Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Плано Карпини (Путешествие к Татарам) будучи лично в гостях у Татар неоднократно обращает внимание читателей, в том числе наше внимание на то, "... у Татаров нельзя было наступать на порог юрты".

 

У казахских племен это строгое табу действует до наших дней. Думаю, что и у братьев кыргызов также.

 

Вопрос - а как обстоят дела у монголоязычных народов?

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что и у братьев кыргызов также.

Кроме того,если наступят случайно - считается плохой приметой и дурным знаком..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А знаете почему? К примеру, казахи под порогом юрты в старину закапывали "джолдас", т.е. послед ребенка, чтобы его никто не наступал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А знаете почему? К примеру, казахи под порогом юрты в старину закапывали "джолдас", т.е. послед ребенка, чтобы его никто не наступал.

Ну я не такой знаток кыргызских обычаев,чтобы знать тонкости до мельчайшей подробности..Может быть и у нас "тон"(послед) закапывали в этих целях..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже не особо знаток, но об этом слышал.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Китайский источник "Мэн-да Бэй-лу" (Полное описание татаров-монгол). Л.17б: 

".. По их обычаю, когда выступают в поход, независимо от знатности и подлости, в большинстве случаев отправляются, взяв с собой жен и детей. [Они] сами говорят, что [женщины] нужны, чтобы заботиться о таких делах, как поклажа, платье, [80] деньги и вещи. У них исключительно женщины натягивают и устанавливают войлочные палатки."

 

 

У казахов было аналогично. М.И. Красовский "Образ жизни казахов степных округов":

"Тоже самое, придя на новую стоянку, на месте установки юрты, - обозначенном вперед прибывшим хозяином воткнутую в землю пикою, - укладывается верблюд, быстро развьючиваются, две женщины устанавливают по назначенной окружности канаты кереге, связывают их….. - и кибитка готова в те же полчаса."

 

 

А кто собирает юрты у монголоязычных народов, например, у халхасцев?

Потому что по имеющейся в ин-те скудной информации, это дело мужчин:

http://stepanyukv.livejournal.com/43836.html

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А знаете почему? К примеру, казахи под порогом юрты в старину закапывали "джолдас", т.е. послед ребенка, чтобы его никто не наступал.

Ну я не такой знаток кыргызских обычаев,чтобы знать тонкости до мельчайшей подробности..Может быть и у нас "тон"(послед) закапывали в этих целях.. :)

 

 

Я тоже не особо знаток, но об этом слышал.  :)

 

Например, каракалпакские верования о юрте. Думаю, казахские и кыргызские такие же. 

 

http://ulitka.kz/prazdniki/17402-obryady-i-verovaniya-karakalpakov-otnosyashhiesya-k-yurte.html

К культу предков уходят древние религиозные верования и обряды, связанные с порогом юрты. Культ порога юрты прослеживается в погребально-поминальных ритуалах, в свадебной церемонии, а также в процедурах, связанных с рождением и воспитанием детей. Например, когда при установке новой юрты (отау) устраивали празднество, то резали жертвенный скот (жан садака) на том месте, где у юрты должен был быть порог. Чтобы не сократить жизнь человека и чтобы дети не остались сиротами, не полагалось наступать, а тем более садиться на порог. Проклятием считалось бить руками по порогу. Если человек, входя в юрту, спотыкался, это считалось хорошим предзнаменованием - его угощали сластями, маслом. Культ порога прослеживается также у некоторых тюркоязычных народов Сибири. Например, хакасы-сагайцы не разрешали детям садиться на порог, иначе они будут расти медленно9.

Невеста, впервые вступающая в дом будущего мужа, и женщина после рождения каждого ребенка должны были поклониться порогу и прикоснуться лбом к нему, а затем переступить через него правой ногой. За проход через порог женщины приносили отцу и матери мужа подарки (илеу): халат, платье, тюбетейки.

Перед выносом покойного соблюдался обряд трехкратного прикосновения его головой к порогу, так как верили, что в этом случае он забудет вход и не вернется в дом, где жил. Порог считался великим (уллы), священным (киели). Иногда порог называли золотым, желая этим его возвеличить. Запрещалось здороваться через порог, потому что в таком случае считалось, что у человека одна нога в юрте, а другая в могиле10.

Истоки обычая, когда невеста перед входом в юрту будущего мужа дает выкуп за проход через порог и три раза притрагивается рукой, затем лбом к порогу, видимо, связаны с тем, что она просит предков жениха принять ее в состав своих потомков и приобщить к новой семье. Этот обряд соблюдался и во время паломничества к святым местам (мазар), если просили у них помощи в избавлении от бездетности, болезни, всяких неудач.

Одной из форм проявления культа предков является закапывание последа ребенка под порогом юрты, чем стремились сберечь жизнь последующих детей. Причем необходимо отметить, при рождении сына послед закапывали под порогом вместе с костью для игры асык (астрагал, алъчик). Если рождалась дочь, то с последом закапывали просо. В обоих случаях послед закапывался отцом новорожденного слева от входа. Этот ритуал, видимо, был вызван представлением о тесной связи последа и новорожденного, и поэтому осуществлялся ряд мер по охране последа. А что касается закапывания его именно слева от входа, т.е. на месте, где человек рождается, где сидит невеста, вошедшая первый раз в дом, где помещают покойника до его выноса, то это подчеркивает особое значение, придававшееся охране последа. Обычай закапывания последа с костью для игры и просом, видимо, был связан с полукочевым типом хозяйства: асык символизировал скотоводство, а просо — земледелие.

Аналогичные обычаи закапывания последа и связанные с этим обряды и верования были и у других народов Средней Азии и Казахстана. По данным Г.П. Снесарева, в Хорезме узбеки всюду послед зарывали в доме, у порога его дверей. Вместе с ним помещали альчик, если желали, чтобы следующим ребенком был мальчик11. Узбеки других районов и таджики при рождении сына также послед закапывали под порогом с асыком. А.Л. Троицкая, описывая обряды оседлого населения бывшего Ташкентского и Чимкентского уездов, отмечает, что послед закапывают с ошиком (альчик), если родился мальчик, с куклой, если - девочка, в той же комнате, в углу, или у порога, выбирая место, где меньше ступают12.

Истоки этого обряда связаны с древними традициями народов Средней Азии. Об этом свидетельствуют археологические данные. Например, при раскопках на городище Топрак-кала, памятника античности и раннего средневековья IV-V вв., среди предметов найдены альчики13. Археологами Каракалпакии на городище Курганча Тахтакупырского района обнаружены альчики под порогами в слоях VII—VIII вв. В 1959 г. участниками Каракалпакского этнографического отряда Хорезмской экспедиции АН СССР в северо-восточном углу крепости Маштак-ата, близ одноименного кладбища, расположенного на территории Кунградского района, обнаружен небольшой хум, заполненный альчиками. Городище датируется XII-XIII вв.14 Видимо, альчики хранились как культовые предметы. Память об их сакральном значении сохранялась у местного населения до недавнего времени. Не случайно старые каракалпаки говорят: «Пусть всегда твой альчик примет стойку "алшы"», что равноценно доброму пожеланию счастья на все времена.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фотографии из альбома сельскохозяйственной и промышленной выставки в Чите в 1899 году.

http://humus.livejournal.com/4253582.html

 

Тунгусы у юрты:

 

3ed9a416cc8d.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Группа бурят у юрты:

 

f47400d8b6de.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Женщина бурятка в юрте:

 

e0883037f7f5.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все отличия тюркской и монгольской юрты изложены в теме подробно. Последнее отличие юрт это цвет деревянных конструкций юрты и мебели:

 

У тюркской юрты (казахской, кыргызской, каракалпакской, ногайской и башкирской) - красный и темно-красный цвет. Окрашивали их охрой (каз: жоса), после чего сверху покрывали лаком. Красный цвет преобладает также на декоративных узорных лентах и веревках с кистями, украшающих внутреннее пространство юрты и свисающих с потолка. Красный цвет у тюрков - символ молодости и красоты.

Немного о красном цвете:

В красный цвет красили также часть древка стрелы. Красного цвета были конские попоны у женщин при перекочевках. Красный цвет преобладал в одеждах девушек и молодых женщин. Если умирал молодой человек, то женщины из числа близких, а также вдова, надевали красный платок, т.е. красный цвет означал кончину молодого человека. Красный стяг развевался на копье при смерти молодого мужчины, тогда как траурным флажком у человека средних лет был черный цвет, а у старого - белый.  И т.д. и т.п.

 

Наглядные примеры:

 

64857ec0a304.jpg

 

4f55c4cf5275.jpg

 

81d58c70a881.jpg

 

 

У монгольской юрты - желто-оранжевый цвет, характерный для тибетского буддизма (ламства). Желто-оранжевый цвет в буддизме - символ пламени и огня:

 

206846cad134.jpg

 

1a8a8b7b51bd.jpg

 

a39919426409.jpg

 

7a8451a8094e.jpg

 

6435fb7b0e7f.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монгольской юрты - желто-оранжевый цвет, характерный для тибетского буддизма (ламства). Желто-оранжевый цвет в буддизме - символ пламени и огня:

 

 

 

Постом выше поторопился, что цвет это последнее из рассматриваемых различий между тюркской и монгольской юртами. Потому что вдруг задался вопросом, почему у монгольской юрты мог измениться рисунок купола?

 

Ответ нашел опять же в Тибете, точнее в философии тибетского буддизма

 

Итак:

 

Светодымовой обруч монгольской юрты - "тооно".

 

Лично мое мнение, что существующее его объяснение монголами понятием "крест" не совсем правильное, потому что дополнительная деталь в его центре в виде перекрещивающихся двух коротких палок, емнип, деталь добавочная и присутствует на нем не всегда.

И вполне допускаю, что ассоциация всей сложной конструкции обруча только с одним маленьким крестиком в центре это всего лишь память о былом когда-то у монголов обруче, который, имхо, был полностью аналогичен тюркскому обручу (шангырак, тундук) и существовал в форме большого креста на весь обод сугубо из одних перекрещивающихся жердей:

83feaf5b7039.jpg

без современных 8-ми спиц и дополнительного внутреннего круга на "тооно". 

 

Наглядные примеры монгольского тооно:

 

c9b18451254d.jpg

 

41968a28720f.jpg

 

a2c96e011376.jpg

 

А это и есть, имхо, "модернизированный" тооно с дополнительным крестиком в центре:

 

87792f5442aa.jpg

 

Оказывается нынешняя геометрия светодымового обруча монгольской юрты - это сугубо тибетский религиозный и мистический символ одного круга внутри другого круга, соединяющихся между собой 8-мью симметричными линиями, или по другому, вокруг малого круга расположены 8 лепестков, снаружи которого больший круг. Тибетские буддистские тексты описывают этот знак как 8-лепестковый лотос, окружённый ожерельем снежных гор.

 

Символ этот называется "шамбала", на санскрите обозначающий таинственную мифологическую страну в Тибете как центр метафизического мира, места обитания царя мира и энергетический центр, где существует источник, дающий жизнь всему сущему на земле.

 

В монгольской и тибетской живописи этот символ выглядит следующим образом - внутри кольца заснеженных гор, вокруг центра царства, проходит ещё одно кольцо ещё более высоких гор. Реки и меньшие горные цепи разделяют область между двумя кольцами на 8 районов, расположенным подобно лепесткам вокруг центра цветка.

 

Наглядный материал:

 

"Тибет. Из минерального пигмента, содержит узоры из чистого золота. Работа выполнена на хлопке коллекции Shelley & Donald Rubin Foundation":

 

d900c69df821.jpg 7cab793c1f41.jpg

 

"Шамбала. Тибетский рисунок":

арство Шамбалы. Монгольская "танка" (живопись), фрагмент, 19 век":

 

317d3ea72f14.jpg

 

"Царство Шамбалы. Рудрачакрин, будущий владыка Шамбалы, восседает в своём дворце, окружённый 8-лепестковыми областями с городами и провинциями. Фигуры, показанные наверху, слева направо: будда Амитабха, Калачакра с супругой, будда Медицины и Третий Панчен-лама, автор самого популярного путеводителя в Шамбалу":

 

8a74e5864bbe.jpg

 

"Лотосная форма Шамбалы - царство в виде 8-лепесткового цветка лотоса":

 

839ac27031f4.jpg

 

"Шамбала":

 

620a95468b31.jpg

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из-за дефицита времени появился на форуме пару раз наскоками и то на пару минут, чтобы закончить свою мысль. 

(вот счастья то наверно привалило моим поборникам и единомышленникам Tynych'у, Pecemaker'у, Kiirikmiltik'у? :lol: )

 

Монголия. Чакра («колесо») или Дхармачакра («колесо закона») в центре купола ханской юрты:

 

23c210702338.jpg

 

Чакра в виде 8-лепесткового лотоса на всех современных юртах монголоязычных народов:

 

082b1a7861b0.jpg

 

fe14c97c97f0.jpg

 

Тем самым, можно предположительно констатировать, что форма светодымового обруча  монгольской юрты является обыкновенной мифологически-религиозной символикой тибетского буддизма - в ее основе симбиоз 8-лепесткового лотоса и чакры, а название ("тооно") - тюркизмом.

 

И случайно ли созвучие?

 

санскр: «Чакра» (крестообразное колесо или колесо со спицами) – тюрк: «Чанкрак», «Чангырак» (крестообразный купол тюркской юрты в виде колеса со спицами)?  Если так, то монгольское «цагирах» («круг») фонетически далековато будет от них…

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжу сравнения.

 

Теперь о традиционных орнаментах монгольской и тюркской юрт, используемой на мебели, деталях юрты, внутреннем убранстве и утвари:

 

 

У монголоязычных народов это устойчивая символика тибетского буддизма (ламаизма):

 

Посуда:

 

a8a36c41e968.jpg

fdf5d7e71bdc.jpg

 

Сундук:

 

8a66487aec13.jpg

 

Мебель:

 

beaaad006d84.jpg

 

Ковры:

 

914c3e8f1d84.jpg

 

Дверь юрты:

 

24b933eb2d7d.jpg

 

4c3730fb0f8e.jpg

 

Юрта снаружи:

 

524cde1c3951.jpg

 

Тибетско-буддистский орнамент на подпорках купола:

 

44ad7e5d468a.jpg

 

fea455c24a46.jpg

 

 

У тюркских народов это древний исконно скотоводческий орнамент, не связанный с какой-нибудь из религий:

 

Посуда:

 

14638f1fa4ad.jpg

ac8115b56e73.jpg

ee42527f9972.jpg

 

Сундук:

 

8ad7fd8605d1.jpg

 

Мебель:

 

a6fdd38f75f7.jpg

 

Ковры:

 

73fe353d51d9.jpg

 

Дверь юрты:

 

281b8e72b450.jpg

 

Юрта снаружи:

 

bd6b25e42f42.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще один интересный вопрос о детской люльке (колыбели) как неотъемлемого предмета юрты.

 

Почему то монголоязычные народы с ней не знакомы. Как бы ни старался что-нибудь обнаружить о ней (монг: «өлгий») ничего не нашел кроме вот этого единственного старинного музейного экспоната:

 

http://s019.radikal.ru/i642/1602/7d/c3747b0db640.jpg

 

К примеру, у тувинцев и хакасов емнип подвесная люлька. 

 

Возникает логичный вопрос к братьям монголам – где халхаские младенцы спят и растут до того времени, когда они начинают ползать и ходить, примерно до 1 года? Речь конечно же о воспитании в юрте.

 

Казахская люлька (каз: «бесік»; думаю кыргызская и другие колыбели аналогичные казахской):

 

7a6a04854bfe.jpg

 

fc659eefc772.jpg

 

Конструкция:

 

8965f6dfa270.jpg

 

Современные:

 

0b046a678986.jpg

 

5c9b719497d1.jpg

 

Самое главное, что «бесік» это не просто кроватка, а кроватка - универсал. Это кроватка, позволяющая:

 

1)   Пеленать и связывать ребенка неподвижно в прямом положении на спине, чтобы он не переворачивался, не перекатывался, не падал, не пугался своих рук и т.д.

2)   Накрывать ребенка, позволяя при этом не задевать покрывалом ребенка и закрывать от него яркий свет.

3)   Выводить автоматически мочу специальным приспособлением – в области таза делался проем, через который проходила и укреплялась специальная трубочка из кости барана (каз: «шүмек») и ёмкость для мочи (каз: «түбек»), с помощью которого постель и тело ребенка были постоянно сухими. Тюрки кочевники не нуждались в памперсах еще тысячелетия назад!  B)  ;) 

4)   Нижняя часть конструкции позволяла качать люльку и убаюкивая усыплять ребенка не беря его нар руки.

5)   Сверху устанавливались перья филина (каз: «үкү») как оберег.

6)   Ко рту ребенка сверху свисал шнур, на котором привязывался кусочек бараньего курдючного сала в качестве соски-пустышки.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

один из главных атрибутов в бесик это обязательное наличие перьев совы, было бы интересно узнать у других народов есть подобные традиции

перья совы также часто используют в головных уборах у казахов, монголы Чингисхана тоже часто использовали перья совы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

один из главных атрибутов в бесик это обязательное наличие перьев совы, было бы интересно узнать у других народов есть подобные традиции

перья совы также часто используют в головных уборах у казахов, монголы Чингисхана тоже часто использовали перья совы

 

У каракалпаков нет такой традиции, все ритуалы делаются до укладывания ребенка в колыбель - под подушку кладут разные предметы от камешек до ножа, обязательно хлеб кладут и растения, под ноги кладут зеркало. Единственным талисманом все время находящимся при колыбели вместе с ребенком могут быть волчьи зуб или перо степного орла. К сожалению, сейчас незнаю все еще соблюдаются эти ритуалы или нет, но перьев совы не используют это точно. Сова считается дурной птицей, в детстве нас часто пугали, запрещали ловить взгляд совы, а если сова случайно заденет, то говорили, что вечно останешься калекой. Но с чем такие предосторожения связаны, к сожалению тоже незнаю. Вопросов взрослым не задавал, хотя надо было. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на казахском сова называется жапалақ и үкі

үкі по моему на русском филин

перьям филина очень большое значение дается, казахи перья филина везде вешают, начиная от бесик до своих машин, вот такое трепетное отношение 

как символ чистоты, оберегающий от всяких напастей, несмотря на то что эти верования противоречат исламу, но все равно, по сегодняшний день данное отношение довольно распространено среди казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...