проклятие)
лезде – ләзде (моментально)
леген - ләген (медный таз)
мадақтау – мақтау (восхвалять, похвала)
майда – ұсақ (мелочь, мелкое)
мана – жаңа-ғана (только что)
марқабат (пожалуйста, позвольте) – ....такого слова нет....
маса (комар) – сары маса (комар)
мәртебе (авторитет) – абырой, бедел (авторитет)
мәрте – рет (раз)
мейман – қонақ (гость)
мұздау – тоңу (замерзнуть)
мүлгу – қалғу, мызғу (дремать, задремать)
мылқау – сақау (немой)
нажағай – найзағай (молния)
нәжік – нәзік (нежность, хрупкость)
неліктен – неден (вопрос - отчего)
нөсер – жауын (ливень)
нығыз – тығыз (плотный, крепкий)
орындық, күрсі - тақ (стул)
өшпенділік - өштік (месть, вражда)
өгіз (бык) - бұқа (бык), өгіз (кастрат, вол)
палуан – балуан (борец, силач)
перде – шымылдық (занавеска, шторы)
пішен – шөп (сено)
пияз – сарымсақ (лук)
сай – ой (овраг)
самаурын - самауыр (самовар)
себелеу – сіркіреу (дождь моросить)
секілді – сияқты (как, подобно, похожий на)
сүлгі - орамал (полотенце)
сыпыртқы - сыпырғыш (веник)
темекі – шылым (сигареты)
+ темекі шегу - шылым тарту (курить)
тірлік – тіршілік (жизнь, существование, суета)
тентек – қулықшыл (озорник)
титтей, құтти – биттей (крошечный, малюсенький)
шабандоз – атшы, атқа мінер (наездник на коне верхом)
шәугім - шәйнек (чайник)
ыссық – ыстық (горячий, жаркий)

 

ДОП:

ән - өлең (песня)
әнші - өлеңші (певец)
бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!)
бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку
  ) - ет, ет асу (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины и баранины)

жәбірлеу - жарақаттану (получить увечье, телесное повреждение)

күйінде - қалпында, түрінде (в таком-то виде, состоянии)

сай - тең (ровня, подходит, подходящий к кому-либо, к чему-либо)
турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать)
туылған - туған (родившийся, родившаяся)

тұрлау - жөндеу

 

құда қаласа, бұйыртса - құдай жазса, алла жазса, тәңірі қолдаса (если даст бог)
не елің? нәсілің кім? - руың кім? қай сүйегтенсің? (какого ты роду - племени?)
жаңағы - не ғой (часто используемые в речи слова-паразиты)

 

ДОП:

тамақ істеу, тамақ ішу – ас істеу, ас ішу (готовить пищу, еду; есть, кушать)
тағам – астың түрлері (блюдо, блюда)
жәнете – және (союз "и")

ұласу - жалғасу (продолжаться, продляться)
мышық - мысық (кошка, кот)
жұрттар, во множ. числе - жұрт, во множ. числе (народ)
домбыра тарту - домбыра шерту (играть на домбре)
яшік - жәшік (ящик)
дөнгелек - донғалақ (колесо)
айнымай - аумайды (точь в точь, сильно похожий)
төс тиістіру - төс қағысу (мужское приветствие обниманием распростертыми обеими руками - ритуал сватов)

  

ДОП:

қамыр - қайыс нан (бесбармачное тесто)
маусым - мезгіл (сезон)
үздік - артық, ең артық (лучший, самый лучший)
пері (ангел, фея) - пері (чертовка, ругательное)
мәлік (принц) - мәлік, қу мәлік (придурок, ругательное)
бірден – қолма-қол, ләзде (сразу, тотчас, с ходу)
қошемет – қош (возглас одобрения, поощрения)
келте - қысқа, шолақ (короткое, коротка /одежда, др./)
енек – ене, жұмалақ (семенники самцов животных)
жайғасу – жайлану, орналасу, орнығу (устроиться, расположиться)
баршаңызға – барлықтарыңызға (всем вам - обращение)
түсіндің бе? – ұқтың ба? (вопрос – ты понял(а)?)
пәс – тапал (низкий, малорослый)
лайым – иль-ләйім (?) (желаю вам - пожелание)
шыжып тұр – күйіп тұр, қызып тұр (стоит невыносимая жара)
сәуір - көкөк (месяц апрель)

отбасы, жанұя - шаңырақ, үй, а еще раньше түтін (семья)

қажет - керек (надо, нужно, требуется, необходимо, надобно, нужда, потребность)

 

Специфика имен личных (список поверхностный, будет дополняться)

 

Оңласын - Оңдасын (муж. имя)

 

Широко распространены на юге, захватывая граничащие с югом районы юго-востока, юго-запада и центра и абсолютно не знакомы и потому не даются детям на северо-востоке:

 

Жомарт (муж. имя)

Мәлік (муж. имя)

 

Бердібек (муж. имя)

 

Айша (жен. имя)

 

Гүлбахор (жен. имя)

 

Тлеухор (жен. имя)

 

Перде(муж-жен. имя с приставками: -бай, -гүл и др.)

 

Пері (жен. имя с приставкой: -зат и др.)

 

Мир (приставка к муж. именам: -жан, -хан, -болат, и др.)

 

Мейір (аналогично)

 

Дәуір (аналогично)

 

Мат (анлгично, напр: Маткәрім)

 

Дәукен (муж. имя, от диал. дәу - большой, огромный)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДОП:

ән - өлең (песня)

әнші - өлеңші (певец)

бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!)

бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку :( ) - ет, асылған ет (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины)

турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать)

У нас:

1)кобине олен,кейде ан

2)Анши

3)Жарайсын,барекелды

4)ет,ас

5)Бунда ар турли жагдайда ар турли айтылады: сойып жатса ет кесу,пискен болса ет турау,нан тылу, куырдак турау

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще то что вы написали здесь в основном везде используется а осталные можно легко понять , я бы обратил внимание на акцент, пройзношение слова. Про это тоже буйрса позже напишу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДОП:

ән - өлең (песня)

әнші - өлеңші (певец)

бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!)

бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку :( ) - ет, асылған ет (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины)

турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать)

Вообще-то казахи это смесь всех тюркоязычных и ещё окипчакизированных халха-монголов.

Потому что в казахском языке можно найти очень многие тюркские слова и древние и из разных языков сохранились - это есть доказательство смешения разных тюркских народов.

И также в казахском сравнительно много монгольских слов которые даже у тюркских народов которые живут бесконечно многие лет вместе с монголами нету - это есть доказательство что часть казахов окипчакизированные халха-монголы.

Сейчас насчет:

турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать)

доораа(р) - это нарезать на мелькие, маленькие куски, на тывинском

кезе(р) - просто резать, нарезать - на тывинском.

Мое мнение:

казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов.

халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мое мнение:

казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов.

Мое мнение:

Вы как всегда глубоко ошибаетесь, мой дорогой палеонтолог, казахи - смесь западных и восточных кочевых тюркских племен. оседлые тюркские этнические группы в этногенезе казахов участия пркатическим не принмали, не говоря уже о находящихся за три-девять земель шивэях.

Мое мнение:

халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов.

Мое мнение:

У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мое мнение:

Вы как всегда глубоко ошибаетесь, мой дорогой палеонтолог, казахи - смесь западных и восточных кочевых тюркских племен. оседлые тюркские этнические группы в этногенезе казахов участия пркатическим не принмали, не говоря уже о находящихся за три-девять земель шивэях.

Если считать что оседлых тюрков не было, то конечно да.

Но в казахском языке очень много есть влияние из языков оседлых тюрков тоже. (т.е. уже имевшего оседлого образа жизни - это современные татары, уйгуры и узбеки которые были оседлыми и оказывали много влиянии в обычае, культуре и языке казахского народа)

А значительная часть казахов - это окипчакизированные халха-монголы, с этим нельзя спорить. Одно только то что название крупных племенных названий казахов исключительно монгольские (т.е. халха-монгольские) это говорить вообще об исключительном влияния монголов. Т.е. завоеватели монголы (халха-монголы) на месте дешти-кипчакских племен образовали новую тюрко-монгольскую общность под новым названием из монгольских племен (хэрэйд, жалайр, найман, хонхирад, уйсун, хатагин и т.п.).

Мое мнение:

У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак).

Только юристы-маньчжуроведы так и думают, потому что у них знание не так уж высоко. Обычно знают только русский язык, и казахского по малу, и всю ту сочиненную монголами для казахов раннюю легенду за истину считают и верят наивно.

И разъяренно отрицают что значительная их часть имеют прямое отношение с халха-монголами, потому что они же окипчакизированные халха-монголы. :lol: :lol:

Вот так стоит дело дорогой юрист-маньчжуровед!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А значительная часть казахов - это окипчакизированные халха-монголы, с этим нельзя спорить. Одно только то что название крупных племенных названий казахов исключительно монгольские (т.е. халха-монгольские) это говорить вообще об исключительном влияния монголов. Т.е. завоеватели монголы (халха-монголы) на месте дешти-кипчакских племен образовали новую тюрко-монгольскую общность под новым названием из монгольских племен (хэрэйд, жалайр, найман, хонхирад, уйсун, хатагин и т.п.).

Как всегда огульное утверждение. Халха, шивеи появились в нынешней Монголии спустя 2 века после Чингизхана. Монголизация восточных тюрков на территории Монголии началась только с этого времени.

Найманы ранее назывались Сегиз Огур, в отличие от Он Огур (венгры). Ни жалаир, ни конырат, ни уйсун не имеют никакого отношения к халха.

И что за слабые немощные были монгольские племена, если сплошь и рядом окипчакизированные халха-монголы, что составили около половины казахов?

Все ваши доводы заключаются в том, что вам так хочется, и все!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мое мнение:

У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак).

АксКерБорж, прошу обратить внимание на ссылку, и комментарии Мокштакова по поводу тюрков и монголов:

http://turan.info/forum/showthread.php?t=3140&page=27

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, не в таком духе. :osman6ue: Прикинув что к чему предполагаю, что это касается наверно не всех форм существительных. Такая форма вокализма не присуща, например, притяжательным существительным родит. падежа.

На упомянутых примерах:

правильно: төбем - не скажешь: төбөм (мой холм, моя вершина, моя макушка, мой потолок и т.д.)

правильно: көкем - не скажешь: көкөм (мой отец, мой дядя)

правильно: жұлдызым - не скажешь: жұлдұзым (моя звезда)

правильно: құндызым - не скажешь: құндұзым (мой бобер)

правильно: түндігім - не скажешь: түндүгім (мой дымник /юрты/)

Или все таки так произносят?

Вы переписываетесь сами с собой?)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

южные казахи - только Южно Казахстанская область? В Таразе, Кызылорде тоже так матюгаются?

С чем связана повальная вооруженность огнестрелом школьников ЮКО?

нет, конечно, южные казахи это ЮКО, Кызылорда, Тараз, казахи Узбекистана...

впрочем семиреченские казахи тоже южные (географически)

матюгаются таким образом в только в ЮКО.

насчёт огнестрела не знаю - но если есть вооруженность значит это бездействие и слабость властей...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Высскажу свое мнение. Нет конечно, не ЮКО. По различиям в говоре, в традициях, в культуре (даже в музыкальных традициях), в хозяйстве и быту (которые напрямую зависят от природно-климатических условий регионов) и возможно даже в родоплеменной структуре что вызвало потребность создания трех жузов (в смысле разные происхождения и история), и несмотря на существующие четыре стороны света :) , обычно принято подразделять страну и народ на три региона:

Прим: в границах между ними излагаю все достаточно приблизительно + сюда же территориально примыкают районы соседних государств, населенные казахами:

Запдный регион - Уральская область целиком; Западно-Казахстанская область целиком; Мангыстауская область целиком; Актюбинская область целиком; западные районы Костанайской области и Торгай; западные районы Кызылординской и бывшей Жезказганской областей.

Южный регион - Кызылординская область за исключением ее крайних северо-западных районов, граничащих с Западным регионом; Южно-Казахстанская область целиком; южные районы бывшей Жезказганской и Карагандинской областей; Жамбылская область целиком; Алматинская область целиком; бывшая Талды-Корганская область целиком; южные районы бывшей Семипалатинской области и Восточно-Казахстанской области.

Северо-Восточный регион - все остальное, это восточные районы Костанайской области, примыкающие к бывшей Кокшетауской области; северные районы Карагандинской и бывшей Семипалатинской областей и целиком Северо-Казахстанская, Акмолинская (с Кокшетауом), Павлодарская области.

вообще-то все это деление условно.

талдыкоргансике и алматиснкие казахи противопоставляют себя остальному югу, называя себя часто севером.

Восточно-казахстанцев тоже достаточно далеки от акмолицев, чтобы объединять в одноу группу

в целом все эти различия мелки - по большому счету. но тот кто хочет найти различия их найдет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вообще-то все это деление условно.

Конечно условное, ведь нет соответствующих административно-территороиальных единиц как хотя-бы жузы, как нет и соответствующих этнических групп.

Но в реальности все это имеет место быть, что подтверждается отличиями в менталитете, родо-племенном составе, традициях и обычаях, языке и прочем.

талдыкоргансике и алматиснкие казахи противопоставляют себя остальному югу, называя себя часто севером.

Аха, а для кыргызов уйгуры южане, а для уйгуров тибетцы, для тибетцев хиндусы. А мы павлодарские южане для омских, тюменских и новосибирских казахов. :D

Восточно-казахстанцев тоже достаточно далеки от акмолицев, чтобы объединять в одноу группу

Я не ошибся, акмолинский регион и северные районы бывшей Семипалатинской области (ныне формально ВКО, это от Семея на север) действительны одинаковы во всем, т.е. в одной условной группе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то казахи это смесь всех тюркоязычных и ещё окипчакизированных халха-монголов.

Потому что в казахском языке можно найти очень многие тюркские слова и древние и из разных языков сохранились - это есть доказательство смешения разных тюркских народов.

И также в казахском сравнительно много монгольских слов которые даже у тюркских народов которые живут бесконечно многие лет вместе с монголами нету - это есть доказательство что часть казахов окипчакизированные халха-монголы.

Сейчас насчет:

турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать)

доораа(р) - это нарезать на мелькие, маленькие куски, на тывинском

кезе(р) - просто резать, нарезать - на тывинском.

Мое мнение:

казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов.

халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов.

Уважаемый Енхд,

С чего взяли, что в казахском языке много монголизма? У Вас степень ученого лингвиста?

Получается, что халха слабы духом и ниже культурой ежели окипчакизировались?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно условное, ведь нет соответствующих административно-территороиальных единиц как хотя-бы жузы, как нет и соответствующих этнических групп.

Но в реальности все это имеет место быть, что подтверждается отличиями в менталитете, родо-племенном составе, традициях и обычаях, языке и прочем.

Аха, а для кыргызов уйгуры южане, а для уйгуров тибетцы, для тибетцев хиндусы. А мы павлодарские южане для омских, тюменских и новосибирских казахов. :D

Я не ошибся, акмолинский регион и северные районы бывшей Семипалатинской области (ныне формально ВКО, это от Семея на север) действительны одинаковы во всем, т.е. в одной условной группе.

при желании можно найти различия и между близнецами...

насчёт талдыкорганцев не сичтающих себя южанами - там действительно большие различия - больше чем между ЮКО и Мангыстау.

Однозначно.

но все рвно различия мелки для такой территории и населения - просто Вы их сами выкапываете для подтверждения своих теорий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

при желании можно найти различия и между близнецами...

насчёт талдыкорганцев не сичтающих себя южанами - там действительно большие различия - больше чем между ЮКО и Мангыстау.

Однозначно.

но все рвно различия мелки для такой территории и населения - просто Вы их сами выкапываете для подтверждения своих теорий.

1. Вы утрируете. И почему Вы боитесь различий? Я считаю, что разнообразие это богатство, а однообразие навевает соответствия с инкубатором. :) Для примера, русский народ несмотря на его многочисленность и широкую расселенность почти не имеет региональных отличий, не считая тех, что связаны с местными народами.

2. Это по моему различия уже внутри трех основных групп.

3. Сами судите мелки они или нет, если казахов порядка в 10 раз меньше русских по численности и расселены казахи на площади порядка в 10 раз меньше площади занимаемой русскими, но имеют различия во всех сферах жизни - в языке (все примеры в этой же теме), в традициях и обычаях, в повериях, в музыкальном творчестве, в быту, хозяйствовании, в одежде и т.д. и т.п. Это не мелочь, но в этом нет ничего удивительного, т.к. народ составился по моему большому убеждению (которое я и излагаю на форуме) из трех же основных тюркских групп, почти соответствующих трем бывшим жузам и трем современным группам различий: 1) это тюркские племена южных и смежных областей; 2) тюркские племена западных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда обезличенно называют команами, половцами, кипчаками); 3) тюркские племена восточных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда несправедливо называют татарами и/или монголами :o ). А утверждения об участии в этногенезе казахов монголоязычных народов считаю ничем не подтвержденным и самое главно раздутым мифом!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Вы утрируете. И почему Вы боитесь различий? Я считаю, что разнообразие это богатство, а однообразие навевает соответствия с инкубатором. :) Для примера, русский народ несмотря на его многочисленность и широкую расселенность почти не имеет региональных отличий, не считая тех, что связаны с местными народами.

2. Это по моему различия уже внутри трех основных групп.

3. Сами судите мелки они или нет, если казахов порядка в 10 раз меньше русских по численности и расселены казахи на площади порядка в 10 раз меньше площади занимаемой русскими, но имеют различия во всех сферах жизни - в языке (все примеры в этой же теме), в традициях и обычаях, в повериях, в музыкальном творчестве, в быту, хозяйствовании, в одежде и т.д. и т.п. Это не мелочь, но в этом нет ничего удивительного, т.к. народ составился по моему большому убеждению (которое я и излагаю на форуме) из трех же основных тюркских групп, почти соответствующих трем бывшим жузам и трем современным группам различий: 1) это тюркские племена южных и смежных областей; 2) тюркские племена западных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда обезличенно называют команами, половцами, кипчаками); 3) тюркские племена восточных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда несправедливо называют татарами и/или монголами :o ). А утверждения об участии в этногенезе казахов монголоязычных народов считаю ничем не подтвержденным и самое главно раздутым мифом!

Все верно. Я согласен с Вами.

Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел.

Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО.

Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов?

При погребении человека, когда закалывают коня на поминки, как происходит у казахов младшего и старшего жузов?

У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел.

Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО.

Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов?

Уважаемый Тal-ad-din, у нас это называется "нан ауыз тию" (отведать хлеба, а букв: чтобы хлеб коснулся губ) - если ты торопишься, то можешь и не садиться за стол, но отломить кусочек хлеба и вкусить его обязан.

У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров.

Очень интересная традиция.

У нас в северных районах области устанавливают две вертикальные доски, у ног и у изголовья, на последнюю наносят надпись. В других районах области устанавливают только одну у изголовья, но обязательно вместе с ней шест "бой", которым измеряли длину тела умершего. Старым женщинам кладут в могилу их волосы и ногти, завернув в материю, которые они не выбрасывали и собирали по жизни (правда современные так не делают и все бросают в мусор). Не вышедшим замуж женщинам ложат вместе их личную одежду и личные вещи. Различаются и способы захоронения - просто яма, с подбоем (лакат) и др., покрытие их бревнами, кирпичами и др. Короче масса особенностей.

Особо интересно установление у изголовья шеста. Я считаю это отголоском старой казахской традиции, смысл которой ныне забыт, но отмечен в письменных документах. Раньше казахи втыкали в свежую могилу у изголовья деревяный шест, после закапывания его вытаскивали, чтобы в первые дни сохранялось отверстие для тех случаев, когда человек неожиданно оживал и чтобы смог дышать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот это известие:

"Могилу устраивают киргизцы всегда так, чтобы над трупом оставалось полое место и чтобы вовнутрь оного было с поверхности небольшое отверстие, почему, выкопав яму и подрыв ее вбок, поставляют род пещеры или застилают могилу сверху хворостом и войлоками; а потом уже заваливают землею. С той стороны, куда покойника кладут головою, втыкают жердь, дабы по вынятии оной могло остаться желаемое отверстие. Прежде в оное отверстие опускались в глубину могилы от убитых на тризне скотин лучшие куски мяса и снаряды, доставляемые от родственников в память покойному"

(Я.П.Гавердовский, 1803 г. ИКВРИ, Т.5, стр.465)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все верно. Я согласен с Вами.

Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел.

Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО.

Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов?

При погребении человека, когда закалывают коня на поминки, как происходит у казахов младшего и старшего жузов?

У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров.

в младшем джузе есть такой обычай под названием нан ауызтеу сейчас правда вместо хлеба дают все что есть дома конфеты, печенье , фрукты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тal-ad-din, у нас это называется "нан ауыз тию" (отведать хлеба, а букв: чтобы хлеб коснулся губ) - если ты торопишься, то можешь и не садиться за стол, но отломить кусочек хлеба и вкусить его обязан.

Очень интересная традиция.

У нас в северных районах области устанавливают две вертикальные доски, у ног и у изголовья, на последнюю наносят надпись. В других районах области устанавливают только одну у изголовья, но обязательно вместе с ней шест "бой", которым измеряли длину тела умершего. Старым женщинам кладут в могилу их волосы и ногти, завернув в материю, которые они не выбрасывали и собирали по жизни (правда современные так не делают и все бросают в мусор). Не вышедшим замуж женщинам ложат вместе их личную одежду и личные вещи. Различаются и способы захоронения - просто яма, с подбоем (лакат) и др., покрытие их бревнами, кирпичами и др. Короче масса особенностей.

Особо интересно установление у изголовья шеста. Я считаю это отголоском старой казахской традиции, смысл которой ныне забыт, но отмечен в письменных документах. Раньше казахи втыкали в свежую могилу у изголовья деревяный шест, после закапывания его вытаскивали, чтобы в первые дни сохранялось отверстие для тех случаев, когда человек неожиданно оживал и чтобы смог дышать.

младшем джузе раньше на могиле у изголовья ставили вертикальные каменные стеллы с надписями на арабском а именно цитаты из корана. также есть два вида могил Мекканский и Мединский в зависимости от земли. В Атырау на могилах видел трех угольную крышу и с знаменем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АС (сущ: 1. пища 2. поминки) - АС (глаг: 1. свари, приготовь /пищу/ 2. подвесь, подвешай, приладь /қазан-котёл над очагом, треногой/ и т.д.; неопр. форма гл: асу)

БАҚ (сущ: высшое счастье) - БАҚ (глаг: паси; присматривай, ухаживай, заботься /за скотом/, т.е. как скотоводство высшее счастье кочевника; неопр. форма гл. бағу)

БАС (сущ: главный, старший, глава, начальник, верхняя часть, вершина) - БАС (глаг: дави, задави, наложи, наступи, угнети и т.д., т.е. старшинство, главенство как результат давления, угнетения, подавления; неопр. форма гл. басу)

БАТЫР (сущ: богатырь, силач) - БАТЫР (глаг: сделай очень больно, чересчур сильно, придави, подави, погрузи, утопи или воздействуй /избей, поколоти/ сильно, очень, чрезмерно, чересчур сильно, больно, типа "перегнуть палку"; неопр. форма гл. батыру)

БЕК (сущ: сословный титул «бек») – БЕК (глаг: укрепи, упрочь, утверди, санкционируй и т.д.; устар?, т.к. совр. неопр. форма гл. бекіту)

БОС (сущ: свобода) - БОС (глаг: беги, сбеги, сбежи; неопр. форма гл. босу - покидать насиженные места, бежать, разбегаться; т.е. свобода как результат ухода, бегства от кого-либо)

БӨЛ/е (сущ: дети родных сестёр) - БӨЛ (глаг: дели, разделяй /их род, происхождение/ и т.д.; т.к. это не кровники, а как правило всегда дети разного происхождения, племени)

ЕС (сущ: разум, сознание, мысли, ум, память) - ЕС (глаг: свей, вей; неопр. форма гл. есу - свивать, вить; свитый клубок мыслей, что-то вроде того)

ЖАЗ (сущ: лето, пригожее время) - ЖАЗ (глаг: 1. разверни, разогни, разложи 2. вылечи /сравни ниже с антонимом «қыс» - зима; неопр. форма гл. жазу)

ЖАН (сущ: душа, дух) - ЖАН (глаг: сгори, истлей; неопр. форма гл. жану)

ЖАР (сущ: яр) - ЖАР (глаг: расколи, рассеки, прорежь, прорви; т.к. «яр/жар» – это результат и это две части расколотого, рассеченого общего целого, чаще относится к высоким берегам рек/; неопр. форма гл. жару)

ЖАР (сущ: супруг, супруга) – аналогично, как результат и это две части общего целого

ЖАР (сущ: клич, оповещение) – аналогично, рассекать воздух громким кличем?

ЖҰТ (сущ: джут, массовый мор, падёж скота от бескормицы, ледяной корки на пастбищах) – ЖҰТ (глаг: проглоти, поглоти, глотай, сожри, пожирай; неопр. форма гл. жұту)

КЕР/еге (сущ: раздвижные решетчатые деревянные стены юрты) - КЕР (глаг: растяни, расправь, раздвинь и т.д.; неопр. форма гл. керу)

КИГІЗ, КИІЗ (сущ: войлок, кошма из овечьей шерсти) - КИГІЗ (глаг: одень, надень /кошму на юрту/6 покрой юрту кошмой; неопр. форма гл. кигізу)

КӨШ (сущ: кочёвка) - КӨШ (глаг: кочуй, перекочуй и т.д.; неопр. форма гл. көшу)

КҮЙ (сущ: мелодия) - КҮЙ (глаг: горюй, печалься; неопр. форма гл. күйу)

ҚАЛ (сущ: родинка, родимое пятно) - ҚАЛ (глаг: останься /на постоянно, на всю жизнь/; неопр. форма гл. қалу)

ҚАЛА (сущ: город) - ҚАЛА (глаг: возведи, сооруди, сложи, выложи и т.д.; неопр. форма гл. қалау)

ҚАН, ХАН (сущ: сословный титул «хан») - ҚАН (глаг: насыться, испытай удовлетворение, утоли прихоть, наслаждение в полной мере /до кондиции))) властью/; неопр. форма гл. қану)

ҚАНЖАР (сущ: кинжал) - ҚАН ЖАР(словосочетание: сущ. қан – кровь + глаг: жар - заколи, расколи, рассеки, прорежь; неопр. форма гл. жару, см: выше)

ҚАР (сущ: снег) - ҚАР (глаг: обожги холодом, морозом, стужей, обморозь, отморозь; неопр. форма гл. қару, сюда же вероятно относится другое сущ. ҚАРУ – холодное оружие)

ҚИ сущ: слежавшийся, уплотнившийся и затвердевший в загонах овечий помет, который каждой весной нарезают большими квадратными кусками и сушат - тезек/кизяк/ в качестве топлива) - ҚИЙ(глаг: нарежь, срежь, наруби, насеки)

ҚОР (сущ: неприкосновенный запас, «НЗ»))), резерв, фонд) - ҚОР (глаг: охраняй, карауль, сохраняй /и лишь от них уже как производное «ҚОРЫҚ» – заповедник или нетронутые пастбища/; неопр. форма гл. қору)

ҚОС (сущ: 1. войско, армия 2. военный стан 3. военная походная юрта) - ҚОС (глаг: прибавь, добавь, сложи, причисли, приплюсуй, соедини, соединяй, воссоедини и т.д.; неопр. форма гл. қосу)

ҚҰМ (сущ: песок) – измен? КӨМ (глаг: закопай, зарой, захорони; неопр. форма гл. көму)

ҚҰРТ (сущ: червь, в др. тюркских: волк) - ҚҰРТ (глаг: истреби, уничтожь и т.д.; неопр. форма гл. құрту- Подохдит к обоим значениям; Червь и Волк)

ҚҰРЫЛ-тай (сущ: Учредительный, первый съезд, собрание) - ҚҰР, ҚҰРЫЛ (глаг: устрой, установи, сформируй, образуй, учреди; неопр. форма гл. құру)

ҚЫР (1. степь 2. ровная грань) - ҚЫР (глаг: соскобли, выскобли, сбрей, выбрей и т.д., т.е. результат этих действий – ровная и гладкая поверхность; неопр. форма гл. қыру)

ҚЫС (сущ: зима) - ҚЫС (глаг: 1. зажми, сожми, сдави 2. перен: прижми к стенке, поставь в безвыходное положение /сравни выше с антонимом «жаз» - лето; неопр. форма гл. қысу)

ӨШ (сущ: месть) - ӨШ (глаг: погаси, стери, уничтожь, затуши /из жизни вообще или хотя-бы из своей жизни)))); неопр. форма гл. өшу)

САЛ (сущ: плот) - САЛ (глаг: поклади, положи, построй, сооруди и т.д.; неопр. форма гл. салу)

СОР (сущ: солончаковое горькое озеро) - СОР (глаг: засоси, затяни /в топь, в солончак/ и т.д.; неопр. форма гл. сору)

ТАЛ (сущ: ива) - ТАЛ (глаг: изогнись, ослабни, онемей, устань, т.е. легко гнущийся; неопр. форма гл. талу)

ТАМ/ғы (сущ: выжженное клеймо, тавро, метка) – ТАМҒЫЗ, ТАМУ, ТАМЫЗ (глаг: выжги; неопр. форма гл. тамызу)

ТОЙ (сущ: 1. празднество с угощением 2. свадьба как празднество с угощением) - ТОЙ (глаг: наешься, насыться и т.д.; неопр. форма гл. тою)

ТІС (сущ: зуб, зубы) - ТІЗ (глаг: нанизь в ряд, по порядку, т.е. от «нанизывать»)))); построй, выложи в ряд и т.д.; неопр. форма гл. тізу)

ҰР/ан (сущ: боевой клич «ура») - ҰР (глаг: бей, избей, ударь, поколоти и т.д.; неопр. форма гл. ұру)

ҮЙ (сущ: дом, жилище) - ҮЙ (глаг: награмозди, навали, свали в кучу и т.д., т.е. сооруди, построй; неопр. форма гл. үйу)

ІШ (сущ: живот) - ІШ (глаг: ешь, пей, наешься, насыться; неопр. форма гл. ішу)

ШАШ (сущ: волосы) - ШАШ (глаг: рассыпь, разметай, распусти; неопр. форма гл. шашу)

Эврика! Моя версия начинает подтверждаться обнаруженными в казахском языке значениями, передающими результат выше перечисленных действ: B)

Например:

БАТЫР (батыру) - БАТЫРАК (рус. батрак) - своего рода результат батырства, подневольный

ЖАР (жару) - ЖАРАК - рана, травма

ЖҰТ (жуту) - ЖАТАК - обедневшие от жута, т.е. бескормицы, массового падежа скота и вызванного им голода (но почему-то считалось, что "жатак" происходит от слова "жату" - лежать, лежебоки. Лежебок в казахском кочевом обществе не было!)

ҚҰРТ (курту) - КОРТЫК - короткий, куцый, коротыш, обрубок

ҚЫС (кысу) - КЫСКА - короткий, сжатый, скукоженный

СОР (сору) - СОРЛЫ - бедняга, горемыка, несчастный

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

72170_589164111096586_1003571089_n.jpg

Интересный факт - оказывается первыми языками, побывавшими в космосе были казахский и русский!

Первые спутники снабжались пакетом с данными, на котором было написано «Жолдастар! Мына пакеттi кiм тапса жакын жердегi жергiлiктi советке табыс етiлciн». Все очень просто, место приземления капсулы могло быть не в планируемой точке. И поскольку это были казахские степи до капсулы могли быстрее добраться не поисковики из Байконура, а какой-нибудь казахский чабан. Житель аула мог и не владеть русским, поэтому надпись и сделана на казахском.

И только потом в космосе физически побывали английский, французский, китайский, японский и все прочие языки.

Так что имеем право всем показать язык в этот день, казахский язык первым был в космосе!

Фото сделано в национальном аэрокосмическом музее в городе Вашингтон.

Источник: http://www.facebook.com/photo.php?fbid=10152711928005543&set=a.10151016160105543.772304.614575542&type=1&ref=nf
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

күй-печаль,мелодия  это монголизм от уйдвр-печаль,грусть,тоска,здесь корень слова уйд

жан-душа                     в монгольских соответствует заң-характер,нрав,поведение,повадка

сор-соленный                                       соответствует шор-соленный,пересоленный

үр-отругать                                                                    уурлх-отругать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее наоборот :)

Как и ваш эпос Джангыр - один из последних каганов "кок тюрков" с одноименным именем Джангыр, отчаяно пытавшигося сохранить народ "эль" и найти лучшие земли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, знают ли в правительстве КЗ о данном факте.., наверно нет, ато бы быстренько сей факт запечатлили в учебниках школьного образования  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...