Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Мне кажется мы с Вами говорим о разных юртах. В ЮКО тоже во многих дворах ставят юрты на лето (по ихнему "каруй") и у нас тоже, но я не об этом и не о них. Я о массовом обрыве связи поколений!

Я к тому, что вот эти -зации ни при чем. И беспамятство тоже. Время показало, что их время ушло.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я к тому, что вот эти -зации ни при чем. И беспамятство тоже. Время показало, что их время ушло.

Еще как причем! На тот период их время еще не ушло!

Не мне вам объяснять, что существуют эволюционный и революционный пути развития, второй из которых искусственно, насильно и неестественно насаждает и ускоряет некоторые процессы.

Можете сравнить в этом вопросе нашу республику с Монголией.

А может быть у вас мнение разнится с моим из-за того, что колонизация не затронула ваши места или не так сильно?

Ведь она свирепствовала в главную очередь на севере и востоке степи по ходу продвижения процесса "мирного освоения" (Горькая линия и линия военных укреплений по Иртышу).

А может быть вам вообще все по барабану? :)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что именно по барабану? Я должен воевать с прошлым теперь?

Если этот процесс был насильственным, то тем более ни при чем. Так можно обвинять исчезающие народы в том, что они исчезают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никаких свидетельств о юрте как о жилище с растягиваемыми звеньями ранее киданей (монголоязычного народа) нет и в китайских известиях.

Т.е. юрты связаны с изменениями в киданьский период.

Вэй Чжэн. История династии Суй «Суй шу» (гл. 84, л. 206—216)

"Ездят [Шивэйцы] на запряженных крупным рогатым скотом повозках с жилищем из грубой циновки, похожих на войлочные кибитки туцзюэсцев".

А это 6-7 вв., т.е. задолго до киданей.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вэй Чжэн. История династии Суй «Суй шу» (гл. 84, л. 206—216)

"Ездят [Шивэйцы] на запряженных крупным рогатым скотом повозках с жилищем из грубой циновки, похожих на войлочные кибитки туцзюэсцев".

А это 6-7 вв., т.е. задолго до киданей.

Кидани упоминаются с 4 в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кидани упоминаются с 4 в.

Стас приводил свидетельства о юртах у киданей в 12 веке. Имеется в виду не упоминания не о народе, а об их жилищах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4. верхний круг - туйнук. Туйнук состоит из нескольких кругов вставленных друг в друга, которые соединяются двумя или тремя пучками перекрещивающихся в центре тонких дугообразных перекладин - чагарак, чармык.

Кыргызы сказали мне,что на государственном флаге Кыргызстана изображено тооно(туйнак) монгольской юрты---Элбэгдорж Цахиагийн,Президент Монголии .

Тэд Монгол Улсын Ерөнхийлөгчийг Монгол гэр өргөөнд угтан авсан бөгөөд Киргизийн төрийн далбааных нь голд монгол гэрийн тооно дүрслэгдсэн байдаг нь соёл уламжлалаа хүндэтгэж буйн хэлбэр гэж албаны хүмүүс танилцуулж байв. Суйунбек өөрийн 85 настай ээжийг мөн дэргэдээ авч асардаг бөгөөд ээж нь төрөлх киргиз хэлээрээ Монгол Улсын Ерөнхийлөгчид мэндчилгээ дэвшүүлж байв.

1944.gif

http://www.president.mn/mongolian/node/2540

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

603260_279403098825890_357939833_n.jpg

Mongol eejid baby Gerber 4 oz shilen savtai nuhashmal hoolnuud og'oh gesen yum. bor hoolond oroj bga huuhded. durtai hemjeegeer avaj bolno. unegui. eej nar nadtai holbogdono uu. BuyanZaya Badrakh Koubry bichiv.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

khitanyurt.jpg

Юрта киданьев.12 век.

muravyovyurt.jpg

Узбекская юрта.

yurtuzbeksurkhan.jpg

Юрта сурхардаринских узбеков.

http://www.karakalpak.com/yurthistory.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На чём перевозят кочевники юрту?

Можно на коне?, или нужен верблюд? На одном верблюде можно?

2.jpg

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Кашгари это шатер в основном. Юрта - это домысливание, мне кажется. Никаких свидетельств о юрте как о жилище с растягиваемыми звеньями ранее киданей (монголоязычного народа) нет и в китайских известиях.

Вот и Вы не можете указать нам на юрты до монгольского периода.

Появляются в тюркских только после монгольской экспансии.

Из источников следует, что у половцев не было юрт. А остальное - фольк

Попытаюсь поставить точку в этом споре.

Тюркская юрта в источниках:

Вторая пол. 9 века - у Аль-Якуби. Китаб-ал-Булдан ШИТ, т.1, М.-Л., 1939, стр.50.

Первая пол. 10 века (922 год) - у Ибн-Фадлана. Извлечение из "Записи". Материалы по истории туркмен и Туркмении (МИТТ). Т.1. М.-Л., 1939, стр.65: "Я находился целые дни в куполовидной тюркской юрте из войлока".

Стас, приведенные Вами упоминания о киданьских юртах на 2 века позднее.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Тут есть точный перевод из Ибн-Фадлана, но и там непонятное какое-то сооружение описывается:

И действительно, я находился целые дни в самой середине дома, а в нем юрта из турецких войлоков, и я устраиваю себе гнездо из одежд и мехов. И иногда приклеивалась моя щека на подушке.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

229926_507499669261571_1247815576_n.jpg ...inside a Kazakh Yurt,

Kazakhstan, Central Asia

Или такая картинка уже была?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или такая картинка уже была?

Это найманский подтип с прямыми стропилами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюркская юрта в источниках:

Вторая пол. 9 века - у Аль-Якуби. Китаб-ал-Булдан ШИТ, т.1, М.-Л., 1939, стр.50.

Первая пол. 10 века (922 год) - у Ибн-Фадлана. Извлечение из "Записи". Материалы по истории туркмен и Туркмении (МИТТ). Т.1. М.-Л., 1939, стр.65: "Я находился целые дни в куполовидной тюркской юрте из войлока".

Маргулан А.Х. Казахская юрта и ее убранство. Сб. Мир казаха./Сост. Е.М.Арын, Д.А.Маргулан. Алматы: Институт развития Казахстана, Международный фонд им. Ак. Алькея Маргулана, 1997:

"Усуньский гуньмо (2-1 вв. до н.э.) имел "круглую кибитку, обтянутую войлоком. Помимо войлочной юрты отмечается существование "войлочных повозок", яркую характеристику которых мы встречаем еще в записках Земарха (6 век)".

"В.Рубрук пишет, что кыпчаки и канглы (начало 13 в.) покрывали свой дом только белым войлоком, и, чтобы войлок сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком из костей" (АКБ: казахи вплот до недавнего времени также в качестве белила для войлока юрт использовали костяной порошок).

"В Казахстане доминирует кыпчакский тип юрты, отличающийся своей четкой округлой формой и сферическим сводом. В то же время в Семиречье сохранился калмыцкий тип юрты с характерным коническим сводом".

"У казахов издавна были ... кюйме-повозки на колесах. Они относятся к типу жилищ, бытовавших у кыпчаков, ногайцев, а позднее у казахов. Богато убранные кюйме были средством передвижения для казахской феодальной знати. Казахское кюйме 18 века воспроизведено на рисунках М.С.Маршала".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В.Рубрук пишет, что кыпчаки и канглы (начало 13 в.) покрывали свой дом только белым войлоком, и, чтобы войлок сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком из костей"

Где написано кыпчаки,канглы?

Речь идет о татарах т.е о халха-монголах(Иека-Монголы около Онанкеруле и Су-монголы, проживавшие вблизи Халхин-Гола)! :asker28it::asker28it:

О Татарах и их жилищах

Они не имеют нигде постоянного местожительства (civitatem) и не знают, где найдут его в будущем. Они поделили между собою Скифию (Cithiam), которая тянется от Дуная до восхода солнца; и всякий начальник (capitaneus) знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в более теплые страны, летом поднимаются на север, в более холодные. В местах, удобных для пастбища, но лишенных воды, они пасут стада зимою, когда там бывает снег, так как снег служит им вместо воды. Дом, в котором они спят, они ставят на колесах из плетеных прутьев; бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы; ее они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей. И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину. Именно я вымерил однажды ширину между следами колес одной повозки в 20 футов, а когда дом был на повозке, он выдавался за колеса по крайней мере на пять футов с того и другого бока. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом, 11 в один ряд вдоль ширины повозки и еще 11 перед ними. Ось повозки была величиной с мачту корабля, и человек стоял на повозке при входе в дом, погоняя быков. Кроме того, они делают четырехугольные ящики из расколотых маленьких прутьев, величиной с большой сундук, а после того, с одного {92} краю до другого, устраивают навес из подобных прутьев и на переднем краю делают небольшой вход; после этого покрывают этот ящик, или домик, черным войлоком, пропитанным салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю, и такой ящик равным образом украшают они пестротканными или пуховыми материями. В такие сундуки они кладут всю свою утварь и сокровища, а потом крепко привязывают их к высоким повозкам, которые тянут верблюды, чтобы можно было таким образом перевозить эти ящики и через реки. Такие сундуки никогда не снимаются с повозок. Когда они снимают свои дома для остановки, они всегда поворачивают ворота к югу и последовательно размещают повозки с сундуками с той и другой стороны вблизи дома, на расстоянии половины полета камня, так что дом стоит между двумя рядами повозок, как бы между двумя стенами. Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе, как живописью; мало того, я все нарисовал бы вам, если бы умел рисовать. Один богатый Моал, или Татарин, имеет таких повозок с сундуками непременно 100 или 200; у Бату 26 жен, у каждой из которых имеется по большому дому, не считая других, маленьких, которые они ставят сзади большого; они служат как бы комнатами, в которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкают по 200 повозок. И когда они останавливаются где-нибудь, то первая жена ставит свой двор на западной стороне, а затем размещаются другие по порядку, так что последняя жена будет на восточной стороне, и расстояние между двором одной госпожи и другой будет равняться полету камня. Таким образом, один двор богатого Моала будет иметь вид как бы большого города, только в нем будет очень немного мужчин. Самая слабая из женщин (muliercula) может править 20 или 30 повозками, ибо земля их очень ровна. Они привязывают повозки с быками или верблюдами одну за другой, и бабенка будет сидеть на передней, понукая быка, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом. Если им случится дойти до какого-нибудь плохого перехода, то они развязывают повозки и перевозят их по одной. Ибо они едут так медленно, как ходит ягненок или бык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Китайский фотограф Хонг Цинцзюнь (Huang Qingjun) создал фотопроект, который известен как Jiadang или "Семейный Материал".

Серия, которая началась в 2003, привлекает внимание к бедным людям Китая. В течение почти десятилетия Цинцзюнь просил, чтобы семьи поставили все свое имущество перед своим домом и таким образом попозировали со всем, чем они владеют. Удивительно, что почти все семьи, к которым он обратился, выполнили его просьбу.

http://www.etoday.ru/2012/10/kitayskie-sem-i-s-imuschestvom.php#more

12721_10151183483045768_1547856741_n.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...