Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

1. Да, узбеки и казахи отделились сравнительно недавно, и сарты изменили их очень сильно.

2. Отличия появились наверно век назад, казахи перешли на оседлость и контакт друг с другом был потерян. Появились диалекты, говоры, отличия и все такое.

3. А насчет мяса, просто южане больше занимаются земледелием, поэтому скота мало - придется экономить на мясе. :)

1. Кочевые узбеки и казахи, так будет точнее. Даже если ты правитель, а подчиненные иноязычны, то поневоле начинаешь приспосабливаться к их языку.

2. Об этом я и говорил ранее: потери контактов - причина возникновения диалектов. Когда кочевничество было основным образом жизни, то интенсивность взаимодействия затирала возникающие различия, вовлекая в общий словарный запас.

3. Была у нас в советское время шутка, на вопрос: как у вас с мясом, был ответ: с мясом хорошо, без мяса плохо.smile.gif Кроме того, качество травы сильно влияет на вкус мяса. На юге качество мяса сильно отличается, поэтому у них традиции добавлять всякие пряности, приправу, что улучшить вкус. У нас же мясо вкусное и без всяких добавок.smile.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мда....Как я понял из ваших слов северные и восточные обрусели. Южные стали похоже на сартов. Так что ли?

В настоящее время, особенно в последние 20 лет количество русскоязычных казахов резко увеличилось. Причем, что странно, русскоязычность среди южан резко выросла на самом юге: Алматы, Шымкент, Кызыл-Орда. А на севере картина в этом смысле мало изменилась, казахоязычных не стало меньше. Здесь в Астане нередко становишься свидетелем, как двое южан, а это видно по их говору, разговаривают между собой на ломанном русском языке, хотя кто им мешает общаться на казахском?

По поводу возникновения южного диалекта я уже высказался выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящее время, особенно в последние 20 лет количество русскоязычных казахов резко увеличилось. Причем, что странно, русскоязычность среди южан резко выросла на самом юге: Алматы, Шымкент, Кызыл-Орда. А на севере картина в этом смысле мало изменилась, казахоязычных не стало меньше. Здесь в Астане нередко становишься свидетелем, как двое южан, а это видно по их говору, разговаривают между собой на ломанном русском языке, хотя кто им мешает общаться на казахском?

По поводу возникновения южного диалекта я уже высказался выше.

Это показывает что у казахов нац.гордость очень низок сегод.дней. Так что по этому большинство казахов не перестают кичится о своих родах и регионах.З.Ы: нет никакого южного диалекта,а есть говоры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, что если осетр, белуга, форель, икра является повседневной пищей, то мы, потребляющие конину, говядину - просто бедные.biggrin.gif

Я повторяю. Рыба в любом виде и любого вида для казахов не еда. Может веянием новых времен для городских представляет какую нибудь ценность, а для среднего казаха всегда была пищей бедных. Поэтому никакие приаральские, прибалхашские, прикаспийские и прочие приозерные не были особыми рыбоедами и на кухню особого влияния рыбы нет. Рыба всегда была пищей бедных. Почитайте "Кан мен тер". Рыбопромысел пришел к нам с СССР.

1. Кочевые узбеки и казахи, так будет точнее. Даже если ты правитель, а подчиненные иноязычны, то поневоле начинаешь приспосабливаться к их языку.

2. Об этом я и говорил ранее: потери контактов - причина возникновения диалектов. Когда кочевничество было основным образом жизни, то интенсивность взаимодействия затирала возникающие различия, вовлекая в общий словарный запас.

3. Была у нас в советское время шутка, на вопрос: как у вас с мясом, был ответ: с мясом хорошо, без мяса плохо.smile.gif Кроме того, качество травы сильно влияет на вкус мяса. На юге качество мяса сильно отличается, поэтому у них традиции добавлять всякие пряности, приправу, что улучшить вкус. У нас же мясо вкусное и без всяких добавок.smile.gif

Как всегда у нас лучше, у них хуже. Мы самые белые, а они серые.

В настоящее время, особенно в последние 20 лет количество русскоязычных казахов резко увеличилось. Причем, что странно, русскоязычность среди южан резко выросла на самом юге: Алматы, Шымкент, Кызыл-Орда. А на севере картина в этом смысле мало изменилась, казахоязычных не стало меньше. Здесь в Астане нередко становишься свидетелем, как двое южан, а это видно по их говору, разговаривают между собой на ломанном русском языке, хотя кто им мешает общаться на казахском?

По поводу возникновения южного диалекта я уже высказался выше.

У вас особый дар определять казахский говор с ломанного русского. Я вам завидую.

Не хочу далее квотировать свыше цитаты. Но почему-то якобы сохранивший традиции север (что очень очень спорно), по кокпаару продувает осартизованным южанам в сухую. Караганда - Шымкент например было один раз 0-14. Павлодар - Шымкент 1-11. И то павлодарцам один гол подарили.

О мясе ради мяса. Так говорят те, кто вообще на юге в гостях не был. Если вы просто проезжий гость, малознакомый, то вам могут подать просто один жилик (мало того что у малознакомых угостился, потом еще легенды сочиняют, что им не сварили целый казан). То что вы рассказываете, вы не очевидец. Так по слухам. "Где-то кто-то так сказал что на юге якобы так-то. Сам я там и не был.".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это показывает что у казахов нац.гордость очень низок сегод.дней. Так что по этому большинство казахов не перестают кичится о своих родах и регионах.З.Ы: нет никакого южного диалекта,а есть говоры.

Это говорит о том, что некоторая часть казахов считает себя чище и выше. А про другую часть сочиняют всякие байки-трайки, что они мамбы, орысша білмейд біз секілді, не умеют курт варить солить, коновалы у них богатыри, а там топором зарубают, и прочее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я кокшетауский, аргын, родился и вырос в казахском ауле, державшемся традиции и в суровые времена небытия, учился и в школе, и в универе на казахском, вот здесь вижу грустную картину того, что вместо того, чтобы обсуждать " графика, фонетика, лексика и др." (с) выясняем, чья казахистость лучше. Печально, господа.

Я учился в Алмате, и я могу сказать, что водораздел проходит не по линии север и юг, а ауыл и город, я бывал в аулах Кзылординской области, ЮКО и Алматинской области, ездили на свадьбы своих друзей и одногрупников, естественно, есть свои специфики, но основные моменты жизни казахов одни и те же.

А насчет языка: такая же картина, я бы сказал даже не говор, а местные особенности.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я кокшетауский, аргын, родился и вырос в казахском ауле, державшемся традиции и в суровые времена небытия, учился и в школе, и в универе на казахском, вот здесь вижу грустную картину того, что вместо того, чтобы обсуждать " графика, фонетика, лексика и др." (с) выясняем, чья казахистость лучше. Печально, господа.

Я учился в Алмате, и я могу сказать, что водораздел проходит не по линии север и юг, а ауыл и город, я бывал в аулах Кзылординской области, ЮКО и Алматинской области, ездили на свадьбы своих друзей и одногрупников, естественно, есть свои специфики, но основные моменты жизни казахов одни и те же.

А насчет языка: такая же картина, я бы сказал даже не говор, а местные особенности.

Да, Казахстан - страна с огромной территорией. Поэтому если появились местные особенности - это неудивительно. Лингвисты отмечают у казахов Казахстана три говора. Если нету диалектов - это даже удивительно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие узбекские или таджикские обычаи переняли казахи юга?

Да уйма, всего и не перечислишь, это надо видеть, слышать, пощупать и попробовать. Вот например дамбал у женщин. :lol:

Или вот, имена, которые, как известно, связаны с историко-культурными корнями:

1. На юге распространено муж. имя Мәлік – по всей вероятности от араб. Мелик - верховный правитель, монарх.

У нас слово (не имя, его нет): «мәлік» это: 1. эпизоотия; 2. ругательное «қу мәлік»

(кстати, как в казахском языке, в калмыцком языке "мәлік" означает тоже болезнь скота, а именно, чуму крупного рогатого скота). По видимому, отсюда у нас и ругательное выражение "қу мәлік" - букв: высохший от чумы (аналогично другим северо-восточным казахским выражениям "жұлма мерез" - букв: весь изодранный в клочья от сифилиса или көгала - пусть поразит тебя көгала - болезнь такая и т.д.).

Предполагаю, что именно в связи с наличием такого выражения созвучное ему имя-арабизм у наших скотоводов не прижилось.

2. На юге распространено жен. имя Перізат - «зат» - вещь, а «пері» – от араб. фери – фея (не от него ли чистящее средство?))))

У нас это «пері» это: 1. нечисть, злой дух; пері соққан – сумасшедший; синонимы - жын, шәйтан/сайтан; 2. ругательное «пері сол» - чертовка...

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящее время, особенно в последние 20 лет количество русскоязычных казахов резко увеличилось. Причем, что странно, русскоязычность среди южан резко выросла на самом юге: Алматы, Шымкент, Кызыл-Орда. А на севере картина в этом смысле мало изменилась, казахоязычных не стало меньше. Здесь в Астане нередко становишься свидетелем, как двое южан, а это видно по их говору, разговаривают между собой на ломанном русском языке, хотя кто им мешает общаться на казахском?

По поводу возникновения южного диалекта я уже высказался выше.

Чуть ли не каждый день по ТВ такие сериальчики, в ролях которых нет не единого оппонента Шалкара, одни его сторонники, но почему то все на русском, хотя получается с трудом. Зачем? Не понимаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я повторяю. Рыба в любом виде и любого вида для казахов не еда. Может веянием новых времен для городских представляет какую нибудь ценность, а для среднего казаха всегда была пищей бедных. Поэтому никакие приаральские, прибалхашские, прикаспийские и прочие приозерные не были особыми рыбоедами и на кухню особого влияния рыбы нет. Рыба всегда была пищей бедных. Почитайте "Кан мен тер". Рыбопромысел пришел к нам с СССР.

Как всегда у нас лучше, у них хуже. Мы самые белые, а они серые.

У вас особый дар определять казахский говор с ломанного русского. Я вам завидую.

Не хочу далее квотировать свыше цитаты. Но почему-то якобы сохранивший традиции север (что очень очень спорно), по кокпаару продувает осартизованным южанам в сухую. Караганда - Шымкент например было один раз 0-14. Павлодар - Шымкент 1-11. И то павлодарцам один гол подарили.

О мясе ради мяса. Так говорят те, кто вообще на юге в гостях не был. Если вы просто проезжий гость, малознакомый, то вам могут подать просто один жилик (мало того что у малознакомых угостился, потом еще легенды сочиняют, что им не сварили целый казан). То что вы рассказываете, вы не очевидец. Так по слухам. "Где-то кто-то так сказал что на юге якобы так-то. Сам я там и не был.".

Про кокпар загнули конечно, кто будет спорить, он как таковой у нас не культивировался не только в советское время, но и раньше. Это игра распространенная на юге. О нем здесь узнали недавно по каналу Казахстан. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я кокшетауский, аргын, родился и вырос в казахском ауле, державшемся традиции и в суровые времена небытия, учился и в школе, и в универе на казахском, вот здесь вижу грустную картину того, что вместо того, чтобы обсуждать " графика, фонетика, лексика и др." (с) выясняем, чья казахистость лучше. Печально, господа.

Я учился в Алмате, и я могу сказать, что водораздел проходит не по линии север и юг, а ауыл и город, я бывал в аулах Кзылординской области, ЮКО и Алматинской области, ездили на свадьбы своих друзей и одногрупников, естественно, есть свои специфики, но основные моменты жизни казахов одни и те же.

А насчет языка: такая же картина, я бы сказал даже не говор, а местные особенности.

Не обращайте внимания. Тема порой съезжает в сторону, но ничего, все встанет на места.

И когда так происходит я больше шучу, особенно с Шалкаром. :)

Крупных щук, сазанов да судаков ловим вилами. И варим как мясо. Но это так, побаловаться. Каждый день его никто не сможет есть.

Строганиной не балуетесь? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про кокпар загнули конечно, кто будет спорить, он как таковой у нас не культивировался не только в советское время, но и раньше. Это игра распространенная на юге. О нем здесь узнали недавно по каналу Казахстан. :D

В общем, понятно. Вы все время числитесь в пешеходных войсках. У нас, хоть мы и не юг, кокпар играли в советское время все лето. А по таким праздникам как шопан той и төл той (у вас сабантой) происходил безумный кокпар, где участвовало около 500-700 всадников. В то время таких правил как сейчас не было. И дода был настоящий дода. И конечно же, кокпар играли и в Павлодарской области.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я кокшетауский, аргын, родился и вырос в казахском ауле, державшемся традиции и в суровые времена небытия, учился и в школе, и в универе на казахском, вот здесь вижу грустную картину того, что вместо того, чтобы обсуждать " графика, фонетика, лексика и др." (с) выясняем, чья казахистость лучше. Печально, господа.

Я учился в Алмате, и я могу сказать, что водораздел проходит не по линии север и юг, а ауыл и город, я бывал в аулах Кзылординской области, ЮКО и Алматинской области, ездили на свадьбы своих друзей и одногрупников, естественно, есть свои специфики, но основные моменты жизни казахов одни и те же.

А насчет языка: такая же картина, я бы сказал даже не говор, а местные особенности.

Поддерживаю. Хочется сказать, что АКБ не только в этой теме проецирует все внимание участников форума на различиях и доказывает "казахскость" "северян". С какой целью непонятно.

Лично меня всегда раздражили "понаехавшие" в разное время в Алматы "северяне", которые даже в третьем-четвертом поколении будучи алматинцами все говорят про "неправильность" "южного" произношения, доказывая "чистоту" произношения "северян".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поддерживаю. Хочется сказать, что АКБ не только в этой теме проецирует все внимание участников форума на различиях и доказывает "казахскость" "северян". С какой целью непонятно.

Лично меня всегда раздражили "понаехавшие" в разное время в Алматы "северяне", которые даже в третьем-четвертом поколении будучи алматинцами все говорят про "неправильность" "южного" произношения, доказывая "чистоту" произношения "северян".

Я тоже поддерживаю. Про то, как раньше относились к тарбагатайским в обл центрах это подтверждает лишний раз.

Eitutmush. Абсолютно искренне. Тяжело представляю чисто казахский аул в Кокшетауской области. Все, кого я знаю, из различных районов (Кзылту, Боровое, Шучинск) Кокшетау слабоговорящие, либо вообще неговорящие казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И конечно же, кокпар играли и в Павлодарской области.

Я не встречал упоминаний об этом, может есть у вас? Было бы интересно.

Бәйге (конные скачки), күрес (борьба) и чуть раньше жамбы/садақ ату (стреляние из лука) - да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поддерживаю. Хочется сказать, что АКБ не только в этой теме проецирует все внимание участников форума на различиях и доказывает "казахскость" "северян". С какой целью непонятно.

А что, говорить о различиях табу? Ведь это наоборот должно быть интересно в культурно-историческом плане и ничего предосудительного в этом нет, от этого мы не станем не казахами, хуже, лучше или врагами. Дискутируйте и не пытайтесь увидеть в нормальном отрицательное.

Лично меня всегда раздражили "понаехавшие" в разное время в Алматы "северяне", которые даже в третьем-четвертом поколении будучи алматинцами все говорят про "неправильность" "южного" произношения, доказывая "чистоту" произношения "северян".

Сами негодуете по поводу моих постов и тут же умудряетесь выссказать свое пренбережение к северным (в моих постах такого не найдете, если что).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не встречал упоминаний об этом, может есть у вас? Было бы интересно.

и чуть раньше жамбы/садақ ату (стреляние из лука) - да.

Чуть раньше? Про кокпар есть термины, которые употребляет Машхур Жусуп в своих произведениях как метафору.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не встречал упоминаний об этом, может есть у вас? Было бы интересно.

Бәйге (конные скачки), күрес (борьба) и чуть раньше жамбы/садақ ату (стреляние из лука) - да.

Что означает слово "бәйге"? Какое-то арабское слово? или персидское...

Обычно мы говорим "чарыш" - соревнование по скорости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что означает слово "бәйге"? Какое-то арабское слово? или персидское...

Обычно мы говорим "чарыш" - соревнование по скорости.

Мне кажется первоначально это слово отождествлялось с призом на конных состязаниях, а позже стало ассоциироваться с самими скачками. Не уверен.

А чарыш у нас жарыс - тоже состязания на конях "ат жарысы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чуть раньше?

Про кокпар есть термины, которые употребляет Машхур Жусуп в своих произведениях как метафору.

Имел в виду, что ориентировочно до 18-19 веков.

Машхур Жусуп много лет побывал в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Туркестане, что отразилось даже на письменном его языке, читали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М-да.

Если "м-да", значит не читали.

Привожу всего лишь небольшие отрывки из его поэмы Мұхаммедқанафия, т.к. у меня несколько его томов (это с учетом переклада с арабицы на кириллицу, при котором текст наверняка корректировался для современного понимания), причем первые попавшиеся страницы. Если хотите, то приведу еще:

...Пида болсын йолыма

Ғазиз жаным Хұсайын.

Екі дүние имамы

Міһірбаным Хұсайын.

... Дұшманға бүлік салғаным

Ханафияны көріп тұр.

Не қылғанын жамағат

Не қылғанын Хұсайын.

...Сөйледі йолдашлары көңіл айтып

Бұл гауһар иғлағанмен, келмес қайтып.

Жұмысын оның бізлер бітірейік

Иүдетме ғаскерінді құр дүңк айтып.

[Мәшһүр Жүсіп Көпеев. Шығармалары. 7 том. Павлодар, 2006. С.394]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для подсказки обратитесь к Арсену. Он вам объяснит почему он так писал. И Абай так писал. Разве об этом я говорил?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве об этом я говорил?

Вы говорили "м-да".

А если вы про упоминаемый Машхур Жусупом кокпар в Павлодарском регионе, то будьте добры привести доказательства.

Замечу Вам, что за время своего пребывания на форуме ни разу не встречал с вашей стороны приведения источников, только общие фразы, без обиды. Это я к тому, что Админ и другие ратуют за то, чтобы на форуме было обязательное цитирование источников со стороны всех участников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тяжело представляю чисто казахский аул в Кокшетауской области. Все, кого я знаю, из различных районов (Кзылту, Боровое, Шучинск) Кокшетау слабоговорящие, либо вообще неговорящие казахи.

Значит, не весь Кокшетау знаете. Мой край - Зерендинский район, точнее, его северо-западная часть, там есть традиционные казахские аулы, такие как Кеңөткел, Айдарлы, Қошқарбай, Өндіріс, Қарсақ, Үлгілі, Жылымды, Баратай, Ақан, Бұлақ и так далее, это аулы, в которых и в советские времена обучение велось на казахском, и эти аулы всегда разговаривали на казахском языке и держались за традиционную культуру, это когда аульные старики без лишнего шума проводили сүндеттеу, когда Құрбан-айт или Ораза-айт ходили по домам читали құран, когда летом дождя долго не было проводили всем аулом "тасаттық", когда один нуждался в помощи проводили "асар", когда отмечали по домам наурыз, не афишировали, конечно, я помню, как с дедушкой и бабушкой мы таң сәресі встречали во время Ораза, это в советское время было. Так что не надо думать, что северяне сплошь и рядом обрусевшие. Кстати, в наших краях крепко помнят об Ақан Сері и его Құлагер, а героиня песни "Балқадиша" была родом из аула Қарсақ, потом вышла замуж за кеноткельского, и говорят что она умерла от голода во время коллективизации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...