vbyubzy Опубликовано 25 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2013 Да ладно вам, АКБ, бик_нур вот считает, что там жили тунгусы)) Вы уж там у себя определитесь наконец, кто где жил. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 25 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2013 Есть ли жизнь на Бай-коле, нет ли жизни на Бай-коле вот в чем вопрос ? С западной стороны самодийцы, с восточной тунгусо-маньжуры, а затем прискакали на своих лошадках, булгаро-хунны (протюрки) и стали заниматься ликбезом. Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности) — массовое обучение неграмотных Насколько нам известно, Вбуюзи владеет английским языком, уж вам ли не знать о схожести граматических основ (слов) хальмг кельн и инглишь? Какие то вы нерешительные в этом вопросе, чесслово. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 25 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2013 Юрта-Слово это тунгусо-маньчжурского происхождения. На маньчжурском означает "дом". Mongol people live in grassland generation after generation. Manchu people call the houses of Mongolia herdsmen as "Mongolia yurt", "Yurt"in Manchu language means "Home"or "House". http://www.chinaculture.org/gb/en_chinaway/2007-03/16/content_94306_2.htm Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», а также — пастбище, родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество» синоним слова «Родина», дословно: «Отцовский дом». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 25 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2013 Ю́рта (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) узб. o`tov) -на монгольском товь гэр(полусферической формы.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 26 октября, 2013 Юрта-Слово это тунгусо-маньчжурского происхождения. На маньчжурском означает "дом". Вы не правы, это слово исконно тюркское. См: Древнетюркский словарь, Л., 1969, с. 282. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 26 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 26 октября, 2013 Юрта-Слово это тунгусо-маньчжурского происхождения. На маньчжурском означает "дом". Вы не правы, это слово исконно тюркское. См: Древнетюркский словарь, Л., 1969, с. 282. Юрта-Слово это тунгусо-маньчжурского происхождения. На маньчжурском означает "дом". Вы не правы, это слово исконно тюркское. См: Древнетюркский словарь, Л., 1969, с. 282. Do you speak manchu? "Yurt"in Manchu language means "Home"or "House". http://www.chinacult...ent_94306_2.htm Mаньчжуры и китайцы тоже лгуны? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 27 октября, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 октября, 2013 насколько я знаю дом у маньчжуров boo. а войлочная юрта у них называется monggo boo т.е. монгольский дом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 28 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2013 Ю́рта (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) узб. o`tov) -на монгольском товь гэр(полусферической формы.) Узбекский "отов" означает семья, и никакого отношения к монгольскому "товь" не имеет... меньше фантазировать и больше здравья желаю... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Человек из далека Опубликовано 28 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2013 Монголы ставят палки в центре юрты, чтобы не развалилась. Тюрки этого не делают и юрты наши прочны. Почему такая разница? Потому что монголы переняли у нас кочевание и юрту, но всех тонкостей юрто-строительства так и не познали. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 28 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2013 Монголы ставят палки в центре юрты, чтобы не развалилась. Тюрки этого не делают и юрты наши прочны. Почему такая разница? Потому что монголы переняли у нас кочевание и юрту, но всех тонкостей юрто-строительства так и не познали. Культурному человеку стыдно не знать своих предков. Спросите это у свойх предков -настоящих лесных тюрков Сибири!! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Человек из далека Опубликовано 28 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2013 Монголы ставят палки в центре юрты, чтобы не развалилась. Тюрки этого не делают и юрты наши прочны. Почему такая разница? Потому что монголы переняли у нас кочевание и юрту, но всех тонкостей юрто-строительства так и не познали. Культурному человеку стыдно не знать своих предков. Спросите это у свойх предков -настоящих лесных тюрков Сибири!! Под тюрками я подразумеваю казахов. По теме ничего сказать не можете. Почему то я не удивлен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 28 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2013 Монголы ставят палки в центре юрты, чтобы не развалилась. Тюрки этого не делают и юрты наши прочны. Почему такая разница? Потому что монголы переняли у нас кочевание и юрту, но всех тонкостей юрто-строительства так и не познали. Культурному человеку стыдно не знать своих предков. Спросите это у свойх предков -настоящих лесных тюрков Сибири!! Под тюрками я подразумеваю казахов. По теме ничего сказать не можете. Почему то я не удивлен. Туркуты и тюрки-разные понятия. Туркуты-монголы Ашина.монгольское племя чинос. Тюрки- поданые Ашины ,лесные тюркоязычные племена Сибири и Алтая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2013 Ю́рта (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) узб. o`tov) -на монгольском товь гэр(полусферической формы.) Узбекский "отов" означает семья, и никакого отношения к монгольскому "товь" не имеет... меньше фантазировать и больше здравья желаю... Да, ув. Арсен. Узбекское "отов", казахское "отау" и другие все связаны с очагом "от", отау - вновь изготовленная, новая юрта для молодоженов - новая семья, новый очаг в роду. Имхо, праформа "ot-äb" (очаг-дом). На халхаском "төв гэр" или "төвийн гэр" букв. (имхо) центр дома, центр юрты, по-тюркски это "oshaq / ochaq". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2013 Монголы ставят палки в центре юрты, чтобы не развалилась. Тюрки этого не делают и юрты наши прочны. Почему такая разница? Потому что монголы переняли у нас кочевание и юрту, но всех тонкостей юрто-строительства так и не познали. Культурному человеку стыдно не знать своих предков. Спросите это у свойх предков -настоящих лесных тюрков Сибири!! Под тюрками я подразумеваю казахов. По теме ничего сказать не можете. Почему то я не удивлен. Туркуты и тюрки-разные понятия. Туркуты-монголы Ашина.монгольское племя чинос. Тюрки- поданые Ашины ,лесные тюркоязычные племена Сибири и Алтая. Завтра чтоб принес справку Говь-Алтайского аймачного ПНД! А то не понятно с кем спорим. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 31 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2013 Ю́рта (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) узб. o`tov) -на монгольском товь гэр(полусферической формы.) Узбекский "отов" означает семья, и никакого отношения к монгольскому "товь" не имеет... меньше фантазировать и больше здравья желаю... Да, ув. Арсен. Узбекское "отов", казахское "отау" и другие все связаны с очагом "от", отау - вновь изготовленная, новая юрта для молодоженов - новая семья, новый очаг в роду. Имхо, праформа "ot-äb" (очаг-дом). На халхаском "төв гэр" или "төвийн гэр" букв. (имхо) центр дома, центр юрты, по-тюркски это "oshaq / ochaq". Нет, не "төв гэр"! Hooker писал о "товь гэр"-е. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 31 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2013 Монголы ставят палки в центре юрты, чтобы не развалилась. Тюрки этого не делают и юрты наши прочны. Почему такая разница? Потому что монголы переняли у нас кочевание и юрту, но всех тонкостей юрто-строительства так и не познали. Интересно, я не задумывался над этим... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2013 Монголы ставят палки в центре юрты, чтобы не развалилась. Тюрки этого не делают и юрты наши прочны. Почему такая разница? Потому что монголы переняли у нас кочевание и юрту, но всех тонкостей юрто-строительства так и не познали. Интересно, я не задумывался над этим... Ув. Арсен, о заимствовании свидетельствует имхо не только постоянная подпорка, а еще ряд деталей. О них я писал в данной теме. По ним, то есть по наличию или отсутствию их, можно судить какой тип эталон, а какой копия. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 1 ноября, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2013 о великие тюрки учители наши, мы должны поклониться вам денно и нощно. спасибо что научили ставить юрты и кочевать. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 1 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2013 Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке))) В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 1 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2013 о великие тюрки учители наши, мы должны поклониться вам денно и нощно. спасибо что научили ставить юрты и кочевать. маньжуры так и не стали полноценными кочевниками, все волны которые зарождались в маньжурии (джуржени, цинь), они просто растворялись в завоеванных оседлых государствах. У них была какая то тяга к оседлым цевилизациям Только кочевники пртивопостовляли себя ханьцам (хунны, древние тюрки, кидане, татары), тоесть судьба монголоязычных могла быть похожа на маньжурскую 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MEN Опубликовано 1 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2013 Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке))) В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка. насколько я понял по фотографиям, там устанавливаются два поддерживающих столба, упирающиеся в края дымового отверстия Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aiba Опубликовано 1 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2013 Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке))) В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка. в сети много фотографий монгольских юрт и у многих в центре стоят две деревянные подпорки, поддерживающие так называемый массивный тундук (шанырак). чисто физически объяснить наличие этих подпорок можно только тем, что купольные жерди (уык) прямые, а не изогнутые как в традиционных казакских юртах, т.е. купольные жерди лишены жесткости и обладают меньшей несущей способностью, особенно в зимнее время. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2013 Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке))) В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка. Ув. Vbyubzy, у меня не бред. Я думаю причина в другом. Вы, наверно как городской житель, например Элисты балгасун, трудно представляете себе монгольскую юрту, а тем более изнутри. Речь шла не о палках, а о шестах - подпорках. И в них нет ничего зазорного, чтобы Вам оправдываться и оскорбляться. Они вынужденная деталь в монгольской юрте, как метко заметил ув. Aiba, причина в конструкции купольных шестов (изогнутость). А от себя добавлю, что другая причина в их длине. Все это мы уже неоднократно здесь обсуждали. У тюркской юрты они изогнутые в нижней части, что дает большую высоту потолка по краям юрты, просторность, и не надобность в каких-то постоянных подпорках в центре юрты, а также дает устойчивость купола без специальных подпорок (жесткость конструкции). А их большая длина относительно диаметра юрты дает эффект высококупольности и лучший дымоотвод (тягу). В монгольской юрте эти жерди прямые и короткие относительно диаметра юрты, в результате чего юрта низкая как по краям помещения, так и в куполе (в центре) и обязательно нуждается в постоянных подпорках по центру. У нас тоже конечно были подпорки, но их ставили только при сильных ураганных ветрах и буранах, даже существовала специальная техникак в какое место юрты и с каким уклоном ставить эти шесты. Не хочу быть голословным и по примеру нашего Хукера, не забывающего всегда иметь при себе фотоаппарат, залью наглядную информацию: Отсюда у меня возникает вопрос, как раньше монголоязычные народы избегали пожаров в юрте? Ведь деревянные подпорки устанавливались рядом с очагом. Это сейчас сплошь буржуйки (см: фото). Обрабатывали нижнюю часть шестов каким-то средством? Или жестью? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 2 ноября, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2013 Вообще-то опорные столбы называются по-тюркски бакан/пахан. В Турции министр "бакан", а премьер - "башбакан" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2013 Например, у казахских кереев - прямых потомков средневековых кереитов, населявших и тогда и сейчас северные районы Синьцзяня (Кара Ертыс, южные склоны Саура и Тарбагатая) до последнего времени сохранился средневековый тип юрты, изображенный на средневековых миниатюрах как юрта на вооружении армии Чингизхана и юрта половцев - с вытянутым, регулируемым в зависимости от направления ветра дымником, чтобы не коптило на ходу, при движении! У современных монголоязычных народов такой тип юрты не обнаружил. Или есть? Миниатюр с изображениями татарской юрты под рукой не оказалось, привожу для примера современный рисунок юрты такого типа 13 века (замечу, что у казахов до последних веков использовались юрты на телегах, передвижные, мобильные): 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться