Jump to content
Guest Rust

Кыргызы

Recommended Posts

Guest kanishka

А в эпосе Алпамыш есть слово ружье, и что с того? Эпосы быстро изменяются в деталях.

Link to comment
Share on other sites

А в эпосе Алпамыш есть слово ружье, и что с того? Эпосы быстро изменяются в деталях.

согласен, но хотелось бы что бы они сейчас в настоящее время не изменялись, в кыргызстане на базе некоторых эпосов развивается откровенное мракобесие <_< раньше я на них не обращал внимания и считал что это все обычное творчество несколько странных людей, но со временем паразитируя на эпосе стали появляться новоявленные "варианты" и прочий сумасшедший бред <_<
Link to comment
Share on other sites

Вот мой санжыра. Я Саяк урук Бообий так же называют Кемпирек.

hpGNO6I0.jpg

Уходит к 11-12 векам. Перво предок Ак-Балта. Очень созвучен с младшим братом Жакыпа отца Манаса.

Сын Ак-Балты Чубак тоже созвучен с сыном Ак-Балты по Манасу который был одним из богатырей Манаса.

Как думаете это одни и теже люди?

Edited by KhanTengri
Link to comment
Share on other sites

KhanTengri

Уходит в 11-12 векам. Перво предок Ак-Балта. Очень созвучен с младшим братом Жакыпа отца Манаса.

Сын Ак-Балты Чубак тоже созвучен с сыном Ак-Балты по Манасу который был одним из богатырей Манаса.

Как думаете это одни и теже люди?

Трудно сказать, сам эпос скорее всего менялся, сперва главными врагами были одни, потом стали джынгары и т.д. Из - за этого трудно определить зарождение самой истории Манаса.

Спасибо за таблицу, я так же из рода Саяк(Кожош - сын Шыкмамата), хотя у меня таблица скачанная с интернета немного отличается.

Кстати, два саяка тестировались в коммереческих ДНК - лабораториях, принадлежат к одной гаплогруппе, но их родство трудно определить, из - за нехватки маркеров и послед. тестирования.

Link to comment
Share on other sites

Читая Семетей наткнулся на это.

Казахский богатырь Уметей – сын покойного Кокчё, не послушавшись народа, решает отомстить за смерть своего отца, погибшего в Великом походе. С большим войском он идет на Талас. Кульчоро, выехав навстречу, радушно приветствует Уметея, но тот говорит ему: “Пусть Семетей заплатит виру за смерть моего отца, отдаст мне коня Тайбуурула, а племя аргынов – в рабство, иначе я истреблю кыргызов”. Кульчоро сообщает об этом Семетею. Каныкей с Бакаем говорят Семетею: “Манас и Кокчё были верными друзьями. Из уважения к духу славного Кокчё отдай глупому Уметею все, что он просит. Подружитесь, казахи и кыргызы – родные братья”. Семетей отправляет к Уметею Кульчоро с напутствием: “Если он готов на дружбу, веди его сюда! Если скажет “нет” – принеси его голову!”. Увидев Кульчоро, Уметей бросает клич “Кокчё!” и нападает на него с копьем. Кульчоро вынужден убить Уметея. Семетей, погрузив тело Уметея на Тайбуурула, отправляется к его матери – своей тётке Акэркеч.
Link to comment
Share on other sites

  • Admin

KhanTengri

Трудно сказать, сам эпос скорее всего менялся, сперва главными врагами были одни, потом стали джынгары и т.д. Из - за этого трудно определить зарождение самой истории Манаса.

Спасибо за таблицу, я так же из рода Саяк(Кожош - сын Шыкмамата), хотя у меня таблица скачанная с интернета немного отличается.

Кстати, два саяка тестировались в коммереческих ДНК - лабораториях, принадлежат к одной гаплогруппе, но их родство трудно определить, из - за нехватки маркеров и послед. тестирования.

А какие оказались гаплогруппы у саяков? Не С3?

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Увидел одного саяка, он R1A. А кто второй саяк? Кстати было бы интересно узнать гаплогруппу представителей племени "азык".

Link to comment
Share on other sites

Увидел одного саяка, он R1A. А кто второй саяк? Кстати было бы интересно узнать гаплогруппу представителей племени "азык".

Второй Саяк тоже R1a, преставителей племени Азык еще не тестировали, к сожалению.

Link to comment
Share on other sites

Тибетские кыргызы.

оригинал статьи здесь!

"- С кыргызами встретились?

- Да, основная цель поездки достигнута. Мы все-таки нашли поселения кыргызов. Когда мы проезжали один карьер, где добывают горный кристалл, выяснилось, что он принадлежит местному богачу-кыргызу. В тот момент, признаюсь, нас охватила даже некая гордость за него. Наш водитель-уйгур показывал на расположенные тут и там одиночные строения, в которых проживают местные кыргызские семьи. Таких домов мы видели 3-4, но путь к ним преграждала река. Мы остановились у одиноко стоящего глиняного дома и встретились с кыргызской семьей, в которой муж с супругой, сын с женой радушно с нами пообщались на родном языке. Оказалось, что тибетские кыргызы живут крайне скромно, можно сказать, аскетично. Нас угостили водой из ручья. Мы рассказали новости о Кыргызстане, расспрашивали их о жизни, быте. Они очень заинтересовались. Затем, проехав еще какое-то расстояние, мы вскоре увидели поселок из недавно построенных одноэтажных домов-близнецов по оба ряда. Это китайские власти специально построили их для кыргызского населения, чтобы те оставили свои места обитания в высокогорье и переселились в добротное жилье. На тот момент, когда мы были там, многие из них еще не были заселены, но нам удалось поговорить с кыргызом-строителем Абдыласом байке, который и рассказал, что их айыл численностью 3 тысячи человек находится высоко в горах. Туда не проедешь на машине - дорога труднодоступная, можно добраться только на мотоцикле.

x1340256302_kaylas_2.jpg.pagespeed.ic.G_oJwgK8Xr.jpg

Тибетские кыргызы стараются сохранить многовековые традиции, обычаи и не допускают смешанные браки с другими народами. Они поддерживают связь с соотечественниками из отдаленных районов. Нашу беседу прервали два агрессивно настроенных китайца, которые что-то резко сказали нашему собеседнику и жестами дали понять, что наш разговор окончен. Мы уходили немного растерянными. Нам не дали договорить. Вскоре у нас отобрали паспорта и повели к главному начальнику, который, спокойно разобравшись во всем, отпустил.

x1340256367_kaylas_3.jpg.pagespeed.ic.qMPc2tNDFk.jpg

Нужно отметить, это наша вина: мы не взяли разрешение (пермит) на въезд на территорию Тибета. Потому нас постоянно задерживали на военных и полицейских постах для выяснения обстоятельств, никто не мог понять, как нам удалось проехать тысячи километров по запретной территории без разрешения. На постах мы ожидали по 5-7 часов, пока обыскивали наши сумки, рюкзаки, просматривали камеру, куда-то звонили, что-то выясняли. И даже вызывали сопровождение из Каргалыка, и на полицейской машине с мигалкой мы проделали 4-часовой путь до Каргалыка. А наутро был допрос, на который специально пригласили кыргыза-полицейского Сурначи, который деликатно расспросил нас обо всем. Мы все ему выложили без утайки. Он написал рапорт и отпустил нас. Так мы и добрались домой.

- Скажите, для чего нужно знать, жили ли еще где-нибудь на земле кыргызы? Что это дает?

- Это наша история, другая, о которой мы почти ничего не знаем. Ведь когда мы спрашивали земляков, сколько лет они живут на этой земле, те говорили о тысячелетиях. О тибетских кыргызах известно крайне мало. Я счастлива от того, что мы встретили их, это местность G219 по трассе от Али до Каргалыка. Мы также встречали и одиночные глиняные построения, в которых живут наши соплеменники. Они сохранили язык, культуру, обычаи, мы друг друга хорошо понимали. Уверена, что пришло время наладить контакты и всемерно оказывать поддержку нашим сородичам. Это просто удивительно, что и на Тибете есть кыргызы. Этот факт будет началом большого исследования, и можно без преувеличения сказать, что это открытие, требующее пристального внимания государства. Белые пятна в истории нашей страны должны постепенно исчезать.

1340256348_kaylas_4.jpg.pagespeed.ce.7Eb8N0xMIG.jpg

- Что дало вам это путешествие?

- Очень многое. Прежде всего в духовном плане. Произошло какое-то мощное переосмысление ценностей, осознания и понимания многих вещей. И, конечно, хочется верить, что эта информация очень заинтересует отечественных исследователей, историков, этнографов, может быть, будет снаряжена экспедиция по изучению и укреплению связей между тибетскими кыргызами и Кыргызстаном. Когда бываю в таких путешествиях, то по приезде обязательно описываю впечатления в своих книгах, делюсь пережитым, увиденным, размышляю. Эта поездка дала немало материала для будущей книги, которую уже начала писать, и вдохновения для новых работ в кино.

Руст, вы незнаете в какой период они могли заскачить на Тибет?

Link to comment
Share on other sites

Западных же булгар Боян-Чельбира, оставшихся в зависимости от аварских хаканов, стали называть кара-булгарами, то есть западными, а не черными, как разумели тюрки. Ведь булгары называли запад “кара”, восток - “ак”, север - “кук”, а юг - “сара” или “сары”.

У болгар своя, строго-специфическая геосимволика:

Иван Добрев, Българите за руския народ, държава и култура. София, 2011

http://bolgnames.com/Images/East.Bolgars.pdf

В действителност решението на този проблем е възможно единствено и само според и в рамките на общотюркската по принцип и собствено прабългарската в частност Цветова Геосимволика, която обаче си е строго-специфична и не съвпада напълно със символиките на останалите тюркски племена и народи. Спецификата на прабългарската Цветова Геосимволика е в собствено-своеобразното разпределение на посоките на Света върху конкретните цветове, различно от това в другите тюркски езици. Обяснението тук трябва да е влиянието или заемането(?) на тази символика по-малко вероятно от китайците и най-вероятно от иранците, при които червеният цвят обозначава юг, белият – изток, и черният – север.

Същото решение на проблема предлага и Г. Вернадский [2009], без обаче да експлицира основанията за това:

В русских летописях поволжские булгары иногда называются серебряными булгарами, возможно из-за того, что они были богаты серебром, ввозимым из-за Урала. Они также известны как черные булгары. Это название может быть объяснено в свете китайской традиции, в соответствии с которой каждая из четырех сторон горизонта имела свой особый цвет. Название "черные булгары" обозначало, по-видимому, северных булгар [168].

Нашето решение на проблема допълнително се потвърждава и от факта, че лексемата наименование за север, известното в древноарменска транскрипция праб. чдар всъщност и в действителност е от ирански и още по-точно от източноирански произход, от сарм. *sawdar “черен”, букв. “държащ/носещ черно”, осет. sawdar(æg) “носящая (носящий) траур”, сарм. етнм Σαυδαραται, букв. “черноносещи, чернооблечени”, като иран. *s > болг. č, подобно на бълг. чебър < изтир. *sībyr > осет. sīvyr/sebur > груз. c'beri. Съвременното осетинско продължение само на основата му има облика сау/saw “черный” от иран. syāva-, перс. siyāh, докато самото производно прилагателно име е запазено субстантивирано пак в осет. саудар “носящий траур”, букв. “носещ черно” [вж. и срв. Абаев-3, 42-44,115; ОсРСл, 289].

Между впрочем много приблизително-отдалеко до този проблем се докосва и Ив. Божилов [1979], който обаче, подобно на цитирания от него автор, не само, че съвсем неоснователно-неточно съотнася прабългарската Цветова Геосимволика с общотюркската, при която разпределението на посоките по цветовете е съвсем различно, но така също и локализира Северна/Черна България в междуречието на Прут-Днестър:

Може би най-сериозното доказателство на А. В. Гадло е новото тълкуване на името на черните българи. Според него в случая се сблъскваме с широко разпространената сред тюркските народи символична цветова характеристика на страните на света: кара (qara) – черен (=север).

Благодарение на това указание той заключава: “Българите, живеещи на север от р. Дунав, в междуречието на Прут-Днестър, в северните области на българското царство естествено са разглеждани в Заддунавска България и в Константинопол като северни – черни, а техните земи – Северна – Черна България.” [164].

Затова вече преспокойно може да се приеме и твърди, че в рамките на прабългарската Цветова Геосимволика лекс. кара/чдар “черен” обозначава допълнително-преносно и съответно наименова посоката север, ак/кучи “бял” - юг и купи “тъмночервен” - най-вероятно запад. На тази основа вече трябва задължително да се приеме и знае, че споменаваните с тези определения българи не се различават по цвят и още по-малко пък по нещо друго, а по географска посока и съответно биват северни, южни и западни.

Познаването и съобразяването с тюркската Цветова Геосимволика между впрочем избавя от редица неудобства и помага да се идентифицират правилно отделните тюркски племена. Точно това за съжаление така и не успява да направи Л. Гумилев [2010в], който единствено се самозаблуждава, когато изкарва западните гузи хазари:

Хазары здесь не упомянуты не случайно. Другой фрагмент того же документа, описывающий ситуацию в степи после 747 г., помещает на западе от уйгуров два племени, "происходящие от собак: гара-гусу и гезир-гусу", что удачно расшифровано Дж. Клосоном как кара-гуз и кызыл-гуз, т.е. как черные и красные гузы. "Однако, - отмечает Клоссон, - если эпитет "кара" является общим для тюркских племенных названий, то о "красных" племенах никогда не было слышно".

Так, но тогда "кызыл-гусу" - хазары, о которых уйгурский осведомитель тибетского географа VIII века знал только понаслышке". Аберрация дальности помешала ему ввести в этот вопрос ясность, но нам это сделать значительно легче [3].

Link to comment
Share on other sites

Джагфар Тарихи:

Тут написано что Булгарский язык пошел от сабанов.

А тут что речь сабанов позаимствовано с кыргызского + наречие масгутов

Джагфар Тарихи это фальшивка.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
Джагфар Тарихи:

Официально предупреждаю: не надо цитировать фальшивки, это запрещено правилами.

Link to comment
Share on other sites

Джагфар Тарихи это фальшивка.

ууу.... Извиняюсь! я не знал.

РЕЙХАН БУЛГАРИ (булгарский поэт XII в.) - "ЦВЕТЫ КЫПЧАКСКОГО ПОЛЯ"

тоже фальшивка?

Link to comment
Share on other sites

Как думаете город Барскоон мог назваться в честь Кыргызского кагана Барса?

Барс-каан - Барс-коон

каан по нашему хан.

иногда просто кан.

Link to comment
Share on other sites

Связь Кыргызского национального напитка "Бозо" с современным пивом.

Как делалась средневековое "Пиво"?

В средние века производство пива в Европе переместилось в монастыри. Европейские монахи усовершенствовали технологию пивоварения, начав использовать в качестве консерванта хмель. Первое упоминание об использовании хмеля относится к монастырским хроникам VIII в. В Германии его стали добавлять примерно в XII веке, в Нидерландах — в начале XIV, а в Англию хмель пришёл в начале XV века.

и так в древнее пиво хмель не добавлялось, как и сахар. Пиво было не алкогольным или слабо алкогольным напитком.

Пиво делалось так:

  • Подработка солода — проращивание зёрен злаков (чаще всего ячменя), сушка и очистка от ростков.
  • Затирание — солод размельчается и смешивается с водой. Смесь при этом приобретает сладковатый вкус.
  • Фильтрация затора — затор перекачивается в фильтр — чан, где происходит его разделение на неохмелённое сусло и дробину.
  • Кипячение сусла — сусло а также других ингредиентов, варится 1-2 часа.
  • Брожение — простейшие сахара, содержащиеся в сусле, при помощи дрожжей превращаются в спирт и углекислый газ.
  • Фильтрация — пиво фильтруется от остатков дрожжей.

Бозо делается так:

  • Прожарка муки - в начале мука жарится в масле, потом добавляется вода
  • Добавление таруу(овес) - в эту смесь добавляется таруу и вариться в течении часа.
  • Подработка угута(солод) — проращивание зёрен пшеницы, сушка и очистка от ростков.
  • Затирание — в еще теплую смесь размельчается и смешивается угут.
  • Фильтрация смеси(Чыпкалоо) — в наши дни смесь фильтруется с помощью марлевых тканей. Как это делалось в древности я не знаю.
  • Брожение — в смесь добавляются дрожи и настаиваются.
  • Фильтрация — бозо еще раз фильтруется.

В наши дни вместо таруу(овес) стали использовать кукурузу или смесь кукурузу с таруу. Приятно что Бозо тоже развивается :)

Link to comment
Share on other sites

Так же есть под вид бозо

Ачытма бозо (бозо выдержанный)

5 л бозо,

1 — 1,5 кг сахара.

Бозо налить в эмалированную кастрюлю, нагреть, положить сахар, перемешать и поставить в теплое место.

Выдерживать в течение 5 — 7 суток. В зависимости от времени выдержки возрастает и крепость этого напитка.

При употреблении ачытма бозо разбавляют свежеприготовленным бозо. В старину из этого вида бозо получали спирт.

Link to comment
Share on other sites

Связь Кыргызского национального напитка "Бозо" с современным пивом.

Как делалась средневековое "Пиво"?

и так в древнее пиво хмель не добавлялось, как и сахар. Пиво было не алкогольным или слабо алкогольным напитком.

Пиво делалось так:

  • Подработка солода — проращивание зёрен злаков (чаще всего ячменя), сушка и очистка от ростков.
  • Затирание — солод размельчается и смешивается с водой. Смесь при этом приобретает сладковатый вкус.
  • Фильтрация затора — затор перекачивается в фильтр — чан, где происходит его разделение на неохмелённое сусло и дробину.
  • Кипячение сусла — сусло а также других ингредиентов, варится 1-2 часа.
  • Брожение — простейшие сахара, содержащиеся в сусле, при помощи дрожжей превращаются в спирт и углекислый газ.
  • Фильтрация — пиво фильтруется от остатков дрожжей.

Бозо делается так:

  • Прожарка муки - в начале мука жарится в масле, потом добавляется вода
  • Добавление таруу(овес) - в эту смесь добавляется таруу и вариться в течении часа.
  • Подработка угута(солод) — проращивание зёрен пшеницы, сушка и очистка от ростков.
  • Затирание — в еще теплую смесь размельчается и смешивается угут.
  • Фильтрация смеси(Чыпкалоо) — в наши дни смесь фильтруется с помощью марлевых тканей. Как это делалось в древности я не знаю.
  • Брожение — в смесь добавляются дрожи и настаиваются.
  • Фильтрация — бозо еще раз фильтруется.

В наши дни вместо таруу(овес) стали использовать кукурузу или смесь кукурузу с таруу. Приятно что Бозо тоже развивается :)

Так же есть под вид бозо

Ачытма бозо (бозо выдержанный)

5 л бозо,

1 — 1,5 кг сахара.

Бозо налить в эмалированную кастрюлю, нагреть, положить сахар, перемешать и поставить в теплое место.

Выдерживать в течение 5 — 7 суток. В зависимости от времени выдержки возрастает и крепость этого напитка.

При употреблении ачытма бозо разбавляют свежеприготовленным бозо. В старину из этого вида бозо получали спирт.

Это у вас о "бозо" рецепт приготовления бражки что ли? Научились наверное у русских... :lol:

У нас "божо" или "божа" называется (на тувинском имею виду) продукт из молока получаемое при этапе подготовления водки "арака".

Молоко разливается в "көгээр" сосуд из кожи, где продолжительно разбалтывается и выделяют прекрасное масло. Само оставшиеся молоко слегка окисляется - ну технология схож с приготовлением кумыса.

Потом этот "айран" или молоко наливают в чугунный котел и кипятят, а наверху поставят деревянный цилиндр вида отрезанного конуса, верх накрывается ещё одним котлом или посудой маленького размера в котором положат лед или наливается холодная вода чтобы конденсировались спиртные пары в "араку".

После снятия "араки", снимается конусообразный цилиндр и прочие дивайсы, а с кипяченного молока или "айран"-а снимают верхний пенящийся уровень в чашку или посуду. Вот этот только что снятое жидкое средство с жутко горьким вкусом называется "божо" или "божа". Взрослые люди пили этот "божо", говорят хороший лекарственный напиток будет, чего то очень укрепят.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Руст, вы незнаете в какой период они могли заскачить на Тибет?

Я считаю, что нахождение кыргызских племен на Тибете не является сенсацией, они просто отодвинулись чуть дальше своих обычный кочевий в Вост. Туркестане. Еще С.М. Абрамзон писал о том, что некоторые кыргызские роды кочевали вплоть до Тибета:

племена, причисляемые к группе ичкилик — в предгорьях части Алайского и Туркестанского хребтов и прилегающих к ним районах Ферганской котловины, в западной части Алайской долины, в восточной части Каратегина и на восточном Памире, а также в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не КНР; в уездах Ак-Тоо, Улугчат, Таш-Курган, к западу от городов Кашгара, Янги-Гиссара и Яркенда и в уезде Гума — в предгорьях Куэнь-Луня

http://www.vostlib.ru/kirgizy-i-ih-etnogeneticheskie-i-istoriko-kulturnye-svyazi/glava-i-voprosy-95/17718597.html

Куэнь-Лунь - это уже Тибет.

Кроме этого с Тибетом связан тип нашего яка.

"Расселение яка в Северной Киргизии, т.е. в горах Тянь-Шаня, несомненно, шло с юга на север. Это заставляет думать, что тянь-шаньский домашний як скорее всего происходит из Тибета, а не из Монголии, тем более что и южнее Киргизии, в Кашгарских горах и на Кокшаал-тау, живут киргизы, занимающиеся разведением этого животного. Такого же, вероятно, происхождения и яки, разводимые киргизами на Алае и на Памире... по морфологическим признакам алайские яки также ничем не отличаются от тянь-шаньских, а те и другие, в свою очередь, ближе к тибетскому яку, чем к монгольскому"

http://www.vostlib.ru/kirgizy-i-ih-etnogeneticheskie-i-istoriko-kulturnye-svyazi/glava-i-voprosy-95/23899236.html

Еще у кыргызов есть древний заговор, в котором упоминается Кукунор - "Кукунордын кёлюне коч!" - это уже восточный Тибет.

Link to comment
Share on other sites

Кыргызстан и Монголия создадут совместную экспедицию по изучению исторических памятников двух народов

Бишкек, 3 апреля /Жаныл Купешева - Кабар/. Кыргызстан и Монголия создадут совместную экспедицию по изучению исторических памятников двух народов. Об этом сегодня на пресс-конференции в Государственной резиденции «Ала-Арча» заявил Президент КР Алмазбек Атамбаева по итогам переговоров со своим монгольским коллегой.

«Мы провели переговоры и в узком кругу и в расширенном составе с Президентом Монголии. Они прошли с оттенком ностальгии. У нас много общего, ученные Монголии насчитали около 5 тысяч общих слов в монгольском и кыргызском словарях. На территории Монголии находится озеро «Кыргызнур», есть много исторических памятников», - отметил А.Атамбаев.

В свою очередь, глава Монголии Цахиагийн Элбегдорж отметил, что когда летел в Кыргызстан, чувствовал, что посетит братскую страну.

http://www.kabar.kg/rus/politics/full/30575

Link to comment
Share on other sites

Я вот на днях прочитал статью о киргизах под заголовком : Решение проблемы енисейских кыргызов и россомонов , автор Чоро Абдылдаевич ТУКЕМБАЕВ . Что вы думаете ???

http://www.literatura.kg/articles/?aid=1391

Edited by Kirikmiltik
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...