Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Теперь вновь к собственно монгольской (халхаской) люльке.

 

Это фото ее я уже приводил раньше:

2208dddf0c06.jpg

 

Кое как нашел еще одну монгольскую (халхаскую) деревянную детскую люльку - Монголчуудын хүүхдийн модон өлгий:

 

ae88b571d3a6.jpg

 

Оказывается действительно монголами она практические уже забыта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахская детская деревянная люлька - ағаш бесік.

 

 

Более громоздкая в южных регионах:

 

dabbf5.jpg

 

Маленькая и легкая люлька наших краев:

 

Жительница села Кызыл-жар Сара Мубаракова передала в районный музей Иртышска почти векового возраста детскую люльку (бесік), деревянное блюдо для мяса (табақ) и ступку (үккіш).

 

8ea9ce752649.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Юрту каракалпаки называют "Кара уй", но вместе с тем ставились и белые (парадные) юрты. Функция парадной юрты сначала была немного иная. Предполагаю, что "Ак уй" в дальнейшем стал показателем самодостаточности некоторых любителей роскоши.

http://articlekz.com/article/12257

 

Более богатой по декоративно-художественному украшению была парадная юрта - отау, называемая также ак отау, боз отау. Она была больше размером, исключала предметы хозяйственного назначения. В старину отау ставился для молодоженов родителями  жениха,  все убранство готовила невеста.

 

Kamal, вам историческая справка:

 

До революции у присырдарьинских казахов осо­бенно ценились деревянные каркасы юрт, сделанные каракалпакскими мастерами: они были прочными и де­лались с большим искусством. Эти каркасы обменива­лись на скот, в основном на лошадей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Юрту каракалпаки называют "Кара уй", но вместе с тем ставились и белые (парадные) юрты. Функция парадной юрты сначала была немного иная. Предполагаю, что "Ак уй" в дальнейшем стал показателем самодостаточности некоторых любителей роскоши.

http://articlekz.com/article/12257

 

Более богатой по декоративно-художественному украшению была парадная юрта - отау, называемая также ак отау, боз отау. Она была больше размером, исключала предметы хозяйственного назначения. В старину отау ставился для молодоженов родителями  жениха,  все убранство готовила невеста.

 

Kamal, вам историческая справка:

 

До революции у присырдарьинских казахов осо­бенно ценились деревянные каркасы юрт, сделанные каракалпакскими мастерами: они были прочными и де­лались с большим искусством. Эти каркасы обменива­лись на скот, в основном на лошадей.

 

Да, многие детали юрты каракалпаками усовершенствованы, мастера внесли свою лепту. Это вполне могло заинтересовать казахского потребителя. Возможно изделия мастеров пользовались успехом не только у казахов, но и у соседних туркменских и узбекских племен, например, у некоторых туркменских юрт шаныраки похожи на каракалпакские. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона отмечаются более просторные формы каракалпакской юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Теперь вновь к собственно монгольской (халхаской) люльке.

 

Это фото ее я уже приводил раньше:

2208dddf0c06.jpg

 

Кое как нашел еще одну монгольскую (халхаскую) деревянную детскую люльку - Монголчуудын хүүхдийн модон өлгий:

 

ae88b571d3a6.jpg

 

Оказывается действительно монголами она практические уже забыта.

 

 

Исторические и этнографические свидетельства о существовании в прошлом у монголоязычных народов деревянной детской люльки.

 

 

У ойратов  ("Традиционные верования ойрат-монголов. Конец XIX - начало XX века"):

 

"...Особое место занимает собака в детских обрядах, совершаемых в семьях, где часто умирали дети. Например, детскую колыбель изготавливали похожей на миску собаки, называли ее "собачей колыбелью" и в нее принимали ребенка."

 

У калмыков:

 

"...  Помимо общих описаний внешности встречаются и описания отдельных особенностей, в частности описания О-образного изгиба ног. О нем писали в свое время. Лепёхин (1871), Небольсин (1852), Бентковский (1879) и Покровский (1879?, 1884?, 1890?). Причинами этого разными авторами указывались: устройство калмыцкой колыбели, в которой между ног младенца уладывалась трубка для стока нечистот, при этом ноги младенца припеленовывались к ней; привычка сидеть с поджатыми ногами; частая верховая езда. При этом отмечается, что кривизна ног у тарбагатайских торгоудов выражена далеко не в той степени, нежели у волжских калмыков, равно как и устройство их колыбели (ульгà) отличается от такового у европейских ойрат."

 

 

У алтайских урянхайцев: ("Алтайские урянхайцы. Историко-этнографическое исследование. Конец XIX - начало XX века"):

 

"... Во время этого обряда (АКБ: "ариутгшах" - очищения после родов) впервые обмывали и новорожденного ребенка ("хуухэд угаах"). Обряд обмывания и укладывания младенца в колыбель знаменовал начальный этап, символизирующий приобщение новорожденного к семейно-родственному коллективу. Обрядовое действие этого акта состояло из наделения нового члена собственным «жилищем», т.е. колыбелью, и имуществом (подарки, включая домашних животных), а также наречения... После этих традиционных вопросов-ответов ребёнка укладывали в люльку ("улгий")... Детская колыбель ("улгий") у алтайских урянхайцев пользовалась особым почтением; отношение к ней было весьма суеверным... Когда дети вырастали из люльки, они спали с родителями или стариками, а затем, став побольше, - на полу."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бурятская напольная деревянная люлька. Этнографическая зарисовка Цыренжапа Сампилова:

 

7acbe4612700.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ногайская детская люлька "бесик":

 

fad204897c2a.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызская детская люлька. Кыргызка с младенцем в колыбели. Начало 20 века:

 

186995252b29.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызская детская люлька. Бабушка и внучка. Сары-Таш Алайская долина, 2011 год:

 

0dc6ec017137.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызская детская люлька "бешик". Современная версия громоздкая: 

 

afeed742eb14.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как видим по фото, конструкция колыбели в прошлом была компактной и небольшой. Лично я сам связывают это с переходом кыргызов и казахов от кочевого образа жизни к оседлому с частичными сезонными кочевками.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это же касается и казахской люльки.

 

Старинная казахская люлька "бесік":

 

f2362a669adf.jpg

 

"Тал бесік" (букв: колыбель из ивы). Люлька 1897 года. Передана в музей Кызыл-Жара (Петропавловск) оралманом:

 

f126044c1c2c.jpg

Детская люлька казахов Монголии:

 

2bb9b1d337b4.jpg

 

Эту фотку свиолончелил у Peacemaker'a:  :)

 

108fa6__17_Khovd_x974.jpg

 

Современные люльки тоже громоздкие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Старинные казахские детские захоронения. В 16 км. от г.Павлодара, ныне курорт Мойылды (букв: черемуховое) на трассе "Павлодар - Карасук - Новосибирск"). Фото 1937 года:

 

4e5b08bf9757.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хор.материал брат !

 

Я надеюсь теперь братья калмыки и халхасцы наконец узнали, что в прошлом детские люльки у них все таки были?  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название запамятовал, у каракалпаков кроме напольной колыбели используются подвесные люльки. В стационарных жилищах подвешивают к потолку габаритные люльки сделанные из дерева, а в юртах в женской половине к кереге устанавливают легкое устройство похожее на гамак и укладывают ребенка. Есть ли такое у других и как называется?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

казах из рода курман-кыргыз

Таак..И где живут,как очутились среди казахов?

Или это очередной фольк?Надеюсь нет..!?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

 

казах из рода курман-кыргыз

Таак..И где живут,как очутились среди казахов?

Или это очередной фольк?Надеюсь нет..!?

Давно думал что среди них наверное есть уйгуры. Антропологически сильно отличаются от монголоидов. Всегда удивлялся монголоидности казахов из России и Казахстана. Наши очень смешанного типа больше на среднеазиатских или на уйгуров похожи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые господа!Из вышеприведенных источников я не увидел ни одного слова касающегося "курман-кыргыза"..И не надо уводить от темы прикрепляя ногой-казахов,узбек-казахов,уйгур-казахов и т.д.

Либо это была попытка фолька , либо прошу привести факт присутствия "курман-кыргыза" среди казахов Монголии..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые господа!Из вышеприведенных источников я не увидел ни одного слова касающегося "курман-кыргыза"..И не надо уводить от темы прикрепляя ногой-казахов,узбек-казахов,уйгур-казахов и т.д.

Либо это была попытка фолька , либо прошу привести факт присутствия "курман-кыргыза" среди казахов Монголии..

 

https://sherbol.wordpress.com/2015/06/18/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D1%8B%D1%80%D0%B3%D1%8B%D0%B7-%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%BD-%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...