Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Интересная гипотеза юзера (ник Архаик) на историческом форуме История России, всемирная история. Тема загадки истории:

Отправлено 03 Февраль 2011 - 15:51

http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=2730

В символике европейских народов – славян, германцев, кельтов встречается странный символ – колесо на шесте. Несмотря на то, что это очень популярный древний символ, имеющий сакральное значение, мотивы его появления неизвестны.

Самое древнее упоминание встречается еще у Геродота в его рассказе о скифском жертвоприношении, где к жертвенному столбу, увенчанному колесом, привязывали коней. На кельтском алтаре в Норике мы видим фигуру, несущую на шесте четырехспицевое колесо. У славян на праздники было принято устанавливать посреди села колесо на высоком шесте; это сооружение обозначало ритуальный центр празднества. В раннем христианстве известен символ–амулет flabellum (знамя) в виде шеста с круглым диском на конце, который держат два ангела. И таких примеров можно привести большое количество. И вплоть до наших дней сохранилась эта символика в Европе, как, например, в Австрии, где очень часто перед церквями можно видеть высокий шест с колесом телеги наверху, украшенным лентами или «Квадрига» на знаменитых Бранденбургских воротах в Берлине.

Исходя из той предпосылки, что символы рождаются не из пустых фантазий, а за ними стоят конкретно–исторические реалии с которыми изо дня в день сталкивался древний человек, я полагаю, что символика «колеса на шесте» исторически восходит к жилищу кочевых народов Великой Степи – юрте.

В юрте – удивительно сбалансированном и удобном для кочевника сооружении, имеется такой ключевой элемент как купольное колесо. Оно представляет собой деревянное колесо со спицами, которое является одновременно окном, дымоходом и центральным конструкционным элементом. У народов Средней Азии это колесо называется шанырак, в монгольской традиции – тооно (есть еще наименование хараач). Отличие шанырака от тооно в количестве спиц: у тоноо их восемь, а у колеса-шанырака – четыре, в виде креста в круге (либо внутренние жерди соединяются крестообразно).

И вот именно это колесо купола юрты стало для кочевых народов сакральным объектом, передаваемым от отца к сыну как священная реликвия. Например, у казахов и киргизов вплоть до настоящего времени колесо–шанырак – это семейная ценность, признак продолжения рода, символ родины и очага.Колесо-шанырак – это окно кочевника в звездное небо, – и это объясняет, как оно стало символом мироздания, круговорота времени, связи земного и космического, культа солнца и неба, а также воплотило в себе практические функции универсального календаря.

Вместе с купольным колесом, предметом культа у кочевников также выступает шест-бакан (длиною 2,5-3 м) с короткой развилкой на вершине в виде двузубца (иногда трезубец), с помощью которого устанавливают это колесо и ежедневно поднимают тундик (кошма, закрывающая шанырак). Этот опорный шест давно превратился у кочевников в символ магической связи поколений и времен. (Когда в семье рождается ребенок, на развилке шеста делается маленький надрез) До сих пор бакан почитается как священный предмет и сохранились обряды и верования, связанные с ним.

Таким образом, вполне понятны и очевидны причины, в силу которых пара насущных в быту кочевников взаимосвязанных предметов – колесо–шанырак и шест-бакан стали олицетворением кочевой жизни и приобрели статус священных предметов. А, поскольку, колесо на шесте несет также сакральную нагрузку и у европейских народов, следовательно, можно предположить, что европейские народы также некогда вышли «из юрты».Тем более, что самое древнее упоминание этого символа встречается у кочевников скифов.

jurta.jpg (53,26К)

Количество загрузок:: 2

Исходя из общности «юртовой» символики европейских и азиатских кочевых народов, выплывают даже совершенно неожиданные вещи. Так, в кочевой традиции, во время родов в юрте, женщина держится обеими руками за опорный шест–бакан с привязанными к нему ремешками. Скорее всего, и в Европе, на уровне народной памяти, сохранились отголоски этого важнейшего события в жизни кочевников, но (из–за смены уклада жизни) опошлились и трансформировались в ... стриптиз около шеста.

(по материалам: http://megamatrix.ru...heel/wheels.htm)

Ну, а насколько поздно? Я располагаю вот какой информацией:

Наряду с преобладающими сооружениями из камня на поселениях (скифов) встречены примитивные жилища - юрты и землянки, восходящие, видимо, к кочевому образу жизни.

Юрты единичны. Две юрты II в. до н. э. раскопаны в Неаполе (Керменчике). Диаметры их 2, 20 и 2, 80 м. Основание первой юрты сложено из поставленных на ребро плоских камней и окаймляющих их снаружи сырцовых кирпичей; пол глинобитный (Карасев. 1950)

Согласно данным археологов, первый прототип юрты существовал еще в андроновский период (XII–XI вв. до н. э.), в слоях которого ученые обнаружили постройки, практически идентичные тем, коими тысячелетия пользовались кочевые племена, населявшие бескрайние степи Средней Азии. Это были круглые постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с плетневыми решетками и с коническим или пирамидальным перекрытием.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, хоть с гуманоидами с Сатурна. Юрта - она должна складываться и разбираться, не иметь колес.

Все так и есть, приведенные мной жилища разборные и не имели колес и лишь при необходимости собирались на телегах. :)

По мнению С.И.Вайнштейна, прототипом современной юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища полусферическим гуннским шалашом.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Это были круглые постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с плетневыми решетками и с коническим или пирамидальным перекрытием.
А плетень при перекочевках выкапывали? :)
По мнению С.И.Вайнштейна, прототипом современной юрты послужила юрта древнетюркского типа,
Еще бы знать, что это была за "юрта".:osman6ue:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольская палатка "майхан":

original.gif#20990656085

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А плетень при перекочевках выкапывали? :)

Зачем наводить тень на плетень? :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не знаю, все Ваши попытки мы отмели и призываем разоружиться перед партией. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольская палатка "майхан":

original.gif#20990656085

А у вас нет палатки ?

ger.jpg

Свадебная юрта.Юрта в такой форме называется " Товь гэр ".

г.Улаанбаатар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, все Ваши попытки мы отмели и призываем разоружиться перед партией. :)

Еще не вечер. :)

Согласно данным археологов, первый прототип юрты существовал еще три тысячи лет назад. На территории нынешнего Казахстана ученые обнаружили постройки идентичные тем, какими тысячелетия пользовались кочевые племена Азии. Это были круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту дымник. В центре юрты располагается котёл для приготовления пищи - казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные или дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто. И закрывалось оно фетром (фетр – лучший сорт войлока, который предотвращает попадание ветра и влаги). Именно складные решетчатые стены, раздвигающиеся, как меха гармони, найденные на территории Казахстана стали принципиальным отличием юрты от ее предшественниц, напоминающих обыкновенный шалаш.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, хоть с гуманоидами с Сатурна. Юрта - она должна складываться и разбираться, не иметь колес.

У юрты бывают колеса? Вроде бы только кибитки бывают на колесах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А у вас нет палатки ?

ger.jpg

Свадебная юрта.Юрта в такой форме называется " Товь гэр ".

г.Улаанбаатар.

А что там наверху у юрты? Стеклянный купол?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юрта - она должна складываться и разбираться, не иметь колес.

Считаю предположения о неразборности "домов на повозках" высосанной из пальца.

Имхо: Тюрко-монгольская войлочная юрта как жилище кочевника вообще, собирается и разбирается всегда и в любом месте, будь то на земле или на повозке/кибитке/телеге.

Неразборные юрты не могут быть кошмяными/войлочными, а только деревянными, срубными или каркасными, как например у алтайцев, хакасов и других не кочевых тюркских народов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что там наверху у юрты? Стеклянный купол?

ГММ (гер монгольский модернизированный), удобно следить за врагом как из смотровой башни. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

У юрты бывают колеса? Вроде бы только кибитки бывают на колесах.

Это и пытаюсь объяснить, но некоторые не верят. Юрты у них на колесах, с плетнем и саманным кирпичом вместе :)

осталось только цветочки посадить :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Сокровенное сказание монголов" написано в 1240 г.?

В его тексте уже используется тюркское название юрты "кош" (В.И.Рассадин. Тюркские элементы в языке ССМ. Новосибирск, 1995):

кош 'жилище, дом' (§ 169), кошилик 'палатка, запасная юрта' (§ 245) - от тюркского. Ср. кирг. кош 'запасная юрта; кочевой лагерь', туркм. гош 'полевой стан', чагат. кош 'кочевой лагерь', др.-тюрк. кош "запасной'. Из современных монгольских языков это слово представлено в калмыцком, где оно существует в форме хош, имеет значение 'временная стоянка; полевой табор', а также 'вторая юрта (при главной)'. Калмыцкое хош с тюркскими лексемами сравнивал Г. И. Рамстедт [Ramstedt, 1935, S. 189]. Об этом слове в тюркских языках см. у М. Рясянена [Räsänen, 1969, S. 283];

тэрмэ 'праздничный шатер' (§ 184) - от тюркского. Ср. башк. тирмэ, ног. терме уьй, тув. тербе oг 'войлочная юрта', кирг., каз. терме, узб. терма 'сборный в основе всех этих слов лежит тюркское тер- 'собирать'. Калмыцкий термин терм 'стенная решетка кибитки' восходит к тюрк. терме, образованному от тюрк. тер-, о чем см. у Г. И. Рамстедта [Ramstedt, 1935, S. 393];

монг 'огорчение' (§ 90) - от др.-тюрк. мунг 'страдание, горе, тягота, нужда, забота';

От себя добавлю, что есть и другие названия юрты в ДТЯ: еб, алачук.

Так что призываю вас разоружиться перед партией. :)

Изменено пользователем АксКерБорж
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От коктюрков к скифам:

... Практически во всех исторических письменных источниках содержатся сведения о том, что скифы “переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку.

И обратно к коктюркам: :)

... Сообщают китайские хроники: ту-кю не имеют постоянного местопребывания, живут в юртах, перекочевывают в поисках хороших пастбищ и источников воды, занимаясь скотоводством и охотой, едят мясо, пьют кумыс.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Так а про кош (юрточку) и про терме уже мы говорили. Признанные лучшими тюркологами-лексикологами монголизмы. См. мной приведенные страницы из СИГТЯ. Появляются в тюркских только после монгольской экспансии. И пример из СС показателен - впервые зафиксировано в монгольском источнике. :asker28it:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи

Перемены не обошли и жилища древних тюрков. Курени уступили рубленым избам («исба» от тюркского «иси бина» — «теплое место»), где было тепло и уютно. Внутри избы клали кирпичную печь. Ту самую, которую сегодня почему-то называют «русской»… Забылось, что кирпич — главный строительный материал тюрков. («Кирпеч» — по-тюркски «глина из печи».)

Ни один народ мира из кирпичей и бревен тогда не строил… Просто не умел.

http://kazakh.orgfree.com/index.php?dn=article&to=art&id=48&p=6

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так а про кош (юрточку) и про терме уже мы говорили. Признанные лучшими тюркологами-лексикологами монголизмы. См. мной приведенные страницы из СИГТЯ. Появляются в тюркских только после монгольской экспансии. И пример из СС показателен - впервые зафиксировано в монгольском источнике. :asker28it:

Кош или казахское "қос" никак не может быть монголизмом, а про терме уж точно выяснили, что это тюркизм в монгольских.

И еще бы я дал примечания к вашему тексту: :D

"Монголизмы" - в смысле слов, заимствованных западными тюркскими племенами у восточных (татарских или монголо-татарских) тюркских племен;

"После монгольской экспансии" - в смысле после экспансии восточных (татарских или монголо-татарских) тюркских племен;

"В монгольском источнике" - в смысле восточно-тюркском (татарском или монголо-татарском) источнике.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи

Перемены не обошли и жилища древних тюрков. Курени уступили рубленым избам («исба» от тюркского «иси бина» — «теплое место»), где было тепло и уютно. Внутри избы клали кирпичную печь. Ту самую, которую сегодня почему-то называют «русской»… Забылось, что кирпич — главный строительный материал тюрков. («Кирпеч» — по-тюркски «глина из печи».)

Ни один народ мира из кирпичей и бревен тогда не строил… Просто не умел.

http://kazakh.orgfree.com/index.php?dn=article&to=art&id=48&p=6

Мурад Аджи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Да, выяснили уже про монголизмы. И не нам чета люди. :osman6ue: А Вы пока плетнем и кирпичами на повозках разнообразие вносите в приемы юртостроения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, выяснили уже про монголизмы. И не нам чета люди. :osman6ue: А Вы пока плетнем и кирпичами на повозках разнообразие вносите в приемы юртостроения.

С монголизмами всё понятно.

И не путайте, разнообразие было от партии: плетни ваши, а кирпичи от Хукера. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не-не. Вы же постоянно археологов с плетнями, камнями, кирпичами цитировали. Потом все это на телеге возили. :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Image3.gif

Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Таскин В.С. Москва, 1968 стр. 72

Я думаю, если была куполообразная форма уже в самом китайском слове, то скорее всего юота была такой же как и сегодня

Еще раз с пояснениями. Плетенная ива - и есть кереге - кереге делают из горной ивы - если кто-то не в курсе. (А не в курсе потому что все кереге делают у меня на родине в Боконбаево - Алп Эр Тоңга, на Малой Арнаутской улице - в том числе и для Казахстана). Войлочная циновка и есть войлок - 81 г AD.

Вспомним как плакали хунну, когда потеряли выступ своих южных земель, где были леса, из которых они делали кереге

О киргизах

http://www.eurasica.ru/articles/kyrgyz/kitayskie_pismennye_istochniki_o_drevnih_kyrgyzah/

Ажо имеет пребывание у Черных гор [Монгольский Алтай - С.У. :ozbek: ]. Стойбище его обнесено надолбами. Дом состоит из палатки, обтянутой войлоками, и называются Мидичжы. Начальники живут в малых палатках.

-

Зимою живут в избах, покрытых древесною корой.

-

В ставке ажэ, установив деревья, сделали ограду, поставили большую войлочную палатку, назвали ее цзаодычжи.

От их начальников и ниже все имеют малые войлочные палатки и ОДНОВРЕМЕННО из дерева и кожи делают дома.

-

Зимою делают дом, покрывая (его) древесной корою.

Все пользуются деревянными конями (лыжами). Когда поднимаются и опускаются по северному склону гор, (так) стремительно несутся, точно летят

Ап чем вапще речь :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Речь идет о том, что под юртой мы понимаем не абы как слепленное из прутиков временное сооружение, а разборное жилище, в котором стенки каркаса складываются гармошкой. А подтверждения этому до монголов нет. И лексика указывает на то, что в тюркских языках нет древних названий для многих деталей настоящей юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Плетенная ива не может быть ничем иным кроме кереге у которого стенки каркаса разбираются гармошкой. Войлочные стены и крыша - уже говорят о переносимости жилища - а значит и об кереге-гармошке. Иначе можно было бы накрывать другими материалами. В стационарном непереносимом жилище использовать войлок никто не будет. Потом без кереге-гармошки невозможен круг, а значит куполообразность палатки, которую подразумевает китайский иероглиф. Если не будет складываемых кереге - то не будет круга - это аксиома. Если хотите отрицать это, - можете ли привести что-нибудь такое что могло бы описать переплетенную иву в качестве жилища, кроме кереге-гармошки?

Насчет слов - никто не предлагал этимологий - вплоть до слогово-глоссовых корней (морфем), поэтому говорить о монгольском или тюркском корнях приведенных слов нельзя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...