Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

В 08.05.2017 в 15:05, АксКерБорж сказал:

Ответьте мне на вопрос - для чего служат 2 шеста с двух сторон двери халхаского гэра? Что они означают?

f76b795bbe41.jpg

 

1113ad1697df.jpg

Эврика! Нашел ответ на свой вопрос без помощи Peacemaker'а.

Оказывается современная монгольская мода 21 века в попытке домыслить и доработать татарскую юрту племен Чингизхана современными бутафорными бунчуками на оставшихся без дела шестах у двери это лишь следствие. Своего рода использование оставшихся без дела шестов в других целях. ;)  

А первопричина назначения этих двух шестов по краям двери монгольского гэра это приход в МНР революционной и коммунистической идеи в начале 20 века и повсеместная необходимость в агитационных знаменах, транспарантах и плакатах.

Потому что больше негде их вешать в степи, только на входах в гэры! B) 

5d932452adf9.jpg

 

Я оказался прав.

Агитационный гэр при выборах депутатов времен Монгольской Народной Республики:

46481a9cd307.jpg

Агитационный гэр при выборах депутатов в нынешней Монголии (на шестах флаги политических партий):

f4136c86c51f.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА


До народной революции в Монголии было очень мало строений жилого типа. Исключением являлись храмы, монастыри и другие культовые строения. Все население жило в юртах, кочуя по просторам страны. Вот почему Монголия прошлого называлась "страной войлочных юрт". Впрочем, и до сих пор в юртах проживает большинство населения, особенно в сельской местности.
 
Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте. Раньше разборную юрту транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта вместе со всем скарбом.
 

Основные элементы юрты — деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия — были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты — ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой. Остов стандартной юрты состоит из 4 - 6 деревянных решеток-стен. 
 

Кровля юрты составлялась из жердей - уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг - тоно — центр кровли, а нижним — на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками. 
 

Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двустворчатая дверь. Иногда в зимнее время к входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.
 

Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой.
 

Внутреннее устройство юрты зависит от материального положения семьи, а также, в большей степени, от ее предназначения. Как правило юрты, предназначенные для перекочевки, выглядят беднее и проще. Гостевые юрты (предназначенные для размещения гостей) выглядят очень нарядно.
 
Дверь монгольской юрты всегда обращена к югу. Эта особенность установки юрты, позволяла кочевникам определять время суток. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие в юрте, скользя по обрешетке, в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Юрты, установленные в городе особо не ориентированы по сторонам света. Как правило вход в юрту обращен в сторону входа (въезда) на участок, где проживает семья.
 
Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты традиционно размещается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Вдоль стены полукругом стоит домашняя утварь, центральный сундук у северной (напротив входа) стороны юрты раньше считался домашним алтарем. На нем стояли буддийские статуэтки, лежали "святые камни", стояли чашечки для жертвоприношений. 
 
Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас.
 
До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт.

НЕ ПРИНЯТО (НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ):

Без спроса хозяев входить в юрту

Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.

Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него.

Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.

НЕЛЬЗЯ:

Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.

Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику. 

Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. 

Постороннему нельзя входить в юрту, где рожает женщина,

Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье; 

Нельзя свистеть это сигнал, созывающий злых духов.

Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.

Запрещается дарить нож и острые предметы. 

При застолье гости не имеют права менять свои места.

 

До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место. Огромные повозки на которых перевозились большие юрты можно увидеть  на туристической базе "Чингис Хан хурэе" (повозки остались после съемок художественного фильма о "Чингис Хане".
 
Старайтесь уважать культуру и традиции жителей страны. Если вы не знаете как поступить правильно, в том или ином случае - не бойтесь - спрашивайте, и вам с интересом расскажут о том, что вы не знаете. Если хотите сфотографировать обитателей дома, обязательно спросите их разрешения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я уже заливал юрту Кубилай-хана, она явно тюркского типа.

Теперь юрта емнип Монке-хана, она тоже явно тюркская, но не монгольская:

adec6bf9eab0.jpg

 

Судя по источникам это где-то близ Эмиля, ханская орда в центре коренного родового юрта Чингизхана, где судя по летописям произрастало миндалевое дерево, для отопления жилищ использовалась красная ива, на рынке в изобилии продавались гранаты, дыни и грудные ягоды (ничего подобного в современной Монголии не произрастает). 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красная ива/улаан бургас/ везде в Монголии растет.

АКБ не нужно завидовать халха-монголам -прямым потомкам Чингисхана.

 

:D

%D0%A2%D1%83%D1%83%D0%BB%20%D0%B3%D0%BE%

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Peacemaker сказал:

Красная ива/улаан бургас/ везде в Монголии растет.

 

У вас юрта совершенно другая, у вас миндалевое дерево не растет, у вас реки текут совершенно в обратную сторону, у вас нет упоминаемых в источниках гор, и т.д. и т.п.

 

20 часов назад, Peacemaker сказал:

АКБ не нужно завидовать халха-монголам -прямым потомкам Чингисхана. :D

 

Отсюда простой вывод, что нам завидовать у вас нечему, завидуете вы нам и правильно делаете. Как говорил ваш приятель по бывшей илжиг-поисковой команде Момын, в таких случаях вам очень пригодится соль.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, Peacemaker сказал:

юрта маньчжуров тюрко-казахского типа.

 

В центре не юрта, а большой шатер с балдахином. А по сторонам действительно низкокупольные приземистые монгольские гэры. Кстати и оформление всех троих чисто халхаское (я про узор на куполе).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

В центре не юрта, а большой шатер с балдахином. А по сторонам действительно низкокупольные приземистые монгольские гэры. Кстати и оформление всех троих чисто халхаское (я про узор на куполе).

 

Две юрты по краям по высоте похожи на наши а  монгольские  меньше, оформление не наше . Дверь одностворчатая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.06.2017 в 17:29, arkuk сказал:

Две юрты по краям по высоте похожи на наши а  монгольские  меньше

 

Не похожи. Это можно судить даже по пропорциям.

Верхняя купольная часть в юрте тюркского типа по высоте больше нижней половины, решетчатой стены:

7349dfe8570c.jpg

В монгольском гэре купольная часть по высоте меньше нижней половины:

3396c8322ae7.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Не похожи. Это можно судить даже по пропорциям. Купольная половина юрты у нас больше по высоте нижней половины, решетчатой стены. В монгольском гэре купольная часть по высоте меньше нижней половины.

 

Я сужу по фото выставленные вами и по человеку на рисунке - рост человека чуть ниже края решётчатой стены, и если он сядет то остаётся большой запас (у монголов даже сидя голова на уровне края стены) - в этом похожа думаю. А верхняя часть да меньше - монгольская. У манчжуров юрта  монголо- тюркская:huh:?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.06.2017 в 17:46, arkuk сказал:

У манчжуров юрта  монголо- тюркская:huh:?

 

У монголов и манчьжуров много что общего. Вон на аватарке Peacemaker'a маньчжурская шляпа. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, АксКерБорж said:

 

У монголов и манчьжуров много что общего.

 

У маньчжуров и казахов есть род керей.А их среди монголов нет.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Peacemaker сказал:

У маньчжуров и казахов есть род керей.А их среди монголов нет. :D

 

Ваши слова небезосновательны. У монголов действительно нет керейтов и нет чингизидов. Вы может быть правы и потому, что существуют мнения, что род Чингизхана выходец из керейтов и что будущий Чингизхан отобрал у своего сюзерена Тугрул-хана его улус вместе с его столией, эмильским Кара-Корумом. В таком случае золотой род Нурхация (алтын урук) вполне мог быть осколком керейтов, чингизидов. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 6/11/2017 at 6:25 PM, АксКерБорж said:

 

У вас юрта совершенно другая, у вас миндалевое дерево не растет, у вас реки текут совершенно в обратную сторону, у вас нет упоминаемых в источниках гор, и т.д. и т.п.

 

Думал что за миндалевое дерево? Оказывается просто "бүйлс".  Монголы называют также "монгол сакура" - мода после японской сакуры.:D

В Монголии растут 2 вида миндали: Amygdalus pedunculata Pall. /Бариулт бүйлс/, Amygdalus mongolica Maxim Mongolian Almond (Amygdalus mongolica),/Монгол бүйлс/;

img2175rv.jpgarmeniacus8.jpg

Весной расцветает и в июле формируется ягодки костью внутри.

IMG_0878.JPG

Бүйлс цэцэглэх үеэр - во время цветения миндальего дерева (какой то монгол посадил у окна дома)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 6/11/2017 at 6:25 PM, АксКерБорж said:

У вас юрта совершенно другая, у вас миндалевое дерево не растет, у вас реки текут совершенно в обратную сторону, у вас нет упоминаемых в источниках гор, и т.д. и т.п.

 

У нас реки текут естественно как природа указывает, а не в совершенно обратную сторону. :lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, enhd сказал:

В Монголии растут 2 вида миндали:

 

Миндаль произрастает в теплых климатах:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Миндаль#.D0.A0.D0.B0.D1.81.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5

У монастыря Эрдэни-цзу в Монголии климат суровый, никакого миндаля там не может быть. Что-то вы сочинительством стали заниматься в последнее время, в дество впали что ли? :D

 

33 минуты назад, enhd сказал:

У нас реки текут естественно как природа указывает, а не в совершенно обратную сторону. :lol::lol:

 

В том то и дело, что ваши реки это не реки страны Чингизхана, потому что реки Мунгалистана текли на запад! Я присоединяюсь к вашему смеху. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 ОТЧЕТ по проекту «Мониторинг состояния популяций уязвимых и находящихся под угрозой исчезновения редких видов растений Республики Бурятия»
 

 

14. Миндаль черешковый – Amygdalus pedunculata Pall.  
 
Семейство Розоцветные – Rosaceae

Статус 2 (V). Уязвимый вид. Реликт неморального комплекса. Занесен в Красную книгу РСФСР.

Вид восточно-древнесредиземноморской ксерофильной флоры прашибляка. Основной ареал находится в Монголии. В России растет только в Бурятии на ограниченной территории в четырех пунктах на каменистых склонах хребтов степной территории, где складывается специфический температурный и световой режим – высокий приход (50-60 %) инфракрасной радиации. Влажность почв не превышает 5-9 %, что обуславливает особенности роста и развития вида. Миндаль формирует редкостойные заросли на каменистых склонах. В составе сообществ преобладают ксерофильные виды растений, к которым относится и миндаль.

Для миндаля характерно то, что его развитие в отдельные периоды не согласуется с ходом наиболее благоприятных погодных условий. Вегетация начинается в начале апреля, почки распускаются с 10 по 25 мая. Листья появляются в первой декаде июня. Цветение проходит в холодное сухое время с 25 мая по 3-4 июня до распускания листьев. Каждая ценопопуляция цветет ежегодно и очень обильно в течение 7-10 дней. Созревание плодов растянуто до 2,5 месяцев. Плоды начинают опадать в первой декаде августа, и к середине месяца все рассеиваются. Прирост побегов за вегетацию 5-7 см, лишь порослевые побеги за год отрастают на 30-40 см.

В природных условиях взрослые кусты миндаля равномерно распределены по территории, и каждый из них находится в окружении молодых сеянцев различного возраста, создающих впечатление поросли, иногда таких сеянцев насчитывается несколько десятков.

По данным Т.Г. Бойкова и других (1987), на участках слабого выпаса ценопопуляции миндаля черешкового не претерпевают заметных изменений, при этом на площадке 100 м² встречается в среднем 25 разновозрастных особей. Проективное покрытие миндаля составляет 40-45 %. На участке интенсивного выпаса на 100 м² встречается 16 особей миндаля, его проективное покрытие составляет 10-20 %. На почве появляются пятна без растительности. Из травостоя выпадают 22 вида. Общее проективное покрытие сообщества уменьшается до 25-30 %. Благоприятные условия для роста и развития получают виды дигрессивного ряда (Artemisia frigida и др.) Отмечается появление сорных видов (Chenopodium aristatum и др.). На участках высокой пастбищной дигрессии (полусбой) на 100 м² приходится 12 особей миндаля. В этом случае растения, в сущности, заканчивали свое существование: они низкорослые, без прироста, не цвели; от половины особей остались только сухие пеньки до 15 см высотой. Проективное покрытие миндаля снизилось до 8-10 %. В травостое увеличивается роль Artemisia frigida, продолжается появление Veronica incana и Chamaerhodos erecta, сильное развитие получают сорняки (Chenopodium album и др.). При абсолютном сбое почва становится оголенной, миндаль исчезает, а травостой представлен несколькими видами дигрессивного ряда и сорняками.

Данные, полученные во время изучения процессов деградации ценопопуляций миндаля черешкового при выпасе в окрестностях поселков Новоселенгинск и Селендума, показывают следующее. При первой ступени (очень слабый выпас) пастбищной дигрессии высота растений миндаля была не менее 80 см, максимальный диаметр кроны – 50-92 см, а годовой прирост побегов – 7-8 см. У особи цветки развивались лишь на 6 стволиках из 34-35; на стволике насчитывалось до 49 цветков, но плодов завязалось мало – 9,5 %, вследствие повреждения вредителями семяпочек. Урожай плодов невысокий – 7 шт./м². Воздушно-сухая масса живой надземной части особи составляла 2,5 кг, а листьев – около 0,5 кг. При второй ступени (сильный выпас) пастбищной дигрессии особи миндаля были угнетены и низкорослы: высота около 35 см, а прирост побегов 3-4 см. Масса листьев составляла 15,4 % от общей надземной массы (1,1 кг). Урожай плодов очень низкий – 1 шт./м², в связи с чем семенное размножение в популяции практически отсутствует. При высокой пастбищной нагрузке (третья ступень – полусбой) особи миндаля почти заканчивают свое существование. Плотность их на 100 м² уменьшается вдвое, прироста побегов и цветения не наблюдается. От половины числа особей остались лишь сухие пеньки высотой 10-15 см. На ступени абсолютного сбоя живые особи миндаля отсутствуют.

Таким образом, показано, что с увеличением степени пастбищной дигрессии в ценопопуляции миндаля идет постепенное снижение жизненности, как отдельных его особей, так и ценопопуляции в целом.

Следует провести детальное обследование всех популяций и обеспечить сохранение мест обитания: исключить выпас скота в зарослях миндаля, организовать заказники «Миндальная роща» в окрестностях пос. Селендума и в других местах.

Фото Д.Я. Тубановой
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, АксКерБорж said:

 

Ваши слова небезосновательны. У монголов действительно нет керейтов и нет чингизидов. Вы может быть правы и потому, что существуют мнения, что род Чингизхана выходец из керейтов и что будущий Чингизхан отобрал у своего сюзерена Тугрул-хана его улус вместе с его столией, эмильским Кара-Корумом. В таком случае золотой род Нурхация (алтын урук) вполне мог быть осколком керейтов, чингизидов. 

 

Нет ни одного доказательства того,что казахский керей это керейты. Покажите хоть одно доказательство!

Я больше склоняюсь к тому,  что казахские керей  есть джурджени -кере. т.е предки маньчжуров.

:D

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...