Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

  В 08.02.2016 в 06:01, zet сказал:

А что насчет дерева для колыбели?

 

Здесь статья, европейцы, в том числе русские делали из любых видов берез, а в Средней Азии из приамидального тополья. А вообще, думаю, для колыбели любое дерево подойдет.

Статья интересная, двоякое у меня мнение теперь на счет бесика. Странно, сам примерно год лежал в этом бесике и был неплохим спортсменом, и сейчас для своего возраста если и не супер, то нормально себя чувствую, а тут говорят - вредная штука.

 

http://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/31636.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот у них тоже на головных уборах пышные перья филина

как-то английскую статью видел, где они реконструировали одежду монгол с иллюстрационных картин Джами-ат-таварих, в описании головного убора указывалась - перья совы  

 

 

H%C3%BCleg%C3%BC_et_son_arm%C3%A9e.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Искал значение волчьего зуба как талисмана, оказалось, что он многофункционален и для младенца тоже самый раз. Характер волка как бойца, предпочитающего или победу, или смерть присущь и каракалпакам, наверное из-за талисмана. Предки всегда любили свободу, без боя не сдавались и конечно же погибали за свободу, а результат на лицо - нас не миллионы.

Еще наткнулся на одну статью, заодно и вспомнил: первую одежду (не пеленки) надеваемую на младенца каракалпаки называют "Ийт койлек" (собачий/волчий прикид). 

 

http://fortunagid.com/zashhita/klyk-volka-amulet-znachenie

 

  Цитата
Что вы знаете о волках? Серое животное, обитающее в лесах и воющее на луну? Как бы ни так! Этот зверь – мистический символ переходной грани между тенью и светом, загробной жизнью и миром живых. Изображение волка присутствует во всех религиях, мифологиях, легендах – он вынослив, силен, способен идти в любой схватке или до победы, или до смерти, верен стае, грациозен. Поэтому-то оберег волчий клык обрел популярность повсеместно – люди всегда считали, что вместе с частью своего владельца талисманы, передают и основные черты характера, силы, умений.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.02.2016 в 11:14, АксКерБорж сказал:

И еще один интересный вопрос о детской люльке (колыбели) как неотъемлемого предмета юрты.

 

Почему то монголоязычные народы с ней не знакомы. Как бы ни старался что-нибудь обнаружить о ней (монг: «өлгий») ничего не нашел кроме вот этого единственного старинного музейного экспоната:

 

http://s019.radikal.ru/i642/1602/7d/c3747b0db640.jpg

 

К примеру, у тувинцев и хакасов емнип подвесная люлька. 

 

Возникает логичный вопрос к братьям монголам – где халхаские младенцы спят и растут до того времени, когда они начинают ползать и ходить, примерно до 1 года? Речь конечно же о воспитании в юрте.

 

Казахская люлька (каз: «бесік»; думаю кыргызская и другие колыбели аналогичные казахской):

 

 

Самое главное, что «бесік» это не просто кроватка, а кроватка - универсал. Это кроватка, позволяющая:

 

1)   Пеленать и связывать ребенка неподвижно в прямом положении на спине, чтобы он не переворачивался, не перекатывался, не падал, не пугался своих рук и т.д.

2)   Накрывать ребенка, позволяя при этом не задевать покрывалом ребенка и закрывать от него яркий свет.

3)   Выводить автоматически мочу специальным приспособлением – в области таза делался проем, через который проходила и укреплялась специальная трубочка из кости барана (каз: «шүмек») и ёмкость для мочи (каз: «түбек»), с помощью которого постель и тело ребенка были постоянно сухими. Тюрки кочевники не нуждались в памперсах еще тысячелетия назад!  B)  ;) 

4)   Нижняя часть конструкции позволяла качать люльку и убаюкивая усыплять ребенка не беря его нар руки.

5)   Сверху устанавливались перья филина (каз: «үкү») как оберег.

6)   Ко рту ребенка сверху свисал шнур, на котором привязывался кусочек бараньего курдючного сала в качестве соски-пустышки.

 

 

http://mama.tomsk.ru/babywearing/ethnic/russian_north.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 09.05.2016 в 10:00, Peacemaker сказал:

Этот тооно монгольский.

 

С каких пор? Отказываетесь от своего монгольского?   :)

 

Тоже закину несколько фоток. Вот, например, калмыцкие юрты прошлого, как видим тооно тюркские, но это не удивительно, потому что вокруг соседи тюрки (башкиры, ногаи, казахи, туркмены), о чем достаточно свидетельствует высокая и сферическая форма юрт:

 

aa70cd1a1061.jpg

 

 

Но не понятно когда такие тооно используют монголоязычные народы Монголии. Предполагаю, что тюркский тооно используют монголоязычные народы северо-западной Монголли, которые граничат с тюрками казахами, кыргызами и алтайцами:

 

dc5fdbaa31f0.jpg

 

c448f7917c8c.jpg

 

500c7bbed11c.jpg

 

c1465c08b5d8.jpg

 

46e33ab84644.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К вопросу, что детали юрты у монголов не однообразные как у тюрков и различаются, что видно по постам выше.


 


К тому же пишут, что тооно, как и решетчатые стенки (хана), носит у монголоязычных народов Монголии различные названия в различных районах Монголии:


 


- у халхасцев и бурят он именуется тооно


- у дэрбэтов и байтов хараачи


- в северо-восточных аймаках сырхинык-тон


 


Кстати, в северо-восточных аймаках Монголии тооно отличается от других тем, что у него жерди (уни) накрепко постоянно прикреплены к тооно с помощью шарниров.


 


По этому поводу вспоминается фотка, залитая еще несколько лет назад Peacemaker (когда он был то ли Aza, то ли Hooker :)), все мы тогда гадали, что за сооружение везут монголы в телеге, теперь понял, это был сооружение от соединенных на постоянно жердей с тооно.


 


Может Peacemaker покопаетесь в своем фотоархиве и освежите ту фотку?  :) 


  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.02.2016 в 11:14, АксКерБорж сказал:

И еще один интересный вопрос о детской люльке (колыбели) как неотъемлемого предмета юрты.

 

Почему то монголоязычные народы с ней не знакомы. 

К примеру, у тувинцев и хакасов емнип подвесная люлька. 

content_11nor-2155.jpg

Ну у одних люлька является неотъемлемой частью казахской юрты или русской (угро-финской) избы, а у других не является, почему монголоязычные должны быть с ней знакомы, интересно?

Очевидно, что имеет место быть такое явление как заимствование люльки у оседлых соседних  народов, а вместе с ней и привычку запрягать боевых лошадей в телегу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Недавно видел у дяди их с отцом старую люльку.

 

А внизу мои родичи из южной Бурятии. середина прошлого века.

 

255c1a93e3e5.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 03.11.2013 в 12:28, MEN сказал:

 

  В 03.11.2013 в 11:31, Hooker сказал:

Монголы жили и живут в юртах. Основная часть нынешних тюрков жила в чумах, покрытых березовой корой.

Аккуратней с такими мыслями. Вы сильно ошибаетесь. Если тюрки ассимилировали такие народности, которые жили в чумах, это не означает, что они все изначально селились так. Конструкция монгольских юрт доказывает обратное, не тюрки, а предки монголов. Так же и звучание вашего языка отлично от написания на бумаге, произношение звуков похоже на язык коренных сибирских народностей. Так что нечего пенять на зеркало...

 

А какие народы с чумами ассимилировали тюрки и на какие такие языки сибиряков похож монгольский язык? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 03.11.2013 в 12:50, АксКерБорж сказал:

Трудно вообще что-либо доказывать о монгольскости того или иного на примере калмыков, общеизвестный факт, что на всё калмыцкое сильно воздействовало тюркское окружение, с одной стороны ногаи, с другой казахи, с третьей башкиры - на язык, имена, традиции и прочее. Даже домбра тюркская.

Интересно, в чём именно проявляется это надуманное "сильное воздействие" в языке, именах и уж тем более в традициях. Странно что упомянули ногайцев, какое с их стороны может быть "сильное воздействие" на наши традиции и т.п. Вы историю ногайцев хорошо знаете?

Предоставьте пожалуйста на вскидку хотя бы пару десятков имён, или пару десятков традиций из-за "сильного воздействия" вдруг оказавшихся у калмыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 09.05.2016 в 15:21, Duwa-Soqor сказал:

Ну у одних люлька является неотъемлемой частью казахской юрты или русской (угро-финской) избы, а у других не является, почему монголоязычные должны быть с ней знакомы, интересно?

Очевидно, что имеет место быть такое явление как заимствование люльки у оседлых соседних  народов, а вместе с ней и привычку запрягать боевых лошадей в телегу.

 

Про запрягать боевых лошадей в телеги это вы конечно в силу эмоций заявили, ничего, бывает. К тому же эта тема обсуждается в другом месте.

 

А по поводу детской колыбели (люльки) задам ка я вам 2 вопроса:

 

1) Если эта деталь юрты заимствование у оседлых народов, тогда откуда в монгольских языках термин "өлгий", обозначающий детскую колыбель?

2) Если монголоязычные народы с ней не знакомы, то где спали и росли новорожденные дети до 1 года и старше?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 09.05.2016 в 16:18, Duwa-Soqor сказал:

Интересно, в чём именно проявляется это надуманное "сильное воздействие" в языке, именах и уж тем более в традициях. Странно что упомянули ногайцев, какое с их стороны может быть "сильное воздействие" на наши традиции и т.п. Вы историю ногайцев хорошо знаете?

Предоставьте пожалуйста на вскидку хотя бы пару десятков имён, или пару десятков традиций из-за "сильного воздействия" вдруг оказавшихся у калмыков.

 

Про имена частично здесь:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4014-tiurko-mongolskie-imena/page-5#entry108502

 

Про кухню в соот-щей теме, навскидку бууз у вас емнип бöрек, муз. инструмент, форма и тип юрты, и т.д. и т.п., сейчас все ворошить по новой трудно.  

 

И это все не удивительно и не страшно, потому что это взаимные культурные контакты. У нас тоже огромная масса калмыцких топонимов и ничего, не стыдимся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно типо этого топонима :

http://news.ivest.kz/48234007-osvobozhdenie

"...провезли нас по некоторым местам “калмак кырылган”. На Белеуты, на Буланты, в 35 км севернее поселка Байконыр полно калмыцких могил. Похоже топоним “калмак кырылган” этими местами не исчерпывается. Наверняка, было еще множество битв, в результате которых джунгары, обратив лицо в долину бегства, отступали на север в район реки Нура. Как утверждает историк Галиев, к концу 20-х годов джунгары были вытеснены из региона Улытау. Последним противостоянием в этой войне было сражение на севере Улытау в верхнем течении реки Жаксы кон..."

Одно не понятно калмаки сами себя похоронили или приезжали родственники и похоронили на уже вражеской земле ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.05.2016 в 08:07, Мерген сказал:

Наверно типо этого топонима :

http://news.ivest.kz/48234007-osvobozhdenie

"...провезли нас по некоторым местам “калмак кырылган”. На Белеуты, на Буланты, в 35 км севернее поселка Байконыр полно калмыцких могил. Похоже топоним “калмак кырылган” этими местами не исчерпывается. Наверняка, было еще множество битв, в результате которых джунгары, обратив лицо в долину бегства, отступали на север в район реки Нура. Как утверждает историк Галиев, к концу 20-х годов джунгары были вытеснены из региона Улытау. Последним противостоянием в этой войне было сражение на севере Улытау в верхнем течении реки Жаксы кон..."

Одно не понятно калмаки сами себя похоронили или приезжали родственники и похоронили на уже вражеской земле ?

 

А есть ли в этих местах калмыцкие захоронения и проводились ли археологические изучения? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.05.2016 в 11:53, Kamal сказал:

А есть ли в этих местах калмыцкие захоронения и проводились ли археологические изучения?

 

Мерген наверняка прав, калмыцкие могилы как таковые на территории Казахстана вряд ли можно обнаружить.

 

По источникам известно, что монголоязычные народы вплоть до октябрьского переворота в России в 1917 году, в том числе калмыки (ссылки давал раньше), умерших не хоронили в земле, трупы оставляли в открытой местности, которые съедали собаки, хищные звери и птицы. Поэтому калмыцких захоронений на территории Казахстана вряд ли найти, известно ли это авторам приведенной Мергеном статьи, не знаю.

Но позвольте мне повозмущаться, :) в конце концов надо же отделять смысл существующих в Казахстане топонимов "калмак кырылган" (места массовой гибели калмыков) от не существующего понятия "калмак моласы" (захоронение калмыков). Может быть это и не могилы вовсе? Или могилы других эпох?

 

Но возникают другие вопросы - что делали казахи с большим количеством тел погибших в бою калмыков в таких местах, возвращали родственникам или хоронили? если хоронили, то по каким традициям? хоронили по одиночке или в братской могиле? если это калмыцкие могилы, то почему народ их не связывает с понятием "могила, захоронение" (мола, корым, оба, зират) и т.д. и т.п.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюркская юрта 6-7 веков. Знатный тюрок принимает дары. Панель мраморного погребального сиденья из музея Михо, г. Сигараки, Япония:

 

49b1ce5cead9.jpg

 

Купол сферического тюркского, не монгольского типа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 11.05.2016 в 10:25, АксКерБорж сказал:

Мерген наверняка прав, калмыцкие могилы как таковые на территории Казахстана вряд ли можно обнаружить.

По источникам известно, что монголоязычные народы вплоть до октябрьского переворота в России в 1917 году, в том числе калмыки (ссылки давал раньше), умерших не хоронили в земле, трупы оставляли в открытой местности, которые съедали собаки, хищные звери и птицы. Поэтому калмыцких захоронений на территории Казахстана вряд ли найти, известно ли это авторам приведенной Мергеном статьи, не знаю.

Но позвольте мне повозмущаться, :) в конце концов надо же отделять смысл существующих в Казахстане топонимов "калмак кырылган" (места массовой гибели калмыков) от не существующего понятия "калмак моласы" (захоронение калмыков). Может быть это и не могилы вовсе? Или могилы других эпох?

 

Приветствую ув. АксКерБорж, что-то Вас долго не было.

Захоронения всеравно должны быть, хотя бы братские могилы. Если даже у калмыков не было обычаев погребения, то у местного населения такой обычай был, не могли же они оставить тела на открытом воздухе. А может быть, судя по отсутствию топонимов "калмыцкое кладбище", побежденные заключали временное перемирие и вывозили тела погибших?

Я опять же возвращаюсь к тому разговору о "Калмак-кала" в Каракалпакстане, нынче это кладбище, где проводились археологические исследования. Название объясняется наличием рода Калмак у каракалпаков, это по-моему единственный аргумент. Ну и погребения выполнены по-каракалпакским обычаям четырех типов от простых до мавзолеев, соответственно бедные и богатые погребения.

Все это странно, что калмаки массово погибали на территории нынешнего Казахстана, но нет их кладбищ, а в Каракалпакстане нет упоминаний (кроме фольклора) о массовой гибели, но есть целый некрополь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 11.05.2016 в 19:20, Kamal сказал:

Приветствую ув. АксКерБорж, что-то Вас долго не было.

Захоронения всеравно должны быть, хотя бы братские могилы. Если даже у калмыков не было обычаев погребения, то у местного населения такой обычай был, не могли же они оставить тела на открытом воздухе. А может быть, судя по отсутствию топонимов "калмыцкое кладбище", побежденные заключали временное перемирие и вывозили тела погибших?

Я опять же возвращаюсь к тому разговору о "Калмак-кала" в Каракалпакстане, нынче это кладбище, где проводились археологические исследования. Название объясняется наличием рода Калмак у каракалпаков, это по-моему единственный аргумент. Ну и погребения выполнены по-каракалпакским обычаям четырех типов от простых до мавзолеев, соответственно бедные и богатые погребения.

Все это странно, что калмаки массово погибали на территории нынешнего Казахстана, но нет их кладбищ, а в Каракалпакстане нет упоминаний (кроме фольклора) о массовой гибели, но есть целый некрополь.

 

Аман, Kamal!

Массово калмыки на территории Казахского ханства вряд ли погибали, но есть несколько топонимов, которые отождествляются с народной памятью о местах крупных казахско-калмыцких сражений, где калмыки понесли большие потери. Такие места под названием "қалмақ қырылған" вроде бы локализуют в центральном Казахстане близ гор Улутау. В нашей области их локализуют на родине батыров Малайсары и Жасыбая, в горах Баянаул и горах Акшиман (южная часть нынешней Павлодарской области) под чуть иным названием "қалмақ қырған".

 

Вопрос конечно интересный как поступали с телами погибших и не только касательно калмыков, но и в других сражениях прошлого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 11.05.2016 в 10:39, Peacemaker сказал:

vE3cefkKU5s.jpg

 

Крымтатарская богато украшенная юрта хана. Старинная гравюра.

 

Вполне халха-монгольская юрта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 11.05.2016 в 13:49, АксКерБорж сказал:

Тюркская юрта 6-7 веков. Знатный тюрок принимает дары. Панель мраморного погребального сиденья из музея Михо, г. Сигараки, Япония:

 

49b1ce5cead9.jpg

 

Купол сферического тюркского, не монгольского типа.

 

Что за животные впереди всадников?

Кабан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 12.05.2016 в 10:17, Peacemaker сказал:

 

  В 11.05.2016 в 10:39, Peacemaker сказал:

vE3cefkKU5s.jpg

 

Крымтатарская богато украшенная юрта хана. Старинная гравюра.

 

Вполне халха-монгольская юрта.

 

 

Это же шатер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 12.05.2016 в 09:18, АксКерБорж сказал:

 

  В 11.05.2016 в 19:20, Kamal сказал:

Приветствую ув. АксКерБорж, что-то Вас долго не было.

Захоронения всеравно должны быть, хотя бы братские могилы. Если даже у калмыков не было обычаев погребения, то у местного населения такой обычай был, не могли же они оставить тела на открытом воздухе. А может быть, судя по отсутствию топонимов "калмыцкое кладбище", побежденные заключали временное перемирие и вывозили тела погибших?

Я опять же возвращаюсь к тому разговору о "Калмак-кала" в Каракалпакстане, нынче это кладбище, где проводились археологические исследования. Название объясняется наличием рода Калмак у каракалпаков, это по-моему единственный аргумент. Ну и погребения выполнены по-каракалпакским обычаям четырех типов от простых до мавзолеев, соответственно бедные и богатые погребения.

Все это странно, что калмаки массово погибали на территории нынешнего Казахстана, но нет их кладбищ, а в Каракалпакстане нет упоминаний (кроме фольклора) о массовой гибели, но есть целый некрополь.

 

Аман, Kamal!

Массово калмыки на территории Казахского ханства вряд ли погибали, но есть несколько топонимов, которые отождествляются с народной памятью о местах крупных казахско-калмыцких сражений, где калмыки понесли большие потери. Такие места под названием "қалмақ қырылған" вроде бы локализуют в центральном Казахстане близ гор Улутау. В нашей области их локализуют на родине батыров Малайсары и Жасыбая, в горах Баянаул и горах Акшиман (южная часть нынешней Павлодарской области) под чуть иным названием "қалмақ қырған".

 

Вопрос конечно интересный как поступали с телами погибших и не только касательно калмыков, но и в других сражениях прошлого.

 

у нас в Актюбинской области таких мест как " калмак кырган" много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.05.2016 в 04:47, АксКерБорж сказал:

 

  В 09.05.2016 в 15:21, Duwa-Soqor сказал:

Ну у одних люлька является неотъемлемой частью казахской юрты или русской (угро-финской) избы, а у других не является, почему монголоязычные должны быть с ней знакомы, интересно?

Очевидно, что имеет место быть такое явление как заимствование люльки у оседлых соседних  народов, а вместе с ней и привычку запрягать боевых лошадей в телегу.

 

Про запрягать боевых лошадей в телеги это вы конечно в силу эмоций заявили, ничего, бывает. К тому же эта тема обсуждается в другом месте.

 

А по поводу детской колыбели (люльки) задам ка я вам 2 вопроса:

 

1) Если эта деталь юрты заимствование у оседлых народов, тогда откуда в монгольских языках термин "өлгий", обозначающий детскую колыбель?

2) Если монголоязычные народы с ней не знакомы, то где спали и росли новорожденные дети до 1 года и старше?

 

1) А с чего вы взяли что речь идёт именно о детской люльке? Согласно монгольско-русскому словарю "өлгий" означает просто колыбель, а не детская люлька. А этим словом можно сказать о многом, но ни как не о детской люльке.

2) А что если нет люльки, то теперь по вашему и спать вообще невозможно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...